Фейт Стосс
Фейт Стосс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | До 1450 г. |
Умер | 20 сентября 1533 г. |
Место отдыха | Кладбище Святого Йоханниса, Нюрнберг |
Известный | Скульптура |
Движение | Поздняя готика , Северное Возрождение. |


Вейт Штосс (также: Veit Stoß и Stuoss ; польский : Wit Stwosz ; латынь : Vitus Stoss ; до 1450 года — около 20 сентября 1533 года) был ведущим немецким скульптором, в основном работавшим с деревом, чья карьера охватывала переход между поздней готикой и Северное Возрождение . Его стиль подчеркивал пафос и эмоциональность, чему способствовала виртуозная резьба развевающихся драпировок; его назвали «позднеготическим барокко ». [1] У него была большая мастерская, и помимо его собственных работ есть еще ряд учеников. Он наиболее известен благодаря алтарному образу в базилике Святой Марии в Кракове , Польша .
Жизнь
[ редактировать ]Согласно контрактам и другим официальным документам, написанным в пятнадцатом и шестнадцатом веках, Стос родился в месте, произносимом как Хорб или Хорбн. Большинство исследователей отождествляют это место с Хорб-ам-Неккаром недалеко от Штутгарта в Германии . Однако есть художественные следы, указывающие на то, что раннее образование Стоса могло проходить в современной Швейцарии . Более того, его брат наверняка родился в Аарау на севере Швейцарии , что позволяет предположить, что семья художника жила в этом регионе и что Стос скорее родился в городке Хорбен, расположенном в 30 км к юго-востоку от Арау. [2] Точная дата его рождения неизвестна, хотя, должно быть, это было незадолго до 1450 года. Ничего о его жизни точно не известно до 1473 года, когда он переехал в Нюрнберг во Франконии и женился на Барбаре Герц. Их старший сын Андреас родился там до 1477 года, когда Стос переехал в Краков, королевскую столицу Польши, где ему было поручено изготовить огромный полихромный деревянный алтарь Вейта Стоса (Ołtarz Wita Stwosza) в церкви Святой Марии в Кракове. Его сын Станислав , родившийся в следующем году в Кракове, также был скульптором.
В Кракове
[ редактировать ]Вейт жил и работал в Кракове почти двадцать лет, с 1477 по 1496 год. Его имя обычно полонизируется как Вит Ствош. [3] Алтарь в Кракове был завершен в 1489 году и представлял собой крупнейший триптих своего времени. Как и другие крупные работы Стоса, для этого требовалась большая мастерская, включающая специализированных художников и позолотчиков. [4] Другими важными работами периода Стоса в Польше были гробница Казимира IV в Вавельском соборе , мраморная гробница Збигнева Олесницкого в Гнезно и алтарь Святого Станислава . Польский двор был более осведомлен об итальянских стилях, чем покровители Нюрнберга того времени, и в некоторых польских работах Стоса использовался классический орнамент эпохи Возрождения. [5]
Во время Второй мировой войны по приказу Ганса Франка – генерал-губернатора этого региона оккупированной Польши – примерно в 1941 году разобранный Алтарь был отправлен в нацистскую Германию . Он был вновь обнаружен в 1945 году в Баварии , спрятанный в подвале сильно разбомбленного здания. Нюрнбергский замок . [6] был возвращен на свое место в базилике . Главный алтарь подвергся масштабным реставрационным работам в Польше и десять лет спустя [3]
Нюрнберг
[ редактировать ]
В 1496 году Стос вернулся в Нюрнберг с женой и восемью детьми. Он восстановил гражданство за три гульдена и возобновил работу там в качестве скульптора. Между 1500 и 1503 годами он вырезал ныне утерянный алтарь для приходской церкви Шваца , Тироль , « Успения Богородицы ». В 1503 году он был арестован за подделку печати и подписи мошеннического подрядчика, приговорен к клеймению на обеих щеках и запрету покидать Нюрнберг без явного разрешения городского совета. В 1506 году он был помилован императором Максимилианом , и его гражданские права были восстановлены. [7]

Несмотря на запрет, он отправился в Мюннерштадт в 1504 году, чтобы расписать и позолотить алтарь, который Тильман Рименшнайдер оставил в простом дереве десятью годами ранее, предположительно в соответствии с его контрактом (в отличие от Штоса, в его мастерской не было художников и позолотчиков). Оставлять деревянную скульптуру неокрашенной было в то время новым вкусом, и «возможно, вкусы городского совета были несколько провинциальными». [8] Он также создал алтарь для Бамбергского собора и различные другие скульптуры в Нюрнберге, в том числе « Благовещение» и «Товий и ангел» . В 1506 году он был арестован во второй раз. В 1507 году император Максимилиан написал письмо о помиловании. Единственный аргумент был сделан на основании его гениальности. Совет имперского вольного города Нюрнберга отказался сделать ему публичное уведомление. Но вмешательство Максимилиана спасло его от темницы и отрубления рук. [9] [10] Он смог переселиться в Нюрнберг с 1506 года, но совет избегал его, и с тех пор он получил несколько крупных заказов. [1] В 1512 году император попросил Стоса помочь с планированием его надгробного памятника, который в конечном итоге был установлен в в ; Инсбруке Хофкирхе похоже, попытки Стоса отлить латунь не увенчались успехом.
