Гений (мифология)

В римской гений религии ( Латинский: [ˈɡɛnɪ.ʊs] ; пл. :genii) — индивидуальный экземпляр общей божественной природы, присутствующей в каждом отдельном человеке, месте или вещи. [1] Подобно ангелу-хранителю , гений сопровождал каждого человека с момента его рождения до дня его смерти. [2] Для женщин это был дух Юноны , который сопровождал каждую из них.
Природа
[ редактировать ]У каждого отдельного места был свой гений ( genius loci ), как и у могущественных объектов, таких как вулканы. Концепция расширилась до некоторой конкретики: гений театра, виноградников и фестивалей, благодаря которым спектакли были успешны, виноград рос, а праздники удавались соответственно. В сознании римлян было чрезвычайно важно умилостивить подходящих гениев для главных начинаний и событий их жизни.
Таким образом, человек, следуя велению своего сердца, почитал нечто высшее и божественное, чем он мог найти в своей ограниченной индивидуальности, и приносил «этому великому неизвестному самому себе» приношения как богу; компенсируя таким образом почитанием неясное знание своего божественного происхождения. [3]
Христианский богослов Августин приравнивал христианскую душу к римскому гению, цитируя Варрона , который приписывал разумные силы и способности каждого человека его гению. [4]
Гении конкретно
[ редактировать ]
Хотя термин «гений» мог применяться к любому божеству, большинство гениев более высокого уровня и государственных гениев имели свои собственные хорошо зарекомендовавшие себя имена. Гений чаще всего применялся к отдельным местам или малоизвестным людям; то есть до мельчайших ячеек общества и поселений, семей и их домов. Дома, двери, ворота, улицы, районы, племена — каждое из них имело свой гений. [5] Высшая иерархия римских богов, как и греческая, была создана по образцу человеческой семьи. На нем изображены отец Юпитер , который также был высшим божественным единством, и мать Юнона , царица богов. Эти высшие единства подразделялись на гениев для каждой отдельной семьи; следовательно, гением каждой женщины, олицетворяющим женскую репродуктивную силу, была Юнона. Мужской силой был Юпитер. [6]
Юнона почиталась под многими титулами:
- jugalis , «брака»
- Матроналис , «замужних женщин».
- Пронуба , «невеста».
- Вирджиналис , «девственность».
Гениев часто считали духами-защитниками, которых можно было умилостивить для защиты. Например, чтобы защитить младенцев, умилостивляли ряд божеств, связанных с рождением и воспитанием детей : Кубу («лежания для сна»), Кунину («колыбели») и Румину («кормления грудью»). [7] Конечно, если бы эти гении не выполняли должным образом свою функцию, младенец оказался бы в опасности.
Сотни ларариев , или семейных святынь, были обнаружены в Помпеях , обычно возле атриума , кухни или сада, где дым от всесожжений мог выходить через отверстие в крыше. В каждом ларариуме есть панельная фреска, содержащая одну и ту же тему: две периферийные фигуры ( Ларе ) сопровождают центральную фигуру (семейный гений) или две фигуры (гений и Юнона), которые могут находиться или не находиться у алтаря. На переднем плане одна или две змеи, ползущие к гению по луговому мотиву. Кампания и Калабрия сохранили древнюю практику содержания благоприятной домашней змеи, здесь связанной с гением. [8]
История концепции
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Английский термин заимствован от латинского Genius , «домашний дух-хранитель»; ранее «врожденная мужская сила расы или клана», происходящая от индоевропейского корня *g̑enh₁-, «рождать, производить», что также отражено в латинских gignō , «рождать», и gēns , gentis , « племя, народ». [9] [10]
Гений явно проявляется в римской литературе еще у Плавта , где один персонаж шутит, что отец другого настолько скуп, что использует дешевую самосскую посуду в жертвоприношениях своему собственному гению, чтобы не соблазнить гения украсть ее. [11] В этом отрывке гений не тождественен личности, поскольку умилостивить себя было бы абсурдно, и все же гений также обладает алчностью личности; то есть один и тот же персонаж, подразумеваемый как человек, как гений.
