Якопо делла Кверсия
Якопо делла Кверсия | |
---|---|
Рожденный | Якопо ди Пьетро д'Аньоло ди Гварниери в. 1374 |
Умер | 20 октября 1438 г. Сиена, Республика Сиена | ( 1438-10-20 )
Национальность | итальянский |
Известный | Скульптура |
Заметная работа | Могила Иларии дель Карретто |
Движение | Раннее Возрождение |
Якопо ( / ˌdɛləˈkwɛərtʃə ɛlə ˈkwɛər / Кверсия , делла [1] Английский: [ˈjaːkopo della ˈkwɛrtʃa] ; в. 1374 — 20 октября 1438), также известный как Якопо ди Пьетро д’Аньоло ди Гварниери , был итальянским скульптором эпохи Возрождения , современником Брунеллески , Гиберти и Донателло . Его считают предшественником Микеланджело .
Биография
[ редактировать ]Якопо делла Кверсия получил свое имя от Кверсия-Гросса (ныне Кверчегросса ), места недалеко от Сиены, Тоскана , где он родился в 1374 году. Он получил свое раннее образование у своего отца, Пьеро д'Анджело, резчика по дереву и ювелира. Якопо делла Кверсия, сиенец, должно быть, видел работы Никола Пизано и Арнольфо ди Камбио на кафедре собора Сиены , и это, должно быть, оказало на него влияние. Его первая работа, возможно, была сделана в возрасте шестнадцати лет: конная деревянная статуя для похорон Аццо Убальдини. В 1386 году он и его отец переехали в Лукку из-за партийных распрей и беспорядков.
Вполне вероятно, что делла Кверсия изучал огромную коллекцию римских скульптур и саркофагов в Кампосанто в Пизе. Эти и более поздние влияния сделали его переходной фигурой в истории европейского искусства; его работы демонстрируют ярко выраженный сдвиг в середине карьеры от готического стиля к стилю итальянского Возрождения . Как и в случае с Гиберти , это развитие, вероятно, является результатом знакомства с его современником Донателло .
Самая ранняя работа Делла Кверсия (хотя эта атрибуция иногда оспаривается) появляется в соборе Лукки: «Мужчина скорби» (Алтарь причастия) и рельеф на могиле святого Аньелло . конкурсе на проект бронзовых дверей для , баптистерия Флоренции В 1401 году он участвовал в но проиграл Гиберти. Местонахождение неудачной записи неизвестно.
В 1403 году он изваял мраморную «Богоматерь с младенцем» для собора Феррары . Еще одна (возможная) работа его периода в Ферраре - статуэтка Святого Маврелия (обе выставлены в Музее Дуомо).
Вернувшись в Лукку в 1406 году, он получил поручение от правителя города Паоло Гуиниджи начать работу над могилой своей второй жены Иларии дель Карретто в соборе Лукки . , изящно изображенного в готическом стиле, покоится богато одетая женщина На вершине саркофага , у ее ног - собака, символ сопряженной верности. Но использование им нескольких обнаженных путти по бокам гробницы ясно показывает классическое влияние римских саркофагов в Кампосанто (Пиза). Это первое, предвестник начинающегося Возрождения.
Фонте Гайя в Сиене
[ редактировать ]Фонте Гайя в Сиене | ||
---|---|---|
Слева: Сотворение Адама. | Средняя часть | Правая сторона |
В 1406 году его попросили построить новый фонтан на площади Пьяцца дель Кампо в Сиене. Пришлось заменить первоначальный фонтан статуей богини Венеры. Эту языческую статую обвинили в вспышке Черной чумы . Статуя была разрушена и похоронена за пределами городских стен, чтобы предотвратить ее «злое влияние». Эта престижная комиссия показывает, что он уже был признан самым выдающимся скульптором Сиены. Прямоугольный фонтан, построенный из белого мрамора, был посвящен Богородице и украшен с трех сторон множеством статуй и множеством струй. Поскольку в то же время он принимал и другие заказы, прогресс был медленным. Он начал работу в 1414 году, а закончил фонтан только в 1419 году. Панно он вырезал в мастерской скульпторов, рядом с собором. Эта мастерская сейчас преобразована в Соборный музей. Его назвали Фонте Гайя из-за радости и праздника, когда он был введен в эксплуатацию. Сейчас это центр притяжения многих туристов. Старые статуи были заменены копиями 1858 года из Тито Саррокки и сейчас выставлены на нижних уровнях Санта-Мария-делла-Скала .
Другие работы
[ редактировать ]В 1412 году по контракту с богатым купцом Лоренцо Трента он приступил к проектированию капеллы Трента в базилике Сан-Фредиано в Лукке. В 1413 году он был обвинен вместе со своим помощником Джованни да Имола в тяжких преступлениях: воровстве, а также изнасиловании и содомии некой Клары Сембрини. [3] Он бежал в Сиену (и начал работать на Фонте Гайя), но его помощник был заключен в тюрьму на три года. Якопо делла Кверсия вернулся в Лукку только в марте 1416 года, получив охранное свидетельство. Он продолжил работу в капелле Трента на мраморном алтаре и нескольких статуях святых, находящихся в нишах. Некоторую работу выполнял и его помощник. Якопо также спроектировал надгробные плиты Лоренцо Тренты и его жены Изабетты Онести на тротуаре перед алтарем.
Когда в 1416 году Лоренцо Гиберти попросили спроектировать шестиугольную чашу с бронзовой панелью для баптистерия в Сиене, политическая борьба привела к участию в проекте Якопо делла Кверча (который был его конкурентом за бронзовые двери во Флоренции). Он выполнил только один бронзовый рельеф «Благовещение Захарии», поскольку одновременно работал над Фонте-Гайя и капеллой Трента. Задержка с этим проектом привела к юридическим трудностям с властями. Поскольку ему отказали в конкурсе на «Двери рая» во Флоренции, он не хотел работать с бронзой. И когда он работал над скинией баптистерия, он настоял на том, чтобы позаботиться только о мраморной части.
