Скульптура эпохи Возрождения
Скульптура эпохи Возрождения понимается как процесс восстановления скульптуры классической античности . Скульпторы нашли в художественных находках и находках памятников ушедшей эпохи идеальное вдохновение для своих работ. Их также вдохновляла природа. В этом контексте мы должны принять во внимание исключение фламандских художников Северной Европы, которые, помимо преодоления фигуративного стиля готики , продвигали чуждый итальянскому Ренессанс, особенно в области живописи. [1] Возрождение античности с отказом от средневековья, которое для Джорджо Вазари «было миром готов». [2] и признание классики со всеми ее вариантами и нюансами было явлением, развившимся почти исключительно в итальянской скульптуре эпохи Возрождения . Искусство эпохи Возрождения сумело интерпретировать Природу и со свободой и знанием воплотить ее во множестве шедевров. [3]
Характеристики
[ редактировать ]Скульптура эпохи Возрождения взяла за основу и модель произведения классической античности и ее мифологии , с новым видением гуманистической мысли и функции скульптуры в искусстве. Как и в греческой скульптуре, натуралистическое изображение обнаженного человеческого тела было достигнуто с помощью высокосовершенной техники благодаря тщательному изучению анатомии человека . В Италии светские и религиозные темы сосуществовали одинаково; этого не было в других странах, таких как Испания и Германия, где преобладали религиозные темы. [4]
Человеческое тело представляло собой абсолютную Красоту , математическое соответствие между частями которой было четко определено, а контрапосто постоянно использовалось от Донателло до Микеланджело . Именно в это время скульптура была практически освобождена от архитектурных рамок, рельефы были выполнены с соблюдением правил перспективы , а персонажи были показаны с драматическими выражениями, что привело к ощущению великой ужасности в чувствах, выраженных в скульптурах Микеланджело, как в лицо его Давида . [5]
Основополагающую роль играла фигура Мецената , представленная церковью и дворянами, которые своим покровительством получали социальный престиж и политическую пропаганду, и охватывала все темы: религиозную, мифологическую, повседневную жизнь, портреты персонажей и т. д. [6]
С эпохой Возрождения вновь появилась греко-римская глиптика , почти полностью забытая в Средние века в тонкой резьбе по камню (за исключением нескольких образцов византийского искусства), а с XVI века драгоценные камеи вырезались классического вкуса, настолько совершенные, что иногда их можно было спутать с древними. Однако использование тонкой резьбы по камню, столь любимое греческой и римской цивилизациями, вряд ли было восстановлено. Эти небольшие рельефы послужили образцом, когда-то увеличенным, для украшения скульпторами больших медальонов для дворцов Италии и Франции. [7]
Материалы
[ редактировать ]В скульптуре эпохи Возрождения использовались все виды материалов, в основном мрамор , бронза и дерево. Репродукции статуэток из бронзы были широко распространены в эпоху Возрождения благодаря большому количеству коллекционеров. Во Флоренции были Антонио Поллайуоло ( «Геркулес и Антей» ) и Андреа дель Верроккьо ( «Крылатый мальчик с рыбой инициаторами по заказу Медичи ») . Из мастерской Леонардо да Винчи небольшие бронзы с встающей на дыбы лошадью высотой 23 см. [8] сохраняются. Мантуанский , прозванный Антико, поселился в Риме для скульптор Пьер Якопо Алари Бонаколси выполнения бронзовых редукций древнего мрамора. [9]
Дерево использовалось в таких странах, как Германия и Испания , где большое лесное богатство и традиционная работа с полихромным деревом имели глубокие корни; его использовали при исполнении религиозных образов, запрестольных образов и алтарей. [10]
Терракота использовалась как более экономичный материал, в естественном цвете и полихромии, как это использовал Антонио Росселлино и его ученик Маттео Чивитали в Деве Благовещения в церкви Слуг Лукки . Итальянский художник Пьетро Торриджано выполнил в Испании несколько скульптур из полихромной глины, некоторые из них хранятся в Музее изящных искусств Севильи . [11] Луке делла Роббиа , следовавшему стилю Донателло, приписывают изобретение эмалированной глины, которую он использовал в скинии Санта - Мария-Новелла во Флоренции в сочетании с мрамором для придания цвета работе, а позже в тондо и Мадоннах ; его мастерская, за которой следовал его племянник Андреа делла Роббиа , произвела большое количество работ из эмалированной терракоты, которые распространились по всей Европе. [12] Это достигло разных частей мира, поскольку является проявлением чувств и истории.
Техники
[ редактировать ]Техника резьбы по мрамору была восстановлена во времена Возрождения с тем совершенством, которое она имела в классический период. ручная дрель или трепан Начиная с эпохи Возрождения, для удаления камня на определенную глубину использовалась . Этот инструмент использовался независимо от того, была ли скульптура выполнена прямой резьбой, как это иногда делал Микеланджело , или использовалось прошлое точек модели, выполненной в гипсе, как это обычно делали такие художники, как Джамболонья , чьи отмеченные точки можно увидеть. во многих его скульптурах. Донателло использовал греческий метод обработки блока по кругу, но Микеланджело вырезал его с одной стороны. [13] Вот как описал это Бенвенуто Челлини :
Лучший метод, когда-либо использованный Микеланджело ; нарисовав на блоке основную перспективу, он начал отрывать мрамор с одной стороны, как будто намереваясь сделать рельеф и таким образом, шаг за шагом, вывести полную фигуру. [14]
— Бенвенуто Челлини , где родился Мигель Анхель, скульптор.
