Jump to content

Конец века

«Билан, конец века! Обещать и держать - два», антиреспубликанская карикатура Ахилла Лемо из газеты Le Pèlerin (1900).

Конец века ( Французское произношение: [fɛ̃ de sjekl] ) — французский термин, означающий «конец века», фраза, которая обычно включает в себя как значение аналогичной английской идиомы « поворот века », так и ссылку на завершение одной эпохи и начало другой. Без контекста этот термин обычно используется для обозначения конца XIX века. Этот период широко считался периодом социального вырождения , но в то же время периодом надежды на новое начало. [ 1 ] «Дух» конца века часто относится к культурным признакам, которые были признаны выдающимися в 1880-х и 1890-х годах, включая скуку , цинизм , пессимизм и «широко распространенное убеждение, что цивилизация ведет к упадку ». [ 2 ] [ 3 ]

Термин «конец века» обычно применяется к французскому искусству и художникам, поскольку черты культуры впервые проявились там, но это движение затронуло многие европейские страны. [ 4 ] [ 5 ] Этот термин становится применимым к чувствам и чертам, связанным с культурой, а не сосредоточен исключительно на первоначальном признании движения во Франции. Идеи и проблемы, разработанные художниками конца века, дали толчок развитию таких движений, как символизм и модернизм . [ 6 ]

Темы конца века политической культуры были очень противоречивыми и были названы одними из тех, кто оказал большое влияние на фашизм. [ 7 ] [ 8 ] и как генератор науки о геополитике , включая теорию жизненного пространства . [ 9 ] Профессор исторической географии Ноттингемского университета Майкл Хеффернан и Маккубин Томас Оуэнс писали об истоках геополитики:

Идея о том, что этому проекту требовалось новое название в 1899 году, отражала широко распространенное мнение о том, что изменения, происходящие в глобальной экономической и политической системе, имели сейсмическое значение.

«Новый мир ХХ века необходимо понимать во всей его полноте, как единое глобальное целое». Технологии и глобальная коммуникация сделали мир «меньше» и превратили его в единую систему; время характеризовалось панидеями и утопическим «единомиризмом», идущим дальше панидей. [ 10 ] [ 11 ]

То, что мы сейчас думаем о геополитике, зародилось в Европе конца века в ответ на технологические изменения   ... и создание «закрытой политической системы», когда европейская империалистическая конкуренция стирала мировые «границы». [ 12 ]

Главной политической темой эпохи было восстание против материализма , рационализма , позитивизма , буржуазного общества и либеральной демократии . [ 7 ] Поколение конца века поддерживало эмоциональность , иррационализм , субъективизм и витализм . [ 8 ] в то время как мышление того времени считало, что цивилизация находится в кризисе, который требует масштабного и тотального решения. [ 7 ]

конца века Синдром

[ редактировать ]

Майкл Хеффернан в своей статье «Fin de Siècle, Fin du Monde?» [Конец века, конец света?] (2000) обнаруживает в христианском мире то, что он называет «синдромом конца века ». В 2000 году это приняло форму проблемы 2000 года . Конец века сопровождается ожиданиями будущего:

Изменения, которые действительно происходят в эти моменты, имеют тенденцию приобретать дополнительные (иногда мистические) смысловые слои. Так было, безусловно, в 1890-е годы, в десятилетие «семиотического пробуждения», когда все, казалось, было знаком, предвестником какого-то будущего радикального разрыва или катастрофического переворота... Оригинальное французское выражение, означающее просто «конец века». ", стало универсальной фразой для описания всего: от архитектурных и художественных стилей... до более широких, зачастую страстных дебатов о прошлом, настоящем и будущем накануне нового столетия. ... Многие произведения конца XIX века ... имели тенденцию предполагать, что уход девятнадцатого века будет представлять собой фундаментальный исторический разрыв, явный разрыв с прошлым. [ 10 ]

Теория вырождения

[ редактировать ]
Артур Шопенгауэр , немецкий философ, чья философия повлияла на культуру конца века .
бельгийского символиста Фернана Кнопфа . » « Ласка

