Давид (Донателло)
Дэйвид | |
---|---|
![]() Донателло, Давид, бронза, 1435–1440, Флоренция, Барджелло, деталь. | |
Художник | Донателло |
Год | 1416 (мрамор) в. 1440-е годы (бронза) |
Предмет | Дэйвид |
Размеры | 158 см (62 дюйма) |
Расположение | Барджелло |

Давид — название двух статуй библейского героя работы итальянского скульптора раннего Возрождения Донателло . работы Они состоят из ранней мраморной с изображением одетой фигуры (1408–09) и гораздо более известной бронзовой фигуры, обнаженной, за исключением шлема и сапог, датируемой 1440-ми годами или позже. Оба сейчас находятся в Национальном музее дель Барджелло во Флоренции . Первый был самым важным заказом Донателло на тот момент и имел религиозный контекст и был размещен во Флорентийском соборе . Бронза остается его самой известной работой и была сделана для светского контекста по заказу семьи Медичи .
Библейский текст
[ редактировать ]История Давида и Голиафа взята из 1 Царств 17. Израильтяне сражаются с филистимлянами, чей защитник – Голиаф – неоднократно предлагает встретиться с лучшим воином израильтян в единоборстве, чтобы решить исход всей битвы. Ни один из обученных израильских солдат не оказывается достаточно смелым, чтобы сразиться с гигантским Голиафом, пока Давид – мальчик-пастушок, который слишком молод, чтобы быть солдатом, – не принимает вызов. Саул, вождь израильтян, предлагает Давиду доспехи и оружие, но мальчик неподготовлен и отказывается от них. Вместо этого он выходит со своей пращой и противостоит врагу. Он бьет Голиафа камнем по голове, сбивая великана с ног, а затем хватает Голиафа меч и отрубает ему голову. Филистимляне отступают, как было согласовано, и израильтяне спасены. Особая сила Давида исходит от Бога, и эта история иллюстрирует победу добра над злом. [1]
Мраморный Давид
[ редактировать ]


Донателло , которому тогда было чуть больше двадцати, в 1408 году было поручено вырезать мраморную статую Давида для размещения на трибуне купола одного из контрфорсов на северной стороне Флорентийского собора . Нанни ди Банко было поручено вырезать равную статую Исайи . Одна из статуй была поднята на место в 1409 году, но ее высота чуть менее двух метров оказалась слишком маленькой, чтобы ее можно было легко увидеть с земли, и ее снесли; томились в мастерской оперы . обе статуи затем несколько лет [2] [3] [4] [5]
В 1416 году Синьория Флоренции повелела Давида отправить в Палаццо делла Синьория ; очевидно, что молодой Давид рассматривался как эффективный политический символ, а также как религиозный герой. Донателло попросили внести некоторые коррективы в статую, чтобы ее теперь было видно в упор (особенно была проработана голова Голиафа), и для нее был изготовлен постамент с надписью: « Тем, кто храбро сражается за отечество, боги помогают даже против самых страшных врагов». [6]
Мраморный «Давид» — самый ранний из известных важных заказов Донателло, и эта работа тесно связана с традицией и мало что дает признаков новаторского подхода к изображению, который художник разовьет по мере взросления. Хотя расположение ног намекает на классическую контрапосту , фигура стоит в элегантной готической манере, заимствованной у единственного задокументированного учителя Донателло Лоренцо Гиберти . лицо кажется довольно пустым (то есть, если ожидать натурализма, но очень типичного для интернационального готического стиля), и Давид, кажется, почти не замечает головы своего побежденного врага, которая покоится между его ногами. Тем не менее в свое время статуя считалась «достижением огромной важности». [7] а некоторые ученые видели элемент индивидуальности – своего рода дерзость – намекаемую на поворот туловища и подбоченение левой руки. [8] [9] но в целом эффект от фигуры довольно мягкий. Голова Голиафа, лежащего у ног Давида, «вырезана с большой уверенностью и раскрывает подлинно ренессансный интерес скульптора к древнеримскому типу зрелой бородатой головы». [10]
Опыт с неподходящим размером, зависящим от точки зрения зрителя, вероятно, стал решающим для Донателло. Следствием этого стала статуя Иисуса Навина , пятиметровая колоссальная статуя из беленой терракоты (для имитации мрамора), воздвигнутая в 1412 году на одном из контрфорсов купола. Однако вскоре потребовался капитальный ремонт, и, наконец, в 18 веке разваливающуюся скульптуру разобрали. [11] Друг и коллега Донателло Филиппо Брунеллески, вероятно, уже был вовлечен в проект «Иисуса Навина», поскольку в 1415/16 году опера поручила им обоим искать альтернативные материальные и технические возможности, чтобы сделать двенадцать фактически запланированных скульптур более устойчивыми к климатическим воздействиям. например, используя позолоченный свинец в качестве защитного покрытия. Однако до этого так и не дошло. [12]