Для бронзовых изделий произведение должно было быть предварительно изготовлено из глины или воска для последующего его литья ; Затем его проточили для устранения возможных дефектов литья, отполировали поверхность абразивами и по вкусу скульптора нанесли патину. [13]
Резьбу по дереву, используемую в основном в Северной Европе и Испании, можно было выполнять и прямой резьбой на бруске с выполнением небольшого эскиза для ориентировки или по предыдущей модели в гипсе или глине, а также пропускать ее через точки, как в мрамор. [13]
Состав
[ редактировать ]Эпоха Возрождения переняла основные элементы, описанные Витрувием , который считал:
... что пропорции человеческой формы должны были служить парадигмой пропорций человеческих творений. Поскольку природа спроектировала человеческое тело таким образом, что его члены правильно пропорциональны фигуре в целом; кажется, древние имели веские основания для своего правила, гласящего, что в совершенных зданиях различные элементы должны находиться в точно симметричных отношениях с общей схемой в целом.
- Витрувий (I век), о D'Architecture
Композиция человеческой фигуры была основана на поисках совершенства в анатомии , о которой многие художники этого периода приобрели реальные знания посредством практики вскрытия для изучения. [15] Первой отдельно стоящей скульптурой эпохи Возрождения, которая показала гармонию обнаженной натуры, был «Давид» Донателло во время кватроченто , в котором влияние стиля Праксителя можно было оценить с помощью небольшого контрапоста для достижения баланса в композиции. В последующие годы знания анатомии человека приобретали большое совершенство, пока не достигли полного контрапоста . Выражения лиц перестали быть иератическими и отсутствовать, выражая внутренние переживания; так называемое Ренессансное террибилита ( Давид Микеланджело , около 1504 г.). В скульптурных группах религиозного характера было показано сочетание натурализма с напряженной выразительностью, флорентийское спокойствие исчезло перед страстями, показанными персонажами с деформированными жестами отчаяния и боли лицами, видимыми в «Погребениях Христа» Гвидо Маццони. и Никколо дель Арка . [16] Скульптура развивалась в своей концепции и в композициях своих групп, пока не достигла типичной для маньеризма змеиной формы, которая ясно показана в таких произведениях, как « Флорентийская Пьета» (Микеланджело) или «Похищение сабинянок» (Джамболонья). [17]
В рельефе архитектура и вновь приобретенные законы перспективы были использованы для составления фонов изображений, как в знаменитых «Райских вратах» или Гиберти в рельефах с техникой штьяччато для алтаря Святого Антония в Падуе Донателло. Архитектурные конструкции служили фоном, как это Джотто делал в своих картинах Проторренессанса. Некоторые итальянские бронзовые лауды были перевезены в Испанию, например, в соборе Бадахоса работы Лоренцо Суареса де Фигероа. [18]
Фламандская скульптура, как и скульптура германских стран, развивалась с реализмом, который ценился во всех орнаментальных деталях, где скульптурные работы были представлены почти как произведение ювелирного дела, которое применялось в больших алтарях из дерева. Также в Испании готико-фламандское влияние вместе с итальянским влиянием отразилось в рельефах, таких как рельеф на одной из дверей собора Барселоны, выполненный фламандским скульптором Михаэлем Лохнером и Бартоломе Ордоньесом в итальянском стиле в заднем хоре. того же собора. Рельефы вокруг саркофагов обычно изображали сцены из жизни умерших: их жизнь, чудеса и мученичество, если они были религиозными людьми, или изображения сражений и военных подвигов, если они были дворянскими деятелями. Погребальные памятники развивались на разных этапах композиции: от традиционной структуры погребальной плиты или статуи одинокого лежачего в саркофаге, использовавшейся в средневековье, до пристроенных гробниц, обрамленных архитектурными элементами в виде триумфальная арка , и по результату похожая на алтарный образ, где на центральной улице стояла урна обычно с фигурой лежащего на ней и аллегорическими фигурами в переулках. Наконец, они были выполнены с изображением умершего в молитвенной позе, типичной для Испании и Франции. [19]
В эпоху Возрождения в Испании зародился стиль Платереско , который представлял собой изменение способа украшения зданий скульптурными элементами в преимущественно итальянском стиле, причем не только в камне фасадов, но также в дереве и штукатурке в интерьерах зданий. , основанный на исторических рельефах и растительных орнаментах, типичных для раннего Возрождения (так называемых «кандельери»), с большим геральдическим гербом и путти вокруг них. [20]
Портреты бюста продолжали использоваться в Кватроченто с новой гуманистической концепцией, которая наделяла изображение большим физическим сходством, но также и с подтверждением личности натурщика. По словам Альберти , художник должен был «охарактеризовать, но и установить гармоничные отношения». Они были выполнены из бронзы, полихромной терракоты и мрамора ( Донателло , Верроккьо , Франческо Лаурана ). [21]
Бронзовая конная статуя в натуральную величину уже была обработана римскими скульпторами, такими как Марк Аврелий, находившийся тогда в церкви Святого Иоанна Латеранского ; также бронзовые лошади собора Святого Марка в Венеции послужили образцом для итальянского Возрождения и могут считаться источником вдохновения для «Гаттамелаты » Донателло и «Коллеони » Верроккьо . Исследования Леонардо да Винчи привели к изменению изображения лошади, поставленной на задние ноги и в позе набрасывающейся на врага; идея, вероятно, была взята из рельефов древних саркофагов. [22]
Итальянская Скульптура
[ редактировать ]Историография 15 делит этот период между и 16 веками на два этапа, получивших название Кватроченто и Чинквеченто .
Флорентийские скульпторы Кватроченто.
[ редактировать ]В то время как в остальной Европе готическое искусство все еще преобладало, в Италии Кватроченто или раннее Возрождение началось в 15 веке. Это был момент победы Человека и Природы. Скульптура опережала архитектуру и живопись, развиваясь головокружительно. Его предшественники произошли на юге Италии, при дворе Фридриха II , под защитой которого родилась художественная школа, которая уже принесла ожидаемый свет того, что впоследствии стало Возрождением 15 века. Именно регион Тоскана в предыдущий период Треченто унаследовал этот новый способ изготовления скульптуры в фигуре Николы Пизано , за которым последовали его сын Джованни Пизано , а позже Андреа Пизано (первые бронзовые двери баптистерия Флоренции ) и Нино Пизано. .
