Jump to content

Изнасилование сабинянок

(Перенаправлено из «Изнасилования сабинянок »)
Два римских республиканских денария , отчеканенных Луцием Титурием Сабином в 89 г. до н. э. сабинский . король Тит Татий На обоих аверсах изображен На реверсе изображено похищение сабинянок римскими солдатами (слева) и наказание Тарпеи сабинянами (справа). [1]

Похищение сабинянок ( лат . Sabinae raptae , Классическое произношение: [saˈbiːnae̯ ˈraptae̯] ; горит. « похищенные сабинянки » ), также известное как « Похищение сабинянок» или « Похищение сабинянок» , — эпизод в легендарной истории Рима, когда римляне совершили массовое похищение молодых женщин из другого города. города региона. Это была частая тема художников и скульпторов, особенно со времен Возрождения .

Слово «изнасилование» (родственное слову «rapto» на португальском и других романских языках, означающее «похищение») является традиционным переводом латинского слова raptio , используемого в древних описаниях инцидента. Латинское слово означает «похищение» или «похищение», но при использовании в отношении женщин в качестве объекта сексуального насилия. [2] обычно подразумевается.

Похищение сабинянок.

[ редактировать ]

По мнению римского историка Ливия , похищение сабинянок произошло в ранней истории Рима вскоре после его основания в середине 8 века до нашей эры и было совершено Ромулом и его последователями преимущественно мужского пола; говорят, что после основания города население состояло исключительно из латинян и других италийских народов, в частности бандитов мужского пола. [3] Поскольку Рим рос такими устойчивыми темпами по сравнению с его соседями, Ромул стал беспокоиться о поддержании силы города. Его главная забота заключалась в том, что из-за небольшого количества женщин в городе не будет шансов поддержать население города, без чего Рим не мог бы просуществовать дольше, чем одно поколение. По совету Сената римляне затем отправились в близлежащие регионы в поисках жен, с которыми можно было бы создать семью. Римляне безуспешно вели переговоры со всеми народами, к которым они обращались, включая сабинян , населявших соседние области. Сабиняне опасались появления конкурирующего общества и отказывались позволять своим женщинам выходить замуж за римлян. Следовательно, римляне разработали план по похищению сабинянок во время праздника Нептуна Эквестера . Они запланировали и объявили фестиваль игр, чтобы привлечь людей из всех близлежащих городов. По словам Ливия , многие жители соседних с Римом городов, в том числе Ценина , Крустмерий и Антемны , присутствовали на фестивале вместе с сабинянами, желая своими глазами увидеть недавно основанный город. На празднике Ромул подал сигнал, «поднявшись и сложив свой плащ, а затем снова набросив его на себя», после чего римляне схватили сабинянок и отбили сабинянок. [4] Ливий не сообщает, сколько женщин было похищено римлянами на празднике, он лишь отмечает, что их, несомненно, было намного больше тридцати. [5] Сообщается, что все женщины, похищенные на фестивале, были девственницами, за исключением одной замужней женщины, Герсилии, которая стала женой Ромула и позже вмешалась и остановила последовавшую войну между римлянами и сабинянами. [6] Вскоре Ромул умолял возмущенных похищенных принять римлян в качестве своих новых мужей. [7]

Война с сабинянами и другими племенами

[ редактировать ]

Возмущенный случившимся, царь Кениненцев со своей армией вошел на территорию Рима. Ромул и римляне встретились с Кениненсами в битве, убили их короля и разгромили их армию. Позже Ромул напал на Кенину и взял ее при первом же штурме. Вернувшись в Рим, он освятил храм Юпитера Феретриуса (по словам Ливия, первый храм, посвященный в Риме) и предложил трофеи вражеского короля в качестве spolia opima . Согласно Fasti Triumphales, Ромул отпраздновал победу над Кениненсами 1 марта 752 г. до н.э. [8]

В то же время армия Антемнатов вторглась на римскую территорию. Римляне нанесли ответный удар, и Антемнаты потерпели поражение в битве, а их город был захвачен. Согласно Fasti Triumphales , Ромул отпраздновал вторую победу в 752 г. до н. э. над Антемнатами.

