Гений
Гений — это характеристика оригинального и исключительного понимания какого-либо искусства или начинания, которое превосходит ожидания, устанавливает новые стандарты для будущего, устанавливает лучшие методы работы или остается за пределами возможностей конкурентов. [1] Гений связан с интеллектуальными способностями и творческой продуктивностью. Термин «гений» также можно использовать для обозначения гениальных людей и/или эрудитов , которые преуспевают во многих предметах. [2]
Не существует научно точного определения гениальности. [3] Применительно к характеристике гениальность ассоциируется с талантом , но некоторые авторы, такие как Чезаре Ломброзо и Артур Шопенгауэр, систематически различают эти термины. [4] Уолтер Айзексон , биограф многих известных гениев, объясняет, что, хотя высокий интеллект может быть необходимым условием, наиболее распространенной чертой, которая фактически определяет гения, может быть необычайная способность применять творческий подход и образное мышление практически к любой ситуации. [2]
Этимология [ править ]


В Древнем Риме гений genius (множественное число от латинского genii ) был руководящим духом или божеством-покровителем , человека семьи ( gens ) или места ( loci ). [18] Коннотации этого слова на латыни имеют прямую связь с греческим словом демон. [19] [20] [21] в классических и средневековых текстах , а также имеет родство с арабским словом аль-гул (как в звезде Алголь ; его буквальное значение — «Демон»). [22]
Существительное родственно латинским глаголам «gignere» (рождать, рожать) и «generare» (рождать, порождать, порождать) и происходит непосредственно от их индоевропейской основы: «анг» ( производить, рождать, рожать). Поскольку достижения исключительных личностей, казалось, указывали на наличие особо могущественного гения , ко времени Августа слово начало приобретать вторичное значение «вдохновение, талант». [23] Термин «гений» приобрел свой современный смысл в восемнадцатом веке и представляет собой смесь двух латинских терминов: «гений» , как указано выше, и «Ingenium» , родственное существительное, обозначающее наши врожденные склонности, таланты и врожденную природу. [24] Начав смешивать понятия божественного и талантливого, статья Энциклопедии о гении (genie) описывает такого человека как «того, чья душа более обширна и поражена чувствами всех других; заинтересованного всем, что есть в природе, никогда не принять идею, если она не вызывает чувства, все его волнует и на которой ничего не теряется». [25]
Историческое развитие [ править ]
Гальтон [ править ]

Оценка интеллекта была инициирована Фрэнсисом Гальтоном (1822–1911) и Джеймсом Маккином Кеттеллом . Они выступали за анализ времени реакции и остроты сенсорного восприятия как меры «нейрофизиологической эффективности», а также анализ остроты сенсорного восприятия как меры интеллекта. [26]
Гальтона считают основоположником психометрии . Он изучал работы своего старшего двоюродного брата Чарльза Дарвина о биологической эволюции. Выдвигая гипотезу о том, что выдающееся положение наследуется от предков, Гальтон провел исследование семей выдающихся людей в Британии, опубликовав его в 1869 году под названием «Наследственный гений» . [27] Идеи Гальтона были разработаны на основе работ двух пионеров статистики начала XIX века : Карла Фридриха Гаусса и Адольфа Кетле . Гаусс открыл нормальное распределение (колокольчатую кривую): при большом количестве измерений одной и той же переменной в одних и тех же условиях они случайным образом изменяются от наиболее частого значения, «среднего», до двух наименее частых значений при максимальных различиях. больше и ниже наиболее часто встречающегося значения. Кетле обнаружил, что колоколообразная кривая применима к социальной статистике, собираемой французским правительством в ходе обычных процессов о большом количестве людей, проходящих через суды и армию. Его первоначальная работа в области криминологии привела его к выводу, что «чем больше людей наблюдается, тем больше стираются особенности...». Этот идеал, из которого были стерты особенности, стал «средним человеком». [28]
Кетле вдохновил Гальтона определить среднего человека как «совершенно нормальную схему»; то есть, если объединить нормальные кривые всех измеримых человеческих характеристик, теоретически можно будет воспринимать синдром, охватываемый «средним человеком» и окруженный разными людьми. В отличие от Кетле, средний человек Гальтона не был статистическим, а был лишь теоретическим. Не существовало меры общей усреднённости, только большое количество очень конкретных средних значений. Задавшись целью найти общую меру среднего показателя, Гальтон изучил статистику образования и обнаружил колоколообразные кривые в результатах всевозможных тестов; первоначально в оценках по математике на выпускном экзамене с отличием и в баллах на вступительных экзаменах в Сандхерст .