После еще одной, но внезапно прерванной попытки Агостино ди Дуччо в 1464 году вырезать огромный кусок мрамора, который был приобретен оперой , и недолгого участия Антонио Росселлино десятью годами позже, наконец, Микеланджело удалось вырезать колоссального Давида. из заброшенного деформированного блока, [13] который, однако, был установлен тоже не на соборе, а перед Палаццо делла Синьория (сегодня копия), опять-таки из-за его жизненно важного символического значения для города-государства. [14]
Бронзовый Давид
[ редактировать ]
Донателло Бронзовая статуя (около 1440-х годов) известна как первая стоящая работа из бронзы , отлитая без опоры в эпоху Возрождения , и первая отдельно стоящая скульптура обнаженного мужчины, созданная со времен античности. На нем изображен Давид с загадочной улыбкой, поставивший ногу на отрубленную голову Голиафа сразу после победы над гигантом. Юноша совершенно обнажен, если не считать шапки с лавровым верхом и сапог, и держит в руках меч Голиафа.
Создание произведения недокументировано. Большинство ученых предполагают, что статуя была заказана Козимо Медичи , но дата ее создания неизвестна и широко оспаривается; новый дворец Медичи, спроектированный Микелоццо . предлагаемые даты варьируются от 1420-х до 1460-х годов (Донателло умер в 1466 году), при этом мнение большинства недавно пришлось на 1440-е годы, когда строился [15]
По одной из версий, он был заказан семьей Медичи в 1430-х годах для размещения в центре двора старого дворца Медичи. В качестве альтернативы он мог быть сделан для этой позиции в новом Палаццо Медичи , где он был размещен позже, что означало бы, что комиссия была назначена на середину 1440-х годов или даже позже. Статуя упоминается там только к 1469 году. Семья Медичи была изгнана из Флоренции в 1494 году, и статую перенесли во двор Палаццо делла Синьория работы Донателло вместе с бронзовой Юдифью . [16] который имел равную тему и мощное символическое значение. Давид Юдифь потерял свое место (и колонну) посреди двора из-за фонтана в 1450-х годах и был установлен в нише, примыкающей к дверному проему возле лестницы, где . с начала 1500-х годов стояла [17]
В 17 веке Давид был перенесен в Палаццо Питти , в Уффици в 1777 году, а затем, наконец, в 1865 году, в Национальный музей дель Барджелло, где он остается и сегодня. [18] [19] [20]
По мнению Вазари , статуя стояла на колонне, спроектированной Дезидерио да Сеттиньяно, посреди двора Палаццо Медичи; надпись, кажется, объясняет значение статуи как политического памятника. [21] Рукопись кватроченто, содержащая текст надписи, вероятно, является более ранним упоминанием статуи; к сожалению, рукопись не датирована. [22] Хотя политическое значение статуи широко признано, его значение является предметом серьезных споров среди ученых. [23]
Иконография бронзового Давида повторяет иконографию мраморного Давида : молодой герой стоит с оружием в руке, у его ног отрубленная голова врага. Однако визуально эта статуя поразительно отличается. Дэвид одновременно хрупкий физически и удивительно женственный. Говорят, что голова была вдохновлена классическими скульптурами Антиноя , фаворита Адриана, известного своей красотой. Телосложение статуи, контрастирующее с большим мечом в руке, показывает, что Давид победил Голиафа не физической силой, а посредством Бога . Нагота мальчика также подразумевает идею присутствия Бога, противопоставляя юношу гиганту в тяжелых доспехах . Давид представлен необрезанным, что принято для обнаженных мужчин в искусстве итальянского Возрождения. [24]
Споры
[ редактировать ]Нет никаких признаков современной реакции на Давида. Однако тот факт, что статуя была установлена в ратуше Флоренции в 1490-х годах, указывает на то, что она не рассматривалась как спорная. В начале 16 века Вестник Синьории упомянул о скульптуре так, что в ней было что-то тревожное: «Давид во дворе не является идеальной фигурой, потому что его правая нога безвкусна». [25] К середине века Вазари описывал статую как настолько натуралистическую, что она, должно быть, была сделана с натуры. Однако среди историков искусства 20-го и 21-го веков возникли серьезные разногласия по поводу того, как его интерпретировать.
