Папа Иоанн XXII
Иоанн XXII | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 7 августа 1316 г. |
Папство закончилось | 4 декабря 1334 г. |
Предшественник | Климент V |
Преемник | Бенедикт XII |
Заказы | |
Создан кардинал | 23 декабря 1312 г. Климент В. |
Личные данные | |
Рожденный | Жак Дюэз, золото Эзы в. 1244 |
Умер | 4 декабря 1334 г. Авиньон , Комта-Венаиссен , Папская область | ( 89–90 лет
Герб | |
Другие папы по имени Иоанн |
Папские стили Папа Иоанн XXII | |
---|---|
Справочный стиль | Его Святейшество |
Разговорный стиль | Ваше Святейшество |
Религиозный стиль | Святой Отец |
Посмертный стиль | Никто |
Папа Иоанн XXII ( лат . Ioannes PP. XXII ; 1244 – 4 декабря 1334), урожденный Жак Дюэз (или д'Эз ), был главой католической церкви с 7 августа 1316 года до своей смерти в декабре 1334 года. Он был вторым самый долгоправящий Папа Авиньонский , избранный Конклавом кардиналов , и собравшимся в Лионе . Как и его предшественник Климент V , Папа Иоанн централизовал власть и доходы папства и жил княжеской жизнью в Авиньоне .
Иоанн выступал против политики Людовика IV Баварского как императора Священной Римской империи , что побудило Людовика вторгнуться в Италию и назначить антипапу Николая V. Иоанн также выступал против францисканского понимания бедности Христа и его апостолов, обнародовав несколько папских булл для утверждения своих взглядов. Это побудило Уильяма Оккама выступить против неограниченной папской власти.
После трехлетнего процесса Иоанн канонизировал Фому Аквинского 18 июля 1323 года.
Одна из проповедей Иоанна о блаженном видении вызвала споры, которые продолжались до тех пор, пока он не отказался от своих взглядов незадолго до своей смерти. Иоанн умер в Авиньоне 4 декабря 1334 года.
Ранняя жизнь и выборы
[ редактировать ]Жак родился в 1244 году в семье Арно Дюэза. [1] который, вероятно, был из Кагорсена . купцом или банкиром [2] Он изучал каноническое право в Монпелье и теологию в Париже . [3]
Жак преподавал гражданское право в Каоре, а затем каноническое право в Тулузе . [4] К 1295 году он был советником епископа Людовика Тулузского . [4] После смерти Людовика в 1297 году Жак был назначен временным канцлером Авиньонского университета, а к 1299 году стал каноником Пюи. [5] По рекомендации Карла II Неаполитанского он был назначен епископом Фрежюса в 1300 году. [5] Жак все еще был епископом Фрежюса, когда в 1307 году рыцарь по имени Уильям д'Арси и священник по имени Бертран Рекорд попытались его убить. [6] Оба были заключены в тюрьму и в 1309 году приговорены к смертной казни. [6]
В 1308 году Жак был назначен канцлером Карла II. [5] и именно из-за его влияния были запрещены гладиаторские игры в Неаполе. [7] 18 марта 1310 года он был назначен епископом Авиньона. [8] Он высказал юридические заключения, благоприятствующие подавлению тамплиеров , но он также защищал Бонифация VIII и буллу Unam Sanctam . 23 декабря 1312 года Климент V назначил его кардиналом-епископом Порто-Санта-Руфина . [9]
Ограниченность папской власти стала источником конфликта между правящим папой Климентом V и императором Генрихом VII , кульминацией которого стала внезапная смерть папы Климента V в 1314 году. [10] Последующий период представлял собой междуцарствие двухлетнее из-за разногласий между кардиналами . [11] которые были разделены на три фракции. [12] После двух лет бездействия Филипп, граф Пуатье, созвал в Лионе в августе 1316 года папский конклав из 23 кардиналов. [13] Филипп запретил кардиналам уезжать, пока они не выберут нового Папу. [13] 7 августа 1316 года этот конклав избрал Жака, который принял имя Иоанн XXII и был коронован в Лионе. [14] Он основал свою резиденцию в Авиньоне, а не в Риме, продолжив авиньонское папство своего предшественника. [15]
Папство
[ редактировать ]После своего избрания Иоанн передал 35 000 флоринов из 70 000, оставленных ему Климентом V, кардиналам, проголосовавшим за него. [16] Он был отличным администратором и умело реорганизовал католическую церковь. [17] Он выступал за жесткое регулирование формы правления. [10] Иоанн был известен своим вспыльчивым характером и участвовал в политике и религиозных движениях многих европейских стран, чтобы продвигать интересы папства. Он регулярно писал некатолическим лидерам, утверждая свою власть над ними. [10]