Метод Гальтона в «Наследственной гениальности» заключался в подсчете и оценке выдающихся родственников выдающихся людей. Он обнаружил, что число выдающихся родственников было больше при более близкой степени родства. Эта работа считается первым примером историометрии , аналитического исследования исторического прогресса человечества. Работа противоречива и подверглась критике по нескольким причинам. Затем Гальтон отошел от Гаусса, что стало решающим для истории 20-го века нашей эры. Колоколообразная кривая не была случайной, заключил он. Различия между средним и верхним пределом объяснялись неслучайным фактором, «природными способностями», которые он определил как «те качества интеллекта и предрасположенности, которые побуждают и квалифицируют людей совершать действия, ведущие к репутации… который, будучи предоставлен самому себе, подгоняемый внутренним стимулом, поднимется по пути, ведущему к выдающемуся положению». [29] Очевидная случайность оценок теоретически объяснялась случайностью этой естественной способности среди населения в целом.
Критика включает в себя то, что исследование Гальтона не учитывает влияние социального статуса и связанной с ним доступности ресурсов в форме экономического наследства, а это означает, что унаследованное «выдающееся положение» или «гений» может быть получено через обогащенную среду, обеспечиваемую богатыми семьями. Гальтон продолжал развивать область евгеники . [30] Гальтон пытался контролировать экономическое наследство, сравнивая усыновленных племянников пап, которые имели бы преимущество богатства, но не были бы так тесно связаны с папами, как сыновья со своими отцами, с биологическими детьми выдающихся личностей. [27]
Психология [ править ]


Гений выражается в различных формах (например, в математических, литературных, музыкальных выступлениях). Гениальные люди, как правило, обладают сильной интуицией в своих областях и опираются на эти идеи с огромной энергией. [ нужна ссылка ] Карл Роджерс , основатель гуманистического подхода к психологии , развивает идею о том, что гений доверяет своей интуиции в определенной области, написав: « Эль Греко , например, должно быть, осознавал, глядя на некоторые из своих ранних работ. , что «хорошие художники так не рисуют». Но каким-то образом он настолько доверял своему собственному восприятию жизни, процессу самого себя, что мог продолжать выражать свое собственное уникальное восприятие. Это было как если бы он мог сказать: «Хорошие художники не рисуют так, но я рисую так» . .' Или, чтобы перейти в другую область, Эрнест Хемингуэй наверняка знал, что «хорошие писатели так не пишут». Но, к счастью, он двигался к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не к чужому представлению о хорошем писателе». [31]
У некоторых людей, которых обычно считают гениями, были или были диагностированы психические расстройства, например, Винсент Ван Гог , [32] Вирджиния Вульф , [33] Джон Форбс Нэш младший , [34] и Эрнест Хемингуэй . [35]
Было высказано предположение, что существует связь между психическими заболеваниями, в частности шизофренией и биполярным расстройством , и гениальностью. [36] Лица с биполярным расстройством и шизотипическим расстройством личности , последнее из которых чаще встречается среди родственников шизофреников, склонны проявлять повышенную креативность. [37]
В исследовании 2010 года [38] Проведенное в Каролинском институте было замечено, что высокотворческие личности и шизофреники имеют меньшую плотность таламических дофаминовых D2-рецепторов. Один из исследователей объяснил, что «меньшее количество рецепторов D2 в таламусе, вероятно, означает меньшую степень фильтрации сигналов и, следовательно, более высокий поток информации из таламуса». Это может быть возможным механизмом, лежащим в основе способности здоровых, высокотворческих людей видеть многочисленные необычные связи в ситуации решения проблем, а также причудливые ассоциации, наблюдаемые у шизофреников. [38]
IQ и гениальность [ править ]

Гальтон был пионером в исследовании выдающихся человеческих достижений и умственных тестов. В своей книге «Наследственный гений» , написанной до появления теста IQ, он предположил, что наследственное влияние на выдающиеся достижения сильно, и что выдающиеся достижения редко встречаются среди населения в целом. Льюис Терман выбрал «почти гений или гениальность» в качестве классификационного ярлыка для высшей классификации в своей версии теста Стэнфорда-Бине 1916 года. [39] К 1926 году Терман начал публиковать информацию о продольном исследовании калифорнийских школьников, которых школьные учителя направили на тестирование IQ, под названием « Генетические исследования гениальности» , которое он проводил до конца своей жизни. Кэтрин М. Кокс, коллега Термана, написала целую книгу « Ранние умственные способности 300 гениев» . [1] опубликована во втором томе серии книг «Генетические исследования гениев», в которой она проанализировала биографические данные об исторических гениях. Хотя ее оценки детских показателей IQ исторических деятелей, которые никогда не проходили тесты IQ, подверглись критике по методологическим соображениям, [40] [41] [42] Исследование Кокса было тщательным и позволило выяснить, что еще, помимо IQ, имеет значение для того, чтобы стать гением. [43] Ко второй редакции теста Стэнфорда-Бине в 1937 году Терман больше не использовал термин «гений» в качестве классификации IQ и не проводил никаких последующих тестов IQ. [44] [45] В 1939 году Дэвид Векслер особо отметил, что «мы довольно нерешительно называть человека гением на основании одного результата теста интеллекта». [46]
Лонгитюдное исследование Термана в Калифорнии в конечном итоге предоставило исторические доказательства того, как гениальность связана с показателями IQ. [47] Многих калифорнийских школьников рекомендовали для учебы школьные учителя. Двое учеников, прошедших тестирование, но не допущенных к участию в исследовании (поскольку их показатели IQ были слишком низкими), выросли и стали лауреатами Нобелевской премии по физике Уильямом Шокли . [48] [49] и Луис Вальтер Альварес . [50] [51] Основываясь на исторических результатах исследования Термана и на таких биографических примерах, как Ричард Фейнман , который, по самооценке, имел IQ 125, впоследствии получил Нобелевскую премию по физике и стал широко известен как гений, [52] [53] В настоящее время психологи и другие исследователи гениальности считают, что минимальный уровень IQ (приблизительно 125) необходим для гениальности, но недостаточен и должен сочетаться с личностными характеристиками, такими как целеустремленность и настойчивость, а также с необходимыми возможностями для развития таланта. [54] [55] [56] Например, в главе отредактированного тома, посвященного достижениям, исследователь IQ Артур Дженсен предложил мультипликативную модель гениальности, состоящую из высоких способностей, высокой продуктивности и высокой креативности. [57] Модель Дженсена была мотивирована открытием о том, что выдающиеся достижения сильно искажены в положительную сторону, открытием, известным как закон Прайса , и связанным с законом Лотки .
