Отделение Света от Тьмы
Отделение Света от Тьмы | |
---|---|
Русский : Отделение света от тьмы. | |
Художник | Микеланджело Буонарроти |
Год | Первая половина 1512 г. |
Тип | Фреска |
Расположение | Сикстинская капелла , Ватикан |
«Отделение света от тьмы» , с точки зрения хронологии Книги Бытия , является первой из девяти центральных панелей, которые проходят по центру Микеланджело потолка Сикстинской капеллы и изображают сцены из Книги Бытия. Микеланджело, вероятно, завершил это панно летом 1512 года, в последний год проекта потолка Сикстинского собора. Это одна из пяти небольших сцен, которые чередуются с четырьмя большими сценами, расположенными вдоль центра Сикстинского потолка. Отделение Света от Тьмы основано на стихах 3–5 из первой главы Книги Бытия:
- 3 И сказал Бог: «Да будет свет», и стал свет.
- 4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.
- 5 Бог назвал свет «днем», а тьму — «ночью». И был вечер, и было утро: день первый.
Хотя с точки зрения хронологии Книги Бытия это первая из девяти центральных панелей Сикстинского потолка, « Отделение света от тьмы» было последней из девяти панелей, написанных Микеланджело. Микеланджело расписывал Сикстинский потолок в два этапа. В период с мая 1508 года по лето 1511 года он завершил «входную половину» Сикстинской капеллы и завершил этот этап, написав «Сотворение Евы» и сцены, обрамляющие эту центральную панель. После периода простоя около 6 месяцев он написал «половину алтаря», начиная с « Сотворения Адама » , между зимой 1511 года и октябрем 1512 года.
Состав
[ редактировать ]В « Отделении Света от Тьмы » образ Бога обрамлен четырьмя игнуди и двумя щитами или медальонами. Игнуди — это молодые обнаженные мужчины, которых Микеланджело изобразил в качестве вспомогательных фигур в каждом углу пяти небольших сюжетных сцен, расположенных в центре потолка. Всего насчитывается 20 игнуди . Все эти фигуры разные и кажутся менее ограниченными в своем пространстве, чем «Предки Христа» или «Бронзовые обнаженные». На самых ранних фресках, написанных Микеланджело у входа в Сикстинскую капеллу, игнуди изображены парами, и их позы схожи, но с небольшими вариациями. Вариации в позах увеличиваются с каждым набором, пока позы финального набора из четырех инуди в « Отделении Света от Тьмы» не перестанут быть связаны друг с другом.
Хотя значение этих фигур никогда не было полностью ясным, сикстинский ученый Генрих Пфайффер предположил, что четыре инуди, связанные с отделением света от тьмы, представляют день и ночь, что перекликается с темой света и тьмы. [1] Например, он указывает, что игнудо рядом с правой рукой Бога (на стороне тьмы) вытягивается, как будто пробуждается утром ото сна, что игнудо, расположенный по диагонали ниже колена Бога (на стороне света), несет тяжелый пучок дубовых гирлянд на его плечах символизирует дневную деятельность, а игнудо рядом с левой рукой Бога засыпает и означает ночное время.Пфайффер и другие ученые также предположили, что в сикстинской иконографии Микеланджело игнуди представляют собой ангелов, а бронзовые обнаженные фигуры под игнудими - падшие ангелы.
Два щита или медальона сопровождают каждый набор из четырех инуди на пяти меньших панелях Книги Бытия, расположенных в центре Сикстинского потолка. Их часто описывают как окрашенные под бронзу. Каждый украшен изображением либо из Ветхого Завета, либо из Книги Маккавеев из апокрифов. Подданные щитов часто бывают жестокими. В « Отделении Света от Тьмы» щит над Богом показывает Авраама, приносящего в жертву своего сына Исаака (Бытие 22:9–12), а щит под Богом показывает пророка Илию, возносимого на небеса в огненной колеснице (4 Цар. 2:11).
