Джамболонья
Джамболонья (1529 г.) [1] – 13 августа 1608), также известный как Жан де Булонь (француз), Жан Булонь (фламандский) и Джованни да Болонья (итальянец), был последним значительным итальянским скульптором эпохи Возрождения , имевшим большую мастерскую, производившую большие и маленькие произведения из бронзы и мрамора. в стиле позднего маньеризма .
Биография
[ редактировать ]Джамболонья родился в Дуэ , Фландрия (тогда в Габсбургских Нидерландах , а теперь во Франции ), в 1529 году. После юношеского обучения в Антверпене у архитектора-скульптора Жака дю Броека , [2] он переехал в Италию в 1550 году и учился в Риме , производя детальное изучение скульптуры классической античности . Он также находился под сильным влиянием Микеланджело , но разработал свой собственный стиль маньеризма , возможно, с меньшим акцентом на эмоции и с большим упором на изысканные поверхности, прохладную элегантность и красоту. Папа Пий IV подарил Джамболонье свой первый крупный заказ - колоссальный бронзовый Нептун и вспомогательные фигуры для Фонтана Нептуна (основание, спроектированное Томмазо Лаурети , 1566 г.) в Болонье.
Джамболонья провел свои самые продуктивные годы во Флоренции , где он поселился в 1553 году, первоначально гостил в Палаццо Веккьетти . В 1563 году он был назначен членом ( Accademico ) престижной Академии искусств дель Дисеньо , только что основанной герцогом Козимо I Медичи 13 января 1563 года под влиянием художника-архитектора Джорджо Вазари , став также одним из них. из Медичи самых важных придворных скульпторов . Он умер во Флоренции в возрасте 79 лет; Медичи никогда не позволяли ему покинуть Флоренцию, так как справедливо опасались, что австрийские или испанские Габсбурги соблазнят его на постоянную работу. Он был похоронен в часовне, которую спроектировал сам в Сантиссима Аннунциата .
Работа
[ редактировать ]Джамболонья прославился своим тонким чувством действия и движения, а также изысканной, дифференцированной отделкой поверхности.
Среди его знаменитых работ — « Меркурий» (четыре версии которого он сделал), стоящий на одной ноге и поддерживаемый зефиром. Бог поднимает одну руку, чтобы указать на небо жестом, заимствованным из репертуара классической риторики. [а] это характерно для стиля Джамболоньи.
В своем «Похищении сабинянки» (1574–1582 гг.) [с] мраморная скульптура, занимающая видное место в Лоджии Ланци во Флоренции на площади Синьории . Эта скульптура, состоящая из трех полных фигур, вырезана из цельного куска мрамора. Джамболонья вырезал его, не имея в виду сюжет, и название « Похищение сабинянки» было дано после того, как оно было установлено в Лоджии. [3] Скульптура была изготовлена для Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы . Другой его мрамор, «Геркулес, убивающий кентавра», также был помещен в Лоджию Ланци в 1599 году. [4]
Джамболонья Несколько изображений Венеры установили канон пропорций женской фигуры. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ] и установил эталонные модели для изображения богини, которые оказали влияние на два поколения скульпторов в Италии и Северной Европе. [ нужна ссылка ]
Он создал аллегории, активно продвигающие политическую пропаганду Медичи, такие как «Флоренция, торжествующая над Пизой» и, менее открыто, «Самсон, убивающий филистимлянина » для Франческо Медичи (1562). Последний мрамор был сделан для фонтана Медичи, его драматическая композиция соответствовала жестокому сюжету, с какой бы стороны на него ни смотреть. Это единственная большая мраморная работа Джамболоньи, покинувшая Флоренцию. Он был передан герцогу Лерма , затем Чарльзу, принцу Уэльскому , во время переговоров об Испанском матче ; он был подарен Георгом III сэру Томасу Уорсли в Ховингем-холле , Норфолк; он был куплен в 1953 году для Музея Виктории и Альберта через Художественный фонд . [5] [6]
После смерти Микеланджело в 1564 году Даниэле да Вольтерра создал несколько бюстов скульптора из его посмертной маски. После смерти Вольтерры в 1566 году один из этих бюстов был доставлен Джамболонье, который около 1570 года вылепил для бюста одетую верхнюю часть туловища. [7]
Конная статуя Козимо I Медичи , также находящаяся во Флоренции, была завершена его помощником в студии Пьетро Такка .