Гораций , писавший, когда первый император вводил культ собственного гения, описывает гения как «спутника, управляющего натальной звездой; бога человеческой природы, поскольку он смертен для каждого человека, с меняющимся выражением, белым или черный». [12]
Имперские гении
[ редактировать ]
Октавий Цезарь , вернувшись в Рим после окончательной победы в гражданской войне в Риме в битве при Акциуме, показался Сенату человеком огромной силы и успеха, что явно было признаком божественности. В знак признания чуда они проголосовали за то, чтобы все банкеты включали возлияние в честь его гения. Уступая этому чувству, он выбрал имя Август , отражающее сверхъестественное значение английского слова «август». бытовой культ Гения Августа К этому периоду относится . Его умилостивляли при каждом приеме пищи вместе с другими домашними нуминой . [13] Так началась традиция римского имперского культа , в которой римляне культивировали гений императора, а не человека.

Если нужно было умилостивить гений императора или командующего всеми войсками, то это было и со всеми подразделениями, находившимися под его командованием. Провинциальные войска расширили идею государственных гениев; например, в римской Британии были найдены алтари гениям Ромы , Roma aeterna , Britannia и каждому легиону , когорам , ала и центуриям в Британии, а также преториям каждой кастры и даже вексиллам . [14] Выдающаяся преданность гению не ограничивалась военными. Из Галлии Цизальпины во времена империи приходят многочисленные посвящения гениям авторитетных и уважаемых людей; кроме гениальных принципов императора , были гении покровителей вольноотпущенников, владельцев рабов, покровителей гильдий, меценатов, чиновников, деревень, других божеств, родственников и друзей. Иногда посвящение сочетается с другими словами, например, «гению и чести» или, в случае пар, «гению и Юноне». [15]
Сохранившиеся со времен империи сотни посвятительных, вотивных и надгробных надписей, разбросанных по всей территории, свидетельствуют о расцвете официального культа ( культа ) гения. Стандартные фразы были сокращены: GPR, genio populi Romani («гению римского народа»); GHL, genio huius loci («гению этого места»); GDN, genio domini nostri («гению нашего хозяина») и так далее. В 392 году нашей эры, с окончательной победой христианства, Феодосий I объявил почитание гениев, Ларов и Пенатов изменой, положив конец их официальному сроку. [16] Эта концепция, однако, продолжалась в представлении и речи под другими названиями или с принятыми модификациями.
Римская иконография
[ редактировать ]Монеты
[ редактировать ]Гений корпоративного социального тела часто является камеей на древних монетах: динарий из Испании, 76–75 гг. до н.э., с бюстом ВПР ( Genius Populi Romani , «Гений римского народа») на аверсе ; [17] aureus , 270–275 гг. н.э., на котором изображено Siscia ( в Хорватии стоящее изображение ГЕНИЯ ILLVR Genius Exercitus Illyriciani , [18] «Гений иллирийской армии») на реверсе; [19] ауреус , Рима, 134–138 гг. н. э., с изображением юноши, держащего рог изобилия и патеру (жертвенное блюдо) и надписью GENIOPR, genio populi Romani «гению римского народа», на реверсе. [20]
- Сцена из ларариума , Помпеи.
- Гений Августа
- Гений Антонина Пия
- Неизвестный римский гений близ Помпеи, I век до н.э.
- Ларариум с небольшой центральной фигурой гениального предка в окружении Лареса над змеем-гением, символизирующим плодородие. Дом Юлия Полибия, Помпеи.
- Гений предков (вверху в центре) в окружении Лареса и змеи внизу. Ларарий , Дом Веттиев Помпеи.
- Вакх , одетый в виноград, и змеевидный Агафодаймон («доброе божество»), гений почвы вокруг Везувия.
Представления современной эпохи
[ редактировать ]- Гений любви, Мейстер Розенроман, ок. 1420–1430 гг.
- Гений победы, Микеланджело , 1532–1534 гг.
- Гений свободы, Огюстен Дюмон , 1840 г.
- Гений Александра, Мария Луиза Элизабет Виже-Лебрен , 1814 г.
- Гений войны Элиас Мартин, 19 век.
- Гений сопротивления, Антуан Этекс , 1833–1836 гг.
- Гений Бетховена
- Гений Америки, Адольф Ивон , 1858 г.
- Гений Парижского мира , Хр. Дэн. Раух
- Гений , Карл Миллес , 1932–40.
- Гений живописи, Гео Вербанк , 1912 год, памятник в честь братьев Ван Эйк – оборотная сторона, Гент, Бельгия
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Чарльтон Т.; Коротко, Чарльз (2009). «гений» . Латинский словарь . Мефорд, Массачусетс: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса . Проверено 1 июля 2009 г.