Никола Пизан (он подписывал этим наименованием свои произведения), которого звали Никола де Апулия, приехал из этого региона южной Италии и поселился в Пизе (Тоскана). В Пизе (как и в большинстве регионов Европы) все еще сохранялось романское искусство и начало использоваться готическое искусство. Николе Пизано было поручено вырезать кафедру баптистерия собора этого города . Он сделал это, следуя новым тенденциям, усвоенным в Апулии, особенно подчеркивая классическую форму обнаженного Геркулеса. Эта работа, кафедра, считается предшественником итальянского Возрождения. [23]
На этом фоне именно Флоренция ( процветающий город в то время, с могущественной семьей Медичи, Меценатом и пропагандистами искусства) возьмет на себя ведущую роль в фигуре своего лучшего представителя: Лоренцо Гиберти . С этого момента больше не будет обнаружено никаких средневековых следов или балласта. В течение полутора веков флорентийская скульптура доминировала в портретах бюстов, конных портретах, рельефах и круглых скульптурах. Материалом, используемым преимущественно в этот период, был мрамор , а затем бронза .
Гиберти , Донателло и Якопо делла Кверча как лучшие, за которыми следовали семья делла Роббиа, Верроккьо , Антонио Поллайуоло и Агостино ди Дуччо , образовали группу великих скульпторов флорентийской школы Кватроченто.Этот этап Кватроченто начался со скульптурной работы над рельефами дверей Флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти, молодого скульптора двадцати лет. В баптистерии уже были две двери, вырезанные Андреа Пизано в 1330 году, а в 1401 году был проведен конкурс на оставшиеся две. Конкурс выиграл Гиберти (в соревновании с Брунеллески ), выполнив первую из двух дверей в 1424 году; его работа вызывала восхищение и высокую оценку, поэтому город заказал ему вторую дверь. Он потратил около двадцати лет на вырезание каждого из них; это было практически делом его жизни. Эта вторая дверь, сделанная Гиберти и четвертая в баптистерии, известна как Врата Рая , названные так Микеланджело и считающиеся одной из достопримечательностей Кватроченто.
Вторым великим скульптором этого периода был Донателло , на десять лет моложе Гиберти. Он был гораздо более многогранен в своем творчестве, уделяя особое внимание человеческой фигуре. Донателло считается в истории искусств предшественником Микеланджело и, по правде говоря, является независимым, пламенным и реалистическим художником. Его главным интересом была фигура человека в разные эпохи, охватывающая всевозможные типы, разнообразные жесты и выражающая в своем творчестве самые разнородные духовные состояния. С другой стороны, Донателло считается большим знатоком детской темы, особенно в выражении детской радости (трибуны соборов Флоренции и Прато ) . В круглой скульптуре Донателло развернул ренессансный портрет с бюстом, разрезанным горизонтально по груди, а не на постаменте (как это было принято в римской скульптуре). Примеры: бюст Антонио де Нарни с большой камеей на шее; терракотовый бюст Святого Лаврентия, изображенный в образе молодого дьякона, в Старой ризнице Сан-Лоренцо во Флоренции. Такая манера изображения портретных бюстов была перенята скульпторами эпохи Возрождения и продолжалась почти до эпохи барокко. В 16 веке бюст удлинили до обрезанной талии. Также в круглой скульптуре Донателло был предшественником фигуры верхом на лошади (из бронзы), посвященной великому персонажу и помещенной в центре общественной площади. Первой конной статуей Донателло была та, что называлась Гаттамелата ( лидер Эрасмо де Нарни ). [24] [25] [26]
Якопо делла Кверсия (умер в 1438 г.) — третий великий скульптор этой флорентийской школы и единственный из группы, кто родился не во Флоренции, а в Сиене . Он принадлежит к поколению Гиберти. Его стиль высокопарен и массивен, в отличие от детального стиля Гиберти. Его шедевром стал центральный портал Сан-Петронио в Болонье, начатый в 1425 году. Это серия рельефов, изображающих Бытие и детство Иисуса, с бюстами пророков и изображением Богородицы Сан-Петронио. В его рельефах доминирует монументальность и обработка геркулесовой обнаженной натуры, предвосхищающая стиль Микеланджело. Якопо делла Кверсия — автор фонтана Гея в Сиене, гробниц Иларии дель Каретто в Луке и Галеаццо Бентивольо в Болонье.
Группу семьи Роббиа возглавляет Лука делла Роббиа (умер в 1482 г.), почти полностью посвятивший себя изображению детства и юности женской фигуры. Лука создал школу, в которой ввел технику глазурованной глины, проявившуюся в самых разнообразных сюжетах, от небольшого рельефа до алтарного образа с обильными фигурами. Он также работал с мрамором и бронзой. Андреа делла Роббиа , племянник Луки, был самым одаренным из его последователей. [27] Он является автором тондо (круглых медальонов) детей, вырезанных в Spedale degli Innocenti во Флоренции. Последним из группы был Джованни делла Роббиа , который был не только скульптором, но и декоратором, а иногда и гончаром. [28]
Андреа дель Верроккьо (1435–1488) находился под сильным влиянием работ Донателло, вплоть до повторения некоторых его тем, таких как Давид во Флоренции или конная статуя кондотьера Коллеоне в Венеции (обе из бронзы). Верроккьо отличается глубокими анатомическими исследованиями. Антонио Поллайуоло также был хорошим флорентийским представителем интерпретации телесной энергии и неистовых движений. Его шедевр в этом стиле — «Геркулес и Антей», хранящийся в музее Барджелло . Агостино ди Дуччо (1418–1481) также был последователем Донателло, подражая его знаменитому стилю рельефа Скьяччато . [29] особенно в украшении фасада ораторского искусства Сан-Бернардино в Перудже и храма Малатеста в Римини.
