Женская фигура (Джамболонья)

Женская фигура представляет собой мраморную статую 16-го века, выполненную фламандским скульптором Джамболоньей почти в натуральную величину . Его размер составляет 114,9 см (45 1/4 дюйма). [ 1 ] и изображает неопознанную женщину, которая может быть Вирсавией , Венерой или другим мифологическим персонажем. Работа датируется 1571–1573 годами, в начале карьеры художника, и с 1982 года хранится в Музее Дж. Пола Гетти (инв. 82.SA.37). Женщина обнажена, за исключением браслета на левой руке и выброшенной одежды, закрывающей колени. Она сидит на колонне, задрапированной тряпками, держа в одной руке кувшин, а другой вытирая левую ногу.
Датировка и атрибуция работы обсуждались на протяжении веков, хотя теперь она уверенно ассоциируется с Джамболоньей из-за ее сходства с несколькими другими известными его работами, включая « Торжество Флоренции над Пизой», которая сейчас находится в Музее Виктории и Альберта . Статуя дважды реставрировалась и находится в относительно хорошем состоянии.
Описание
[ редактировать ]
Скульптура вырезана из цельного куска белого каррарского мрамора. [ 2 ] Его размер составляет 115 см (45 1/4 дюйма). В типологии своего времени фигура представляет купающуюся Венеру . [ 3 ] В баварском документе 1635 года скульптура впервые названа «Вирсавия», и это название сохранялось до тех пор, пока она не была приобретена музеем Дж. Пола Гетти. Как показал Герберт Койтнер, этот сюжет был неизвестен во флорентийском искусстве позднего Возрождения, и поэтому такое наименование не может быть оригинальным. [ 4 ] Благодаря этому переименованию легкомысленная фигура была переосмыслена как олицетворение морально предосудительного сексуального желания, отражающее новую ханжескую атмосферу католической Контрреформации. [ 5 ] Обычно считается, что эта работа представляет собой фигуру сидящей девушки, упомянутую вторым биографом Джамболоньи Рафаэлло Боргини (1584 г.), которая была послана герцогу Баварии («...figura di marmo à sedere della grandezza d'una fanciulla di sedici»). Анни, la quale fu mandata al Duca di Baviera»). Однако флорентийских документов, касающихся его производства, не известно. При этом «никаких документов о передаче статуи в Германию пока не обнаружено». [ 6 ] Его датировка ок. 1571-73 основаны на относительной хронологии творчества Джамболоньи, данной Боргини.
Женщина, собирающаяся умыться, сидит на усеченной колонне. Поза у нее сложная, вес тела приходится преимущественно на левую ягодицу. Ее левая нога поднята, колено резко согнуто. За исключением браслета на левом плече, она обнажена. Она сидит на своей выброшенной сорочке с вышитыми манжетами, частично прикрывающими ее левое колено. Поднятой левой рукой она держит банку (частично позднейшую замену). Первоначально она держала в руках другой сосуд, служащий для переливания воды. В правой руке она держит небольшую тряпку, которой она вытирает левую ногу. Голова наклонена вниз, а глаза пусты, что придает ей загадочное выражение. Форма ее глаз, носа и рта, как и прическа, взята из классической римской скульптуры. [ 7 ] Чарльз Эйвери описывает эту позу так: «Создается впечатление мгновенного застывшего действия: левая рука и нога выдвинуты далеко вперед, свободно подвешены в пространстве, в необычной позе, которая является полной противоположностью каноническому контрапосту эпохи Возрождения». [ 8 ]
По словам Гетти, ее сложная поза показывает, что она «купается в изящной змеиной позе, характерной для маньеристской элегантности… figura serpentinata». [ 9 ] Другие историки искусства описывают ее необычное положение тела как свидетельство «тревожной грации». [ 10 ] Эйвери считает, что, учитывая несколько неуклюжую позу, статую предполагалось разместить в нише, поскольку «фронтальный вид любопытно сужен, и наиболее удовлетворительным является вид по диагонали слева». [ 11 ]
Личность фигуры
[ редактировать ]-
Джамболонья: Венера Анадиомена , Вилла Ла Петрайя , Флоренция
-
Джамболонья: Сидящая женщина , красный воск, частное собрание.
