Политика Восточного блока

Восточный блок |
---|
![]() |
Политика Восточного блока последовала за Красной Армией оккупацией большей части Центральной и Восточной Европы в конце Второй мировой войны и установлением Советским Союзом контролируемых Советским Союзом марксистско-ленинских правительств в регионе, который позже будет назван Восточным блоком. через процесс блоковой политики и репрессий. Эти правительства содержали очевидные элементы представительной демократии (такие как высший орган государственной власти , выборы, а иногда даже несколько политических партий), чтобы изначально скрыть этот процесс. [1]
Придя к власти, Коммунистическая партия каждой страны, контролируемая Советским Союзом, взяла на себя постоянный контроль над администрацией, политическими органами, полицией, общественными организациями и экономическими структурами, чтобы гарантировать, что никакая эффективная оппозиция не может возникнуть, и контролировать социально-экономическую и политическую жизнь в них. Партийные и социальные чистки проводились наряду с широким использованием организаций тайной полиции по образцу советского КГБ для наблюдения и контроля над местным населением. [1] Хотя в некоторых странах номинально продолжали существовать многочисленные политические партии, все они подчинялись правительству и поддерживали политику правительства. Хотя выборы продолжали проводиться, избирателям обычно предлагался один кандидат. Высшие органы государственной власти, состоящие из избранных таким образом представителей, собирались нечасто и всегда одобряли предложения правительства.
Фон
[ редактировать ]Создание Восточного блока
[ редактировать ]
В 1922 году Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Украинская ССР , Белорусская ССР и Закавказская СФСР утвердили Договор о создании СССР и Декларацию о создании СССР, образовав Советский Союз . [2] По окончании Второй мировой войны к середине 1945 года все столицы Восточной и Центральной Европы контролировались Советским Союзом. [3] На заключительных этапах войны Советский Союз начал создание Восточного блока , напрямую аннексировав несколько стран в качестве Советских Социалистических Республик , которые первоначально были фактически переданы ему нацистской Германией в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа . Восточная Польша, восточная Финляндия, страны Балтии, Буковина и Бессарабия , ныне называемая Молдовой , были насильственно включены в состав Советского Союза. По состоянию на начало XXI века территории Восточной Польши остаются частью Украины и Беларуси. [1]
Сотрудники Красной Армии и НКВД начали насаждать коммунистическую систему в 1939 году. Они широко использовали местных коммунистов, социалистов и их пособников для ведения кампании массового насилия и массовых депортаций в лагеря с целью «советизации» территорий, находящихся под их оккупацией. . Советское вторжение в эти районы в 1939 году создало местных союзников и подготовило офицеров НКВД, имеющих опыт навязывания коммунистической системы. Советский Союз начал планировать преобразование Восточной Европы еще до вторжения нацистов в СССР в 1941 году. Есть свидетельства того, что СССР не рассчитывал на быстрое и легкое создание коммунистического блока. Иван Майский , советский министр иностранных дел при Сталине, писал в 1944 году, что все европейские страны в конечном итоге станут коммунистическими государствами, но только через три-четыре десятилетия. [1]
Коммунистические лидеры Центральной и Восточной Европы обычно участвовали в коалициях «национального фронта» в 1930-е годы, чтобы противостоять нацистской экспансии. Эти коалиции были созданы по образцу коалиций Испании и Франции. Историк Тони Джадт описал гражданскую войну в Испании как «пробную попытку захвата власти в Восточной Европе после 1945 года». [1]
В их число входили Восточная Польша (аннексированная Советским Союзом), [4] Латвия (стала Латвийской ССР ), [5] [6] Эстония (стала Эстонской ССР ), [5] [6] Литва (стала Литовской ССР ), [5] [6] часть восточной Финляндии (стала Карело-Финской ССР ) [7] и северо-восточная Румыния (часть которой стала Молдавской ССР ). [8] [9] К 1945 году площадь этих дополнительных аннексированных стран составила примерно 180 000 дополнительных квадратных миль (465 000 км²). 2 ), или немного больше, чем площадь Западной Германии, Восточной Германии и Австрии вместе взятых. [10]
Другие государства были преобразованы в советские государства-сателлиты, такие как Польская Народная Республика , Народная Республика Болгария , Венгерская Народная Республика , [11] Чехословацкая Социалистическая Республика , [12] Народная Республика Румыния , Народная Республика Албания , [13] а позднее Германская Демократическая Республика из советской зоны немецкой оккупации. [14] Союзная Народная Республика Югославия также считалась частью Блока. [15] [16] хотя раскол Тито и Сталина произошел в 1948 году. [17]
Условия в Восточном блоке
[ редактировать ]
Во всем Восточном блоке, как в Советской Социалистической Республике, так и в остальной части блока, России уделялось видное место, и ее называли «наиболее выдающаяся нация» (самая выдающаяся нация) и « руководящий народ» (ведущий народ). [10] Советы поощряли поклонение всему русскому и воспроизводство собственной коммунистической структурной иерархии в каждой из стран Блока. [10]
Определяющей характеристикой коммунизма, реализованного в Восточном блоке, был уникальный симбиоз государства с обществом и экономикой, в результате которого политика и экономика теряли свои отличительные черты как автономные и различимые сферы. [18] Хотя более 15 миллионов жителей Восточного блока мигрировали на запад с 1945 по 1949 год, [19] Эмиграция была фактически остановлена в начале 1950-х годов, когда советский подход к контролю над национальным движением подражал большей части остальных стран Восточного блока. [20] Советы санкционировали экспроприацию и этатизацию частной собственности. [21]
«Режимы-копии» советского типа, возникшие в Блоке, не только воспроизводили советскую командную экономику , но также переняли жестокие методы, используемые Иосифом Сталиным и советской тайной полицией для подавления реальной и потенциальной оппозиции . [21] Более того, Восточный блок столкнулся с экономическим неправильным развитием со стороны центральных планировщиков, в результате чего эти страны пошли по пути экстенсивного, а не интенсивного развития, и сильно отставали от своих западноевропейских коллег по валовому внутреннему продукту на душу населения. [22] Кроме того, СМИ в Восточном блоке служили государственным органом, полностью зависимым и подчиненным коммунистической партии. [23] Радио- и телевизионные организации принадлежали государству, тогда как печатные СМИ обычно принадлежали политическим организациям, в основном правящей коммунистической партии. [23]
Взятие контроля
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]
Первоначальный вопрос, возникший в странах, оккупированных Красной Армией в 1944 и 1945 годах, заключался в том, каким образом превратить оккупационную власть в контроль над внутренним развитием. [24] Поначалу готовность западных стран поддержать «антифашистские» действия и «демократизацию» с социалистическим элементом помогла советским усилиям позволить коммунистам в своих странах инициировать процесс постепенной, почти незаметно медленной советизации . [24] [25] Поскольку коммунисты были относительно небольшим меньшинством во всех странах, кроме Чехословакии, [26] Первоначально им было поручено сформировать коалиции в своих странах. [25]
В конце войны сокрытие роли Кремля считалось решающим для нейтрализации сопротивления и создания видимости, что режимы не только возглавляются местным населением, но и напоминают «буржуазные демократии». [26] Иосиф Сталин уже фактически закрыл доступ извне в Советский Союз с 1935 года (и до своей смерти), фактически не разрешая иностранным поездкам внутри Советского Союза, так что посторонние не знали о политических процессах, которые там происходили. [27] В этот период и даже в течение 25 лет после смерти Сталина немногие дипломаты и иностранные корреспонденты, которым было разрешено находиться в Советском Союзе, обычно находились в пределах нескольких миль от Москвы, их телефоны прослушивались, их резиденции были ограничены местами, предназначенными только для иностранцев, и за ними постоянно следили советские власти. [27] Несогласных, приближавшихся к таким иностранцам, арестовывали. [28] В течение многих лет после Второй мировой войны даже самые информированные иностранцы не знали ни о количестве арестованных или казненных советских граждан, ни о том, насколько плохо работала советская экономика. [28]
В других странах блока Сталин заявил, что восточноевропейская версия демократии является простой модификацией западной « буржуазной демократии ». [29] Следовательно, советский захват контроля с самого начала обычно следовал трехэтапному процессу «блоковой политики»: (i) общая коалиция левых, антифашистских сил; (ii) фиктивная коалиция, в которой коммунисты нейтрализовали членов других партий, не желающих признать коммунистическое превосходство; и (iii) полное коммунистическое доминирование, часто осуществляемое в новой партии, образованной путем слияния коммунистических и других левых групп. [30] В то же время советские советники были размещены в государственных учреждениях, с более высокой концентрацией в армии и полиции, а торговые соглашения давали СССР преобладающее влияние в местной экономике. [30] Результатом этого процесса стало то, что с 1944 по 1948 год в Восточном блоке политические партии, организации, добровольные объединения и территориальные общины тайно направлялись к постепенному выведению из строя, растворению и трате себя собственными усилиями в различных процессах. [31]