Другим великим скульптором, работавшим в Модене, был Гвидо Маццони (умер в 1518 г.), чьи работы в основном выполнялись с использованием расписной терракоты - техники, которая тогда пользовалась большим спросом. Одной из его самых известных композиций была « Оплакивание мертвого Христа» для церкви Сан-Джованни в Модене, что, в свою очередь, должно было повлиять на одноименную работу, созданную Хуаном де Джуни в 1463 году после поездки по городам Болоньи. , Модена и Флоренция .
- Оплакивание умершего Маццони Христа .
Пятьсот
[ редактировать ]Чинквеченто или полный Ренессанс развивался на протяжении всего XVI века с дифференцированными характеристиками в каждой из двух половин века, с доминированием классицизма в первой половине и маньеризма во второй. Это был триумф опыта кватроченто. Одной из его основных характеристик является стремление к монументальному величию, всегда имея в виду открытие классического «Лаокоона и его сыновей» , открытого в 1506 году. В то время как художники Кватроченто создали школу во Флоренции, художники Чинквеченто создавали свои произведения. и развивали свое искусство главным образом в городе Риме, ставшем художественным центром нового века. Флоренция оставалась важным городом эпохи Возрождения, и в этот период в тосканской столице продолжали создаваться шедевры искусства, такие как Давид, гробницы капеллы Медичи, Персей Челлини и т. д. Представительным художником этого периода является Микеланджело, характер большой силы и индивидуальности.
Микеланджело Буонарроти, также ученик флорентийской школы, обобщает в своем лице почти все скульптурное искусство Италии своего времени (1475–1564). В первые тридцать лет своей жизни он сохранил в своем резце некоторые традиции XV века, производя умеренные и красивые, но энергичные работы. Этой первой эпохе мы обязаны его высоко оцененными скульптурами Мадонны Брюгге и Пьеты с некоторыми Вакхами и Амурами и Давидом Флорентийским . Но с того года, когда папы начали поручать ему строить грандиозные памятники, он создал гигантский стиль, очень энергичный, полный страсти, независимый и названный terribilità исключительно его собственным . К этому жанру относятся скульптуры гробниц Медичи в их часовне во Флоренции (Джулиано и его брата Лоренцо, чья сидячая статуя известна под названием Il Pensieroso за свою задумчивую позу) и статуи, которые художник подготовил для гробница Папы Юлия II , особенно знаменитого Моисея , которого он нашел в Базилика Сан -Пьетро-ин-Винколи .
Сансовино (собственное имя — Андреа Контуччи ) — художник, получивший образование среди флорентийских художников, проявляющий себя в своих скульптурах, любитель внешней формы, анатомии и классицизма , особенно в статуях, украшающих мавзолеи кардинала Асканио Сфорца и епископа Бассо Ровере. в церкви Санта-Мария-дель-Пополо , а также других во Флоренции и Венеции. Его ученик Якобо Сансовино работал преимущественно в Венеции, будучи великим распространителем творчества Микеланджело. Одна из лучших его скульптурных работ – «Вакх». [30]
Бенвенуто Челлини был не только скульптором, но и великим ювелиром . Его монументальное бронзовое произведение Персея с головой Медузы было символом триумфа семьи Медичи над Флорентийской республикой. Он является автором мраморного Христа монастыря Эль-Эскориал .
Бандинелли и Амманати были двумя современными скульпторами Челлини , которые создали монументальные статуи Геркулеса, Какуса и Нептуна для площади Синьории во Флоренции. Двое Леони, Леоне и Помпей (отец и сын) были великими литейщиками по бронзе и работали в основном в Испании во время правления Филиппа II .
маньеризм
[ редактировать ]Термин маньеризм относится к стилю со своими особенностями в эпоху Возрождения, в 16 веке, особенно после 1520 года. Характеристика, которая лучше всего определяет его, - это постоянный поиск нетрадиционного вместе с разрушением логического баланса путем применения деформирующих линий или позы, что на первый взгляд может сбить зрителя с толку. Это отказ от равновесия путем принятия вынужденных поз.
В маньеризме скульптура отвергла классицизм, ища криволинейные и динамичные формы, так называемую змеевидную или композицию кривых и контркривых, при которой тела поворачивались внутрь себя, в узких пространствах и иногда с очень выраженными ракурсами .
