Трупная гробница Рене Шалонского

Трупная гробница Рене де Шалона ( фр . Transi de René de Chalon , также известная как Мемориал Сердца Рене де Шалона или Скелет ) — поздней готики периода памятник трупу ( transi ) в церкви Сент-Этьен в Бар-ле-Дюк , на северо-востоке Франции. Он состоит из алтарного образа и известняковой статуи разложившегося трупа без кожи, который стоит прямо и вытягивает левую руку наружу. Завершенная где-то между 1544 и 1557 годами, большая часть ее строительства приписывается французскому скульптору Лижье Ришье . Другие элементы, в том числе герб и погребальная драпировка, были добавлены в 16 и 18 веках соответственно.
Могила датируется периодом общественного беспокойства по поводу смерти, когда чума, войны и религиозные конфликты опустошали Европу. [ 1 ] Он был заказан как место упокоения Рене Шалонского , принца Оранского, зятя герцога Антуана Лотарингского . Рене умер в возрасте 25 лет во время осады Сен-Дизье 15 июля 1544 года от раны, полученной в бою накануне. Ришье представляет его как écorché , с разложившейся кожей и мышцами, в результате чего он превратился в скелет. Это исполнило его предполагаемое предсмертное желание, чтобы на могиле было изображено его тело таким, каким оно будет через три года после его смерти. Его левая рука поднята, как будто указывая на небо. В какой-то момент его сердце предположительно хранилось в реликварии , помещенном в поднятую руку фигуры. Необычно для современных объектов этого типа то, что его скелет стоит, превращая его в «живой труп» - нововведение, которое должно было стать очень влиятельным. Изображение гробницы расположено над резным алтарем из мрамора и известняка.
Признанная историческим памятником 18 июня 1898 года, гробница была перенесена на хранение в Пантеон в Париже во время Первой мировой войны, а затем возвращена в Бар-ле-Дюк в 1920 году. В период с 1998 по 2003 год статуя и алтарь подверглись обширной реставрации. Реплики статуи находятся в Музее Барруа в Бар-ле-Дюк и во дворце Шайо в Париже.
Описание
[ редактировать ]Статуя
[ редактировать ]Статуя имеет 177 см (70 дюймов ) и сделана из черного мрамора и известняка. высоту [ 2 ] Он состоит из трех известняковых блоков, которые образуют голову и туловище скелета, левую руку, ноги и таз. [ 3 ] И статуя, и ее каркас поддерживаются железной шпилькой, расположенной в области таза фигуры. [ 3 ] Труп в натуральную величину, разложившийся и истощенный, висит над церковным алтарем. Его левая рука вытянута вперед, а правая лежит на груди. Протянутая рука, возможно, когда-то держала сохранившееся сердце Рене и протягивалась в жесте, который мог быть либо мольбой, либо данью уважения высшему существу.
Гниющий скелет изображен в непоколебимой реалистической манере. [ 4 ] и помещен на стилобате, поддерживаемом двумя черными мраморными колоннами с коринфскими капителями . [ 5 ] Под фигурой помещен герб. [ 2 ] пока щит пуст. Фигура была описана как «гниющий труп с разорванными мышцами, отпадающими от костей, и кожей, свисающей лоскутами над полым трупом». [ 6 ]
Его левая рука тянется вверх, как будто умоляя небо или Бога. [ 2 ] Этот жест может быть отсылкой к библейскому отрывку из Иова 19:26: «И хотя после кожи моей черви разрушают тело мое, но во плоти моей увижу я Бога». [ 7 ] Этот жест может символизировать сокрушенную мольбу или мольбу, или способность духа преодолеть смертность. [ 4 ] Историк искусства Кэтлин Коэн пишет, что памятник может быть иллюстрацией «доктрины коррупции как необходимого шага на пути к возрождению». [ 8 ]
Протянутая рука Рене была украдена французским солдатом в 1793 году. [ 7 ] Позже его заменили, но показали, что он держит либо клепсидру , либо песочные часы — очевидные символические предметы для memento mori. Однако это размещение изменило смысл скульптуры: от изображения Рене к изображению олицетворения смерти или танца смерти . [ 9 ] [ 10 ]
Смерть Рене Шалона
[ редактировать ]

Рене Шалонский , принц Оранский и штатгальтер Голландии , , Зеландии , Утрехта и Гельре , умер 15 июля 1544 года в возрасте 25 лет во время осады Сен-Дизье где он сражался на стороне императора Карла V. [ 4 ] Рене был смертельно ранен в бою накануне и умер вместе с Императором, присутствовавшим у его постели. [ 11 ] Он умер, не оставив прямых потомков. Вскоре после этого Шарль написал жене Рене, Анне Лотарингской (ум. 1568), подробно изложив обстоятельства последних часов и смерти Рене. [ 8 ] Памятник, по-видимому, соответствует его желанию, чтобы он был изображен над этой могилой в виде écorché , то есть тела без кожи, и «таким, каким он был бы через три года после своей смерти». [ 12 ] Памятники трупам были построены для других членов семьи, в том числе его отца Генриха III Нассау-Бреды , его дяди Филиберта Шалонского , [ 13 ] его бабушка и дядя его жены. [ 14 ] Рене просил, чтобы его гробница представляла его «не как стандартную фигуру, а как скелет в натуральную величину с полосками высушенной кожи, развевающимися над полым трупом, чья правая рука сжимает пустую грудную клетку, в то время как левая рука высоко держит его сердце в величественном жест". [ 15 ]
