Желание из Сеттиньяно
Дезидерио да Сеттиньяно , настоящее имя Дезидерио де Бартоломео ди Франческо, известный как Ферро ( ок. 1428 или 1430–1464), был итальянским скульптором эпохи Возрождения, работавшим в северной Италии.
Биография
[ редактировать ]Он происходил из семьи резчиков по камню и каменщиков в Сеттиньяно , недалеко от Флоренции . Хотя в его работах видно влияние Донателло , особенно в использовании барельефов, наиболее вероятно, что он получил образование в большой флорентийской мастерской, которой руководили Бернардо и Антонио Росселлино . [1] Дезидерио поступил в гильдию мастеров камня и дерева Флоренции в 1453 году. [2] и вскоре после этого уже поставлял херувимов медальоны с головами для фриза , пересекающего фасад капеллы Пацци во втором монастырском дворе базилики Санта-Кроче .
он получил такой важный заказ, как монументальная гробница Карло Марсуппини Довольно удивительно, что в столь раннем возрасте . По-видимому, его дизайнерские способности и чувствительность к тактильным качествам мрамора уже были признаны. Создавая эту настенную гробницу для базилики Санта-Кроче, Дезидерио опирался на прецедент, созданный всего несколькими годами ранее в « Гробнице Леонардо Бруни» Бернардо Росселлино . Это кажется вполне уместным, поскольку Марсуппини сменил Бруни на посту государственного канцлера Флоренции и был его наставником так же, как Дезидерио получил образование у Бернардо Росселлини. Фактически, в своем проекте гробницы Дезидерио отдал дань уважения примеру Бернардо во многом так же, как это сделал Марсуппини, когда сочинял эпитафию для гробницы Бруни. Дезидерио перенял основную композиционную схему возвышенной триумфальной арки с саркофагом и чучелом памятника Бруни, но превратил сдержанность более раннего мемориала в произведение повышенной декоративной фантазии. В гробнице Марсуппини Дезидерио разместил стоящих детей с геральдическими щитами по обе стороны от саркофага, задрапировал длинными гирляндами богато украшенный канделябр, венчающий арку люнета, и расположил бегущих юношей над пилястрами, обрамляющими погребальную нишу.
В самой нише он проигнорировал символику Троицы , использовав в качестве фона для саркофага четыре панели вместо трех. Чтобы сделать покойного ученого и государственного деятеля более заметным, он наклонил изображение Марсуппини вперед к зрителю и вырезал замысловатые цветочные украшения на закругленных углах саркофага со львиными ногами. Все использованные мотивы вдохновлены чем-то классическим, а общий эффект легкий и очаровательный, даже радостный, хотя и несколько расфокусированный.
В 1461 году он закончил скинию, предназначенную для установки либо в Часовне Причастия в Сан-Лоренцо , посвященную святым семейства Медичи, Косме и Дамиану, расположенную в левом трансепте церкви; или, что более вероятно, впервые он был установлен в хоре главной капеллы. [3]
Для своей Скинии Причастия Дезидерио вернулся (как он сделал ранее для гробницы Марсуппини) к прототипу, созданному его вероятным хозяином Бернардо Росселлино. На этот раз Дезидерио нашел вдохновение в произведении Росселлино ок. 1450 г. Скиния для часовни женской больницы Санта-Мария-Нуово (ныне Сан-Эджидио). То, что создал Дезидерио, несомненно, является одним из самых восхитительных с декоративной точки зрения образцов скульптуры раннего Возрождения. Композиция состоит из пилястрами обрамленной эдикулы , внутри которой пространственно уступающий цилиндрический свод возвращает взгляд к фактическому дверному проему сакраментальной кладовой.
В люнете выше изображена поясная фигура Бога/Христа, энергично показывающая раскрытую книгу, что соответствует Откровению 1:8: «Я есмь Альфа и Омега; начало и конец, говорит Господь». На полпути по этому иллюзорному коридору из боковых проходов врываются ангелы, их драпировки развеваются от волнения фра Филиппо Липпи .
Эдикула скинии увенчана искусно оформленным люнетом, в котором заключено изображение благословляющего Младенца Христа, стоящего на таинственной чаше в окружении поклоненных ангелов. Еще два ангела с высокими канделябрами стоят в позе со смещением веса по обе стороны от скинии. Все это, по-видимому, опиралось на постамент с рельефом Оплакивания , который кажется довольно неуместным в праздничном контексте.
Христовых И все же это воспоминание о Страстях Дезидерио имеет важное значение для иконографической программы . Тело Христово образует основу, на которой содержится Его духовное тело (в виде Таинства) и над которым Благословение дается . Где бы она ни находилась, в 1677 году она была демонтирована, разобрана и вновь собрана для использования в семейной часовне Нерони в правом трансепте.
Для Неронов скульптурные компоненты скинии были перекомпонованы: ангелы-канделябры по бокам были размещены наоборот, лицом наружу. Консольные блоки использовались для поддержки скинии, которая в последнем штрихе барокко была установлена на фоне цветных мраморных плит. Совсем недавно скиния была перенесена в правую часть нефа Сан-Лоренцо и реконструирована в соответствии с тем, что, как полагают, было первоначальным замыслом скульптора, хотя считается, что ряд элементов исчезли.