- ^ Мэри Энн Дуайт Греческая и римская мифология стр.253
- ^ Мэри Энн Дуайт (3 сентября 2023 г.). Греческая и римская мифология . ХардПресс. п. 325 . ISBN 978-1314004731 .
- ^ Святой Августин (2003). «VII.13» . В Дайсоне, RW (ред.). Город Божий против язычников . Книги о пингвинах. п. 284 . ISBN 0-14-044894-2 .
Варрон говорит, что «гений» — это разумная душа каждого человека… и что душа самого мира — это универсальный «гений», и что это то, что они называют Юпитером.
- ^ Гримал, П. (1965). «Рим: Боги завоевания». Мировая мифология Ларусса . Хэмлин Паблишинг Груп Лимитед. п. 181.
- ^ Фокс, Уильям Шервуд (1916). Грей, Луи Герберт; Мур, Джордж Фут (ред.). Мифология всех рас . Том. Я грек и римлянин. Бостон: Компания Маршалл Джонс. п. 291. ИСБН 0-8154-0073-Х .
- ^ Шмитц, Леонард (2005) [1867]. «Куба» . Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Литтл, Браун и компания, Древняя библиотека. п. 900. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года.
- ^ Орр, Дэвид Джеральд (1980). Браун, Рэй Бродус (ред.). Римская домашняя религия: археология римского народного искусства . Боулинг-Грин, Огайо: Популярная пресса Университета Боулинг-Грин. стр. 88–103.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Харпер, Дуглас (2001). «Гений» . Интернет-этимологический словарь . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ Льюис, Чарльтон Т .; Короткий, Чарльз (1879). «генс» . Латинский словарь . Цифровая библиотека Персея . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Плавт, Пленники 2.2
- ^ Гораций, Послания , II, 2, 187-189.
- ^ Фишвик, Дункан (1987–2005). Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи . Том. 2 Часть 1. Лейден; Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. стр. 375–377. ISBN 90-04-07179-2 .
- ^ Уорд, Джон (2003) [1911]. «Глава VI Религии Римской Британии» . Римская эпоха в Британии . Лондон, Чикаго: Methuen & Co. Ltd.; ЛакусКуртиус, Чикагский университет. стр. 102–103.
- ^ Мерли, Джозеф Клайд (1922). Культы Цизальпийской Галлии в надписях . Менаша Висконсин: Издательство Джорджа Банты. стр. 19–24 .
- ^ Дюрюи, Виктор (1885). Махаффи, Джон Пентленд (ред.). История Рима и римского народа . Том. IV. Бостон: Дана Эстес и Чарльз Э. Лориат. п. 165. ИСБН 1-4325-5089-6 . Авторы цитируют Кодекс Феодосиана XVI.x.xii.
- ^ «Бюст гения Populi Romani, иллюстрация Бостона 42.527» . Медфорд: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса. 1998 год . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ Раше, Кристофер, изд. (1785). Лексикон древней нумерологии древних греков и римлян Том. 2 Часть 1. Библиотека Гледичиа. п. 1379
- ^ «Гений с модием на голове, держит венок; военный штандарт справа, иллюстрация Бостона 66.426» . Медфорд: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса. 1998 год . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ «Реверс: Стоящий гений: иллюстрация Бостона 1974.521» . Медфорд: Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса. 1998 год . Проверено 12 июля 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуайт, Мэри Энн (1860). «Гении и низшие божества». Греческая и римская мифология . Нью-Йорк: AS Barnes & Burr. ISBN 0-524-02016-7 .
- Фаулер, В. Вард (2007). «Лекция I: Очерк курса: Домашние божества». Римские идеи божества в прошлом веке до христианской эры - Лекции, прочитанные в Оксфорде для Общего университетского фонда . Холиок Пресс. ISBN 978-1-4067-6774-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Шмитц, Леонард (2005) [1867]. «Гений» . Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 2. Литтл, Браун и компания, Древняя библиотека. стр. 241–242. Архивировано из оригинала 23 июня 2009 года.
- Брюэр, Э. Кобэм, изд. (2009) [1894]. «Гений, гений (римская мифология)» . Словарь фраз и басен . с сайтаoldbooks.org . Проверено 3 июля 2009 г.
- «Гений» . сайт myindex.com. 2007–2008 гг. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 3 июля 2009 г.