Jump to content

Эрвин Панофски

Эрвин Панофски
Панофский в 1920-е годы
Рожденный ( 1892-03-30 ) 30 марта 1892 г.
Ганновер , Германия
Умер 14 марта 1968 г. ) ( 1968-03-14 ) ( 75 лет

Эрвин Панофски (30 марта 1892, Ганновер — 14 марта 1968, Принстон, Нью-Джерси ) [1] был немецко-еврейским историком искусства , чья академическая карьера продолжалась в основном в США после прихода к власти нацистского режима .

Его работа представляет собой высшую точку в современном академическом исследовании иконографии , включая его чрезвычайно влиятельное [2] «Ренессанс и возрождение в западном искусстве» и его шедевр «Ранняя нидерландская живопись» . [2] Многие из его книг до сих пор издаются, в том числе «Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения» (1939), «Смысл в изобразительном искусстве» (1955) и его исследование 1943 года «Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера» .

Идеи Панофски оказали большое влияние на интеллектуальную историю в целом. [3] особенно в использовании исторических идей для интерпретации произведений искусства и наоборот.

Биография [ править ]

годы Европейские

Панофски родился в Ганновере в богатой еврейской семье горняков из Силезии. Он вырос в Берлине и получил аттестат зрелости в 1910 году в гимназии Иоахимстальша. В 1910–14 он изучал право, философию, филологию и историю искусств во Фрайбурге, Мюнхене и Берлине, где слушал лекции историка искусства Маргарет Бибер , заменявшей Георга Лешке .

Пока Панофский учился на курсах во Фрайбургском университете , студент чуть старше его, Курт Бадт , взял его на лекцию основателя кафедры истории искусств Вильгельма Фёге , под руководством которого он написал свою диссертацию в 1914 году. Его тема — художественная теория Дюрера. Dürers Kunsttheorie: vornehmlich in ihrem Verhältnis zur Kunsttheorie der Italiener была опубликована в следующем году в Берлине под названием Die Theoretische Kunstlehre Albrecht Dürers . Из-за несчастного случая, связанного с верховой ездой, Панофски был освобожден от военной службы во время Первой мировой войны и использовал время для посещения семинаров медиевиста Адольфа Гольдшмидта в Берлине.

Панофски Оригинал рукописи 1920 года Habilitationsschrift , его второй диссертации, озаглавленной « Принципы дизайна Микеланджело, особенно в их отношении к принципам Рафаэля» («Принципы композиции Микеланджело , особенно в их отношении к принципам Рафаэля »), был найден в августе 2012 год, историк искусства Стефан Клинген в старом нацистском Мюнхена сейфе в Центральном институте истории искусств . [4] [5] [6]

Долгое время считалось, что эта рукопись была утеряна в 1943/44 году в Гамбурге , поскольку это важное исследование так и не было опубликовано, а вдова искусствоведа не смогла найти его в Гамбурге. Похоже, что историк искусства Людвиг Генрих Гейденрайх , который учился у Панофского, владел этой рукописью с 1946 по 1970 год. В Zeitung Süddeutsche Виллибальд Зауэрлендер пролил некоторый свет на вопрос о том, поделился ли Гейденрайх своим обнаружением рукописи. или нет: «Панофский исторически дистанцировался от своих ранних работ о Микеланджело, так как устал от этой темы, и, по словам Зауэрлендера, у него возник профессиональный конфликт с австро-венгерским историком искусства Йоханнесом Вайльдом , который обвинил Панофского в том, что он не доверяет ему. с идеями, почерпнутыми из их разговора о рисунках Микеланджело. Возможно, Панофского не заботило местонахождение его утраченной работы, а Гейденрайх не злонамеренно хранил ее в секрете... но вопросы все еще остаются». [7]

Академическая карьера Панофски в области истории искусств привела его в Берлинский университет , Мюнхенский университет и, наконец, в Гамбургский университет , где он преподавал с 1920 по 1933 год. Именно в этот период начали появляться его первые крупные работы по истории искусства. Значительной ранней работой была «Идея: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunstheorie» (1924; переведена на английский язык как «Идея: концепция в теории искусства» ), основанная на идеях Эрнста Кассирера .