В Италии маньеристская скульптура представлена Джамболоньей («Иоанном Болонским»), например, «Похищение сабинянок» , Бенвенуто Челлини и Микеланджело, одним из лучших примеров которых является «Смещение» , где Христос изображен в позе змеи . [31]
Этот стиль распространился по всей Европе благодаря обширной коллекции гравюр и особенно в области скульптуры благодаря обилию небольших бронзовых изделий из Италии. Так оно развивалось при европейских дворах Франциска I в Фонтенбло с Франческо Приматиччо , который отвечал за привоз копий антиквариата из Рима. [32] Он также развивался при дворе Рудольфа II в Праге и Филиппа II в Эль-Эскориале , где академическая корректность характеризовала стиль маньеризма, используемый семьей Леони. [33] Под влиянием Микеланджело Гаспар Бесерра наложил свой маньеристический стиль на рередо собора Асторги , и именно в Вальядолиде , где находился Хуан де Юни , помимо Бесерры, было создано больше скульптур этого классико-героического типа. [34]
Французская скульптура
[ редактировать ]Политический интерес королей Франции обосновать свои владения на итальянских землях имел культурные последствия, поскольку было несколько итальянских художников, которые со второй половины пятнадцатого века поселились при французском дворе, причем Франциск I был главным меценатом этих художников, включая Леонардо да Винчи . Около 1460 года скульптор Франческо Лаурана , считающийся родоначальником эпохи Возрождения во Франции, поселился в Провансе и работал преимущественно в южной части страны. Одна из его самых известных скульптур — гробница Карла IV Анжуйского в соборе Ле-Мана. [35]
Одной из наиболее обсуждаемых тем во французской скульптуре этого периода является тема Святого Погребения и могильных памятников, где фигура лежачего трактуется с большим реализмом . Умерший представлен в виде трупа или даже скелета; в момент перехода, как в случае с Иоанной Бурбонской в Лувре . К этому типу относятся две работы Лижье Ришье с полихромией в черном, белом и сером цветах: Мемориал Рене де Шалона в Бар-ле-Дюк , в котором частично лишенный плоти скелет стремится сердцем к небу; и истощенное лежащее тело Филиппы Гельдерской в церкви Кордельеров в Нанси . Эта аллегория воскрешения мертвых происходит от итальянского «terribilità» и раскрытия внутренней части тела, даже если она не представляет взору науки совершенную анатомию. [36]
Мишель Коломб , скульптор королевы Анны Бретонской в начале XVI века, заказавший гробницу ее родителей, герцога Франциска II и Маргариты де Фуа в соборе Нант , выделяется влиянием итальянского творчества. В лежачих фигурах гробницы еще видны черты готики, но не в декоративных элементах и в четырех фигурах Добродетелей в натуральную величину, размещенных по углам погребального памятника.
Его племянник Гийом Реньо, также скульптор, сменил его на посту скульптора королевы. Его шедевры — лежачие статуи королевского советника Луи Порше и его жены, находящиеся сейчас в Лувре. [37]
Также в начале шестнадцатого века Жан Гужон (называемый французом Фидий ) начал свою работу в Руане , а в 1544 году он отправился в Париж, чтобы быть назначенным королевским скульптором в 1547 году, где выполнил многочисленные заказы, такие как аллегории « Времен года». , нимфы , несколько кариатид для трибуны музыкантов и знаки Зодиака для старой ратуши Парижа . В эти же годы Жермен Пилон создал многочисленные погребальные памятники с большим влиянием Микеланджело , среди которых выделяется Воскресший Христос с фигурами стражей , группа для капеллы Генриха II , сохранившаяся в Лувре , фигуры которой вдохновлены живописными композициями. например, « Иосиф Аримафейский» Россо Фьорентино . Мертвый Христос напоминает гравюры Пармиджанино , так как фигуры ищут диагонали и ракурсы эффектны, складки одежды тугие и очень тонкие, напоминающие рельефы классической античности . Его ученик Варфоломей Приер, работавший на службе Генрих IV Франции был верным последователем. Пьер Пюже , которого называли «французским Бернини », уже был скульптором позднего Возрождения; его работа Милона Кротонского была выдающейся. [38]
Испанская скульптура
[ редактировать ]Идеи и скульптурные формы итальянского Возрождения проникли в Испанию вместе с флорентийскими художниками, приехавшими работать при испанском дворе в 15 веке , и продолжали распространяться вместе с творчеством художников разных национальностей и некоторых испанцев, обучавшихся в Италии. с последних лет того столетия. Однако новый стиль не утвердился до восшествия на престол короля Испании Карла I в начале 16 века. [39]
Уже в 1339 году искусство Пизы прибыло в Каталонию вместе с гробницей Санта-Эулалии в соборе Барселоны , вырезанной Лупо ди Франческо , помимо некоторых других влияний, описанных выше. Почти столетие спустя некоторые рельефы были вырезаны в траскоро собора Валенсии флорентийцем Джулиано, учеником Гиберти , вместе с другими испанской рукой. Но эти пробы и попытки оставались единичными до прихода в конце XV и начале следующего века других мастеров флорентийской школы.
Скульптура эпохи Возрождения заявляла о своем присутствии по трем различным каналам: итальянские скульпторы, посланные Меценатом и выполнявшие свои работы в Испании; импортные работы из итальянских мастерских; первое поколение испанских художников. В первую группу входят скульпторы Доменико Фанчелли , Пьетро Торриджано и Якопо Торни , также называемые Индако. [40]
- Доменико Фанчелли вырезал гробницу младенца Иоанна (сына католических монархов, умер в 1497 году) в церкви монастыря Св. Фомы в Авиле, гробницу католических монархов в Гранаде и фреску мавзолея Диего Уртадо де Мендоса. в соборе Севильи (1509 год).
- Пьетро Торриджано был великим скульптором по терракоте, которому приписывают Святого Иеронима и статую Богородицы, которые в настоящее время находятся в Музее Севильи.
Среди работ, заказанных из Италии, примерами служат «Святой Иоанн» из мастерской Микеланджело для города Убеда и несколько рельефов из мастерской семьи Делла Роббиа.
Что касается испанских скульпторов, то первое поколение состояло из Васко де ла Сарса (хоровые помещения собора Авилы ), Фелипе Бигарни (главный алтарь собора Толедо ), Бартоломе Ордоньеса (хоровые помещения собора Барселоны). ) и Диего де Силоэ (могила дона Алонсо Фонсека в Санта-Урсула-де-Саламанка). [41]
Алонсо Берругете и Хуан де Жуни , французы по происхождению и имеющие мастерскую в Вальядолиде , авторы главных алтарей в церквях Сантьяго и Ла-Антигуа, а также многих других произведений, найденных в Сеговии , Сьюдад-Родриго и других городах Кастилии, стояли появился во второй трети XVI века и продолжался до 1577 года. Появились и другие великие мастера испанского Возрождения, которые, следуя итальянским меркам, умели придать своим произведениям чисто испанский характер, создав школы в разных регионах страны. .
