Бернардо Росселлино
Бернардо ди Маттео дель Борра Гамберелли (1409–1464), более известный как Бернардо Росселлино , — итальянский скульптор и архитектор эпохи Возрождения , старший брат скульптора Антонио Росселлино . Будучи представителем второго поколения художников эпохи Возрождения, он помог определить и популяризировать революцию в художественном подходе, характерную для нового века. Его работу часто трудно отличить от работы его братьев (всего трое), работающих в семейной мастерской.
Биография
[ редактировать ]Росселлино родился в семье фермеров и владельцев карьеров в горной деревне Сеттиньяно , Италия, с видом на долину Арно и город Флоренцию . [1] Его дядя, Якопо ди Доменико ди Лука дель Борра Гамберелли, возможно, дал ему первые уроки каменной кладки. К 1420 году Бернардо уже был во Флоренции и поступил в ученики к одному из самых известных скульпторов этого города, возможно, Нанни ди Бартоло , по прозвищу «иль Россо (рыжий)». Такое родство могло бы объяснить прозвище «Росселлино» (маленький рыжеволосый), данное Бернардо и применяемое к его братьям Антонио, Доменико и Джованни. существует информация о его братьях.
Больше, чем какой-либо другой мастер, Бернардо учился в экспериментальной атмосфере, охватившей Флоренцию в 1420-х годах. Кажется, он был очарован подходами «новой волны», которые применяли на практике Брунеллески , Донателло , Гиберти и Мазаччо . Возможно, более преданно, чем другие их последователи, Бернардо Росселлино принял и придерживался классического возрождения как в скульптуре, так и в архитектуре. Прославленный своей скульптурой ( Гробница Леонардо Бруни , группа Благовещения в Эмполи ), он добился особого признания благодаря своей расширяющейся роли архитектора, добившись прочной славы за работы, выполненные или запланированные в Риме для Папы Николая V и, особенно, за восстановление церкви. город Пиенца для папы Пия II . Часть его художественного значения также заключалась в его предпринимательских способностях, которые позволили ему создать большую и очень успешную мастерскую, которая доминировала в области обработки камня во Флоренции в 1450-х и 1460-х годах.
Ареццо, 1433 г.
[ редактировать ]В 1433 году Бернардо зарегистрирован как находившийся в Ареццо , где он был нанят Братством Санта-Мария-делла Мизерикордия для завершения фасада штаб-квартиры Мизерикордиа. Его первая работа представляла собой серьезную проблему. Нижний этаж этого дворца был построен полвека назад в популярном тогда готическом стиле. Таким образом, проблема, с которой столкнулся Бернардо, была аналогична той, с которой Альберти столкнулся четверть века спустя, когда его попросили завершить фасад Санта-Мария-Новелла . Решением Бернардо для незавершенного второго этажа была трехпролетная конструкция, в которой использовалась типично готическая смешанная рама в центральном пролете, окруженная классическими парными пилястрами и эдикулами , черты которых были взяты из наиболее прогрессивных доступных источников. В готическом каркасе второго этажа расположен рельеф Мадонны Милосердия, защитницы Ареццо, простирающей свою мантию над жителями общины. По бокам ее стоят коленопреклоненные святые Лаврентий и Персентин. Бернардо получил свой последний платеж за проект в июне 1435 года, особенно за две отдельно стоящие фигуры святых Григория и Доната, которые занимают эдикулы по обе стороны от рельефа Мизерикордия. Решение Росселлино для фасада дворца в Ареццо объединило элементы готики и ренессанса в ловкую, хотя и несколько неуклюжую комбинацию, направленную на достижение цели Возрождения - единой гармонии. В этих первоначальных усилиях как в скульптуре, так и в архитектуре он также ясно продемонстрировал гений творческого эклектизма, который стал главной чертой «манеры Росселлино».
Возвращение во Флоренцию, 1436 г.
[ редактировать ]Бернардо Росселлино вернулся во Флоренцию в 1436 году, чтобы основать собственную мастерскую и присоединиться к бригаде каменщиков, уже работавших над строительством монастыря Аранчи в Бадии. Платежные отчеты, подкрепленные стилистическим свидетельством, указывают на то, что его основные вклады (1436–1438 гг.) в этот проект включали красивый каменный дверной косяк и необычное поперечное окно, которые можно идентифицировать и сегодня. Возможно также, что он предложил дополнение пилястрами, разделяющими поверхности лоджий двухэтажного двора на систематическую сетку. Документы указывают на то, что Бернардо взял на себя более решающую роль в пригородном монастыре Санта-Мария-алле-Кампора, чей монастырь (1436 г.) бросает вызов монастырю Микелоццо в Сан-Марко как первое подобное сооружение, возведенное в соответствии с эстетикой эпохи Возрождения. В 1444 году он получил заказ на скульптуру двух алтарных фигур для ораторского искусства Благовещения в церкви Св. Стефана в Эмполи. В этих двух изображениях Благовещенской Богородицы и Архангела Гавриила мы находим дальнейшее развитие декоративно-изящного и классического стиля художника, а также признание скульптурных стилей Донателло, Гиберти и Микелоццо.
