Jump to content

Гений (мифология)

Крылатый гений перед женщиной с бубном и зеркалом, юг Италии, около 320 г. до н.э.

В римской гений религии ( Латинский: [ˈɡɛnɪ.ʊs] ; пл. :genii) — индивидуальный экземпляр общей божественной природы, присутствующей в каждом отдельном человеке, месте или вещи. [1] Подобно ангелу-хранителю , гений сопровождал каждого человека с момента его рождения до дня его смерти. [2] Для женщин это был дух Юноны , который сопровождал каждую из них.

У каждого отдельного места был свой гений ( genius loci ), как и у могущественных объектов, таких как вулканы. Концепция расширилась до некоторой конкретики: гений театра, виноградников и фестивалей, благодаря которым спектакли были успешны, виноград рос, а праздники удавались соответственно. В сознании римлян было чрезвычайно важно умилостивить подходящих гениев для главных начинаний и событий их жизни.

Таким образом, человек, следуя велению своего сердца, почитал нечто высшее и божественное, чем он мог найти в своей ограниченной индивидуальности, и приносил «этому великому неизвестному самому себе» приношения как богу; компенсируя таким образом почитанием неясное знание своего божественного происхождения. [3]

Христианский богослов Августин приравнивал христианскую душу к римскому гению, цитируя Варрона , который приписывал разумные силы и способности каждого человека его гению. [4]

Гении конкретно

[ редактировать ]
Бронзовый гений, изображенный как отец семьи (I век нашей эры)

Хотя термин «гений» мог применяться к любому божеству, большинство гениев более высокого уровня и государственных гениев имели свои собственные хорошо зарекомендовавшие себя имена. Гений чаще всего применялся к отдельным местам или малоизвестным людям; то есть до мельчайших ячеек общества и поселений, семей и их домов. Дома, двери, ворота, улицы, районы, племена — каждое из них имело свой гений. [5] Высшая иерархия римских богов, как и греческая, была создана по образцу человеческой семьи. На нем изображены отец Юпитер , который также был высшим божественным единством, и мать Юнона , царица богов. Эти высшие единства подразделялись на гениев для каждой отдельной семьи; следовательно, гением каждой женщины, олицетворяющим женскую репродуктивную силу, была Юнона. Мужской силой был Юпитер. [6]

Юнона почиталась под многими титулами:

  • jugalis , «брака»
  • Матроналис , «замужних женщин».
  • Пронуба , «невеста».
  • Вирджиналис , «девственность».

Гениев часто считали духами-защитниками, которых можно было умилостивить для защиты. Например, чтобы защитить младенцев, умилостивляли ряд божеств, связанных с рождением и воспитанием детей : Кубу («лежания для сна»), Кунину («колыбели») и Румину («кормления грудью»). [7] Конечно, если бы эти гении не выполняли должным образом свою функцию, младенец оказался бы в опасности.

Сотни ларариев , или семейных святынь, были обнаружены в Помпеях , обычно возле атриума , кухни или сада, где дым от всесожжений мог выходить через отверстие в крыше. В каждом ларариуме есть панельная фреска, содержащая одну и ту же тему: две периферийные фигуры ( Ларе ) сопровождают центральную фигуру (семейный гений) или две фигуры (гений и Юнона), которые могут находиться или не находиться у алтаря. На переднем плане одна или две змеи, ползущие к гению по луговому мотиву. Кампания и Калабрия сохранили древнюю практику содержания благоприятной домашней змеи, здесь связанной с гением. [8]

История концепции

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]
Голова гения, найденная в римском военном лагере Виндобона , II век нашей эры)

Английский термин заимствован от латинского Genius , «домашний дух-хранитель»; ранее «врожденная мужская сила расы или клана», происходящая от индоевропейского корня *g̑enh₁-, «рождать, производить», что также отражено в латинских gignō , «рождать», и gēns , gentis , « племя, народ». [9] [10]

Гений явно проявляется в римской литературе еще у Плавта , где один персонаж шутит, что отец другого настолько скуп, что использует дешевую самосскую посуду в жертвоприношениях своему собственному гению, чтобы не соблазнить гения украсть ее. [11] В этом отрывке гений не тождественен личности, поскольку умилостивить себя было бы абсурдно, и все же гений также обладает алчностью личности; то есть один и тот же персонаж, подразумеваемый как человек, как гений.