Социально-экономические реформы
[ редактировать ]Сталин считал, что социально-экономические преобразования необходимы для установления советского контроля, что отражало марксистско-ленинскую точку зрения, согласно которой материальная база — распределение средств производства — формирует социальные и политические отношения. [25] Эта « советизация » включала постепенную ассимиляцию местных политических, социально-экономических и культурных моделей в советскую модель при одновременном разрыве связей с «буржуазными» западными ценностями и традициями. [32] Подготовленные в Москве кадры были поставлены на важные властные позиции для выполнения приказов, касающихся социально-политических преобразований. [25] Ликвидация социальной и финансовой власти буржуазии путем экспроприации земельной и промышленной собственности считалась абсолютным приоритетом. [29] Эти меры были публично объявлены реформами, а не социально-экономическими преобразованиями. [29] По всей Восточной Европе, за исключением Чехословакии, такие организации, как профсоюзы и ассоциации, представляющие различные социальные, профессиональные и другие группы, создавались только по одной организации в каждой категории, без конкуренции. [29] Этими организациями управляли коммунистические кадры, хотя первоначально допускалось некоторое разнообразие. [33] Советские и местные концерны создали «акционерные общества», позволяющие советским чиновникам осуществлять прямой контроль над важными секторами экономики. [30]
Сокрытие
[ редактировать ]

Поначалу Советский Союз скрывал свою роль, а преобразования выглядели как модификация западной « буржуазной демократии ». [29] Как сказали одному молодому коммунисту в Восточной Германии: «Это должно выглядеть демократично, но мы должны держать все под своим контролем». [30]
За первоначальным исключением Чехословакии, деятельность политических партий должна была соответствовать «политике блока», причем партии в конечном итоге должны были принять членство в «антифашистском» «блоке», обязывающее их действовать только на основе взаимного «консенсуса». [33] Московские кадры, занимающие ключевые посты, отказывались с помощью вето обеспечить консенсус в отношении оппозиционных изменений, а тех, кто выступал против предложенных коммунистами изменений, обвиняли в неподчинении советским властям, за чем часто следовало суровое наказание. [33] Когда такие меры не давали желаемого эффекта, оккупационные офицеры вмешивались напрямую. [33] Соответственно, выборы, которые были обещаны западным союзникам, не изменили политический выбор. [26]
Политика блока в конечном итоге вынудила предполагаемых буржуазных политиков и партии выбирать между безоговорочной политической капитуляцией и прямым отказом. [34] Если бы они выбрали первое, то оттолкнули бы своих последователей и маргинализовали себя, а второй случай привел бы к клевете как уклонистов от «антифашистского демократического консенсуса» и «предателей» народа с последующей изоляцией, преследованием и ликвидацией. . [34]
Следовательно, блоковая система позволяла Советскому Союзу косвенно осуществлять внутренний контроль Восточного блока. [26] «Буржуазные» политики, готовые следовать за лидерами коммунистического блока и поддерживать социально-экономические реформы, были привлечены для продвижения иллюзии классической демократии. [26] Подобные некоммунистические чиновники были назначены на некоторые административные должности, в то время как надежные коммунистические кадры работали за кулисами, чтобы контролировать аппарат и процесс принятия решений. [26] Важнейшие отделы, такие как ответственные за кадры, образование, общую полицию, тайную полицию и молодежь, строго управлялись коммунистами. [26] С самого начала многопартийная система, установленная советскими оккупационными властями, планировалась как временная. [34] Были предусмотрены два вида союзов: постоянные «естественные» союзы с соответствующими социальными силами, такими как крестьяне, готовые подчиниться коммунистическим авангардным партиям, и временные соглашения с буржуазными партиями, необходимые для достижения временных целей. [26] Партии, такие как социал-демократы , считались принадлежащими к постоянной естественной категории, но в конечном итоге ожидалось, что они претерпят трансформации. [26] Московские кадры отличали «прогрессивные силы» от «реакционных элементов» и делали и тех, и других бессильными посредством самовыхолащивания или будущего самопожертвования. [34] Подобные процедуры повторялись постоянно, пока коммунисты не получили неограниченную власть, при этом остались только политики, безоговорочно поддерживавшие советскую политику. [34]
Политические системы
[ редактировать ]«Народная демократия»
[ редактировать ]Несмотря на первоначальный институциональный дизайн коммунизма, реализованный Иосифом Сталиным в Восточном блоке (см. Сталинизм ), последующее развитие различалось в разных странах. [18] В государствах-сателлитах после первоначального заключения мирных договоров оппозиция была по существу ликвидирована, были предприняты фундаментальные шаги к социализму, а кремлевские лидеры стремились усилить контроль над ними. [35] Хотя коммунизм пришел к власти в Советском Союзе после гражданской войны в России , некоторое замешательство для правящих режимов вызвало то, что в остальной части Восточного блока он пришел к власти после оккупации Красной Армии . [36] Возникло то, что венгерский коммунист Ласло Райк (позже казненный) назвал « диктатурой пролетариата без советской формы», «народной демократией». [36] Определяющей характеристикой реализованного в нем коммунизма стал уникальный симбиоз государства с обществом и экономикой, в результате которого политика и экономика потеряли свои отличительные черты как автономные и различимые сферы. [18] Первоначально Сталин руководил системами, которые отвергали западные институциональные характеристики рыночной экономики , демократическое управление (которое на советском языке называлось « буржуазной демократией ») и верховенство закона, подавляющее дискреционное вмешательство государства. [37] Возникшие в результате государства стремились к полному контролю над политическим центром, поддерживаемым обширным и активным репрессивным аппаратом, а также к центральному оправданию якобы марксистско-ленинской идеологии. [37]
Пережитки «буржуазной демократии»
[ редактировать ]Рудиментарные демократические институты никогда не были полностью разрушены, что привело к созданию фасада представительных институтов. Высшие органы государственной власти штамповали решения правящих партий. Им уделялось настолько мало внимания, что некоторые из тех, кто служил в высших органах государственной власти, фактически были мертвы, а чиновники иногда открыто заявляли, что будут занимать места членов, проигравших выборы. [38] Конституции были обнародованы, но никогда не применялись в жизнь. [37] Государственные учреждения практиковали демократический централизм , при котором подчиненные органы партии и государства безоговорочно поддерживали решения высших партийных лидеров. [39] Решения, имеющие последствия, принимались правящими коммунистическими партиями, которые не были политическими партиями в западном понимании, а были аппаратами тоталитарного контроля над государством и обществом. [38] Они не представляли групповые интересы, они их навязывали. [38] Высшие органы государственной власти были избраны, но их заседания происходили всего несколько дней в году и служили лишь для создания легитимности решений Политбюро. [38]
Правящие партии
[ редактировать ]
Коммунистические партии несоветских стран Восточного блока проводили съезды каждые пять лет, вскоре после Коммунистической партии Советского Союза , для избрания центральных комитетов и одобрения новых партийных программ, хотя «центральные комитеты могли созывать чрезвычайные» съезды. съезда [39] Посещение партийных съездов часто давалось в качестве награды за выслугу лет. [39] Партии также иногда проводили национальные конференции для решения конкретных вопросов. [39]
Центральные комитеты обычно собирались на полные или пленарные заседания два-три раза в год для избрания членов политбюро и «секретариата» коммунистической партии, который насчитывал 15-20 высокопоставленных партийных деятелей, каждый из которых руководил каким-либо отделом ЦК. секретариат партии. [41] Эти департаменты были либо партийными «тенями» фактических правительственных ведомств, которыми они в конечном итоге управляли (например, сельское хозяйство, иностранные дела, образование и т. д.), либо специальными партийными учреждениями, отвечающими за кадры, либо комиссией партийного контроля, которая расследовала любые предполагаемые нарушения партийных функций. дисциплина. [41]
