Jump to content

Тарпея

Реверс денария ( 89 г. до н.э.) с изображением пыток в Тарпее.
На реверсе денария (19-18 гг. до н.э.) Августа изображена Тарпея, сокрушенная солдатскими щитами .

В римской легенде Тарпея ( / t ɑːr ˈ p ə / ; середина 8 века до н. э.), дочь римского полководца Спурия Тарпея , была весталкой , которая предала город Рим сабинянам во время похищения их женщин. за то, что, по ее мнению, было наградой в виде драгоценностей. Вместо этого она была раздавлена ​​насмерть сабинскими щитами, а ее тело сброшено с южного утеса Капитолийского холма в Риме , впоследствии названного в честь нее Тарпейской скалой ( Rupes Tarpeia ). [ 1 ]

Солдаты атакуют Тарпею, на фрагментарном рельефе фриза ( базилики Эмилия I век н.э.)

Легенда рассказывает, что, когда Рим осаждал сабинский царь Тит Татий , Тарпея, весталка и дочь командира цитадели Спурия Тарпея , подошла к сабинскому лагерю и предложила им войти в город в обмен на «то, что они несли на левой руке». Жадная до золота, она имела в виду их браслеты, но вместо этого сабиняне бросили в нее свои щиты, которые несли на левой руке, и раздавили ее насмерть. Затем ее тело было сброшено (или, по некоторым данным, похоронено) с крутого утеса южной вершины Капитолийского холма . Однако сабинянам не удалось завоевать Форум , его ворота чудесным образом защищали струи кипящей воды, созданные Янусом . [ 2 ]

Сабиняне соблазняют Тарпею предать Рим . Иллюстрация 19 века

Легенда была изображена Сабином в 89 г. до н.э. после Гражданских войн, а также на серебряном денарии императора Августа примерно в 20 г. до н.э. Позже Тарпея стала символом предательства и жадности в Риме. [ 3 ] Скалу, с которой ее сбросили, назвали Тарпейской скалой . [ 2 ] и станет местом казни самых отъявленных предателей Рима. Сообщалось, что предателей и убийц сбрасывали с Тарпейской скалы, которая простиралась над крутым обрывом от Капитолия. Точное расположение камня является спорным. Варрон утверждает, что это было недалеко от храма Юпитера Капитолийского, [ 4 ] тогда как Дионисий Галикарнасский утверждает, что он располагался на юго-востоке над Римским форумом. [ 5 ] [ 6 ]

В отчете Ливия используется информация от Фабия, Дионисия и Писона, каждый из которых имел отчеты о Тарпее до Ливия. Предыдущие авторы составляют основу мифа, рассказанного в легенде. Уникальная деталь, которую добавляет Ливий, — это предположение, что Тарпея не жадно искала золото, а пыталась обманом заставить сабинян отказаться от оружия, как только она их впустит. Ливий пишет:

Некоторые говорят, что из соглашения о передаче того, что было у них в левых руках, она на самом деле искала их оружие и что, действуя обманом, она была уничтожена своей собственной «зарплатой». [ 7 ]

Рассказ Варрона о Тарпее почти такой же, как рассказ Ливия, однако Варрон включает, что Тарпея была весталкой. Варрон добавил эту деталь, когда Плутарх написал, что одну из первых четырех весталок звали Тарпея. [ 8 ] Эта дополнительная деталь важна, поскольку теперь в мифе принято, что Тарпея была весталкой. Это также дало возможность таким писателям, как Проперций, расширить эту деталь и добавить темы о распутстве Тарпеи и, следовательно, о том, почему она была жадной.

Более правильно

[ редактировать ]

Счет Проперция считается производством [ 5 ] искусства. В стихотворении особенно ярко рассказывается о любовной связи между Татием и Тарпеей. Это было использовано из-за того, что Варрон добавил, что Тарпея является весталкой. Поскольку Тарпея была весталкой, любовь (и, следовательно, сексуальное желание) могла быть использована как предзнаменование жадности и предательства Тарпеи по отношению к Риму. [ 9 ] Такой художественный подход к мифу делает историю более близкой к римлянам и служит более ярким символом того, что происходит, когда кого-то охватывает жадность.