Б. А. Мореля Теория вырождения была теорией, которая утверждала, что, хотя общества могут прогрессировать, они также могут оставаться статичными или даже регрессировать, если находятся под влиянием несовершенной среды, такой как национальные условия или внешние культурные влияния. [ 13 ] Это вырождение описывалось как передающееся из поколения в поколение, приводящее к слабоумию и дряхлости из-за наследственного влияния. Макса Нордау утверждается В книге «Вырождение» , что две доминирующие черты выродившихся в обществе людей включают манию эго и мистицизм. [ 13 ] Под первым термином понималась патологическая степень эгоцентризма и необоснованного внимания к собственным чувствам и деятельности, что видно по предельной описательности мельчайших подробностей; последнее относилось к нарушенной способности переводить первичные восприятия в полностью развитые идеи, что во многом отмечалось в произведениях символистов . [ 14 ] Отношение Нордау к этим чертам как к дегенеративным качествам приводит к восприятию мира, приходящего в упадок из-за искажений мысли конца века, и влияет на пессимизм, растущий в философском сознании Европы. [ 13 ] Будучи гражданами конца века , они склонялись к науке в попытке расшифровать мир, в котором они жили. психофизиологии, а теперь и психологии . уделялось конца века Основное внимание в обществе [ 15 ] в том, что он изучал тему, которую нельзя было изобразить с помощью романтизма , но опирался на проявленные черты, позволяющие предположить, как работает разум, как и символизм. Концепция гениальности вернулась в массовое сознание примерно в этот период благодаря работе Макса Нордау с дегенерацией, что побудило к изучению художников, предположительно затронутых социальной дегенерацией, и того, что отличает идиотизм от гениальности. Было установлено, что гений и идиот имеют во многом схожие черты характера, включая les delires des grandeurs и la folie du doute . [ 13 ] Первый, означающий манию величия, начинается с непропорционального чувства значимости в собственной деятельности и приводит к ощущению отчужденности. [ 16 ] как описывает Нордау у Бодлера, а также вторую характеристику безумия сомнения, которая включает в себя сильную нерешительность и крайнюю озабоченность мельчайшими деталями. [ 13 ] Разница между дегенеративным гением и дегенеративным безумцем заключается в обширных знаниях, которыми обладает гений в нескольких областях, в сочетании с верой в собственное превосходство, как результат. Вместе эти психологические черты придают оригинальность, эксцентричность и чувство отчуждения - все симптомы le Mal du siècle (зла века), которые влияли на французскую молодежь в начале XIX века, пока не распространились наружу и, в конечном итоге, не повлияли на остальных. Европы приближается к рубежу веков. [ 16 ] [ 17 ]

Пессимизм

[ редактировать ]
Ирландский эстетист писатель- Оскар Уайльд

На идеологическое пространство Англии повлияли философские волны пессимизма , охватившие Европу, начиная с философа Артура Шопенгауэра , написанных до 1860 года, и постепенно оказывая влияние на художников во всем мире. работ [ 17 ] Р. Х. Гудейл выделил 235 эссе британских и американских авторов, посвященных пессимизму, датированных периодом с 1871 по 1900 год, показывающих выдающееся положение пессимизма в сочетании с английской идеологией. [ 17 ] Кроме того, ссылки Оскара Уайльда на пессимизм в его работах демонстрируют актуальность этой идеологии для англичан. В «Идеальном муже » главный герой Уайльда спрашивает другого персонажа, «в душе [она] оптимистка или пессимистка ? Кажется, это единственные две модные религии, которые остались у нас в наши дни». [ 17 ] Размышления Уайльда о личной философии как более значимой в культурном отношении, чем религия, подтверждают теорию вырождения применительно к влиянию Бодлера на другие нации. [ 13 ] Однако оптимистический романтизм, популярный в начале века, также повлиял на меняющийся идеологический ландшафт. Недавно модный пессимизм снова появляется в книге Уайльда «Как важно быть серьезным» , написанной в том же году:

Алджернон : Надеюсь, завтра будет хороший день, Лейн.
Лейн : Это никогда не так, сэр.
Алджернон : Лейн, ты идеальный пессимист.
Лейн : Я делаю все возможное, чтобы доставить вам удовольствие, сэр.