Крустумини тоже начали войну, но и они потерпели поражение, а их город был захвачен.

Впоследствии Ромул отправил римских колонистов в Антемны и Крустмерий, и многие жители этих городов также мигрировали в Рим (особенно семьи пленных женщин).

В конце концов войну объявили и сами сабиняне, которых в бой возглавил их царь Тит Татий . Татию почти удалось захватить Рим, благодаря измене Тарпеи , дочери Спурия Тарпея , римского наместника цитадели на Капитолийском холме . Она открыла сабинянам городские ворота в обмен на «то, что они носили на руках», думая, что получит их золотые браслеты. Вместо этого сабиняне раздавили ее насмерть своими щитами, а ее тело было похоронено или сброшено со скалы, известной с тех пор под ее именем, Тарпейская скала .

Римляне напали на сабинян, которые теперь удерживали цитадель, в так называемой битве при озере Курций . Римское наступление возглавил Хост Гостилий , сабинскую оборону - Метт Курций. Хост пал в бою, и римская линия сдалась. Римляне отступили к воротам Палатиума. Ромул сплотил своих людей, пообещав построить храм римского бога Юпитера на этом месте . Затем он повел их обратно в бой. Метт Курций спешился и бежал пешком, и римляне, казалось, побеждали.

В этот момент истории вмешались сабинянки:

[Они], от возмущения, из-за которого зародилась война, с растрепанными волосами и разорванной одеждой, робостью своего пола, преодолеваемой такими ужасными сценами, имели смелость броситься среди летающего оружия и броситься наперерез, чтобы раздели разгневанные армии и успокой их ярость; умоляя своих отцов с одной стороны, своих мужей с другой, «чтобы они, как тести и зятья, не замарали друг друга нечестивой кровью и не запятнали потомства своего отцеубийством, того, что внуков своих, другие их дети. Если вы недовольны родством между вами, если нашими браками, обратите свою обиду против нас, мы — причина ран и кровопролития наших мужей и родителей. погибнуть, чем жить овдовевшим или сиротой без одного из вас». [9]

Битва подошла к концу, и сабиняне согласились объединиться в один народ с римлянами. Тит Татий правил совместно с Ромулом до смерти Татия пять лет спустя.

Новые сабинские жители Рима поселились на Капитолийском холме, который они захватили в бою. [10]

Исторический анализ

[ редактировать ]

Мотивация похищения сабинянок оспаривается в древних источниках. Ливий пишет, что мотивом похищения сабинянок Римом было исключительно увеличение населения города, и утверждает, что во время похищения не было никакого прямого сексуального насилия. Ливий говорит, что Ромул предлагал сабинянкам свободу выбора, а также гражданские права и права собственности. По словам Ливия, Ромул разговаривал с каждым из них лично, заявив, что «все это произошло из-за гордости их родителей, отказавших своим соседям в праве на смешанные браки. Они будут жить в честном браке и делить все свое имущество и гражданские права». и – что дороже всего человеческой природе – были бы матерями свободных людей». [4] Такие ученые, как Дионисий Галикарнасский, утверждают, что это была попытка закрепить союз с сабинянами посредством недавно основанных отношений женщин с римскими мужчинами. [11] Отчет Ливия в некоторой степени подкрепляется работами Цицерона . В работе Цицерона «De re publica » он повторяет точку зрения Ливия о том, что план похищения сабинянок на фестивале был составлен с целью «укрепить новое государство» и «защитить ресурсы своего королевства и народа». [11] В отличие от Ливия, Цицерона и Дионисия, Овидий рассматривает похищение сабинянки как возможность для римских мужчин удовлетворить свои сексуальные желания, а не попытку взять жен, чтобы произвести на свет детей для города. [11] Хотя он и отмечает проблему нехватки женщин в Риме, он не считает, что это стало фактором в планировании похищения.

