Отто Вейнингер
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Октябрь 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Отто Вейнингер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Вена, Австро-Венгрия | 3 апреля 1880 г.
Умер | 4 октября 1903 г. Вена, Австро-Венгрия | ( 23 года
Причина смерти | Самоубийство из огнестрельного оружия |
Образование | Венский университет ( доктор философии , 1902 г.) |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Идеализм [1] Кантианская этика [1] |
Основные интересы | Философия , логика , психология , гений , гендер , философия религии |
Известные идеи | Во всех людях есть элементы как женственности, так и мужественности. [2] Логика и этика едины. [3] Логика привязана к принципу тождества (А=А). [4] |
Отто Вейнингер (англ. Немецкий: [ˈvaɪnɪŋɐ] ; 3 апреля 1880 — 4 октября 1903) — австрийский философ, живший в Австро-Венгерской империи . В 1903 году он опубликовал книгу Geschlecht und Charakter ( «Пол и характер» ), получившую популярность после его самоубийства в возрасте 23 лет. Части его работ были адаптированы для использования нацистским режимом. [5] Вайнингер оказал сильное влияние на Людвига Витгенштейна , Августа Стриндберга и, через свою менее известную работу «О последних вещах» , на Джеймса Джойса . [6] [7]
Жизнь
[ редактировать ]Отто Вейнингер родился 3 апреля 1880 года в Вене в семье еврейского ювелира Леопольда Вейнингера и его жены Адельхайд. Посетив начальную школу и окончив среднюю школу в июле 1898 года, Вейнингер зарегистрировался в Венском университете в октябре того же года . Он изучал философию и психологию посещал курсы естественных наук и медицины , но также выучил греческий , латынь , французский и английский языки . Вейнингер очень рано , позже также испанский и итальянский , а также приобрел пассивные знания шведского языков , датского и норвежского . [8] Во время учебы в университете он посещал Философское общество, где слышал, среди прочих, зятя Вагнера Хьюстона Стюарта Чемберлена . Его считали аутсайдером, но оригинальным мыслителем.
Осенью 1901 года Вейнингер попытался найти издателя для своей работы « Эрос и психика: биолого-психологическое исследование» , которую он представил своим профессорам Фридриху Йодлю и Лоренцу Мюлльнеру в качестве своей диссертации в 1902 году. Он встретил Зигмунда Фрейда. , который, однако, не рекомендовал текст издателю. Его профессора приняли диссертацию, и Вейнингер получил докторскую степень. степень в июле 1902 года. [9] Вскоре после этого он стал протестантом .
В 1902 году Вейнингер отправился в Байройт , где стал свидетелем исполнения » Рихарда Вагнера , «Парсифаля которое произвело на него глубокое впечатление. Через Дрезден и Копенгаген он пробрался в Христианию ( Осло ), где впервые увидел Генрика Ибсена освободительную драму «Пер Гюнт» на сцене . По возвращении в Вену Вейнингер страдал от приступов глубокой депрессии. Решение покончить с собой постепенно приняло форму; Однако после долгой дискуссии со своим другом Артуром Гербером Вейнингер понял, что «еще не время».
В июне 1903 года, после нескольких месяцев сосредоточенной работы, его книга «Пол и характер: фундаментальное исследование венским издательством Braumüller & Co была опубликована » – попытка «представить половые отношения в новом и решающем свете». В книге содержалась его диссертация. к которому были добавлены три жизненно важные главы: (XII) «Природа женщины и ее отношение к Вселенной», (XIII) «Иудаизм», (XIV) «Женщины и человечество».
Хотя книга не была встречена негативно, ожидаемого ажиотажа она не вызвала. Вейнингер подвергся нападкам со стороны Пауля Юлиуса Мёбиуса , профессора из Лейпцига и автора книги « О физиологической недостаточности женщин» , и был обвинен в плагиате. Глубоко разочарованный и, казалось, подавленный, Вейнингер уехал в Италию.
Вернувшись в Вену, он провел последние пять дней со своими родителями. 3 октября он снял комнату в доме на Шварцспаниерштрассе, 15, где Людвиг ван Бетховен умер . Он сказал хозяйке, что его нельзя беспокоить до утра, так как он собирается работать, а потом поздно лечь спать. Той ночью он написал два письма: одно отцу, а другое брату Ричарду, в котором сообщил им, что собирается застрелиться.