Гораций , писавший, когда первый император вводил культ собственного гения, описывает гения как «спутника, управляющего натальной звездой; бога человеческой природы, поскольку он смертен для каждого человека, с меняющимся выражением, белым или черный». [12]

Имперские гении

[ редактировать ]
Гений Домициана

Октавий Цезарь , вернувшись в Рим после окончательной победы в гражданской войне в Риме в битве при Акциуме, показался Сенату человеком огромной силы и успеха, что явно было признаком божественности. В знак признания чуда они проголосовали за то, чтобы все банкеты включали возлияние в честь его гения. Уступая этому чувству, он выбрал имя Август , отражающее сверхъестественное значение английского слова «август». бытовой культ Гения Августа К этому периоду относится . Его умилостивляли при каждом приеме пищи вместе с другими домашними нуминой . [13] Так началась традиция римского имперского культа , в которой римляне культивировали гений императора, а не человека.

Надпись на вотивном алтаре гению Легио VII Близнецов работы Л. Аттия Макрона ( CIL II 5083)

Если нужно было умилостивить гений императора или командующего всеми войсками, то это было и со всеми подразделениями, находившимися под его командованием. Провинциальные войска расширили идею государственных гениев; например, в римской Британии были найдены алтари гениям Ромы , Roma aeterna , Britannia и каждому легиону , когорам , ала и центуриям в Британии, а также преториям каждой кастры и даже вексиллам . [14] Выдающаяся преданность гению не ограничивалась военными. Из Галлии Цизальпины во времена империи приходят многочисленные посвящения гениям авторитетных и уважаемых людей; кроме гениальных принципов императора , были гении покровителей вольноотпущенников, владельцев рабов, покровителей гильдий, меценатов, чиновников, деревень, других божеств, родственников и друзей. Иногда посвящение сочетается с другими словами, например, «гению и чести» или, в случае пар, «гению и Юноне». [15]

Сохранившиеся со времен империи сотни посвятительных, вотивных и надгробных надписей, разбросанных по всей территории, свидетельствуют о расцвете официального культа ( культа ) гения. Стандартные фразы были сокращены: GPR, genio populi Romani («гению римского народа»); GHL, genio huius loci («гению этого места»); GDN, genio domini nostri («гению нашего хозяина») и так далее. В 392 году нашей эры, с окончательной победой христианства, Феодосий I объявил почитание гениев, Ларов и Пенатов изменой, положив конец их официальному сроку. [16] Эта концепция, однако, продолжалась в представлении и речи под другими названиями или с принятыми модификациями.

Римская иконография

[ редактировать ]

Гений корпоративного социального тела часто является камеей на древних монетах: динарий из Испании, 76–75 гг. до н.э., с бюстом ВПР ( Genius Populi Romani , «Гений римского народа») на аверсе ; [17] aureus , 270–275 гг. н.э., на котором изображено Siscia ( в Хорватии стоящее изображение ГЕНИЯ ILLVR Genius Exercitus Illyriciani , [18] «Гений иллирийской армии») на реверсе; [19] ауреус , Рима, 134–138 гг. н. э., с изображением юноши, держащего рог изобилия и патеру (жертвенное блюдо) и надписью GENIOPR, genio populi Romani «гению римского народа», на реверсе. [20]