Хотя очевидно, что эта история была частью основополагающей мифологии Рима, ее историчность оспаривается и многие историки считают маловероятным, что она произошла или, по крайней мере, не произошла описанным образом. Теодор Моммзен (а также более поздние историки, такие как Жак Пусе [ фр ] ) полагал, что эта история, вероятно, была распространена в конце четвертого века до нашей эры после Самнитских войн как история, объясняющая ассимиляцию самнитов в Рим после сочетания войн и войн. союзы и отправку подобных событий в далекое прошлое. Эта история, вероятно, снова приобрела актуальность в период чеканки монет с изображением этого события, в 89 г. до н.э. Это должно было быть сделано во время Социальной войны , конфликта между Римом и его итальянскими союзниками по поводу их статуса и того, заслуживают ли они римского гражданства. История из прошлого Рима, когда Рим вступил в конфликт со своими соседями, продемонстрировал способность к жестокому насилию, но в конечном итоге избежал войны после того, как сабиняне согласились на объединение с Римом, была бы мощной историей, которую Рим мог бы послать в то время. [12]

Художественные представления

[ редактировать ]

Во многих трактовках легенды вдохновляющий пример стойкости и мужества древних римлян сочетался с возможностью изображения множества фигур, в том числе героически полуобнаженных в ожесточенной страстной борьбе.

Этот предмет был популярен в эпоху Возрождения как символ важности брака для преемственности семей и культур. Это также был пример батальной темы, в которой художник мог продемонстрировать свое мастерство изображения женских и мужских фигур в экстремальных позах, с дополнительным преимуществом сексуальной темы. Его регулярно изображали на итальянских кассони XV века , а затем и на более крупных картинах. Похожую возможность из Нового Завета предоставила тема резни невинных .

Джамболонья

[ редактировать ]
Похищение сабинянки Джамболоньей Флоренция , Лоджия деи Ланци ,

Итало-фламандский скульптор XVI века Джамболонья создал изображение этой темы с тремя фигурами (мужчина поднимает женщину в воздух, а второй мужчина приседает), вырезанными из цельного куска мрамора . Эта скульптура считается шедевром Джамболоньи. [13] Первоначально задуманный как не что иное, как демонстрация способности художника создать сложную скульптурную группу, ее сюжет, легендарное изнасилование сабинянок, должен был быть изобретен после того, как Франческо I Медичи, великий герцог Тосканы , постановил, что это будет выставлен на всеобщее обозрение в Лоджии Ланци на площади Синьории во Флоренции.

Предложенное место для скульптуры, напротив Бенвенуто Челлини статуи Персея группа должна проиллюстрировать тему, связанную с предыдущей работой, например, изнасилование Андромеды Финеем , побудило группу предположить, что . Соответствующие изнасилования Прозерпины и Елены также обсуждались как возможные темы. В конце концов было решено, что скульптуру следует идентифицировать как одну из сабинских девственниц.

Работа подписана OPVS IOANNIS BOLONII FLANDRI MDLXXXII («Работа Иоганна Булонского Фландрского , 1582»). Ранняя подготовительная бронза с изображением только двух фигур находится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе . Затем Джамболонья переработал схему, на этот раз с третьей фигурой, в двух восковых моделях, которые сейчас находятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Полномасштабный левкас художника для готовой скульптуры, выполненной в 1582 году, выставлен в Галерее Академии во Флоренции .

Женщина и коленопреклоненный мужчина — эталонные фигуры из древней скульптуры «Лаокоон и его сыновья» . [14]

Бронзовые редукции скульптуры, созданные в собственной студии Джамболоньи и имитированные другими, были основным продуктом коллекций ценителей в XIX веке.

Николя Пуссен

[ редактировать ]
Похищение сабинянок , Пуссен , 1634–35 ( Метрополитен-музей )

Николя Пуссен создал две основные версии этой темы. Его первоначальная версия называлась « Похищение сабинянок» и, скорее всего, была завершена примерно в 1633–1634 годах. На картине изображен Ромул, дающий римлянам сигнал о похищении. По мнению Метрополитена, тематика работ Пуссена позволила ему подчеркнуть свое понимание позы и жестов, а также его знание римской архитектуры. [15] Эта версия картины в настоящее время находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Вторая версия Пуссена, озаглавленная «Изнасилование сабинянок» , по сути представляет собой воссоздание его оригинальной работы и, вероятно, была завершена примерно в 1637–1638 годах. Архитектурная обстановка этого произведения более развита, чем в оригинале. Эта картина в настоящее время находится в Лувре в Париже. [16] По данным Лувра, рисование нескольких версий одного предмета не было редкостью на протяжении всей карьеры Пуссена.