4 октября Вейнингер был найден смертельно раненным: он выстрелил себе в грудь. Он умер в Wiener Allgemeines Krankenhaus (Венская больница общего профиля) и был похоронен на протестантском кладбище Мацляйнсдорф в Вене.
Секс и характер: фундаментальное исследование
[ редактировать ]Мужественность и женственность
[ редактировать ]«Секс и характер» утверждает, что все люди состоят из смеси мужского и женского начала, и пытается научно обосновать эту точку зрения. Мужской аспект активен, продуктивен, сознателен и морально/логичен, тогда как женский аспект пассивен, непродуктивен, бессознателен и аморален /алогичен. [10] Вейнингер утверждает, что эмансипация возможна только для «мужественных женщин», например, некоторых лесбиянок, и что женская жизнь поглощается сексуальной функцией, как действием, как проститутка, так и продуктом, как мать. [11] Женщина – « сваха ». Напротив, долг мужчины, или мужского аспекта личности, состоит в том, чтобы стремиться стать гением и отказаться от сексуальности ради абстрактной любви к Абсолюту , Богу, которого он находит внутри себя. [12]
Значительная часть его книги посвящена природе гениальности. Вейнингер утверждает, что гениальность никогда не применима исключительно к какой-то конкретной области, такой как математика или музыка, а есть только универсальный гений, в котором все существует и имеет смысл. Он полагает, что это качество, вероятно, в той или иной степени присутствует у всех людей. [13] Книга «Секс и характер» стала популярной в Италии как альтернатива фрейдистскому психоанализу из-за интереса, который она вызвала среди итальянских интеллектуалов, таких как Стено Тедески , который перевел текст на итальянский язык. [14]
Еврейство против христианства
[ редактировать ]В отдельной главе Вейнингер, сам еврей , принявший христианство в 1902 году, анализирует архетипического еврея как женственного и, следовательно, глубоко нерелигиозного, без истинной индивидуальности (души) и без чувства добра и зла . Христианство описывается как «высшее выражение высшей веры», а иудаизм – «крайняя трусость». Вейнингер осуждает упадок современности и во многом приписывает его женскому (или, что то же самое, «еврейскому») характеру. По подсчетам Вейнингера, каждый демонстрирует некоторую женственность и то, что он называет «еврейством». [15]
Критика духа времени
[ редактировать ]О еврействе, декадансе и женственности:
Наш век не только самый еврейский, но и самый женоподобный из всех веков; эпоха, в которой искусство дает лишь сударий для своих настроений и которая черпает художественные побуждения у людей из игр, в которые играют животные; век самого доверчивого анархизма, век отсутствия всякого понимания государства и права, век видовой этики, век самой поверхностной из всех мыслимых интерпретаций истории ( исторический материализм ); век капитализма и марксизма , век, для которого история, жизнь, наука, все стало не чем иным, как экономикой и технологией; век, объявивший гениальность формой безумия, но в котором больше нет ни одного великого художника или ни одного великого философа, век, наиболее лишенный оригинальности, но наиболее неистово гоняющийся за оригинальностью; эпоха, которая заменила идею девственности культом демивиржа. Эта эпоха также отличается тем, что она первая не только одобрила и поклонялась половому акту, но и практически сделала его своим долгом. не как способ достижения забвения, как это делали римляне или греки в своих вакханалах , а для того, чтобы найти себя и придать смысл своей собственной тоскливости. [16]
Реакция на самоубийство
[ редактировать ]Самоубийство Вейнингера в доме, где Бетховен умер — человека, которого он считал одним из величайших гениев, — сделало его знаменитым , вдохновило на несколько имитаций самоубийств и вызвало интерес к его книге. Книга получила восторженные отзывы шведского писателя Августа Стриндберга , который написал, что она «вероятно, решила самую трудную из всех проблем» — « женскую проблему ». [а] Кроме того, это привлекло внимание русского философа Николая Бердяева , который утверждал, что «после Ницше в этой [современной немецкой] мимолетной культуре уже не было ничего столь примечательного». [18]
Влияние на Витгенштейна
[ редактировать ]Людвиг Витгенштейн прочитал эту книгу еще школьником и был глубоко впечатлен ею, позже назвав ее одним из источников, оказавших на него влияние, и порекомендовав ее друзьям. [19] Помнится, Витгенштейн сказал, что считал Вейнингера «великим гением». [20] Однако глубокое восхищение Витгенштейном мыслью Вейнингера сочеталось с фундаментальным несогласием с его позицией. Витгенштейн пишет Г.Э. Муру : «Согласоваться с ним нет необходимости или, скорее, невозможно, но величие заключается в том, с чем мы не согласны. Велика его огромная ошибка». В том же письме Муру Витгенштейн добавил, что если бы кто-то добавил знак отрицания перед всей книгой « Пол и характер» , это выразило бы важную истину.