Борода Голиафа вьется вокруг обутой в сандалии ноги Давида, как будто юный герой проводит пальцами ног по волосам своего мертвого противника. Голиаф носит крылатый шлем. Правая нога Дэвида твердо стоит на коротком правом крыле, а левое, значительно более длинное, поднимается вверх по правой ноге к паху.
Фигура интерпретировалась по-разному. Одно из них заключалось в предположении, что Донателло был гомосексуалистом и что он выражал свое сексуальное отношение через эту статую. [26] [27] Во-вторых, можно предположить, что произведение относится к гомосоциальным ценностям флорентийского общества, но не выражает личных тенденций Донателло. [28] [29] Третья интерпретация заключается в том, что Давид представляет собой попытку Донателло создать уникальную версию обнаженного мужчины, чтобы реализовать художественную лицензию, а не копировать классические модели, которые до сих пор были источниками изображения обнаженного мужчины в искусстве эпохи Возрождения. [30]
Идентификация
[ редактировать ]
Традиционная идентификация фигуры была подвергнута сомнению в 1939 году Джено Ланьи с интерпретацией, склоняющейся к древней мифологии, причем шлем героя особенно намекал на Гермеса или Меркурия . С тех пор ряд ученых последовали за Ланьи, иногда называя статую Давидом-Меркурием . [31] Если фигура действительно должна была изображать Меркурия, можно предположить, что он стоит на голове побежденного гиганта Аргуса Паноптеса . [ нужна ссылка ] Однако все в кватроченто идентифицируют ее как Давида. упоминания статуи [32]

Реставрация
[ редактировать ]Статуя подвергалась реставрации с июня 2007 года по ноябрь 2008 года. Это был первый раз, когда статую реставрировали, но опасения по поводу слоев «минерализованного воска» на поверхности бронзы привели к 18-месячному вмешательству. Статуя была очищена скальпелями (на непозолоченных участках) и обработана лазером (на позолоченных участках), чтобы удалить наросты на поверхности. [33]
Копии и влияние
[ редактировать ]
Дэвид продолжал оставаться предметом большого интереса для итальянских меценатов и художников. Более поздние изображения библейского героя включают
- Дезидерио да Сеттиньяно , Мартелли Давид , мрамор, ок. 1462–64, закончен кем-то другим, возможно, Бертольдо ди Джованни (?), ок. 1465–70, Вашингтон, Национальная художественная галерея.
- Частично позолоченная бронза Верроккьо , ок. 1468–70, Барджелло , Флоренция.
- Антонио дель Поллайуоло , панно, ок. 1470, Gemäldegalerie , Берлин
- Бартоломео Беллано , бронзовый ормолу , 1470-е, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Доменико Гирландайо , фреска, ок. 1485, Санта Мария Новелла , Флоренция.
- Микеланджело Давид , мрамор, 1501–1504 гг., Академия , Флоренция.
- Бернини Давид , мрамор, 1623–1624 гг., Галерея Боргезе , Рим.
По модели Давида Донателло в отношении других фигур следуют, например, бронзетто Поллайуоло « Геркулес на отдыхе» .). Андреа дель Кастаньо (ок. 1480 г.), две фигуры из цикла «Прославленные мужчины и женщины» с виллы Кардуччи в Легнайе (отдельные фрески, 1448–1448 гг 49, Уффици , Флоренция). Понтормо и Франческо да Сангалло бронзового Давида (ок. 1514 и 1455 соответственно, Уффици). входят в число художников, сделавших эскизы сохранившегося [34]
Гипсовые слепки, снятые с оригинальных скульптур, которые иначе было бы невозможно получить, были куплены музеями и другими коллекциями или имели собственную гипсовую мастерскую, такую как Государственный музей в Берлине . Среди 7000 отливок, изготовленных мастерской с 1819 года, есть и копия бронзового Давида , снятая с оригинала незадолго до 1880 года и только за последнее столетие вновь послужившая более чем дюжине гипсовых копий. [35]
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне в огромной коллекции гипса тоже есть Давид , правда, со сломанным мечом. Полноразмерные копии из белого мрамора можно найти в «Доме умеренного климата» в Королевском ботаническом саду в Кью, графство Суррей (недалеко от Лондона), а также в Музее Слейтера в Норвичской свободной академии в Норвиче, штат Коннектикут , США. [36]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Фронтен, Раймонд-Жан и Войчик, Ян, ред. (1980) Миф о Дэвиде в западной литературе , издательство Purdue University Press, ISBN 0911198555 .