Некоторые люди с высоким IQ присоединяются к обществу с высоким IQ . Самая известная и крупнейшая — Mensa International , но существует и множество других, более избирательных организаций, в том числе Intertel , Triple Nine Society , Prometheus Society и Mega Society .
Философия [ править ]


Различные философы предлагали определения того, что такое гений и что это подразумевает, в контексте своих философских теорий.
В философии Дэвида Юма то, как общество воспринимает гения, похоже на то, как общество воспринимает невежд. Юм утверждает, что на человека, обладающего характеристиками гениальности, смотрят как на человека, оторванного от общества, а также на человека, работающего удаленно, на расстоянии, вдали от остального мира.
С другой стороны, еще более презираются простые невежды; и нет ничего более верного признака нелиберального гения в эпоху и в стране, где процветают науки, чем полное отсутствие всякого удовольствия от этих благородных развлечений. Предполагается, что самый совершенный характер находится между этими крайностями; сохранение равных способностей и вкуса к книгам, компании и бизнесу; сохраняя в разговоре ту проницательность и деликатность, которые возникают из вежливых писем; а в бизнесе — ту честность и точность, которые являются естественным результатом справедливой философии. [58]
В философии Иммануила Канта гениальность — это способность самостоятельно прийти к и понять концепции, которым обычно должен был бы обучать другой человек. Для Канта оригинальность была важнейшим признаком гения. [59] Произведения гения Канта характеризуются также своей образцовостью, которая подражается другим художникам и служит правилом для других эстетических суждений. [60] Этот гений — это талант генерировать идеи, которые можно охарактеризовать как неподражательные. Обсуждение Кантом характеристик гениальности в значительной степени содержится в « Критике суждения» и было хорошо принято романтиками начала XIX века. Кроме того, большая часть теории гениальности Шопенгауэра, особенно в отношении таланта и свободы от принуждения, напрямую выведена из параграфов первой части «Критики суждения» Канта . [61]
Гений — это талант создавать что-то, для чего нельзя установить определенные правила, а не предрасположенность, состоящая из умения делать что-то, чему можно научиться, следуя тому или иному правилу.
— Иммануил Кант
В философии Артура Шопенгауэра гений — это тот, у кого интеллект преобладает над « волей » гораздо больше, чем у обычного человека. В эстетике Шопенгауэра это преобладание интеллекта над волей позволяет гению создавать художественные или академические произведения, являющиеся объектами чистого, бескорыстного созерцания, главного критерия эстетического опыта для Шопенгауэра. Их отстраненность от мирских проблем означает, что гении Шопенгауэра часто проявляют неадаптивные черты в более приземленных проблемах; по словам Шопенгауэра, они падают в грязь, глядя на звезды, что является намеком на диалог Платона «Теэтет» , в котором Сократ рассказывает о Фалесе (первом философе), которого высмеивали за падение в таких обстоятельствах. Как он говорит во втором томе «Мира как воли и представления» :
Талант поражает цель, которую никто другой не может поразить; Гений поражает цель, которую никто не видит.
— Артур Шопенгауэр [4]
В философии Томаса Карлейля гений называется (в Прошлом и настоящем ) «вдохновенным даром Божьим»; «Гениальный человек» обладает «присутствием Бога Всевышнего в человеке». [62] В действиях «Гениального человека» это может проявляться по-разному: в его «трансцендентной способности брать на себя труд» (часто ошибочно цитируемой как «бесконечная способность прилагать усилия»), [63] в том, что он может «распознавать, что каждый объект имеет божественную красоту», как это делает поэт или художник, или в том, что он обладает «оригинальной силой мышления». [64] В соответствии со своей теорией Великого Человека Карлейль считал таких людей, как Один , Вильгельм Завоеватель и Фридрих Великий, «гениальными людьми». [65]
В философии Бертрана Рассела гениальность подразумевает, что человек обладает уникальными качествами и талантами , которые делают гения особенно ценным для общества, в котором он или она действует, когда ему предоставляется возможность внести свой вклад в жизнь общества. Однако философия Рассела далее утверждает, что такие гении могут быть раздавлены в юности и потеряны навсегда, если окружающая среда не сочувствует их потенциальным дезадаптивным чертам. Рассел отверг идею, которая, как он считал, была популярна при его жизни, о том, что «гений выйдет наружу». [66]
В своей классической работе «Ограничения науки » [67] Дж. У. Н. Салливан обсудил утилитарную философию ретроспективной классификации гениев. А именно, для гениальности характерна наука, которая настолько оригинальна, что, если бы не этот конкретный вкладчик, возникла бы гораздо позже (если вообще когда-либо). И наоборот, наука, созревшая для развития, независимо от того, насколько она глубока или выдающаяся, не обязательно свидетельствует о гениальности.
