Могила антипапы Иоанна XXIII.

Гробница антипапы Иоанна XXIII — мраморно -бронзовый - гробница памятник антипапы Иоанна XXIII (Бальдассаре Косса, ок. 1360–1419), созданная Донателло и Микелоццо для флорентийского баптистерия, примыкающего к Дуомо . Он был заказан исполнителями воли Коссы после его смерти 22 декабря 1419 года и завершен в 1420-х годах, что сделало его одной из первых достопримечательностей Флоренции эпохи Возрождения . По словам Фердинанда Грегоровиуса , гробница является «одновременно гробницей Великого раскола в церкви и последней папской гробницей , находящейся за пределами самого Рима». [ 1 ]
У Коссы была долгая история сотрудничества с Флоренцией, которая какое-то время считала его законным понтификом во время западного раскола . Памятник на могиле часто интерпретируется как попытка укрепить легитимность понтификата Коссы, связав его с духовно могущественным местом баптистерия. [ 2 ] Выражение папской символики на гробнице и связь между Коссой и Флоренцией были истолкованы как пренебрежение преемником Коссы Папой Мартином V. [ 2 ] или опосредованная « Медичи », поскольку такая гробница была бы сочтена неприемлемой для флорентийского гражданина. самореклама [ 3 ]
Проект памятника-гробницы включал в себя фигуры трех Добродетелей в нишах Коссы , фамильный герб , лежачее изображение из позолоченной бронзы , расположенное над саркофагом с надписью, поддерживаемым на кронштейнах, а над ним - Мадонну с Младенцем в полулюнете , с навес над всем. На момент завершения памятник был самой высокой скульптурой Флоренции. [ 4 ] и одна из очень немногих гробниц в Баптистерии или соседнем Дуомо. [ 5 ] обсуждали приписывание его различных элементов каждому из них Памятник-гробница был первым из нескольких совместных проектов Донателло и Микелоццо, и историки искусства , а также интерпретации его дизайна и иконографии .
Антипапа Иоанн XXIII
[ редактировать ]
У антипапы Иоанна XXIII была сложная жизнь, наследие и отношения с городом Флоренция. Бальдассаре Косса был неаполитанским дворянином, выросшим в Болонье . Папа Бонифаций IX возвел Коссу в Болонскую архиепископию в 1396 году и сделал его кардиналом в 1402 году. После Пизанского собора в 1409 году Косса поддержал восстание против Папы Григория XII , который отказался уйти в отставку. Косса был лишен своего кардиналата, но его восстановил антипапа Александр V , избранный собором. [ 6 ]
Косса сменил Александра V на посту Иоанна XXIII в 1410 году. Иоанн XXIII был признан папой Францией, Англией, Богемией , Пруссией , Португалией , частями Священной Римской империи и многочисленными городами-государствами Северной Италии, включая Флоренцию и Венецию ; тем не менее, авиньонский Папа Бенедикт XIII считался Папой в королевствах Арагон , Кастилия и Шотландия , а Григория XII по-прежнему пользовались благосклонностью Ладислава Неаполитанского , Карло I Малатесты , принцев Баварии , Людовика III , курфюрста Пфальца и части Германии и Польши . [ 7 ]
Когда Ладислав Неаполитанский завоевал Рим в 1413 году, Иоанн XXIII был вынужден бежать во Флоренцию. , вынудил его Сигизмунд, император Священной Римской империи созвать Констанцский собор в 1414 году, хотя, когда угроза его понтификату и, возможно, его личности стала очевидной, он бежал в 1415 году. Хотя он ожидал, что его отъезд приведет к разгону совета, члены из которых он призвал присоединиться к нему под защитой Фридриха IV, герцога Австрийского , оно продолжало действовать там, где они находились. Когда Иоанн XXIII пытался пробраться на территорию Иоанна II , герцога Бургундского , Фридрих IV сдал его под опеку Сигизмунда и Совета, и он был заключен в тюрьму Людовиком III. [ 8 ]