Вейнингер и нацисты
[ редактировать ]Отдельные части сочинений Вейнингера использовались нацистской пропагандой , несмотря на то, что Вейнингер активно выступал против идей расы, которые стали отождествляться с нацистами. В своих частных беседах Гитлер вспоминал замечание, сделанное его наставником Дитрихом Эккартом о Вейнингере: «Я знал только одного порядочного еврея, и он покончил жизнь самоубийством в тот день, когда понял, что еврей живет за счет упадка народов...». [21]
В главе «Иудаизм» своей книги « Пол и характер». [22] Вейнингер пишет:
Еврейская раса, выбранная мною в качестве предмета обсуждения, поскольку, как будет показано, представляет для моих взглядов самые серьезные и самые огромные трудности, по-видимому, обладает определенным антропологическим родством как с неграми, так и с монголами... . (стр. 303)
Однако я должен прояснить, что я подразумеваю под иудаизмом; Я имею в виду ни расу, ни народ, ни признанное вероучение. Я думаю об этом как о склонности ума, как о психологической конституции, которая возможна для всего человечества, но которая стала актуальной в наиболее заметной форме только среди евреев. Сам антисемитизм подтвердит мою точку зрения... (с. 303).
Таким образом объясняется тот факт, что самых ярых антисемитов можно найти среди самих евреев... (стр. 304).
Истинная концепция государства чужда еврею, потому что он, как и женщина, лишен личности; его неспособность уловить идею истинного общества объясняется отсутствием у него свободного понятного эго. Как и женщины, евреи склонны держаться вместе, но они не объединяются как свободные независимые личности, взаимно уважающие индивидуальность друг друга. (стр. 307-308)
Как у женщин нет настоящего достоинства, так и у евреев не существует того, что подразумевается под словом «джентльмен». Настоящий еврей терпит неудачу в этой врожденной хорошей воспитанности, благодаря которой люди уважают свою индивидуальность и уважают индивидуальность других. Еврейской знати нет, и это тем более удивительно, что еврейские родословные прослеживаются на протяжении тысячелетий. (стр. 308)
Аналогичное объяснение имеет знакомое еврейское высокомерие... (с. 308).
Следующий абзац продолжается:
Ошибки еврейской расы часто приписывались подавлению этой расы арийцами, и многие христиане до сих пор склонны винить в этом себя. Но самобичевание не оправдано. Внешние обстоятельства не формируют расу в одном направлении, если только у расы нет врожденной склонности реагировать на формирующие силы; общий результат происходит по крайней мере в такой же степени от естественной предрасположенности, как и от изменяющих обстоятельств... (стр. 308)
Еврей на самом деле не аморален. Но, тем не менее, он не представляет высший этический тип. Он довольно аморален, не очень хорош и не очень плох.... (с. 309)
Так и в случае с женщиной... (с. 309).
У еврея и женщины добро и зло неотличимы друг от друга. (стр. 309)
Таким образом, евреи не живут как свободные, самоуправляемые личности, выбирающие между добродетелью и пороком на арийскую манеру... (стр. 309).