В рассказе Плутарха представлена ​​версия истории, которая длиннее, чем рассказ Ливия, но подробно описывает те же события. Однако, по сравнению с Ливием, Плутарх предлагает только одну версию, в которой Тарпея предает Рим сабинянам из-за своей жажды золота и впоследствии умирает под тяжестью наложенных на нее сабинянских щитов. [ 10 ]

Луций Кальпурний Пизон Фруги , латинский историк II века до нашей эры, написал более благоприятный отчет о Тарпее, в котором сообщалось, что она не собиралась предавать Рим. Однако настоящий отчет Пизона об этом событии не сохранился. Версия Писона сохранилась благодаря трудам Дионисия Галикарнасского . Дионисий Галикарнасский сообщает, что Писон изобразил Тарпею невиновной в каком-либо предательстве, жадности или любви к Татию. Он включает нетрадиционную деталь: Тарпея предупредила Ромула о своей сделке с Татием, требующей у сабинян их щиты. Кроме того, Тарпея впоследствии попросила Ромула отправить войска в Капитолий, чтобы соответствовать ее плану по захвату их щитов. [ 5 ] [ 11 ] Пизон рассматривал публичное жертвоприношение Тарпеи на ее могиле как способ продемонстрировать свое положение национальной героини, а не предателя. [ 6 ]

Симил (Σιμύλος) , греческий поэт IV века до нашей эры, также писал о Тарпее. сохранил восемь строк, Плутарх в которых Плутарх критикует версию Симила, в которой подробно описывается, что Тарпея предала Рим галлам, а не сабинянам. [ 10 ] [ 11 ]

Антигон (Ἀντίγονος), греческий писатель III века до нашей эры, изображает Тарпею невиновной в предательском поведении и образцом сыновней добродетели. Она была идентифицирована как дочь Татия, который против своей воли стал наложницей Ромула и поэтому предал Рим ради своего отца. [ 11 ]

Другие аккаунты

[ редактировать ]

Римские историки Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент также сформулировали свои версии истории Тарпеи. [ 11 ]

Дионисий Галикарнасский , вместо того чтобы пересказывать собственную версию истории Тарпеи, сравнивает существующие версии Фабия Пиктора , Циника и Писона . В конце концов, он, похоже, отдает предпочтение более позитивному и патриотическому рассказу Пизона. [ 12 ]

Тарпея в образе весталки

[ редактировать ]

Варрон и Проперций в первую очередь идентифицируют Тарпею как весталку. Однако ее статус весталки явно установлен только в произведениях Варрона и Бревиариуме Виндобоненсе начала IV века нашей эры. [ 4 ] [ 13 ] Ливий прямо не называет Тарпею весталкой, но называет ее «девой». Римские историки обычно говорят, что это означает, что она была весталкой. [ 14 ]

Весталки исполняли Parentalia или dies Parentales («дни предков») 13 февраля / февральские иды у гробницы Тарпеи, поскольку она сама считалась весталкой. [ 15 ] [ 16 ] Статус Тарпеи как весталки позиционирует ее как физическое воплощение религиозной защиты и целомудрия римского государства. Кроме того, измена, совершённая весталкой, кажется ещё более греховной, чем измена, совершённая обычным римлянином. Поэтому ученые спорят, была ли личность Тарпеи как весталки придумана для того, чтобы символически отобразить нецеломудренный характер ее поступка, и не была ли она на самом деле неотъемлемой частью истории/легенды. [ 13 ]

Иконография

[ редактировать ]

Из древности сохранились только три иконы Тарпеи: Базилика Эмилия (ок. 1 век до н. э.), республиканский денарий, отчеканенный Л. Титурием Сабином (89 г. до н. э.), и денарий Августа, выпущенный П. Петронием Турпилианом (ок. 19 г. до н. э.). . [ 17 ] ( См. изображения выше «Денарий 89 г. до н.э.», «Денарий 18–19 г. до н.э.» и «Базилика Эмилия» ).

