Jump to content

Дух 1914 года

Восторженная толпа приветствует солдат после мобилизации в Любеке в 1914 году.

Дух 1914 года (нем. Geist von 1914 ; или, чаще, Augusterlebnis , букв. « Августовский опыт » ) — это название, данное чувству эйфории, охватившему часть немецкого населения в начале Первой мировой войны . В течение многих десятилетий после войны этот энтузиазм изображался почти всеобщим, но исследования, проведенные после 1970-х годов, показали, что он был более ограниченным. Его испытали в первую очередь образованные высшие и средние классы в крупных городах, которые увидели в этом захватывающий шанс изменить жизнь и поднять Германию на ее надлежащую роль великой мировой державы. Однако городской рабочий класс и сельские немцы не приняли большого участия в ликовании. Они смотрели на войну скептически и как на долг.

Правительство представило народу войну как чисто оборонительную и, вероятно, будет короткой, возможно, продлится всего несколько месяцев. Когда немецким военным не удалось добиться быстрой победы, которую все ожидали, эйфория сменилась мрачной решимостью. Тем не менее, память об августовском опыте регулярно вспоминалась после поражения Германии, отчасти левыми политиками, которые хотели оправдать свою поддержку войны.

Реакция немецкого народа на начало Первой мировой войны имела корни, уходящие корнями в основание Германской империи в 1871 году. Поскольку объединение Германии произошло под руководством Пруссии , а Пруссия была, безусловно, самым густонаселенным государством. в новой нации он мог стать доминирующей силой в Империи. Его сильные военные традиции, уходящие корнями в прусское дворянство , привели к тому, что прусские добродетели, такие как долг, послушание, лояльность и дисциплина, сыграли важную роль в формировании общества среднего класса в Империи. [1]

И национализм , и социал-дарвинизм были также распространены среди образованных классов. Вера в то, что война необходима для выживания народа, распространялась школами, университетами, молодежными группами, церквями и патриотическими обществами, такими как Пангерманская лига и Колониальное общество . [1]

При императоре Вильгельме II (годы правления 1888–1918) Германия стремилась обрести статус великой державы и занять подобающее «место под солнцем». [2] Вильгельм, однако, был склонен к дипломатическим ошибкам, таким как телеграмма Крюгера (1896 г.) и « Дело Дейли телеграф» (1908 г.), которые серьезно оскорбили Великобританию. Непредсказуемая внешняя политика Германии и ее военное бряцание оружием, особенно Второй марокканский кризис и расширение ее военно-морского флота в дополнение к британскому, привели к соглашению Тройственного согласия между Великобританией, Францией и Россией в 1907 году . Германия почувствовала, что она окружена врагами, и начала рассматривать превентивную войну, которая позволила бы ей одержать быструю победу до того, как ее враги станут слишком сильными, чтобы ее можно было преодолеть (см. План Шлиффена ). [3]

Военная пропаганда смогла достичь массовой аудитории сразу после начала войны и распространить веру в то, что Германия защищалась от нападения, когда объявила войну, - убеждение, которое правительство считало необходимым для завоевания поддержки народа. [1]

«Августовский опыт»

[ редактировать ]
Женщина дарит цветы солдату, 1 августа 1914 года.

Вплоть до окончания Первой мировой войны большинство историков считали, что энтузиазм по поводу войны в ее начале был почти всеобщим в основных вовлеченных странах. Теперь картина стала более детальной. Немецкое чувство восторга в августе 1914 года затронуло в первую очередь интеллектуалов, студентов университетов и средний класс в крупных городах. Среди городских рабочих и сельского населения настроение было более мрачным и скептическим: «Солдаты шли на войну не с радостью в сердце и песней на устах, а с мрачной решимостью и из чувства долга. " [4] Тот факт, что широко сообщалось о ликовании, а не об отставке, можно объяснить тем фактом, что элита при поддержке правительства имела возможность проецировать свое восприятие на все немецкое общество. [5]

Известие о поражении русских войск в битве при Танненберге в Восточной Пруссии (23–30 августа) и сообщения о победном марше в Бельгию на короткое время распространили военную эйфорию даже среди рабочего класса. [6] но когда обещанная быстрая победа не осуществилась, чувство угасло. [7]

Энтузиазм

[ редактировать ]

Когда 1 августа 1914 года истек срок действия ультиматума Германии, предъявленного России с требованием демобилизации, офицер объявил из Берлинского дворца , что Германия тоже проводит мобилизацию. Толпа, собравшаяся в ожидании новостей, затем спела Иоганна Себастьяна Баха хорал Nun danket alle Gott («Теперь все благодарите Бога»), что явилось явным выражением религиозных эмоций. [6]

Немецкие солдаты по дороге на фронт в 1914 году. Надписи на машине гласили: «Поездка в Париж», «Увидимся на бульваре», «В бой» и «У меня чешется кончик меча». Неизвестно, искренен ли энтузиазм солдат или эта сцена была инсценирована в пропагандистских целях.

