Историческая оценка Клеменса фон Меттерниха

Принц Клеменс фон Меттерних был австрийским политиком и государственным деятелем немецкого происхождения, а также одним из самых важных дипломатов своей эпохи, занимавшим пост министра иностранных дел Священной Римской империи и ее государства-преемника, Австрийской империи , с 1809 года до либеральных революций 1809 года. 1848 г. вынудил его уйти в отставку. Его влияние на историческое развитие Европы стало предметом многочисленных оценок. Некоторые из предметов, которые оценивались, - это общие дипломатические навыки и реальная степень влияния Меттерниха, его роль в формировании баланса сил в Европе и его оппозиция националистическим и либеральным движениям. Историки сходятся во мнении о таланте Меттерниха как дипломата и его приверженности консерватизму. По словам Артура Мэя , он считал, что:
- масса европейцев жаждала безопасности, спокойствия и мира и считала либеральные абстракции отвратительными или была к ним совершенно безразлична. Лучшей из всех моделей правления, настаивал он, является автократический абсолютизм, поддерживаемый лояльной армией, покорной, достаточно эффективной бюрократией и полицейской машиной, а также заслуживающими доверия церковниками. [1]
Историография
[ редактировать ]На протяжении более двух столетий историки расходились во мнениях относительно Меттерниха. Профессор Энно Крае собрал выдержки из высказываний 17 экспертов и отметил каждого из них: [2]
- «Предатель Франции»
- «Мудрый умиротворитель Франции»
- «Неразумный умиротворитель Франции»
- «Государственный деятель философских принципов»
- «Тщеславный невротик»
- «Ответственный государственный деятель международного порядка»
- «Оппортунист ближнего действия»
- «Реакционный эксплуататор Германии»
- «Честный лидер против революции»
- «Оплот против потенциального фашизма»
- «Победитель дипломатического конкурса от Германии»
- «Проницательный, но поверхностный мастер»
- «Просвещенный, но потерпевший неудачу реформатор»
- «Разрушительный демон Австрии»
- «Государственный деятель в трагическом тупике»
- «Меттерних виновен»
- «Меттерних не виновен»
Критика
[ редактировать ]В частности, в XIX веке Меттерниха подвергали резкой критике как человека, который мешал Австрии и остальной части Центральной Европы «развиваться по «нормальным» либеральным и конституционным направлениям». [3] Если бы Меттерних не стоял на пути (по их мнению) прогресса, Австрия могла бы провести реформы, лучше решить проблемы гражданства, и Первая мировая война , возможно, никогда бы не случилась. [3] Вместо этого Меттерних яростно боролся с силами либерализма и национализма, но добился лишь временной отсрочки. [4] Действительно, Робин Окей, критик Меттерниха, предполагает, что социальный консерватизм, который отстаивал Меттерних, возможно, на самом деле был контрпродуктивным, когда дело касалось сдерживания националистических настроений. [4] Более того, ради достижения этой недостижимой цели Меттерних был рад пожертвовать свободой слова : жесткая цензура была лишь одним из многих доступных ему репрессивных инструментов государства, включавших также крупную шпионскую сеть. Хотя он и не представил тела, он придал им «деморализующий аспект постоянства» во время своего долгого пребывания на посту канцлера. [5] Он также выступал против избирательной реформы, резко критикуя британский законопроект о реформе, представленный в 1830 году. [6] Более просвещенный канцлер понял бы, что он вовлечен в битву с «преобладающими настроениями своего времени». [7] Критики утверждают, что вместо его подхода нулевой терпимости было бы лучше повернуть течение в благоприятном направлении; например, австрийский историк Виктор Библ описал Меттерниха как «демона Австрии» за то, что он позволил Пруссии, а не Австрии объединить Германию, из-за его решимости вообще не объединяться Германии. [3] Точно так же Меттерниха обвиняли в чрезмерном тщеславии, доходящем до самоуспокоенности, и, следовательно, в неспособности человека к развитию конституционных принципов. [8]
Эта точка зрения предполагает, что Меттерних имел возможность благоприятно влиять на Европу, но предпочел этого не делать. Более современные критические анализы, например, включенные в работу А. Дж. П. Тейлора , ставят под сомнение, насколько на самом деле имело влияние Меттерних. [3] Оки отметил, что даже в сфере иностранных дел Меттерниху «можно было полагаться только на свою собственную убедительность», и со временем она деградировала. [8] В этом прочтении он упорно придерживался набора «громоздких» консервативных принципов, которые ему пришлось сформулировать в длинных и подробных меморандумах: [7] «дымовая завеса», скрывающая истинную слабость Австрии. [9] Когда дело дошло до выбора набора правильных принципов, писал Тейлор, «большинство мужчин могли бы лучше бриться». [9] В результате Меттерних не стал привлекательной дипломатической силой: Тейлор описал его как «самого скучного человека в европейской истории»; Сам Меттерних хвастался, что может «занудить людей до смерти». [3] Эта точка зрения также подчеркивает жалкую неспособность Меттерниха оправдать свою рекламу как «кучера Европы»: Австрия не победила Наполеона; Австрия не диктовала Венский мир; Австрия не смогла остановить вторжение Франции в Испанию, Великобританию, урегулировавшую границы Бельгии, или Россию, решившую судьбу Турции в 1833 году. [9] Критики утверждают, что его неудачи ограничивались не только внешней политикой: дома он был столь же бессилен, не сумев провести даже свои собственные предложения по административной реформе. [8] На этом основании утверждается, что Меттерних по сути не имел никакого значения ни внутри страны, ни за рубежом. [10]
Поддерживать