Генеральный секретарь или первый секретарь ЦК был самой влиятельной фигурой в каждом режиме. [41] Он осуществлял свою повседневную власть через Политбюро или президиум, который обычно состоял из 10-15 полноправных членов. [41] В сталинский период глава партии также возглавлял исполнительную власть, причем после смерти Сталина эта практика менялась, хотя исполнительная власть всегда принадлежала высшим органам партии. [38] В Румынии после середины 1960-х годов не существовало Политбюро, и вместо этого генеральный секретарь Николае Чаушеску назначил небольшой постоянный исполнительный комитет, из которого он назначил небольшое постоянное бюро, состоящее из него самого, его жены и четырех-пяти других членов. [41] В общем, чем дольше Первый или Генеральный секретарь находился на своем посту, тем могущественнее он становился, и в целом он мог сохранять власть, пока оставался здоровым. [41] Степень свободы руководства была разной: Чаушеску практически не подвергался дебатам, а Болгарии из Тодор Живков мог предпринимать такие действия, как навязывание болгарских имен этническим туркам, даже не обсуждая этот вопрос. [41] Партия, над которой Политбюро, господствовало не была массовой партией, а, в соответствии с ленинистской традицией, представляла собой меньшую выборочную партию, составлявшую от трех процентов (например, Албания ) до четырнадцати процентов (например, Чехословакия ) населения страны, принявшего полное повиновение. . [42] Например, польский коммунист охарактеризовал веру в Польскую объединенную рабочую партию так: «это означает, что его вера в нее некритична на каждом этапе, независимо от того, что говорит партия. Это человек, способный адаптировать свой менталитет». и свою совесть таким образом, чтобы он мог безоговорочно принять догму о том, что партия никогда не ошибается, даже если она ошибается все время». [42] Для вступления обычно требовался испытательный срок. [41] Те, кто обеспечил членство в этой избирательной партии, получили значительные вознаграждения, такие как доступ к специальным недорогим магазинам с большим выбором товаров, специальным школам, базам отдыха, кинотеатрам, домам, мебели, произведениям искусства и служебным автомобилям со специальными номерными знаками. чтобы полиция и другие лица могли идентифицировать этих участников на расстоянии. [42] Эти члены, также называемые номенклатурой , также получили разрешение на выезд за границу, которое редко давалось широкой публике. Конверты с банкнотами, а иногда и иностранной твердой валютой, нередко раздавались некоторым членам партии или политбюро. [38] После конфискации путем национализации у прежних владельцев после советской оккупации партия сначала обладала значительным дополнительным имуществом и недвижимостью, которую можно было передать членам. [38] Все члены имели партийный билет или книжку, в которой фиксировались посещаемость собраний, служение партии и любые отклонения от партийного поведения. [42] Периодически эти карты проверялись, часто в качестве прелюдии к отбраковке или чистке тех, кого считали нежелательными или недостаточно преданными своему делу. [42]
Коммунистическая партия находилась в центре политической системы Восточного блока, ее ведущая роль заключалась в абсолютном политическом правлении практически без каких-либо политических дискуссий. [43] Большинство партий в несоветских странах Восточного блока отличались от Коммунистической партии Советского Союза тем, что формально они представляли собой коалиции. [43] Лишь в Болгарии, Чехословакии, Югославии и Румынии (и только после 1965 года) партии использовали в своем названии слово «коммунистические». [43] В состав правящих партий Восточного блока входили:
Хотя в некоторых штатах другим партиям разрешалось существовать, зачастую их единственной существенной функцией было узаконивание существования национального фронта или какой-либо подобной зонтичной организации. [39] Организация партии основывалась на «территориально-производственном» принципе, означающем, что подразделение низшего уровня могло базироваться либо в районе, либо по месту работы. [39] Следующий по высоте уровень был территориальным и включал районы, города, области и штаты. [39] На каждом уровне были свои комитеты, бюро и секретариат. [39]
Чистки и показательные процессы
[ редактировать ]В соответствии с советскими директивами «построение коммунизма» в Восточном блоке включало ликвидацию классовых врагов и постоянную бдительность против контрреволюционеров, особенно внутри самих коммунистических партий. [21] В конце 1940-х — начале 1950-х годов, чаще всего после кампании по изгнанию « титистов » после раскола Тито и Сталина в 1948 году , происходили протесты, в которых многие из участников были рабочими, интеллектуалами, недовольными молодыми людьми, введенными в крестьянство как часть коллективизации . и тех, кто изначально с наибольшим энтузиазмом относился к коммунистическим системам [44] [45] В ответ в Польше ЦК провел «пленум бдительности» против националистов. [46] Один из методов контроля включал несколько партийных чисток в период с 1948 по 1953 год, в том числе 90 000 чисток в Болгарии, 200 000 в Румынии (около трети партии), 200 000 в Венгрии, 300 000 в Восточной Германии , 370 000 в Польше (около четверти партии). членов) и 550 000 в Чехословакии (30% партии). [44] [46] В Венгрии около 150 000 человек также были заключены в тюрьму, а 2 000 казнены без суда и следствия. [44] В Эстонской ССР с 1949 по 1951 год происходила чистка Эстонской коммунистической партии от «буржуазных националистов». [47] В Чехословакии около 130 000 человек были отправлены в тюрьмы, трудовые лагеря и шахты. [44] Эволюция последовавшей жесткости чисток в Чехословакии, как и большая часть ее истории после 1948 года, была результатом позднего захвата власти коммунистами, при этом многие чистки были сосредоточены на значительном количестве членов партии, ранее состоявших в других партиях. [48] Ранние заявления лидера партии Клемента Готвальда о том, что Чехословакия отличается от остальной части Восточного блока, породили зависть и дополнительную опасность позже, когда Сталин продемонстрировал почти параноидальное стремление к единству и единообразию. [48]
Девять копий отчетов, признаний и других документов о чистках во всех странах были разосланы лидерам Советского Союза и других стран Восточного блока. [49] В Польше, когда местное руководство сопротивлялось советскому давлению в отношении показательных процессов, Советы потребовали построить больше тюрем, в том числе одну со специальным крылом для высокопоставленных членов партии. [50] Интенсивность чисток различалась в зависимости от страны: тщательные чистки проводились в местах с относительно популярной партией в Чехословакии и Болгарии, и менее тщательные чистки в местах, где партия изначально была менее авторитетной, например, в Польше, Румынии и Восточной Германии. [51]
Любой член, имевший связи с Западом, сразу же оказывался уязвимым, включая большое количество людей, которые провели годы в изгнании на Западе во время нацистской оккупации Чехословакии и Венгрии. [49] Многие ветераны гражданской войны в Испании были заключены в тюрьму или убиты, потому что они были запятнаны своим западным опытом. [49] Лица, имеющие западных жен, также подвергались преследованиям. [49] Помимо связей с Тито или Югославией, риску подвергались также лица, которые ранее принадлежали к некоммунистическим партиям, объединившимся в политический процесс Блока, а также члены нерабочего класса. [49]
Помимо чисток рядовых членов, были подвергнуты чисткам видные коммунисты, а некоторые подверглись публичным показательным судам . [46] Скорее всего, они были спровоцированы, а иногда и организованы Кремлем или даже Сталиным, как он это сделал во время московских процессов по поводу Большой чистки в Советском Союзе в 1930-х годах. [49] В их число входили Кочи Дзодзе в Албании и Трайчо Костов в Болгарии, которые были подвергнуты чистке и арестованы. [45] После казни Костова болгарские лидеры отправили Сталину телеграмму с благодарностью за помощь. [49] В Румынии были арестованы Лукрециу Пэтрэшкану , Ана Паукер и Василе Лука , а Пэтрэшкану казнили. [46] Сталинский эмиссар НКВД, координировавший свои действия с генеральным секретарем Венгрии Матьяшем Ракоши , и его ÁVH возглавили показательный суд над министром иностранных дел Венгрии Ласло Райком , который позже был казнен. [49] Суды над Райком побудили Москву предупредить партии Чехословакии о том, что вражеские агенты проникли высоко в партийные ряды, и когда озадаченные Рудольф Сланский и Клемент Готвальд поинтересовались, что они могут сделать, агенты сталинского НКВД прибыли, чтобы помочь подготовить последующие процессы. Чехословацкая сторона впоследствии арестовала самого Сланского, Владимира Клементиса , Ладислава Новомесского и Густава Гусака (позже Клементис был казнен). [46] Сланский и еще одиннадцать человек были осуждены вместе как «троцкист-сионистско-титоистско-буржуазно-националистические предатели» в ходе одного ряда показательных процессов , после чего они были казнены, а их прах был смешан с материалом, который использовался для засыпки дорог на окраине Праги. . [46] Ко времени процессов над Сланским Кремль утверждал, что Израиль, как и Югославия, укусил советскую руку, которая его кормила, и поэтому судебные процессы приняли откровенно антисемитский тон: одиннадцать из четырнадцати обвиняемых, судимых по делу Сланского, быть евреем. [51]
Советы предписывали методы показательного суда, включая процедуру, при которой признания и «показания» от главных свидетелей могли быть получены любыми средствами, включая угрозы пытками жен и детей свидетелей. [50] Чем выше был член партии по рангу, тем, как правило, более жестоким пыткам его подвергали. [50] По показательному суду над министром внутренних дел Венгрии Яношем Кадаром признания , который годом ранее пытался добиться от Ласло Райка на показательном суде в отношении «Владимира», допрашивавшего Кадара: [50]
У Владимира был только один аргумент: удары. Они начали бить Кадара. Они намазали его тело ртутью, чтобы его поры не дышали. Он корчился на полу, когда появился новичок. Новичком стал отец Владимира, Михай Фаркас.Кадар был поднят с земли. Владимир подошел ближе. Двое приспешников разжали Кадару зубы, и полковник небрежно, словно это была самая естественная вещь на свете, помочился ему в рот.