В 1958 году Голо Манн , один из сыновей Томаса Манна , писал, что «ликование, военная ярость и радость войны» можно было ощутить повсюду в Европе, поскольку все думали, что именно они подверглись нападению, особенно в Германии. В течение многих лет росло убеждение, что Германия окружена врагами, от которых необходимо освободиться. Именно известие о русской мобилизации вызвало волну патриотизма. Последующая быстрая череда объявлений войны против России и Франции создала впечатление, что надвигающееся окружение было предотвращено, в результате чего возросла уверенность в победе. [8]

Для некоторых немцев начало войны было воспринято как «опыт возрождения». [9] Многие студенты рассматривали экзистенциальный опыт битвы как возможный выход из существования, которое считалось скучным и поверхностным. Националистически настроенные немцы говорили об «стальной ванне, очищающей нацию». [10] Военный историк Манфрид Раухенштейнер рассматривал военный энтузиазм как вполне реальный фактор, оказавший влияние на все социальные классы и политические лагеря. Перспектива войны летом 1914 года стала проекционным экраном для широкого спектра политических, философских и экзистенциальных желаний: [11]

Люди не считали само собой разумеющимся существование такой вещи, как война, но и она не казалась им особенно страшной; Война была частью человеческого существования и была чрезвычайно захватывающей. Война казалась идеальным способом уйти от повседневной жизни. ... В чувство вливалось всякое противоречивое: усталость от современности и тоска по чему-то новому, иррациональные ожидания искупления, разрешения самых разнообразных дилемм, преодоления застоя. ... [У] у меня было ощущение, что война рассматривается как спасение. ... Студенты, профессора, писатели, художники, священники, атеисты, анархисты, политические активисты, радикалы: все хотели быть там, когда Pax Europaea подойдет к концу. ... Все они видели в войне не ужас, а перемены.

В день начала войны был издан экстренный аттестат зрелости (квалификационный экзамен по окончании средней школы). Ввиду увлечения войной, охватившего многих юношей, старшеклассникам (13-го класса), желающим добровольно пойти в армию, разрешалось сдавать аттестат зрелости досрочно. Письменные, но не устные экзамены были отменены. [12] За очень короткое время все шестые классы прошли через этот процесс и были готовы к военной службе. Одним из них был поэт Карл Цукмайер , который позже описал этот опыт: [13]

Для нас все это было огромным удовольствием. Форма придавала даже худшему ученику нотку мужественного достоинства, против которого учитель был бессилен. ... Нам задавали только самые простые вопросы, чтобы никто не мог не справиться. Абитур . , кошмар многих юношеских лет, стал семейным праздником

Среди образованной элиты были те, кто надеялся, что «Дух 1914 года» поможет излечить социальные, политические и культурные разногласия, преследовавшие Германию. Поскольку нации угрожает извне, новый дух общности изменит национальную жизнь. Бремя и награды войны будут разделены поровну. Но ранний идеализм сменился разочарованием перед реальностью войны. [14]

Религиозные и культурные выражения

[ редактировать ]

Некоторые церкви дали войне свое религиозное благословение. Дитрих Форверк [ де ] , протестантский пастор, переработал Молитву Господню в националистическом духе: «В Твоём милосердном терпении прости каждую пулю и каждый удар, который не попадает в цель. Не введи нас в искушение позволить нашему гневу быть слишком мягким в исполнении Твоего». божественный суд. Избавь нас и нашего заклятого союзника от Злого и его слуг на земле. Твое есть царство, немецкая земля. Да придем мы через Твою кольчужную руку к силе и славе». [15]

Нобелевской премии Писатель, лауреат Томас Манн в 1913 году. Он поддержал войну по культурным соображениям.