Представления современной эпохи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Льюис, Чарльтон Т.; Коротко, Чарльз (2009). «гений» . Латинский словарь . Мефорд, Массачусетс: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса . Проверено 1 июля 2009 г.
  2. ^ Мэри Энн Дуайт Греческая и римская мифология стр.253
  3. ^ Мэри Энн Дуайт (3 сентября 2023 г.). Греческая и римская мифология . ХардПресс. п. 325 . ISBN  978-1314004731 .
  4. ^ Святой Августин (2003). «VII.13» . В Дайсоне, RW (ред.). Город Божий против язычников . Книги о пингвинах. п. 284 . ISBN  0-14-044894-2 . Варрон говорит, что «гений» — это разумная душа каждого человека… и что душа самого мира — это универсальный «гений», и что это то, что они называют Юпитером.
  5. ^ Гримал, П. (1965). «Рим: Боги завоевания». Мировая мифология Ларусса . Хэмлин Паблишинг Груп Лимитед. п. 181.
  6. ^ Фокс, Уильям Шервуд (1916). Грей, Луи Герберт; Мур, Джордж Фут (ред.). Мифология всех рас . Том. Я грек и римлянин. Бостон: Компания Маршалл Джонс. п. 291. ИСБН  0-8154-0073-Х .
  7. ^ Шмитц, Леонард (2005) [1867]. «Куба» . Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Литтл, Браун и компания, Древняя библиотека. п. 900. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года.
  8. ^ Орр, Дэвид Джеральд (1980). Браун, Рэй Бродус (ред.). Римская домашняя религия: археология римского народного искусства . Боулинг-Грин, Огайо: Популярная пресса Университета Боулинг-Грин. стр. 88–103. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  9. ^ Харпер, Дуглас (2001). «Гений» . Интернет-этимологический словарь . Проверено 2 июля 2009 г.
  10. ^ Льюис, Чарльтон Т .; Короткий, Чарльз (1879). «генс» . Латинский словарь . Цифровая библиотека Персея . Проверено 8 марта 2019 г.
  11. ^ Плавт, Пленники 2.2
  12. ^ Гораций, Послания , II, 2, 187-189.
  13. ^ Фишвик, Дункан (1987–2005). Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи . Том. 2 Часть 1. Лейден; Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. стр. 375–377. ISBN  90-04-07179-2 .
  14. ^ Уорд, Джон (2003) [1911]. «Глава VI Религии Римской Британии» . Римская эпоха в Британии . Лондон, Чикаго: Methuen & Co. Ltd.; ЛакусКуртиус, Чикагский университет. стр. 102–103.
  15. ^ Мерли, Джозеф Клайд (1922). Культы Цизальпийской Галлии в надписях . Менаша Висконсин: Издательство Джорджа Банты. стр. 19–24 .
  16. ^ Дюрюи, Виктор (1885). Махаффи, Джон Пентленд (ред.). История Рима и римского народа . Том. IV. Бостон: Дана Эстес и Чарльз Э. Лориат. п. 165. ИСБН  1-4325-5089-6 . Авторы цитируют Кодекс Феодосиана XVI.x.xii.
  17. ^ «Бюст гения Populi Romani, иллюстрация Бостона 42.527» . Медфорд: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса. 1998 год . Проверено 2 июля 2009 г.
  18. ^ Раше, Кристофер, изд. (1785). Лексикон древней нумерологии древних греков и римлян Том. 2 Часть 1. Библиотека Гледичиа. п. 1379
  19. ^ «Гений с модием на голове, держит венок; военный штандарт справа, иллюстрация Бостона 66.426» . Медфорд: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса. 1998 год . Проверено 2 июля 2009 г.
  20. ^ «Реверс: Стоящий гений: иллюстрация Бостона 1974.521» . Медфорд: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса. 1998 год . Проверено 12 июля 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дуайт, Мэри Энн (1860). «Гении и низшие божества». Греческая и римская мифология . Нью-Йорк: AS Barnes & Burr. ISBN  0-524-02016-7 .
  • Фаулер, В. Вард (2007). «Лекция I: Очерк курса: Домашние божества». Римские идеи божества в прошлом веке до христианской эры - Лекции, прочитанные в Оксфорде для Общего университетского фонда . Холиок Пресс. ISBN  978-1-4067-6774-2 .
[ редактировать ]
  • Шмитц, Леонард (2005) [1867]. «Гений» . Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 2. Литтл, Браун и компания, Древняя библиотека. стр. 241–242. Архивировано из оригинала 23 июня 2009 года.
  • Брюэр, Э. Кобэм, изд. (2009) [1894]. «Гений, гений (римская мифология)» . Словарь фраз и басен . с сайтаoldbooks.org . Проверено 3 июля 2009 г.
  • «Гений» . сайт myindex.com. 2007–2008 гг. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 3 июля 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97d3ee7c048729198edbcaf3deade413__1718817000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/13/97d3ee7c048729198edbcaf3deade413.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genius (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)