- ^ Янсон , стр. 3–7.
- ^ Поуп-Хеннесси, Джон (1958), Скульптура итальянского Возрождения, Лондон, стр. 6–7.
- ^ Поешке , с. 27.
- ^ Кальоти , стр. 34, 112.
- ↑ Документы о статуе можно найти у Янсона , стр. 3–4, и Omaggio a Donatello , стр. 126–127. О политических последствиях Давида для Флоренции раннего Нового времени см. Марию Монику Донато, «Геркулес и Давид в раннем украшении Палаццо Веккьо: рукописные свидетельства», Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 54 (1991), стр. 83– 98; Эндрю Баттерфилд, «Новые доказательства иконографии Давида в кватроченто Флоренции», I Tatti Studies 6 (1995), стр. 114–133.
- ^ Поуп-Хеннесси , с. 16.
- ^ Поешке , с. 377.
- ^ Посвящение Донателло , с. 125.
- ^ Роща
- ↑ Помимо письменных источников, на картине Бернардино Поччетти имеется лишь одно живописное изображение : Антонио Пьероцци , рукоположенный в архиепископа, входит во флорентийский собор 1604/5 ( Museo Nazionale di San Marco , Chiostro di Sant'Antonino), на котором колоссальную статую можно увидеть на втором контрфорсе Северной трибуны. См. Кальоти 2022, рис. 61 на стр. 88.
- ^ Кальоти , стр. 37ф.
- ^ Миланези, Гаэтано (1875), Письма Микеланджело Буонарроти, опубликованные с воспоминаниями и художественными контрактами , Флоренция, стр. 620–623. Перевод текста см. в цитате у Давида (Микеланджело) .
- ^ См. Давид (Микеланджело)#Размещение .
- ^ Гринхал, М. (1982) Донателло и его источники , Лондон, с. 166.
- ^ Янсон , стр. 77–78 с цитатами из источников 1469 и 1495 годов.
- ^ Янсон , с. 80. В то время как Давид , казалось, потерял значение общественного символа, Юдифь вновь обрела видимость благодаря своему новому размещению в Лоджии Ланци .
- ^ Поешке , с. 397.
- ^ Посвящение Донателло , стр. 196–197
- ^ Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение символов: гендер, политика и публичное искусство во Флоренции пятнадцатого века, Нью-Хейвен, стр. 139–141, ISBN 0300092121 . Рэндольф опубликовал стихотворение 1466 года, в котором, кажется, описывается статуя во дворце Медичи.
- ^ Зернер, Анри; Вазари, Джорджо; Беттарини, Розанна ; Барокки, Паола (сентябрь 1972 г.). «Жизнеописания величайших художников, скульпторов и архитекторов в изданиях 1550 и 1568 годов». Художественный вестник . 54 (3): 355. дои : 10.2307/3049011 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3049011 .
- ^ Сперлинг, Кристина (1992). «Бронза Донателло «Давид» и требования политики Медичи». Журнал Берлингтон . 134 (1069): 218–24. JSTOR 885118 .
- ^ Политические чтения Давида включают Сперлинг, Кристин М. (1992). «Бронза Донателло «Давид» и требования политики Медичи» (PDF) . Журнал Берлингтон . 134 (1069): 218–219. JSTOR 885118 . [ постоянная мертвая ссылка ]
Крам, Роджер Дж. (1996). Донателло «Бронзовый Давид и вопрос внешней и внутренней тирании». Исследования эпохи Возрождения . 10 (4): 440–450. дои : 10.1111/j.1477-4658.1996.tb00364.x .