Литература и поп-культура [ править ]
Гении по-разному изображаются в литературе и кино как главные герои , так и антагонисты , и могут быть героем или злодеем истории. В поп-культуре гений часто стереотипно изображается либо как остроумный гений, либо как замученный гений. [68]
И в литературе, и в кино измученный гениальный персонаж часто рассматривается как несовершенный или трагический герой , который борется с бременем превосходного интеллекта, высокомерия, эксцентричности, зависимости, неловкости, проблем с психическим здоровьем, отсутствия социальных навыков, изоляции или других проблем. неуверенность. [69] [70] Они регулярно переживают экзистенциальные кризисы, пытаясь преодолеть личные проблемы, чтобы использовать свои особые способности во благо, или поддаваясь собственным трагическим недостаткам и порокам. Этот общий мотив, повторяющийся в художественной литературе, особенно присутствует в персонажах доктора Брюса Бэннера в « Халке» и доктора Генри Джекила в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» , среди других. [71] [72] Другие примеры литературных и кинематографических характеристик стереотипа замученного гения, хотя и не столь крайние, в той или иной степени включают: Шерлока Холмса , Вольфганга Амадея Моцарта в «Амадее» , доктора Джона Нэша в «Играх разума» , Леонардо да Винчи в «Демонах да Винчи» , Доктор Грегори Хаус в «Докторе Хаус» , Уилл Хантинг в «Умница Уилл Хантинг» и доктор Шелдон Купер в «Теории большого взрыва» .
Одно из самых известных соперничеств гениального уровня в художественной литературе происходит между Шерлоком Холмсом и его заклятым врагом профессором Мориарти ; последний персонаж также идентифицируется как современный архетип злого гения . [73]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кокс 1926 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Что делает гения? У величайших умов мира есть одна вещь, или, другими словами, Скотт Джей Симпкин, общий» . Время . Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Робинсон, Эндрю. «Можем ли мы определить гениальность?» . Психология сегодня . Сассекс Паблишерс, ООО . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шопенгауэр, Артур (1909) [1818]. Мир как воля и идея Том 3 . Перевод Холдейна, РБ Лондон: Кеган Пол, Тренч, Trübner & Co. p. 158.
- ^ «Математическое доказательство раскрывает магию гения Рамануджана» . Новый учёный .
- ^ «Гений Древнего мира» . Би-би-си .
- ^ Фрэнк Н. Мэгилл (1998). Древний мир: Словарь мировой биографии, Том 1 . Читатели Фицроя Дирборна. п. 299 .
Этот режим образования оставался основой обучения в Китае до начала двадцатого века. Расцвет его педагогического подхода является свидетельством гениальности Конфуция.
- ^ Самые влиятельные философы древнего мира: жизнь и творчество Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона . Редакторы Чарльза Риверса. 2016.
- ^ «Конфуций» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Роджер Т. Эймс (1998). Аналекты Конфуция: философский перевод . Книги Баллантайна. п. [1] .
Конфуций, вероятно, является самым влиятельным мыслителем в истории человечества, если влияние определяется количеством людей, которые прожили свою жизнь и умерли в соответствии с видением мыслителя о том, как люди должны жить и умирать. Как и многие другие эпохальные деятели древнего мира (...)
- ^ Шона Гримбли (2000). Энциклопедия Древнего мира . Читатели Фицроя Дирборна. п. 1 .
Учение Конфуция оказалось чрезвычайно живучим и оказало огромное влияние на китайское общество на протяжении большей части следующих 2500 лет.
- ^ «Конфуций» . Британская энциклопедия . 16 февраля 2024 г.
- ^ «Гений Древнего мира» . Би-би-си .
- ^ Шарлент Тан (2016). «Творчество и Конфуций». Журнал гения и выдающегося . 1 (1): 79. doi : 10.18536/jge.2016.01.1.1.10 .
Конфуция называют творческим гением
- ^ Стив К. Ван (2000). «В поисках гения Эйнштейна». Наука . 289 (5844). дои : 10.18536/jge.2016.01.1.1.10 .
Спросите людей, с кем у них ассоциируется слово «гений», и они обязательно ответят: «Эйнштейн». Можно утверждать, что Ньютон, Архимед, Шекспир и Конфуций были гениями одного и того же порядка.