с 1931 г. ) Американские годы (

Панофски впервые приехал в США в 1931 году, чтобы преподавать в Нью-Йоркском университете . Хотя первоначально ему было разрешено поочередно проводить сроки в Гамбурге и Нью-Йорке, после прихода нацистов к власти в Германии его назначение в Гамбурге было прекращено, поскольку он был евреем , и он навсегда остался в Соединенных Штатах со своей женой искусствоведа (с 1916 года). , Доротея «Дора» Моссе (1885–1965). Он и его жена стали частью Kahler-Kreis . К 1934 году он преподавал одновременно в Нью-Йоркском и Принстонском университетах , а в 1935 году его пригласили присоединиться к профессорско-преподавательскому составу нового Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси , где он оставался до конца своей карьеры. [8]

Панофски был членом Американской академии искусств и наук . [9] Американское философское общество , [10] Британская академия и ряд других национальных академий. В 1954 году он стал иностранным членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук . [11] В 1962 году он получил медаль Хаскинса Средневековой академии Америки . В 1947–1948 годах Панофски был профессором Чарльза Элиота Нортона в Гарвардском университете ; лекции позже стали «Ранней нидерландской живописью» .

Он стал особенно известен своими исследованиями символов и иконографии в искусстве. Сначала в статье 1934 года, а затем в своей книге « Ранняя нидерландская живопись» (1953) Панофски первым интерпретировал Яна ван Эйка ( «Портрет Арнольфини» 1934) не только как изображение свадебной церемонии, но и как визуальный контракт, свидетельствующий о акт бракосочетания. Панофски выделяет множество скрытых символов, которые указывают на таинство брака. В последние годы этот вывод был оспорен, но работа Панофски с тем, что он называл «скрытым» или «замаскированным» символизмом, по-прежнему оказывает большое влияние на изучение и понимание искусства Северного Возрождения . Точно так же в своей монографии о Дюрере Панофский дает пространный «символический» анализ гравюр « Рыцарь, Смерть и Дьявол» и « Меленхолия I» , первый из которых основан на Эразма «Справочнике христианского рыцаря» .

Панофски был известен как друг физиков Вольфганга Паули и Альберта Эйнштейна . Его младший сын, Вольфганг К. Х. Панофски , стал известным физиком, специализирующимся на ускорителях элементарных частиц . Его старший сын, Ганс А. Панофски, был «ученым-атмосферником, который преподавал в Университете штата Пенсильвания в течение 30 лет и которому приписывают несколько достижений в изучении метеорологии ». [12] Как рассказывал Вольфганг Панофски, его отец называл своих сыновей «meine beiden Klempner» («два моих сантехника»). Уильям С. Хекшер был студентом, эмигрантом и близким другом. В 1973 году его сменил в Принстоне Ирвинг Лавин .Эрвин Панофски был признан как «выдающимся» профессором Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси , а в биографии этого предмета Джеффри Чиппса как «самый влиятельный историк искусства двадцатого века». [13] В 1999 году в его честь был назван новый «Пановский переулок» в факультетском жилом комплексе института. [14]

Иконология [ править ]

Панофски был наиболее выдающимся представителем иконологии — метода изучения истории искусства, созданного Абю Варбургом и его учениками, особенно Фрицем Сакслем , в Варбургском институте в Гамбурге. Личная и профессиональная дружба связала его с Фрицем Закслем, в сотрудничестве с которым он создал большую часть своих работ. Краткое и точное описание своего метода он дал в статье «Иконография и иконология», опубликованной в 1939 году.

предмета значения Три слоя или

Панофски внес важный вклад в изучение иконографии и иконологии Яна ван Эйка , в том числе свою интерпретацию «Портрета Арнольфини» (1434, на фото).

В «Исследованиях по иконологии» Панофский подробно описывает свою идею трех уровней историко-художественного понимания: [15]

  • Первичный или естественный предмет: Самый базовый уровень понимания, этот слой состоит из восприятия чистой формы произведения. Возьмем, к примеру, картину « Тайная вечеря» . Если бы мы остановились на этом первом слое, такую ​​картину можно было бы воспринимать лишь как картину, на которой изображены 13 мужчин, сидящих за столом. Этот первый уровень представляет собой самое базовое понимание произведения, лишенное каких-либо дополнительных культурных знаний.
  • Вторичный или традиционный предмет ( иконография ): этот слой идет еще дальше и приводит к сравнению культурных и иконографических знаний. Например, западный зритель поймет, что картина с изображением 13 мужчин за столом представляет собой Тайную вечерю. Точно так же изображение человека с нимбом со львом можно было интерпретировать как изображение святого Марка .
  • Третичный или внутренний смысл или содержание ( иконология ): этот уровень учитывает личную, техническую и культурную историю при понимании произведения. Он смотрит на искусство не как на изолированный случай, а как на продукт исторической среды. Работая на этом слое, историк искусства может задавать вопросы типа: «Почему художник решил изобразить «Тайную вечерю» именно таким образом?» или «Почему св. Марк был таким важным святым для покровителя этой работы?» По сути, этот последний слой представляет собой синтез; это искусствовед спрашивает: «Что все это значит?»