Лейн философски актуален с 1895 года, сдерживая оптимизм своего учителя по поводу погоды, напоминая Алджернону о том, как обычно устроен мир. Его пессимизм доставляет удовольствие Алджернону; Идеальный слуга джентльмена — это тот, кто обладает философским складом ума. [ 17 ] Работы Шарля Бодлера демонстрируют некоторый пессимизм, ожидаемый от того времени, а его работа с современностью иллюстрирует упадок и упадок, с которыми ассоциируется французское искусство начала века, в то время как его работа с символизмом продвигала мистицизм, связанный с Нордау. художники конца века . Новаторские переводы Бодлером стихов Эдгара Аллана По подтверждают эстетическую роль перевода в конца века . культуре [ 18 ] в то время как его собственные работы оказали влияние на французских и английских художников благодаря использованию современности и символизма. Бодлер, Рембо и их современники стали известны как французские декаденты, группа, оказавшая влияние на своих английских коллег, таких эстетов , как Оскар Уайльд. Обе группы считали, что цель искусства — вызвать эмоциональный отклик и продемонстрировать красоту, присущую неестественному, а не пытаться научить аудиторию непогрешимому чувству морали. [ 19 ]

Литературные конвенции

[ редактировать ]

В викторианском конце века темы вырождения и тревоги выражаются не только через физический ландшафт, который служил фоном для готической литературы, но и через само человеческое тело. Роберта Льюиса Стивенсона Такие произведения, как «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Портрет Дориана Грея» » Артура Мейчена Оскара Уайльда (1891), «Великий бог Пан (1894), Герберта Уэллса » «Машина времени (1895), Брэма Стокера » «Дракула (1897) и Ричарда Марша «Жук» (1897) исследуют темы перемен, развития, эволюция, мутация, разложение и распад по отношению к человеческому телу и разуму. Эти литературные условности были прямым отражением многих эволюционных, научных, социальных и медицинских теорий и достижений, появившихся к концу XIX века. [ 20 ] [ 21 ]

Художественные конвенции

[ редактировать ]
В Мулен Руж (1895 г.), картина Анри Тулуз-Лотрека , отражающая яркий и декадентский дух общества конца века.

Произведения декадентов и эстетов содержат в себе черты, типичные для искусства конца века . В книге Холбрука Джексона «Восемнадцать девяностых» описываются характеристики английского упадка, а именно: извращенность, искусственность, эгоизм и любопытство. [ 14 ] Первая черта — это забота об извращенном, нечистом и противоестественном. [ 13 ] Романтизм побуждал публику рассматривать физические черты как показатель внутреннего «я», тогда как художники конца века считали красоту основой жизни и поэтому ценили то, что не было традиционно красивым. [ 14 ]

«Крик» (1893), экспрессионистская картина Эдварда Мунка , является выдающимся культурным символом эпохи конца века . [ 22 ]

Эта вера в красоту в отвратительном приводит к одержимости искусственностью и символизмом, поскольку художники отвергали невыразимые идеи красоты в пользу абстрактных. [ 14 ] Посредством символизма эстеты могли вызывать у своей аудитории чувства и идеи, не полагаясь на безошибочное общее понимание мира. [ 16 ]

Третья черта культуры — эгоизм , термин, аналогичный термину «эгомания», означающий непропорциональное внимание, уделяемое собственным усилиям. Это может привести к своего рода отчуждению и страданиям, как в случае с Бодлером, и демонстрирует, как художники-эстетики предпочитали городские пейзажи сельской местности в результате своего отвращения к естественному. [ 13 ]