- ^ Фрэнк Н. Мэгилл (1998). Древний мир: Словарь мировой биографии, Том 1 . Читатели Фицроя Дирборна. п. 299 .
Этот режим образования оставался основой обучения в Китае до начала двадцатого века. Расцвет его педагогического подхода является свидетельством гения Конфуция.
- ^ Раймонд Бернар (1970). Пренатальное происхождение гения . Исследования здоровья. п. 48 .
- ^ гений. (н-й). Dictionary.com Полный (версия 1.1). Получено 17 мая 2008 г. с веб-сайта Dictionary.com: http://dictionary.reference.com/browse/genius .
- ^ Лаэртий, Диоген (1862). Диоген Лаэртий О прославленных философах, виноградной лозе, догме и апофтегматибусе, книга десятая: Из итальянских кодексов, впервые репетированных К. Габром. Кобет ; Они добавляют к Олимпиодору, Аммонию, Ямвлиху, Порфирию и другим жизнеописаниям Платона, Аристотеля, Пифагора, Платона и Исидора Анта. Жизнь Вестермана и Марина Прокла Дж. Ф. Буассонадио (на греческом языке). Дидо п. 152.
- ^ "демон | Этимология, происхождение и значение слова демон по этимонлайну" . www.etymonline.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «гений | Этимология, происхождение и значение слова гений по этимонлине» . www.etymonline.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «алголь | Этимология, происхождение и значение слова алголь по этимонлину» . www.etymonline.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), статьи о гении , стр. 759, и Гиньо , с. 764.
- ^ Шоу, Тэмсин (2014). "Чудо-мальчики?" . Нью-Йоркское обозрение книг . 61 (15) . Проверено 5 октября 2014 г.
- ^ Сен-Ламбер, Жан-Франсуа де (приписывается). «Гений». Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера . Перевод Джона С.Д. Глауса Анн-Арбора: Michigan Publishing, Библиотека Мичиганского университета, 2007. Интернет. 1 апреля 2015 г. < http://hdl.handle.net/2027/spo.did2222.0000.819 >. Пер. «Génie», Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des arts et des métiers , vol. 7. Париж, 1757 год.
- ^ Фэнчер, Раймонд Э. (1998). Кимбл, Грегори А; Вертхаймер, Майкл (ред.). Альфред Бине, общий психолог . Портреты пионеров психологии. Том. III. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. стр. 67–84. ISBN 978-1-55798-479-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гальтон 1869 г.
- ^ Бернштейн, Питер Л. (1998). Против богов . Уайли. п. 160 . ISBN 0-471-12104-5 .
- ^ Бернштейн (1998), стр. 163.
- ^ Гиллхэм, Николас В. (2001). «Сэр Фрэнсис Гальтон и рождение евгеники». Ежегодный обзор генетики . 35 (1): 83–101. дои : 10.1146/annurev.genet.35.102401.090055 . ПМИД 11700278 .
- ^ Роджерс, Карл (1995). О становлении личностью . Хоутон Миффлин. п. 175 . ISBN 0-395-75531-Х .
- ^ «Психическое и физическое здоровье Ван Гога» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 г. Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Вирджиния Вульф» . 12 сентября 2022 г.
- ^ «Джон Ф. Нэш-младший - Премия Риксбанка Швеции в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 1994 г.» . NobelPrize.org .
- ^ Эрнест Хемингуэй
- ^ Эфроимсон, В.П. Генетика гения. 2002 г.
- ^ Тис 2014 , с. 146.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Мансано, Орьян; Червенка, Симон; Карабанов, Анке; Фарде, Ларс; Уллен, Фредрик (17 мая 2010 г.). «Мышление за пределами менее целостной коробки: плотность таламических рецепторов дофамина D2 отрицательно связана с психометрической креативностью у здоровых людей» . ПЛОС ОДИН . 5 (5): е10670. Бибкод : 2010PLoSO...510670D . дои : 10.1371/journal.pone.0010670 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 2871784 . ПМИД 20498850 .
- ^ Терман 1916 , с. 79
- ^ Pintner 1931 , стр. 356–357 «На основе изучения этих детских записей были сделаны оценки вероятного IQ этих мужчин в детстве… Конечно, очевидно, что в эксперимент такого рода может вкраться много ошибок, а IQ, присвоенный какому-либо отдельному человеку, представляет собой всего лишь приблизительную оценку, зависящую в некоторой степени от того, сколько информации о его детских годах дошло до нас».
- ^ Шуркин 1992 , стр. 70–71 «Она, конечно, не измеряла IQ, она измеряла длину биографий в книге. Вообще, чем больше информации, тем выше IQ. Испытуемых тянули вниз, если их было мало. информацию об их ранней жизни».
