Pope Nicholas V
Nicholas V | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 6 марта 1447 г. |
Папство закончилось | 24 марта 1455 г. |
Предшественник | Евгений IV |
Преемник | Калликст III |
Заказы | |
Рукоположение | 1422 Никколо Альбергати |
Посвящение | 17 марта 1447 г. Франческо Кондулмер |
Создан кардинал | 16 декабря 1446 г. от Евгения IV |
Личные данные | |
Рожденный | Томмазо Парентучелли 15 ноября 1397 г. |
Умер | 24 марта 1455 г. (57 лет) Рим, Папская область |
Предыдущий пост(ы) |
|
Герб | |
Другие папы по имени Николай |
Папские стили Pope Nicholas V | |
---|---|
Справочный стиль | Его Святейшество |
Разговорный стиль | Ваше Святейшество |
Религиозный стиль | Святой Отец |
Посмертный стиль | Никто |
Папа Николай V ( латинский : Николаус V ; итальянский : Никколо V ; 15 ноября 1397 г. - 24 марта 1455 г.), [1] урожденный Томмазо Парентучелли , был главой католической церкви и правителем Папской области с 6 марта 1447 года до своей смерти в марте 1455 года. [2] Папа Евгений IV сделал его кардиналом в 1446 году после успешных поездок в Италию и Германию, а когда в следующем году Евгений умер, на его место был избран Парентучелли. Он взял свое имя Николас в память о своих обязательствах перед Никколо Альбергати .
Понтификат Николая ознаменовал падение Константинополя турками -османами и окончание Столетней войны . В ответ он объявил крестовый поход против османов, который так и не состоялся. он Венским конкордатом добился признания папских прав на епископства и бенефиции. Он также добился подчинения последнего из антипап Феликса V и роспуска Базельского Синода . Ключевая фигура римского Возрождения , Николай стремился сделать Рим домом литературы и искусства. Он укрепил укрепления, восстановил акведуки и перестроил множество церквей. Он заказал планы проекта того, что в конечном итоге станет базиликой Святого Петра .
На сегодняшний день он последний Папа, принявший папское имя «Николай».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Томмазо Парентучелли родился в семье Андреолы Бози из Фивиццано и врача Бартоломео Парентучелли в Сарцане , важном городе в Луниджане . [3] За регион Луниджана долгое время боролись конкурирующие тосканские, лигурийские и миланские силы. За три года до рождения Парентучелли город был захвачен у флорентийцев Генуэзской республикой. Его отец умер, когда он был молод. Позже Парентучелли стал наставником во Флоренции в семьях Строцци и Альбицци , где он встретил ведущих ученых- гуманистов . [4]
Парентучелли учился в Болонье и Флоренции, получив степень богослова в 1422 году. [5] Епископ Никколо Альбергати был настолько поражен его способностями, что взял его к себе на службу и дал возможность продолжить обучение, отправив его в турне по Германии, Франции и Англии. [6] Куда бы он ни пошел, он мог коллекционировать книги, к которым у него была интеллектуальная страсть. Некоторые из них сохранились с его пометками на полях. [4]
Парентучелли присутствовал на Флорентийском соборе. [7] а в 1444 году, когда его покровитель умер, он был назначен епископом Болоньи . вместо него [8] Гражданские беспорядки в Болонье затянулись, поэтому папа Евгений IV вскоре назначил его одним из легатов, отправленных во Франкфурт . Он должен был помочь в переговорах о взаимопонимании между Папской областью и Священной Римской империей относительно подрыва или, по крайней мере, сдерживания реформаторских декретов Базельского собора (1431–1439). [6]
Папство
[ редактировать ]Успешная дипломатия Парентучелли принесла ему награду по возвращении в Рим титулом кардинала-священника Санта -Сусанны в декабре 1446 года. На папском конклаве 1447 года он был избран папой вместо Евгения IV 6 марта. Он взял имя Николас в честь своего раннего благотворителя Никколо Альбергати . [4]