Третья треть пришлась на классицистический вкус. Два итальянских скульптора Леони ( Леоне и Помпейо, отец и сын) работали при дворе императора Карла, отливая из бронзы статуи Карла I, Филиппа II и других членов королевской семьи.
- Жертвоприношение Исаака автора Алонсо Берругете .
- Святой Антоний Падуанский , Иоанн Джун
- Филипп II Помпея и Леоне Леони .
Платереско
[ редактировать ]В эпоху Возрождения это чисто испанский сорт, соответствующий португальскому стилю мануэлино . Его также называют стилем Изабеллинской готики или стиля католических королей , поскольку он начался во времена правления этих монархов, хотя и простирается до времен Филиппа II. Термин «платереск» обычно используется для обозначения архитектуры, но, поскольку это чисто декоративное искусство и скульптурное украшение, его можно включить в этот небольшой раздел.
Для него характерно сохранение определенных компонентов готики и мудехара в стиле Возрождения. Фасады вылеплены так, как если бы они были алтарными образами, и вместе с типичной ренессансной обивкой присутствуют колонны с гротескными украшениями и окнами в готической традиции. Распространено множество тондо или медальонов и гербов, помещенных в замковые камни сводов и в перемычки арок. Это очень декоративный жанр. Наибольшего расцвета оно достигло в Андалусии. Хорошим примером является фасад мэрии Севильи работы Диего де Рианьо . [42]
Немецкая скульптура
[ редактировать ]Процветание германских городов укрепилось с расширением готического периода, что привело к появлению в первые десятилетия 16 века скульптуры эпохи Возрождения под влиянием итальянской флорентийской школы. Большая часть этой скульптуры была выполнена из дерева из-за большого лесного богатства ее регионов и с великолепной полихромией и позолотой. Немецким скульпторам было трудно отказаться от готических костюмов и обрести своим персонажам классический дух, что хорошо видно в работах Фейта Штоса , в алтарном образе Богородицы в церкви Святой Марии в Кракове , в рельефах в соборе Бамберга или в Благовещении Розария в церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге . Также в том же стиле выполнены скульптуры Тильмана Рименшнейдера , необычные произведения, такие как Алтарь Благовещения в церкви Креглингена. [43]
Под «скульптурным миром» известен характер, который скульптура приняла в германских странах во второй половине 15 века, что можно увидеть в больших некоторых немецких полиптихах алтарей церквей и соборов. Часто это алтари с двумя или даже четырьмя цельнолепными створками, со шпилями и высокими башенками , в центральной части которых размещается «коробочка» с религиозной сценой. Вазари , ценитель немецкого стиля, говорил по этому поводу:
(...) терпение и великая тонкость... скульпторы постоянно действуют таким образом, что сводят вещи к такой тонкости, что оставляют мир изумленным.
Мишель Эрхарт из Ульма добился великолепного стилистического контроля. Его самая важная работа — алтарь бенедиктинского монастыря Блаубойрер ( Баден-Вюртемберг ), где в коробке можно увидеть пять больших полихромных скульптур. На германских периферийных территориях, в Южном Тироле скульптор Михаэль Пахер , работал ; среди его работ выделяется главный алтарь Святого Вольфганга высотой одиннадцать метров, где живопись мастерски сочетается со скульптурой. [44]
Немецкая скульптура в эпоху Возрождения просуществовала недолго. Петер Вишер выделялся как скульптор наряду с другими членами своей семьи, вдохновленный скорее итальянским кватроченто, что можно увидеть в гробнице святого Зебальда (1507–1519) в Нюрнберге , а также его участие в мавзолее. императора Максимилиана в Инсбруке , который должен был сгруппировать сорок статуй большего размера и сто статуэток меньшего размера с сорока бюстами императоров. Была выполнена лишь треть этой работы, а скульптуры были отлиты из бронзы . К этой работе был также привлечен Альбрехт Дюрер , для которого он спроектировал Голову короля Артура и изготовил скульптуру Вишера в полный рост, с украшением и доспехами в средневековом стиле, но с явным контрапостом героя Античности. [45]
Скульптура в Нидерландах
[ редактировать ]В Нидерландах художественная деятельность была полностью развита и консолидирована в период готики до очень высокого уровня, поэтому понятно, что они не хотели признавать другие критерии. Таким образом, принятие нового стиля, пришедшего из Италии, запоздало, и готические украшения сохранялись еще долгое время. При реализации алтарных образов, хоров и религиозной обстановки, в том числе скульптуры, использовалась резьба по дереву, в которой элементы Возрождения были проработаны в стиле, выполненном в ломбардской части Италии.
В 1507 году Маргарита Австрийская стала губернатором Нидерландов от имени своего племянника Карла I , создав гуманистический двор в Мехелене . Маргарет была великим коллекционером произведений искусства и брала к себе на службу самых разных художников, в том числе скульптора Конрада Мейта , родившегося в Вормсе , который работал в искусстве портретной живописи и небольших самшитовых или бронзовых статуэток. Маргарита поручила ему сделать фигурки ее мужа Филиберта Красивого , фигурки ее матери Марии Бургундской и свои собственные для церкви Бру Бург-ан-Бресс . [46]
Бельгиец Герман Глозенкамп построил декоративные скульптуры дымохода ратуши Брюгге . В Утрехте есть несколько статуй скульптора Уриса и Кейзера, в которых в анатомических деталях и складках облачений можно увидеть натурализм эпохи Возрождения, с полным принятием нового стиля во второй половине шестнадцатого века.