- ^ Айзенк 1998 , с. 126 «Кокс обнаружила, что чем больше было известно о юношеских достижениях человека, то есть о том, что он делал до того, как начал заниматься вещами, которые сделали его известным как гений, тем выше был его IQ… Поэтому она приступила к исследованию статистическая поправка в каждом случае из-за отсутствия знаний; это значительно увеличило цифру для гениев, о которых на самом деле было мало что известно… Я весьма сомневаюсь в оправданности внесения поправки. По крайней мере, известно, что они были ранними, но их предыдущая деятельность не была зафиксирована. Это может быть правдой, но можно также утверждать, что, возможно, не было ничего особенного, чтобы записывать! Мне неловко делать такие предположения, которые могут ввести в заблуждение».
- ^ Cox 1926 , стр. 215–219, 218 (Глава XIII: Выводы) «3. То, что все одинаково умные дети не достигают одинакового выдающегося положения, будучи взрослыми, частично объясняется нашим последним выводом: молодые люди, достигшие выдающегося положения, характеризуются не только высокими интеллектуальными качествами, но также настойчивостью мотивов и усилий, уверенностью в своих силах и большой силой или силой характера » (курсив в оригинале).
- ^ Терман и Меррилл 1960 , стр. 18
- ^ Кауфман 2009 , с. 117 «Терман (1916), как я указывал, использовал термин «близкий к гениальности» или «гениальность» для IQ выше 140, но в основном очень высокий » (курсив в оригинале). предпочтительным ярлыком был «
- ^ Векслер 1939 , с. 45
- ^ Айзенк 1998 , стр. 127–128.
- ^ Саймонтон 1999 , с. 4 «Когда Терман впервые использовал тест IQ для отбора детей-гениев, он по незнанию исключил особого ребенка, чей IQ не достиг оценки. Однако несколько десятилетий спустя этот талант получил Нобелевскую премию по физике: Уильям Шокли, соавтор По иронии судьбы, ни один из более чем 1500 детей, прошедших квалификацию по его критерию IQ, не получил такой высокой награды, как взрослые».
- ^ Шуркин 2006 , с. 13 ; см. также « Правда о термитах » (Кауфман, SB 2009).
- ^ Лесли 2000 : « Мы также знаем, что двое детей, которые прошли тестирование, но не прошли отбор — Уильям Шокли и Луис Альварес — получили Нобелевскую премию по физике. По словам Хасторфа, ни один из детей Термана никогда не выиграл Нобелевскую или Пулитцеровскую премию » .
- ↑ Парк, Любински и Бенбоу, 2010 : « Было два мальчика, Луис Альварес и Уильям Шокли, которые были среди многих, кто сдал тесты Термана, но не набрал контрольный балл. Несмотря на их исключение из исследования молодых «гениев», оба пошли дальше изучать физику, получить докторскую степень и получить Нобелевскую премию » .
- ^ Глейк 2011 , с. 32 «Тем не менее, его балл по школьному тесту IQ составил всего лишь приличные 125».
- ^ Робинсон 2011 , с. 47 «В конце концов, американского физика Ричарда Фейнмана обычно считают почти архетипическим гением конца 20-го века, не только в Соединенных Штатах, но и везде, где изучают физику. особенно высокий»
- ^ Дженсен 1998 , с. 577 « Творчество и гениальность не связаны с g, человека за исключением того, что уровень g действует как пороговая переменная, ниже которой социально значимые формы творчества крайне маловероятны. Этот порог g , вероятно, по крайней мере на одно стандартное отклонение выше среднего уровня g в Помимо черт, которые Гальтон считал необходимыми для «выдающегося положения» (а именно, высоких способностей, рвения и настойчивости), гениальность предполагает также выдающуюся креативность, хотя такой исключительной креативности явно не хватает у подавляющего большинства людей, обладающих талантом. Иными словами, высокие способности являются необходимым, но недостаточным условием возникновения социально значимого творчества. Самого гения не следует путать с просто высоким IQ. что мы обычно подразумеваем под термином «одаренный»» (курсив в оригинале)
- ^ Айзенк 1998 , с. 127 «Очевидно, что гении обладают высокой степенью интеллекта, но не возмутительно высокой — среди населения есть много сообщений о людях с таким же высоким IQ, которые не достигли ничего похожего на статус гения. очень мало членов Менсы, которые избираются на основе теста IQ, но чьи творческие достижения равны нулю. Кажется, что это необходимое качество для высокой креативности, но оно не кажется достаточным ; ." (выделено в оригинале)
- ^ См. Пиковер 1998 , с. 224 (цитата Сайеда Джана Абаса) «Высокий IQ не является гением. Человек с высоким IQ может быть гением, а может и не быть. Гений может иметь или не иметь высокий IQ».
- ^ Дженсен, Арканзас (1996). «Одаренность и гениальность: принципиальные различия». В К. П. Бенбоу и Д. Любински (ред.), Интеллектуальный талант: психометрические и социальные проблемы , Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. Стр. 393—411.
- ^ Хьюм, Дэвид (2001). «Исследование о человеческом разумении. — «О различных видах философии» » . Нью-Йорк: Bartleby.com. Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ Говард Кейгилл , Словарь Канта ( ISBN 0-631-17535-0 ).