Хотя основной деятельностью магазина Росселлино были поставки строительных материалов и выполнение простых работ по каменной кладке, несколько проектов, сочетающих в себе скульптурные и архитектурные особенности, имели особое значение в 1440-х годах. Один из них, предпринятый в Публичном дворце Сиены , заключался в том, чтобы спроектировать величественный вход в Зал Концисторо. Этот богато украшенный и изящный классический дверной косяк, возможно, является лучшим образцом типа, созданного в первой половине пятнадцатого века, и, безусловно, одним из самых роскошно элегантных во всем Возрождении.
Другим проектом стала гробница с триумфальной аркой, воздвигнутая во флорентийской церкви Санта-Кроче для историка и ученого-гуманиста Леонардо Бруни (умер в 1444 г.), который занимал пост государственного канцлера Флоренции. Никакой документации о гробнице не сохранилось, но два источника начала XVI века приписывают проект Бернардо Росселлино, и его авторство в целом принято. Однако были споры относительно датировки гробницы: некоторые поддерживали дату конца 1440-х годов, а другие полагали, что Бернардо не мог осознать ее классический характер до своего пребывания в Риме, предпочитая дату после 1455 года. Однако в его конструкции нет ничего, что исключало бы более раннюю датировку. На самом деле гробница Бруни кажется логическим продолжением классицистической манеры, которую Бернардо недавно продемонстрировал в своем дизайне дверного косяка Концисторо в Сиене. Соответственно, гробницу Бруни лучше всего датировать 1446–1448 годами.
Гробница Бруни Бернардо Росселлино представляла собой неглубокую стенную нишу, обрамленную пилястрами и увенчанную полукруглой аркой. Эффект предполагает появление триумфальной арки, ведущей как к бессмертной славе, желаемой ученым-гуманистом, так и к духовному освобождению, к которому стремится благочестивый христианин. Саркофаг Бруни помещен в нишу, а он, в свою очередь, поддерживает драпированные парчой носилки, на которых покоится портретное изображение государственного деятеля работы Бернардо. Тондо , содержащее Мадонну с Младенцем в окружении поясных ангелов, появляется внутри арки над носилками, а два больших ангельских путти с гербом Бруни поднимаются на архивольт . При разработке проекта гробницы Бернардо использовал различные источники, в том числе настенные гробницы XIV века в Риме, выполненные членами так называемой школы Космати , а также недавно выполненную гробницу Бальдассаре Кошиа (антипапы Иоанна XXIII). Донателло и гробница Бранкаччи Микелоццо. Что отличает гробницу Бруни и делает ее «стандартом», на котором основывались многие последующие гробницы позднего Возрождения (в том числе и гробница Бруни) Карло Марсуппини, казненный несколькими годами позже для Санта-Кроче вероятным учеником Бернардо Дезидерио да Сеттиньяно ), заключался в его чувстве единства.
По любым оценкам, эти две работы (Сиенский портал и гробница Бруни) представляют собой выдающиеся вехи в эволюции стиля Возрождения. Еще до поездки в Рим в 1450-х годах и контакта с Альберти Бернардо продемонстрировал глубокое понимание природы античного возрождения, которое было столь фундаментальным для движения Возрождения. Его понимание основных элементов античности также проявляется в лучшем архитектурном достижении ранних лет Бернардо - монастыре Спинелли в Санта-Кроче во Флоренции (1448–1451 гг.). Никаких документов, связывающих Бернардо с этим проектом, не существует, но входной портал явно представляет собой упрощенную версию его сиенской дверной коробки, и его авторство над монастырем Спинелли можно принять. Ритмичная красота монастыря, возможно, самого красивого из раннего Возрождения, обусловлена тщательно сформулированной серией математических соотношений и евклидовых соотношений, которые перекликаются с теми, которые использовал Брунеллески в Больнице Невинных . Четко выполненные архитектурные скульптуры монастыря Спинелли (дверные косяки, капители и карнизы, входной портал) являются стилистическими признаками «манеры Росселлино» и уникальны для его мастерской. Стиль Бернардо можно также найти в скинии, которую он выполнил (1449–1451 гг.) для флорентийской церкви Санта-Мария-Нуова (с тех пор перенесенной в Сант-Эджидио ). В 1451 году его магазин получил важный скульптурный заказ на гробницу Беаты Вилланы в Санта-Мария-Новелла (ныне расчлененная и находящаяся во фрагментарном состоянии). Его исполнение было оставлено в руках брата Бернардо, Антонио и других членов мастерской (в том числе Дезидерио да Сеттиньяно ) из-за отъезда Бернардо в Рим.