После этого суда Кадар позже дослужился до генерального секретаря правящей Венгерской партии трудящихся, когда Имре Надь был казнен. Оказавшись в комнате для допросов, инквизиторы и не претендовали на попытку поиска реальных доказательств, дав понять, что их единственная задача — добиться признания, которое будет использовано для убеждения других людей в виновности подсудимого. [50] Многие преданные члены партии согласились с аргументом, что они могут оказать партии последнюю услугу, позволив быть осужденными за преступления, которых они не совершали. [50] Даже после того, как партия отказалась от соглашения, которое должно было пощадить Ласло Райка, Райк якобы кричал прямо перед казнью: «Да здравствует партия!» [51] Для тех, кто не был казнен, деградация и унижение продолжались годами в тюрьмах или трудовых лагерях. [50]
Доказательства часто были не просто отсутствующими, но и абсурдными, а партийные следователи венгерского Джорджа Палоци-Хорвата с восторгом восклицали: «Мы все время знали — у нас есть это здесь в письменном виде — что вы встречались с профессором Сентдьёрдьи не в Стамбуле , а в Константинополе ». ." [51] В другом случае венгерская тайная полиция ÁVH также осудила другого члена партии как пособника нацистов с помощью документа, который фактически ранее выставлялся в стеклянном шкафу Института рабочего движения как пример подделки гестапо. [51] Сами испытания представляли собой «шоу», где каждому участнику приходилось выучивать сценарий и проводить неоднократные репетиции перед выступлением. [51] На процессе Сланского, когда судья пропустил один из заданных вопросов, лучше отрепетированный Сланский ответил на тот, который следовало задать. [51]
Некоторые из примечательных показательных процессов в Восточном блоке после 1944 года. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Административные структуры
[ редактировать ]Первоначально коммунистические партии были небольшими во всех странах, кроме Чехословакии, так что существовала острая нехватка политически «благонадежных» людей для администрации, полиции и других профессий. [52] Соответственно, изначально такие роли исполняли «политически неблагонадежные» некоммунисты. [52] Непослушные коммунистической власти были изгнаны, а московские кадры начали масштабную партийную программу по подготовке кадров, отвечающих политическим требованиям. [52]
Кроме того, по всему Восточному блоку появились армии в форме советского образца, изучающие военные руководства, скопированные у Красной Армии. [53] Партия доминировала в вооруженных силах, ее члены составляли почти все звания выше капитана. [38]
В партийной структуре часто велись два списка: кадровый и номенклатурный . Последний включал в себя все должности в каждой стране, которые были важны для беспрепятственного проведения партийной политики, включая военные должности, административные должности, директора местных предприятий, администраторов общественных организаций, газет и т. д. [54] В Чехословакии номенклатурные списки , как предполагалось, содержали 100 000 должностей, в то время как в Польше это число было в 2-3 раза больше. [54] список были включены имена тех, кого партия считала достаточно благонадежными для того, чтобы занять номенклатурный В кадровый пост . [54] Чтобы попасть в кадровый список, не обязательно быть членом партии, но любой признак нетрадиционного поведения будет означать исключение из списка. [54] Значительный объем информации, переданной партии полицией или доверенными наблюдателями, обеспечил своевременность и полноту кадровых списков. [54] Конечным результатом было то, что любой, кто стремился получить влиятельную или высокооплачиваемую работу, должен был подчиняться партийному диктату. [54]
Десталинизация
[ редактировать ]Некоторое ослабление советского контроля произошло после смерти Сталина в 1953 году и последующей десталинизации . [55] Государственная жестокость и репрессии в Блоке пошли на убыль. [21] Красная Армия ушла с Балкан, но не из Восточной Германии и стран, необходимых для транзитных целей. [55] Продолжение сохранения коммунистической власти было гарантировано Доктриной Брежнева , как, например, во время вторжения Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году , на том основании, что угроза системе в одной стране была вызовом для альянса в целом. [55]

Как и в случае с Югославией после раскола Тито и Сталина , Албания пошла по другому пути, чем большинство остальных стран Восточного блока. первого секретаря Партии труда Албании Энвера Ходжи Из-за приверженности сталинизму , Албания порвала с Советским Союзом в 1960 году после советской десталинизации. [56] Албания начала устанавливать более тесные контакты с Цзэдуна Мао Китайской Народной Республикой . [56] После смерти Мао и стремления Китая к тесным связям с Соединенными Штатами [57] Албания также разорвала связи с Китаем в 1978 году. [56]
Культ личности усилился вокруг Ходжи, который становился все более параноиком в отношении иностранных интриг и заговоров. [56] Ходжа не терпел инакомыслия, и тысячи албанцев были казнены, отправлены в государственные трудовые лагеря или сосланы в отдаленные районы на работу. [58] После чистки военной и экономической бюрократии в 1976 году Албания приняла жесткую марксистско-ленинскую конституцию, которая не только сделала партию ведущей силой в государстве и обществе, но также ограничила частную собственность и запретила иностранные займы. [59] Полностью изолировав себя от остального мира, Албания приступила к масштабной оборонной программе, включая накопление огромного арсенала оружия и строительство более 700 000 бетонных военных бункеров для страны с населением всего 3 миллиона человек. [56]
Политические репрессии
[ редактировать ]Хотя первоначальный институт коммунизма уничтожил большую часть прежнего институционального и организационного разнообразия стран Восточного блока, [60] Коммунистические структуры существовали в разных проявлениях силы, которые также менялись с течением времени. [61] В таких коммунистических системах централизованный и неизбираемый государственный аппарат, командная экономика и нехватка или отсутствие независимых гражданских объединений специально объединялись, чтобы жестко ограничить репертуар действий для тех, кто хочет защитить свои интересы или выдвинуть требования к правительству. [62] Эти особенности не развивались, а были намеренно внедрены в течение относительно короткого периода времени. [62]
Как и в Советском Союзе, культура была подчинена политическим потребностям, а творчество было вторичным по отношению к социалистическому реализму . [53] Правовая система и образование были переработаны по советскому образцу. [36] Помимо эмиграционных ограничений, гражданское общество, определяемое как сфера политических действий вне государственного контроля партии, не имело возможности прочно укорениться, за возможным исключением Польши в 1980-х годах. [61] Хотя институциональные конструкции коммунистических систем были основаны на отказе от верховенства закона, правовая инфраструктура не была застрахована от изменений, отражающих упадок идеологии и замену автономного права. [61]
Хотя институциональные изменения, создавшие некоторые свободы, произошли, переход к эффективному конституционализму не мог произойти без краха коммунистических политических режимов. [61] Рыночные реформы не могут работать без функционирующих рынков. [37] Подчинение общества такими системами было не столько результатом периодических триумфов государства над соперничающими группами, сколько периодическими триумфами государства в сочетании с навязанными государством структурами, которые разрывали необходимые связи и занимали социальное пространство, необходимое для первоначального формирования соперничающих групп. [63]
Политическое инакомыслие
[ редактировать ]Коммунистические режимы в Восточном блоке рассматривали даже маргинальные группы оппозиционных интеллектуалов как потенциальную угрозу из-за основ, лежащих в основе коммунистической власти в этих странах. [64] Центральным столпом, на котором основывалась монопольная власть коммунистической элиты, была вера управленческих классов — руководящих кадров среднего звена в партийном аппарате, промышленности, органах безопасности, образовании и государственном управлении — в легитимность Коммунистической партии. [64] Предполагаемая опасность, исходящая от инакомыслия и оппозиции, заключалась не столько в возможной мобилизации широких открытых протестных движений, подрывающих режим, сколько в том, что политический нонконформизм подорвет надежность административных классов, ответственных за выполнение директив партийного руководства. [64]
Соответственно, подавление инакомыслия и оппозиции рассматривалось как центральная предпосылка безопасности коммунистической власти, хотя огромные затраты, за которые население в некоторых странах содержалось под тайным наблюдением, возможно, не были разумными. [64] Степень оппозиции и подавления диссидентов варьировалась в зависимости от страны и времени на протяжении всего Восточного блока. [64] После начальной фазы тоталитаризма за смертью Сталина последовал посттоталитарный период, в котором основной метод коммунистического правления сместился от широкомасштабного террора к выборочным репрессиям, а также идеологическим и социально-политическим стратегиям легитимации и обеспечения лояльности. [65]
Репрессии посттоталитарной фазы различались в странах Восточного блока в зависимости от степени внутренней сплоченности и социальных закреплений коммунистических элит в каждой стране. [66] Суд присяжных был заменен трибуналом из профессионального судьи и двух народных заседателей, которые были надежными партийными деятелями. [67] Особенности таких коммунистических систем в совокупности структурировали социальную и политическую среду, повышая стоимость открытого протеста, часто до запретительного уровня. [63] Хотя сопротивление и существовало, оно возникало в основном в форме индивидуальных мер, основанных на принятии системы в целом, которые, как это ни парадоксально, часто еще больше атрофировали возможности коллективного возмещения ущерба государству, например, когда работники намеренно тратили время на работе или крали государственные ресурсы. [63]
Категории классов
[ редактировать ]Граждане классифицировались по социалистическому происхождению и классу, при этом стандартными категориями были: рабочий , крестьянин , интеллигенция , мелкий служащий , другие и классовые враги . [68] Чтобы получить более послушную будущую интеллигенцию, детям классовых врагов ограничивалось лишь начальным образованием, а детям четвертой и пятой категорий было трудно поступить в университет. [68] Уголовные кодексы также можно было классифицировать по классовому признаку, при этом классовое происхождение осужденных определяло, насколько опасным для общества было преступление. [68]
Широкие социальные чистки
[ редактировать ]Помимо партийных чисток, происходили и более масштабные социальные чистки , которые с одинаковой или большей интенсивностью были направлены на все слои общества. [69] Как и партийные чистки, социальные чистки были теоретически оправданы сталинской доктриной, согласно которой классовая борьба усиливается сразу после социалистической революции и на первых этапах строительства социализма. [70] В результате возникли буржуазные и мелкобуржуазные настроения, ведущие, например, к зависимости от внутреннего производства и черного рынка в возникших в результате экономиках дефицита . [70] В дополнение к предполагаемым внешним опасностям « холодной войны » и особенно после паранойи, возникшей из-за раскола Тито и Сталина , упор был сделан на прекращение внутренних опасностей мелкобуржуазной деятельности, которая могла бы разжечь дополнительное сопротивление и народную симпатию масс. для запада. [71]
Эти социальные чистки представляли собой общие эпизоды террора, которые рассматривались как таковые с целью установления порядка и контроля. [69] Никто не был застрахован от последствий чисток, и обвинения были обычным явлением. [69] Определения преступлений, используемые в таких чистках, были широкими и расплывчатыми, включая хранение дефицитных товаров, истолкованных как накопление. [69] На всех гражданах лежала обязанность интегрировать в свою повседневную жизнь ответственность за проведение чисток. [69] Бывший лидер румынской Секуритате заявил: [69]
Это достигалось простым приемом: заводу, местному органу власти, профессиональной организации устанавливалась квота людей, подлежащих отсеиванию, что могло означать увольнение, отправку на шахты или передачу полиции безопасности как классовых врагов под обвинение в том, что случилось, стало модным преступлением. Руководящий комитет организации или человек, ответственный за кадровые вопросы, знали, что, если они не подчинятся, они сами станут жертвами. Поэтому они подчинились, заявив всем, что спасли девяносто восемь хороших людей, выбрав двух жертвенных ягнят, которые в любом случае были «не очень хорошими», портили всем жизнь тем, что слишком много работали, слишком много или слишком мало пили, были странными, потому что они отказывались спать с нужным человеком или просто, и это всегда был надежный аргумент, были евреями.
