Никола Пизано
Никола Пизано (также называемый Никколо Пизано , Никола де Апулия или Никола Пизанус ; ок. 1220/1225 – ок. 1284). [1] ) — итальянский скульптор , чьи работы отличаются классическим римским скульптурным стилем. Пизано иногда считают основоположником современной скульптуры. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дата его рождения и происхождение неизвестны. Он родился в Апулии , как сын «Петруса де Апулии», как указано в архивах Сиенского собора. [ нужна ссылка ] Никола Пизано, вероятно, прошел обучение в местных мастерских императора Фридриха II и присутствовал на его коронации. [3] Здесь его научили придавать традиционным изображениям больше движения и эмоций, переплетая классические и христианские традиции. Его единственные оставшиеся работы этого периода - две головы грифона с мягким эффектом светотени .
Около 1245 года он переехал в Тоскану, чтобы работать в замке Прато. Львы на портале этого замка, вероятно, созданы его рукой. «Голова молодой девушки» (ныне выставленная в Музее Палаццо Венеция в Риме ), вырезанная из твердого камня Эльбы , также приписывается Николе Пизано того же периода.
Он переехал в Лукку , работая над фасадом собора Святого Мартина , в результате чего появились рельефы «Снятие с креста» (на северном тимпане ) и рельефы притолоки «Рождество» и «Поклонение волхвов» .
Кафедра Пизанского баптистерия
[ редактировать ]Он переехал в Пизу между 1245 и 1250 годами, где его сын Джованни Пизано родился . Около 1255 года он получил заказ на кафедру в Пизанском баптистерии . Он закончил эту работу в 1260 году и подписал ее «Никола Пизанус». Ему помогали несколько помощников, среди которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто.
На этой кафедре, считающейся одним из его шедевров, ему удалось синтезировать стиль французской готики с классическим стилем Древнего Рима, чему он, вероятно, научился в Южной Италии и, должно быть, видел на в Пизе саркофагах Кампосанто . например Федры саркофаг [4] или Мелеагр охотится на калидонского вепря на саркофаге, привезенном в качестве добычи в Пизу ее флотом. Вазари [5] рассказывает, что Никола Пизано постоянно изучал эти римские останки, и римские скульптуры времен Августа, кажется, произвели на него глубокое впечатление.
Кафедра опирается на семь колонн. Приподнятую центральную колонну поддерживают скульптуры животных и теламонов . Он окружен шестью внешними колоннами разной высоты, три из которых опираются на реалистично вырезанных львов, а три других — на восьмиугольных основаниях. Колонны пришли из останков в Остии . Коринфские перемычках капители поддерживают трилистниковые готические арки, украшенные в парными пророками , а под рельефами Распятия и Страшного суда — евангелистами . Арки разделены скульптурами Иоанна Крестителя , Святого Михаила и четырех добродетелей : Милосердия, Стойкости, Умеренности и Благоразумия. Обнаженная скульптура Стойкости, очевидно, происходит от римского Геркулеса . [6]
Сама шестиугольная кафедра состоит из пяти рельефов из белого каррарского мрамора из « Жизни Христа» : первый рельеф объединяет три сцены: Благовещение , Рождество и Благовещение пастухам , а следующие показывают отдельные сцены: Поклонение волхвов , Введение во храм , Распятие и Страшный суд . Фоны этих сцен изначально были раскрашены и покрыты эмалью , а глаза фигур были цветными. [7] Это еще больше способствовало реалистичному впечатлению от этих религиозных тем. Все эти рельефы, за исключением двух последних, отражают знание Пизано стиля римских саркофагов. Фигуры одеты в туники на римский манер. Лежащая Богородица Рождества Христова происходит от скульптуры этрусской гробницы. [8] Она также носит мантию над головой, как римская матрона. На панели «Презентация» Мадонна напоминает нам о царственном осанке богинь в позднеримской скульптуре, а выразительное лицо Святой Анны показывает разрушительное воздействие возраста.
Сцена «Страшный суд», вероятно, была основана на византийской слоновой кости , а «Распятие» было вылеплено с той же элегантностью, что и современное французское готическое искусство.
Еще одно вдохновение для создания этой кафедры он, возможно, нашел также в триумфальных арках, которые он мог видеть в Риме, путешествуя в Остию. Форма этой кафедры совершенно отличается от современного искусства. Скульптуры представлены так же, как и арки Константина в Риме: фигуры стоят на колоннах. Кроме того, в той же арке есть аттик со скульптурными сценами, как и кафедра. Реф?
Между 1260 и 1264 годами он завершил работу архитектора Диотисальви над куполом баптистерия. Реф? Он увеличил его высоту с помощью системы двух куполов: небольшого усеченного конуса на вершине полусферического купола. Два ряда фронтонов ажурных были позже украшены его сыном Джованни Пизано между 1277 и 1284 годами.