Джамболонья создал множество скульптур для садовых гротов и фонтанов в садах Боболи во Флоренции и на вилле ди Пратолино , а также бронзовые двери Пизанского собора . Он создал бронзовых морских коньков и некоторые другие скульптуры для фонтана Нептуна Бартоломео Амманнати во Флоренции . [8]
Для грота Виллы ди Кастелло он изваял серию этюдов отдельных животных с натуры, которые теперь можно увидеть в Барджелло . Небольшие бронзовые копии многих его скульптур ценились знатоками в то время и с тех пор, поскольку репутация Джамболоньи никогда не затмевалась.
Джамболонья оказал большое влияние на более поздних скульпторов через своих учеников Адриана де Фриза и Пьетро Франкавиллу, которые покинули свою мастерскую и перебрались в Париж в 1601 году, а также Пьера Пюже , который распространил влияние Джамболоньи по всей Северной Европе, и в Италии на Пьетро Такка , который взял на себя мастерскую Джамболоньи. во Флоренции, а в Риме — Джан Лоренцо Бернини и Алессандро Альгарди .
Галерея
[ редактировать ]- Самсон, убивающий филистимлянина , около 1562 года, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- Архитектура , Барджелло , 1565 год, Флоренция. Эта скульптура олицетворяет длинные конечности влиятельного идеального женского типа Джамболоньи.
- Женская фигура , 1571–1573 гг., Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес.
- Флоренция, торжествующая над Пизой , 1565, Барджелло, Флоренция (глиняный макет, Музей Виктории и Альберта , Лондон)
- Купание Венеры , 1573, Грот Буонталенти , Сады Боболи , Флоренция
- Лошадь работы Джамболоньи (мастерская), вероятно, около 1590 года. Высота 10 дюймов (25 см).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сравните фигуру Платона в Рафаэля « Афинской школе» .
- ↑ Во многих текстах этому произведению дано название « Изнасилование сабинянки» . Этот неправильный перевод латинского слова « raptae» (или итальянского « rapina» ) как «изнасилование» ошибочен, но встречается повсеместно. На самом деле это слово означает «похищение» или «похищение».
- ^ Ссылка на инцидент из римской мифологии . Это одна из многих неоклассических скульптур на эту тему . Это имя присвоили ему современники, а не ему самому. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Его рождение датируется ок. 1524; см. Лоуренс Гоуинг , изд., Биографическая энциклопедия художников , т.2 (Факты в архиве, 2005): 257.
- ^ Р. Велленс, Жак дю Броек, скульптор и архитектор эпохи Возрождения (Брюссель), 1962 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйвери, Чарльз (1987). Джамболонья . Файдон. п. 98. ИСБН 9780714829531 .
- ^ Эйвери, Чарльз (1987). Джамболонья: Полная скульптура . Маунт-Киско, Нью-Йорк: Мойер Белл. ISBN 0918825393 .
- ^ «Самсон, убивающий филистимлянина» . Проверено 9 августа 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «История фонтана» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 г. Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «Дом Буонарроти» . Маленькие великие музеи (на итальянском языке) . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Хорнер, Сьюзен; Хорнер, Джоанна Б. (1884). Прогулки по Флоренции и ее окрестностям . Смит. п. 199 .
ФОНТАН НЕПТУНА Флорентийские бронзовые морские коньки работы Джованни да Болонья.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. Рюдижер, Б. Труйольс: Джамболонья. Придворный скульптор Фердинандо I. Его искусство, его стиль и дары Медичи Генриху IV , Лондон, 2019 г., ISBN 978-1-912168-14-9 .
- Глория Фосси и др., Итальянское искусство , Флоренция, Giunti Gruppo Editoriale, 2000, ISBN 978-1-912168-14-9 .
- Джамболонья, 1529–1608: скульптор Медичи: выставка, организованная Советом по делам искусств Великобритании и т. д. , каталог под редакцией Чарльза Эйвери и Энтони Рэдклиффа. Лондон, Совет искусств Великобритании, 1978 г. ISBN 0-7287-0180-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография с портретом на kfki.hu
- Джамболонья на mega.it
- « Модель речного бога » . Скульптура . Музей Виктории и Альберта . Проверено 22 сентября 2007 г.
- « Самсон и филистимлянин » . Скульптура . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 г. Проверено 15 марта 2011 г.
- « Бичевание Христа » . Скульптура из красного воска . Художественная галерея Квинсленда . Архивировано из оригинала 12 марта 2011 г. Проверено 15 марта 2011 г.
- « Похищение Прозерпины » . Бронза . Музей Нортона Саймона . Проверено 20 февраля 2015 г.
- Экскурсия по месту расположения основных работ Джамболоньи во Флоренции.