-
Купающаяся Венера (бронза), приписываемая Джамболонье (1597 г.); Размер: высота 1,12 м; Владелец: Частная коллекция
Эйвери предлагает в качестве возможного источника ныне утерянную древнеримскую фигуру купающейся Венеры, которую он идентифицирует на рисунке, показывающем три точки зрения, сделанном Маартеном ван Хемскерком во время визита в Рим около 1535 года. На этой утерянной работе фигура стоит на ее правой ноге и в значительной степени поддерживается ее левой ягодицей, которая опирается на пьедестал. Подобно фигуре Джамболоньи, эта женщина также наклоняется вперед, чтобы почистить левую ногу. [ 12 ] Другими источниками могли быть «Психея» Рафаэля, которую несет Амур (1517–1518, Рим, Вилла Фарнезина) и . «Игнуди» Микеланджело (Рим, Ватикан, Сикстинская капелла, 1508–12) [ 13 ] Красная восковая модель, приписываемая Джамболонье (частная коллекция), у которой отсутствуют конечности и голова и которая падает назад, близка по позе статуе Гетти, особенно в левом плече и угле шеи. [ 14 ]

Есть бронзовая купающаяся Венера, представляющая ту же модель мрамора с различиями в позе и деталях, подписанная литейщиком: «Me fecit Gerhardt Meyer Homiae/ Den 25 ноября 1597 года». Впервые он был опубликован в 2002 году как более поздний шведский аналог Getty-marble. [ 15 ] Сегодня ряд ведущих ученых считают его версией мрамора Гетти в первозданном состоянии с автографом Джамболоньи, возможно, сделанного для короля Франции Генриха IV . [ 16 ] Чарльз Эйвери уже в 1983 году, публикуя Getty-marble, заметил, что позу купающейся Венеры «было бы легче передать, используя натяжную конструкцию из металла, то есть бронзы, поверх железной арматуры». [ 17 ]
Состояние
[ редактировать ]У фигуры есть проблемы с консервацией. Он уже описан как поврежденный в 1757 году. [ 18 ] Фигура реставрировалась дважды: первый раз в Швеции, вероятно, в конце восемнадцатого века, второй раз в 1980/81 году во время торговли в Лондоне. [ 19 ] Нижняя часть колонны была разбита на несколько частей. Поднятая левая рука была дважды распилена. Большой и указательный пальцы левой руки, а также большая часть кубка утрачены. Потеряны также три пальца левой ноги и кончик носа. Все эти потери были возмещены в 1980 году. [ 20 ]
Во время второй реставрации оригинальный сосуд был ошибочно реконструирован путем имитации кувшина более поздней группы Адриана де Фриза «Меркурий и Психея» (Париж, Лувр). Результат, неправильный по форме и размеру, нарушает гармонию творения Джамболоньи. [ 21 ] В ходе другого ремонта во время консервации были удалены пятна железа и исправлен ряд трещин на ее корпусе. [ 22 ] Фигура, должно быть, долгое время подвергалась воздействию стихии в Швеции. На рисунке Йохана Хорлемана (1662-1707) (Стокгольм, Национальный музей) различных садовых украшений показан эскиз основания, которое должно было быть изготовлено в 1703 году в качестве садовой фигуры. [ 23 ] Исходная поверхность сохраняется только на волосах, где она сильно выветривается. [ 24 ] Остальная часть фигуры отполирована. Это изменило выражение лица, в частности, за счет ретуши формы рта. [ 25 ] «Система каналов» внутри Венеры интерпретировалась как оборудование для превращения Венеры в фонтанную фигуру. [ 26 ] но, скорее всего, он служил для создания металлической конструкции, стабилизирующей мрамор.