- ^ Эмине Ханде Туна (1 апреля 2018 г.). «Кант об осознанных чистых суждениях вкуса» . Журнал эстетики и художественной критики . 76 (2). Издательство Оксфордского университета: 163–174. дои : 10.1111/jaac.12455 . ISSN 0021-8529 . OCLC 7626030498 . Проверено 20 мая 2021 г. (КУ 5:308, цитируется в разделе III – Произведения гения)
- ^ Кант, Иммануил (1790). Kritik der Urteilskraft [ Критика суждения ]. §46–§49. Например, §46: «Гениальность — это талант создавать что-то, для чего не может быть задано определенное правило, а не предрасположенность, состоящая из умения к чему-то, чему можно научиться, следуя тому или иному правилу». (пер. В. С. Плухара).
- ^ «Электронное собрание сочинений Project Gutenberg, том XIII. Прошлое и настоящее, Томас Карлайл» . www.gutenberg.org . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Пол Ф. Боллер-младший и Джон Джордж, Они никогда этого не говорили: книга фальшивых цитат, неправильных цитат и вводящих в заблуждение приписываний (1989), стр. 12.
- ^ «О героях, поклонении героям и героике в истории Томаса Карлейля» . www.gutenberg.org . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «История Фридриха II. Прусского, том IV. Томас Карлейль» . www.gutenberg.org . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Страница 91, Завоевание счастья , ISBN 0-415-37847-8
- ^ Салливан, JWN (1933). Ограничения науки . Нью-Йорк: Викинг Пресс. стр. 167–168.
- ^ «Стереотипы поп-культуры и самооценка одаренных людей» . Высокая способность . 26 декабря 2020 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «10 лучших фильмов о замученных гениях» . ЭкранРант . 10 декабря 2019 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Вольф, Элизабет Р. (2018). «Троп замученного гения: исследование британской и американской поэзии XIX века» . wlu.primo.exlibrisgroup.com . Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Невероятному Халку исполняется 30 лет» . Тампа Бэй Таймс . Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Миллс, Райан (11 октября 2019 г.). «Использование Невероятного Халка для обучения доктора Джекила и мистера Хайда» . Зал поп-культуры . Архивировано из оригинала 11 января 2021 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Дело о злом гении» . Ассоциация психологических наук – APS . Проверено 08 января 2021 г.
Библиография [ править ]
- Кокс, Кэтрин М. (1926). Ранние умственные способности 300 гениев . Генетические исследования гениев, том 2. Стэнфорд (Калифорния): Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0010-9 . LCCN 25008797 . OCLC 248811346 .
- Айзенк, Ганс (1995). Гений: Естественная история творчества . Проблемы поведенческих наук № 12. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-5-2148508-1 .
- Айзенк, Ганс (1998). Интеллект: новый взгляд . Нью-Брансуик (Нью-Джерси): Издатели транзакций . ISBN 978-0-7658-0707-6 .
- Гальтон, Фрэнсис (1869). Наследственный гений . Лондон: Макмиллан . Проверено 4 апреля 2014 г.
- Роберт Х. Возняк (1999). «Знакомство с потомственным гением Фрэнсисом Гальтоном (1869)» . Классика в истории психологии .
- Глейк, Джеймс (2011). Гений: жизнь и наука Ричарда Фейнмана (электронная книга). Открытые дорожные медиа. ISBN 9781453210437 .
- Хоу, Майкл Дж. А. (1999). Объяснение гения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-052100849-5 .
- Дженсен, Артур Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях . Эволюция, поведение и интеллект человека. Вестпорт (Коннектикут): Прегер. ISBN 978-0-275-96103-9 . ISSN 1063-2158 .
- Чарльз Локурто. «Баланс настойчивости: рецензия на книгу Дженсена об интеллекте-g-факторе» . Психология .
- Кауфман, Алан С. (2009). Тестирование IQ 101 . Нью-Йорк: Издательство Springer. стр. 151–153 . ISBN 978-0-8261-0629-2 .
- Лесли, Митчелл (июль – август 2000 г.). «Досадное наследие Льюиса Термана» . Стэнфордский журнал . Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 5 июня 2013 г.
- Парк, Грегори; Любинский, Дэвид ; Бенбоу, Камилла П. (2 ноября 2010 г.). «Распознавание пространственного интеллекта» . Научный американец . Проверено 5 июня 2013 г.
- Пиковер, Клиффорд А. (1998). Странные мозги и гении: Тайная жизнь эксцентричных ученых и безумцев . Издательская корпорация «Пленум». ISBN 978-0688168940 .
- Пинтнер, Рудольф (1931). Тестирование интеллекта: методы и результаты . Нью-Йорк: Генри Холт . Проверено 14 июля 2013 г.
- Робинсон, Эндрю (2011). Гений: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-959440-5 .
- GrrlScientist (3 марта 2011 г.). «Гений: очень краткое введение [обзор книги]» . Хранитель .
- Шуркин, Джоэл (1992). Дети Термана: новаторское исследование того, как растут одаренные люди . Бостон (Массачусетс): Литтл, Браун. ISBN 978-0316788908 .