Соответственно, взгляды Вейнингера считаются важным шагом в попытках исключить женщин и евреев из общества на основе методической философии в эпоху провозглашения человеческого равенства и научной мысли. [23]
В своей книге «Нацистская идеология до 1933 года » Барбара Миллер Лейн показывает, как нацистские идеологи, такие как Дитрих Эккарт, игнорировали осуждение Вейнингером обвинений в адрес отдельных евреев и вместо этого просто заявляли, что евреям, как и женщинам, не хватает души и веры в бессмертие, и что «Арии» должны беречь себя от «еврейства» внутри, поскольку это внутреннее «еврейство» является источником зла. [24]
Вейнингер и «еврейская ненависть к себе»
[ редактировать ]Аллан Яник в книге «Венская культура и гипотеза еврейской ненависти к себе: критика» ставит под сомнение обоснованность концепции « еврейской ненависти к себе », даже применительно к Вейнингеру, по общему мнению, «мыслителю, которого почти все считают представителем сам архетип ненавидящего себя венского еврейского интеллектуала». [25] Яник возлагает ответственность за эту репутацию на Питера Гэя . Яник сомневается, что такая концепция, как «еврейская ненависть к себе», в любом случае применима к Вейнингеру, поскольку, хотя он и был еврейского происхождения, «не совсем очевидно, что у него была еврейская идентичность», которую можно было бы отвергнуть. [26] По мнению Яника, Гей неправильно понимает роль религии в еврейской идентичности и «кажется, провозит контрабандой массу скрытого богословского багажа в секуляризованной форме», в результате чего «часть скрытой метафизики выставляется напоказ как социальная наука». [27]
Изображения
[ редактировать ]Вейнингера играет Паулюс Манкер в Ильдико Эньеди « фильме Мой 20-й век» (1989).
Работает
[ редактировать ]- Пол и характер: принципиальное исследование (на немецком языке). Вена и Лейпциг: Вильгельм Браумюллер. 1903.
- О последних событиях (PDF) (на немецком языке). Вена и Лейпциг: Вильгельм Браумюллер. 1904.
- (на немецком языке) Пол и характер: принципиальное исследование , девятнадцатое, неизмененное издание с портретом автора (Вена и Лейпциг: Wilhelm Braumüller Universitäts-Verlagsbuchhandlung Gesellschaft MBH, 1920).
- Секс и характер (Авторизованный перевод шестого немецкого издания). Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1906.
- Пол и характер: исследование фундаментальных принципов . Перевод Ладислава Лёба. Издательство Университета Индианы . 2005. ISBN 0-253-34471-9 .
- Перевод книги Вейнингера «О последних вещах» (1904/1907), «О последних вещах» . Перевод Стивена Бернса. Льюистон, Квинстон и Лампетер: Эдвин Меллен Пресс. 2001. ISBN 0-7734-7400-5 .
- Сборник афоризмов, тетрадь и письма другу (PDF) (на английском и немецком языках). Перевод Мартина Дуданца. 2002. ISBN 0-9581336-2-Х .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В письме Августа Стриндберга Эмилю Шерингу . [17]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мак 2003 , с. 104.
- ^ Вейнингер 1903 , гл. II.
- ^ Вейнингер 1903 , гл.
- ^ Вейнингер 1903 , гл. VII.
- ^ Харровиц и Хайамс 1995 , стр. 223–224.
- ^ Коланджело 2020 , с. 5.
- ^ От них 2018 .
- ^ Джонстон 1983 , с. 199 .
- ^ Сенгоопта 2000 , с. 163.
- ^ Вейнингер 2005 , с. 131.
- ^ Вейнингер 2005 , с. 188.
- ^ Вейнингер 2005 , с. 148.
- ^ Вейнингер 2005 , с. 98.
- ^ Мингелли, Джулиана (2002). В тени мамонта: Итало Свево и возникновение модернизма . Торонто: Университет Торонто Press. п. 61. ИСБН 978-1-4426-7610-7 . OCLC 666912443 .
- ^ Вейнингер 2005 , с. 274.
- ^ Вейнингер 2005 , с. 299.
- ^ Факел , 1903. [ нужна полная цитата ]
- ^ Berdyaev 1909 .
- ^ Монк 1990 .
- ^ Друри 1984 , с. 106.
- ^ Мед 2010 .
- ^ Вейнингер 1906 , стр. 303–309.
- ^ Ачингер 2014 .
- ^ Лейн 1978 .
- ^ Джаник 1987 , стр. 75.
- ^ Джаник 1987 , стр. 84.
- ^ Джаник 1987 , стр. 84–85.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Ачингер, Кристина (2014). «Женщины, евреи и современность в Отто Вейнингере» (PDF) . Ежегодник Института Франкеля . Анн-Арбор, Мичиган: Институт перспективных исследований иудаики Франкеля, Мичиганский университет. стр. 41–43.