В Будапеште, Венгрия , в 2 часа ночи по понедельникам, средам и пятницам фургоны перевозили объекты чистки, которых к 1953 году насчитывалось около 700 000 человек. [69] Из них 98 тысяч были заклеймены как шпионы и диверсанты, из них 5 тысяч казнены. [69] В Чехословакии в период с 1948 по 1954 год было арестовано около 150 000 человек. [69] Аналогичная доля населения пострадала и в других государствах Восточного блока. [69]
Группы гражданского общества
[ редактировать ]Как и в случае с партийными чистками, любое учреждение, имевшее связи с Западом, было особенно уязвимо. [69] Филиалы организаций Восточного блока, имевших контакты с Западом, такие как бойскауты, девушки-гиды и Международная федерация профессиональных и деловых женщин, были закрыты. [69] Нападениям подверглись церкви, в том числе униатская церковь на Украине и в Румынии, протестанты в Болгарии и Римско-католическая церковь в Венгрии. [69] В группу риска попадали люди, бывшие «классовыми врагами» из-за своего социального воспитания, а также лица, ранее состоявшие в некоммунистических партиях. [70]
Чистки подавили внешние проявления недовольства, но они также вызвали серьезные экономические потрясения. [72] Крупные строительные проекты были начаты при недостаточном капитале, поэтому заключенным, не получающим зарплату, приходилось служить вместо современного оборудования. [72] Разрушение подготовленной административной и управленческой элиты также нанесло вред. [72] Так много рабочих было уволено из традиционных профессий, что их пришлось заменить наспех обученными более молодыми рабочими, не обладавшими сомнительным классовым происхождением. [72] Чехословацкий заметил: [72]
Высококвалифицированные профессионалы прокладывают дороги, строят мосты и управляют машинами, а тупые комья, чьи отцы копали, подметали или клали кирпичи, находятся на вершине, указывая остальным, где прокладывать дороги, что производить и на что тратить. деньги страны. В результате дороги выглядят как вспаханные поля, мы производим вещи, которые не можем продать, а мосты нельзя использовать для движения транспорта…. Затем они задаются вопросом, почему экономика катится вниз, как десятитонный грузовик с выключенными тормозами.
Чистки часто совпадали с введением первых пятилетних планов в несоветских странах Восточного блока. [73] Цели этих планов считались выходящими за рамки политического сближения даже там, где они были абсурдными, например, рабочие, не выполнявшие поставленные задачи, подвергались нападкам и обвинялись в экономических проблемах, в то время как в то же время основная ответственность за экономические недостатки была возложена на видных деятелей. жертвы политической чистки. [73] В Румынии признал , Георгиу-Деж что 80 000 крестьян были обвинены в том, что они встали на сторону классового врага, потому что они сопротивлялись коллективизации , а очищенная партийная элита Ана Паукер была обвинена в этом «искажении». [73]
Кроме того, в чистках были задействованы значительные ресурсы, как, например, в Венгрии, где почти один миллион взрослых был задействован для записи, контроля, идеологической обработки, шпионажа, а иногда и убийства объектов чистки. [72] В отличие от репрессий во время нацистской оккупации, не существовало продолжающейся войны, которая могла бы положить конец невзгодам Восточного блока, и в результате моральный дух серьезно пострадал. [74] Поскольку позже партии пришлось признать ошибки во многом из того, что произошло во время чисток после смерти Сталина , чистки также разрушили моральную основу, на которой действовала партия. [74] Поступив таким образом, партия отказалась от своего прежнего ленинского притязания на моральную непогрешимость рабочего класса. [74]
Тайная полиция
[ редактировать ]
Организации тайной полиции Восточного блока были созданы на основе теории Владимира Ленина и практического применения Иосифом Сталиным принципа «защиты революции». [75] Одним из первых действий Ленина после Октябрьской революции 1917 года было создание тайной полиции — ЧК . [75] Подобные организации в Восточном блоке стали «щитом и мечом» правящей Коммунистической партии. [75] Заявления партии основывались на общей теории Ленина о классовой борьбе, империализме, законном социализме и диктатуре пролетариата . [75]
Полиция служила для сдерживания оппозиции партийным директивам и сдерживания ее, если она возникнет. [67] Политическая полиция была ядром системы. [67] Большое количество граждан было завербовано, иногда посредством шантажа, в качестве информаторов тайной полиции. [76] Сложная полицейская сеть контролировала все слои общества, преследуя только тех, кто открыто выражал недовольство или несогласие с режимом. [76] Названия каждой политической полицейской организации стали синонимом необузданной власти и угроз жестокого возмездия, если отдельный человек начнет действовать против коллектива. [67] После смерти Сталина в 1953 году роль тайной полиции в целом снизилась и стала не средством насаждения террора, а средством сохранения существующего распределения политической власти, став в целом скорее реактивным, чем активным. [68] Исключением из этого более низкого профиля были Албания при Энвере Ходже и Румыния при Николае Чаушеску . [68] Стержнем советского контроля в начале Восточного блока был генерал Иван Серов , который был назначен председателем нового советского КГБ в 1954 году в качестве награды за эффективное применение своего опыта работы в тайной полиции для советизации Восточного блока. [77]
КГБ и формирование Штази
[ редактировать ]В ходе партийных чисток тайная полиция настолько укоренилась внутри партии, что стала собственной элитой внутри партийной элиты. [74] Государственные полицейские организации были обширны. Восточногерманская . Штази стала самым важным суррогатом советского КГБ после заявления Ленина о том, что «главным звеном в цепи революции является немецкое звено, и успех мировой революции зависит больше от Германии, чем от любой другой страны» [75] В 1947 году Сталин сказал Эдварду Карделю, тогдашнему премьер-министру Югославии: «Мы, русские, никогда не выберемся из Германии». [75] НКВД нацистских сначала содержал ряд бывших . концентрационных лагерей, таких как Бухенвальд и Заксенхаузен, для размещения бывших нацистов [78] После насильственного слияния Социалистической единой партии Германии тысячи антинацистских социал-демократов и коммунистов, выступавших против слияния, также оказались в этих лагерях. [78] Эрих Мильке , ключевой оперативник Советов после войны, превратил Штази в огромную тайную полицию и шпионскую организацию. [78] Мильке стал старейшим руководителем государственной безопасности в Восточном блоке, а его отношения с советской тайной полицией начались в 1931 году, когда он бежал из Германии в Москву после убийства двух берлинских полицейских. [78] Хотя «Штази» Мильке на первый взгляд получила независимость в 1957 году, до 1990 года КГБ продолжал иметь офицеров связи во всех восьми главных управлениях «Штази», каждое из которых имело собственный офис на территории штаб-квартиры «Штази» в Берлине, а также в каждом из пятнадцати окружных штабов «Штази» по всей Восточной Германии. [79] Сотрудничество было настолько тесным, что КГБ предложил Штази создать оперативные базы в Москве и Ленинграде для наблюдения за приезжающими восточногерманскими туристами, а Мильке называл сотрудников Штази «чекистами Советского Союза». [79] В 1978 году Мильке официально предоставил офицерам КГБ в Восточной Германии те же права и полномочия, которыми они пользовались в Советском Союзе. [79]
Вся информация, полученная по всему миру службами разведки и безопасности Восточного блока, хранилась в советском компьютере СОУД ( Система совместного сбора данных противника ). [80] СОУД стал ценным активом КГБ для Штази. [80] Инженеры Штази фактически создали систему, используя украденные и незаконно полученные западные технологии, но Советы настояли на том, чтобы она базировалась в Москве. [80]
Операции Штази
[ редактировать ]


Штази наняла 120 000 штатных агентов и, по официальной оценке, 100 000 информаторов для наблюдения за страной с населением всего 16 миллионов человек. [81] С 1950 по 1989 год в Штази работало в общей сложности 274 000 человек. [82] Что касается общего числа информаторов Штази inoffizielle Mitarbeiter (IMs), к 1995 году было выявлено 174 000 человек, что составляло примерно 2,5% населения Восточной Германии в возрасте от 18 до 60 лет. [82] Хотя эти расчеты были основаны на официальных отчетах, поскольку многие такие записи были уничтожены, число информаторов Штази, вероятно, составляло около 500 000. [82] По оценкам бывшего полковника Штази, эта цифра могла бы достигать 2 миллионов, если бы в нее были включены случайные информаторы. [82]
Результатом стало общество, жители которого часто не знали, кому доверять, и в котором лишь немногие пытались поделиться своими личными мыслями с кем-либо, кроме близких друзей или коллег. [81] В Восточной Германии была популярна поговорка: всякий раз, когда трое людей беседуют, один из них обязательно является информатором Штази. [81] Усилия Штази по обеспечению одного агента на 166 граждан затмили, например, нацистское гестапо , в котором для наблюдения за населением численностью в 80 миллионов человек работало всего 40 000 чиновников (один офицер на 2 000 граждан), и советский КГБ , который нанимал 480 000 штатных агентов для надзора. страна с населением 280 миллионов человек (один агент на 583 гражданина). [83] С учетом информаторов у Штази был один шпион на 66 граждан Восточной Германии. [83] С учетом взрослых информаторов, работающих по совместительству, цифры достигли примерно одного шпиона на 6,5 граждан. [83]
На все крупные промышленные предприятия были направлены штатные офицеры, а один жилец в каждом многоквартирном доме был назначен сторожем, подчиняющимся региональному представителю Volkspolizei ( Vopo). [83] Шпионы доложили о каждом родственнике или друге, оставшихся на ночь в чужой квартире. [83] В стенах квартир и гостиничных номеров были просверлены крошечные дырочки, через которые сотрудники Штази снимали граждан на специальные видеокамеры. [83] Аналогичным образом были широко проникнуты школы, университеты и больницы. [83]
