Jump to content

Милорад Экмечич

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Милорад Экмечич
Милорад Экмечич
сидящий портрет старика с книжным шкафом позади него
Милорад Экмечич
Рожденный ( 1928-10-04 ) 4 октября 1928 г.
Умер 29 августа 2015 г. (29 августа 2015 г.) (86 лет)
Национальность Югославский / Сербский
Занятие Историк
Годы активности 1952–1994
Известный вклад в историю Югославии
Заголовок Профессор
Академическая карьера
Учреждения Факультет философии Сараевского университета
Факультет философии Белградского университета
Известные работы История Югославии (1974)
Создание Югославии 1790–1918 [Создание Югославии 1790–1918] (1989)
Диссертация Восстание в Боснии 1875–1878 гг. (1958 г.)

Милорад Экмечич ( сербско-хорватская кириллица : Милорад Екмечић ; 4 октября 1928 — 29 августа 2015) — югославский и сербский историк. Во время Второй мировой войны он стал членом югославских партизан после того, как фашистские усташи устроили резню в Пребиловцах , в которой были убиты 78 членов его семьи, включая его отца. Он учился в Загребском университете и впоследствии стал профессором Сараевского университета , а затем Белградского университета . Он был членом нескольких югославских академий наук и искусств, автором более десятка исторических книг, получил несколько значимых национальных наград. Экмечич является автором нескольких важных работ в социалистической Югославии , в том числе его вклад в знаменитую «Историю Югославии», опубликованную на английском языке в 1974 году, и «Стваранье Югославия 1790–1918» [Создание Югославии 1790–1918] в 1989 году. Согласно его некрологу в новостном журнале «Време» , Экмечич считался «выдающимся представитель сербской критической историографии». [ 1 ]

Он в значительной степени принял сербские националистические взгляды во время распада Югославии , служил советником Радована Караджича , позже осужденного как военный преступник , когда Караджич был президентом Республики Сербской во время боснийской войны 1992–1995 годов , и был основателем радикального националистического движения Караджича. Сербская демократическая партия в Боснии и Герцеговине . Он принимал активное участие в ревизионистской волне сербской историографии с 1991 года. Это привело к тому, что местные историки избегали стандартов международной науки и концентрировались исключительно на сектантских было описано мифах, что привело к созданию того, что в историографических оценках того периода как « псевдоистория ». Экмечич добавил к этому религиозный оттенок, заявив, что Ватикан был врагом сербской нации, а также что он представлял самое большое препятствие на пути объединения Югославии в 1918 году. Анализ сербской историографии с 1991 года пришел к выводу, что Экмечич был «соучастником создания оружия». истории, в частности истории массовых злодеяний Второй мировой войны».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Милорад Экмечич родился 4 октября 1928 года в Пребиловцах недалеко от Чаплины в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (современная Босния и Герцеговина ) в семье Илии и Кристины Экмечич. Он учился в начальной школе в Чаплине и средней школе в Мостаре . [ 1 ]

Когда Королевство Югославия вступило во Вторую мировую войну из-за вторжения стран Оси в страну в апреле 1941 года , Экмечич оставался в районе Чаплины до 1943 года. [ 1 ] В ходе вторжения было создано Независимое государство Хорватия , фашистское марионеточное государство ; новое государство вошло в состав Чаплины. 6 августа 1941 года правящие усташи устроили резню в Пребиловцах , в которой Экмечич потерял 78 членов своей семьи, включая отца и дядю. Выжившие члены его семьи сформировали отряд югославского партизанского движения сопротивления в Пребиловцах. [ 2 ] [ 3 ] С октября 1944 года по июль 1945 года Экмечич был членом югославских партизан. [ 1 ] [ 3 ]

После окончания средней школы в 1947 г. [ 1 ] Экмечич поступил на бакалавриат по общей истории в Загребском университете , который окончил в 1952 году. В том же году он занял должность ассистента на философском факультете Сараевского университета . Экмечич проводил исследования в архивах Загреба , Белграда , Задара и Вены в Австрии . по истории он получил Докторскую степень в Загребском университете в 1958 году после защиты диссертации на тему «Восстание в Боснии с 1875 по 1878 год» , которая была опубликована в трех изданиях и переведена на немецкий язык. [ 3 ] Он посетил Принстонский университет , Нью-Джерси , в 1961 году. [ 1 ] а затем продолжил свою академическую карьеру в качестве профессора истории в Сараевском университете, где он работал профессором с 1968 по 1992 год, преподавая курсы «Всеобщая история нового века» и «Введение в историческую науку». [ 4 ] В это время он также провел некоторое время в качестве приглашенного профессора в Мичиганском университете в Анн-Арборе, штат Мичиган . [ 1 ]

