Вакх (Микеланджело)
Бахус | |
---|---|
Художник | Микеланджело |
Год | 1496–1497 |
Тип | Мрамор |
Размеры | 203 см (80 дюймов) |
Расположение | Национальный музей Барджелло , Флоренция |
Предшественник | Спящий Амур (Микеланджело) |
С последующим | Пьета (Микеланджело) |
Бахус (1496–1497) [1] — мраморная скульптура итальянского эпохи Высокого Возрождения скульптора, художника, архитектора и поэта Микеланджело . Статуя несколько превышает натуральную величину и изображает Вакха , римского бога вина , в покачивающейся позе, наводящей на мысль о пьянстве. По заказу Рафаэле Риарио , высокопоставленного кардинала и коллекционера античной скульптуры, он был отвергнут им и вместо этого был куплен Якопо Галли, банкиром Риарио и другом Микеланджело. Вместе с Пьетой Вакх является одной из двух сохранившихся скульптур первого периода пребывания художника в Риме .
Описание
[ редактировать ]Вакх изображен с закатывающими глазами, его шатающееся тело почти балансирует на скалистом выступе, на котором он стоит. Позади него сидит сатир , который ест гроздь винограда, выскальзывающую из левой руки Вакха. Фигура Вакха с раздутой грудью и животом напоминала Джорджо Вазари «как стройность молодого человека, так и мясистость и округлость женщины», и ее андрогинность часто отмечалось (хотя яички тоже опухли). . Вдохновением для создания работы, по-видимому, послужило описание в « Старшего Естественной истории» утраченной бронзовой скульптуры Праксителя Плиния , изображающей «Вакха, опьянение и сатира ». [2] Чувство ненадежности, возникающее из-за высокого центра тяжести, можно найти в ряде более поздних работ художника, в первую очередь в « Давиде» и фигурах на потолке Сикстинской капеллы .
Вакх изображен обнаженным мужчиной, который, кажется, очарован своим собственным творением. Его стиль обнаженной натуры представляет собой сочетание древних пропорций и гораздо более натуралистичного стиля. [3] Глаза Вакха, смотрящего на чашу с вином в правой руке, прищурены, но в них чувствуется страсть к вину. Вакх стоит в традиционной позе, но из-за пьянства откинулся назад. Его рот широко раскрыт, а глаза закатываются, создавая более естественную иллюзию подвыпившего. Скульптура Вакха имеет круглую форму и несет в себе непреодолимое ощущение древности, подобно другим скульптурам Вакха, таким как «Дионис» Праксителя. [4] [3] Из-за атмосферных воздействий эта скульптура за долгие годы сильно пострадала. Правая рука, в которой держалась чаша, была заменена, побеги виноградной лозы стерлись, а пенис был удален. Побеги виноградной лозы возникли в результате естественного выветривания и, возможно, способствовали изменению веса скульптуры. С другой стороны, у руки и пениса другая история. Возможно, ущерб мог быть вызван естественными причинами; однако потеря двух частей тела могла также произойти ради аутентичного археологического облика. [5] Рука, державшая кубок, была отломана, а пенис отрезан до того, как Маартен ван Хемскерк увидел скульптуру в 1530-х годах. Только кубок был восстановлен в начале 1550-х годов. Увечье, возможно, было сделано для того, чтобы придать скульптуре иллюзию большей древности, помещенной в первоначальном виде среди античного туловища и фрагментарных римских рельефов в римском саду Якопо Галли. [6] Такая уступка «классическим» чувствам, однако, не убедила Перси Биши Шелли в верности произведения «духу и значению Вакха». Он писал, что «он выглядит пьяным, жестоким и ограниченным и имеет самое отвратительное выражение распущенности». [7] Историк искусства Йоханнес Вильде так резюмировал отзывы о скульптуре: «Короче говоря… это не изображение бога». [8]
Символизм
[ редактировать ]Микеланджело включил в эту скульптуру иконографию, которая идентифицирует фигуру как Вакха. Вакх, также известный как Дионис, был предметом древнего Культа Диониса . Символами культа и Вакха являются вино, плющ и тигры/леопарды. Его также постоянно можно увидеть с сатирами. Все эти символы можно увидеть в скульптуре Микеланджело Вакха.
