Чучело гробницы

Изображение гробницы ( французское : gisant («лежащий»)) — скульптурное изображение умершего человека, обычно изображаемое лежащим лежа на прямоугольной плите. [1] представлен в полном церемониальном облачении или завернут в саван и изображен умирающим или вскоре после смерти. Хотя такие погребальные и памятные рельефы были впервые разработаны в древнеегипетской и этрусской культурах, чаще всего они появляются в гробницах Западной Европы конца XI века, в стиле, который продолжал использоваться в эпоху Возрождения и в период раннего Нового времени и до сих пор иногда используется. . Обычно они изображают умершего в состоянии «вечного покоя», со сложенными в молитве руками, лежащего на подушке в ожидании воскресения. Муж и жена могут быть изображены лежащими рядом.
Лежащее чучело в натуральную величину сначала было найдено в гробницах членов королевской семьи и высокопоставленных священнослужителей, а затем распространилось среди знати. Особым типом позднесредневековых изображений был transi , или трупный памятник , в котором изображение имеет жуткую форму разлагающегося трупа, или такая фигура лежит на более низком уровне, под более традиционным изображением. Траурные или плачущие фигуры, известные как плеранты, добавлялись к важным гробницам под чучелом. Нележачие типы чучел стали популярны в эпоху Возрождения. В период раннего Нового времени европейские изображения часто изображались живыми, стоящими на коленях или в более активной позе, особенно военных деятелей. Вариации изображали покойного лежащим на боку, как будто читающим, стоящим на коленях в молитве или даже стоящим. Лежачее изображение возродилось во время готического возрождения XIX века , особенно для епископов и других священнослужителей.
Некоторые из самых известных примеров этой формы находятся в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, базилике Святого Петра в Риме, Санти-Джованни и Паоло в Венеции (двадцать пять дожей ) и базилике Санта-Кроче во Флоренции .
Античность
[ редактировать ]Египетский
[ редактировать ]Религиозные верования обществ, создавших самые ранние египетские изображения (которые датируются примерно 2700–2200 гг . до н.э., во времена Древнего царства ), неизвестны, но современные археологи обычно предполагают, что они посвящены памяти либо падших богов, либо членов королевской семьи. [2] Об их значении можно только догадываться: современные археологи видят в них изображения, предназначенные для размещения душ умерших, призванные идентифицировать их во время путешествия по царству мертвых. [2] Самым ранним известным изображением гробницы является изображение Джосера ( ок. 2686–2613 до н. э.), найденное в зале поклонения пирамиды Джосера . Чучела обычно были меньше натуральной величины.
Погребальные маски использовались на протяжении всего египетского периода. Примеры варьируются от золотых масок Тутанхамона и Псусеннеса I до римских «портретов мумий» из Хавары и Фаюма . Будь то погребальный или религиозный контекст, цель маски была одна и та же: превратить владельца из смертного в божественное состояние. [3] Римляне продолжили эту традицию идолопоклонства, хотя и создали множество других типов изображений. Лица часто явно представляют собой портреты отдельных людей.
-
Копии гробов Тутанхамона , ок. 1355–134 гг. до н.э. Оригиналы находятся в Египетском музее . в Каире
-
Маска Ситджехути ; в. 1500 г. до н. э.; лен, гипс, золото и краски. Британский музей
Классический
[ редактировать ]Лежачие изображения были распространенной традицией в погребальном искусстве этрусков , которая развивалась в центральной Италии до 700 г. до н. э , развитой цивилизации и культуры . и процветала до конца второго века до н. э. [5] Их изображения обычно вырезались в горельефе . [5] и производятся из различных материалов, включая керамику , терракоту , мрамор , известняк и алебастр . [6] Конструктивно они делятся на две категории: небольшие квадратные погребальные урны для кремации и прямоугольные саркофаги почти в натуральную величину для захоронений, причем кремация с течением веков становится все более популярной. [6] [7] Этрусская культура рассматривала мертвых как не менее полноценных, чем живых и существующих в царстве, где они вечно либо находились в отчаянии, либо наслаждались материальным комфортом. [6] На изображениях 500 г. до н. э. умершие изображены такими, какими они выглядели при жизни. Они часто богато одеты и наслаждаются едой и питьем, как на пиру. Они обычно лежат (как будто живые), а не лежат (как будто мертвые), с открытыми глазами, обращенными к зрителю, и часто опираются на подушку, опираясь на руку или локоть. [8]
К VII веку этруски стали изображать человеческие головы на канопах . Когда в конце VI века начали хоронить своих умерших, они использовали терракотовые саркофаги. [9] с изображением покойного, полулежащего на крышке одного или с супругой. [9] Этрусский стиль оказал влияние на поздний древнегреческий стиль , особенно в манере изображения мертвых такими, какими они были при жизни, обычно в формате стел (каменных или деревянных плит, обычно построенных в качестве погребальных знаков). [10] Все аспекты стиля были адаптированы римлянами и в конечном итоге распространились до Западной Азии. [8]
Доисторические римляне с Палатинского холма часто кремировали своих мертвецов (обычно на кострах ), тогда как римляне с Квиринальского холма хоронили тела. В конце концов, эти две практики объединились: настоящее тело хоронили, а изображение умершего сжигали. [6] Римляне переняли форматы этрусских гробниц, сохранив практику показывать умерших такими, какими они были при жизни. Римские саркофаги были построены из мрамора и со временем приобрели более созерцательный, духовный и искупительный иконографический тон, подчеркивающий прежнюю иерархическую роль умершего в обществе. [11]
-
Саркофаг супругов , 530–510 гг. до н. э. Национальный этрусский музей , Рим, Италия
-
Саркофаг на вилле Корсини во Флоренции. 300-275 гг. до н. э.