Политические преступления обычно подпадают под более широкую категорию преступлений, таких как «Предательская передача информации», «Изменская агентурная деятельность» и «Вмешательство в деятельность государства или общества». [84] Ответчиками обычно были люди, которые запросили (номинально) законные разрешения на выезд из Восточной Германии или связались с западным консульством, чтобы узнать о процедурах эмиграции. [84] Приговоры к каторжным работам сроком до двух с половиной лет не были чем-то необычным в качестве наказания за такие расследования. [84] Обвиненными в «враждебной государству пропаганде» могли быть те, кто когда-то заявлял, что нет необходимости размещать танки на границе, называл пограничные укрепления «ерундой» или смотрел программы западногерманского телевидения и передавал их содержание другим. [85] Письмо друзьям на Западе о желании эмигрировать, которое могла бы перехватить Штази, могло привести к осуждению за «установление незаконных контактов». [85] Кроме того, было преступлением не донести до сограждан, например, информаторов, которые не сообщили друзьям о том, что они желают бежать на запад. [85] После середины 1950-х годов казни Штази проводились в строгой секретности, обычно на гильотине, а в последующие годы - с помощью единственного выстрела из пистолета в шею. [84] В большинстве случаев родственники казненных не были проинформированы ни о приговоре, ни о казни. [84] Трупы кремировали, а прах тайно хоронили, иногда на строительных площадках. [84]
Штази также сосредоточила внимание на союзниках правящей коммунистической Социалистической единой партии Германии . [86] Например, во время насильственного слияния СЕПГ при поддержке Советского Союза Штази арестовала 5000 членов Социал-демократической партии Германии , которые не одобряли слияние. [86] 400 человек умерли от казней, недоедания или исчезновения. [86] 200 из них позже были приговорены к 10 000 годам тюремного заключения. [86] До 1950 года все подобные приговоры выносились советскими военными трибуналами в ходе судебных процессов, каждый из которых длился не более десяти минут. [86]
Хотя в 1953 году Штази насчитывала всего 4000 членов, с годами она значительно выросла до 52 707 в 1973 году. [87] Ее ряды пополнились гораздо быстрее после того, как страны Восточного блока подписали в 1975 году Хельсинкские соглашения , которые Эрих Хонеккер рассматривал как серьезную угрозу своему режиму, поскольку они содержали формулировки, обязывающие подписавшихся сторон уважать «права человека и основные права, включая свободу мысли, совести, религии, и убежденность. [87] Размер Штази был немедленно увеличен на 10 000. [87] Мильке были предоставлены новые, широкие полномочия, в то время как Штази стала инструментом власти руководства в степени, невиданной в Восточном блоке после смерти Сталина , за исключением Секуритате в Румынии под руководством Николае Чаушеску . [87] Затем Штази организовала 24 лагеря для интернированных по всей Восточной Германии для размещения шести категорий лиц, подлежащих аресту. [88]
Затем Мильке выпустил Richtlinie 1/76 , стандартное руководство по процедурам, в котором подробно описывалось наблюдение за населением. [88] В каждом почтовом отделении Штази «М» нанимались офицеры, которые тайно вскрывали все письма и посылки, отправленные или полученные из некоммунистической страны. [89] Образцы письма были взяты из писем, которые можно было использовать для сопоставления с написанием любых диссидентских брошюр. [90] Допрошенных Штази заставляли подкладывать под мышки специальные тряпки, которые позже хранились в запечатанных и пронумерованных банках на огромном складе для последующего использования ищейками в случае розыска. [89] Штази также распыляла на тротуары перед своими офисами специальный химикат, который прилипал к обуви уходящих и позволял собакам легче их выслеживать. [90] В конце 1970-х годов, когда некоторым западным новостным организациям было разрешено использовать офисы в Восточном Берлине, они были обязаны нанимать всех сотрудников из определенного резерва рабочей силы, каждый из которых был информатором Штази. [91]
Государственные полицейские организации
[ редактировать ]При Николае Чаушеску полномочия тайной полиции Секуритате возросли. [92] стать, пропорционально населению Румынии, одной из крупнейших и самых жестоких сил тайной полиции в Восточном блоке . [93] К 1989 году общая численность кадровых офицеров и сотрудников службы безопасности Секуритате составляла 38 682 человека при населении в 23 миллиона человек. [94] В Секуритате работало около полумиллиона информаторов. [93] [94] После того, как несколько лидеров забастовки шахтеров позже умерли от преждевременной болезни, позже выяснилось, что врачи Секуритате подвергли их пятиминутному рентгену грудной клетки в попытке заболеть раком. [92] После того как уровень рождаемости упал, во все гинекологические отделения были помещены агенты Секуритате, а в Румынии были обязательными регулярные тесты на беременность для женщин детородного возраста, с суровыми наказаниями для тех, у кого было обнаружено прерывание беременности. [92] В 1949 году Секуритате также арестовала 80 000 крестьян, выступавших против трудовой реформы. [95]
в Албании Сигурими под руководством сталинского изоляциониста Энвера Ходжи действовали столь же жестоко, как и Секуритате. [57] С самого начала ÁVH (первая известная как ÁVO) действовала как частная армия правящей Венгерской Партии трудящихся . [96] Перед венгерской революцией 1956 года AVH, стрелявшая по протестующим, встретила сопротивление венгерской армии и была упразднена на короткий период во время революции до последующего вторжения Красной Армии в Венгрию. [97] В Болгарии «Сигурность » росла на протяжении 1970-х годов и стала еще более подчиняться КГБ , поскольку лидер Тодор Живков заявил, что Болгария и Советский Союз «будут действовать как единое тело, дышащее одними легкими и питаемое одним потоком крови». и попытались включить Болгарию в состав Советского Союза. [98] УДБА действовало с большей сдержанностью , в Югославии чем органы тайной полиции в коммунистических государствах Восточной Европы. В последние десятилетия своего существования она состояла из восьми полунезависимых организаций тайной полиции — по одной для каждой из шести югославских федеративных республик и двух для автономных провинций, — координируемых центральным федеральным штабом в столице Белграде . [99]
В Польше Urząd Bezpieczeństwa («Управление безопасности», или UB) изначально было сформировано для ведения тайной войны против коммунистов в Польше. [100] УБ , специалисты которого был создан по образцу советского НКВД помогли создать новый «щит государства». [100] Начальник НКВД Иван Серов начал обучение польских новобранцев НКВД еще в 1940 году, когда Советы впервые вторглись в восточную Польшу , включая обучение в Советском Союзе. [100] К 1945 году УБ , находившийся под контролем НКВД, имел агентов во всех ветвях польского правительства. [101]
Несколько организаций государственной полиции и тайной полиции обеспечивали соблюдение правил коммунистической партии, в том числе:
Известные полицейские организации Восточного блока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Тайная полиция и роспуск Восточного блока
[ редактировать ]Штази действовала как доверенное лицо КГБ в Польше , где Советский Союз не очень любили. [102] Когда возникло польское движение «Солидарность» , данные Штази-КГБ были немедленно переданы польской СБ , которая немедленно арестовала сотни членов «Солидарности» в течение нескольких часов после объявления военного положения, как того требовал Советский Союз. [103] Весь телефонный, телеграфный и почтовый трафик в и из Польши был взят под контроль Штази, а для наблюдения за Польшей был создан крупный Десятый отдел Штази Второго главного управления (контрразведка). [104] Обеспокоившись по всему Восточному блоку по поводу возможного коллапса в случае падения коммунизма в какой-либо стране, Десятое управление Штази направило оперативные группы в Чехословакию и Венгрию . [104] Десятый департамент, однако, не мог отслеживать большое количество недовольных граждан в Восточном блоке в конце 1980-х годов, причем первое существенное нарушение произошло в Венгрии, когда правительство этой страны приказало демонтировать укрепления и заграждения из колючей проволоки вдоль границы с Австрией. Август 1989 года. [104] Слухи быстро распространились по Восточной Германии, откуда тысячи людей, ищущих свободы, хлынули в Венгрию. [104] Венгрия проигнорировала угрозы Штази относительно закрытия границы. [104] После этого битва была фактически проиграна, и несколько месяцев спустя Восточная Германия начала демонтаж Берлинской стены . [104]
Перед объединением Германии последнее правительство Восточной Германии приказало сжечь тысячи компьютерных записей Штази, чтобы попытаться защититься от последующего судебного преследования. [105] Кроме того, они уничтожили тысячи шпионских файлов и поместили их останки в 172 000 бумажных мешков. [105] Изучение того, что осталось от огромных файлов Штази, затруднено из-за их огромного размера. [105] В первые три года после воссоединения Германии происходило большое количество сенсационных арестов агентов Штази 3 октября 1990 года на территории бывшего правительства Западной Германии . [106] Стало ясно, что все правительство Западной Германии было заражено шпионской организацией Восточной Германии, как и все политические партии, промышленность Западной Германии, банки, церковь и средства массовой информации. [106] Одной женщине-кроту Штази в БНД, агенту Восточной Германии в течение семнадцати лет, была поручена работа по подготовке ежедневного сводного секретного разведывательного отчета для канцлера Западной Германии Гельмута Коля . [106] По оценкам архивариусов Штази, по меньшей мере 20 000 западногерманцев шпионили в пользу Штази, и эта оценка может быть консервативной. [106] После воссоединения Германии изучение бывшими объектами своих файлов Штази привело к тому, что против информаторов было подано бесчисленное количество гражданских исков, при этом большое количество семейных и дружеских отношений было разрушено. [107]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Эпплбаум, Энн (2012). Железный занавес: сокрушение Восточной Европы, 1944–1956 гг . США: Кнопф Даблдей. ISBN 9780385515696 .
