Волчица (римская мифология)
В мифе о римском основании ( волчица lupa по -итальянски) была итальянской волчицей , которая выкормила и приютила близнецов Ромула и Рема после того, как они были оставлены в дикой природе по указу короля Амулия Альба- Лонги . Она заботилась о младенцах в своем логове, пещере, известной как Луперкаль , пока их не обнаружил пастух Фаустул . Позже Ромул стал основателем и первым царем Рима. Образ волчицы, кормящей близнецов, является символом Рима и является одним из самых узнаваемых символов античной мифологии. издревле [1]
Происхождение
[ редактировать ]Есть сведения, что волк занимал особое место в мире древних народов Италии. Одна легенда утверждает, что народ хирпини был назван так потому, что, когда они намеревались найти свою первую колонию, их привел к ее месту волк (от оско-умбрийского слова «волк»: hirpus ). [2] История о Луперкале занимает центральное место в истории о близнецах и, вероятно, предшествует их истории. Для римского бога Марса волк — священное животное. Продолжаются споры о связи с древнеримским фестивалем Луперкалии .
В греческой мифологии сообщается , Аполлона что мать Лето родила его волчицей, чтобы уклониться от Геры . [3]
Литературные источники
[ редактировать ]Три «канонические» версии мифа — версии Ливия , Плутарха и Дионисия Галикарнасского — во многом опираются на Квинта Фабия Пиктора . [4] Его считают одним из первых историков Рима, и его ныне утерянная работа описывает волчицу и ее эпизод с близнецами. Близнецов бросили по приказу Амулия. Некоторые легенды утверждают, что их нужно было оставить на берегу реки, другие — что их нужно было бросить в воду. Слуга, которому было поручено это задание, либо передумал, либо не смог подобраться достаточно близко, чтобы выполнить задание, из-за наводнения. Вместо этого он оставил их в стоячей воде, образовавшейся у подножия Палатинского холма . Близнецов нашли либо после того, как их корзину оставили у подножия смоковницы, либо они остановились там после плавания в воде. В каждом случае волчица спасала их и нежно заботилась о них в Луперкале или рядом с ним. Позже их обнаружили местные пастухи.
Дионисий сообщает, что дожди настолько подняли воду, что слуге Амулия пришлось бросить близнецов раньше намеченного места (где течение было сильнее). Корзина, в которой находились близнецы, мягко плыла по отступающей воде, пока не ударилась о камень, опрокинув близнецов и корзину в грязь. Затем пришла волчица, опустила свои соски плачущим младенцам и вылизала их дочиста от грязи.
После того, как пастух случайно появился на месте происшествия, пася свое стадо, он побежал рассказать об этом своим товарищам, и группа собралась, чтобы стать свидетелями этого замечательного зрелища. Близнецы цеплялись за нее, поскольку она была их настоящей матерью. Волчица пришла в замешательство, когда мужчины начали шуметь, чтобы ее отпугнуть. Она удалилась в пещеру, которая была священной для греческих колонистов , которые раньше жили в этом районе, и содержала алтарь богу природы Пану . [5]
Ливий утверждает, что слуги Амулия уронили близнецов в стоячую воду из простой лени. Фиговое дерево оказалось первым местом, куда они пришли, и решили, что близнецы утонут в любом случае. Близнецы плакали в своей корзине, пока вода не отступила и не оставила их на суше. Волчица пришла с холмов в поисках воды, когда услышала их крики. [6]
По словам Плутарха, слуга слишком боялся проливных вод, чтобы полностью выполнить приказ короля. После того, как их оставили на берегу, вода поднялась еще дальше и унесла близнецов. Он осторожно понес их за собой, а затем бросил на смоковницу. [7]
Три эстафеты, в которых термин «лупа» относится не к волчице, а является жаргонным словом, обозначающим проститутку . Плутарх рассказывает еще две истории, не связанные с волчицей или заброшенностью. В одном из них близнецы родились от Геркулеса после того, как он выиграл игру в кости. Их мать – невольный «приз». В другом случае дедушка при рождении меняет близнецов на другую пару младенцев и тайно увозит их из города на воспитание пастухам, а затем дает образование в соседней Габии . [8]
Иконография
[ редактировать ]Самое раннее представление