В те же годы Бернардо был нанят богатым банкиром Джованни Ручеллаи для переустройства нескольких старых жилищ в новый семейный дворец. Эта первоначальная работа Ручеллаи включала внутреннюю систематизацию, строительство крестообразно-сводчатого перехода, ведущего с улицы (Виа делла Винья нуова) к новому двору и лоджии, за которые он также отвечал. Доказательства присутствия Бернардо можно найти в одном из выступов этого коридора, который идентичен тем, что использовались в монастыре Спинелли, и, вероятно, был «остатком» этого проекта.
Рим, 1451–1455 гг.
[ редактировать ]В карьере Бернардо произошел важный поворот, когда он отправился в Рим в 1451 году, чтобы присоединиться к обширной архитектурной команде, которую Папа Николай V нанял для возрождения древнего города и его окрестностей. Джорджо Вазари, Биография художника середины шестнадцатого века, написанная сильно преувеличила реальную роль Бернардо в большинстве проектов. Хотя его гонорар превышал гонорары всех других каменщиков, нанятых папой, документально подтверждено, что он участвовал только в двух проектах: в оборудовании подъемников для большой круглой башни Ватиканского дворца и в выполнении реставрационных работ в раннехристианской церкви Сан-Стефано-Ротондо (окно дверные коробки, своды, каменная брусчатка). [2] Его основной задачей в Риме, по-видимому, было составление планов, вероятно под руководством Альберти, восстановления Ватикана и базилики Святого Петра , проекты, которые из-за смерти Папы в 1455 году так и не были реализованы. . Несмотря на это, длительное пребывание Бернардо в Риме имело для него большое значение, укрепив его стремление возродить дух античности в его произведениях и познакомив его с концепциями Альберти.
Во время долгого отсутствия Бернардо его мастерская оказалась в талантливых руках Антонио Росселлино вместе с другими его братьями, Доменико и Джованни, которые сосредоточились на скульптурной стороне каменного бизнеса. Вернувшись во Флоренцию, Бернардо взял на себя надзор за производством мастерской, но все больше обращал свое внимание на более прибыльные архитектурные дела. Таким образом, те скульптурные проекты, которые часто ассоциируются с именем Росселлино, такие как гробницы Джованни Челини в Сан-Доменико, Сан-Миниато-аль-Тедеско, Беато Лоренцо да Рипафрата и Филиппо Лаццари, оба в Сан-Доменико, Пистойя , Джеминиано Ингирами в Сан-Франциско . Франческо, Прато , а для Беато Марколино, Сан-Джакомо, Форли , вероятно, требовалось только его общее одобрение, а не его долото. То же самое, вероятно, имело место с погребальной часовней и надгробным памятником португальскому кардиналу Иакову, построенному во флорентийской церкви Сан-Миниато-аль-Монте , которая по своему разнообразию художественных элементов и мультимедийному воздействию, кажется, предсказывает Барокко (например, ) Бернини капелла Корнаро . Его участие в работе над гробницей Орландо де Медичи в Сантиссима Аннунциата было более личным, но ее концепция скорее архитектурная, чем скульптурная.
Среди тех флорентийских строительных проектов, в которых Бернардо участвовал на этом последнем этапе своей карьеры, было объединение нескольких зданий во дворец для его бывшего покровителя в монастыре Санта-Кроче Томассо Спинелли. [3] В объединяющем фасаде дворца Спинелли использовалась экономичная техника искусственной каменной кладки, врезанной в штукатурку, но входной коридор примечателен использованием иллюзорной перспективы.