- ^ Джулиан Таустер. Политическая власть в СССР, 1917–1947: теория и структура правительства в советском государственном Оксфордском университете. Пресс, 1948. с. 106
- ^ Юридический 2008 , с. 69
- ^ Робертс 2006 , с. 43
- ^ Перейти обратно: а б с Юридический 2008 , с. 21
- ^ Перейти обратно: а б с Сенн, Альфред Эрих, Литва 1940: революция сверху , Амстердам, Нью-Йорк, Родопи, 2007 г. ISBN 978-90-420-2225-6
- ^ Кеннеди-Пайп, Кэролайн, Холодная война Сталина , Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 1995, ISBN 0-7190-4201-1
- ^ Робертс 2006 , с. 55
- ^ Ширер 1990 , стр. 794.
- ^ Перейти обратно: а б с Граубар 1991 , с. 150
- ^ Перейти обратно: а б Гранвилл, Джоанна, Первое домино: принятие международных решений во время венгерского кризиса 1956 года , Texas A&M University Press, 2004. ISBN 1-58544-298-4
- ^ Гренвилл 2005 , стр. 370–71.
- ^ Кук 2001 , с. 17
- ^ Юридический 2008 , стр. 96–100
- ^ Крэмптон 1997 , стр. 216–7.
- ^ Восточный блок , Новый словарь культурной грамотности «Американское наследие» , третье издание. Компания Houghton Mifflin, 2005 г.
- ^ Юридический 2008 , с. 156
- ^ Перейти обратно: а б с Хардт и Кауфман 1995 , с. 11
- ^ Книги 1998 , стр. 207–9
- ^ Даути 1989 , с. 114
- ^ Перейти обратно: а б с д Рохт-Арриаза 1995 , с. 83
- ^ Хардт и Кауфман 1995 , стр. 15–17.
- ^ Перейти обратно: а б О'Нил, Патрик (1997). Посткоммунизм и СМИ в Восточной Европе . Рутледж. стр. 15–25. ISBN 0-7146-4765-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Юридический 2008 , с. 35
- ^ Перейти обратно: а б с д Юридический 2008 , с. 36
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Юридический 2008 , с. 39
- ^ Перейти обратно: а б Лакер 1994 , с. 22
- ^ Перейти обратно: а б Лакер 1994 , с. 23
- ^ Перейти обратно: а б с д и Юридический 2008 , с. 37
- ^ Перейти обратно: а б с д Крэмптон 1997 , с. 211
- ^ Гросс 1997 , с. 33
- ^ Фрукты 2003 , с. 756
- ^ Перейти обратно: а б с д Юридический 2008 , с. 38
- ^ Перейти обратно: а б с д и Юридический 2008 , с. 41
- ^ Юридический 2008 , стр. 108–9
- ^ Перейти обратно: а б с Крэмптон 1997 , с. 241
- ^ Перейти обратно: а б с д Хардт и Кауфман 1995 , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Крэмптон 1997 , с. 246
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Крэмптон 1997 , с. 243
- ^ Гати, Чарльз, Неудачные иллюзии: Москва, Вашингтон, Будапешт и венгерское восстание 1956 года , Stanford University Press, 2006. ISBN 0-8047-5606-6 , страницы 9–12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Крэмптон 1997 , с. 244
- ^ Перейти обратно: а б с д и Крэмптон 1997 , с. 245
- ^ Перейти обратно: а б с д Крэмптон 1997 , с. 242
- ^ Перейти обратно: а б с д Биделе и Джеффрис 2007 , с. 477
- ^ Перейти обратно: а б Крэмптон 1997 , с. 261
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крэмптон 1997 , с. 262
- ^ О'Коннор 2003 , с. хх-хкси
- ^ Перейти обратно: а б Крэмптон 1997 , с. 270
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Крэмптон 1997 , с. 263
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Крэмптон 1997 , с. 264
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Крэмптон 1997 , с. 265
- ^ Перейти обратно: а б с Юридический 2008 , с. 40
- ^ Перейти обратно: а б Крэмптон 1997 , с. 240
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крэмптон 1997 , с. 249
- ^ Перейти обратно: а б с Тернок 1997 , с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д и Олсен 2000 , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б Крэмптон 1997 , с. 356
- ^ Олсен 2000 , с. 20
- ^ Крэмптон 1997 , стр. 356–7.
- ^ Хардт и Кауфман 1995 , с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д Хардт и Кауфман 1995 , с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Шарман 2003 , с. 2
- ^ Перейти обратно: а б с Шарман 2003 , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с д и Поллак и Вилгос 2004 , с. xiv
- ^ Поллак и Вилгохс 2004 , с. xv
- ^ Поллак и Вилгохс 2004 , с. xvi
- ^ Перейти обратно: а б с д Крэмптон 1997 , с. 247
- ^ Перейти обратно: а б с д и Крэмптон 1997 , с. 248
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Крэмптон 1997 , с. 267
- ^ Перейти обратно: а б с Крэмптон 1997 , с. 268
- ^ Крэмптон 1997 , с. 269
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крэмптон 1997 , с. 272
- ^ Перейти обратно: а б с Крэмптон 1997 , с. 271
- ^ Перейти обратно: а б с д Крэмптон 1997 , с. 273
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Келер 2000 , с. 30
- ^ Перейти обратно: а б Рохт-Арриаза 1995 , с. 84
- ^ Келер 2000 , с. 73
- ^ Перейти обратно: а б с д Келер 2000 , с. 31
- ^ Перейти обратно: а б с Келер 2000 , с. 74
- ^ Перейти обратно: а б с Келер 2000 , с. 80
- ^ Перейти обратно: а б с Филипсен 1993 , стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д Келер 2000 , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Келер 2000 , с. 9
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Келер 2000 , с. 18
- ^ Перейти обратно: а б с Келер 2000 , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б с д и Келер 2000 , с. 127
- ^ Перейти обратно: а б с д Келер 2000 , с. 142
- ^ Перейти обратно: а б Келер 2000 , с. 143
- ^ Перейти обратно: а б Келер 2000 , с. 144
- ^ Перейти обратно: а б Келер 2000 , с. 145
- ^ Келер 2000 , с. 146
- ^ Перейти обратно: а б с Крэмптон 1997 , с. 355
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Крейг С., «Восточная Европа борется за чистку служб безопасности» , The New York Times , 12 декабря 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Удалить 1995 , с. xiv
- ^ Удалить 1995 , с. ix
- ^ Крэмптон 1997 , с. 223
- ^ Крэмптон 1997 , стр. 296–300.