Атрибуция и происхождение
[ редактировать ]Должно быть, это был заказ Медичи, либо Козимо I , либо, что более вероятно, его сына Франческо I Медичи . Из цитаты Боргини не следует, какому из трех возможных герцогов Баварии он был отправлен в качестве дипломатического подарка. [ 27 ] Затем, в 1635 году, фигура, кажется, упоминается среди произведений искусства, которые были разграблены из мюнхенской резиденции шведскими войсками в 1632 году во время Тридцатилетней войны и о местонахождении которых хотел знать герцог Максимилиан Баварский. Один из его судей сообщил, что мраморная статуя Вирсавии в натуральную величину была привезена в Стокгольм по приказу короля Густава Адольфа. [ 28 ] Это отождествление мрамора Гетти с фигурой, упомянутой Боргини и в этом баварском документе, однако, противоречит утверждению Лаурица де Тура (Den danske Vitruvius, 1746), утверждающего, что скульптура была частью шведской военной добычи из Праги 1648 года. [ 29 ] Никаких подробностей о раннем происхождении фигуры в Швеции не известно. Никодим Тессин Младший упоминает статую в 1688 году в своих путевых заметках как находившуюся в Швеции, не указывая ее точного местоположения. В то же время Тессин путем стилистического сравнения отнес статую к Джамболонье. [ 30 ] Вскоре в Швеции были изготовлены слепки ныне престижной фигуры из гипса и металла. [ 31 ] Пять из этих слепков (один из свинца и четыре из гипса) до сих пор сохранились в ванной шведского особняка Эриксберг. [ 32 ] и еще один - в Королевском датском замке Фреденсборг. [ 33 ] Благодаря примитивному процессу формования они представляют собой упрощенную копию мраморного оригинала. [ 34 ] Тем не менее, они все еще документируют первоначальную форму сосуда фигуры Джамболоньи. [ 35 ]
В 1703 году, когда Хорлеман разработал вышеупомянутый проект основания для статуи, он находился в собственности «Великого мэтра [de la Cour de Suède]», которого Эйвери отождествлял с Иоганном-Габриэлем Стенбоком (1640-1705). [ 36 ] Первым шведским владельцем, которого можно точно назвать, был Эрик Спарре (1665-1726), которому фигурка принадлежала около 1715 года. [ 37 ] По происхождению он принадлежал Карлу Густаву Тессину (1695-1770), который затем приобрел в 1747 году поместье Акерё в Сёдермансланде. Маловероятно, что эта фигура прибыла в Акеро раньше 1757 года, когда был готов недавно построенный усадебный дом. [ 38 ] Он фигурирует там в общей описи, составленной в том же году. [ 39 ] Фигура снова появляется в 1770 году в аукционном каталоге для продажи содержимого Акеро, но она так и не была продана. Таким образом, до конца 1970-х годов он оставался в Акеро под разными владельцами.
Фигура Джамболоньи была предана забвению до 1970 года, когда Гуннар В. Лундберг впервые опубликовал ее в шведском журнале по истории искусства. [ 40 ] Он был приобретен музеем Гетти в 1982 году у Дэниела Каца, Лондон. [ 41 ] и было первым крупным произведением скульптуры эпохи Возрождения, приобретенным музеем. [ 42 ] Возражения против этой атрибуции были высказаны во время ее повторного появления сэром Джоном Поупом-Хеннесси. [ 43 ] Так как это общепринято. Ведущие эксперты по Джамболонье Чарльз Эйвери (1893) и Герберт Койтнер (1987) посвятили этой фигуре статьи. Вместе с Тритоном в Метрополитен-музее в Нью-Йорке «Купающаяся Венера» сегодня является единственной крупной фигурой Джамболоньи за пределами Европы и одной из самых важных скульптур итальянского Возрождения в США.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фуско, 26 лет.