Тем временем Собор 29 мая 1415 г. низложил Иоанна XXIII и избрал Папой Мартина V 11 ноября 1417 г. ; Мартин V отправился во Флоренцию в феврале 1419 года. [ 9 ] Косса был выкуплен Флорентийской республикой в 1419 году (Людовик III отказался от верности Сигизмунду в 1417 году), как это было организовано Джованни ди Биччи де Медичи . [ 10 ] Его выкуп мог быть наградой за прошлую помощь Флоренции или маневром с целью оказать давление на Мартина V (все еще находившегося во Флоренции; он должен был прибыть в Рим в сентябре 1420 года), или и тем, и другим. [ 11 ] Косса помог Флоренции завоевать Пизу в 1405 году в качестве папского легата в Болонье и, будучи папой, назначил банк Медичи генеральным хранилищем папских финансов. [ 12 ]
Во Флоренции Косса подчинился Мартину V 14 июня 1419 года и был награжден кардинальской шляпой 26 июня, но умер 22 декабря. [ 13 ] Хотя Косса получил титул кардинала-епископа Тускулума , он называл себя «кардиналом Флоренции». [ 14 ]
Похороны
[ редактировать ]Тело Коссы было перенесено в Баптистерий, и на девятидневных похоронах, предписанных Ордо Романус , присутствовала флорентийская элита и папский двор. [ 15 ] Труп Коссы был увенчан белой митрой , а его кардинальная шляпа стояла у его ног на погребальных носилках во время ритуалов, которые полностью проходили в Баптистерии и Дуомо. [ 16 ] Первые три дня церемоний поочередно отмечали роль Коссы как кардинала и папы, его роль союзника Флоренции и его роль как частного лица. [ 17 ] Его похоронили временно, пока гробница не была завершена. [ 18 ]
ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]
Переговоры о вводе в эксплуатацию памятника на могиле Коссы велись примерно десять лет после смерти Коссы. Коссы Последняя воля и завещание , написанное на его смертном одре 22 декабря 1419 года, содержало несколько обычных флорентийских гражданских завещаний, благотворительных акций и традиционных церковных знаков внимания, но большая часть его состояния осталась его племянникам Микеле и Джованни. [ 19 ] Завещания его племянникам имели приоритет, и его имущество оставалось оспариваемым различными кредиторами, пока гробница достраивалась. [ 20 ]
Косса назначил своими душеприказчиками четырех выдающихся флорентийцев : Бартоломео ди Тальдо Валори, Никколо да Уццано, Джованни ди Биччи де Медичи и Вьери Гуаданьи. [ 21 ] позволяя любым двум исполнителям действовать от имени всех четырех, как, по-видимому, сделали Валори и Медичи. [ 22 ] Валори умер 2 сентября 1427 года, к этому времени умер и Гуаданьи, а Уццано уже давно потерял интерес, оставив оставшуюся работу по заказу полностью Джованни или, что более вероятно, Козимо Медичи . [ 23 ]
Душеприказчики утверждали, что Косса сообщил им о своем желании похоронить его в баптистерии, но был слишком скромен, чтобы потребовать этого в своем завещании. [ 24 ] Большинство более поздних ученых принимают это свидетельство исполнителей, приписывая Коссе «такт и тактику», хотя, по крайней мере, один постулировал, что исполнители выбрали место для баптистерия вопреки желанию Коссы. [ 25 ]

Документальные записи показывают, что 9 января 1421 года Палла Строцци от имени Arte di Calimala , гильдии , которая отвечала за содержание баптистерия, санкционировала установку памятника « breve et fairissima » («маленький и незаметный») в баптистерий, но не часовня, запрошенная по завещанию Коссы; нынешние ученые согласны с утверждением Строцци о том, что захоронение в баптистерии было значительной честью, возможно, выходящей за рамки статуса Коссы. [ 26 ] После этой встречи из Калималы не сохранилось никаких записей о гробнице, поскольку большая часть документов 1420-х годов утеряна. [ 27 ] хотя записи сенатора Карло Строцци , просматривавшего записи, сохранились. [ 28 ]