Войну приветствовали некоторые писатели и художники. В своих «Мыслях на войне» ( Gedanken im Krieg ), написанных в августе и сентябре 1914 года, Томас Манн говорил о войне как об «очищении» и выходе из мирного мира: [16]

Мы знали это, этот мир мира. ... Разве оно не кишело вредителями духа, подобными червям? Разве оно не гнило и не воняло разлагающейся субстанцией цивилизации? ... Как мог художник, солдат в художнике, не восхвалять Бога за крушение мира во всем мире, который ему так надоел, так надоел? Война! Мы чувствовали очищение, освобождение и огромную надежду.

Поддержка войны нашла отражение в « Манифесте девяносто трёх » ( Manifest der 93 ) октября 1914 года, документе, подписанном 93 художниками и интеллектуалами, включая Манна. В защиту ведения войны Германией они ссылались на ее культуру: «Вы, кто знает нас, вы, кто вместе с нами охраняли высшие достояния человечества – к вам мы также взываем: поверьте нам! Верьте, что мы будем сражаться. эту войну до конца, как культурный народ, для которого наследие Гете , Бетховена и Канта так же священно, как очаг и земля». [17] Те же чувства были отражены в Декларации университетских преподавателей Германского рейха от октября 1914 года, которую подписали почти 90% университетских преподавателей Германии: «Мы убеждены в том, что спасение всей культуры Европы зависит от победы, которую немцы «Милитаризм» победит». [18] Следует отметить, что обе декларации были прежде всего реакцией на всеобщее возмущение действиями немецкой армии в Бельгии на ранних этапах войны.

Интеллигенция, державшаяся на расстоянии от масс, выдавала себя за патриотов. Социолог Макс Вебер писал об «этой великой и чудесной войне» и о том, что было чудесно иметь возможность пережить ее, даже если очень горько, что мне не разрешили отправиться на фронт. [19] Рудольф Александр Шредер в своем стихотворении 1915 года «Мы едем, скрытые лесами и ущельями» ( Wir reiten von Wäldern und Schluchten verborgen ) написал: «Для тебя я хочу жить, для тебя я хочу умереть, Германия, Германия». [20] В «Прощании солдата» ( Soldatenabschied ) Генрих Лерш в 1914 году написал часто цитируемый припев «Германия должна жить, даже если нам придется умереть!» [21]

Австро-Венгрия

[ редактировать ]

Опыт жителей Австро-Венгерской империи в начале Первой мировой войны во многом был похож на опыт жителей Германии. Энтузиазм не был особенно широко распространен. Сильнее всего оно было среди среднего класса, в крупных городах, а также в немецких и венгерских регионах, хотя поначалу оно ощущалось также и среди поляков и чехов. Габсбургская монархия изображала свою связь с Германской империей как Nibelungentreue верность Нибелунгов ») и считала себя высшим оплотом цивилизации против «варварского Востока» сербов и русских. [22]

Перед началом войны австрийские социал-демократы поддерживали мирные инициативы и проводили антивоенные демонстрации. После начала боевых действий они надеялись, что они принесут изменения в несправедливые политические и социальные системы не только дома, но и по всей Европе. Это рассматривалось как шанс преодолеть упадочный пессимизм аристократической культуры конца века . Однако как только первоначальное настроение энтузиазма улеглось, двойная монархия впала в период политической пассивности. Сопротивление военной политике появилось лишь позже. [22]

Австрийский писатель Стефан Цвейг в 1900 году. Он выступал против войны, но был охвачен энтузиазмом момента.

Австрийский писатель Стефан Цвейг описал соблазнительную солидарность, вызванную началом войны: [23]

Чтобы отдать честь истине, я должен признаться, что было что-то величественное, пленяющее и даже соблазнительное в этом первом пробуждении масс, и перед ним трудно было устоять. Несмотря на всю мою ненависть и отвращение к войне, мне не хотелось бы забывать воспоминания о тех первых днях. Как никогда раньше, тысячи и сотни тысяч почувствовали то, что им следовало бы чувствовать в мире: что они принадлежат друг другу. Город с двухмиллионным населением и страна с почти пятидесятимиллионным населением почувствовали в тот час, что они стали свидетелями всемирной истории, что они переживают момент, который никогда не вернется, и что все они призваны бросить свое крошечное «я» в мир. светящаяся масса, чтобы очиститься от эгоизма. Все различия классов, языков и религий на этот момент были погружены в нарастающее чувство братства.