Во времена социалистической Югославии Экмечич написал несколько важных работ. [ 5 ] Вместе с Владимиром Дедиером , Иваном Божичем и Симой Чирковичем он стал соавтором «Истории Югославии», опубликованной на английском языке в 1974 году. [ 6 ] уже появившийся на сербско-хорватском языке в 1972 году. [ 7 ] Книга была названа «одной из наиболее полных историй Югославии на английском языке». [ 6 ] несмотря на тенденцию к марксистской историографии и отсутствие детального изучения периода после Второй мировой войны. [ 6 ] В этой книге Экмечич использовал события девятнадцатого века, чтобы бросить вызов децентралистам в югославской историографической мысли, которые поддерживали отдельные национальные образования южнославянских народов . Вместо этого Экмечич утверждал, что унитарной ассимиляции следует отдать предпочтение , заявив, что государственность, основанная на языке, была единственной концепцией, которая была приемлемой как с рационалистической , так и с романтической точки зрения. Он также пришел к выводу, что в стремлении к децентрализации виновата религия. По словам хорватско-американского историка Иво Банаца , подход Экмечича выдавал двойные стандарты, поскольку он критиковал только несербский южнославянский национализм. [ 8 ] Сербский историк Боян Алексов отмечает, что Экмечич предположил, что Сербская православная церковь последовательно поддерживала и защищала отдельную идентичность сербов, и по этой причине их восприимчивость к альтернативным формулировкам государственности была низкой, особенно в девятнадцатом веке. [ 9 ] В 1989 году Экмечич опубликовал «Стваранье Югославия 1790–1918» [Создание Югославии 1790–1918]. По словам историка Ясны Драгович-Сосо, в этой книге Экмечич выдвинул идею о том, что сербская национальная идеология является «главной интегративной и проюгославской силой», и обвинил то, что, по его словам, было «по своей сути обструкционистской хорватской национальной идеологией», частично основанной на «яростно антисербский католицизм» из-за проблем Югославии и ее окончательного распада. [ 10 ] Эта конструкция также подверглась критике со стороны Банаца, который утверждал, что «религия не играла практически никакой роли» в развитии хорватской национальной идеологии . [ 11 ] Согласно его некрологу в новостном журнале «Време» , Экмечич считался «выдающимся представителем сербской критической историографии». [ 1 ]

Вскоре после начала боснийской войны в 1992 году Экмечич был арестован правительству Боснии и Герцеговины, , лояльным военизированным подразделением «Зеленые береты» вместе со своей семьей. Первоначально его держали в начальной школе Вратника , затем перевели под домашний арест, откуда ему удалось бежать в боснийскими сербами контролируемое протогосударство, известное как Республика Сербская . [ 1 ] [ 3 ] С 1992 по 1994 год Экмечич работал профессором философского факультета Белградского университета . [ 3 ] [ 4 ] Он вышел в отставку 1 октября 1994 года. [ 1 ]

Экмечич был членом Сербской академии наук и искусств (SANU) с 1978 года, членом ее президента с 2004 года и входил в состав пяти ее специализированных комитетов. Он также был членом Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины с 1973 года, Черногорской академии наук и искусств с 1993 года. [ 3 ] [ 4 ] и Академия наук и искусств Республики Сербской с 1996 года. [ 3 ] [ 12 ] За свою карьеру он получил престижную « Премию Боснии и Герцеговины за науку 27 июля » в 1963 г., Югославский Орден Труда с золотым венком в 1965 г., «Премию Просвещения» в 1972 г., Премию НИН в 1990 г. за «Сваранье Югославия» 1790–1790 гг. 1918 г. [создание Югославии 1790–1918 гг.] и Орден Святого Саввы первой степени Сербской Православной Церкви и другие. [ 4 ] В 2010 году он был награжден Орденом Почета с золотыми лучами Республики Сербской. [ 12 ]