Согласие Калималы традиционно объясняется пожертвованием Коссой реликвии указательного правой пальца ( руки Иоанна Крестителя и 200 флоринов за соответствующий реликварий ) Баптистерию. [ 29 ] Считалось, что этим пальцем Иоанн указал на Иисуса, сказав « Ecce Agnus Dei » («Вот агнец Божий») в Иоанна 1:29 . Долгая и сложная история реликвии только увеличила бы легендарный статус пальца: Филофей Коккинос , патриарх Константинопольский, подарил его в 1363 году папе Урбану V , который передал его своим преемникам Григорию XI и Урбану VI , лишенному владения его во время осады Ночеры , после чего Иоанн XXIII купил его за 800 флоринов и носил при себе, прежде чем спрятать в монастыре Санта-Клауса. Мария дельи Анджели . [ 30 ]
Завершение
[ редактировать ]
Хронология завершения строительства памятника-гробницы точно не известна, но отдельные части можно определить из различных источников. По мимолетной справке флорентийского нотариуса , в 1424 году (по флорентийскому календарю ) часть гробницы была установлена. [ 31 ] Микелоццо» В «Катасто от июля 1427 года указывается, что Микелоццо был партнером Донателло около двух лет (« из-за года или incirca ») и что три четверти бюджета в 800 флоринов было потрачено. [ 32 ] Чтобы согласовать эти отчеты, нужно заключить, что либо хронология Микелоццо была неточной, либо что Донателло получил комиссию до того, как было сформировано партнерство, либо что дата 1424 года по флорентийскому календарю приходится на 1425 год по современному календарю. [ 33 ]
2 февраля 1425 года Бартоломео Валори и Козимо Медичи запросили 400 из 800 флоринов, которые были депонированы в Калимале , вероятно, за уже завершенные работы. [ 34 ] Этот залог был страховкой на случай, если исполнители оставят гробницу незавершенной, и Калимала будет вынуждена заплатить за ее завершение, как и была обязана сделать это с помощью перстного реликвария. [ 35 ] Этот запрос также является самым прямым доказательством причастности Козимо к вводу в эксплуатацию. Несмотря на этот документ, Вите утверждение Вазари в его 1550 года о том, что Козимо отвечал за работу комиссии, было подвергнуто сомнению. [ 36 ]
Вполне вероятно, что саркофаг был установлен 2 мая 1426 года или незадолго до этого, когда Калимала наняла двух капелланов для ежедневной мессы за душу Коссы. [ 35 ] В записях мастерской Дуомо указано, что 28 января 1427 года Валори купил для гробницы четыре белых мраморных блока. [ 37 ]
Точная дата завершения неизвестна, но крайним термином terminus ante quem является смерть в 1431 году Папы Мартина V, который, как известно, посетил завершенную гробницу; другие факторы могут значительно отодвинуть конечную точку назад, в 1420-е годы. [ 38 ] Самым надежным свидетельством является то, что в сентябре 1428 года Якопо делла Кверсия вернулся в Болонью и создал настенную гробницу с Добродетелями, в мельчайших деталях отражающими Добродетели Косса. [ 39 ]
Вазари предполагает, что стоимость гробницы превысила бюджет и обошлась в 1000 флоринов, хотя неясно, кто покрыл излишек. [ 40 ] Хотя первоначальный источник этого утверждения неизвестен, оно завоевало доверие современных ученых, поскольку одно только изображение стоило бы 500 флоринов. [ 41 ] однако к его точности можно отнестись с недоверием . [ 42 ]
Дизайн
[ редактировать ]
В баптистерии уже находились три саркофага : саркофаги епископа Раньери (ум. 1113) и два повторно использованных римских саркофага. [ 43 ] Однако памятник-гробница высотой 7,32 метра (24,02 фута) был, несомненно, самым высоким памятником в баптистерии и — в то время — во Флоренции. [ 4 ] мало В Дуомо гробниц, за некоторыми заметными исключениями, такими как гробница Альдобрандино Оттобуони. [ 5 ]