-
Погребальная урна, ок. 210–90 до н.э. Национальный археологический музей Сиены , Италия
-
Саркофаг Сеянти Хануния Тлеснаса , ок. 150–130 гг. до н.э. Расписная терракота, Британский музей, Лондон.
Средневековый
[ редактировать ]Происхождение и характеристики
[ редактировать ]Распространение христианства по Европе привнесло новое отношение к смерти и умершим, и впервые гробницы стали строиться в местах отправления культа, то есть в церквях. [12] Первые средневековые лежачие изображения (или гизанты ) были созданы в 11 веке, причем самым ранним сохранившимся примером является изображение Рудольфа Рейнфельденского (ум. 1080) в Мерзебургском соборе в Германии. [13] На этих ранних изображениях умерший (обычно член королевской семьи, высокопоставленный священнослужитель или аристократ) одет в современную одежду. Этот формат распространился по Северной Европе в конце XII века, поскольку он стал популярным среди растущего класса богатой элиты, которая часто заказывала свои гробницы за годы до своей смерти; часто стремясь закрепить свое историческое или духовное наследие или — особенно в ранних примерах — восстановить репутацию, запятнанную политическим или военным поражением. [14] [15]
Историк искусства Мариса Энн Басс резюмировала функцию средневековых изображений, написав, что «изобразить смерть — значит сделать настоящее отсутствие». [16] Историки расходятся во мнениях относительно исторических влияний, лежащих в основе их проектов. В 1964 году, в первом крупном обзоре надгробных скульптур, историк искусства Эрвин Панофски предположил, что они были основаны на мозаике из североафриканских и испанских гробниц, при этом другие историки искусства утверждали, что основное влияние оказали классические погребальные памятники, особенно те, которые из этрусской культуры. [17] Историк Ширин Фози признает влияние более ранних форматов, но считает, что идея размещения «оживленного» изображения умерших над их могилой «слишком интуитивна и слишком очевидна, чтобы можно было считать, что древние аналоги обязательно были источниками вдохновения». [18] По словам английского историка Альфреда К. Фрайера, «наспех сделанное и живое изображение» покойного «в самом его помещичьем одеянии» стало частью похоронной процессии, после чего изображение оставляли либо над местом захоронения, либо рядом с ним. [19] Их помещали на гробницы разных типов; сначала на надгробных плитах настольные или сундуки ( тумба ). , прежде чем стандартом стали [20] Позже настенные гробницы стали популярны во Франции и Испании. [21]
Средневековые изображения обычно изготавливаются из мрамора , алебастра или дерева. Ранние «грудные гробницы» обычно строились из нескольких каменных панелей с полостью (часто заполненной щебнем) для поддержки чучела. Хотя они были спроектированы так, чтобы создавалось впечатление, что тело было помещено внутрь, труп обычно хоронили. в хранилище под или рядом с памятником. Недавние раскопки показывают, что некоторые сундуки 14-го века действительно служили контейнерами для тела. Однако средневековых гробниц было открыто относительно немного. [22] Яркие примеры помещения тела в сундук включают гробницы Генриха III Английского (завершены около 1290 г. ) и Эдварда I (ум. 1307 г.), обе в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Когда последняя гробница была открыта в 1774 году, останки были найдены в мраморном гробу, поставленном на подстилку из щебня. [23]
Романский (Франция)
[ редактировать ]Хотя самые ранние средневековые образцы — немецкие, этот стиль был значительно развит французскими скульпторами во время романского стиля между ок. 1080 и ок. 1160 . [25] [26] К XII веку немецкие, голландские, бельгийские, испанские изображения во многом следовали формам и иконографии французских моделей. [26] [27] и начал адаптировать элементы зарождающегося готического стиля . [28]
Романские изображения обычно вырезались из белого мрамора и изображали тело и лицо умершего такими, какими они были при жизни, без следов болезни или смерти. Лица скорее идеализированы, чем точны, и часто показывают умерших намного моложе, чем они были на момент смерти. [29] Чучела всегда лежат, как будто мертвые, а к 14 веку со сложенными в молитве руками. Самый распространенный материал — резьба по мрамору, алебастру или дереву, некоторые экземпляры отлиты из бронзы или латуни. Лица и руки деревянных чучел, которых сохранилось очень мало, сделаны из воска или гипса. [30] Чучела обычно были полихромными , чтобы имитировать жизнь, но в большинстве случаев эта краска уже давно стерлась.
Первые светские образцы появились в 12 веке после создания рыцарского сословия. [31] Эти гробницы обычно располагались на плоских мраморных плитах, поддерживаемых сундуками в виде гробниц (также известными как тумба). [10] украшен геральдикой и архитектурными деталями. Самые ранние образцы доспехов датируются 1240-ми годами, а наибольшее количество сохранившихся экземпляров находится в Англии. Две наиболее распространенные позы этих английских типов — рыцари, вытаскивающие меч или лежащие со скрещенными ногами; особенно английские мотивы, хотя есть некоторые польские и французские примеры. [32] [33]
Хотя романские и готические гробницы производились в больших количествах, особенно во Франции и Англии, по оценкам, более половины из них были разрушены во время иконоборчества в ранний современный период, а еще больше — во время Французской революции . Большинство английских церквей такому разрушению не подверглись. [27]
-
Чучела в церкви Святого Иоанна Крестителя, Тайдсвелл , Дербишир , Англия. 12 и 13 века
-
Чучело Беренгарии Наваррской (ум. 1230), королевы Англии как жены Ричарда Львиное Сердце . Аббатство Л'Эпау , Ле-Ман , Франция
-
Гробница Озанны, 13 век. Склеп Сен-Поля, аббатство Жуар , Франция.