Питер Пауль Рубенс

[ редактировать ]
Похищение сабинянок , Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс написал свою версию «Изнасилования сабинянок» примерно в 1635–1640 годах. Сейчас она находится в Национальной галерее в Лондоне. [17] На картине изображен момент, когда Ромул дал сигнал римлянам похитить сабинянок. Рубенс подчеркивает жестокость похищения и сексуализирует его, изображая женщин с обнаженной грудью и солдата, задирающего женскую юбку. [18]

Пьетро да Кортона

[ редактировать ]
Похищение сабинянок Пьетро да Кортона , 1627–1629 гг.

Пьетро да Кортона изобразил изнасилование сабинянок как минимум дважды.

Лука Джордано

[ редактировать ]

На эту тему есть как минимум восемь картин Луки Джордано или его мастерской.

Иоганн Генрих Шенфельд

[ редактировать ]
Похищение сабинянок, Иоганн Генрих Шенфельд

Иоганн Генрих Шенфельд нарисовал версию этого сюжета под названием « Изнасилование сабинянок» в конце 1630-х годов . Его работы сейчас находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. [19]

Жак Стелла

[ редактировать ]
Жак Стелла , Похищение сабинянок , середина 17 века ( Художественный музей Принстонского университета )

Жак Стелла написал версию «Изнасилования сабинянок» под названием « Изнасилование сабинянок» в середине 17 века. Говорят, что изображение этой сцены Стеллой настолько напоминало работы Николаса Пуссена, что после его смерти его версию приняли за Пуссена. Сейчас эта работа находится в Художественном музее Принстонского университета. [20]

Жак-Луи Давид

[ редактировать ]
Вмешательство сабинянок , 1799 год.

Жак-Луи Давид нарисовал другой конец истории, когда женщины вмешиваются, чтобы примирить враждующие стороны. Картина «Сабинянки, добивающиеся мира, бегая между сражающимися» (также известная как «Вмешательство сабинянок ») была завершена в 1799 году. Она находится в Лувре . [21]

Давид начал работу над ним в 1796 году, когда Франция находилась в состоянии войны с другими европейскими странами, после периода гражданского конфликта, кульминацией которого стало царствование террора и термидорианская реакция , во время которой сам Давид был заключен в тюрьму как сторонник Робеспьера . После того, как бывшая жена Дэвида навестила его в тюрьме, ему пришла в голову идея рассказать эту историю в честь своей жены, сделав темой любовь, преобладающую над конфликтом. Картина также рассматривалась как призыв к французскому народу примирить свои разногласия после кровопролития Французской революции . [21]

На картине изображена жена Ромула Герсилия — дочь Тита Татия , вождя сабинян, — мечущаяся между мужем и отцом и помещающая между ними своих младенцев. Энергичный Ромул готовится ударить копьем полуотступающего Татия, но колеблется. Другие солдаты уже вкладывают мечи в ножны. [ нужна ссылка ]

Скалистый выступ на заднем плане — Тарпейская скала . [ нужна ссылка ]

Джон Лич

[ редактировать ]
Сатирическая версия Джона Лича «Изнасилование сабинянок»

Английский художник-сатирик XIX века Джон Лич включил в свою «Комическую историю Рима» изображение изнасилования сабинянок, где женщины изображены с намеренным анахронизмом в викторианских костюмах и увезены из Corona et Anchora. («Корона и якорь», обычная вывеска английского паба в морских городах).

Эдгар Дега

[ редактировать ]

Эдгар Дега написал «Похищение сабинянок». [22] (по Пуссену ), ок. 1861–1862.

«Мастеров необходимо копировать снова и снова, — говорил Дега, — и только после того, как вы докажете, что вы хороший переписчик, вам будет разумно разрешено рисовать редиску с натуры». Дега впервые получил разрешение копировать картины в Лувре в 1853 году, когда ему было восемнадцать. Его больше всего интересовали великие произведения итальянского Возрождения и его собственное классическое французское наследие, отсюда и эта подробная копия картины Пуссена. [23]

Чарльз Кристиан Наль

[ редактировать ]
Вторжение Чарльза Кристиана Наля (1871)

Чарльз Кристиан Наль изобразил эту тему в трех работах под названием «Похищение» , «Плен» и «Вторжение» .

