Пьетро Торриджано
Пьетро Торриджано | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | Август 1528 г. (55 лет) |
Движение | Флорентийская школа |
Пьетро Торриджано (24 ноября 1472 г. - июль / август 1528 г.) [1] был итальянским скульптором эпохи Возрождения из Флоренции , которому пришлось бежать из города после того, как сломал Микеланджело нос . Затем он работал за границей и умер в тюрьме в Испании. Он сыграл важную роль в представлении искусства эпохи Возрождения в Англии, но на его карьеру отрицательно повлиял его жестокий темперамент.
Нападение на Микеланджело
[ редактировать ]Торриджано родился во Флоренции . По словам Джорджо Вазари , он входил в группу талантливых юношей, изучавших искусство под патронажем Лоренцо Медичи во Флоренции. [2]
Бенвенуто Челлини , сообщая о разговоре с Торриджано, рассказывает, что он и Микеланджело , будучи оба молодыми, копировали фрески Мазаччо в капелле Кармине, когда какое-то пренебрежительное замечание, сделанное Микеланджело, настолько разозлило Торриджано, что он ударил его по носу, сломав его. . Уродство заметно на всех портретах Микеланджело. По словам Челлини, Торриджано сказал:
«Этот [Микеланджело] Буонарроти и я, когда были мальчиками, ходили в церковь Кармине, чтобы учиться рисованию в часовне Мазаччо. У Буонарроти была привычка подшучивать над всеми, кто там рисовал; и однажды, между прочим, когда он меня раздражал, я рассердился больше обычного и, сжав кулак, так ударил его по носу, что почувствовал, как кость и хрящ опустились у меня под костяшками пальцев, как бисквит; и этот мой знак он унесет с собой в могилу». [3]
Друг Микеланджело Вазари говорит, что Торриджано спровоцировал драку, потому что им двигала ревность, и что в результате своего поступка он был вынужден бежать из Флоренции.
Торриджано, сблизившийся с Микеланджело и завидовавший его выдающимся достижениям в искусстве, однажды, насмехаясь над нашим художником, нанес ему такой сильный удар по лицу, что его нос был сломан и раздавлен так, что он никогда не мог бы этого сделать. выздороветь, чтобы он был отмечен на всю жизнь; после чего Торриджано был изгнан из Флоренции. [4]
Далее он сообщает, что о нападении было доложено Лоренцо Медичи, который был «настолько разгневан на преступника, что, если бы Торриджано не сбежал из Флоренции, он, без сомнения, нанес бы ему очень тяжелое наказание». [4]
Независимо от того, был ли он «изгнан», вскоре после этого Торриджано посетил Рим и помог Пинтуриккьо смоделировать сложные лепные украшения в апартаментах Борджиа для Папы Александра VI . [2]
В Англии
[ редактировать ]После некоторого времени, проведенного в качестве наемного солдата на службе разных государств, Торриджано был приглашен в Англию , возможно, молодым Генрихом VIII сразу после смерти своего отца, Генриха VII. Он создал терракотовые скульптуры, изображающие Генриха VII, Генриха VIII и священнослужителя Джона Фишера . Вероятно, он также создал очень реалистичное похоронное изображение Генриха VII. [5] Ему было поручено создать надгробный памятник леди Маргарет Бофорт , матери Генриха VII, в 1510 году, работая по «покровителям» или рисункам Мейннарта Вевика . [6] Его работа была гарантирована двумя флорентийскими купцами в Лондоне, Джованни Кавальканти и Леонардо Фрескобальди , выступавшими в качестве поручителей. [7]
После успеха этой работы он получил заказ на великолепный памятник Генриху VII и его королеве , который до сих пор существует в часовне леди Генриха VII Вестминстерского аббатства . Судя по всему, это началось в 1512 году, но завершилось только в 1517 году. [5] Оба изображения хорошо смоделированы, и нет никаких сомнений в том, что голова короля представляет собой прекрасный посмертный портрет. Джон Поуп-Хеннесси назвал ее «лучшей гробницей эпохи Возрождения к северу от Альп». [5]
После этого Торриджано получил заказ на алтарь , ретабло и балдахин , которые стояли на западе, за ширмой памятника Генриху VII. Алтарь имел мраморные пилястры по углам, две из которых сохранились до сих пор, а под менсой находилась фигура мертвого Христа в натуральную величину из расписной терракоты . Ретабль представляла собой большой рельеф Воскресения Христова. Балдахин был из мрамора с украшениями из позолоченной бронзы; часть его фриза все еще существует, как и большое количество фрагментов терракотовых ангелов, венчавших балдахин, и части большой фигуры Христа. Вся эта работа была уничтожена пуританами в 17 веке. [2]
Генрих VIII также поручил Торриджано сделать ему великолепный погребальный памятник, чем-то похожий на памятник Генриха VII, но на одну четверть больше, для размещения в часовне в Виндзоре ; однако он так и не был завершен, и его богатая бронза была переплавлена Содружеством вместе с бронзой могилы Уолси. Договоры на эти различные произведения все еще существуют и напечатаны Нилом, Вестминстерское аббатство (Лондон, 1818 г.). Эти интересные документы написаны на английском языке, и в них флорентинец называется «Питер Торрисани». За памятник Генриху VII он заключил контракт на получение 1500 фунтов стерлингов, за алтарь и его принадлежности - 1000 фунтов стерлингов и 2000 фунтов стерлингов за памятник Генриху VIII. [2]
Торриджано также было поручено работать над памятником доктору Джону Йонге (ум. 1516), Мастеру Свитков во времена Генриха VIII, который был погребен в часовне Роллса ныне Библиотеки Моэна . Возможно, он также несет ответственность за могилу Джона Колета , которая была уничтожена во время пожара в Лондоне в 1666 году, но, возможно, сохранилась в слепке головы.