Бургундия
[ редактировать ]
Герцоги Бургундские , правившие на территории нынешней Бельгии, Люксембурга и северной Франции, были признаны во всей Европе покровителями искусств. Благодаря сотрудничеству с такими художниками, как скульптор Клаус Слютер и художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден (которые, как полагают, нарисовали некоторые из их изображений), они стали ключевыми в развитии раннего нидерландского искусства и более широкого Северного Возрождения. . [34]
Иконография бургундских гробниц развивает формы и мотивы , найденные на памятниках французским королям в базилике Сен-Дени под Парижем. [35] Ныне утраченная гробница Жанны Брабантской ( ок. 1457 г. ), вероятно, является самым ранним примером; [36] его ряды скорбящих, расположенные под плитой, были воспроизведены в ряде более поздних бургундских гробниц, в первую очередь в гробницах Изабеллы Бурбонской , построенных между 1475 и 1476 годами. [37] [38] [39] и скорбящие на ее могиле были прямо скопированы с памятника Жанне. [40]
Этот стиль стал влиятельным во всей Европе благодаря гробнице Филиппа Смелого (ум. 1404), построенной за 30 лет, начиная с 1381 года. [41] скульпторы Жан де Марвиль (ум. 1389) и Слютер (ум. 1405?) для Шартрез-де-Шаммоль , недалеко от Дижона , где также находятся гробницы его сына Иоанна Бесстрашного (ум. 1419) и жены Иоанна Маргариты Баварской. (ум. 1424). [42] [43] Могила Филиппа историк искусства Фриц Шолтен описывает ее как «одну из самых великолепных гробниц позднего средневековья». [43]
-
Чучело Изабеллы Бурбонской (1475–1476) выставлено с 10 сохранившимися плевранами.
-
Могила Марии Бургундской , 1501 год. Церковь Богоматери, Брюгге
Для бургундских изображений характерны натурализованные лица, открытые глаза, ангелы над головами и животные (собаки или львы) у их ног. [36] Philip's изготовлен из полихромного белого мрамора , что придает ему более натуральную бледность. Его голова покоится на подушке, и с каждой стороны за ним присматривают ангелы, предположительно ведущие его в загробную жизнь. Открытые глаза задуманы как подтверждение Воскресения , как и молитвы, содержащиеся в книгах, которые держат некоторые плакальщики в нишах . [45]
Британия
[ редактировать ]

Чучела гробниц - самый многочисленный тип сохранившихся средневековых скульптур в Великобритании. [46]
Ранние светские примеры часто имеют размер ниже натуральной величины и изображают умерших со скрещенными ногами. [47] [48] поза, которую долгое время считали указывающей на то, что покойный участвовал в крестовых походах или был тамплиером ; теории, которые сейчас отвергаются учеными, которые рассматривают позу как средство придать субъекту «живой боевой настрой». [49] [50]
Из-за относительной нехватки подходящего каменного материала, особенно в Лондоне и окружающих его графствах, деревянные чучела стали обычным явлением в романский период. [51] Учитывая недолговечность древесины, сохранилось только пять экземпляров, все из дуба . К ним относятся могилы Джона де Питчфорда в Шропшире , Уильяма де Валанса в Вестминстерском аббатстве и Уильяма Лонгеспе в соборе Солсбери в Уилтшире . [33] [52]
Многие из английских изображений рыцарей XI и начала XII веков, созданных во время правления Плантагенетов, известны как «умирающие галлы », поскольку на них изображены покойные, тянущиеся к мечу, как будто собирающиеся вступить в битву или борющиеся со смертью. [53] [54] Крупномасштабное производство чучел началось в Британии в середине 13 века, после появления рыцарского сословия. [55] Рыцарские изображения XIII века менее жесткие и статные, чем французские образцы, что отражает то, что историк Х. А. Туммерс описывает как «более мирское и менее духовное мировоззрение». [27] Те, что находятся в Темпл-Черч в Лондоне, являются одними из самых ранних рыцарских примеров и включают чучело Джеффри де Мандевиля, графа Эссекса (ум. 1144) и англо-нормандского государственного деятеля Уильяма Маршала (ум. 1219), благотворителя. из тамплиеров, служивших Генриху II (ум. 1189). [56]
Хотя Британия переживала периоды иконоборчества, они не были такими суровыми и обширными, как в северной континентальной Европе, и поэтому количество сохранившихся примеров превышает даже количество Франции. [46] Однако большое их количество было уничтожено во время волн иконоборчества 14 века и Кромвельских войн Трех Королевств в 17 веке. [31] Сохранилось около 250 изображений светских веков каждого из 13 и 14 веков. [57] Основной период разрушений пришелся на 16 век, во время Реформации под руководством Генриха VIII , когда были разрушены многие монашеские поселения, в том числе несколько английских королевских гробниц. [58]
-
Резная дубовая гробница Джона Де Питчфорда (ум. 1285). Питчфорд , Шропшир
-
Литая позолоченная гробница Эдварда, Черного принца , после 1376 года, Кентерберийский собор , Кент [59] [60]
Ренессанс
[ редактировать ]Хотя многие инновации в средневековых изображениях гробниц произошли в Северной Европе, влияние скульптуры эпохи Возрождения на средневековье развилось в начале 15 века в Италии, а затем в Испании. [21] Хотя структурный формат гробниц оставался в основном верным более ранним романским и готическим традициям, иконография стала отражать социальный сдвиг в отношении к мертвым; особенно во включении светских и гуманистических образов, как и раньше, религиозные императивы, лежащие в основе дизайна гробницы, желание вызвать у зрителей заступническую молитву, чтобы ускорить прохождение души через чистилище . [62] [63] [64]