Пабло Пикассо

[ редактировать ]

Пабло Пикассо посетил эту тему в нескольких своих версиях «Изнасилования сабинянок» (1962–63), одна из которых находится в Музее изящных искусств в Бостоне . Они основаны на версии Дэвида. Они объединяют начало и конец истории, изображая жестоких Ромула и Татия, игнорирующих и попирающих обнаженную фигуру Герсилии и ее ребенка. [24]

Литература и исполнительское искусство

[ редактировать ]

Древние произведения

[ редактировать ]

Эпизод изнасилования сабинянок описан Цицероном . [25] Ливи , [26] Дионисий Галикарнасский , [27] и Плутарх . [28] В поэзии Овидия также есть несколько аллюзий на этот эпизод. [29] и он включен в щит Энея в Вергилия » « Энеиде . [30]

Современные работы

[ редактировать ]

Сабинянки упоминаются в VI песне « Данте » Рая .

Мидраш Тувала Сефер ха-Яшар (впервые засвидетельствован в 1624 году) изображает эту историю как часть войны между сабинянами , потомками , и римлянином Киттимом ( Яшер 17:1–15 ). Более подробную версию этого повествования можно найти в более раннем средневековом раввинском труде «Йосиппон» .

Эту историю пародировала леди Карлотта, озорная героиня рассказа Саки «Метод Шарца-Меттерклуме». [31]

Стивен Винсент Бенет написал рассказ под названием «Рыдающие женщины», пародирующий легенду. Позже адаптированный в мюзикл 1954 года « Семь невест для семи братьев» , он рассказывает историю семи неуклюжих, но искренних жителей глубинки, один из которых женится, побуждая остальных искать партнеров. После вечеринки, на которой они знакомятся с девушками, которые им нравятся, мужчины последней лишают их возможности продолжить ухаживание. По примеру римлян они похищают девушек. Как и в оригинальной сказке, женщины сначала возмущаются, но в конце концов их покоряют.

В 1962 году по мотивам этой истории был снят мексиканский фильм « Меч и сандалии », снятый режиссёром Альберто Гоутом . Фильм под названием «Эль Рапто де лас Сабинас» был выпущен в США под названиями «Изнасилование сабинянок» и «Позор сабинянок».

Тома Стоппарда В пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы » (1966) группа актеров, состоящих исключительно из мужчин, предлагает поставить спектакль «Изнасилование сабинянок» , к отвращению главных героев. [32]

Последняя адаптация — фильм без диалогов «Изнасилование сабинянок» , продюсерами которого в 2005 году выступили Ева Сассман и корпорация Rufus. [33]

Изнасилование сабинянок изображено в Дебры Мэй Маклеод историко-фантастическом романе «Тарпия» . [34]

Культурный контекст

[ редактировать ]
Художник XVIII века Никколо Бамбини рисовал этот предмет как минимум дважды.

Ученые привели параллели между изнасилованием сабинянок, асы-ванирской войной в скандинавской мифологии и Илиадой из греческой мифологии , обеспечивая поддержку протоиндоевропейской «войны функций». По поводу этих параллелей Дж. П. Мэллори утверждает:

В основном параллели касаются присутствия представителей первой (магико-юридической) и второй (воинственной) функций на победившей стороне войны, которая в конечном итоге подчиняет и включает в себя персонажей третьей функции, например, сабинских женщин или скандинавских ванов. Действительно, сама «Илиада» также рассматривалась в аналогичном свете. Таким образом, окончательная структура мифа такова, что три сословия протоиндоевропейского общества соединились только после войны между первыми двумя и третьими. [35]