Памятник-гробница адаптирован к условиям Калималы и интегрирован в интерьер баптистерия. Настенную гробницу необходимо было разместить между двумя существующими коринфскими колоннами - между северными дверями Гиберти и западной трибуной, - составляющими одну треть одной из восьмиугольных стен, рядом с алтарем и обращенными к восточным дверям Гиберти. [ 44 ] Такая обстановка лишает гробницу света, особенно когда двери Баптистерия закрыты, что обычно и происходит. [ 45 ] Было бы еще темнее, если бы не задняя стена «ширмы», выступающая на 48,4 сантиметра (19,1 дюйма) из стены баптистерия. [ 46 ] Белый и коричневый (и беловато-коричневый) мрамор еще больше объединяет структуру с полихромным бело-зеленым интерьером Баптистерия. [ 47 ] Некоторые ученые принимают цветной эскиз Буонаккорсо Гирберти как свидетельство того, что «первоначальная стертая полихромия» гробницы была более интегрированной, [ 25 ] хотя другие утверждают, что эскиз слишком неточный. [ 48 ] Взаимодействие навеса с колоннами и представление о том, что его поддерживает карниз баптистерия, делают памятник гробницы еще более «связанным с архитектурой» вокруг него, даже если этот брак является морганатическим . [ 49 ] Кроме изображения на саркофаге, все остальные скульптурные фигуры выполнены в горельефе .
Хотя стиль работы полностью классицистизирован, общая форма отражает величайший тип средневековой итальянской настенной гробницы, для которой характерно вертикальное нагромождение ряда различных элементов. [ 50 ] Итальянская готическая скульптура всегда сохраняла значительные элементы классицизма, и Донателло и Микелоццо не было необходимости перенимать радикально оригинальную общую схему у Тино ди Камайно (ок. 1285–1337), сиенского скульптора, чьи настенные гробницы века раньше был очень влиятельным по всей Италии. Очень типичным является мраморное изображение в натуральную величину, лежащее на вершине выступающего саркофага. Мотив занавесей наверху часто встречается в памятниках с использованием готических декоративных деталей, а форма напоминает треугольные фронтоны памятников в более строго готическом стиле; у других памятников вокруг чучела есть занавески, которые ангелы часто держат открытыми, а наверху - скульптуры. [ 51 ] Памятник Коссе часто сравнивают с памятником дожу Томмазо Мочениго в Венеции 1423 года, на котором изображены горельефы святых в нишах из ракушек на саркофаге и над ним, над которым большая пара занавесей поднимается до одного конца; однако архитектурные детали здесь готические. [ 52 ] Дизайн самой гробницы Коссы был разработан и адаптирован к местным традициям в гробнице кардинала Бранкаччи в Неаполе той же командой. [ 53 ] и повлиял на памятник Леонардо Бруни Бернардо Росселлино , созданный примерно 20 лет спустя в базилике Санта-Кроче во Флоренции . [ 54 ]
База
[ редактировать ]Базовая плита, или пилон , памятника гробницы опирается на постамент высотой 38 см (15 дюймов) , разделенный карнизом и вогнутыми карнизами . Пилон высотой 1,39 метра (4,56 фута) и шириной 2,02 метра (6,63 фута) украшен фризом из голов крылатых ангелов (возможно, серафимов ), а также гирляндами и лентами. [ 4 ]
Достоинства