Рельеф «Оплакивание» представляет собой прекрасный пример таланта Дезидерио в резном барельефе, но на самом деле не демонстрирует его мастерства rilievo schiaccato , в исполнении которого он уступал только Донателло.
Чтобы узнать, как Дезидерио справляется с «плоским рельефом», мы должны обратиться к его панели « Святой Иероним во время молитвы в пустыне» (Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) или к его тондо «Встреча Христа и Иоанна Крестителя в юности» (Лувр, Париж). «Святой Иероним » «настолько близок к живописи, насколько это возможно в скульптуре, а выразительные лица Христа и Иоанна в тондо демонстрируют оценку Дезидерио в XV веке Джованни Санти, отцом Рафаэля , который говорил о «мечтательном Дезидерио, столь нежная и красивая». [4]
За исключением гробницы Марсуппини и скинии Сан-Лоренцо, мало что из работ Дезидерио задокументировано или датировано, и хронологическая реконструкция его художественного развития является предметом предположений, основанных на стилистических сравнениях. Масштабы его работы с автографами обсуждаются; многие работы, иногда приписываемые ему, лучше было бы передать помощникам, последователям или его брату Гери, с которым он часто сотрудничал.
Дезидерио внес большой вклад в область портретной живописи, особенно в изображении детей. Это был жанр, который он практически заново изобрел, опираясь на римские примеры эпохи Августа. Такие скульптуры представляют своих юных героев непринужденно и даже оживленно; часто с открытым ртом они передают ощущение непосредственности. С его именем связано несколько мраморных и деревянных женских бюстов. К лучшим из них относится мраморный бюст Мариетты Строцци в Берлине, который излучает мягкую, неземную красоту, которая, кажется, исходит из мраморной поверхности, светящейся изнутри камня.
На протяжении всей его недолгой карьеры одной из наиболее ярких характеристик его техники была его необычная способность придавать своим скульптурам текстурную чувственность, которая, казалось бы, требовала прикосновения: из всех скульпторов Кватроченто Дезидерио был, пожалуй, самым тактильным в своей привлекательности. Его работы демонстрируют истинное понимание кристальной сияемости мрамора Донателло и того, как нежно отполированная и модулированная поверхность может создавать внутреннее сияние, и как знаменитое rilievo schiacciato может быть дополнительно усовершенствовано, чтобы передать ощущение света, мягко рассеивающегося при его прохождении через атмосферу. В своих лучших проявлениях Дезидерио да Сеттиньяно был скульптором мягкой убежденности и тонких нюансов.
По словам Вазари, его последней работой была расписная деревянная статуя Святой Марии Магдалины, находящаяся сейчас в Санта-Трините, оставленная незавершенной и завершенная Бенедетто да Майано после смерти Дезидерио.
Дезидерио да Сеттиньяно умер во Флоренции в 1464 году. Самым известным из его учеников был Симоне Ферруччи .
Джорджо Вазари включает биографию Дезидерио да Сеттиньяно в свои «Жизнеописания художников» . [5]
Избранные работы
[ редактировать ]- Могила Карло Марсуппини (1459 г.) в Санта-Кроче , Флоренция.
- Мадонна Борегар со стоящим Младенцем Христом (ок. 1455 г.) - мраморный рельеф, Музей Нортона Саймона, Паседина
- Маленький мальчик (ок. 1455–1460) – мраморный бюст, Национальная галерея искусств Вашингтон, округ Колумбия.
- Богородица с Младенцем (ок. 1455–1460) – мраморный рельеф, Художественный музей Филадельфии.
- Младенец Христос? (ок. 1460 г.) – мраморный бюст, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- Алтарь Причастия в Сан-Лоренцо , Флоренция (завершен в 1461 году)
- Святой Иероним в пустыне (ок. 1461 г.) – мраморный рельеф, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- Циворий Причастия , мрамор, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- Мадонна с Младенцем в пеленах , мраморный рельеф, Музей Барджелло, Флоренция
- Бюст мальчика (ок. 1460 г.), мраморный бюст, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
- Смеющийся мальчик (ок. 1464 г.), мраморный бюст, Художественно-исторический музей, Вена
- Юлий Цезарь в профиль (ок. 1460 г.), мраморный горельеф, Лувр, Париж.
- Мариетта Строцци , (ок. 1460) мраморный бюст, Государственные музеи, Берлин
- Портрет мальчика, смотрящего вниз , Музей Барджелло, Флоренция.
- Молодой Иоанн Креститель , мраморный бюст, Музей Барджелло, Флоренция.
- Иисус и Иоанн Креститель , мраморный рельеф тондо, Лувр, Париж.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В этом обзоре карьеры Дезидерио следует обзор, данный в Чарльзе Р. Маке, Международном словаре искусств и художников, Том II: Художники , Лондон: St. James Press, 1990, 238-39.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Это обсуждение скинии Дезидерио в Сан-Лоренцо взято из обсуждения Чарльза Р. Мака, «Скиния причастия», Международный словарь искусств и художников: Искусство, Чикаго / Лондон: St. James Press, 1990, 109.
- ^ Мак, Арт 1990 г.
- ^ «Андреа Верроккьо – Биография и галерея искусств» . www.artist-biography.info .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. с. 94–95. .
- Работы Дезидерио да Сеттиньяно