Кафедральный собор Пистойи
Кафедральный собор Пистойи Собор Сан-Дзено | |
---|---|
![]() Колокольня и западный фасад площади Пьяцца дель Дуомо , Пистойя. | |
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Провинция | Епархия Пистойи |
Область | Тоскана |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Пистойя , Италия |
Географические координаты | 43 ° 56'00 "N 10 ° 55'04" E / 43,933219 ° N 10,9179 ° E |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Романский , Барокко |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Запад |
Купол (ы) | 1 |

Собор Пистойи , или Собор Святого Зенона ( итал . Duomo di Pistoia или Cattedrale di San Zeno ) — главное религиозное сооружение Пистойи , Тоскана , центральная Италия , расположенное на площади Пьяцца дель Дуомо в центре города. Это резиденция епископа Пистойи , посвященная святому Зенону Веронскому .
Скорее всего, он был построен в 10 веке и имеет фасад в романском стиле, вдохновленный другими церквями Пистойи ( Сан-Бартоломео и Сан-Якопо ). Внутри есть неф и два боковых придела, пресвитерий и склеп. Реставрация 1952–1999 годов вернула церкви первоначальный вид.
История
[ редактировать ]Было высказано предположение, что собор меньшего размера мог существовать в Пистойе еще в V веке, поскольку в то время там уже был епископ. Однако местоположение такого здания неизвестно: возможными местами являются нынешний собор, Пьеве -ди-Сант-Андреа или Сан-Пьер-Маджоре .
Первое упоминание о соборе датируется 923 годом. В 998 году в грамоте императора Оттона III упоминается палеохристианское здание, расположенное между «соборной площадью» ( Пьяцца дель Дуомо ) и городской сторожевой башней. в нем был посвящен алтарь святому Иакову Великому В 1108 году собор пострадал от пожара и, вероятно, был перестроен в течение следующих нескольких десятилетий, так как в 1145 году епископом Святым Атто . В 1202 году очередной пожар снова повредил собор. В 1274–1275 гг. приделы были перекрыты сводами, а в 1287 г. было начато строительство нового алтаря. В 1298 году землетрясение причинило дополнительный ущерб. статуя Святого Зенона В 1336 году на западном фасаде была установлена работы Якопо ди Маццео.
В 1379–1440 годах фасад был реконструирован с добавлением трёх ярусов лоджий и портика . В 1504 году Андреа делла Роббиа было поручено украсить архивольт ( для чего он создал гирлянду с растительными мотивами и посередине герб Оперы Сан-Якопо), портик, а также люнет с барельефы над центральным порталом, изображающие «Мадонну с Младенцем и ангелами». Он закончил работы в 1505 году.
В 1598–1614 годах был снесен средневековый хор , изменены боковые капеллы, а первоначальная апсида была заменена трибуной в стиле барокко , увенчанной куполом по проекту Якопо Лафри, а главный неф был перекрыт новыми крестовыми сводами . Также была произведена отделка потолка трибуны, добавлены росписи в этом же помещении и в главном капелле. статуя Святого Иакова Великого работы Андреа Вакка В 1721 году к фасаду была добавлена . Средневековые многомиллионные окна , замененные окнами в стиле барокко, были отреставрированы в период с 1952 по 1966 год, а своды над нефом были удалены.
Интерьер
[ редактировать ]Пресвитерийный тротуар приподнят, под ним находится склеп , а неф и проходы, разделенные колоннами, имеют своды и деревянные ферменные покрытия соответственно. Правый придел когда-то занимала часовня Святого Иакова ( Сан-Якопо ), построенная епископом Атто в середине XII века для хранения мощей Святого Иакова, привезенных из Сантьяго-де-Компостела . Серебряный алтарь святого сегодня можно увидеть в часовне Распятия.
Часовня Святого Причастия
[ редактировать ]Часовня Святого Причастия ( Capello del Santissimo Sacramento ), в которой находится скиния , также известна как Часовня Сан-Донато по картине, изображающей Мадонну, восседающую на троне между Св. Иоанном Крестителем и Св. Донатом (ок. 1475–1486). ), на правой стене. Картина была заказана Андреа дель Верроккьо наследниками Донато Медичи. [1] [2] [3] [4] и был начат Андреа, но, оставшись незавершенным, был завершен Лоренцо ди Креди . Епископ рядом с Мадонной был идентифицирован как святой Зенон. В центре – « Успение Богородицы» работы Джован Баттиста Паджи (1590–1600). Рядом со входом в часовню находится могила Донато Медичи (1475 г.), епископа Пистойи. [5] приписывается Антонио Росселлино .

Часовня Распятия
[ редактировать ]В этой часовне находится алтарь Святого Иакова, отделанный тиснением из серебряного листа, который был перенесен сюда в 1953 году. Строительство было начато в 1287 году, когда Андреа ди Якопо д'Огнабене было поручено сделать изображения Мадонны с Младенцем для задней части алтаря. и, для передней части, « Истории Нового Завета» , «Христос в величии между Марией и святым Иаковом» и «Три рассказа о святом Иакове» , которые он закончил в 1316 году. Кроме того, Паче ди Валентино , сиенский ювелир, создал некоторые фигуры, окружающие Сент-Джеймса. [6] Джильо Пизано выполнил большую серебряную статую, изображающую Святого Иакова на троне (1349-1353), заказанную в знак благодарения после окончания Черной смерти в 1348 году.
Две боковые антепендии были выполнены Леонардо ди Сер Джованни и Франческо Николаи с «Историями Ветхого Завета» и «Историями святого Иакова» между 1361 и 1371 годами. Среди других работ — «Апостолы», «Св. Евлалия», «Епископ Атто», «Св. Иоанн Иоанн». Креститель и Саломея Пьеро д'Арриго Тедеско (1380–1390), еще один Христос в величии со святым Антонием Аббатом, святым Стефаном и куполом работы Нофри ди Буто и Атто ди Пьеро Браччини (1394–1398).
Филиппо Брунеллески украсил переднюю часть двумя бюстами пророков (1401 г.). Остальные стороны были украшены Пьеро д'Антонио да Пиза и Доменико да Имола.