Макхэм, Сара Блейк (2001). Донателло «Бронзовый Давид и Юдифь как метафоры правления Медичи во Флоренции». Художественный вестник . 83 (1): 32–47. дои : 10.2307/3177189 . JSTOR 3177189 . S2CID 191562817 .
Терри, Элли (2009). «Обезглавливание Донателло и риторика обезглавливания во Флоренции Медичи». Исследования эпохи Возрождения . 23 (5): 609–638. дои : 10.1111/j.1477-4658.2009.00593.x . S2CID 153718684 . - ^ Стейнберг, Лео (1982). «Микеланджело и врачи». Бюллетень истории медицины . 56 (4): 552–553. ПМИД 6760942 .
- ^ Гай, Г. (1840) Неопубликованная переписка художников 14, 15 и 16 веков, 3 тома, Флоренция, II: 456: «Придворный Давид - это фигура, и она не идеальна, потому что его нога позади нее. это скиоча». Цитируется по Ширману, Джону (1992) « Только соединяйтесь... Искусство и зритель в эпоху итальянского Возрождения», Принстон: Princeton University Press, 22 n. 17. Ширман отмечает, что скиоча можно перевести как «неблагоразумный» или «глупый».
- ^ Янсон , стр. 77–86.
- ^ Шнайдер, Лори (1973). «Бронзовый Давид Донателло». Художественный вестник . 55 (2): 213–216. дои : 10.2307/3049095 . JSTOR 3049095 .
- ^ Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение символов: гендер, политика и публичное искусство во Флоренции пятнадцатого века, Нью-Хейвен, стр. 139–192, ISBN 0300092121 .
- ^ Фронтен, Раймон-Жан. «Счастье в глазах Дэвида» . ГЛРВ . Архивировано из оригинала 19 марта 2009 г. Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Поешке , с. 398.
- ^ Ланьи никогда не публиковал свою гипотезу; его идеи были обнародованы в книге Джона Поупа-Хеннесси (1984) «Бронзовый Давид Донателло», «Сочинения по истории искусства в честь Федерико Цери Милан: Электа», стр. 122–127, и получили дальнейшее развитие в книгах Паррончи, Алессандро (1980) Донателло и power, Florence, стр. 101–115 и Fossi, G. et al (2000) Italian Art , p.
- ^ Ширман, Джон (1992) Только соединяйтесь... Искусство и зритель в эпоху итальянского Возрождения, Принстон: Princeton University Press, стр. 20–21, ISBN 9780691099729 .
- ^ Реставрация Давида Донателло . Национальный музей Барджелло. polomuseale.firenze.it (на итальянском языке)
- ^ Роули , стр. 356-75.
- ^ Роули , с. 122.
- ^ Шана Сурек (14 июля 2002 г.). «Пыление» . Хартфорд Курант . Проверено 10 октября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эйвери, Чарльз; Сара Блейк МакХэм (2013) [2003]. «Донателло» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 2 апреля 2023 г.
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Янсон, HW (1957). Скульптура Донателло . Принстон. ISBN 978-0691003177 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Поуп-Хеннесси, Джон (1996) [1958]. Итальянская скульптура эпохи Возрождения . Введение в итальянскую скульптуру. Том. 2 (4-е изд.). Лондон: Файдон. ISBN 0-7148-3015-1 .
- Национальный музей Барджелло (1985). Посвящение Донателло, 1386–1986 (на итальянском языке). SPES – Исследование избранных изданий.
- Поешке, Иоахим (1990). Донателло и его мир: Скульптура итальянского Возрождения . Нью-Йорк. ISBN 978-0810932111 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кальоти, Франческо (редактор) с Лаурой Каваццини, Альдо Галли и Невиллом Роули (2022). Донателло. Ренессанс . Венеция: Марсилио Арте. ISBN 979-12-5463-006-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Роули, Невилл (редактор) с Франческо Кальоти, Лаурой Каваццини и Альдо Галли (2022). Донателло. Изобретатель эпохи Возрождения . Лейпциг: Э. А. Зееманн. ISBN 978-3-86502-482-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Анализ, тема и критический прием (сайт без ссылок и выходных данных)
- Обсуждение и несколько подробных фотографий на Oneonta.edu , ( SUNY )
- Копия из белого мрамора в Кью (часть набора на Flickr )