Экмечич был членом Сената Республики Сербской . [ 13 ] Он умер после непродолжительной болезни в больнице Белграда 29 августа 2015 года в возрасте 86 лет. [ 1 ] и был похоронен в Аллее почетных граждан на Новом кладбище Белграда . [ 14 ] В феврале 2019 года президент Сербии предложил Александр Вучич назвать улицу в Белграде именем Экмечича. [ 13 ] и это было осуществлено через месяц. В октябре 2022 года было выпущено собрание сочинений Экмечича, и Вучич похвалил Экмечича, заявив, что его книги должны быть в доме каждого серба. [ 15 ]

Национализм и ревизионизм

[ редактировать ]

Во время Боснийской войны Экмечич был советником президента Республики Сербской Радована Караджича . [ 5 ] который позже был признан виновным в геноциде , преступлениях против человечности и военных преступлениях Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ). [ 16 ] В рамках своей связи с Караджичем Экмечич также был основателем радикальной националистической Сербской демократической партии (СДС) в Боснии и Герцеговине в 1990 году. [ 17 ] [ 18 ] и был одним из трех ученых из Сараевского университета, которым предложили возглавить СДС, но они отказались. [ 19 ] [ 20 ] В книге, опубликованной сербским политиком и академиком Урошем Шуваковичем в 2011 году, Экмечич сказал, что он «не стремился стать членом Сербской демократической партии, [но] находился в ближайшем кругу, в котором это было задумано». . В той же книге цитируется заявление Экмечича, что «сербы в Боснии и Герцеговине теперь являются религиозным меньшинством в чужой стране. Как и в 1914 году, Сербия является для нас единственным гарантом нашей свободы, а Белград остается нашей столицей». [ 15 ] Экмечич также был одним из главных идеологов СДС. [ 21 ]

Историк Дэвид Брюс Макдональд подчеркнул, что Экмечич был одним из многих югославских ученых, которые «стали национальными» во время распада Югославии , значительно изменив свои взгляды по сравнению с предыдущими днями, когда он был унитарием. [ 7 ] [ 22 ] и это подтверждает ученый Игорь Штикс , который назвал Экмечича «ведущим сербским историком-националистом», [ 23 ] и академик Александр Павкович, который утверждает, что Экмечич принял «довольно нерационалистическую версию сербизма». [ 24 ] В начале 1990-х годов Экмечич говорил о «немецкой Европе», в которой, по его словам, доминировало «вторжение клерикализма», а в 1992 году он утверждал, что война в Боснии и Герцеговине была «новой сербской борьбой» и продолжением «вторжения клерикализма». работу, которую сербы начали в 1804 году с изгнания турок из Сербии». Позже он утверждал, что концепция боснийского народа была искусственной конструкцией, созданной американцами. [ 25 ] По словам сербского историка Оливеры Милосавлевича, Экмечич считал, что сербская нация «должна объединиться в большей степени, чем сейчас. Остальная часть Югославии, которая добавила бы сербские части из Хорватии в качестве отдельного тела, является одним из наиболее близких решений». ". [ 26 ]

Экмечич принял участие в переговорах партии с многоэтнической, ненационалистической Социал-демократической партией (СДП) в начале 1990-х годов. Иво Комшич был членом коллективного руководства СДП и членом делегации на переговорах с СДП. Он напомнил, что в ходе переговоров Экмечич описал план СДС относительно формирования единой подконтрольной Белграду «новой Югославии», созданной из всех регионов, на которые претендует Сербия. Делегаты СДП спросили Экмечича, понимает ли он, что этот план приведет к войне. Экмечич ответил: «Конечно, мы знаем, но этого нельзя избежать. Ни одно европейское государство не было создано без штыков, поэтому и это будет создано с помощью штыков». [ 21 ] Когда руководство СДС спросило его, сколько жизней это будет стоить, Экмечич засмеялся, сказав: «Но это не так уж и много — пожертвовать сто или двести жизней ради государства. Просто ничто». [ 21 ] Перед началом боснийской войны Экмечич пропагандировал жертвенность сербов, заявляя, что «только евреи заплатили за свою свободу более высокую цену, чем сербы». [ 23 ] Макдональд охарактеризовал этот нарратив как «пропаганду, ориентированную на жертв», призванную изобразить собственную нацию жертвой геноцида, сравнимого с Холокостом . [ 23 ]