проходы
[ редактировать ]Работы в южном проходе включают в себя:
- Триптих Распятия между Мадонной, Св. Иоанн, Иероним и Иаков» (1424 г.), работа неизвестного художника.
- Копия Благовещения Доменико . Крести
- Драгоценное Распятие (1274 г.) работы Коппо ди Марковальдо и его сына Салерно. Он включает в себя шесть панелей с изображением «Взятия Иисуса» , «Христа перед священниками» , « . Положение Иисуса во гроб» , «Трех Марий во гроб»
- Гробница Чино Синибулди да Пистойя (1337 г.), приписываемая Агостино ди Джованни.
Работы в северном проходе включают в себя:
- Памятник кардиналу Фортегерри , заказанный Андреа дель Верроккьо Пистойи Генеральным советом в 1473 году. После смерти Верроккьо (1488 год) Лоренцо Лотти , известный как Лоренцетто, завершил работу, вылепив статую Милосердия. Нынешняя окантовка и другие детали были выполнены в 1753 году.
- Мадонна делле Поррине , фреска XIV века неизвестного художника.
- Статуя Папы Льва XI , епископа Пистойи 1573 (1618 гг.), также работы неизвестного художника.
- Могила епископа Федерико Аламанни (1776 г.), работа неизвестного художника.
- Мученичество святого Варфоломея работы неизвестного художника (17 век).
Пресвитерия
[ редактировать ]Свод пресвитерия украшен фресками Доменсио Крести, изображающими Отца во славе , Падение восставших ангелов , Падение Адама и Благовещение (1602 г.). Орган 1793 года выпуска.
В апсиде находится картина Кристофано Аллори, изображающая «Воскресение» (1606–1610), рядом с которой расположены две глиняные статуи святого Зенона и святого Иакова (1609), приписываемые школе Джамболоньи . Справа от главного алтаря находится Пятидесятница работы Грегорио Пагани (1602 г.), а слева - Вознесение Бенедетто Вели (1606 г.).
Салерно ди Коппо выполнил фреску Мадонны с Младенцем на пилястре нефа (1475 г.). Справа - бронзовый канделябр работы Мазо ди Бартоломео (1442 г.), в левом приделе - кенотаф епископа Герардо Герарди (1703 г.), а в правом - могила епископа Алессандро Дель Качча (1650 г.) и надгробный памятник епископу Леоне Строцци (1695 г.), оба работы неизвестных скульпторов.
Кафедру спроектировал Джорджо Вазари (1560 г.). Рядом с правым входом находится скульптурная чаша, приписываемая мастерской Николы Пизано .
Другие
[ редактировать ]В капелле Страшного суда хранятся фрагменты фрески Джованни да Понте, датируемой 1420–1425 годами. Фрагменты боковой стены недавно были идентифицированы как изображение Данте «Ада» . [7]
Склеп представляет собой романское здание и первоначально был разделен колоннами на центральное и боковое помещения и имел три апсиды. После постройки барочной трибуны центральное помещение было разрушено, а боковые закопаны. После реставрации 1960-х годов здесь были найдены две капители, фрагменты колонн, фрагменты фресок XII века и две мраморные плиты конца XII века.
На контрфасаде находится арка Святого Атто с тремя мраморными барельефами 1337 года. Крестильную купель по проекту Бенедетто да Майано (1497 год) можно увидеть слева от главного входа. В тимпане над последним также находится фреска XIII века работы неизвестного мастера XIII века, а рядом с правым входом находятся фрески «Добродетели» Бонаккорсо ди Чино (1347 г.), а возле левого входа - гробница епископа. Баронто Риккарди (14 век).

Сноски
[ редактировать ]- ^ Заккария, Рафаэлла (2009). «МЕДИЦИ, Никола де » . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке) . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Наджеми, Джон М. (2008). История Флоренции 1200–1575 гг . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. п. 289–290.
- ^ Петерсон, Дэвид С. (1985). Архиепископ Антонин: Флоренция и церковь в начале пятнадцатого века (докторская диссертация). Корнелльский университет. п. 40. ПроКвест 303391573 .
- ^ де Рувер, Раймонд (1999). Взлет и упадок банка Медичи, 1397–1494 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Книги о бороде. п. 37. ИСБН 978-1-89312-232-1 .
- ^ "Епископ Донато Медичи" Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни. Получено 5 ноября 2020 г.
- ^ Кляйнхенц, Кристофер (2 августа 2004 г.). Средневековая Италия: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 9781135948801 .
- ^ Леон Якобовиц-Эфрон, «Данте в Пистойе: Фрески Капеллы дель Джудицио». Quaderni Storici , том 140, выпуск 2 (август 2012 г.): 443–469.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Пистойской епархии: план собора (на итальянском языке)
- История и описание здания (на итальянском языке)