- ^ Эйвери, стр.329.
- ^ Фогельман и др., стр.87.
- ^ Койтнер, стр.145.
- ^ Фогельман и др., стр.87 и Рюдижье/Труйольс, стр.188.
- ^ Фогельман и др., стр.86.
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.206 рис. 4.6ах и стр.208 рис. 4.8аб.
- ^ Эйвери, стр.340.
- ^ « Женская фигура (возможно, Венера, ранее называвшаяся Вирсавия) ». Музей Дж. Пола Гетти. Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Уолш; Гриббон, стр.187.
- ^ Эйвери, стр.348-49.
- ^ Эйвери, стр.343 и Фогельман и др., стр.87.
- ^ Рюдижер/Труйольс 2019, стр.216.
- ^ Эйвери, стр.343.
- ^ Фогельман и др., 97
- ^ Рюдидье; Труйольс, 69-81
- ^ Эйвери, стр.340.
- ^ Фогельман и др., стр.84.
- ^ Фогельман и др., стр.84.
- ^ Фогельман и др., стр.84.
- ^ Койтнер, стр.150.
- ^ Фогельман и др., стр.84.
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.127, примечание 138.
- ^ Фогельман и др., стр.86.
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.69 и стр.208, рис. 4.8ад.
- ^ Фогельман и др., стр.86.
- ^ Койтнер, стр.146.
- ^ Койтнер, стр.147.
- ↑ Из Туры, том 1, стр.44.
- ↑ Путевые заметки Тессина, стр.326.
- ^ См. Эйвери, с.347.
- ↑ Предполагается, что замок Эриксберг был построен в 1687 году, когда его владелец Кристофер Гилленшерна получил звание пэра. См. Содерберг, стр. 111. Это также соответствует датировке украшения ванной комнаты после 1688 года.
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.278, рис. II.10
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.276.
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.279, рис. II.12-13.
- ^ Эйвери, стр.347.
- ^ Гранберг, стр.47.
- ↑ Акеро никогда не принадлежал к семье Стенбок. См. Содерберг 1968, стр. 295.
- ^ Эйвери, стр.348.
- ^ Койтнер, стр.139.
- ^ Фогельман и др., стр.84.
- ^ Уолш; Гриббон, стр.71.
- ^ Рюдижер/Труйольс, стр.9.
Источники
[ редактировать ]- Эйвери, Чарльз. «Вирсавия» Джамболоньи: заново открытая ранняя мраморная статуя». Журнал Берлингтон , том. 125, № 963, 1983 г.
- Фогельман, Пегги; Фуско, Питер; Камбарери, Мариетта. Итальянская и испанская скульптура: Каталог музея Дж. Пола Гетти . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2002 г.
- Гранберг, Олоф. «К истории картинной галереи Национального музея и некоторых других коллекций шведского искусства». Ежегодник Национального музея , 3, 1921. стр. 45–71
- Койтнер, Герберт. «Вирсава Джованни Болонья». Журнал музея Дж. Пола Гетти , 15, 1987. стр. 139–150.
- Лундберг, Гуннар Вильгельм, «Некоторые бронзы из коллекции скульптур Карла Густава Тессина». Журнал истории искусства , 39,1 970. стр. 113–115
- Меликян, Сурен. «Джамболонья и новое открытие скульптуры». International Herald Tribune , апрель 1988 г.
- А. Рюдижер; Б. Труйольс. Джамболонья. Придворный скульптор Фердинандо I. Его искусство, его стиль и дары Медичи Генриху IV . Лондон, 2019 г.
- Сёдерберг, Бенгт Г., Сёдерманланд , 2 Bde. Мальмё: 1968 (Замки и резиденции лордов в Швеции. Коллекция истории искусства и культуры, IV)
- Уолш, Джон; Гриббон, Дебора. Музей Дж. Пола Гетти и его коллекции: музей нового века . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 1997 г.