В центре композиции Бог изображен в контрапосте, поднимающемся в небо, с раскинутыми руками, отделяющими свет от тьмы. Микеланджело применил в этой фреске сложную технику потолочной фрески « sotto in su» («снизу вверх»), благодаря которой фигура кажется возвышающейся над зрителем за счет ракурса. Позу контрапоста также использовал Микеланджело в своем «Давиде» (1501–1504). Сообщается, что Микеланджело написал эту фреску за одну джорнату , то есть за один рабочий день продолжительностью примерно восемь часов. [2] При жизни Микеланджело эта фреска считалась свидетельством расцвета технического мастерства художника. Например, Джорджо Вазари (1511–1574), ученик и биограф Микеланджело, писал в 1550 году:
«Более того, чтобы продемонстрировать совершенство своего искусства и величие Бога, Микеланджело изобразил Бога, отделяющего свет от тьмы в этих сценах, где Он виден во всем Своем величии, когда Он поддерживает себя наедине с распростертыми объятиями, демонстрируя любовь и творческая энергия. [3]
По словам Вазари, Микеланджело «приподнял завесу» тьмы, обычно встречающуюся в произведениях искусства эпохи Возрождения , используя мастерство светотени , сочетая в этом символическом произведении яркий свет и крайнюю тьму. [4]
Историки искусства отметили несколько необычных особенностей этой фрески. Эндрю Грэм-Диксон отметил, что у Бога преувеличенные грудные мышцы, напоминающие женскую грудь, что он интерпретирует как попытку Микеланджело проиллюстрировать «мужскую силу, но также и плодовитость женского начала». [5] Кроме того, было отмечено, что анатомия шеи Бога слишком сложна и не напоминает нормальный контур шеи. Было отмечено, что схема освещения изображения непоследовательна; в то время как вся сцена освещена снизу слева, шея Бога, кажется, имеет другой источник света справа.
Анатомические интерпретации
[ редактировать ]Некоторые авторы предположили, что Микеланджело скрыл на этой фреске анатомические изображения и что эти анатомические изображения объясняют ее необычные особенности. В статье, опубликованной в журнале Neurosurgery в мае 2010 года, Ян Сук, медицинский иллюстратор, и Рафаэль Тамарго, нейрохирург, оба из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса , предположили, что Микеланджело скрыл три нейроанатомических изображения в « Отделении света от тьмы». . [6] [7] Сук и Тамарго объяснили, что Микеланджело начал препарировать трупы в возрасте 17–19 лет и продолжал свои анатомические исследования на протяжении всей своей жизни. В результате своих вскрытий Микеланджело, вероятно, развил детальное понимание общей анатомии головного и спинного мозга. Они показали, что анатомические детали шеи Бога не похожи ни на другие шеи, нарисованные Микеланджело в Сикстинской капелле, ни на другие шеи, нарисованные современниками Микеланджело, такими как Леонардо да Винчи и Рафаэлло Санцио (Рафаэль). Необычная анатомия шеи Бога особенно очевидна при сравнении ее с анатомией шеи инудо, обращенного к Богу в левом верхнем углу панели. Положение шеи этого игнудо почти идентично положению шеи Бога, однако на шее инудо нет каких-либо необычных линий, характерных для шеи Бога. Вполне возможно, что Микеланджело поместил эти две аналогичные перспективы шеи рядом, чтобы подчеркнуть и противопоставить скрытое изображение на шее Бога.
Сук и Тамарго предположили, что Микеланджело скрыл сложное изображение нижней поверхности ствола мозга на шее Бога и что, следуя линиям Микеланджело на шее Бога, можно наметить анатомически правильное изображение ствола мозга, мозжечка, височных долей и перекреста зрительных нервов. Кроме того, они предположили, что Микеланджело также включил вид спереди спинного мозга в груди Бога и изображение зрительных нервов и глазных яблок в животе Бога. Они показали, как «теневой анализ» необычных линий на шее Бога соответствует определенным местам вокруг ствола мозга, известным как «арахноидальные цистерны», которые были подробно описаны гораздо позже, в 1875 году, но которые Микеланджело случайно изобразил на шее Бога, поскольку он был способен отображать изображения с почти фотографической точностью. Они пришли к выводу, что «будучи гениальным художником, выдающимся анатомом и глубоко религиозным человеком, Микеланджело умело дополнил свое изображение Бога на иконографически важных панелях свода Сикстинской капеллы скрытыми изображениями мозга и таким образом прославил не только славу Бога, но и славу Его самого великолепного творения».