[ редактировать ]Над пилоном, разделенные карнизом, расположены три Добродетели — слева направо Вера , Милосердие и Надежда — в нишах-ракушках, разделенных четырьмя коринфскими рифлеными пилястрами . Подобный мотив беспрецедентен в тосканской погребальной скульптуре, но в настоящее время его можно найти в Венеции , Падуе , [ 41 ] Коссы и особенно родной Неаполь . [ 55 ] В результате Микелоццо были предложены экскурсии в Венецию. [ 56 ] и Донателло. [ 57 ] Однако Янсон предполагает, что «не обязательно ехать до Венеции», чтобы найти такие мотивы. [ 41 ] За пределами Флоренции добродетели были обычным явлением на гробницах: кардинальные добродетели использовались для мирян , а богословские добродетели были зарезервированы для священнослужителей, включая гробницу Бранкаччо . [ 58 ] Однако Косса Добродетели, от их волос до сандалий, более античные. [ 59 ] Донателло также изготовил две аналогичные бронзовые Добродетели для Сиенского баптистерия , хронологическое отношение которых к Добродетелям Коссы неясно. [ 60 ]
Вера высотой 1,05 метра (3,44 фута) справа от Милосердия держит евхаристическую чашу ; Чарити высотой 1,07 метра (3,51 фута) держит рог изобилия и жаровню (или пылающую вазу); а Хоуп высотой 1,06 метра (3,48 фута) слева от Чарити сложила руки в молитве. [ 61 ] Центральная фигура Милосердия — наиболее античная, ассимилирующая элементы классических изображений Абундантии , Цереры и Юноны , все из которых изображались с рогами изобилия в левых руках. [ 62 ] Помимо подчеркивания древности памятника-гробницы, главная цель высоких, но плохо законченных Добродетелей состоит в том, чтобы создать дополнительное вертикальное расстояние между зрителем и изображением, что имеет кумулятивный эффект принижения особенностей Коссы в пользу более родовой понтифик (то есть потенциальная линия флорентийских пап), притупляя «непосредственность» образа лежания в государстве , который в остальном доминировал в кватроченто . Настенные гробницы [ 63 ]
Саркофаг и надпись
[ редактировать ]Над Добродетелями четыре классические консоли, украшенные листьями аканта саркофаг поддерживают . В трехстороннем пространстве между консолями слева направо расположены фамильный герб Коссы с папской тиарой , папский герб и фамильный герб Коссы с кардинальской шляпой. [ 64 ] Рильево Скьяччато (тип очень мелкого барельефа, изобретенного Донателло) на архитраве саркофага (ширина 2,12 метра (6,96 футов) и высота 0,7 метра (2,30 фута)) изображает двух путти или спирателли («маленьких духов»). держит раскрытый большой пергамент с надписями , возможно, в стиле папской записки . [ 65 ] Путти (или спирателли) имеют много общего со своими древними собратьями, за исключением скрещенных ног. [ 66 ]
Надпись гласит: [ 31 ] ДЖОН , ES QVO и ДАМ ПОУП |
Что переводится как: Иоанн бывший папа
|
Папа Мартин V возражал против части надписи — «IOAN n ES QVO n DAM PAPA» — потому что, по его мнению, это подразумевало, что Косса умер как папа ( латинское « quondam » могло означать либо «бывший», либо «поздний»). . Использование слова «olim Papa», как это было распространено во многих современных документах, вместо «quondam Papa», вероятно, сняло бы возражения Мартина V. [ 28 ] Сам Мартин предложил вместо этого назвать Коссу неаполитанским кардиналом, подчеркнув тем самым его подчинение. [ 67 ] Современные источники сообщают, что Синьория подражала ответу Понтия Пилата относительно надписи на кресте Христа: «Что написано, то написано». [ 68 ] Сам Мартин V был похоронен под неукрашенной бронзовой плитой пола. [ 69 ] единственный известный пример двумерного папского памятника, [ 70 ] хотя он также является первым, установленным в центральном нефе главной базилики, базилики Святого Иоанна Латеранского в Риме, [ 71 ] и отлит в бронзе. [ 72 ]