Наконец, любопытство можно определить через дьяволизм и исследование зла или безнравственности, сосредотачиваясь на болезненном и жутком, но не навязывая зрителям никаких моральных уроков. [ 14 ] [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шаффер, Талия. Литература и культура в конце века . Нью-Йорк: Лонгман, 2007. 3.
  2. ^ Мештрович, Степан Г. Наступающий конец века: применение социологии Дюркгейма к современности и постмодернизму . Оксфорд; Нью-Йорк: Рутледж (1992 [1991]: 2).
  3. ^ Пиредду, Николетта. «Примитивные признаки современности: культурные реконфигурации во франко-итальянском конце века» . Романическое обозрение 97 (3–4), 2006: 371–400.
  4. ^ МакГиннесс, Патрик (ред.) Символизм, упадок и конец века: французские и европейские перспективы . Издательство Эксетерского университета, 2000: 9.
  5. ^ Пиредду, Николетта. Антропологи при дворе красоты. Декаданс и символическая экономика в Европе конца века . Верона: Фиорини, 2002.
  6. ^ Хас-Эллисон, Дж. Трюгве. «Дворяне, модернизм и культура Мюнхена конца века ». История Германии 26 (1), 2008: 1–23, 2. два : 10.1093/gerhis/ghm001 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Стернхелл, Зеев. «Кризис мысли конца века». Международный фашизм: теории, причины и новый консенсус . Лондон и Нью-Йорк (1998): 169.
  8. ^ Перейти обратно: а б Пейн, Стэнли Г. История фашизма, 1914–1945 . Оксфорд: Рутледж (1995, 2005): 23–24.
  9. ^ Стивен Керн, Культура времени и пространства, 1880–1918 (Массачусетс и Лондон: издательство Гарвардского университета, 1983).
  10. ^ Перейти обратно: а б Майкл Хеффернан. «Fin de Siècle, Fin du Monde? К истокам европейской геополитики; 1890–1920» . Геополитические традиции: век геополитической мысли (ред. Клаус Доддс и Дэвид А. Аткинсон, Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2000), стр. 28, 31.
  11. ^ Майкл Хеффернан. «Политика карты в начале двадцатого века». Картография и географическая информатика , 29/3, (2002): с. 207.
  12. ^ Маккубин Томас Оуэнс, « В защиту классической геополитики », Обзор военно-морского колледжа , 50 (4), (1999): стр. 65. JSTOR   44643038 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хэмбрук, Глин. «Бодлер, теория вырождения и литературная критика». Обзор современного языка . 101.4 (2006): 1005–1024. JSTOR   20467025 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Гольдфарб, Рассел. «Поздний викторианский декаданс». Журнал эстетики и художественной критики 20.4 (1962): 369–373. JSTOR   427899 .
  15. ^ Максвелл, Кэтрин. «Эйлвин (1898)» Теодора Уоттс-Дантона и повторения романтизма». Ежегодник исследований английского языка 37.1 (2007): 1–21. JSTOR   20479275 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Что такое Конец века?» Искусствовед 1.1 (1893): 9. JSTOR   20494209 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Шримптон, Николас. « Лейн, ты идеальный пессимист»: пессимизм и английский «конец века » ». Ежегодник исследований английского языка 37.1 (2007): 41–57. JSTOR   20479277 .
  18. ^ Тейн, Мэрион. «Модернистское «Посвящение» «Концу века » ». Ежегодник исследований английского языка 37.1 (2007): 22–40. JSTOR   20479276 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Квинтус, Джон Аллен. «Моральные последствия эстетизма Оскара Уайльда». Техасские исследования литературы и языка 22.4 (1980): 559–574. JSTOR   40754628 .
  20. ^ Базуэлл, Грег (2014). «Готическая фантастика викторианской эпохи конца века: мутирующие тела и беспокойные умы» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 г. Проверено 10 декабря 2016 г.
  21. ^ Дегенерация, нормативность и готика в конце века.
  22. ^ Уэст, Ширер. Fin de Siecle: Искусство и общество в эпоху неопределенности . Не обращайте внимания на прессу.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 576c743e2ede3b22d5fa3bee8df409b5__1724211780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/b5/576c743e2ede3b22d5fa3bee8df409b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fin de siècle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)