Другая сторона опыта

[ редактировать ]

Набеги из банков и массовая истерия

[ редактировать ]

Несмотря на сильную эмоциональную поддержку войны среди определенных групп, в течение июля многие люди снимали свои деньги со сберегательных счетов и пытались обменять бумажные деньги на золотые или серебряные монеты. [6] Сообщается, что посещаемость церкви находится на необычно высоком уровне. Сразу после объявления войны начались панические закупки продуктов питания и других предметов первой необходимости. [7] Списки павших солдат, которые были опубликованы публично в первые недели войны, осенью были запрещены, поскольку они становились все длиннее. [6]

Случаи массовой истерии также вспыхивали за несколько недель до начала войны. Несколько человек были избиты толпой за то, что они не отреагировали с достаточным энтузиазмом, когда, например, Императорский гимн в кафе играли . Шпионы представлялись повсюду. Философ Теодор Лессинг был арестован в Ганновере из-за его «русской» бороды. Когда в начале августа распространился слух о том, что французское золото контрабандой ввозится в Россию, на импровизированных блокпостах было застрелено в общей сложности 28 человек. Президент полиции сравнил ситуацию с сумасшедшим домом: «Каждый видит в человеке рядом с ним русского или французского шпиона и считает своим долгом избить его и всех, кто его защищает, до кровавой каши. Облака принимают за самолеты, звезды за дирижабли, велосипедные рули для бомб и шпионов расстреливают в соответствии с военным положением». [24]

Антивоенные настроения

[ редактировать ]

Противники войны действовали до 29 июля, когда Российская империя объявила о частичной мобилизации. К этому моменту в 160 городах состоялось в общей сложности 288 антивоенных митингов и маршей. прошли антивоенные демонстрации Например, 28 июля 1914 года в Гамбурге и берлинском Люстгартене , в которых приняли участие более 100 000 человек. [25] – по сравнению с 30 000 сторонников войны, вышедшими на улицы пять дней назад. [7] Тем не менее руководство Социал-демократической партии (СДПГ) неохотно использовало массовые протесты как средство оказания политического давления и перехода в наступление против «Ура Патриотов». Их антивоенные усилия в основном сводились к собраниям в закрытых помещениях, разрешенных полицией, оставляя улицы военным слоям среднего класса. Когда разразилась война, радикальный поворот в сторону ее поддержки со стороны руководства СДПГ и большинства партийных газет СДПГ разозлил большие слои рабочего класса, которые были склонны проявлять смирение и небольшой энтузиазм по поводу войны даже после 1 августа. [26] [27]

Рабочие и крестьяне

[ редактировать ]

По полицейским сводкам о настроениях населения, война была встречена со скептицизмом и тревогой в рабочих кварталах крупных промышленных городов. [28] В пабе Гамбурга полиция услышала, как рабочие спрашивали, какое наследник австрийского престола отношение к ним имеет и почему они должны отдать за него свою жизнь. Представитель СДПГ в Бремене заявил, что настроение среди рабочих там первого августа было мрачным: «Матери, жены и невесты приводят молодых людей на вокзал и плачут. У всех такое ощущение, что они идут прямиком на бойню. ." [7]

Историк Свен Оливер Мюллер отметил, что в сельской местности начало войны вызвало «почти общее чувство глубокой депрессии». Мюнхенская газета Münchner Neueste Nachrichten писала: «Многие наши крестьянские семьи находятся в глубоком трауре, потому что отцы часто очень больших семей вынуждены уезжать; сыновья, лошади и повозки реквизированы военными властями, и урожай ждет». [29]

Политическая реакция

[ редактировать ]
Серебряная медаль в память о голосовании Рейхстага в поддержку войны. Надпись гласит: «Памятное единогласие Германского Рейхстага. Военная сессия 4 августа 1914 года».