Для Панофски было важно учитывать все три слоя при изучении искусства эпохи Возрождения. Ирвинг Лавин говорит, что «именно эта настойчивость и поиск смысла — особенно в местах, где никто не подозревал о его существовании — привел Панофски к пониманию искусства, как ни один предшествующий историк, как к интеллектуальному усилию, наравне с традиционным гуманитарные науки». [16]

Метод иконологии , получивший развитие вслед за Эрвином Панофски, критически обсуждается с середины 1950-х годов, отчасти также сильно ( Отто Пахт , Светлана Альперс ). Однако среди критиков никто не нашел модели интерпретации, которая могла бы полностью заменить модель Панофского. [17]

Что касается интерпретации христианского искусства , которую Панофский исследовал на протяжении всей своей жизни, то иконографический интерес к текстам как к возможным источникам остается важным, поскольку значение христианских образов и архитектуры тесно связано с содержанием библейских , литургических и богословских текстов, которые были обычно считается авторитетным большинством покровителей, художников и зрителей. [18]

киносреда Стиль и

В своем эссе 1936 года « Стиль и среда в кинофильмах » ( текст онлайн ) Панофски пытается описать визуальные симптомы, характерные для кино. [19]

Наследие [ править ]

В 2016 году Центральный институт истории искусств в Мюнхене учредил профессорскую кафедру Панофского . Первыми профессорами Панофского были Виктор Стойчита (2016 г.), Говен Александр Бейли (2017 г.), Кэролайн ван Эк (2018 г.) и Оливье Бонфе (2019 г.). [20] Его работа оказала большое влияние на теорию вкуса, разработанную французским социологом Пьером Бурдье в таких книгах, как «Правила искусства и различие» . В частности, Бурдье впервые адаптировал свое понятие габитуса Панофски из «Готической архитектуры и схоластики» . [3] [21] ранее переведя произведение на французский язык.

Работает [ править ]

Почти все тексты доступны в Интернете, см. ссылки.

Посмертно опубликованные произведения [ править ]

  • Три эссе о стиле (1995): [35] «Что такое барокко?» (ранее неопубликовано), « Стиль и среда в кино » (1936, как «О кино», редакция 1947), «Идеологические предшественники радиатора Rolls-Royce» (1963). Отредактировано и представлено Ирвингом Лавином , с мемуарами Уильяма С. Хекшера .
  • «Мышь, которую Микеланджело не смог вырезать» (1964) [36]
  • «Carmina Latina» (2018), отредактированный Гереоном Бехт-Йёрденсом с введением и краткими аннотациями. [37]

Ссылки [ править ]