[ редактировать ]Этрусское «Зеркало Больсена» представляет собой изображение волчицы и близнецов в окружении фигур людей и животных. Различия в интерпретации практически исключили консенсус относительно многих его особенностей. [9] Это включает в себя его возраст. Однако оно соответствует другим таким зеркалам, сделанным в качестве свадебных подарков в Евритрии IV века до нашей эры, возможно, около 330–340 годов. Знаменитый Капитолийский волк может иметь этрусское или древнелатинское происхождение. [10] Но открытие во время его реставрации в 2000 году и радиоуглеродное датирование поставили под сомнение древнее происхождение. [11] Этрусская стела из Болоньи , датируемая между 350 и 400 годами до нашей эры, изображает животное, возможно, волка, кормящего единственного младенца. К 269 г. до н. э. серебряная дидрахма является самым ранним изображением полной иконы с характерным «поворотом головы волчицы» назад и вниз у близнецов. [12]
Отличительные образы волчицы и близнецов сделали его более узнаваемым, чем другие символы города, такие как Рома , божество-покровитель города, или римский орел . Это было полезно, поскольку римский мир расширялся, а символы Рима становились все более важными для поддержания единства. [12] К I веку нашей эры волчица была распространена как в Риме, так и в провинциях. Она и близнецы были изображены на тщательно продуманном Ара Пацис , построенном в честь Августа и посвященном Пакс , богине мира. [13]
Монеты с их изображением чеканились и широко распространялись. Их также производили в римских колониях, чтобы выразить свою «римскую принадлежность». [14] Их находили на личных предметах, таких как мечи, пряжки, лампы и статуэтки, а также на памятниках, мозаичных полах и погребальных камнях, датируемых I-III веками нашей эры. [15]
- Спорное зеркало Больсены.
- Ромул и Рем. Ранняя серебряная дидрахма (6,44 г). в. 269–266 до н. э. [16]
- Капитолийский волк . Его древнее происхождение сейчас подвергается сомнению.
Раннее средневековье
[ редактировать ]Шкатулка франков сундук с богатой резьбой , англосаксонский VIII–IX веков, вероятно, изготовленный в Нортумбрии, изображает волчицу и близнецов, а также руническое повествование об истории Ромула и Рема. [17] Они также присутствуют на других англосаксонских артефактах и монетах того же периода. [18] Византийцы . продолжали использовать это изображение, и приписываемые им монеты были найдены в различных местах Центральной Азии на территории современного Таджикистана и Узбекистана росписью VIII века вместе с согдийской с волчицей, повернутой назад и вниз , кормящая грудью двух младенцев. [19]
Спорт
[ редактировать ]Итальянские футбольные клубы А.С. Рома [20] и СС Робур Сиена [21] использовать изображения в логотипах своих команд.
Муссолини
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2022 г. ) |
Фашистское . правительство Бенито Муссолини использовало волчицу как символ, находясь у власти
Гербы и эмблемы
[ редактировать ]- Герб 9-й самоходно-полевой артиллерийской группы («Бреннеро») итальянской армии .
- Герб округа Клуж , Румыния. [24]
- Герб 80-го пехотного полка итальянской армии .
- Герб округа Нэсэуд , Румыния.
- Древний герб города Пьяченца , Эмилия-Романья , Италия
- Герб 8-го инженерного полка итальянской армии.
- Эмблема столичной полиции муниципалитета Рима [26]
- Реконструкция герба Рима при Наполеоне.
- Герб Инженерной школы итальянской армии .
- Эмблема Школы связи итальянской армии.
Сиенская волчица
[ редактировать ]У сиенцев есть традиционная легенда о том, что город был основан Сением и Аскиусом , еще одной парой близнецов, которых также вскормила волчица. Они были сыновьями Рема и бежали из Рима после его смерти от рук своего дяди Ромула. Легенда не может быть засвидетельствована до эпохи Возрождения. Однако изображения волчицы и близнецов распространены в городе, а некоторые из них могут быть датированы более ранним периодом.
- Руота делла Фортуна «Колесо фортуны» является центральным элементом мозаичного мозаичного пола Сиенского собора (ок. 1372 г.).
Банкноты и монеты
[ редактировать ]Волчица и близнецы появились на, возможно, самой ранней серебряной монете, когда-либо отчеканенной в Риме. [16]
- Секстаны ок. 215 г. до н.э.
- Волчица на монете 77 г. до н. э. С головой Марса на другой стороне.
- номиналом 1 румынский лей , 1915 год. Банкнота
Луперкалия
[ редактировать ]Луперкалия . была очень древним праздником еще во времена Римской империи Римские историки размышляли о его происхождении. Это может быть связано с богом Луперком , богом пастухов и защитником стад. Некоторые историки связывают его с волчицей и Луперкалем.