СДПГ была крупнейшей партией в рейхстаге , когда разразилась война, и единственной, чья поддержка военных кредитов изначально вызывала сомнения. Несмотря на свою прежнюю антивоенную позицию, СДПГ единогласно проголосовала за кредиты и стала частью Бургфридена , политического перемирия между политическими партиями, которое должно было сохраняться на протяжении всей войны. Уго Хаазе , председатель парламентской группы Рейхстага, заявил в защиту действий СДПГ: «Мы не оставим нашу собственную страну в час опасности. Мы чувствуем, что согласны с Интернационалом , который всегда признавал право каждой нации к независимости и самообороне, точно так же, как в согласии с этим мы осуждаем любую завоевательную войну». [30] Сторонники СДПГ отождествляют себя, в частности, с борьбой против антипрогрессивной Российской империи. [31] Самым важным представителем по этому вопросу был депутат рейхстага Людвиг Франк . [32] который умер военным добровольцем 3 сентября 1914 года. Внутри СДПГ ранее антивоенные члены группы Ленша-Кунова-Хениша пытались поддержать немецкий империализм, используя марксистские аргументы. [33]

Почти во всех странах, участвовавших в войне, социалистические партии первоначально вступали в ряды «защитников отечества» и, как и в Германии, голосовали за военные займы в своих парламентах. [34] Второй Интернационал рухнул под давлением летом 1914 года. [35] Национальное перемирие начало рушиться в 1916–1917 годах, когда отсутствие военных успехов, несмотря на высокий уровень потерь и ухудшение продовольственной ситуации, особенно в штатах Центральных держав , находившихся под блокадой союзников , разрушило иллюзию сообщества, вышедшего за рамки сорт. Средний класс также пострадал от войны и пострадал от перехода к военной экономике. И среди них первоначальное ликование уступило место стойкому патриотизму. [36]

[ редактировать ]

Тот факт, что фотографии чаще всего делались в городах, а журналисты и писатели, как правило, писали репортажи из столиц, сыграли ключевую роль в доминирующем образе ликующего населения. «Нельзя отрицать широко распространенное ликование по поводу надвигающейся войны, по крайней мере, среди части населения в крупных европейских столицах», - писал Ян Кершоу . [37] Однако нигде в Европе энтузиазм по поводу войны не был повсеместным.

Вряд ли какую-либо роль сейчас играет направление исследований, утверждающее, что духа 1914 года вообще не существовало. Однако существует некоторый интерес к тому, в какой степени эмоциональное пробуждение было культурной инсценировкой, которая формировала дискурс о событиях июля и августа 1914 года до 1970-х годов. [38] Согласно этой точке зрения, образ всеобщего энтузиазма по поводу войны использовался не в последнюю очередь социал-демократами, чтобы оправдать решение их партийного контингента в рейхстаге проголосовать за военные кредиты и присоединиться к Бургфридену. Многие тезисы о событиях августа 1914 года были основаны на заявлениях политиков СДПГ после 1918 года, на которых оказывалось сильное давление, чтобы оправдать себя. [39] или на источники из среднего класса, большинство из которых действительно были полны энтузиазма по поводу войны. В своей книге 1974 года Wir Untertanen. Ein Deutsches Anti-Geschichtsbuch («Мы, подданные. Немецкая антиисторическая книга») Бернт Энгельманн признал массовые митинги и митинги против войны, которые вывели социал-демократов на улицы всего за несколько дней до начала войны, но затем признал: «Вся нация, не исключая большинства социал-демократов, уже была охвачена беспрецедентной военной истерией. Все действовали так, как будто в Германский рейх предательски вторглись злобные враги, совершенно неожиданно и без малейшей собственной вины». [40]