Плющ/виноградные листья
[ редактировать ]Вакх носит венок из листьев плюща, поскольку это растение было священным для бога. (Это не виноградные листья, как часто полагают.) [9] Вакх носит на голове эти лозы и виноградные листья, потому что он изобретатель вина. [10]
Кубок
[ редактировать ]Он смотрит на кубок с вином, который держит в правой руке. Зритель может предположить, что в этом кубке вино и что Вакх попал под чары собственного творения. В каком-то смысле кубок, который держат в руках, создает иллюзию, будто он наклонен в пьяном виде. Это показывает, что Вакх опьянен, и он либо мягко проливает свое жидкое творение на человечество, либо, что более реалистично, на зрителя, который смотрит на него. [11]
Кожа
[ редактировать ]В левой руке Вакха находится кожица, окруженная виноградными листьями. Шкура, которую держат в руках, принадлежит тигру, хотя есть мысли, что это могла быть шкура леопарда . Тигр — предположительно животное, связанное с Вакхом «из-за его любви к винограду» (по словам биографа Микеланджело Асканио Кондиви ). Кошачья кожа символизирует как жизнь, так и смерть. Прижизненное животное, должно быть, было поражено прессованным плодом Вакха, и в результате это стоило ему жизни. [10]
История
[ редактировать ]В начале своей карьеры у Микеланджело было несколько выдающихся покровителей, которые заказывали ему его работы. Покровителем Вакха был высокопоставленный кардинал Раффаэле Риарио , который ранее купил «Амур» (также известный как « Спящий купидон ») — произведение Микеланджело, но выдаваемое за подлинную античную скульптуру. Кардинал Риарио позже обнаружил мошенничество Микеланджело и потребовал вернуть ему 200 дукатов.
В письме кардинал Рафаэле Риарио спросил Микеланджело, достаточно ли у него смелости, чтобы создать свою собственную работу вместо того, чтобы копировать других мастеров. В результате Микеланджело согласился и из куска мрамора в натуральную величину создал Вакха. [10] Статуя была заказана для сада кардинала. [12] который намеревался дополнить им свою коллекцию классических скульптур. Осмотрев конечный результат, кардинал Раффаэле Риарио отказался принять произведение, поскольку посчитал его слишком греховным и символом сексуального желания. [10]
К 1506 году [13] Скульптура попала в коллекцию Якопо Галли, банкира кардинала и Микеланджело, у которого был похожий сад недалеко от Палаццо делла Канчеллерия . Там он впервые появился на рисунке Маартена ван Хемскерка, ок. 1533–1536. [14] Статуя была куплена для Медичи и перевезена во Флоренцию в 1572 году.
Письма отцу
[ редактировать ]В процессе завершения «Вакха» Микеланджело в последующие годы отправлял письма своему отцу. В письмах, которые он пишет, речь идет о кардинале, отказавшемся принять новоиспеченного Вакха. По тону писем видно, что у Микеланджело и его отца сложные отношения. [15]
1 июля 1497 г.
Не удивляйтесь, что я не вернулся, потому что я еще не успел уладить свои дела с кардиналом и не хочу уходить, если сначала не буду удовлетворен и не возмещен за свой труд; с этими великими личностями надо действовать медленно, так как их нельзя подтолкнуть... [15]
19 августа
Я взялся сделать фигуру для Пьеро Медичи и купил мрамор, но так и не приступил к ней, потому что он не сделал того, что обещал мне. Поэтому я работаю самостоятельно и делаю фигуру для собственного удовольствия. Я купил кусок мрамора за пять червонцев, но он оказался нехороший, и деньги были выброшены; потом я купил еще кусок еще за пять червонцев и этим работаю в свое удовольствие. Значит, вы должны понимать, что и у меня есть расходы и хлопоты... [15]
1509
... вот уже двенадцать лет я хожу по всей Италии, ведя жалкую жизнь; Я переносил всякие унижения, переносил всякие невзгоды, изнурял себя до костей... исключительно для того, чтобы помочь своей семье... [15]
1512
Я живу подло... с величайшим трудом и тысячей забот. Прошло около пятнадцати лет с тех пор, как у меня был счастливый час; Я сделал все, чтобы помочь тебе, но ты никогда не признавал этого и не верил этому. Господи, прости нас всех. [15]
Реплики
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2021 г. ) |
Есть несколько копий статуи.
В Мехико точная копия установлена на Авенида Альваро Обрегон , рядом с Парком Испании . [16] [17] [18]
Другие версии
[ редактировать ]Бронзовая фигура Вакха в детстве I века имеет высоту 40 см (15,7 дюйма) и была обнаружена в 1894 году на руинах галло-римского поселения Вертиллум на востоке Франции. Позже он был включен в парижскую выставку самых хрупких предметов искусства Франции. Его украли почти полвека, прежде чем вернули во французский музей, где он выставлялся. [19]
В популярной фантастике
[ редактировать ]Биографический фильм 1965 года «Агония и экстаз» начинается с документального списка произведений Микеланджело.Голос за кадром говорит, что Вакх изображает дьявола, искушающего Адама . [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бухгалтерские книги Бальдассаре и Джованни Бальдуччи, банкиров кардинала Риарио, показывают, что работы были выполнены между летом 1496 и летом 1497 года. См. стр. 93 Майкла Херста, «Микеланджело в Риме: алтарь и Вакх» The Burlington Magazine 123 (октябрь 1981: 581–93)
- ^ Люба Фридман, «Размышления Микеланджело о Вакхе», Artibus et Historiae 24, № 47 (2003: 121–135), отмечает, что несколько раз во время Чинквеченто Вакх относился к числу древностей.