Изображения в искусстве
[ редактировать ]Поздняя античность
[ редактировать ]- Мозаика с изображением волчицы с Ромулом и Ремом из Олдборо (около 300 г. н.э.), Городской музей Лидса (16025914306)
Средний возраст
[ редактировать ]- Из Ромулеона , иллюминированной рукописи (Британская библиотека (1480 г.)
Ренессанс
[ редактировать ]- Ромул и Рем , Питер Пауль Рубенс (1616)
- Ромул и Рем Вацлав Холлар по Джулио Романо (16в.)
- Река Тибр из Кваттро Фонтане работы Муцио Маттеи и Доменико Фонтана (конец 16 в.). Видно, как волчица выглядывает из-за отца Тайбера справа.
18-20 века
[ редактировать ]- Волчица с Ромулом и Ремом, Доменико Пароди и Франческо Бигги (1874)
- Отсканировано из «Истории Рима», опубликованной в 1860 году, Генри Лидделлом (6 февраля 1811 г. - 18 января 1898 г.) с иллюстрациями, предоставленными сэром Джоном Гарднером Уилкинсоном (5 октября 1797 г. - 29 октября 1875 г.). Отсканировано Ман Вием
- Ромул и Рем из «Десяти племен», скульптор: Эрик Гилл , фото Дэвида Озеранского (1932)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Предисловие Уайзмана Ремуса, с. xiii
- ↑ Страбон, Книга V, Глава 12 ( Леб, стр. 467)
- ^ Аристотель (1965). «История животных» . doi : 10.4159/DLCL.Aristotle-history_animals.1965 . Проверено 5 декабря 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка) - ^ Дионисий I 79
- ^ Дионисий I гл.79
- ^ Ливий I, стр. 17-19.
- ^ Плутарх Ромул IV стр.99
- ^ Плутарх Ромул IV, стр. 101-105.
- ^ Маццони, стр. 173-178.
- ^ Теннант стр.81
- ↑ Адриано Ла Регина, Рим, фальшивая волчица «родилась» в средние века . «Рим: фальшивая волчица не родилась до средневековья», La Republica. 17 ноября 2006 г., доступ 1 декабрь 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Риссанен с.336
- ^ Риссанен стр.336-8
- ^ Риссанен стр.339
- ^ Риссанен стр.343-7
- ^ Jump up to: а б Кроуфорд, Майкл Хьюсон (1985), Чеканка монет и денег в Римской республике: Италия и средиземноморская экономика , University of California Press, стр. 31, ISBN 978-0-520-05506-3 , получено 30 ноября 2016 г.
- ^ Ветви стр.356, сн.148
- ^ Филиалы стр.357
- ^ Сравните стр.304.
- ^ «Официальный сайт Associazione Sportiva Roma» . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «Робур Сиена» . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Солнечная Васко-Наварро , А. и А. Гарсиа Караффа, 6 том. Сан-Себастьян, 1966–1967 гг.
- ^ Герб Банка - 76165
- ^ «Совет округа Клуж» . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «Открой историю» . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «Местная полиция Рима» . Проверено 6 декабря 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Компаретти, Маттео (2012), «Классические элементы в согдийском искусстве: басни Эзопа, представленные в фресках в Пенджикенте» , Ираника Антиква , XLVII : 303–316, doi : 10.2143/IA.47.0.2141966 , получено 13 декабря 2016 г.
- Дионисий Галикарнасский (1937). «Римские древности» . doi : 10.4159/DLCL.dionysius_halicarnassus-roman_antiquities.1937 . Проверено 19 ноября 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка) - Ливий (1919). «История Рима» . doi : 10.4159/DLCL.livy-history_rome_1.1919 . Проверено 29 ноября 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка) - Маццони, Кристина (29 марта 2010 г.). Волчица: История римской иконы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19456-3 . Проверено 2 декабря 2016 г.
- Риссанен, Мика (2014), «Романская лупа в римских провинциях» , Acta Archaeologica , 65 (2): 335–360, doi : 10.1556/AArch.65.2014.2.4
- Страбон (1917). География, том I, книги 1-2 . doi : 10.4159/DLCL.strabo-geography.1917 . ISBN 9780674990555 . Проверено 1 декабря 2016 г. – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
- Теннант, PMW (1988). «Луперкалии и легенда о Ромуле и Реме» (PDF) . Акта Классика . XXXI : 81–93. ISSN 0065-1141 . Проверено 19 ноября 2016 г.
- Уайзман, Тимоти Питер (25 августа 1995 г.), Ремус: римский миф , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-48366-7