Адаптации

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кроуфорд, Римская республиканская чеканка , стр. 352–356.
  2. ^ Пакман, Зола М. (январь 1999 г.). «Изнасилование и последствия в латинских декламациях» . Схолия: Исследования классической античности . 8:34 .
  3. ^ Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 60.
  4. ^ Jump up to: а б «Тит Ливий (Ливий), История Рима, Книга 1, глава пр» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 февраля 2020 г.
  5. ^ «Тит Ливий (Ливий), История Рима, Книга 1, глава 13» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 27 декабря 2022 г.
  6. ^ «Плутарх • Жизнь Ромула» . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 марта 2020 г.
  7. Ливий, «Из основанного города» , книга 1, гл. 9, с. 15 .
  8. ^ Ливий , Из основанного города , 1.10.
  9. ^ Ливий, Из города, основанного в 1.13.
  10. ^ Ливий , Из основанного города , 1:33
  11. ^ Jump up to: а б с Браун, Роберт (1995). «Сабинянки Ливия и идеал Конкордии». Труды Американской филологической ассоциации . 125 : 291–319. дои : 10.2307/284357 . JSTOR   284357 .
  12. ^ Холден, Антония (январь 2008 г.). «Похищение сабинянок в контексте: иконография на позднеантичных медальонах-конторниатах» . Американский журнал археологии . 112 (1): 126. дои : 10.3764/aja.112.1.121 . JSTOR   40037246 . S2CID   162253485 . Проверено 19 июня 2021 г.
  13. ^ Лиам Э. Семлер, Английские поэты-маньеристы и изобразительные искусства 1998, ISBN   978-0-8386-3759-3 , с. 34.
  14. ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 673 . ISBN  0-15-503769-2 .
  15. ^ Пуссен, Николя. «Похищение сабинянок» . Мет .
  16. ^ Пуссен, Николя (1637–1638), Похищение сабинянок , получено 7 марта 2020 г.
  17. ^ «Питер Пауль Рубенс | Похищение сабинянок | NG38 | Национальная галерея, Лондон» . www.nationalgallery.org.uk . Проверено 11 февраля 2020 г.
  18. ^ «Питер Пауль Рубенс | Похищение сабинянок | NG38 | Национальная галерея, Лондон» . www.nationalgallery.org.uk . Проверено 12 февраля 2020 г.
  19. ^ Шенфельд, Иоганн Генрих (1630-е). «Изнасилование сабинянок» . Эрмитаж .
  20. ^ «Похищение сабинянок (1967-102)» . artmuseum.princeton.edu . Проверено 21 марта 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б Жак-Луи Давид (1799), Вмешательство сабинянок , получено 11 февраля 2020 г.
  22. ^ «Похищение сабинянок – Эдгар Дега – www.edgar-degas.org» . www.edgar-degas.org . Проверено 26 марта 2016 г.
  23. ^ «Похищение сабинянок (по Пуссену) – Музей Нортона Саймона» . www.nortonsimon.org . Проверено 26 марта 2016 г.
  24. ^ La tomba del principe sabino - Глоссарио. Архивировано 2 января 2011 г. в Wayback Machine .
  25. ^ Цицерон , О публичном короле II.7–8
  26. ^ Ливий , Из города, основанного I.9–13.
  27. ^ Дионисий Галикарнасский Римские древности II.30.
  28. ^ Плутарх , Параллельные жизни , «Жизнь Ромула» IX.
  29. ^ Овидий, Фасти III (Мартовские календы); Фасти II (15 февраля); Арс Аматория I.4.
  30. ^ Вирджил. Энеида. 635.
  31. ^ Х. Х. Манро ( Саки ), Звери и супер-звери : Звери (1914), доступно в Project Gutenberg и в Читать книгу онлайн. Архивировано 6 января 2009 г. на Wayback Machine.
  32. ^ «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» . Шмуп .
  33. ^ Роберта Смит (21 февраля 2007 г.). «Изнасилование сабинянок: присутствие при испорченном рождении империи» . Нью-Йорк Таймс .
  34. ^ Маклауд, Дебра Мэй; Маклеод, Скотт (11 апреля 2022 г.). Тарпея: Книга вторая трилогии «Первые весталки Рима» . Дебра Мэй Маклауд.
  35. ^ Мэллори (2005:139).

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3495f9db0f98f3ba236437d40d74969b__1722530820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/9b/3495f9db0f98f3ba236437d40d74969b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rape of the Sabine Women - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)