Базилика Эмилия представляет собой самое сложное изображение из трех. В центре фриза изображена Тарпея, окруженная солдатами по обе стороны от нее, готовящимися сокрушить ее своими щитами. Говорят, что две внешние фигуры с каждой стороны, возможно, являются Титом Татиусом и Марсом Ультором или, альтернативно, самим Ромулом.

Сабинские денарии очень напоминают базилику Эмилия с изображением Тарпеи, окруженной двумя сабинянскими солдатами с поднятыми щитами. Турпилиан Денарий немного отличается от двух предыдущих изображений. Тарпея — центральная и единственная фигура на обратной стороне монеты. На нее уже возложены щиты, а руки подняты в позе, вызывающей капитуляцию.

Символизм

[ редактировать ]

Распространенной метафорой, используемой в древние времена, была ассоциация сосудов с водой и женской сексуальности. Женское тело — это сосуд, а вода внутри символизирует ее плодородие. [ 18 ] Поскольку Тарпея была весталкой, очень важно, что она уронила свой сосуд с водой, когда впервые увидела Татия в рассказе Проперция . Весталки были воплощением идеальных граждан Рима. Их «непроницаемая кожа» была метафорой того, что стены Рима остались стоять. [ 19 ] Упавшая вода интерпретируется как нецеломудрие Тарпеи, связывая ее жадность с «эротическим проступком». [ 20 ]

По версии Проперция, символика воды также встречается во сне Тарпеи, где она видит себя одновременно амазонкой и вакханкой. Образ амазонки отсылает к реке Термодон в мифической земле амазонок в Понте . Образ вакханки отсылает к реке Стримон во Фракии, связанной с Дионисием. [ 21 ]

