Jump to content

Фейт Стосс

Фейт Стосс
Рожденный До 1450 г.
Умер 20 сентября 1533 г.
Место отдыха Кладбище Святого Йоханниса, Нюрнберг
Известный Скульптура
Движение Поздняя готика , Северное Возрождение.
Деревянный алтарь Вейта Стоса в церкви Святой Марии в Кракове
Слепой Фейт Стосс с внучкой. Автор Ян Матейко (1865 г.), Национальный музей в Варшаве.

Вейт Штосс (также: Veit Stoß и Stuoss ; польский : Wit Stwosz ; латынь : Vitus Stoss ; до 1450 года — около 20 сентября 1533 года) был ведущим немецким скульптором, в основном работавшим с деревом, чья карьера охватывала переход между поздней готикой и Северное Возрождение . Его стиль подчеркивал пафос и эмоциональность, чему способствовала виртуозная резьба развевающихся драпировок; его назвали «позднеготическим барокко ». [1] У него была большая мастерская, и помимо его собственных работ есть еще ряд учеников. Он наиболее известен благодаря алтарному образу в базилике Святой Марии в Кракове , Польша .

Согласно контрактам и другим официальным документам, написанным в пятнадцатом и шестнадцатом веках, Стос родился в месте, произносимом как Хорб или Хорбн. Большинство исследователей отождествляют это место с Хорб-ам-Неккаром недалеко от Штутгарта в Германии . Однако есть художественные следы, указывающие на то, что раннее образование Стоса могло проходить в современной Швейцарии . Более того, его брат наверняка родился в Аарау на севере Швейцарии , что позволяет предположить, что семья художника жила в этом регионе и что Стос скорее родился в городке Хорбен, расположенном в 30 км к юго-востоку от Арау. [2] Точная дата его рождения неизвестна, хотя, должно быть, это было незадолго до 1450 года. Ничего о его жизни точно не известно до 1473 года, когда он переехал в Нюрнберг во Франконии и женился на Барбаре Герц. Их старший сын Андреас родился там до 1477 года, когда Стос переехал в Краков, королевскую столицу Польши, где ему было поручено изготовить огромный полихромный деревянный алтарь Вейта Стоса (Ołtarz Wita Stwosza) в церкви Святой Марии в Кракове. Его сын Станислав , родившийся в следующем году в Кракове, также был скульптором.

В Кракове

[ редактировать ]

Вейт жил и работал в Кракове почти двадцать лет, с 1477 по 1496 год. Его имя обычно полонизируется как Вит Ствош. [3] Алтарь в Кракове был завершен в 1489 году и представлял собой крупнейший триптих своего времени. Как и другие крупные работы Стоса, для этого требовалась большая мастерская, включающая специализированных художников и позолотчиков. [4] Другими важными работами периода Стоса в Польше были гробница Казимира IV в Вавельском соборе , мраморная гробница Збигнева Олесницкого в Гнезно и алтарь Святого Станислава . Польский двор был более осведомлен об итальянских стилях, чем покровители Нюрнберга того времени, и в некоторых польских работах Стоса использовался классический орнамент эпохи Возрождения. [5]

Во время Второй мировой войны по приказу Ганса Франка – генерал-губернатора этого региона оккупированной Польши – примерно в 1941 году разобранный Алтарь был отправлен в нацистскую Германию . Он был вновь обнаружен в 1945 году в Баварии , спрятанный в подвале сильно разбомбленного здания. Нюрнбергский замок . [6] был возвращен на свое место в базилике . Главный алтарь подвергся масштабным реставрационным работам в Польше и десять лет спустя [3]

Нюрнберг

[ редактировать ]
Ангельское приветствие (1517–1518) в церкви Св. Лоренца , Нюрнберг.

В 1496 году Стос вернулся в Нюрнберг с женой и восемью детьми. Он восстановил гражданство за три гульдена и возобновил работу там в качестве скульптора. Между 1500 и 1503 годами он вырезал ныне утерянный алтарь для приходской церкви Шваца , Тироль , « Успения Богородицы ». В 1503 году он был арестован за подделку печати и подписи мошеннического подрядчика, приговорен к клеймению на обеих щеках и запрету покидать Нюрнберг без явного разрешения городского совета. В 1506 году он был помилован императором Максимилианом , и его гражданские права были восстановлены. [7]

Ангел Рафаэль и юный Тобиас. Лаймвуд. 97 см (38 дюймов), (Немецкий национальный музей, Нюрнберг)

Несмотря на запрет, он отправился в Мюннерштадт в 1504 году, чтобы расписать и позолотить алтарь, который Тильман Рименшнайдер оставил в простом дереве десятью годами ранее, предположительно в соответствии с его контрактом (в отличие от Штоса, в его мастерской не было художников и позолотчиков). Оставлять деревянную скульптуру неокрашенной было в то время новым вкусом, и «возможно, вкусы городского совета были несколько провинциальными». [8] Он также создал алтарь для Бамбергского собора и различные другие скульптуры в Нюрнберге, в том числе « Благовещение» и «Товий и ангел» . В 1506 году он был арестован во второй раз. В 1507 году император Максимилиан написал письмо о помиловании. Единственный аргумент был сделан на основании его гениальности. Совет имперского вольного города Нюрнберга отказался сделать ему публичное уведомление. Но вмешательство Максимилиана спасло его от темницы и отрубления рук. [9] [10] Он смог переселиться в Нюрнберг с 1506 года, но совет избегал его, и с тех пор он получил несколько крупных заказов. [1] В 1512 году император попросил Стоса помочь с планированием его надгробного памятника, который в конечном итоге был установлен в в ; Инсбруке Хофкирхе похоже, попытки Стоса отлить латунь не увенчались успехом.