Бернардо также вернулся во дворец Джованни Ручеллаи, чтобы приклеить объединяющий фасад каменной кладки к его публичному фасаду вдоль Виа Винья Нуова. Именно этот фасад, разделенный на пролеты тремя ярусами пилястр в классическом стиле, возвышающихся над основанием имитации каменной кладки opus Quadratum и увенчанный сокращенным антаблементом, отличает это здание от всех других флорентийских таунхаусов. Хотя есть свидетельства, указывающие на участие Бернардо в строительстве фасада Ручеллаи, имя Альберти чаще всего было связано с его дизайном. В любом случае художественная известность Бернардо Росселлино была признана, когда он был назначен капомаэстро (главным архитектором) Флорентийского собора в 1461 году (к тому времени это в основном почетный титул).
Пиенца, 1459–1461 гг.
[ редактировать ]Несмотря на его предыдущие достижения, истинная мера архитектурного места Бернардо Росселлино в истории заключается в необычном проекте, который он осуществил для Папы Пия II в Пиенце между 1459 и 1464 годами. Там, в ходе радикальной трансформации сельской общины, Бернардо построил внушительный семейный дворец. , величественный собор, ратуша, дворец епископа и дом каноников, компактно расположенные на трапециевидной площади и объединяющие архитектурные вкусы Флоренции, Сиены и Рима. Он также руководил строительством или реконструкцией дворцов и особняков для нескольких кардиналов и членов папского двора, а также ряда домов для граждан этого преобразованного сообщества. Для дворца Пикколомини, массивного трехэтажного здания, расположенного вокруг просторного двора, он спроектировал три сочлененных фасада, напоминающих фасад дворца Ручеллаи (который, возможно, был построен еще до дворца Пикколомини), и открыл перед ним сад с тремя ярусами лоджий. откуда открывается великолепная панорама.
В соборе Пиенцы он придал классицистический внешний вид тевтонской « заловой церкви » внутри собора, элегантный алтарь Святого Андрея и богато украшенная купель для крещения в нижней церкви служат напоминанием о продолжающейся скульптурной деятельности флорентийской мастерской Бернардо. Однако настоящее значение Пьенцы заключается не в достоинствах отдельных единиц, а в способности Бернардо Росселлино рассматривать различные проекты как городскую целостность. Трапециевидная форма, или форма кватроченто , позже повлияла на архитектора Микеланджело в его грандиозной реконструкции площади Пьяцца дель Кампидольо в Риме. Вдохновение для Пиенцы, возможно, пришло из альбертианской атмосферы его раннего опыта в Риме. В то время как другие архитекторы Раннего Возрождения были вынуждены заниматься градостроительством на теоретической основе, Бернардо предоставилась редкая возможность реально реализовать свои идеи на практике. В результате получился один из самых приятных и гармоничных городских пейзажей в истории городского дизайна.
Окончательные проекты включали проекты дворца Пикколомини-Тодескини в Сиене , колокольни церкви Сан-Пьетро в Перудже (созданной по образцу церкви в Пиенце) и, возможно, дворца Пикколомини, построенного рядом с термальным бассейном в Баньо-ди-Виньони.
Бернардо умер во Флоренции 23 сентября 1464 года. Среди его учеников/помощников были его младший брат Антонио, Дезидерио да Сеттиньяно , Маттео Чивитале , Буджиано , Мино да Фьезоле . Мастерская продолжала работать под руководством Антонио, но принимала только заказы на скульптуру.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Следующий обзор жизни и карьеры Бернардо Росселлино во многом основан на записях Чарльза Р. Мака о Росселлино в Международном словаре искусств и художников St. James Press , 1990, vol. Я, 105, т. II, 724–25; в Международном словаре архитекторов и архитектуры St. James Press , 1993, vol. I, 749–52, т. 1, с. II, 549–551; в Энциклопедии истории классической археологии , 1996, 964.
- ^ Чарльз Р. Мак, «Бернардо Росселлино, Л. Б. Альберти и Рим Папы Николая V», Обзор художественной конференции Юго-Восточного колледжа , X, 2, 1982, 60–69.
- ^ Чарльз Р. Мак, «Строительство флорентийского дворца: Палаццо Спинелли», Сообщения Института истории искусств во Флоренции , XXVII, 3, 1983, 261–84.
Ссылки
[ редактировать ]- Чарльз Р. Мак, Пиенца: Создание города эпохи Возрождения , Итака: Издательство Корнельского университета, 1987.
- Лео Планисциг. Бернардо и Антонио Росселлино , Вена: Антон Шролл, 1942.
- Энн Маркхэм Шульц, Скульптура Бернардо Росселлино и его мастерская , Принстон: Princeton University Press, 1976.
- Марыла Тышкевич, Бернардо Росселлино , Флоренция: Stamperia Polacca, 1929.