Архитектурные настройки стали более сложными, включая такие элементы, как путто , и древние декоративные элементы, в том числе сирены , кентавры и профильные головы в римском стиле. [63] Гробницы и их изображения объединили последние скульптурные и живописные инновации с классическими традициями. [21]
Самое главное, что нележачие изображения стали более популярными: умершие лежали вверх на боку, стояли на коленях в молитве или даже стояли. Верхняя часть гробницы Валентины Бальбиани (ум. 1572) изображает ее в жизни, с книгой и собакой, лежащей в спокойной позе, напоминающей этрусские изображения. Барельеф на основании гробницы изображает ее разложившийся труп в переходном стиле. [65]
многие старые мастера, В их проектировании и строительстве принимали участие в том числе Донателло и Бернини . [66]
-
Могила Мартина Васкеса де Арсе (ум. 1486), собор Сигуэнса , Испания
Современный
[ редактировать ]
Стиль и форма европейских памятников-гробниц адаптированы к инновациям других форм скульптуры раннего Нового времени, в том числе от неевропейских влияний, а также включают элементы местных традиций в мемориальную скульптуру. [16] Однако, отчасти из-за нового отношения к смерти в эпоху Просвещения , к 1750-м годам изображения в натуральную величину в значительной степени вышли из употребления по всей Европе. Особенно редкими они стали во Франции после революции 1789 года, когда индивидуальные захоронения в крупных городах не поощрялись в пользу немаркированных коллективных оссуариев, таких как парижские катакомбы , где умерших хоронили без христианских обрядов . Это изменение последовало за общей потерей религиозных убеждений после революции; Панофски называл европейские гробницы после 17 века «скептическим делом», в то время как другие историки искусства 20 века, в том числе Фред Лихт, писали об изменении отношения к смерти и преобладающем безразличии к погребальным обрядам в этот период. [68]
Лежачее изображение вернулось в моду в Европе в начале 19 века, когда отношение к умершим снова изменилось и было основано несколько крупных новых кладбищ (обычно недалеко от городской черты). [69] включая Монмартр в Париже и Кладбище памятников в Милане . Во Франции, что вызвало распродажи в XVIII веке, кладбища стали рассматриваться как светские места, где все – независимо от класса – могли навестить своих умерших, и кладбищами стали управлять местные органы власти, а не церковь. [70] Таким образом, чучела стали скорее памятными, чем погребальными, и потеряли большую часть своих религиозных ассоциаций. По словам искусствоведа Сюзанны Линдсей, отдельные французские образцы стали считаться «одними из самых высоких образцов современной... скульптуры» и помогли повысить репутацию многих отдельных скульпторов в период, когда это ремесло имело значительно меньший престиж, чем живопись или живопись. архитектура. [71]
-
Жизант Годфруа Кавеньяка , кладбище Монмартр , Париж. Выполнен французским скульптором Франсуа Рюдом в 1847 году.
-
Изображение могилы Элизабет Бут Дювенек , 1891 год. Cimitero degli Allori , Флоренция , Италия. [73]
-
Могила Августина Трошери, 1856–1887 гг. Кладбище Карно, Сюрен , Франция
Материал
[ редактировать ]Подавляющее большинство средневековых изображений было сделано из камня, обычно мрамора или алебастра . Деревянные чучела стали популярны на юге Англии, и есть примеры гробниц из медного сплава , особенно во Франции и на бывших землях Бургундии. [74]
Типы
[ редактировать ]Двойные гробницы
[ редактировать ]Практика показа изображений супружеской пары рядом на одном постаменте (или плите) началась во Франции и Германии в конце 13 века, а затем распространилась по Северной Европе во второй половине четырнадцатого века. [75] [76] Их можно разделить на два основных типа: те, где изображения создавались отдельно (т.е. в разные даты смерти), а затем размещались вместе на одном постаменте, и те, которые были созданы одновременно из одного каменного блока. [77] В случае первого типа гробница часто сдавалась в эксплуатацию и строилась до смерти оставшегося супруга. [78]
Эта практика, возможно, возникла как способ узаконить спорные или оспариваемые королевские браки. [79] Точно так же ранние готические двойные гробницы не обязательно предназначались для прославления любви между парой, а для того, чтобы усилить политический аспект их союза. [80] На многих примерах конца 14-го и начала 15-го веков изображены пары, держащиеся за руки. Хотя этот мотив, несомненно, использовался для отражения привязанности между парой, его также следует рассматривать в ритуальном и юридическом контексте современности. В своей статье в 2021 году историк искусства Джессика Баркер заявила, что этот жест следует рассматривать как аналог современного рукопожатия, которое «одновременно символизировало и осуществляло соглашение между двумя сторонами». [81]