Всего за восемь лет его понтификат принес важные достижения в политической, научной и литературной истории мира. В политическом отношении ему необходимо было восстановить отношения, которые разорвались во время понтификата Евгения IV. Он созвал конгресс, на котором был заключен Лодийский мирный договор , заключен мир с французским Карлом VII конкордат и заключен Венский или Ашаффенбургский (17 февраля 1448 г.) с немецким королем Фридрихом III . [4] которым были отменены декреты Базельского собора против папских аннатов и оговорок в отношении Германии. В следующем году он добился еще большего тактического триумфа благодаря отставке антипапы Феликса V 7 апреля и собственному признанию остатка Базельского собора , собравшегося в Лозанне . [6]
В 1450 году Николай провел юбилей в Риме. [4] а пожертвования многочисленных паломников, стекавшихся в Рим, дали ему возможность содействовать развитию культуры в Италии, к которой он так сильно стремился. В марте 1452 года он короновал Фридриха III как императора Священной Римской империи в соборе Святого Петра , что стало последней императорской коронацией, проведенной в Риме. [6]
В Риме Николай привнес свежий дух Возрождения как в интеллектуальном, так и в архитектурном плане. В его планы входило украсить город новыми памятниками, достойными столицы христианского мира. [4] В знак признания этой приверженности строительству Леон Баттиста Альберти посвятил Николаю V свой трактат De re aedificatoria . [9]
Восстановление Рима
[ редактировать ]Его первая забота была практической: укрепить городские укрепления. [10] очистка и даже асфальтирование некоторых главных улиц и восстановление водоснабжения. Конец Древнего Рима иногда связывают с разрушением его великолепного комплекса акведуков захватчиками VI века. В средние века римляне получали воду из колодцев и цистерн, а бедняки черпали воду из желтого Тибра . Аква -Вирго Акведук , первоначально построенный Агриппой , был восстановлен Николаем и опорожнен в простой бассейн, спроектированный Альберти, предшественник фонтана Треви . [11]
Он продолжил восстановление основных римских базилик, а также многих других римских церквей, включая Сант-Апостоли , Сант-Эусебио , Сан-Лоренцо футуро-ле-Мура , Санта-Мария-ин-Трастевере , Санта-Прасседе , Сан-Сальваторе , Санто-Стефано-Ротондо , Сан-Теодоро и особенно Сан-Сельсо . [12] Он восстановил мост Сант-Анджело, рухнувший в 1450 году, и поддержал преобразование прилегающей территории в престижный деловой и жилой район. [13]
Меценат искусств
[ редактировать ]Основное внимание Николая V было сосредоточено на том, чтобы сделать Ватикан официальной резиденцией папства, заменив Латеранский дворец. существенное новое крыло, включая частную часовню Он добавил к Ватикану , и, по словам Джанноццо Манетти , биографа Николая, запланировал существенные изменения в районе Борго . Он также собрал 2522 телеги мрамора из полуразрушенного Колизея для использования в более поздних постройках. [14]
Современники Папы критиковали его щедрые расходы на строительство: Манетти проводил параллели с богатством и расходами Соломона, предполагая, что папское богатство было приемлемым, пока оно расходовалось во славу Бога и на благо Церкви. [15] Украшение Никколинской капеллы Фра Анджелико продемонстрировало это послание через изображения святого Лаврентия (замученного за отказ передать римскому государству богатство церкви) и святого Стефана . [16]
Под щедрым покровительством Николая гуманизм быстрыми шагами шел и . До сих пор в Риме к новому гуманистическому учению относились с подозрением, поскольку это был возможный источник раскола и ереси из-за нездорового интереса к язычеству . Для Николая гуманизм стал инструментом культурного возвеличивания христианской столицы, и после падения Константинополя он отправил эмиссаров на Восток, чтобы привлечь греческих ученых . [17] Папа также нанял Лоренцо Валлу для перевода греческих историй. [18] языческий, а также христианский, на латынь . Эта отрасль, возникшая незадолго до появления книгопечатания , внесла огромный вклад в внезапное расширение интеллектуального горизонта.