[ редактировать ]С другой стороны, полномочия Меттерниха как дипломата и государственного деятеля были в центре внимания в двадцатом веке со стороны более благосклонных историков, особенно биографа Генриха фон Србика . [8] Например, особенно после Второй мировой войны, историки с большей вероятностью защищали политику Меттерниха как разумную попытку достичь его собственных целей, то есть защиты баланса сил в Европе и сохранения статус -кво перед лицом революционного вызова. . Даже если того международного заговора, который, как представлял себе Меттерних, никогда не существовало, наполеоновская эпоха была временем перемен, оставившим такому консерватору, как Меттерних, мало вариантов. [10] Более сочувствующие историки подчеркивают, что Меттерних правильно предвидел и работал над предотвращением российского доминирования в Европе, преуспев там, где его преемники потерпели неудачу 130 лет спустя. Если в Европе существовало разделение между консерваторами и либералами, они утверждают, что определенная вина должна лежать на либералах, таких как Каннинг и Пальмерстон, за их неспособность прийти к компромиссу, как это сделал лорд Каслри в 1815 году. [10] Как утверждает Србик, Меттерних сам стремился к законности, сотрудничеству и диалогу и, следовательно, помог обеспечить 30 лет мира, « Эру Меттерниха ». В работах таких авторов, как Петер Вирек и Эрнст Б. Хаас , Меттерних также получает признание за многие из своих более либеральных идеалов, даже если они не достигли большого успеха; действительно, отсутствие влияния Меттерниха при дворе теперь используется, чтобы оградить его от самой резкой критики за бездействие. Они утверждают, что Меттерних достойно выступал за создание парламента в зачаточном состоянии и равных прав для государств, составляющих Империю внутри страны, а за рубежом выступал за равенство перед законом, современную бюрократию и справедливый уровень налогообложения. В 1847 году сам Меттерних отрицал, что Австрийская империя была чем-то иным, кроме либеральной. [11] В этом свете методы Меттерниха рассматривались как патерналистские, защищающие австрийцев от реальных опасностей за пределами их границ. [12]
Те, кто пытался реабилитировать Меттерниха, также утверждают, что, наряду с современниками виконтом Каслри и Шарлем-Морисом де Талейраном , Меттерних «несомненно [] мастер дипломатии». [13] тот, кто «усовершенствовал» и действительно сформировал природу дипломатии своей эпохи. [7] Для них Меттерних был «красивым, остроумным… [и] упорным», по его собственному признанию, «плохим в стычках… но хорошим в кампаниях». [13] Точно так же в докторской диссертации Генри Киссинджера о Меттернихе, позже опубликованной в 1957 году, высоко оценивалась роль Меттерниха в удержании распадающейся Австрийской империи , хотя работа Киссинджера вызвала споры в академических кругах среди таких историков, как Пол В. Шредер , среди прочего вызвав критику за отсутствие сносок. [ нужна ссылка ] Конечно, если бы он был хорошим дипломатом, он наверняка привлек бы много современной критики за ложь; коллеги-дипломаты Каннинг и Талейран прокомментировали это, а поэт Франц Грильпарцер предположил, что Меттерних поверил в свою собственную ложь. [11] Несмотря на это, как утверждает историк-критик Алан Скед , «дымовая завеса» Меттерниха послужила цели продвижения относительно последовательного набора принципов, хотя это происходило за счет контроля над отдельными событиями. [11] Однако Скед сразу же указывает на то, что очевидный либерализм Меттерниха, выдвинутый Виреком и Хаасом, не сводился к желанию децентрализации, и поэтому старые опасения, которые Меттерних продвигал (теперь устаревшую) сильно централизованной автократической системы, не могут быть устранены. уволен. [11] Скед, однако, предостерегает от использования ретроспективного подхода, утверждая, что действия Меттерниха в то время полностью соответствовали австрийской политике и что события 1848 года были всего лишь всплеском, когда Австрия потеряла самообладание. [11]
Юлиус Эвола , которого называют «антиэгалитарным, антилиберальным, антидемократическим и антинародным», автор книги « Восстание против современного мира » , видел в Меттернихе консервативный идеал. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Дж. Мэй, Эпоха Меттерниха: 1814-1848 (2-е изд. 1963 г.), стр. 3-4.
- ^ Энно Крае, изд., Споры о Меттернихе (1971), стр. iii. онлайн
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Скед 1983 , с. 43
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Окей 2001 , с. 98
- ^ Палмер 1972 , стр. 225–227.
- ^ Бертье де Совиньи 1962 , с. 223
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Палмер 1972 , стр. 1–4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Окей 2001 , стр. 75–76
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Скед 1983 , с. 2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Скед 1983 , с. 45
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ложка 1983 , с. 46–47
- ^ Окей 2001 , стр. 78–79
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Форд 1971 , с. 281
- ^ Гудрик-Кларк 2002 , с. 337
Библиография
[ редактировать ]- Бертье де Совиньи, Гийом де (1962). Меттерних и его время . Райд, Питер (пер.). Лондон: Дартон, Лонгман и Тодд.
- Форд, Франклин Л. (июнь 1971 г.). Европа, 1780–1830 гг . Гонконг: Лонгман. ISBN 978-0-582-48346-0 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2002). Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Издательство Нью-Йоркского университета.
- Хорошо, Робин (2001). Монархия Габсбургов, ок. 1765–1918 . Макмиллан. ISBN 978-0-333-39654-4 .
- Палмер, Алан (1972). Меттерних: Советник Европы (переиздание 1997 г.). Лондон: Орион. ISBN 978-1-85799-868-9 .
- Скед, Алан (1983). «Меттерних». История сегодня . 33 (61983).
- Скед, Алан. «Объяснение империи Габсбургов, 1830–90». в Памеле Пилбим, изд., Темы современной европейской истории 1830–1890 гг. (Routledge, 2002), стр. 141–176.