Храм Святого Доминика (Болонья)
[ редактировать ]В 1264 году его попросили поработать над храмом Святого Доминика в базилике Сан-Доменико в Болонье . Он, конечно, отвечал за дизайн, но его вклад, вероятно, был минимальным. В 1265 году он уже работал над кафедрой Сиенского собора. Лицевая сторона была выполнена в его мастерской, частично самим Никола Пизано, но в основном его помощником Лапо ди Ричевуто . Потребовалось почти 500 лет, чтобы закончить эту святыню благодаря работе знаменитых скульпторов: Арнольфо ди Камбио , фра Гульельмо Аньелли , Никколо дель Арка , молодого Микеланджело , Джироламо Колтеллини и Джованни Батисты Будара. Выразительное лицо святого Доминика, столь отличающееся от более бледных лиц на лицевой панели «Святой Доминик воскрешает Наполеоне Орсини», приписывают Арнольфо ди Камбио.
Кафедра Сиенского собора
[ редактировать ]В сентябре 1265 года ему дали следующее важное задание: изготовить мраморную кафедру для Сиенского собора . Эта кафедра, сделанная из каррарского мрамора, была вылеплена в период с конца 1265 года по ноябрь 1268 года при активном участии его сына Джованни Пизано и его помощников Арнольфо ди Камбио , Лапо ди Ричевуто и ряда других художников.
Это самая ранняя сохранившаяся работа собора. Никола Пизано получил это поручение из-за своей известности на кафедре Пизы. Эта кафедра, напоминающая кафедру Пизы, но большего размера, еще более амбициозна и считается его шедевром. Все послание с кафедры посвящено учению о спасении и Страшном суде .
Пистойя и Перуджа
[ редактировать ]В июле 1273 года Никола Пизано получил заказ от Оперы Сан-Якопо в Пистойе на изготовление алтаря Сан-Якопо в соборе Пистойи . Он работал над этим вместе со своим сыном Джованни. Часовня Сан-Якопо была снесена в 1786 году. Вероятно, в то же время была создана чаша для святой воды с тремя женскими фигурами. Джованни Пизано позже воздвигнет свою первую кафедру в том же соборе.
Его последним крупным заказом были рельефные панели на Фонтана Маджоре («Великий фонтан») в Перудже (1277–1278). Фра Бевиньяте и Бонинсенья спроектировали фонтан с тремя наложенными друг на друга бассейнами. Фонтан, безусловно, демонстрирует тонкую руку Николо Пизано, но большая часть скульптуры была выполнена его сыном Джованни Пизано и его помощниками. По богатству деталей и иконографии эта последняя работа демонстрирует сближение с французским готическим искусством.
Заключение
[ редактировать ]Несмотря на влияние произведений классической античности, Никола не был просто подражателем. Его фигуры являются оригинальными творениями, возникшими в результате тщательного изучения и понимания античных прототипов и восстановления античных изображений. Его работы являются важнейшими предшественниками итальянской скульптуры эпохи Возрождения . Обзоры искусства итальянского Возрождения часто начинаются с 1260 года, года, когда Никола Пизано датировал свою кафедру в баптистерии Пизы.
С другой стороны, как показывает кафедра Сиенского собора , Никола Пизано все еще был привязан к современному готическому искусству. Эта характеристика может возникнуть потому, что эту кафедру закончил его сын Джованни Пизано, который не ценил античность таким же образом. Оба стиля сосуществовали на протяжении нескольких поколений. Международная готика и ее вариации на короткое время стали более популярными в начале 15 века, чем классицизм Высокого Возрождения.
Никола Пизано подтолкнул тосканскую скульптуру 13-го века в направлении искусства, которое интегрировало черты римского искусства, одновременно оставаясь привязанным к готическому искусству Северной Европы. Истинным наследником классического стиля Николы был Арнольфо ди Камбио ( ок. 1250–1302 ), ранняя смерть которого оставила поле открытым для Джованни Пизано, который к тому времени уже создавал свою собственную смесь французской готики и классического стиля.
Джорджо Вазари включил биографию Николы Пизано в свои «Жизнеописания» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Пизано, Никола и Джованни». Гролье Энциклопедия знаний . Гролье. 1991. ISBN 0-7172-5300-7 . .
- ^ Майкл Гринхал (1978). «Никола Пизано и Джотто: основатели классицизма эпохи Возрождения» . Проверено 18 сентября 2007 г.
- ^ «Никкола Пизано» . Католическая энциклопедия .
- ^ Поуп-Хеннесси, Джон (1996) [1955]. Итальянская готическая скульптура . Введение в итальянскую скульптуру. Том. 1 (4-е изд.). Лондон: Файдон. стр. 16, 229.
- ^ Джорджо Вазари - Жизнь художников, скульпторов и архитекторов, Том 1 онлайн
- ^ Поуп-Хеннесси 1996, с. 230.
- ^ Поуп-Хеннесси 1996, с. 230.
- ^ Поуп-Хеннесси 1996, с. 16.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенезит, Э. (1976). Словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов (на французском языке). Париж: Librairie Gründ . ISBN 2-7000-0155-9 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Пизано, Никкола ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в