- ^ Крэмптон 1997 , с. 353
- ^ « Югославия: Возможности внутренней безопасности . Оценка разведки», ЦРУ (Управление разведки), октябрь 1985 г.: «И SDB, ведущее в основном секретную войну против подрывной деятельности, и Милиция, на которую возложены традиционные полицейские функции по поддержанию правопорядка, формально организованы на децентрализованной основе. основе, при этом власть широко рассредоточена между шестью республиками и двумя автономными провинциями».
- ^ Перейти обратно: а б с Микгель 1997 , с. 94
- ^ Микгел 1997 , с. 95
- ^ Келер 2000 , с. 76
- ^ Келер 2000 , с. 78
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Келер 2000 , с. 79
- ^ Перейти обратно: а б с Келер 2000 , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б с д Келер 2000 , с. 150
- ^ Келер 2000 , с. 21
Ссылки
[ редактировать ]- Бешлосс, Майкл Р. (2003), Завоеватели: Рузвельт, Трумэн и разрушение гитлеровской Германии, 1941–1945 , Саймон и Шустер, ISBN 0-7432-6085-6
- Бертон, Саймон; Поттс, Джоанна (2007), «Полевые командиры: необыкновенное воссоздание Второй мировой войны глазами и умами Гитлера, Черчилля, Рузвельта и Сталина» , Da Capo Press, ISBN 978-0-306-81538-6
- Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (2007), История Восточной Европы: кризис и перемены , Routledge, ISBN 978-0-415-36626-7
- Бёккер, Анита (1998), Регулирование миграции: международный опыт , Het Spinhuis, ISBN 90-5589-095-2
- Брэкман, Роман (2001), Секретное дело Иосифа Сталина: Скрытая жизнь , Издательство Фрэнка Касса, ISBN 0-7146-5050-1
- Кук, Бернард А. (2001), Европа с 1945 года: энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-8153-4057-5
- Крэмптон, Р.Дж. (1997), Восточная Европа в двадцатом веке и после , Рутледж, ISBN 0-415-16422-2
- Дейл, Гарет (2005), Народный протест в Восточной Германии, 1945–1989: уличные приговоры , Routledge, ISBN 0714654086
- Делетант, Деннис (1995), Чаушеску и Секуритате: принуждение и инакомыслие в Румынии, 1965–1989 , М. Е. Шарп, ISBN 1-56324-633-3
- Даути, Алан (1989), Закрытые границы: современное нападение на свободу передвижения , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-04498-4
- Эриксон, Эдвард Э. (1999), Кормление немецкого орла: советская экономическая помощь нацистской Германии, 1933–1941 , Greenwood Publishing Group, ISBN 0-275-96337-3
- Фрухт, Ричард К. (2003), Энциклопедия Восточной Европы: от Венского конгресса до падения коммунизма , Taylor & Francisco Group, ISBN 0-203-80109-1
- Гэддис, Джон Льюис (2005), Холодная война: новая история , Penguin Press, ISBN 1-59420-062-9
- Герц, Гэри (1995), Контексты международной политики , издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-46972-4
- Городецкий, Габриэль (2001), Великое заблуждение: Сталин и немецкое вторжение в Россию , издательство Йельского университета, ISBN 0300084595
- Граубард, Стивен Р. (1991), Восточная Европа, Центральная Европа, Европа , Westview Press, ISBN 0-8133-1189-6
- Гренвилл, Джон Эшли Сомс (2005), Мировая история с 20 по 21 век , Routledge, ISBN 0-415-28954-8
- Гренвилл, Джон Эшли Сомс; Вассерштейн, Бернар (2001), Основные международные договоры двадцатого века: история и руководство с текстами , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-415-23798-Х
- Грогин, Роберт К. (2001), Естественные враги: Соединенные Штаты и Советский Союз в холодной войне, 1917–1991 , Lexington Books, ISBN 0-7391-0160-9
- Гросс, Ян (1997), «Война как революция», Гибианский, Леонид; Наймарк, Норман (ред.), Установление коммунистических режимов в Восточной Европе, 1944–1949 , Westview Press, ISBN 0-8133-3534-5
- Хардт, Джон Пирс; Кауфман, Ричард Ф. (1995), Страны Восточной и Центральной Европы с переходной экономикой , М. Е. Шарп, ISBN 1-56324-612-0
- Харрисон, Хоуп Миллард (2003), Подталкивание Советов к стене: советско-восточногерманские отношения, 1953–1961 , Princeton University Press, ISBN 0-691-09678-3
- Келер, Джон О. (2000), Штази: нерассказанная история тайной полиции Восточной Германии , Westview Press, ISBN 0-8133-3744-5
- Краснов, Владислав (1985), Советские перебежчики: Список разыскиваемых КГБ , Hoover Press, ISBN 0-8179-8231-0
- Лакер, Уолтер (1994), Неудачная мечта: размышления о Советском Союзе , Oxford University Press, ISBN 0-19-510282-7
- Липшиц, Лесли; Макдональд, Донох (1990), объединение Германии: экономические проблемы , Международный валютный фонд, ISBN 1-55775-200-1
- Лукач, Джон (2006), июнь 1941: Гитлер и Сталин , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-11437-0
- Микгель, Джон (1997), «Бандиты и реакционеры»: Подавление оппозиции в Польше, 1944–1946», Гибианский, Леонид; Наймарк, Норман (ред.), Установление коммунистических режимов в Восточной Европе, 1944–1949 , Westview Press, ISBN 0-8133-3534-5
- Миллер, Роджер Джин (2000), Чтобы спасти город: Берлинский воздушный транспорт, 1948–1949 , Texas A&M University Press, ISBN 0-89096-967-1
- Мюррей, Уильямсон; Миллетт, Аллан (2001), Война, которую нужно выиграть: борьба во Второй мировой войне , издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-00680-1
- Навратил, Яромир (2006), Пражская весна 1968 года: читатель документов архива национальной безопасности (читатели архива национальной безопасности времен холодной войны) , Central European University Press, ISBN 963-7326-67-7
- Некрич Александр Моисеевич; Улам, Адам Бруно; Фриз, Грегори Л. (1997), Парии, партнеры, хищники: немецко-советские отношения, 1922–1941 , издательство Columbia University Press, ISBN 0-231-10676-9
- О'Коннор, Кевин (2003), История стран Балтии , Издательская группа Greenwood, ISBN 0-313-32355-0
- О'Нил, Патрик (1997), Посткоммунизм и средства массовой информации в Восточной Европе , Routledge, ISBN 0-7146-4765-9
- Олсен, Нил (2000), Албания , Oxfam, ISBN 0-85598-432-5
- Овери, Р.Дж. (2004), Диктаторы: гитлеровская Германия и сталинская Россия , WW Norton & Company, ISBN 0-393-02030-4
- Пирсон, Рэймонд (1998), Взлет и падение советской империи , Macmillan, ISBN 0-312-17407-1
- Филипсен, Дирк (1993), Мы были людьми: голоса революционной осени Восточной Германии 1989 года , Duke University Press, ISBN 0-8223-1294-8
- Поллак, Детлеф; Вилгохс, Ян (2004), Инакомыслие и оппозиция в коммунистической Восточной Европе: истоки гражданского общества и демократического перехода , Ashgate Publishing, Ltd., ISBN 0-7546-3790-5
- Пуддингтон, Арч (2003), Свобода вещания: Триумф радио «Свободная Европа» и «Радио Свобода» в холодной войне , University Press of Kentucky, ISBN 0-8131-9045-2
- Робертс, Джеффри (2006), Сталинские войны: от мировой войны до холодной войны, 1939–1953 , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-11204-1
- Робертс, Джеффри (2002), Сталин, пакт с нацистской Германией и истоки послевоенной советской дипломатической историографии , том. 4
- Рохт-Арриаза, Наоми (1995), Безнаказанность и права человека в международном праве и практике , Oxford University Press, ISBN 0-19-508136-6
- Саксонберг, Стивен (2001), Падение: сравнительное исследование конца коммунизма в Чехословакии, Восточной Германии, Венгрии и Польше , Routledge, ISBN 90-5823-097-Х
- Шарман, Джейсон Кэмпбелл (2003), Репрессии и сопротивление в коммунистической Европе , Routledge, ISBN 0-415-30669-8
- Ширер, Уильям Л. (1990), Взлет и падение Третьего Рейха: История нацистской Германии , Саймон и Шустер, ISBN 0-671-72868-7
- Тейхова, Алиса; Матис, Герберт (2003), Нация, государство и экономика в истории , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-79278-9
- Тернер, Генри Эшби (1987), Две Германии с 1945 года: Восток и Запад , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-03865-8
- Тернок, Дэвид (1997), Экономика Восточной Европы в контексте: коммунизм и переходный период , Routledge, ISBN 0-415-08626-4
- Вегнер, Бернд (1997), От мира к войне: Германия, Советская Россия и мир, 1939–1941 , Berghahn Books, ISBN 1-57181-882-0
- Вайнберг, Герхард Л. (1995), Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны , Cambridge University Press, ISBN 0-521-55879-4
- Веттиг, Герхард (2008), Сталин и холодная война в Европе , Rowman & Littlefield, ISBN 978-0-7425-5542-6
- Уильямс, Киран (1997), Пражская весна и ее последствия: чехословацкая политика, 1968–1970 , Cambridge University Press , ISBN 0-521-58803-0