- Друри, М. О'К. (1984). «Некоторые заметки о беседах с Витгенштейном». Воспоминания о Витгенштейне . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Харровиц, Нэнси; Хайамс, Барбара (1995). Евреи и гендер: ответы Отто Вейнингеру . Филадельфия: Издательство Университета Темпл . ISBN 1-56639-249-7 .
- Джаник, Аллан (1985). Очерки о Витгенштейне и Вейнингере . Амстердам: Родопи.
- Джаник, Аллан (1987). «Венская культура и гипотеза еврейской ненависти к себе: критика» . В Оксаале Ивар; Поллак, Майкл; Ботц, Герхард (ред.). Евреи, антисемитизм и культура в Вене . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 75–88. ISBN 978-0710208996 .
- Джаник, Аллан (2001). Возвращение к Вене Витгенштейна . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 0-7658-0050-0 .
- Джонстон, Уильям М. (1983). Австрийский разум: интеллектуальная и социальная история, 1848–1938 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-04955-1 . OCLC 10165683 .
- Лейн, Барбара Миллер (1978). Нацистская идеология до 1933 года . Издательство Манчестерского университета . ISBN 0-7190-0719-4 .
- Мак, Майкл (2003). Немецкий идеализм и еврей: внутренний антисемитизм философии и реакция немецких евреев . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-50096-6 .
- Монк, Рэй (1990). Людвиг Витгенштейн: Долг гения . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 0-02-921670-2 .
- Сенгупта, Чандак (2000). Отто Вейнингер: Секс, наука и личность в императорской Вене . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-74867-7 .
- Ван Халле, Дирк (2018). «Авторские библиотеки и расширенный разум: случай книг Джойса». В Беллюке, Сильвен; Бенежам, Валери (ред.). Когнитивный Джойс . Чам: Международное издательство Springer. стр. 65–82. дои : 10.1007/978-3-319-71994-8_4 . ISBN 978-3-319-71993-1 .
- Вейнингер, Отто (1903). Пол и характер: принципиальное исследование (на немецком языке). Вена и Лейпциг: Вильгельм Браумюллер.
- Вейнингер, Отто (1906). Пол и характер . [Авторизованный перевод шестого немецкого издания]. Нью-Йорк и Чикаго: А.Л. Берт.
- Вайнингер, Отто (2007) [Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Путмана, 1906]. Пол и характер (PDF) . [Авторизованный перевод шестого немецкого издания]. Чарлстаун, Массачусетс: Переплетное дело Acme. Эта книга представляет собой сохранившееся факсимиле.
- Вайнингер, Отто (2005). Пол и характер: исследование фундаментальных принципов . Перевод Ладислава Лёба. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34471-9 .
- Журнальные статьи
- Газеты
- Хониг, Сара (4 июня 2010 г.). «Другой подход: синдром Отто Вейнингера» . «Джерузалем Пост» . Проверено 2 декабря 2017 г.
- Интернет-источники
- Бердяев, Николай (1909). «Об одной замечательной книге» . Интернет-библиотека и указатель Бердяева . Проверено 2 декабря 2017 г.
- Холбо, Джон (10 февраля 2005 г.). «Витгенштейн читает Вейнингера» . Философские обзоры Нотр-Дама . Проверено 2 декабря 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абрахамсен, Дэвид (1946). Разум и смерть гения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета .
- Абрахамсен, Дэвид (1946). «Разум и смерть гения». Психоаналитический обзор . 34 (3): 336–56. ПМИД 20252637 .
- Мосс, Джордж Л. (2006). Образ мужчины: создание современной мужественности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 103. ИСБН 978-0-19-510101-0 .
- Стерн, Дэвид Г.; Сабадос, Бела (2004). Витгенштейн читает Вейнингера . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-53260-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Фотографии и могила Вейнингера
- Свидетельство друга Вейнингера Артура Гербера
- Пол и характер , Коллекция исторических монографий библиотеки Корнелльского университета
- Работы Отто Вейнингера или о нем в Internet Archive
- Работы Отто Вейнингера в Project Gutenberg
- 1880 рождений
- 1903 самоубийства
- Антинаталисты
- Австрийские философы
- Австрийские писатели-мужчины
- Антисемитизм в Австрии
- Австрийские протестанты
- Переходит в протестантизм из иудаизма
- Поздний современный христианский антисемитизм
- Австрийские евреи
- Еврейские философы
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Австрии
- Писатели из Вены
- 1903 смерти
- Аутоантисемитизм