Согласно анализу сербской историографии после 1991 года, опубликованному в журнале «Современная европейская история» , проведенному Кристианом Аксбо Нильсеном, доцентом Школы культуры и общества Орхусского университета в Дании, Экмечич был «соучастником превращения истории в оружие, в частности, истории массовые зверства Второй мировой войны». [ 5 ] Эта тенденция привела к тому, что местные историки избегали стандартов международной науки и концентрировались исключительно на сектантских мифах, что привело к созданию того, что некоторые ученые того периода описывали как «псевдоисторию». [ 5 ] Сабрина П. Рамет отмечает, что Экмечич был частью ревизионистской волны в сербской историографии, в которую он внес религиозный оттенок, заявив, что католическая церковь была величайшим препятствием на пути объединения Югославии в 1918 году, и назвав Ватикан врагом Югославии. сербская нация. [ 27 ] Ожидалось, что Экмечич выступит в качестве свидетеля защиты во время судебного преследования МТБЮ бывшего президента Сербии Слободана Милошевича за военные преступления , но Милошевич умер до того, как Экмечич был вызван для дачи показаний. После того, как Милошевич умер в заключении в 2006 году, Экмечич описал его как «праведника», который «поплатился головой». [ 15 ]

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • Основы гражданской диктатуры в Европе между двумя войнами [ Основы гражданской диктатуры в Европе между двумя войнами ] (на сербско-хорватском языке). Сараево, Югославия: Институт издательства учебников. 1965. OCLC   780937894 .
  • Восстание в Боснии: 1875–1878 гг. [ Восстание в Боснии: 1875–1878 гг. ] (на сербско-хорватском языке). Сараево, Югославия: Веселин Маслеша. 1973. OCLC   1170287585 .
  • Сербии Цели войны в 1914 году (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Сербская литературная ассоциация. 1973. OCLC   443654430 . (Второе издание: 1990 г.)
  • История Югославии . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. 1974. OCLC   489700927 . (совместно с Владимиром Дедиером , Иваном Божичем и Симой Чиркович )
  • Создание Югославии 1790–1918 [ Создание Югославии 1790–1918 ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Просвета. 1989. OCLC   781095861 .
  • Сербия между Центральной Европой и Европой в 1992 году ( и сербско-хорватская). Белград, Югославия: Политика БМГ. 1992. OCLC   28936487 .
  • Военные цели Сербии: 1914–1918 [ Военные цели Сербии: 1914–1918 ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Политика. 1992. OCLC   30399588 .
  • Восстание в Герцеговине 1852–1862 гг. [ Восстание в Герцеговине 1852–1862 гг. ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Сербская академия наук и искусств. 1994. OCLC   1015100059 . (совместно с Душаном Беричем)
  • Сочинения по истории Боснии и Герцеговины ( XIX века на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Белградский издательско-графический институт. 1997. OCLC   607121575 .
  • Встречи цивилизаций и отношения сербов с Европой: больше, чем просто военные союзники 1914 года: вклад в исследования французских ученых об этническом характере югославского народа . Нови-Сад, Югославия: Фонд помощи сербам Тома Максимовича. 1998. OCLC   46959451 .
  • и антисемитизм ( Сербофобия на сербско-хорватском языке). Шабац, Югославия: Белый ангел. 2000. OCLC   495357046 .
  • Ответ на книгу Ноэля Малкома «Косово: краткая история: научная дискуссия по книге Ноэля Малкольма «Косово. Краткая история» (Macmillan, London 1998, 492), 8 октября 1999 г. Белград, Югославия: Сербская академия науки и искусств. 2000. OCLC   48938551 . (совместно со Славенко Терзичем)
  • Долгое движение между резней и вспашкой, История сербов в новом веке 1492-1992 [ Долгое движение между резней и вспашкой, История сербов в новом веке 1492-1992 ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Сербия: Институт учебников. 2007. OCLC   890553833 .

Журналы и диссертации

[ редактировать ]

Интернет

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 773926625064489cf33c93a5126bd498__1696259520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/98/773926625064489cf33c93a5126bd498.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Milorad Ekmečić - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)