В период 1515–1520 годов Фейт Стосс получил заказ на скульптуры от Рафаэле Торриджани , богатого флорентийского купца. В 1516 году он создал Товию и ангела (ныне в Германском национальном музее в Нюрнберге) и статую Святого Роха для базилики Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Эта деревянная статуя изображает святого в традиционном виде: в одежде паломника, поднимающего свою тунику, чтобы продемонстрировать чумную язву на бедре. Даже Джорджио Вазари , который не очень высокого мнения о художниках к северу от Альп, похвалил его в своем «Le Vite» и назвал «чудом в дереве», хотя и неверно приписывал его. [11]

Фейт Штосс был похоронен на кладбище Святого Йоханниса в Нюрнберге. [12] Его творческое наследие продолжил сын Станислав. [13]

[ редактировать ]

Вейт Стосс фигурирует в Джудит Вейр « опере Черный паук ». Он один из поющих скульпторов в акте 3, сцена 2 внутри Вавельского собора . Он изображен работающим над гробницей короля Казимира IV .Есть польская книга (1913) и фильм (1961) Historia żółtej ciżemki ( История желтого кракова ). [14] о Фейте Стоссе в Кракове.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Снайдер 1985 , стр. 309.
  2. ^ Кемпинский, Збигнев (1981). Вит Ствош . Аурига. стр. 7–9.
  3. ^ Перейти обратно: а б Жизнь и искусство Вита Ствоша .   (на польском языке)
  4. ^ Снайдер, 308–309.
  5. ^ «Януш Кембловский, Вит Ствош в Кракове (Вит Ствош в Кракове)» .
  6. ^ Киркпатрик
  7. ^ Дюрант, Уилл (1957). Реформация . Саймон и Шустер: Нью-Йорк. п. 307.
  8. ^ Снайдер, 305
  9. ^ Грёссинг, Сигрид-Мария (2002). Максимилиан I: Император, Художник, Боец (на немецком языке). Амальтея. п. 233. ИСБН  978-3-85002-485-3 . Проверено 25 февраля 2022 г.
  10. ^ Вейландт, Герхард. Шок, Файт — немецкая биография (на немецком языке) . Проверено 25 февраля 2022 г.
  11. ^ Бачандалл
  12. ^ "Санкт-Йоханнисфридхоф > Знаменитости" . Администрация евангелическо-лютеранского кладбища Св. Иоанна и Св. Рохуса . Проверено 18 января 2018 г.
  13. ^ Пильц, Эразм, изд. (1909). Польша, ее народ, история, промышленность, финансы, наука, литература, искусство и социальное развитие . Лондон: Х. Дженкинс Лимитед. п. 360 . Проверено 18 января 2018 г. Среди прославившихся учеников этого великого мастера был Станислав Ствош младший...
  14. ^ «История золотой бутсы» - через www.imdb.com.

Источники

[ редактировать ]
  • Баксандалл, Майкл (1980). Скульпторы из липового дерева в Германии эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-02829-6 .
  • Баутц, Трауготт, изд. — Шок, Вейт. Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 11. Герцберг: Бауц. столбцы. 1-5. ISBN  3-88309-064-6 .
  • Р. Канситц, изд. Фейт Штосс в Нюрнберге. Работы мастера и его школы в Нюрнберге и окрестностях (каталог выставки) (на немецком языке). Мюнхен. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Кепински, Здзислав (1981). Фейт Штосс (на немецком языке). Издательство Арт. ISBN  83-221-0138-4 .
  • Киркпатрик, Сидни (2010). Святые реликвии Гитлера . Саймон и Шустер. ISBN  978-1-4165-9062-0 .
  • Шульц, Эллен, изд. (1986). Искусство готики и ренессанса в Нюрнберге . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  978-0-87099-466-1 .
  • Скубишевский, Петр (1978). «Стиль Фейта Штоса» (на немецком языке). 41 (2). Журнал истории искусств: 93–133. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Снайдер, Джеймс (1985). Искусство Северного Возрождения: живопись, скульптура, графика с 1350 по 1575 год . Прентис-Холл / Гарри Н. Абрамс. ISBN  0-13-623596-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6004deef726d732671eb0cf1abaa42c4__1718003640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/c4/6004deef726d732671eb0cf1abaa42c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Veit Stoss - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)