В период 1515–1520 годов Фейт Стосс получил заказ на скульптуры от Рафаэле Торриджани , богатого флорентийского купца. В 1516 году он создал Товию и ангела (ныне в Германском национальном музее в Нюрнберге) и статую Святого Роха для базилики Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Эта деревянная статуя изображает святого в традиционном виде: в одежде паломника, поднимающего свою тунику, чтобы продемонстрировать чумную язву на бедре. Даже Джорджио Вазари , который не очень высокого мнения о художниках к северу от Альп, похвалил его в своем «Le Vite» и назвал «чудом в дереве», хотя и неверно приписывал его. [11]
Фейт Штосс был похоронен на кладбище Святого Йоханниса в Нюрнберге. [12] Его творческое наследие продолжил сын Станислав. [13]
В популярной культуре
[ редактировать ]Вейт Стосс фигурирует в Джудит Вейр « опере Черный паук ». Он один из поющих скульпторов в акте 3, сцена 2 внутри Вавельского собора . Он изображен работающим над гробницей короля Казимира IV .Есть польская книга (1913) и фильм (1961) Historia żółtej ciżemki ( История желтого кракова ). [14] о Фейте Стоссе в Кракове.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Снайдер 1985 , стр. 309.
- ^ Кемпинский, Збигнев (1981). Вит Ствош . Аурига. стр. 7–9.
- ^ Перейти обратно: а б Жизнь и искусство Вита Ствоша . (на польском языке)
- ^ Снайдер, 308–309.
- ^ «Януш Кембловский, Вит Ствош в Кракове (Вит Ствош в Кракове)» .
- ^ Киркпатрик
- ^ Дюрант, Уилл (1957). Реформация . Саймон и Шустер: Нью-Йорк. п. 307.
- ^ Снайдер, 305
- ^ Грёссинг, Сигрид-Мария (2002). Максимилиан I: Император, Художник, Боец (на немецком языке). Амальтея. п. 233. ИСБН 978-3-85002-485-3 . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Вейландт, Герхард. Шок, Файт — немецкая биография (на немецком языке) . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Бачандалл
- ^ "Санкт-Йоханнисфридхоф > Знаменитости" . Администрация евангелическо-лютеранского кладбища Св. Иоанна и Св. Рохуса . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ Пильц, Эразм, изд. (1909). Польша, ее народ, история, промышленность, финансы, наука, литература, искусство и социальное развитие . Лондон: Х. Дженкинс Лимитед. п. 360 . Проверено 18 января 2018 г.
Среди прославившихся учеников этого великого мастера был Станислав Ствош младший...
- ^ «История золотой бутсы» - через www.imdb.com.
Источники
[ редактировать ]- Баксандалл, Майкл (1980). Скульпторы из липового дерева в Германии эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02829-6 .
- Баутц, Трауготт, изд. — Шок, Вейт. Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 11. Герцберг: Бауц. столбцы. 1-5. ISBN 3-88309-064-6 .
- Р. Канситц, изд. Фейт Штосс в Нюрнберге. Работы мастера и его школы в Нюрнберге и окрестностях (каталог выставки) (на немецком языке). Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кепински, Здзислав (1981). Фейт Штосс (на немецком языке). Издательство Арт. ISBN 83-221-0138-4 .
- Киркпатрик, Сидни (2010). Святые реликвии Гитлера . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-9062-0 .
- Шульц, Эллен, изд. (1986). Искусство готики и ренессанса в Нюрнберге . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-466-1 .
- Скубишевский, Петр (1978). «Стиль Фейта Штоса» (на немецком языке). 41 (2). Журнал истории искусств: 93–133.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Снайдер, Джеймс (1985). Искусство Северного Возрождения: живопись, скульптура, графика с 1350 по 1575 год . Прентис-Холл / Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-13-623596-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Робин Пилч Крарен (2012): ВЕЙТ СТОСС/ВИТ СТВОШ В КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ В ПОЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ СКУЛЬПТУРЫ В КОНЦЕ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА, магистерская диссертация, полный текст, изображения, 118 стр.
- Алтарь Святой Марии работы Фейта Стоса, Краков, 2010 г., подробный видеодокумент.
- История краковского алтаря
- Интернет-галерея искусств: STOSS Veit
- Резьба по штоссу в Музее Виктории и Альберта, Лондон.
- Профиль Вита Ствоша (Wit Stwosz) на Culture.pl