- ^ Перейти обратно: а б Хиббард, Ховард (1978). Микеланджело: художник, скульптор, архитектор . Нью-Йорк: Vendome Press. стр. 23–26. ISBN 0670473979 .
- ^ Булл, Малькольм (2005). Зеркало Богов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 228–231. ISBN 9780195219234 .
- ^ Раффаэле, Монти (2000). Микеланджело Буонарроти . Ливорно: Слоги. стр. 10–15. ISBN 888347029X .
- ↑ О Микеланджело как фальсификаторе древностей и о « Вакхе» как о неоднозначном произведении, призванном «дразнить зрителя неуверенностью в том, было ли оно древним или современным», см. Леонард Баркан, « Раскопки прошлого: археология и эстетика в создании Культура Возрождения (Нью-Хейвен/Лондон) 1999:201–05.
- ↑ Давняя традиция негативной реакции на Вакха изложена в примечаниях к Джорджо Вазари « Жизнь Микеланджело…» под редакцией с комментариями Паолы Барокки (Милан, 1962: II: 62–67).
- ^ Йоханнес Уайльд, Микеланджело: шесть лекций (издательство Оксфордского университета) 1978:33.
- ^ Херст и Данкертон 1994 , с. 75 н.27
- ^ Перейти обратно: а б с д Хиббард, Ховард (1978). Микеланджело: художник, скульптор, архитектор . Нью-Йорк: Vendome Press. стр. 23–26. ISBN 0670473979 .
- ^ Уоллес, Уильям (1998). Микеланджело: полная скульптура, живопись, архитектура . Нью-Йорк: Хью Лаутер Левин Ассошиэйтс. стр. 44–46. ISBN 0883632071 .
- ^ Официальный биограф Микеланджело, Асканио Кондиви, писавший по прямому настоянию Микеланджело, ошибочно отрицает, что Риарио когда-либо что-либо заказывал, и приписывает это поручение Галли; документы, обнаруженные в 1981 году, окончательно внесли ясность в работу комиссии: см. Hirst op. соч., особенно Приложение C «Кардинал Риарио и Вакх».
- ^ Фридман 2003:124.
- ↑ Альбом для рисования находится в Берлине. Ральф Либерман, «Относительно «Вакха» Микеланджело», Artibus et Historiae 22, № 43 (2001: 65–74), с. 66 рис. 2; Либерман анализирует «почти жестокий реализм» скульптуры и «безупречно контролируемое неравновесие» (стр. 67), проявляющееся при кружении вокруг скульптуры.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хиббард, Ховард (1978). Микеланджело: художник, скульптор, архитектор . Нью-Йорк: Vendome Press. стр. 23–26. ISBN 0670473979 .
- ^ «История знаменитого проспекта Альваро Обрегона в Риме» . 29 апреля 2020 г.
- ^ «Авеню Альваро Обрегон забыто» . 16 апреля 2021 г.
- ^ «Давид. История скульптур в Риме – Альваро Обрегон» . 6 января 2021 г.
- ^ Кирби, Пол (2 февраля 2022 г.). «Украденная римская статуя вернулась во Францию через 50 лет» . Новости Би-би-си . п. 1 . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Рид, Кэрол (1965). Агония и экстаз (Кинофильм). Международная классика. 4 минута.
Веселый сатир, на самом деле дьявол... искушающий опьяненного Адама. Также известная как «Вакх», работа была заказана римским банкиром.
Ссылки
[ редактировать ]- Булл, Малькольм (2005). Зеркало богов: классическая мифология в искусстве эпохи Возрождения . Лондон: Пингвин
- Холл, Джеймс (2005). Микеланджело и новое изобретение человеческого тела . Лондон: Чатто и Виндус
- Херст, Майкл; Данкертон, Джилл (1994). Создание и значение: Молодой Микеланджело . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Поуп-Хеннесси, Джон (1996). Итальянская скульптура высокого Возрождения и барокко . Лондон: Файдон. Объем каталога, стр. 9.
- Саймондс, Джон Аддингтон . Жизнь Микеланджело Буонарроти . Проект Гутенберг
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Вакхом Микеланджело Буонарроти, на Викискладе?