Николай при содействии Еноха Асколи и Джованни Тортелли основал библиотеку из пяти тысяч томов, включая рукописи, спасенные от турок после падения Константинополя. [19] Сам Папа был человеком огромной эрудиции, а его друг Эней Сильвий Пикколомини, впоследствии Папа Пий II , говорил о нем, что «то, чего он не знает, находится за пределами человеческого знания». Всю жизнь он был библиофилом, он очень дорожил книгами: пока библиотека Ватикана еще проектировалась и планировалась, он держал редчайшие книги рядом с собой в своей спальне, а остальные — в соседней комнате. Часто с любовью вспоминая свою прежнюю работу библиотекарем, он однажды заметил: «За один день у меня было больше счастья, чем сейчас за целый год». [20]
Он был вынужден, однако, добавить, что блеск его понтификата навсегда потускнеет из-за падения Константинополя , взятого турками в 1453 году. великая цитадель была завоевана, Николай приказал 10 папским кораблям отправиться с кораблями из Генуи, Венеции и Неаполя на защиту столицы Восточной Римской империи. Однако древняя столица пала прежде, чем корабли смогли оказать какую-либо помощь. Папа с горечью воспринял эту катастрофу как двойной удар по христианскому миру и греческой письменности . «Это вторая смерть Гомера и Платона », писал Эней Сильвий . [6]
Николай проповедовал крестовый поход и пытался примирить взаимную вражду итальянских государств, но без особого успеха. [6]
Приступая к этим работам, Николай был побужден «укрепить слабую веру населения величием того, что оно видит». Римское население, однако, не оценило ни его мотивов, ни их результатов, и в 1452 году грозный заговор с целью свержения папского правительства под руководством Стефано Поркари был раскрыт и подавлен. Это разоблачение недовольства, а также падение Константинополя в 1453 году омрачили последние годы правления папы Николая. «Как Фома Сарцанский, — говорил он, — я имел за день больше счастья, чем сейчас за целый год». [6]
Рабство
[ редактировать ]В конце весны 1452 года византийский император Константин XI обратился к папе Николаю с просьбой о помощи в борьбе с надвигающейся осадой османского султана Мехмеда II . Николай издал буллу Dum Diversas (18 июня 1452 г.), разрешающую королю Португалии Афонсу V «нападать, завоевывать и подчинять сарацин , язычников и других врагов Христа, где бы они ни находились». Выпущенная менее чем за год до падения Константинополя, булла, возможно, предназначалась для начала нового крестового похода против Османской империи . [21]
Право собственности на Канарские острова продолжало оставаться источником спора между Испанией и Португалией, и Николаса попросили урегулировать этот вопрос в конечном итоге в пользу португальцев. [22] Географическая зона концессии, указанная в булле, не указана явно, но историк Ричард Рэйсуэлл считает, что она явно относится к недавно открытым землям вдоль побережья Западной Африки. [23] Португальские предприятия были призваны конкурировать с мусульманскими транссахарскими караванами, которые играли ключевую роль в высокодоходной мусульманской работорговле, а также обладали монополией на западноафриканское золото и слоновую кость. [24]
Португальцы претендовали на территориальные права вдоль африканского побережья, потратив время и деньги на его открытие; Кастильские претензии были основаны на том, что они были наследниками вестготов . В 1454 году флот каравелл из Севильи и Кадиса торговал вдоль африканского побережья и по возвращении был перехвачен португальской эскадрой. Энрике IV Кастильский угрожал войной. Афонсу V обратился к Папе с просьбой морально поддержать право Португалии на монополию торговли открытыми ею землями. [25]
Папская булла Romanus Pontifex , изданная 8 января 1455 года, подтвердила владение Португальцами Куэртой (которой они уже владели), а также исключительное право на торговлю, мореплавание и рыболовство на открытых землях, а также подтвердила предыдущий Dum Diversas . [26] Он предоставил разрешение Афонсу и его наследникам «... совершать покупки и продажи любых вещей, товаров и продовольствия, какие бы они ни казались уместными, с любыми сарацинами и неверными в указанных регионах; ... при условии, что они не будут железными. инструменты, древесина, используемая для строительства, веревки, корабли и любые виды доспехов». [27]