Ранним примером является ныне утраченная могила Бланш Ланкастерской (ум. 1368) и ее второго мужа Джона Гонта (ум. 1399). Двумя наиболее знаменитыми средневековыми примерами являются Ричард II Английский (ум. 1400) и Анна Богемская (ум. 1394), а также Иоанн I Португальский (ум. 1433) и Филиппа Ланкастерская (ум. 1415), которые Баркер описывает как «уделяющее особое внимание любви между королем и королевой». [78] Хорошо известное Филипа Ларкина стихотворение «Могила Арундела» , завершенное в 1964 году, описывает и размышляет над изображениями Ричарда Фицалана (ум. 1376) и Элеоноры Ланкастерской (ум. 1372) в Чичестерском соборе . [79] [82]
-
Плита с изображением сэра Уильяма де Байуса (ок. 1327 г.) и его жены. Церковь Святого Стефана, Керби , Линкольншир , Англия [83]
-
Могила сэра Томаса Беркли (ум. 1365) и его жены Джоан, леди де Беркли. Церковь Святого Джайлса, Коберли , Глостершир , Англия
-
Рисунок портретов Иоанна I Португальского и королевы Филиппы Ланкастерской . Монастырь Баталья , Баталья , Португалия [84]
-
Могила сэра Эдварда Литтлтона (ум. 1610) и Маргарет Деверо, церковь Святого Михаила, Пенкридж , Англия
Памятники трупам
[ редактировать ]
Тенденция изображать умершего в виде разлагающегося трупа возникла во Франции в конце 14 века, а первый известный английский пример датируется 1425 годом. [а] и вскоре после этого стиль распространился по Северной Европе. [85] [86] Известные как памятники трупам (французский: Transi ), [б] на этих изображениях покойный изображен в виде истощенного трупа с закрытыми глазами, либо в саване , либо обнаженным (хотя руки расположены для сохранения скромности), а иногда и стоящим вверх. Формат резко контрастирует с гизантами, которые всегда лежат лежа, в парадной одежде, с открытыми глазами и руками, сложенными и поднятыми в молитве. [88] [89] Самые известные образцы были созданы представителями высшего ранга современных скульпторов, в том числе Конрадом Мейтом (ок. 1550 г. ) . Вариант, известный как demigisant или gisant accounde (лежащий на плече), изображает фигуру, лежащую на боку, поддержанную за локти в этрусском стиле, в ожидании смерти, в то время как тип mourant Assiste изображает умершего живым, но одиноким, лежащим на земле. назад. [90]
Памятники трупам впервые появились в 1380-х годах и оставались популярными на протяжении 200 лет. [91] Часто интерпретируется (в теории, популяризированной историками Хелен М. Роу и Джоном Абертом) [92] как форма memento mori или адаптация мотива «Трех живых и трех мертвых», они показывают «переход» человеческого тела от жизни к разложению, [93] подчеркивая контраст между мирским богатством и элегантностью и деградацией смерти. [89] ц . 1435–1440 [[[Миниатюра (иллюминированная рукопись) | иллюминированная миниатюра]] Дамы в гробнице из фолиантов «Рассвета Макабре» в дополнительной рукописи 37049 (сейчас находится в Британской библиотеке ) показывает ярусную (двойную или «двухъярусную» -тело") [94] могила модной английской дамы, изображенная вживую над плитой и в виде разложившегося трупа в сундуке гробницы. Стих под иллюстрацией гласит: «Присмотритесь к моей фигуре здесь, внизу, И посмотрите, насколько я был весел и весел, Теперь обратился к червям мете и коррупкоуну, Бот-птице эрте и вонючей слизи и глине». [95] Однако историк искусства Кэтлин Коэн отмечает некоторые важные различия с memento mori, в первую очередь то, что Транси представляют конкретных умерших людей, а не саму смерть. [96]

Памятники трупам резко отличались от типичной практики изображения умерших либо при жизни, либо в более идеализированной форме. Стремление к графическому выражению смертности отчасти отражает социальный шок и травму, последовавшую за смертью , поразившей Европу в 1346 году и унесшей жизни до половины населения Евразии Черной в последующие четыре года. Последствия этого явления в литературе XV и XVI веков, живописи, рукописных иллюстрациях и скульптуре стали выраженным акцентом на мрачном и memento mori, что указывает на озабоченность краткостью и хрупкостью человеческой жизни. [97] [98]
В своем (неполном, но репрезентативном) обзоре сохранившихся трупных памятников 1973 года Коэн перечисляет 200 экземпляров, из которых 82 — английские (изготовлены между 1424–1689 гг.), 61 — французские (изготовлены в 1391–1613 гг.), 36 — немецкие (1456–1594 гг.). и 20 находятся в Лоуленде (1387–1645 гг.). [99] В зависимости от региона и времени возникли значительные различия в стиле. Ранние примеры показывают умершего либо покрытым саваном (популярно во Франции, Бургундии и Англии), либо сморщенным трупом с туго натянутой кожей (особенно популярно в Англии), либо разлагающимся телом, покрытым лягушками и змеями (Германия и Австрия). . Практика показа тела, кишащего червями, стала популярной во Франции. [100]
С течением веков изображения стали более реалистичными и ужасающими, а ранняя тенденция украшать гробницы морализирующими надписями о суете жизни была оставлена. Конвенция достигла своего апогея в конце 16 века, когда более экстремальные изображения, изображающие разложившиеся трупы вне контекста погребальных памятников, заняли центральное место в качестве отдельных скульптур. [86]
-
Ранняя и влиятельная гробница трупа Гийома де Харсиньи , французского врача и придворного врача Карла V во Франции , ок. 1394 . Музей искусства и археологии Лана , Франция. [101]
-
Транзи Гийома Лефрансуа, 1446 г., Музей изящных искусств Арраса , Франция.