Штеффен Брюндель также не согласился с представлением о военном энтузиазме как о вымышленной легенде. Он утверждал, что такое строительство было бы невозможно без настоящей эмоциональной атмосферы. [41] Герберт Росински подчеркнул, что ни один очевидец никогда не забудет начало войны в августе 1914 года: «Это не была работа пропаганды». Кризис развился слишком быстро, чтобы было время на психологическую подготовку». [42] Питер Хоерес выступал против «чрезмерной коррекции августовского опыта». Можно было наблюдать «весь спектр поведения между полюсами страха и энтузиазма». [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Там, Ванесса (8 октября 2014 г.). Дэниел, Ют; Гатрелл, Питер; Янц, Оливер; Джонс, Хизер; Кин, Дженнифер; Крамер, Алан; Нассон, Билл (ред.). «Пропаганда дома (Германия)» . 1914–1918 — онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны . Свободный университет Берлина . Проверено 19 марта 2024 г.
  2. ^ Асмусс, Буркхард (19 октября 2015 г.). « Внешняя политика». Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 15 марта 2024 г.
  3. ^ Крузе, Вольфганг (6 мая 2013 г.). « Триггеры и начало войны». Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 19 марта 2024 г.
  4. ^ Рингмар, Эрик (январь 2018 г.). «Дух 1914 года» . Война в истории . 25 (1). Sage Publications, Inc.: 27. JSTOR   26393406 – через JStOR.
  5. ^ Чикеринг, Роджер (2014). Имперская Германия и Великая война, 1914–1918 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN  978-1107037687 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Швайнох, Оливер; Скриба, Арнульф (24 ноября 2022 г.). «Августовский опыт » . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 20 марта 2024 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Рингмар 2018 , с. 30.
  8. ^ Манн, Голо (1979). Немецкая история XIX и XX веков на ( немецком языке). Франкфурт: С. Фишер. п. 590 . ISBN  978-3-10-347901-0 .
  9. ^ Ланге, Питер (28 июня 2014 г.). «Выстрелы в Сараево и их последствия». Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 16 марта 2014 г.
  10. ^ Скретч, Герта (2015). «Военный энтузиазм и пацифизм». Все, что я хотел, это свободы на ( немецком языке). Вена: Verlagsgruppe Styria GmbH & Company KG. стр. электронная книга. ISBN  9783990403860 .
  11. ^ Раухштайнер, Манфрид (13 июня 2014 г.). «17 000 000 смертей спустя. Все было по-другому » . Пресса (на немецком языке) . Проверено 16 марта 2024 г.
  12. ^ «Е. Средние школы для юношей» . Центральная газета всего образовательного управления Пруссии - 1914 г. (на немецком языке). 56 : 496-497. 1 августа 1914 г. - через ScriptaPaedagogica.
  13. ^ Цукмайер, Карл (1966). Как будто это была часть меня [ As if It Were A Piece of Me ] (на немецком языке). Франкфурт: Фишер. п. 204.
  14. ^ Чикеринг, Роджер (2014). Имперская Германия и Великая война, 1914–1918 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 116–118. ISBN  978-1107037687 .
  15. ^ Джейкобс, Алан (27 августа 2014 г.). «Великая и Священная война» . Новая Атлантида .
  16. ^ Анз, Томас (10 мая 2015 г.). «Экспрессионизм на войне ». Lituraturkritik.de (на немецком языке) . Проверено 16 марта 2024 г.
  17. ^ «Бернхард фон Броке, «Ученость и милитаризм: обращение 93-х к цивилизованному миру!» (4 октября 1914 г.)» . GHDI (История Германии в документах и ​​изображениях) . Проверено 16 марта 2024 г.
  18. ^ фон Брух, Рюдигер (5 июня 2014 г.). «Берлинский университет во время Первой мировой войны: «первый центр интеллектуального оружия Германии» » . Тагесшпигель (на немецком языке) . Проверено 16 марта 2024 г.
  19. ^ Нотц, Гизела (29 сентября 2014 г.). «Германия, Германия превыше всего... Роль интеллектуалов и науки в Первой мировой войне» . Ассоциация немецких ученых (на немецком языке) . Проверено 17 марта 2023 г.
  20. ^ Шредер, Рудольф Александр (12 января 1915 г.). «Мы едем, скрытые лесами и ущельями (полный текст на немецком языке)». Архив народных песен (на немецком языке). Бремен: Мюллер-Люденшайдт-Верлаг . Проверено 17 марта 2024 г.
  21. ^ Лерш, Генрих. «Soldatenabschied» («Прощание солдата»). Wikisource (немецкий) (на немецком языке) . Проверено 17 марта 2024 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Мучлехнер, Мартин. «Увлеченность войной». Мир Габсбургов (на немецком языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
  23. ^ Цвейг, Стефан. «Первые часы войны 1914 года». Проект Гутенберг-де (на немецком языке).