Намерение Рене так и не было окончательно объяснено, и о нем не упоминается ни в письме Шарля, ни в завещании Рене. Учитывая отсутствие записей и тот факт, что Рене, которому было всего 25 лет, вряд ли ранее серьезно задумывался о своем собственном захоронении и мемориале, наиболее вероятно, что идея дизайна исходила от Анны. Известно, что она заказала это произведение Лижье Ришье . [ 8 ] который тогда был малоизвестен за пределами своего района Сен-Миэль на северо-востоке Франции, но сегодня считается одним из самых важных скульпторов периода поздней готики . [ 4 ] [ 16 ] Хотя точная датировка неизвестна, известно, что строительство началось после 1544 года и завершилось до 1557 года. [ 17 ] Могила стала его самой известной и влиятельной работой. [ 17 ]
В соответствии с погребальными обрядами того времени сердце, кишки и кости Рене были разделены. Его сердце и внутренности хранились в Бар-ле-Дюк и были помещены в коллегиальную церковь Св. Макса, которая была снесена во время Французской революции и заброшена в 1782 году. [ 17 ] а остальных перевели в Бреду, чтобы похоронить вместе с его отцом и дочерью, умершими в раннем младенчестве. Его вдова поручила Ришье построить транзит для хранения останков ее мужа. Памятник вместе с другими останками и реликвиями членов его семьи был перезахоронен в церкви Сент-Этьен в июне 1790 года. [ 18 ]
Анна заказала гробницу как memento mori . [ 19 ] но уровень детализации, который она могла указать, неизвестен. Это, пожалуй, самая известная работа Ришье, примечательная оригинальным изображением «живого трупа» - мотива, не имеющего аналогов в более раннем погребальном искусстве. Он создал еще одну работу в том же духе, « Смерть» , которая сейчас находится в Музее изящных искусств Дижона . [ 1 ] Обе работы по форме и замыслу сравнимы с «Смертью Сен-Иннокентия » 1520-х годов , первоначально находившейся на Кладбище Святых Невинных в Париже, ныне находящейся в Музее Лувра . В этой работе реалистично изображенный и сильно истощенный труп поднимает правую руку вверх, держа в левой руке щит. [ 1 ]
Алтарь и рама
[ редактировать ]Каркас состоит из восьмиугольных панелей из черного мрамора, установленных из белого камня, между которыми находились двенадцать небольших статуэток- коробок высотой от 38 до 40 см (1,25–1,3 фута). Ничего не осталось сегодня; Известно, что шесть из них были разрушены в ноябре 1793 года во время Французской революции. над На щите статуей отсутствует эмблема. [ 2 ]
Алтарный образ выполнен из черного резного мрамора и известняка и имеет размеры 267 х 592 см (105 х 233 дюйма). Его верхняя плита взята из бывшей гробницы Генриха IV, графа Барского (ум. 1344) и Иоланды Фландрской (ум. 1395). Черная плита содержит две серии надписей, которые также являются более поздними дополнениями. Герб Бара и Лотарингии был добавлен на лицевую сторону в 1810 году по просьбе тогдашнего викария Сент-Этьена Клода Ролле. [ 20 ] Траурная драпировка также является более поздним дополнением. [ 2 ]
В алтаре находится застекленный реликварий для костей других членов королевской семьи и знати Барского герцогства, а также останки Генриха IV и его жены Иоланды, Роберта, герцога Барского (ум. 1411) и его жены Марии Французской. (ум. 1404), а также их сына Эдуарда III, герцога Барского (ум. 1415). Другие возможные захоронения включают Фридриха I, герцога Верхней Лотарингии , Эдуарда I, графа Барского (ум. 1336) и Марию Бургундскую (р. 1298). Фреска на стене за статуей была написана Варембелем Барбером в 1790 году. [ 3 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Памятники трупам, известные во Франции как transis , были призваны показать «переход» человеческого тела от жизни к разложению. Историки искусства спорят о значении этого конкретного примера, в частности о символике поднятой руки и о том, что она держала изначально. Предполагается, что когда-то в поднятой руке было настоящее высохшее сердце принца. [ 7 ]