-
Могила Джона Барета (ум. 1467), церковь Святой Марии, Бери-Сент-Эдмундс , Англия
Историография
[ редактировать ]Большинство историко-искусствоведческих исследований надгробной скульптуры и могильной иконографии имеют тенденцию быть узконаправленными. Обычно они сосредотачиваются на тематических исследованиях отдельных примеров или региональных связанных групп, а не на широком обзоре происхождения, развития и социологического контекста этого типа. [102] Главным препятствием является широкий междисциплинарный характер написания о скульптурах. Как указывает Баркер, всестороннее и авторитетное знание такой обширной темы не потребует «посягательства на заповедники археологии, египтологии , теологии , истории религии и суеверий , филологии и многих других». [103] Еще одна практическая трудность заключается в том, что многие сохранившиеся примеры широко разбросаны по зачастую изолированным церквям, аббатствам и соборам на большом временном и географическом пространстве, что особенно затрудняет комплексные полевые исследования. [104]
В 1954 году Джейкоб Генриетты опубликовал книгу «Идеализм и реализм: исследование могильного символизма», в которой основное внимание уделялось различным иконографическим аспектам изображений гробниц. [105] Самый широкий и всесторонний обзор - это влиятельная монография Панофски 1964 года « Скульптура гробницы: четыре лекции о ее меняющихся аспектах от Древнего Египта до Бернини» . [103] Панофски во введении признал проблему масштаба, признав свою сдержанность в отношении вторжения в «консерванты многих смежных дисциплин», в которых он не является экспертом. [2] [106] Лекции, хотя и шире, чем любые предыдущие публикации по этой теме, часто сбиваются в описания конкретных работ, и их объем заканчивается в 17 веке. В очень положительном современном обзоре историк искусства Ян Бялостоцкий хвалит исследование Панофского как прорыв, но поясняет, что его «трактовка предмета является» синтетической и что лишь самые общие очертания развития надгробной скульптуры, как в области иконографии, так и стиля. , даны». [106]
Наиболее влиятельные публикации после исследования Панофски в основном на немецком языке и включают Курта Бауха ( «Das mittelalterliche Grabbild: figürliche Grabmäler des 11. bis 15. Jahrhunderts in Europa» Ханса Кёрнера 1976) и «Grabmonumente des Mittelalters» (1996). В книге Найджела Ллевеллина « Состояние игры: размышления о состоянии исследований церковных памятников» обсуждаются трудности в предоставлении полной и контекстуализированной истории английского надгробного искусства. [102] В своей статье в 2023 году историк искусства Джоан Холладей отметила, что литература по искусству надгробий «взорвалась» за предыдущую четверть века. Она разделила публикации на пять основных типов; первые два - это те, которые рассматривают множество примеров из данного региона или которые связаны стилистически. В-третьих, она упоминает публикации, подробно описывающие источники тех или иных иконографических элементов. Четвертый тип — это те, которые классифицируют гробницы по определенным типологиям, и, наконец, реже — книги и статьи, дающие широкий и всеобъемлющий обзор. [107]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Люси-Смит, Эдвард (1984), Словарь художественных терминов Темзы и Гудзона , Темза и Гудзон, стр. 89
- ^ Jump up to: а б с Панофски (1964), с. 9
- ^ Уилкинсон (2008), с. 144
- ^ « Гроб Несихонсу ок. 976–889 до н. э. ». Кливлендский художественный музей . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хемингуэй, Колетт; Хемингуэй, Шон. « Этрусское искусство ». Нью-Йорк: Метрополитен-музей , октябрь 2004 г. Дата обращения 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Панофски (1964), с. 28
- ^ Торф (2005), с. 55
- ^ Jump up to: а б Панофски (1964), с. 29
- ^ Jump up to: а б Рэймидж (2009), с. 51
- ^ Jump up to: а б Панофски (1964), с. 27
- ^ Панофски (1964), с. 30
- ^ Белосток (1967), стр. 259.
- ^ Фози (2015), с. 158
- ^ Фози (2021), с. 12
- ^ Бас (2017), стр. 163, 181.
- ^ Jump up to: а б Бас (2017), с. 162
- ^ Фози (2021), с. 6
- ^ Фози (2021), с. 13
- ^ Фрайер (1909), с. 18
- ^ Панофски (1964), стр. 24, 53.
- ^ Jump up to: а б с Панофски (1964), с. 67
- ^ Адамс; Баркер (2016), стр. 117–119.
- ^ Адамс; Баркер (2016), с. 120
- ^ « Рыцарь семьи д'Алюе ». Метрополитен-музей . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Таммерс (1980), с. 3
- ^ Jump up to: а б Фози (2021), с. 2
- ^ Jump up to: а б с Таммерс (1980), с. 2
- ^ Фози (2021), стр. 2, 4.
- ^ Фози (2021), с. 1
- ^ Фрайер (1909), стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Таммерс (1980), с. 4
- ^ Дресслер (2000), с. 91
- ^ Jump up to: а б Белосток (1967), стр. 260.
- ^ Ли Рид, Кэтрин . В предисловии к «Антуану» (2005)
- ^ Джуги (2010), с. 39
- ^ Jump up to: а б Джуги (2010), с. 51
- ^ « Плакальщики из гробницы Изабеллы Бурбонской ». Рейксмузеум . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Перкинсон (2002), с. 696
- ^ Морганштерн (2000), с. 211
- ^ Панофски (1964), с. 62
- ^ Антуан (2005), с. 419
- ^ Nash (2008), pp. 262–263
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2007), с. 14
- ^ Джуги (2019), с. 47
- ^ Джуги (2010), с. 31
- ^ Jump up to: а б Таммерс (1980), стр. 1–2
- ^ Таммерс (1980), стр. 1–2
- ^ Панофски (1964), с. 56
- ^ Харрис (2010), стр. 401–40.
- ^ Томмерс (1980), стр. 113–115.
- ^ Таммерс (1980), с. 15
- ^ Таммерс (1980), с. 30
- ^ Таммерс (1980), стр. 1–2
- ^ « Рыцари в сияющих доспехах: погребальное искусство средневековой Англии ». Daily Art Magazine , 20 декабря 2023 г. Дата обращения 14 июля 2024 г.