Примечательно, что в статье, опубликованной в Журнале Американской Медицинской Ассоциации в октябре 1990 года, Фрэнк Мешбергер, акушер-гинеколог из Индианы, объяснил, что Микеланджело аналогичным образом скрыл изображение мозга в пелене, окружающей Бога в Сотворении Адама. . [8] [7] Поскольку Микеланджело нарисовал « Сотворение Адама» и «Отделение света от тьмы» вместе с двумя другими панелями Бытия как единую тематическую единицу между зимой 1511 года и октябрем 1512 года, возможно, что эти четыре центральные панели имеют основной анатомический мотив. Действительно, Гарабед Экноян, нефролог из Медицинского колледжа Бэйлора , в статье, опубликованной в Kidney International в марте 2000 года, предположил, что Микеланджело скрыл изображение почки в « Разделении суши и воды» , третьей панели в серии «Бытие». [9] По словам Экнояна, Микеланджело особенно интересовала функция почек, поскольку он страдал от камней в почках на протяжении всей своей взрослой жизни и документировал этот интерес в своих письмах и стихах.
Альтернативно, скрытое анатомическое изображение на шее Бога в « Отделении света от тьмы» интерпретировалось как зоб (увеличенная щитовидная железа). В статье, опубликованной в Журнале Королевского медицинского общества в декабре 2003 года, Леннарт Бондесон и Энн-Грит Бондесон из университетской больницы Мальмё в Швеции утверждали, что аномалия шеи Бога — это зоб. [10] Эта интерпретация была оспорена на том основании, что зоб обычно возникает ниже шеи и, как заявили Сук и Тамарго, «маловероятно, что Микеланджело, глубоко религиозный человек, осквернил бы образ Бога на этой важной панели, дать Богу зоб».
В этом духе Гилсон Баррето и Марсело Дж. де Оливейра в книге, опубликованной в 2004 году, [11] проанализировали отделение света от тьмы и отметили, что верхняя часть груди Бога и вытянутые руки образуют U-образную форму, которая, по их предположению, напоминает подъязычную кость, хотя они не предлагают тематического объяснения этой структуры на фреске.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пфайффер, Генрих В. Сикстинская капелла: новое видение . Нью-Йорк/Лондон, издательство Abbeville Press, 2007 г.
- ^ Грэм-Диксон, Эндрю. Микеланджело и Сикстинская капелла . Лондон, Англия: The Orion Publishing Group Ltd., 2008 г.
- ^ Вазари, Джорджо. Жизнь художников. 1550.
- ^ Барольский, Пол (2003). «Божественное происхождение светотени» . Источник: Записки по истории искусства . 22 (4): 8–9. JSTOR 23206787 – через JSTOR.
- ^ Грэм-Диксон, 2008 г.
- ^ Сук, Ян; Тамарго, Рафаэль Дж. (май 2010 г.). «Скрытая нейроанатомия в картине Микеланджело « Отделение света от тьмы в Сикстинской капелле» (аннотация)». Нейрохирургия . 66 (5): 851–861. дои : 10.1227/01.NEU.0000368101.34523.E1 . ПМИД 20404688 .
- ^ Jump up to: а б Филдс, Р. Дуглас (27 мая 2010 г.). «Секретное послание Микеланджело в Сикстинской капелле: сопоставление Бога и человеческого мозга» . Научный американец . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Мешбергер, Фрэнк Линн (10 октября 1990 г.). «Интерпретация создания Адама Микеланджело на основе нейроанатомии». ДЖАМА . 264 (14). Чикаго , Иллинойс : Американская медицинская ассоциация : 1837–41. дои : 10.1001/jama.1990.03450140059034 . ПМИД 2205727 . PDF . Отрывок с сайта Mental Health & Illness.com. Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Экноян, Гарабед (март 2000 г.). «Микеланджело: Искусство, анатомия и почки» . Почки Интернешнл . 57 (1). Амстердам : Эльзевир : 1190–1201. дои : 10.1046/j.1523-1755.2000.00947.x . ПМИД 10720972 . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Бондесон, Л., и Бондесон, АГ. Божественный зоб Микеланджело. JR Soc. С. 96: 609–611, декабрь 2003 г.
- ^ Баррето, Г., и де Оливейра, М.Г. Тайное искусство Микеланджело. Урок анатомии в Сикстинской капелле. Editoria Arx, Сан-Паулу, Бразилия, 2004 г.