Возвращение в Италию и Испанию.
[ редактировать ]Пока шли эти королевские работы, Торриджано посетил Флоренцию, чтобы найти квалифицированных помощников. Он пытался уговорить Бенвенуто Челлини приехать в Англию, чтобы помочь ему, но Челлини отказался отчасти из-за своей неприязни к жестоким и чванливым манерам Торриджано. Челлини писал:
У этого человека была великолепная личность и самый высокомерный дух, с видом великого солдата, а не скульптора, особенно в отношении его яростных жестов и звонкого голоса, а также привычки хмурить брови, достаточной для того, чтобы пугать. любой мужественный человек. Он каждый день рассказывал о своих доблестных подвигах среди этих зверей англичан. [3]
Когда Челлини услышал историю о том, что Торриджано сделал с Микеланджело, он сказал, что больше не мог «выносить его вид». [3]
Последняя часть жизни Торриджано прошла в Испании , особенно в Севилье , где, помимо нарисованной фигуры Святого Иеронима в музее, до сих пор сохранились некоторые терракотовые скульптуры его работы. [2] Из-за своего буйного характера у него возникли проблемы с испанской инквизицией , и он умер в 1528 году в тюрьме. [1] [8]
обманом обманул Торриджано, заплатив По словам Вазари, герцог Аркос за скульптуру Богородицы с Младенцем. В отместку за то, что его так обманули, он изуродовал работу своим долотом, после чего герцог, посчитав себя оскорбленным, объявил Торриджано еретиком. [4] В других историях он вырезал Богородицу и допустил ошибку, после чего в гневе испортил статую, был замечен священнослужителями и в результате обвинен испанской инквизицией . [9] Вазари ошибочно датирует свою смерть 1522 годом.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Торриджани, Пьетро или Педро, или Петир или Торриджано, Торриджани, Торрисано, Торрисани; также известный как Пьеро ди Торриджано Д'Антонио» . Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00184294 . ISBN 978-0-19-977378-7 . (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 года .
- ^ Jump up to: а б с Челлини, Б., Автобиография , транс Джон Аддингтон Саймондс , Нью-Йорк, Эпплтон, 1904, стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б с Вазари, Дж. Жизнеописания семидесяти самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов - Том. 4, Э. Х. Блашфилд и А. А. Хопкинс (редакторы), Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1902, стр. 47.
- ^ Jump up to: а б с Вятт, Майкл, Итальянская встреча с Англией Тюдоров: культурная политика перевода , Cambridge University Press, 2005, стр. 47.
- ^ Фойстер, Сьюзен (2003). «Вевике [Уэйвик; Вевок], Мейнард — Оксфордское искусство» . www.oxfordartonline.com . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t089182 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Роберт Форсайт Скотт, «Контракты на гробницу леди Маргарет Бофорт», Archaeologia , 66 (1915) стр. 368
- ^ Пьетро Торриджано в Британской энциклопедии
- ^ Универсальный биографический словарь , том 5, Феличе Шифони, издатель Давид Пассальи, Флоренция (1849); страница 376.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Торриджано, Пьетро » энциклопедия Британская Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Армстронг, Уолтер (1899). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 57. Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- Дарр, Алан Фиппс. «Торриджани, Пьетро (1472–1528)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/27568 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)