- Фредерик Голден (31 мая 1992 г.). «Отслеживание элиты IQ: ДЕТИ ТЕРМАНА: новаторское исследование того, как растут одаренные люди, Джоэл Н. Шуркин» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 08.11.2012.
- Шуркин, Джоэл (2006). Сломанный гений: взлет и падение Уильяма Шокли, создателя электронной эпохи . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-4039-8815-7 .
- Брайан Клегг. «Обзор — Сломанный гений — Джоэл Шуркин» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 6 октября 2006 г.
- Саймонтон, Дин Кейт (1999). Истоки гениальности: дарвиновский взгляд на творчество . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512879-6 . JSTOR 3080746 .
- Терман, Льюис М. (1916). Измерение интеллекта: объяснение и полное руководство по использованию Стэнфордской редакции и расширения шкалы интеллекта Бине-Саймона . Риверсайдские учебники по образованию. Эллвуд П. Кабберли (представление редактора). Бостон: Хоутон Миффлин . Проверено 26 июня 2010 г.
- Терман, Льюис М.; Меррилл, Мод (1937). Измерение интеллекта: Руководство по проведению новых пересмотренных тестов интеллекта Стэнфорда – Бине . Бостон: Хоутон Миффлин.
- Терман, Льюис Мэдисон; Меррилл, Мод А. (1960). Шкала интеллекта Стэнфорда – Бине: Руководство для третьей редакции, форма L – M с пересмотренными таблицами IQ Сэмюэля Р. Пинно . Бостон (Массачусетс): Хоутон Миффлин.
- Спасибо, Эрик (2014). «Творчество и психопатология: систематический обзор» . Психопатология . 47 (3): 141–147. дои : 10.1159/000357822 . ПМИД 24480798 . S2CID 12879552 .
- Векслер, Дэвид (1939). Измерение интеллекта взрослых (первое изд.). Балтимор, Мэриленд: Уильямс и Уиткинс. ISBN 978-1-59147-606-1 .
Дальнейшее чтение [ править ]

Источники перечислены в хронологическом порядке публикации в каждой категории.
Книги [ править ]
- Беркс, Барбара С.; Дженсен, Дорта В.; Терман, Льюис М. (1930). Обещание молодежи: последующие исследования тысячи одаренных детей . Генетические исследования гениев, том 3. Стэнфорд (Калифорния): Издательство Стэнфордского университета.
- Терман, Льюис М .; Оден, Мелита (1959). Группа одаренных людей среднего возраста: тридцатипятилетнее наблюдение за выдающимся ребенком . Генетические исследования гениев, том V. Стэнфорд (Калифорния): Издательство Стэнфордского университета . Проверено 2 июня 2013 г.
- Гарольд Блум (ноябрь 2002 г.). Гений: мозаика ста образцовых творческих умов . Книги Уорнера. ISBN 0-446-52717-3 .
- Саймонтон, Дин Кейт (2004). Творчество в науке: случайность, логика, гений и дух времени . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-54369-Х .
- Дэвид Галенсон (27 декабря 2005 г.). Старые мастера и молодые гении: два жизненных цикла художественного творчества . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-12109-5 .
- Саймонтон, Дин Кейт (2009). Гений 101 . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-0-8261-0627-8 .
- Робинсон, Эндрю (2010). Внезапный гений?: Постепенный путь к творческим прорывам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956995-3 .
- МакМахон, Дэррин М. (2013). Божественная ярость: история гения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-00325-9 .
- Вайнер, Эрик (2016). География гениев: уроки самых творческих мест мира . Саймон и Шустер. ISBN 978-1451691672 .
Обзорные статьи [ править ]
- Элленберг, Иордания (30 мая 2014 г.). «Неправильный подход к детям-гениям» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 1 июня 2014 г.
- Фельдман, Дэвид (1984). «Наблюдение за испытуемыми, имеющими IQ выше 180 в генетических исследованиях гениальности Термана» . Исключительные дети . 50 (6): 518–523. дои : 10.1177/001440298405000604 . S2CID 146862140 . Проверено 8 июля 2010 г.
В контексте психометрического движения в целом становится ясно, что положительная крайность распределения IQ не так уж отличается от других уровней IQ, как можно было бы ожидать.
Веб-статьи [ править ]
- Уилсон, Трейси В. (1998–2009). «Как работают гении» . HowStuffWorks.com . Проверено 20 февраля 2021 г.
- Гупта, Санджай (2006). «Загадка: ученые раскрывают тайну гения» . CNN.com . Проверено 20 февраля 2021 г.
- Каллард, Агнес (24 ноября 2020 г.). «Пытки гениев» . Журнал «Точка» . Проверено 20 февраля 2021 г. Об ожиданиях общества от гениев.
Записи в энциклопедии [ править ]
- Фельдман, Дэвид Генри (2009). «Гений». В Керре, Барбара (ред.). Энциклопедия одаренности, творчества и таланта . Том. 2. Таузенд-Оукс (Калифорния): SAGE. ISBN 978-141294971-2 .
Или, другими словами, Скотт Джей Симпкин.