- ^ Стоун (1972), с. 114
- ^ « Изображение гробницы 1853 (сделано), 1260-80 (сделано) » . Музей Виктории и Альберта . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Таммерс (1980), с. 133
- ^ Запись (2018), стр. 101-1. 24–25
- ^ Остервейк (2014)
- ^ Баркер, Джессика; Макартур, Грэм; Пегес, Эмили. « Во всеоружии в доспехах войны»: изготовление чучела Черного принца . Журнал Burlington , 19 октября 2021 г.
- ^ Норман, А. «Чучело Александра Стюарта, графа Бьюкена и лорда Баденоха (? 1343 - ? 1405)». Труды Общества антикваров Шотландии , том 92, 1961. стр. 104–113.
- ^ Баркер (2020), стр. 11, 16.
- ^ Jump up to: а б Панофски (1964), с. 68
- ^ Бэдхэм (2021), с. 212
- ^ Панофски (1964), с. 81
- ^ Панофски (1964), с. 68–78
- ^ Панофски (1964), с. 76
- ^ Линдси (2012), стр. 7, 9.
- ^ Линдси (2012), с. 9
- ^ Линдси (2012), стр. 40, 41.
- ^ Линдси (2012), стр. 9–10.
- ^ Дрейпер (2004), с. 134
- ^ « Изображение гробницы Элизабет Бут Дювенек ». Метрополитен-музей. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Остервейк, Софи; Бэдхэм, Салли Ф. (январь 2018 г.). «Рельефные гробницы из медного сплава в средневековой Европе: образ, идентичность и рецепция» . Николас Томас и Пит Дэндридж (редакторы), Средневековая медь, бронза и латунь: История, археология и археометрия производства предметов из латуни, бронзы и других медных сплавов в средневековой Европе (12-16 века) .
- ^ Баркер (2020), стр. 4, 19, 21.
- ^ Бэдхэм (2021), с. 216
- ^ Баркер (2020), с. 19
- ^ Jump up to: а б Баркер (2020), с. 21
- ^ Jump up to: а б Баркер (2020), с. 6
- ^ Баркер (2020), стр. 11, 16.
- ^ Баркер (2020), с. 273
- ^ Таммерс (1988), стр. 31–36
- ^ Бэдхэм (2021), с. 215
- ^ « Совместная гробница Жуана I Португальского (ум. 1433) и Филиппы Ланкастерской (ум. 1415) » . Общество церковных памятников. Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Уэлч (2013), стр.135
- ^ Jump up to: а б Бас (2017), с. 163
- ^ Хеймерман (2021), стр. 3–4.
- ^ Коэн (1973), с. 9
- ^ Jump up to: а б Кови (1975), с. 385
- ^ Линдси (2012), с. 9
- ^ Хеймерман (2021), с. 3
- ^ Хеймерман (2021), с. 7
- ^ Коэн (1973), с. 179
- ^ Басс (2017), с. 166
- ^ Адамс; Баркер (2016), с. 115
- ^ Коэн (1973), с. 10
- ^ Хеймерман (2021), с. 6
- ^ Роу (1969), с. 1
- ^ Уэлч (2013), стр.134
- ^ Коэн (1974), с. 2
- ^ Хеймерман (2021), с. 8
- ^ Jump up to: а б Баркер (2020), с. 16
- ^ Jump up to: а б Адамс; Баркер (2016), с. 11
- ^ Баркер (2020), стр. 16–17.
- ^ Таммерс (1980), с. 1
- ^ Jump up to: а б Белосток (1967), стр. 258.
- ^ Холладей (2003), с. 440
Источники
[ редактировать ]- Адамс, Энн; Баркер, Джессика (ред.). Возвращение к памятнику: пятьдесят лет со дня создания надгробной скульптуры Панофски . Лондон: Институт искусств Курто, 2016. ISBN 978-1-9074-850-6-0
- Антуан, Элизабет. Искусство Бургундского двора: покровительство Филиппа Смелого и Иоанна Бесстрашного, 1364–1419 гг . Сиэтл (Вашингтон): Вашингтонский университет, 2005 г. ISBN 978-2-7118-4864-5
- Бэдэм, Салли. «Рецензия на книгу: Джессика Баркер, Каменная верность, брак и эмоции в средневековой гробнице». Журнал средневекового искусства и архитектуры Средневековое искусство и архитектура , том 7, выпуск 3, 2021
- Баркер, Джессика. Каменная верность: брак и эмоции в средневековой гробнице . Лондон: Бойделл Пресс, 2020. ISBN 978-1-7832-7271-6
- Басс, Мариса Энн. «Переходная гробница и гений нидерландской погребальной скульптуры шестнадцатого века». Ежегодник истории искусства Нидерландов , том 67, 2017. JSTOR 26593102
- Бялостоцкий, Ян . «Рецензируемая работа: скульптура из гробницы Эрвина Панофски». Художественный вестник , том 49, вып. 3 сентября 1967 г. JSTOR 3048476.
- Бински, Пол. Средневековая смерть: ритуал и представление . Лондон: Издательство Британского музея, 2001. ISBN 978-0-7141-0561-1
- Коэн, Кэтлин. Метаморфоза символа смерти: Транзитная гробница в эпоху позднего средневековья и Возрождения . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1973. ISBN 978-0-5200-1844-0
- Коэн, Кэтлин. Меняющееся значение транзитной гробницы в Европе пятнадцатого и шестнадцатого веков . Беркли и Лос-Анджелес (Калифорния): University of California Press, 1968 г.
- Кови, Дарио. «Рецензируемые работы: Метаморфоза символа смерти: Транзитная гробница в позднем средневековье и эпоху Возрождения. Кэтлин Коэн». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» , том 28, вып. 3, осень 1975 г. JSTOR 2859829.