Миф о Тарпее широко воспринимался как предостерегающая история о зле предательства, жадности и похоти. Изображения Тарпеи и миф позже использовались в эпоху Августа как образец неправильного типа римской женщины и обмана. В базилике Эмилия I века нашей эры заметно видно, как Тарпея окружена щитами. Использование этого изображения в эпоху Августа связано с законами Августа о сексуальной морали и его попытками восстановить империю. Поэтому миф и образ Тарпеи политически использовались для демонстрации «неправильной» сексуальности. Тарпея представлена ​​как воплощение предательницы-римлянки, предавшей свое тело государству и охваченной похотью и жадностью. [ 22 ] Кроме того, история Тарпеи также указывает на двустороннюю лояльность, которую сабинянки имели в этот период римской истории. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сандерс, Х. (1904). Римские исторические источники и институты . Макмиллан. стр. 1–47.
  2. ^ Jump up to: а б Морфорд, М.; Ленардон, Р. (1999). Классическая мифология . Издательство Оксфордского университета. п. 536. ИСБН  978-0-19-514338-6 .
  3. ^ «Denier d'argent, Rome, vers 20/18 avant JC» (на французском языке) . Проверено 28 июня 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б Варрон, М. Теренций (1938). О латинском языке, том I: Книги 5–7 . Классическая библиотека Леба 333. Перевод Кента, Роланда Г. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 5.41.
  5. ^ Jump up to: а б с Дионисий Галикарнасский (1937). «2.38.3, 7.35.4, 8.78.5». Римские древности, Том I: Книги 1–20 . Классическая библиотека Леба 319. Перевод Кэри, Эрнеста. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  6. ^ Jump up to: а б Стивенсон, Том (2011). «Женщины раннего Рима как «Exempla» в Ливии, «Ab Urbe Condita», Книга 1» . Классический мир . 104 (2): 175–189. дои : 10.1353/clw.2011.0042 . ISSN   1558-9234 . S2CID   162066996 .
  7. ^ Уэлч, Т. (2012). Перспективы «Тарпеи» Ливия». EuGeStA , 2 , 173. Чикаго.
  8. ^ Морфорд, М.; Ленардон, Р. (1999). Классическая мифология . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN   978-0-19-514338-6 .
  9. ^ Морфорд, М.; Ленардон, Р. (1999). Классическая мифология . Издательство Оксфордского университета. п. 17-18. ISBN   978-0-19-514338-6 .
  10. ^ Jump up to: а б Плутарх (1914). Жизнеописания, Том I: Тезей и Ромул. Ликург и Нума. Солон и Публикола Классическая библиотека Леба 46. Перевод Перрена, Бернадотта. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  11. ^ Jump up to: а б с д Кэрнс, Фрэнсис (2011). « TARPEIA PUDICITIA» В ПРОПЕРЦИИ 1.16.2 – И РАННИЕ РИМСКИЕ ИСТОРИКИ» . Рейнский музей филологии . 154 (2): 176–184. JSTOR   41697783 .
  12. ^ Браун, Роберт (1995). «Сабинянки Ливия и идеал Конкордии» . Труды Американской филологической ассоциации . 125 : 291–319. дои : 10.2307/284357 . JSTOR   284357 .
  13. ^ Jump up to: а б Нил, Жаклин (2019). «Тарпея Весталка». Журнал римских исследований . 109 : 103–130. дои : 10.1017/S0075435819000911 . S2CID   203500956 .
  14. ^ Морфорд, М.; Ленардон, Р. (1999). Классическая мифология . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN   978-0-19-514338-6 .
  15. ^ Фаулер, В. Вард (1899). Римские праздники периода республики: введение в изучение религии римлян . Лондон Макмиллан.
  16. ^ М. Хукер, Эдна (1963). «Значение религиозных реформ Нумы» . Нумен . 10 (2): 87–132. дои : 10.2307/3269302 . JSTOR   3269302 .
  17. ^ ВАЦИНОВА, ЛЕНКА (2017). «Наказание Тарпеи и его возможное иконографическое вдохновение» . Auc Philologica . 2017 (2): 43–55. дои : 10.14712/24646830.2017.12 .
  18. ^ Микаэла, Джанан (1999). « «По ту сторону добра и зла»: Тарпея и философия в женском». Классический мир . 92 : 435.
  19. ^ Паркер, Холт (2004). «Почему весталки были девственницами? Или целомудрие женщин и безопасность римского государства». Американский журнал филологии . 125 (4): 568. doi : 10.1353/ajp.2005.0009 . S2CID   154436702 .
  20. ^ Рунсдорф, Дж. Х. (2008). «Более слабые сосуды: Бездна Спенсера и Тарпея Проперция». Примечания и запросы 55 (2): 162. doi : 10.1093/notesj/gjn049 .
  21. ^ Ратледж, Гарри К. (1964). «Тарпея» Проперция: Сама поэма». Классический журнал . 60 (2). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга: 68–73.
  22. ^ Себеста, Джудит Линн (1997). «Женский костюм и женская гражданская мораль в Риме Августа». Пол и история . 9 (3): 529–541. дои : 10.1111/1468-0424.00074 . S2CID   144833009 .
  23. ^ Клаассен, Жо-Мари (1998). «Знакомый другой: ключевая роль женщин в повествовании Ливия о политическом развитии в раннем Риме» . Акта Классика . 41 : 71–103. JSTOR   24595414 .
  24. ^ Маклауд, Дебра Мэй; Маклауд, Скотт (11 апреля 2022 г.). Тарпея: Книга вторая трилогии «Первые весталки Рима» . Дебра Мэй Маклауд.

Источники

[ редактировать ]
  • Ливи . «Ab urbe condita» . Том. 1, нет. 11. Перевод с оригинала с примечаниями и иллюстрациями Джорджа Бейкера, AM. Первое американское издание из последнего лондонского издания в шести томах. (Нью-Йорк: Питер А. Мезье и др., 1823 г.) . Проверено 1 мая 2016 г. {{cite news}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Проперций , IV.4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 511ec46671b54eae39888ad5a9813ed7__1710177300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/d7/511ec46671b54eae39888ad5a9813ed7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tarpeia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)