Жак дю Броек , магистр Иоанна Болонского , был назначен архитектором и придворным скульптором Марии Австрийской , дочери Карла I Испанского , для которой он выполнил многочисленные работы, в том числе набор скульптур из алебастра для хора Сент-Луиса. Водру де Монс. Его рельефы близки современным итальянским скульпторам, а черты классицизма просматриваются в складках их одежды, в стиле античной скульптуры. В более крупных рельефах, например в «Воскресении», фигуры изображены вытянутыми силуэтами, почти округлыми и очень выраженными.
Работы скульптора и архитектора Корнелиуса Флориса де Вриендта с большим сходством с итальянским стилем проявились в фасаде антверпенской и ратуши, в гробницах королей Дании герцогов Прусских в Кенигсберге , в убранстве хор собора Богоматери Турне , выполненный в большом сходстве со стилем Андреа Сансовино . [47]
Английская скульптура
[ редактировать ]Английская скульптура 16 века произошла от итальянской скульптуры, причем наиболее известные художники, работающие в Англии, были выходцами из последней страны. Монархи, поощряя художественную жизнь, играли очень важную роль в развитии этого художественного движения. Среди первых и главных итальянских скульпторов был Пьетро Торриджано , которому мы обязаны гробницей Генриха VII и Елизаветы Йоркской . Он сделан из мрамора и позолоченной бронзы, с лежащими фигурами монархов и в каждом углу гробницы ангелами, держащими гербы; он находится в часовне Вестминстерского аббатства в Лондоне . В 1511 году он изваял гробницу Маргарет Бофорт , матери Генриха VII. 1516 годом датируется могила королевского архивариуса Джона Янга, которого он также изобразил на бюсте, хранящемся в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Он также был заказан Генрихом VIII для своей гробницы и могилы его жены Екатерины Арагонской в 1518 году. Несмотря на поездку скульптора в Италию для найма помощников, причины, по которым он не завершил работу, неизвестны, и он покинул английский двор, чтобы поселились в Испании в 1525 году. Эта гробница была окончательно изготовлена между 1524 и 1528 годами итальянским скульптором Бенедетто да Ровеццано .
С проведением протестантской Реформации в Англии была запрещена религиозная скульптура, а также контакты со всем, что могло прийти из Италии, поскольку это рассматривалось как способ папского влияния. Только в великолепных пантеонах и памятных статуях персонажи с тех пор имели некоторую жизнь в пластическом искусстве, например, сделанном англичанином Ричардом Паркером для гробницы графа Ратленда (1543 г.) в Боттсфорде . [48]
Итальянское влияние сменилось французским и прибытием фламандских художников, в том числе Джерарда Джонсона (также называемого Гарретом Янсеном), который сделал гробницу графа Саутгемптона в Титчфилде и погребальный памятник в честь Уильяма Шекспира в Стратфорде . [49]
Португальская скульптура
[ редактировать ]В конце 15 века Андреа Сансовино поступил на работу к королю Португалии Жуану II ; казалось, что итальянцы, обладая почти исключительной монополией на античное искусство, обладали и даром правильного в искусстве. [50]
был создан фокус гуманизма Вокруг двора Иоанна III по модели итальянских дворов . Ренессанс утвердился в городах Коимбра , Томар и Эвора с такой силой, что в этом регионе Алентежу было очень трудно для более позднего внедрения барокко . Португальская скульптура также была итальянской в период своего первого Возрождения, ее основными произведениями были три прекрасных рельефа в монастыре церкви Санта-Крус в Коимбре , вырезанные португальскими художниками:
- Христос перед Пилатом
- Прохождение креста на плечах
- Месса Святого Григория
Приехавший из Франции художник Николя Шантерен в 1515 году выполнил королевские гробницы для этой церкви в Коимбре. В 1517 году ему был заказан центральный портик монастыря Жеронимуш в Белене и молящиеся фигуры короля Мануэля и королевы Марии ; среди многочисленных произведений этого скульптора — алебастровый алтарь дворца Пена для города Синтры . Шантеренн также практиковал искусство портретной живописи, создавая бюсты большого реализма. [51]
Два других французских скульптора также находились в Коимбре: Хуан де Руан и Фелипе Дуарте или Орарте, приехавшие из Толедо и нанятые для создания группы «Ужина» , завершенной в 1534 году с необыкновенным реализмом в взволнованных и порывистых позах. В настоящее время группа хранится в музее города Коимбра. Руан работал над алтарем для капеллы Таинства в соборе этого города; Также примечательна кафедра , которую он сделал для монастыря Санта-Крус. Этот художник основал важную мастерскую, где было создано множество произведений. В середине этого столетия испанское влияние можно было оценить в нескольких работах монастыря Белен, например, в деревянном Распятии , стиль которого похож на стиль кружка Диего де Силоэ. [52]
Испано-американская скульптура
[ редактировать ]В целом испано-американская скульптура эпохи Возрождения возникла во многом благодаря религиозным орденам и их преподавательской работе, а также наличию моделей произведений, привезенных из Испании, откуда во многих случаях копировалась иконография изображений, особенно иконография изображений .
В Эквадоре именно францисканские миссионеры фламандского происхождения Педро Госсил и Йодоко Рике основали первую школу в монастыре Сан-Франциско в Кито , обучающую знаниям в области искусства архитектуры и резьбы, как по камню, так и по дереву, а также религия и письма. Местные художники добились хороших интерпретаций, смешанных с мотивами своей традиции, благодаря изобретательности лиц изображений, а также полихромии с более основными цветами и гораздо более яркой, что можно увидеть в алтарных образах, построенных в пятнадцатом веке. в Мексике , а также в декоре, используемом в крестильных купелях и в крестах монастырских дворов. [53]
Соответствующим скульптором является гватемалец Кирио Катаньо, который был автором, среди других изображений, Черного Христа из Эскипуласа в 1594 году. [54]
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Кастельфранки-Вегас (1997 , стр. 43)
- ^ Суреда (1988 , стр. 10)
- ^ Суреда (1988 , стр. 13)
- ^ Большая энциклопедия на каталонском языке . Полет. 17. Барселона: Edicions 62. 2004. ISBN. 84-297-5435-0 .