Бык предоставил португальцам эксклюзивные торговые права между Марокко и Индией с правом завоевывать и обращать жителей. [28] Значительная уступка, предоставленная Николаем в записке королю Альфонсо в 1454 году, расширила права, предоставленные существующим территориям, на все те, которые могли быть захвачены в будущем. [29] В соответствии с этими широкими целями, это позволило португальцам «вторгаться, искать, захватывать, побеждать и подчинять всех сарацин и язычников, а также других врагов Христа, где бы они ни находились, а также королевства, герцогства, княжества, владения, владения и все движимое и недвижимое имущество, которым они владеют и которым они владеют, и низвести их лично до вечного рабства». Однако вместе со вторым упоминанием о тех, кто уже был порабощен, это использовалось, чтобы предположить, что Николай санкционировал покупку черных рабов у «неверных»: [30] «...многие гвинейцы и другие негры, взятые силой, а некоторые путем обмена незапрещенных предметов или посредством другого законного договора купли-продажи, были... обращены в католическую веру, и есть надежда, что с помощью милости Божией, что если такой прогресс будет продолжаться с ними, то либо эти народы обратятся к вере, либо, по крайней мере, души многих из них будут приобретены для Христа». [27]
Именно на этом основании утверждалось, что две буллы, изданные Николаем, в совокупности дали португальцам право приобретать рабов вдоль африканского побережья силой или торговлей. [26] Имея дело с местными африканскими вождями и мусульманскими работорговцами, португальцы стремились стать ключевыми европейскими игроками в прибыльной работорговле. Данные в них уступки были подтверждены буллами, изданными Папой Калликстом III ( Inter Caetera quae в 1456 г.), Сикстом IV ( Aeterni regis в 1481 г.), и они стали образцами для последующих булл, изданных Папой Александром VI : Eximiae Deminationis (3 мая 1493 г.), Inter Caetera (4 мая 1493 г.) и Dudum Siquidem (23 сентября 1493 г.), в которых он предоставил Испании аналогичные права в отношении недавно открытых земель в Америке. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Николай V | Библиотека Ватикана и Dum Diversas | Британника» . www.britanica.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Филельфо и Робин (2009) , с. 370.
- ^ Грегоровиус и Гамильтон (1900) , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сканнелл, Томас Бартоломью (1911). « Папа Николай V ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Хэй (1995) , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хейс, Карлтон Джозеф Хантли (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Холлингсворт (1995) , с. 238.
- ^ Терпстра (1995) , с. 34.
- ^ Леон Баттиста Альберти в Британской энциклопедии
- ^ Читам (1983) , с. 180.
- ^ Кармон, Дэвид (август 2005 г.). «Восстановление древней системы водоснабжения в Риме эпохи Возрождения» (PDF) . Воды Рима (3). Университет Вирджинии : 4–6.
- ^ Холлингсворт (1995) , с. 240.
- ^ Холлингсворт (1995) , с. 241.
- ^ Манетти (1734) .
- ^ Холлингсворт (1995) , с. 243.
- ^ Хибберт, Кристофер. Борджиа и их враги: 1431–1519 , Houghton Mifflin Harcourt, 2008, с. 9 ISBN 9780151010332
- ^ Даффи (1997) , с. 181.
- ^ Страницы (2005) , стр. 147.
- ^ Бобрик, Бенсон. (2001). Широкая, как вода: история английской Библии и революции, которую она вдохновила . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 84. ISBN 0-684-84747-7
- ^ Мюррей, Стюарт (2012). Библиотека: иллюстрированная история . Нью-Йорк: Издательство Skyhorse. п. 85.
- ^ Сардар, Зиауддин и Дэвис, Меррил Вин. 2004. Серьезный путеводитель по исламу . Версо. ISBN 1-85984-454-5 . п. 94.
- ^ Стогре (1992) , с. 65.