Историки искусства рассматривают это чучело двояко. Более буквальное толкование состоит в том, что гробница – это посвящение, заказанное любящей и набожной женой. Другие ученые, в том числе Бернар Ноэль и Полетт Шоне, видят более глубокий смысл и пробуждают чувство «духовности смерти». [ 21 ] рассматривайте эту работу как комментарий к неизбежности и последствиям смерти. Эти противоположные интерпретации были сопоставлены в 1922 году писателем Луи Бертраном, когда он написал, что гробница может олицетворять либо отчаяние, либо романтический идеал вечного духа. [ 22 ] Дальнейшая интерпретация заключается в том, что работа представляет собой знак покаяния или раскаяния в прошлых грехах. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]
Копия трупа для Дворца Шайо была изготовлена в 1894 году. Франсуа Помпон сделал еще одну копию в 1922 году для могилы драматурга и поэта Анри Батая в Му , а еще одна копия находится в Музее Барруа в Бар-ле-Дюк. . [ 23 ] [ 24 ] Смерть , неатрибуированная скульптура XVI века, реалистично изображающая труп, завернутый в саван, сейчас находится в Музее изящных искусств Дижона (номер по каталогу 743), очень похожа, но намного меньше. [ 25 ]
Первое литературное упоминание о переходе появляется в эпитафии Луи Де Мазура 1557 года, посвященной сердцу Рене де Шалона, принца Оранского . [ 26 ] [ 27 ] а фотография статуи появилась на обложке книги Фабера 1992 года. [ 28 ] Французский поэт Луи Арагон упомянул гробницу в книге «Крев-кёр», опубликованной в 1941 году. [ 29 ] Оно послужило вдохновением для написания заглавного стихотворения в сборнике Тома Ганна 1992 года «Человек в ночном поту »; элегии, написанные после смерти друзей от СПИДа . [ 30 ] В стихотворениях есть строки: «Моя плоть была собственным щитом: / Там, где она была ранена, она зажила. / Остановилась в вертикальном положении там, где я нахожусь / Прижимая к себе свое тело / Как будто защищая его от / Боль, которая пройдет через меня» . [ 31 ] Симона де Бовуар подробно описывает свою первую встречу с гробницей в своей автобиографии « Все сказано и сделано» 1974 года , описывая ее как «шедевр» «живого человека... уже мумифицированного». [ 32 ]
могила была признана историческим памятником . 18 июня 1898 года [ 3 ]
Происхождение и сохранение
[ редактировать ]Первоначально гробница была помещена в коллегиальной церкви Сен-Макс в Бар-ле-Дюк , где она располагалась над склепом, в котором, возможно, хранились сердца Рене, его тестя Антуана, герцога Лотарингского . [ 33 ] и другие члены его семьи. [ 18 ] Его перенесли в церковь Святого Этьена в 1782 году, когда прежнее место было заброшено. Он был перенесен в Пантеон в Париже во время Первой мировой войны и возвращен в Бар-ле-Дюк в 1920 году. [ 3 ]
Из-за влажности и контакта с водой гробница на протяжении веков сильно пострадала. Он был восстановлен в 1969 году Максимом Шике д'Аланканселем. И статуя, и алтарь подверглись дальнейшей реставрации в период с 1998 по 2003 год. В 1993 году и ретабль , и гробница были отнесены к историческим памятникам и прошли реставрацию. [ 3 ] За обширной оценкой и историческим исследованием, проведенным по заказу Регионального управления по делам культуры в 1998 году, в 2001 году последовала оценка состояния и рекомендации. [ 3 ]
Реставрация 2003 года проводилась поэтапно, начиная с демонтажа статуи, которую тщательно чистили ватными палочками, а затем демонтировали алтарь для очистки его задней стены. Микрокристаллический целлюлозный воск использовался для полировки задней стенки и боковых колонн. Реставратор Франсуаза Жозеф очистила фреску, осветляя цвета, и в процессе обнаружила украшения в каждом из ее четырех углов. Поскольку зимой подвал церкви часто бывает затоплен, фреска была повреждена влажностью. Ремонт статуи включал удаление морщин, осколков, трещин и граффити; большая часть работы была сосредоточена на областях вокруг паха, коленей и таза. Железные крепления были сняты и заменены шпильками из нержавеющей стали, что исключило риск окисления в будущем. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « Смерть » (на французском языке). Музей изящных искусств Дижона. Проверено 20 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и База Палисси : PM55000926 , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Январь, Франсуа». Реставрация «Скелета» Лижье Ришье À Бар-ле-Дюк » (на французском языке). The Conservator , сентябрь 2014 г. Дата обращения 12 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Манка и др. (2016), с. 513
- ^ Джонс (2018), с. 43
- ^ Мортон, Элла. « Что за гниль: взгляд на поразительные «транзитные» скульптуры трупов ». Slate , 24 сентября 2014 г. Дата обращения 9 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Коэн (1973), с. 179
- ^ Jump up to: а б с Коэн (1973), с. 177
- ^ Кайпер (2004), с. 130
- ^ Коэн (1973), с. 178
- ^ Роуэн (1988), с. 11
- ^ Частел (1995), с. 218
- ^ Коэн (1968), с. 342
- ^ Коэн (1973), стр. 177–78.