Донателло, По мнению Эйвери, «Вознесение Христа и вручение ключей святому Петру» возможно, предназначалось для того, чтобы разделить переднюю часть саркофага. [ 73 ] дальнейшее укрепление папских ассоциаций, которые были созданы путем датировки смерти Коссы с использованием древнеримских январских календ , что было необычно для флорентийских гробниц, но использовалось в папских гробницах. [ 74 ]
чучело
[ редактировать ]На вершине саркофага носилки с изображением поддерживают львы, форма которых имитирует консоли Треченто . [ 75 ] Львы могут быть основаны на флорентийском Марзокко , как бы обозначая Иоанна XXIII таким же образом, как и завоеванный город-государство. Донателло Поскольку Марзокко для папской квартиры в Санта-Мария-Новелла передал двойственное отношение Флоренции к Мартину V (как к источнику престижа при посещении, так и к потенциальному противнику Республики), львы, поддерживающие носилки, контекстуализируют поддержку памятником-гробницей притязаний Иоанна XXIII. папству, закрепив его как флорентийское требование. Тем не менее, к любой иконографической интерпретации львов следует относиться с долей скептицизма, поскольку львы символически беспорядочны в связях. [ 68 ] а также рассматриваются как опоры на более ранних гробницах, таких как гробница Лапо де Барди (ум. 1342) в Барджелло . [ 76 ]
Нос и накинутый на него покров наклонены к зрителю, при этом лев, поддерживающий голову, становится на 2 сантиметра (1 дюйм) короче, что увеличивает видимость чучела , особенно головы. [ 77 ] Позолоченное бронзовое изображение в натуральную величину само по себе не пытается аргументировать папский статус Коссы, явно одевая Коссу в костюм кардинала; [ 78 ] постельное белье, на котором он стоит, сделано из незолотой бронзы. Открытие саркофага в XVI веке подтвердило, что настоящая погребальная одежда Коссы соответствовала изображению. [ 79 ] Не было прецедента для трехмерного изображения из позолоченной бронзы на итальянской гробнице; однако на балконе Палаццо делла Бриада в Болонье стояла позолоченная бронзовая статуя высотой 6 футов (1,83 м), заказанная Папой Бонифацием VIII . [ 68 ]
Некоторые ученые предполагают, что Донателло создал чучело с помощью посмертной маски . [ 80 ] но другие не согласны. [ 81 ]
Навес
[ редактировать ]За изображением находится трехсторонний пилон высотой 1,34 метра (4,40 фута) с утопленными формованными краями, поддерживающий карниз и обрамленный двумя дополнительными коринфскими пилястрами. Над ним покоится антаблемент Мадонны с Младенцем на полулюнете , типичный мотив гробницы, символизирующий заступничество. [ 82 ] Над изображением и Мадонной находится архитектурный балдахин с позолоченными краями, украшенный узорчатыми цветами на стеблях, создающий впечатление , что его поддерживает ребристое латунное кольцо, что невозможно, учитывая его вес. МакХэм [ 63 ] предполагает, что балдахин основан на «Небесном куполе» и, следовательно, на балдахине папской интронизации. Однако Лайтбаун [ 83 ] подчеркивается, что двойной балдахин, прикрепленный к колоннам, - это не балдахин, а скорее светский балдахин. [ 84 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Памятник-гробница был первым совместным проектом Донателло и Микелоццо , которые впоследствии сотрудничали над могилой кардинала Райнальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело-а-Нило в Неаполе, надгробием папского секретаря Бартоломео Арагацци в том месте, где сейчас находится Дуомо . Монтепульчано и внешняя кафедра Дуомо Прато . [ 85 ] На момент их сотрудничества Донателло уже был хорошо известен своими статуями пророков и святых для Дуомо и Орсанмикеле , в то время как Микелоццо был более малоизвестен. [ 86 ] Оба какое-то время работали у Гиберти, чья мастерская тогда руководила флорентийской скульптурой.