- ^ Родригес, Юниус П. (1997). Историческая энциклопедия мирового рабства . АВС-КЛИО. ISBN 9780874368857 – через Google Книги.
- ^ Фиппс, Уильям Э. (2004). Удивительная грация Джона Ньютона: капитана корабля-раба, автора гимнов и аболициониста . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865548688 – через Google Книги.
- ^ Баун, Стивен Р. (2012). 1494: Как семейная вражда в средневековой Испании разделила мир пополам . Пресса Святого Мартина. п. 84. ИСБН 978-0-312-61612-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт, Мэри; Хьюз, Джазмин (19 августа 2019 г.). «Краткая история рабства, которую вы не изучали в школе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Полный текст см. стр. 20–26 (на английском языке) в книге «Европейские договоры, касающиеся истории Соединенных Штатов и их зависимостей до 1648 года» , Вашингтон, округ Колумбия, Фрэнсис Гардинер Дэвенпорт , Вашингтонский институт Карнеги , 1917–37 – Google Книги . Репринтное издание, 4 тома, (2004 г.), Lawbook Exchange, ISBN 1-58477-422-3 ; также по адресу http://www.nativeweb.org/pages/legal/indig-romanus-pontifex.html.
- ^ Историческая энциклопедия мирового рабства», Ричард Рэйсуэлл, стр. 469.
- ^ « Рабство и католическая церковь» , Джон Фрэнсис Максвелл, стр. 55, издательство Барри Роуз, 1975 г.
- ^ Эрл, ТФ; Лоу, KJP (2005). Черные африканцы в Европе эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 281. ИСБН 978-0521815826 .
- ^ «Историческая энциклопедия мирового рабства», Ричард Рэйсуэлл, стр. 469, «Черные африканцы в Европе эпохи Возрождения», с. 281, Луис Н. Ривера, 1992, с. 25
Библиография
[ редактировать ]- Читам, Николас (1983). Хранитель ключей: История Пап от Святого Петра до Иоанна Павла II . Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0684178639 .
- Даффи, Имон (1997). Святые и грешники: История Пап (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300073324 .
- Филельфо, Франческо; Робин, Диана (2009). Оды . Издательство Гарвардского университета. п. 370. ИСБН 9780674035638 .
- Грегоровиус, Фердинанд; Гамильтон, Энни (1900). История города Рима в средние века . Издательство Кембриджского университета.
- Хэй, Денис (1995). Итальянский Ренессанс в его исторической подоплеке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521291040 .
- Холлингсворт, Мэри (1995). Патронаж в Италии эпохи Возрождения: с 1400 года до начала шестнадцатого века . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0801852879 .
- Манетти, Джанноццо (1734). Жизнь Николая V, в Rerum Italicarum scriptores, т. 3, ч. 2 .
- Сайдер, Сандра (2005). Справочник по жизни в Европе эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0816056187 .
- Стогре, Майкл (1992). Во что мир может поверить: развитие папской общественной мысли о правах аборигенов . Медиаспауль. ISBN 978-2-89039-549-7 .
- Терпстра, Грегори (1995). Мирские братства и гражданская религия в Болонье эпохи Возрождения . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521480925 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Насильственный евангелизм », Луис Н. Ривера, Луис Ривера Паган Синод Северо-Востока: 31-й расово-этнический созыв (5–6 октября 2007 г.) , Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1992 г., ISBN 0-664-25367-9
- Документы по истории европейской экспансии . ред. Эберхард Шмитт, Мюнхен (Бек), Том I. Средневековые истоки европейской экспансии , изд. и Чарльз Верлинден Э. Шмитт, Мюнхен (Бек), 1986, 450 страниц здесь: Док. 40, Николай V передает в булле «Romanus pontifex»… , стр. 218–231;
- Массимо Мильо: Николас В. В: Массимо Брей (ред.): Папская энциклопедия. Том 2: Николай I, святитель, Сикст IV. Институт итальянской энциклопедии, Рим, 2000, стр. 644–658 ( treccani.it ).