- ^ Тюилье (2003), с. 216
- ^ Рождество; Чоне (2000), с. 7
- ^ Jump up to: а б с « Лигье Ришье (ок. 1500–1567) ». Виртуальный музей протестантизма . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Денис (1911), с. 126
- ^ Гедо (1998), стр. 285.
- ^ База Палисси : Алтарь , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Рождество; Чоне (2000), с. 43
- ^ Рождество; Чоне (2000), с. 41
- ^ Избранные работы в Музее Барруа (на французском языке). Музей Барруа. Проверено 9 декабря 2017 г.
- ^ Туссен, Жан-Марк. « Архитектурно-компиляционная » (на французском языке). L’Est Républicain , 2016. Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Куарре (1946), с. 27
- ^ Рождество; Чоне (2000), с. 141
- ^ Археологический вестник Комитета по историческим и научным работам . Распечатать национальный, 1938. с. 578
- ^ Хоффман (2000), с. 32
- ^ Боже (1993), с. 164
- ^ Рождество; Чоне (2000), с. 126
- ^ Гиллис (2009), стр. 156–82
- ^ Чират (2018), с. 37
- ^ Ариана ван Сухтелен; Квентин Бювело (2003). Ганс Гольбейн Младший, 1497/98–1543: портретист эпохи Возрождения . Маврикий: Королевский кабинет картин. стр. 144. ИСБН 978-9-0400-8796-7 .
Источники
[ редактировать ]- Боже, Клод-Мари. Лалександрин в книге «Le Crève-Coeur d'Aragon: изучение ритма (на французском языке). Париж: Presses de l'Université de Paris-Sorbonne, 1993. ISBN 978-2-8405-0012-4 .
- Шастель, Андре. Французское искусство: эпоха Возрождения, 1430–1620 гг . Париж: Фламмарион, 1995. ISBN 978-2-0801-3583-4 .
- Шират, Дидье. Маленькие рассказы из истории Франции (на французском языке). Париж: Ларусс, 2018. ASIN B07KXTRW97 .
- Коэн, Кэтлин. Метаморфоза символа смерти: Транзитная гробница в эпоху позднего средневековья и Возрождения . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1973. ISBN 978-0-5200-1844-0 .
- Коэн, Кэтлин. Меняющееся значение транзитной гробницы в Европе пятнадцатого и шестнадцатого веков . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1968.
- Денис, Пол. « Лигье Ришье Художник и его творчество ». Нэнси и Париж: Берже-Левро, 1911.
- Гедо, Мэри. Психоаналитические взгляды на искусство, Том 3 . Абингдон-на-Темзе: Рутледж, 1998. ISBN 978-0-8816-3078-7 .
- Гиллис, Колин. «Переосмысление сексуальности в «Человеке с ночным потом» Тома Ганна». Современная литература , том 50, № 1, 2009. С. 156–82 JSTOR 20616416 .
- Хоффман, Тайлер. «Представление СПИДа: Том Ганн и модальности стихов». South Atlantic Review , том 65, вып. 2, 2000 г., стр. 13–39 JSTOR 3201810 .
- Джонс, Дэвид Аннун. Готическое изображение: Путеводитель по темным видениям . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2018. ISBN 978-1-5261-0122-8 .
- Кайпер, В. Триумфальное проникновение архитектуры эпохи Возрождения в Нидерланды . Альфен ан ден Рейн: Каналетто, 2004. ISBN 978-9-0646-9693-0 .
- Манка, Джозеф; Баде, Патрик; Костелло, Сара; Чарльз, Виктория. 30 тысячелетий скульптуры . Нью-Йорк: Parkstone International, 2016. ASIN B0769QD14W .
- Ноэль, Бернар; Шоне, Полетт. Лижье Ришье . Генеральный совет Тионвиля на Маасе, 2000 г. ISBN 978-2-9126-4520-3 .
- Куарре, Пьер. «Скульптуры, приобретенные Дижонским музеем с 1940 по 1946 год». Бюллетень музеев Франции , ноябрь 1946 года.
- Роуэн, Герберт. Принцы Оранские: штатгальтеры в Голландской республике . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988. ISBN 978-0-5213-9653-0 .
- Тюилье, Жак. История искусства . Париж: Фламмарион, 2003. ISBN 978-2-0801-0875-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База Палисси : PM55000926 , Министерство культуры Франции. (на французском языке)