Похоронный памятник кардиналу Никколо Фортегерри, Пистойя
Погребальный памятник кардиналу Никколо Фортегерри (около 1483 г.) представляет собой собрание преимущественно глубоких барельефных скульптур, установленных посмертно на стене собора Пистойи в память о коренном кардинале. Хотя первоначальный проект этого памятника был завершен скульптором Возрождения эпохи Андреа Верроккио , нынешняя композиция, завершенная столетия спустя, была собрана с существенными изменениями менее известными художниками.
История
[ редактировать ]Никколо Фортегерри (1419–1473), племянник Папы Пия II, был легатом, генералом и кардиналом Римско-католической церкви. После его смерти его останки были захоронены вместе с другим памятником в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме; [ 1 ] но его посмертное покровительство и пожертвования, в том числе Biblioteca Forteguerriana и смежная школа в Пистойе, побудили его город почтить его память установкой местного памятника.
Переговоры, приведшие к контракту Веррочио, были сложными. Operai di San Jacopo или Рабочая комиссия собора Сан-Якопо в Пистойе в 1473 году объявила конкурс предложений на памятник от 5 скульпторов, в основном из Флоренции. Кроме Веррочио, мы не знаем, кто были конкурентами проекта и что отражали их предложения. Похоже, что предложение Верроккьо было первоначальным выбором Operai; однако их остановила непомерная стоимость (350 дукатов), поскольку местный совет заложил в бюджет всего 1100 лир. Отношения Веррочио и Operai вскоре испортились, и к 1477 году Operai решила присудить заказ другому скульптору, Пьеро дель Поллайуоло , который тогда работал в Пистойе и назвал стоимость в 380 флоринов. Однако совет Пистойезе, созданный флорентийской администрацией, по-прежнему отдавал предпочтение Верроккьо, и это разногласие привело в 1478 году к арбитражу Лоренцо Медичи . [ 2 ] [ 3 ] Из архивов Пистойи известно, что арбитраж привел к передаче комиссии Верроккьо, но подробностей о том, как было принято такое решение, у нас нет.
Хотя в некоторых документах утверждается, что скульптуры в мастерской Веррокьо были почти готовы к ноябрю 1483 года; [ 4 ] После ухода Веррочио возникли новые разногласия по поводу оплаты транспорта до Пистойи и качества работы. К 1483 году Верроккьо уехал из Флоренции, чтобы работать в Венеции над престижным заказом по созданию бронзовой конной статуи кондотьера Коллеони . Таким образом, вернувшись во Флоренцию, некоторые фигуры, похоже, были завершены помощниками во главе с Лоренцо ди Креди .
По прибытии в Пистойю в 1488 году Опера наняла Лоренцетто Лотти и Джованни Франческо Рустичи для ремонта или изменения скульптур Милосердия и коленопреклоненного кардинала. В частности, эта последняя скульптура должна была быть низкого качества. Таким образом, гробница, как и планировалось, оставалась незавершенной более двух столетий, а скульптуры часовни были встроены в лепной фон. Некоторые полагают, что аллегории Веры, Надежды, Милосердия и фигура Христа были созданы Веррочио, а большинство ангелов - нет.
В 1660-х годах кардинал Роспильози подарил собору реликвию святого Варфоломея. Первоначально она была помещена в памятник перед кенотафом Фортегерри, но в течение следующего столетия было решено полностью посвятить эту часовню святому и переместить памятник Фортегерри в первый залив левого нефа. Для завершения перемещения в 1753–1754 годах для перемещения памятника был нанят малоизвестный флорентийский скульптор Гаэтано Масони. Он добавил мраморные спиральные рамы в стиле позднего барокко и двух плачущих путти. При этом Масони обрезал некоторые другие скульптуры. Скульптуры также были сжаты в меньшее пространство, чем первоначально планировалось. Плохо вырезанную статую коленопреклоненного кардинала заменил бюст кардинала, заключенный в завитки небольшого саркофага из темного мрамора.
Это не единственный памятник Фортегерри, который подвергся изгнанию со своего первоначального положения: памятник кардиналу XIX века на площади Санто-Спирито был перенесен сюда со своего прежнего места на площади Пьяцца дель Дуомо. [ 5 ]
Эскиз памятника Фортегерри в Лондоне
[ редактировать ]В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть небольшая терракотовая модель или боццетто , приписываемая Веррочио, возможно, модель, выбранная на первоначальном конкурсе. Однако происхождение боццетто не является полным, поэтому возможно, что оно было завершено каким-то более поздним художником. Если бы модель отражала только творчество Вероккьо, это был бы пророческий стиль для своего времени. Предполагалось, что Христос в Мандорле будет высотой почти в три этажа, его держат четыре ангела, а у основания, образуя треугольник вокруг коленопреклоненного кардинала, находятся женщины, символизирующие три богословские добродетели : Вера (слева, предлагающая крест), Милосердие (сверху, кормит младенца грудью) и Надежда (справа, смотрит вверх). [ 6 ] В модели есть элементы, стиль которых архаичен, а другие элементы предвосхищают стили барокко . Например, милостивый Христос в Мандорле — типично средневековый образ. Треугольное расположение трех богословских добродетелей привязано к аллегорическому словарю эпохи Возрождения. Однако одинокая фигура молящегося кардинала, окруженная оживленными фигурами, выполнена почти в стиле барокко, лишенной бесстрастной жесткой аранжировки, характерной для многих скульптур высокого Ренессанса. [ 7 ] [ 8 ]
Есть некоторое сходство между боццетто и барельефом (1473 г.) для кафедры собора Прато , изображающим Мадонну делла Чинтола (Богоматерь Святого пояса Фомы ). Этот барельеф был создан Антонио Росселлино и Мино да Фьезоле и изображает Богородицу внутри мандорлы, которую поддерживают ангелы.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Лежачее чучело кардинала Фортегерри в Сан-Чечилии, традиционное средневековое изображение умерших людей, было создано Мино да Фьезоле .
- ^ Вероккьо , Мод Краттуэлл ; Скрибнер и сыновья, Нью-Йорк (1904): страницы 125–128.
- ^ Незаконченный памятник Андреа дель Верроккьо кардиналу Никколо Фортегерри в Пистойе работы Элизабет Уайлдер (1932).
- ↑ Верроккьо в основном завершил захоронение (Provvisioni dell' Arch. Comm. di Pistoja, Lib. 68 a c. 7.), цитируется М. Краттуэллом, стр. 129.
- ^ Пьяцца Санто Спирито .
- ^ Музей Виктории и Альберта, вход для боццетто .
- ^ Скульптуры Андреа Дель Верроккьо работы Эндрю Баттерфилда.
- ^ Art Bulletin , статья о памятнике Форетегерри.