В 1421 году он вырезал Благовещение в другом стиле с двумя деревянными полихромными статуями Богородицы и Гавриила для Коллегиаты в Сан-Джиминьяно (полихромную отделку выполнили другие мастера, например Мартино ди Бартоломео ). Изысканность этой группы, равная качеству его мраморных статуй, показывает, что он также был разносторонне развит в резьбе по дереву. Это побудило некоторых авторов приписать ему и другие деревянные статуи, но большинство из них связано с его очень активной мастерской.
В более поздние годы он стал еще более активным, одновременно работая над разными проектами. В 1427 году он получил заказ на проектирование верхней части купели для Сиенского баптистерия. Эта шестиугольная колонна, опирающаяся на колонное основание в середине бассейна, содержит пять пророков, расположенных в нишах. Мраморная статуя Святого Иоанна Крестителя на вершине купола над скинией также приписывается Якопо делла Кверча.
Порта Магна в Болонье
[ редактировать ]В 1425 году он принял еще один крупный заказ: проект круглых арочных ворот церкви Сан-Петронио в Болонье . Это занимало его большую часть последних тринадцати лет его жизни, и это считается его шедевром. Каждую сторону двери обрамляет сначала колонет со спирально закрученным орнаментом, затем девять бюстов пророков и в конце пять сцен из Ветхого Завета, вырезанных на несколько более низком рельефе. В « Сотворении Адама» он использует ту же компоновку, что и в Фонте Гайя (в Сиене), но в обратном порядке. Микеланджело , посетивший Болонью в 1494 году, признал, что его Бытие на потолке Сикстинской капеллы было основано на этих рельефах (рождение Евы показано справа). Архитрав . над дверью содержит пять рельефов с изображениями Нового Завета находятся В люнете три отдельно стоящие статуи: Богородица с Младенцем , Святой Петроний (с моделью Болоньи в правой руке) и Святой Амвросий (вырезанный другим скульптором Доменико Аймо в 1510 году). Первоначально эта третья статуя должна была изображать папского легата кардинала Алеммано, но от этого намерения быстро отказались после того, как кардинал был выселен из Болоньи. В этом проекте он во многом полагался на художников своей болонской мастерской, таких как Чино ди Бартоло.
Во время работы над Великими воротами в 1434 году сиенцы попросили его спроектировать Лоджию Сан-Паоло, недалеко от площади Пьяцца дель Кампо. Ему не удалось выполнить эту комиссию. На момент своей смерти он закончил только капители и шесть ниш.
В последние годы своей жизни он был удостоен нескольких наград Сиены. В 1435 году он был посвящен в рыцари и получил важную должность оперуполномоченного собора.
В последние годы своей жизни он также участвовал в украшении часовни Святого Себастьяна (разрушенной в 1645 году) для кардинала Казини в Сиенском соборе, но, как часть рельефа кардинала, большая часть работ была выполнена его Сиенская мастерская. Этот резной горельеф, подаренный Богородице святым Антонием Египетским кардиналом Антонио Казини , выставлен в Зале статуй Кафедрального музея.
Якопо делла Кверсия умер в Сиене 20 октября 1438 года. Он был похоронен в церкви Сан-Агостино в Сиене.
Он уже пользовался большим уважением у своих современников, таких как Лоренцо Гиберти , Антонио Филарете и Джованни Санти. Джорджио Вазари включает биографию Якопо делла Кверча в свои «Жизнеописания художников» .
Основные работы
[ редактировать ]- Конная деревянная статуя на похороны Аццо Убальдини (1400?)
- Сан-Кассиано Рыцарь ( 1400?) — Дерево, высота 185 см. Церковь Сан-Кассиано , Сан-Кассиано [4]
- (?) Мадонна на вершине алтаря Пикколомини в Сиенском соборе (1397–1400)
- Богородица с Младенцем ( Мадонна Сильвестри ) (1403 г.) — Мрамор, высота 210 см, Феррарский собор
- Святой Маврикий (ок. 1403 г.) – собор Феррары.
- Могила Иларии дель Карретто (ок. 1406 г.) - Кафедральный собор Лукки
- Фонтан Гея (1408–1419) - Сиена
- Добродетель (1409–1919) - Мрамор, высота 135 см, Публичный дворец, Сиена.
- Надежда (1409–1919 гг.) - Мрамор, Публичный дворец, Сиена.
- Акка Лаврентия (1414–1919) - Мрамор, высота 162 см, Публичный дворец, Сиена.
- Рея Сильвия (1414–1919) - Мрамор, высота 160 см, Публичный дворец, Сиена.
- Благовещение , Богородица и Гавриил - Соборная церковь Сан-Джиминьяно
- полиптих на семейном алтаре Трента (1422 г.) — Базилика Сан-Фредиано , Лукка
- Порта Магна (1425 г.) — Базилика Сан-Петронио , Болонья.
- Фонтан, панно и статуэтка Иоанна Крестителя (1427 г.) — баптистерий Сиенского собора .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "делла Кверсия, Якопо" (США) и «делла Кверсия, Якопо» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . [ мертвая ссылка ]
- ^ в Национальной галерее искусств.
- ^ Бек, Джеймс Х. (1991). Текст и каталог . ISBN 9780231076845 . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Рыцарь Сан-Кассиано» .
- Бек, Джеймс - Якопо делла Кверсия - 797 стр., два тома, издательство Колумбийского университета, 1992 г. ISBN 0-231-07200-7