- Добсон, Эйдан. Британские королевские гробницы . Лондон: Афина Паллада, 2018. ISBN 978-1-8436-8118-2
- Дрейпер, Джеймс Дэвид. Игра с огнем: европейские терракоты, 1740–1840 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004. Дата обращения 5 июля 2024 г.
- Дресслер, Рэйчел. «Скрестившие ноги рыцари и значение в английской средневековой гробнице». Исследования по иконографии , том 21, 2000. JSTOR 23924216.
- Фози, Ширин. Романские изображения гробниц: смерть и искупление в средневековой Европе, 1000–1200 гг . Юниверсити-Парк (Пенсильвания): издательство Пенсильванского государственного университета, 2021. ISBN 978-0-2710-8917-1
- Фози, Ширин. «Рейнхильдис умерла»: Вознесение и оживление на гробнице двенадцатого века . Зеркало , том 90, вып. 1 января 2015 г. JSTOR 43577275.
- Фрайер, Альфред Купер. «Деревянные монументальные изображения в Англии и Уэльсе». Лондон: Археология или разные трактаты, относящиеся к древности , 1909 г., переиздано в 1924 г.
- Харрис, О.Д. «Антикварные взгляды: скрещенные ноги, крестоносцы и эволюция идеи». Журнал Antiquaries , том 90, 2010 г.
- Хебблтуэйт, Роб. «Хороший, плохой и гнилой: как живые обращались с мертвыми в Англии около 600–1200 годов». Кандидатская диссертация, Университет Восточной Англии, 2017 г.
- Хеймерман, Эмили. « Портрет смерти: анализ транзитной гробницы Гийома де Харсиньи (1300–1393 гг. Н.э.) ». Коалиция магистрантов по материальной культуре, 2 апреля 2021 г.
- Холладей, Джоан. «Гробницы и память: некоторые последние книги». Speculum , том 78, № 28, 2003. стр. 440–450.
- с'Джейкоб, Генриетта. Идеализм и реализм: исследование могильного символизма . Мичиганский университет: Э. Дж. Брилл, 1954 г.
- Джуги, Софи. Могила Филиппа Пота . Париж: Ediciones El Viso, 2019. ISBN 978-8-4948-2447-0
- Джуги, Софи. Скорбящие: Скульптура гробницы Бургундского двора . Нью-Хейвен (Коннектикут): Издательство Йельского университета, 2010. ISBN 978-0-3001-5517-4
- Линдси, Сюзанна Гловер. Погребальное искусство и культ гробниц: жизнь с мертвыми во Франции, 1750–1870 гг . Фарнхэм: Ашгейт, 2012. ISBN 978-1-4094-2261-7
- Панофски, Эрвин . Скульптура гробницы: четыре лекции о ее меняющихся аспектах от Древнего Египта до Бернини . Лондон: Гарри Абрамс, 1964. ISBN 978-0-8109-3870-0
- Палоцци. Лука. «Петрарка и мемориальное искусство: стирание границ между теорией искусства и художественной практикой в Треченто, Италия». В: Адамс, Энн; Баркер, Джессика (ред.). Возвращение к памятнику: пятьдесят лет со дня создания надгробной скульптуры Панофски . Лондон: Институт искусств Курто, 2016. ISBN 978-1-9074-850-6-0
- Певснер, Николаус . Готическая Европа 12-14 веков . Париж: Лувр и Министерство культуры Франции , 1968 год.
- Остервейк, Софи. « Изваяния гробниц из драгоценных металлов в средневековой Европе 1080-1430 гг .». Академия.edu , 2014
- Рэймидж, Нэнси; Рэймидж, Эндрю. Римское искусство: от Ромула до Константина . Нью-Джерси: Пирсон Прентис-Холл, 2009 г.
- Роу, Хелен . «Памятники трупам в Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 99, № 1, 1969. с. 4. JSTOR 25509699 .
- Рашфорт, Дж. МакН. Похоронные огни в римских могильных памятниках . Журнал римских исследований , том 5, 1915 г. JSTOR 296303.
- Смит, Джеффри Чиппс . Северное Возрождение . Лондон: Phaidon Press, 2004. ISBN 978-0714838670
- Стоун, Лоуренс . Скульптура в Британии: Средневековье . Лондон: Penguin Books, 1972. ISBN 978-0-3000-5300-5
- Таммерс, Х.А. «Средневековые чучела гробниц в Чичестерском соборе». Церковные памятники , том 3, 1988 г.
- Таммерс, Х.А. Ранние светские изображения в Англии: тринадцатый век . Лейден: Архив Брилла, 1980. ISBN 978-9-0040-6255-9
- Турфа, Джин Макинтош . Каталог этрусской галереи Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета . Филадельфия (Пенсильвания): University of Pennsylvania Press, 2005. ISBN 978-1-9317-0752-7
- Уэлч, Кристина. « Изображение смерти в британской погребальной скульптуре позднего средневековья; английские и валлийские резные трупы, около 1420/5–1588 ». Траур и заболеваемость: британская смерть и искусство , Йоркский университет, 10 марта 2015 г.
- Уэлч, Кристина. «Для молитв и педагогики: контекстуализация английских резных памятников из трупов позднесредневековой социальной и религиозной элиты». Полевые исследования в области религии , Equinox Publishing, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Королевские гробницы Англии с профессором Эйданом Додсоном , Фонд охраны церквей , 2021 г.
- Средневековые рыцарские монументальные медные изделия и изображения ; обзор английских изображений с Тобиасом Кэпвеллом из коллекции Уоллеса