приписали Донателло и Микелоццо Почти каждый элемент памятника-гробницы различные историки искусства . [ 87 ] Эти характеристики представляют в основном историографический интерес: приписывание Донателло является скорее показателем того, что ценит каждый комментатор, чем какими-либо объективными критериями; часто аспекты явно приписывают Микелоццо, потому что они «менее хорошо выполнены». [ 61 ]
В описаниях 1475–1568 годов вся гробница, за исключением фигуры Веры, принадлежит Донателло. [ 88 ] Некоторые современные источники меняют эту дихотомию, приписывая всю гробницу Микелоццо, за исключением позолоченного бронзового изображения. [ 63 ] Некоторые источники приписывают Донателло только бронзовое изображение. [ 89 ] По мнению Янсона, из мраморных работ только путти можно отнести к «собственной руке Донателло». [ 81 ] Предполагаемые недостатки Донателло в литье или архитектуре были предложены как причина его партнерства с Микелоццо. [ 90 ] помимо его плотного графика. [ 91 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лайтбаун, 1980, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 1980, с. 16л; Кэплоу, 1977, с. 107.
- ^ МакХэм, 1989, с. 156; Строччиа, 1992, с. 142.
- ^ Jump up to: а б с Лайтбаун, 1980, с. 26.
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 1980, с. 24.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 4; Кэплоу, 1977, стр. 98–99.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 4–5.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 5–6.
- ^ Строккья, 1992, с. 137; Лайтбаун, 1980, с. 5.
- ^ МакХэм, 1989, с. 153.
- ^ МакХэм, 1989, с. 154.
- ^ Строккья, 1992, с. 136.
- ^ Каплоу, 1977, стр. 99–100.
- ^ Строккья, 1992, стр. 137.
- ^ Каплоу, 1977, с. 100.
- ^ МакХэм, 1989, стр. 154–5; Строччиа, 1992, с. 138; Лайтбаун, 1980, с. 44.
- ^ Строккья, 1992, с. 139.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 14.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 8–9.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 14–15.
- ^ Янсон, 1963, с. 59.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 20–21.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 22.
- ^ МакХэм, 1989, стр. 155–6.
- ^ Jump up to: а б Янсон, 1963, с. 61.
- ^ Янсон, 1963, с. 59; Кэплоу, 1977, с. 103.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 16.
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 1980, с. 20.
- ^ Каплоу, 1977, стр. 101–102; Строччиа, 1992, с. 138.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 1980, с. 19.
- ^ Каплоу, 1977, стр. 105–108; Грасси, 1964, с. 69.
- ^ Янсон, 1964, стр. 59–62.
- ^ Каплоу, 1977, с. 104.
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 1980, с. 21.
- ^ Вазари, Вите , изд. Миланези, II, 1878, с. 399. Цитируется Каплоу, 1977, с. 106; Макхэм, 1989, с. 156; Лайтбаун, 1980, с. 18.
- ^ Янсон, 1963, с. 59; Кэплоу, 1977, стр. 104–105.
- ^ Каплоу, 1977, стр. 116–119; Макхэм, 1989, с. 157; Строччиа, 1992, с. 134.
- ^ Янсон, 1963, с. 63.
- ^ Каплоу, 1977, с. 116; Лайтбаун, 1980, с. 23. Это утверждение также сделано Дель Мильоре, 1684 год, Флоренция, очень благородный город .
- ^ Jump up to: а б с Янсон, 1963, с. 62.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 23.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 16, 24.
- ^ Каплоу, 1977, с. 120; Лайтбаун, 1980, с. 24; Макхэм, «Гробница Папы Иоанна XXIII Донателло», с. 147.
- ^ Каплоу, 1977, с. 120.
- ^ Каплоу, 1977, с. 121.
- ^ МакХэм, 1989, с. 149; Лайтбаун, 1980, с. 26.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 30–31.
- ^ МакХэм, 1989, с. 163.
- ^ Леви, 1996, стр. 151–153.
- ^ Поуп-Хеннесси, стр. 15–19 и 183–186.
- ^ Поуп-Хеннесси, с. 46 и рис. 89.
- ^ Джон Т. Паолетти, Гэри М. Радке; Искусство в Италии эпохи Возрождения , 2005, стр. 242–243, издательство Laurence King Publishing, ISBN 1-85669-439-9
- ^ Леви, Майкл ; Раннее Возрождение , с. 57-59, 1967, Пингвин
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 39–40.
- ^ Каплоу, 1977, с. 114.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 50.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 25–27.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 38.