- ^ Цейссон (1996 , стр. 70–71)
- ^ Большая энциклопедия на каталонском языке . Полет. 17. Барселона: Edicions 62. 2004. ISBN. 84-297-5445-8 .
- ^ Цейссон (1996 , стр. 102)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 54–55)
- ^ DDAA (2004 , стр. 703)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 120–121)
- ^ Суреда (1988 , стр. 229)
- ^ Суреда (1988 , стр. 128–129)
- ^ Jump up to: а б с Historia Universal del Arte (на испанском языке). Том 8. Мадрид: Сарпе. 1984. ISBN 84-7291-596-4 .
- ^ Ходсон (2000 , стр. 42)
- ^ DDAA (1984 , стр. 721)
- ^ Бозал (1983 , стр. 198)
- ^ Бозал (1983 , стр. 195)
- ^ Эрнандес Перера (1988 , стр. 222)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 46–50)
- ^ DDAA (2004 , стр. 762)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 56–57)
- ^ DDAA (2004 , стр. 702)
- ^ Энгл Иньигес (1982 , стр. 64)
- ^ Энгл Иньигес (1982 , стр. 64)
- ^ Аскарате (1981 , стр. 54)
- ^ Пихоан, Хосе Arte del periodo humanístico trecento y cuattrocento (на испанском языке). Том XIII. Сумма Артис. Общая история искусства.
- ^ Ангуло Иньигес (1982)
- ↑ Он был третьим сыном Андреа делла Роббиа . Вазари в своей биографии считает его наименее одаренным из группы. Когда в 1525 году его братья покинули семейную мастерскую и отправились работать в другие города, Джованни поддерживал его деятельность.
- ^ Это техника, использовавшаяся в эпоху Возрождения и усовершенствованная Донателло для изображения вымышленной перспективы с помощью различных объемов рельефов. Он заключается в постепенном уменьшении фигур: от высокого рельефа переднего плана к едва намеченному, почти плоскому рельефу фигур на заднем плане.
- ^ «Бахус» . Архивировано из оригинала 25 марта 2010 г.
- ^ Морда (1983)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 140)
- ^ DDAA (2004 , стр. 707)
- ^ DDAA (2004 , стр. 731)
- ^ Алкоголь Гил (1988 , стр. 318)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 158–159)
- ^ Алколеа Гил (1988 , стр. 321–322)
- ^ Алколеа Гил (1988 , стр. 334–335)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 112)
- ^ DDAA (2004 , стр. 719)
- ^ Минимальный образец работ каждого скульптора. Подробная информация на странице каждого.
- ^ DDAA (2004 , стр. 762–763)
- ^ Касниц (2006 , стр. 244–409)
- ^ Кастельфранки-Вегас (1997 , стр. 197–198)
- ^ Суреда (1988 , стр. 352)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 117)
- ^ Алколеа Гил (1988 , стр. 336–337)
- ^ Алколеа Гил (1988 , стр. 344–346)
- ^ DDAA (2004 , стр. 718)
- ^ ДДАА (1984)
- ^ Цейссон (1996 , стр. 109)
- ^ DDAA (2004 , стр. 734)
- ^ DDAA (2004 , стр. 733)
- ^ «Черный Христос из Эскипуласа» . Всего понемногу ... 15 января 2009 г. Проверено 19 февраля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- ДДАА (2004). История искусства Эспасы (на испанском языке). Эспаса-Кальпе. ISBN 84-670-1323-0 .
- ДДАА (1984). Historia Universal del Arte (на испанском языке). Том 5. Мадрид: Сарпе. ISBN 84-7291-593-Х .
- Алколеа Хиль, Сантьяго (1988). Всеобщая история искусства: Возрождение (II) и маньеризм (на испанском языке). Барселона: Редакция Планеты. ISBN 84-320-8906-0 .
- Ангуло Иньигес, Диего (1982). История искусства (на испанском языке). Том II. Мадрид. ISBN 84-400-8723-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аскарате, Хосе Мария де (1981). История искусства в схематических изображениях (на испанском языке). издателя EPESA ISBN 84-7067-099-9 .
- Морда, Валериано (1983). История искусства: скульптура эпохи Возрождения в Италии (на испанском языке). Барселона: Карроджо. ISBN 84-7254-313-7 .
- Кастельфранки-Вегас, Лиана (1997). Искусство эпохи Возрождения (на испанском языке). Барселона: М. Молейро. ISBN 84-88526-26-1 .
- Цейссон, Бернар (1996). Скульптура: 15-16 вв. Возрождение (на испанском языке). Барселона: Карроджо. ISBN 84-7254-245-9 .
- Эрнандес Перера, Хесус (1988). Всеобщая история искусства: Итальянское Чинквеченто (на испанском языке). Барселона: Планета. ISBN 84-320-8906-0 .
- Ходсон, Руперт (2000). Мигель Анхель, скульптор (на испанском языке). Флоренция: Фаэнца. ISBN 88-8138-044-7 .
- Касниц, Райнер (2006). Резные алтари, Шедевры поздней готики . Thames & Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0-500-51298-2 .
- Моранте Лопес, Фелиса; Руис Сапата, Ана Мария (1994). Анализ и комментарий художественного произведения. Изучение произведений живописи, архитектуры и скульптуры (на испанском языке). Посвящение в университет Эдинумен. ISBN 84-85789-72-5 .
- Суреда, Джоан (1988). Всеобщая история искусства: Возрождение I (на испанском языке). Барселона: Планета. ISBN 84-320-8905-2 .