Примечания
  1. ^ «Эрвин Панофски — Словарь искусствоведов» . arthistorians.info . Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 25 марта 2016 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шон, Ричард и Стонард, Джон-Пол, ред. Книги, которые сформировали историю искусства , глава 7. Лондон: Thames & Hudson, 2013.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шартье, Роджер. История культуры , стр. 23–24 (из «Интеллектуальной истории и истории менталитетов »). Итака: Издательство Корнельского университета, 1988.
  4. ^ Ута Ничке-Йозеф, «Случайное открытие: ранняя рукопись Эрвина Панофски снова появляется в Мюнхене». Институт перспективных исследований (весна 2013 г.).
  5. ^ «Находка в сейфе» , Frankfurter Allgemeine Zeitung , 31 августа 2012 г.
  6. ^ «Недавние открытия обогатили наши знания», Frankfurter Allgemeine Zeitung , 31 августа 2012 г.
  7. ^ artforum.com: Дайджест международных новостей, 26 сентября 2012 г.
  8. ^ «Эрвин Панофски» (PDF) . Институт перспективных исследований . Проверено 25 января 2017 г.
  9. ^ «Эрвин Панофски» . Американская академия искусств и наук . 9 февраля 2023 г. . Проверено 14 апреля 2023 г.
  10. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 14 апреля 2023 г.
  11. ^ «Эрвин Панофски (1892–1968)» . Королевская Нидерландская академия искусств и наук . Проверено 26 июля 2015 г.
  12. ^ «Ганс А. Панофски, 70 лет, учёный» . Нью-Йорк Таймс . 11 марта 1988 года . Проверено 25 января 2017 г.
  13. ^ Джеффри Чиппс Смит, Введение в книгу Эрвина Панофски «Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера», Princeton University Press, Принстон, 2005, стр.XXVII)
  14. ^ «Улицы института» . Институт перспективных исследований . Проверено 25 января 2017 г.
  15. ^ Панофски, Эрвин. Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения. Нью-Йорк: Harper & Row, 1972. стр. 5–9.
  16. ^ Лавин, Ирвинг. «История искусства Панофски» в значении в изобразительном искусстве: взгляды извне. Принстон: Институт перспективных исследований, 1995. с. 6.
  17. ^ Дитер Вуттке (2017). Эрвин Панофски (1892-1968) , в: The Routledge Companion to Medieval Iconography, изд. Колум Хурихан, Лондон и Нью-Йорк, стр. 105–122, здесь стр. 119).
  18. ^ Ральф ван Бюрен и Мацей Ян Ясинский (2024). Невидимое божество в истории искусства. Является ли Эрвин Панофски (1892–1968) все еще актуальным для расшифровки христианской иконографии? , в Церкви, Коммуникация и Культура 9, стр. 1–36, здесь стр. 1–4, 9, 23, 28.
  19. ^ Панофски, Эрвин; Лавин, Ирвинг (1995). Три очерка о стиле . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 3 . ISBN  978-0262661034 .
  20. ^ «Лекция Панофского — Центральный институт истории искусств» .
  21. Обзор . Архивировано 9 апреля 2009 г. в Wayback Machine Холсингера, «Досовременное состояние» , в Bryn Mawr Review of Comparative Literature 6:1 (зима 2007 г.).
  22. ^ Панофски, Эрвин (1968). Идея: концепция теории искусства . Харпер и Роу. ISBN  9780064300490 .
  23. ^ Панофски, Эрвин (1991). Перспектива как символическая форма (PDF) . Перевод Кристофера С. Вуда. Зональные книги. ISBN  9780942299526 .
  24. ^ Панофски, Эрвин (1939). Исследования по иконологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  25. ^ Эрвин Панофски (1955) [1943]. Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера (PDF) . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-00303-3 .
  26. ^ Шугер (1946). Панофски, Эрвин (ред.). Аббат Сугер о церкви аббатства Сен-Дени и ее художественных сокровищах . Издательство Принстонского университета.
  27. ^ Панофски, Эрвин (1957) [1951]. Готическая архитектура и схоластика . Нью-Йорк: Книги Меридиана.
  28. ^ Панофски, Эрвин (1958) [1953]. Ранняя нидерландская живопись, ее истоки и характер: Текст . Издательство Гарвардского университета.
  29. ^ Панофски, Эрвин (1955). Смысл в изобразительном искусстве . Даблдэй. ISBN  9780226645513 .
  30. ^ Панофски, Дора; Панофски, Эрвин (1956). Ящик Пандоры: меняющиеся аспекты мифического символа . Книги Пантеона. ISBN  9780691018249 .
  31. ^ Панофски, Эрвин (1965) [1960]. Возрождение и Ренессансы в западном искусстве . Уппсала: Альмквист и Викселл.
  32. ^ Панофски, Эрвин; Янсон, Хорст Вольдемар (1964). Скульптура гробницы: четыре лекции о ее меняющихся аспектах от Древнего Египта до Бернини . Абрамс.
  33. ^ Клинбанский, Раймонд; Панофски, Эрвин; Саксл, Фриц (1979) [1964]. Сатурн и меланхолия: исследования по истории натурфилософии, религии и искусства . Недельн, Лихтенштейн: Перепечатка Крауса.
  34. ^ Панофски, Эрвин (1969). Проблемы у Тициана, в основном иконографические . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  9780714813257 .
  35. ^ Панофски, Эрвин (1995). Ирвинг Лавин (ред.). Три очерка о стиле . Кембридж (Массачусетс) и Лондон: MIT Press. ISBN  0-262-16151-6 .
  36. ^ «Мышь, которую Микеланджело не смог вырезать» (PDF) . Очерки памяти Карла Лемана . Нью-Йорк: Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета. 1964. стр. 242–255.
  37. ^ В: Гереон Бехт-Йёрденс (Ред.): Любовь одна навсегда. Эрвин Панофски, который также называет себя Паном. Латинские стихи собраны, отредактированы, исправлены и снабжены несколькими краткими примечаниями. С введением на латыни и немецком языке, а также с немецкими переводами стихов . Кенигсхаузн и Нойманн, ISBN   978-3-8260-6260-5 (на латыни и немецком языке).
Библиографические источники

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0170a43059afd89f7d38e12f5eb078cc__1716702060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/cc/0170a43059afd89f7d38e12f5eb078cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erwin Panofsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)