  24. ^ Рейсин, Андрей (13 ноября 2019 г.). « Первая мировая война: от военного безумия к массовой смерти». НДР (на немецком языке) . Проверено 22 марта 2024 г.
  25. ^ Хиршфельд, Герхард (2011). « Дух 1914 года: критическое исследование военного энтузиазма в немецком обществе» . Исследовательские ворота . стр. 4–5 . Проверено 17 марта 2024 г.
  26. ^ Хиршфельд, Герхард; Крумеич, Герд (2013). Германия в ( Первой мировой войне на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: С. Фишер. стр. 51 ISBN .  978-3-10-029411-1 .
  27. ^ Ульрих, Волкер (1999). От августовского опыта к ноябрьской революции. Вклад в социальную историю Гамбурга и Северной Германии в Первой мировой войне 1914–1918 гг. [ От августовского опыта к ноябрьской революции. Вклады в социальную историю Гамбурга и Северной Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. ] (на немецком языке). Бремен: Донат. стр. 12 и след .  9783931737740 .
  28. ^ Герберт, Ульрих (2014). История Германии в 20 веке [ История Германии в 20 веке ] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. п. 122. ИСБН  978-3406660511 .
  29. ^ Мюллер, Свен Оливер (2011). Нация как оружие и идея. Национализм в Германии и Великобритании в Первой мировой войне [ Нация как оружие и воображение. Национализм в Германии и Великобритании в годы Первой мировой войны (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 65–66. ISBN  978-3525351390 .
  30. ^ «100 лет назад: Рейхстаг утверждает военные кредиты». Немецкий Бундестаг (на немецком языке). 4 августа 2014 года . Проверено 23 марта 2024 г.
  31. ^ Гебель, Стефан (2007). Великая война и средневековая память. Война, память и средневековье в Великобритании и Германии, 1914–1940 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 137–138. ISBN  978-0521854153 .
  32. ^ Доусон, WH (1891). Немецкий социализм и Фердинанд Лассаль . Лондон: Лебединое солнце. п. 129.
  33. ^ Дэй, Ричард Б.; Гайдо, Дэниел, ред. (2011). Открытие империализма: социал-демократия до Первой мировой войны . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 561. ИСБН  9789004210820 .
  34. ^ «100 лет назад: Рейхстаг утверждает военные кредиты». Немецкий Бундестаг (на немецком языке). 2014 . Проверено 17 марта 2024 г.
  35. ^ Леонхард, Йорн (2014). Ящик Пандоры. История Первой мировой войны [ Ящик Пандоры. История Первой мировой войны ] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. стр. 110–115. ISBN  3-406-66191-2 .
  36. ^ Леонард 2014 , стр. 490–524, 769–774.
  37. ^ Кершоу, Ян (2016). Адское падение. Европа 1914–1949 гг . [ В ад и обратно. Европа 1914–1949 ] (на немецком языке). Перевод Лайневебера, Бернда; Шредер, Бритта; Биндер, Клаус (2-е изд.). Мюнхен: Немецкая издательская компания. п. 65. ИСБН  978-3421047229 .
  38. ^ Собич, Фрэнк Оливер (2006). «Чёрные звери, красная опасность». Расизм и антисоциализм в Германской империи [ «Черные звери, красная опасность». Расизм и антисоциализм в Германской империи ] (на немецком языке). Франкфурт: Кампус. п. 384. ИСБН  978-3593381893 .
  39. ^ Крузе, Вольфганг (1993). Война и национальная интеграция. Новая интерпретация социал-демократического перемирия 1914/15 года [ Война и национальная интеграция. Новая интерпретация окончания перемирия Социал-демократической партии 1914/15 ] (на немецком языке). Еда: обычный текст. п. 54. ИСБН  3-88474-087-3 .
  40. ^ Энгельманн, Бернт (1977). Мы субъекты. Немецкая антиисторическая книга [ Мы, подданные. Немецкая антиисторическая книга ] (на немецком языке). Берлин: Издательство Fischer в мягкой обложке. п. 321. ИСБН  978-3436022006 .
  41. ^ Брюндель, Штеффен (2003). Volksgemeinschaft oder Volksstaat [ Национальное сообщество или национальное государство ] (на немецком языке). Берлин: Исследования Академии Де Грюйтера. п. 70. ИСБН  978-3050037455 .
  42. ^ Росински, Герберт (1966). Немецкая армия. Анализ [ Немецкая армия. Анализ ] (на немецком языке). Дюссельдорф: Econ Verlag. п. 133.
  43. ^ Хорес, Питер (2004). Война философов. Немецкая и британская философия в Первой мировой войне [ Война философов. Немецкая и британская философия в Первой мировой войне ] (на немецком языке). Падерборн: Шёнинг. стр. 115ф. ISBN  978-3506717313 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6dafe93290e82ae168c19d9dab53419a__1718325900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/9a/6dafe93290e82ae168c19d9dab53419a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spirit of 1914 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)