- ^ Каплоу, 1977, с. 134.
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 1980, с. 37.
- ^ Каплоу, 1977, с. 133; Лайтбаун, 1980, с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Макхэм, 1989, с. 157.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 27.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 28.
- ^ Каплоу, 1977, с. 135.
- ^ Каплоу, 1977, с. 105; Макхэм, 1989, с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Макхэм, 1989, с. 159.
- ^ МакХэм, 1989, с. 161.
- ^ Панофски, 1964, с. 72.
- ^ Гарднер, 1992, с. 62; Лайтбаун, 1980, с. 25.
- ^ Мейер, 1904, с. 76; Лайтбаун, 1980, с. 46.
- ^ Эйвери, 1994, стр. 36–39.
- ^ МакХэм, 1989, стр. 163–4.
- ^ Каплоу, 1977, с. 122.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 42.
- ^ Мейер, 1904, с. 63; Лайтбаун, 1980, с. 28.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 43; Макхэм, 1989, с. 159.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 44–45.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 44; Грасси, 1965, с. 70.
- ^ Jump up to: а б Янсон, 1963, с. 64.
- ^ МакХэм, 1989, с. 149, 159.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 28–29.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 32.
- ^ Лайтбаун, 1980, стр. 2–3.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 1.
- ^ Кэплоу, 1977, стр. 122–140; Янсон, 1963, стр. 63–64; Лайтбаун, 1980, с. 18.
- ^ Каплоу, 1977, с. 119.
- ^ Грасси, 1964, с. 69.
- ^ Янсон, 1963, стр. 50–56, 63.
- ^ Лайтбаун, 1980, с. 33.
Ссылки
[ редактировать ]
- Эйвери, Чарльз. 1994. Донателло: Введение . Нью-Йорк: IconEditions. ISBN 978-0-06-430311-8
- Каплоу, Гарриет МакНил. 1977. Микелоццо . Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc. ISBN 978-0-8240-2678-3
- Гарднер, Джулиан. 1992. Гробница и тиара . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-817510-0
- Грасси, Луиджи. Колачиччи, Пол (переводчик). 1964. Все скульптуры Донателло . Нью-Йорк: Hawthorn Books, Inc. OCLC 1039596.
- Янсон, Х.В. 1963. Скульптура Донателло . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03528-8
- Леви, Майкл ; Флоренция, Портрет Джонатана Кейпа, 1996 г. ISBN 0-7126-7310-5
- Лайтбаун, RW 1980. Донателло и Микелоццо . Лондон: Харви Миллер. ISBN 0-905203-22-4
- МакХэм, Сара Блейк. 1989. «Могила Донателло Папы Иоанна XXIII». В книге «Жизнь и смерть во Флоренции пятнадцатого века» . Ред. Тетель, Марсель, Витт, Рональд Г. и Гоффен, Рона. Дарем: Издательство Университета Дьюка. стр. 146–173. ISBN 978-0-8223-0872-0
- Мейер, Альфред Готхольд. Коноди, П.Г. (переводчик). 1904. Донателло . Лейпциг: Фельхаген и Класинг. (Доступно онлайн)
- Поуп-Хеннесси, Джон , 1986 (переработанная редакция), Итальянская готическая скульптура , Файдон, ISBN 0-7148-2415-1
- Панофски, Эрвин . 1964. Скульптура-гробница . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN 0-7148-2824-6
- Строккиа, Шэрон Т. 1992. Смерть и ритуал во Флоренции эпохи Возрождения . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-979-533-077-6
43 ° 46'24 "N 11 ° 15'17" E / 43,773224 ° N 11,254602 ° E
- Заведения XV века в Италии
- Здания и сооружения, построенные в 1420-х годах.
- Погребальное искусство
- Памятники и мемориалы во Флоренции
- Папские гробницы
- Скульптуры Донателло
- Туристические достопримечательности во Флоренции
- Западный раскол
- Гробницы в Италии
- Мраморные здания
- Церера (мифология)
- Юнона (мифология)
- Путти