7 апреля 1317 года Иоанн канонизировал Людовика Тулузского папской буллой Sol oriens . [18] [19]
В 1318 году он направил благодарственное письмо мусульманскому правителю Узбек-хану , который был терпим к христианам и относился к ним доброжелательно. [20]
Джону традиционно приписывают сочинение молитвы « Anima Christi », которая стала английской «Душа Христа, освяти меня…». [21]
27 марта 1329 года Иоанн осудил многие сочинения Мейстера Экхарта в своей папской булле In Agro Dominico как еретические . [22] Он позволил консулам Каора основать в этом городе небольшой университет. [23]
В июне 1332 года Иоанн заявил о намерении перенести свою резиденцию в Болонью . [24] Готовясь к этому, кардинальный легат Бертран дю Пуже в течение многих лет работал в Болонье, наблюдая за строительством папского дворца и создавая политический климат для прибытия папства. [24] Однако к августу Джон счел безопасность города недостаточной. [24] Епископ Эмбрунский Бертран де До прибыл на помощь Пуже, но лишь усугубил ситуацию. [24] Это привело к восстанию 1334 года, изгнанию Пуже, [25] и угрозы смертью любому члену курии. [24] Папский дворец был разрушен, и преемнику Иоанна, Бенедикту XII , потребовалось много лет, чтобы найти мир с Болоньей. [26]
Иоанн умер в Авиньоне 4 декабря 1334 года (в возрасте 89/90 лет). [27] Похоронен в Авиньоне, в соборе Нотр-Дам-де-Дом. [28]
Эдуард II и ирландские епископства
[ редактировать ]В декабре 1316 года Джон принял посольство от Эдуарда II Англии по поводу пустующих епископств Дублина и Кашела. [29] Эдвард представил своих предпочтительных назначенцев и был непреклонен в том, чтобы Джон не назначал ни одного коренного ирландца епископом или архиепископом. [29] Джон назначил Уильяма ФитцДжона, епископа Оссори, епископством Кашела, а Александру Бикнору, лично рекомендованному Эдвардом, был дан Дублин. [30]
В январе 1318 года Иоанн отправил Эдуарду II поздравительное письмо по случаю его победы над Эдвардом Брюсом. [31] Он провел отлучение от церкви всех врагов Эдуарда II, а позже выделил Роберта и Эдварда Брюса. [31] Иоанн позволил Эдуарду II сохранить налог на крестовый поход, введенный Венским советом , одновременно напомнив ему, что Англия является папским феодальным владением и что он должен принести Иоанну клятву верности. [32] Несколько месяцев спустя Джон услышал от ирландских принцев петицию о замене Эдуарда II на посту суверенного лорда Ирландии, в которой говорилось, что сменявшие друг друга короли Англии не уважали папский дар Ирландии Генриху II Английскому. [33] Письмо Иоанна Эдварду подразумевало, что о второй папской оценке господства Ирландии не может быть и речи. [34]
Канонизация Фомы Аквинского
[ редактировать ]К ноябрю 1317 года Гильельмо де Токко, приор доминиканского монастыря Беневенто, возглавил предварительное расследование святости Фомы Аквинского . [35] Летом 1318 года Иоанн встретился с де Токко, который представил письма от царственных глав Сицилии с просьбой провести папское расследование святости Фомы Аквинского. [35] Де Токко также представил Иоанну нотариально заверенные записи о чудесах Фомы Аквинского и просьбы князей и университетов с просьбой о канонизации Фомы Аквинского. [35]
Иоанн выбрал трех кардиналов, ни один из которых не был доминиканцем, для тщательного изучения представленных записей. [36] Не обнаружив ошибок, они дали Джону свои рекомендации. [36] Затем Иоанн издал два письма, в которых назначал папскими комиссарами: Умберто, архиепископа Неаполя; Анджело, епископ Витербо; и Пандульфо де Саббелло, который не смог присутствовать. [36]
Де Токко собрал двух из трех папских комиссаров во дворце архиепископа в Неаполе. [36] и расследование длилось с 21 июля по 18 сентября 1319 года. [36] В последний день документация расследования была подписана, запечатана и отправлена в Папскую курию в Авиньоне. [37] Получив документы, Джон передал их кардинальному комитету. [37] 23 июня 1321 года Иоанн создал новую комиссию, в которую вошли Петр Ферри, епископ Аньяни, Андрей, епископ Террачины, и Пандульфо де Саббелло. [37] Это расследование длилось пятнадцать дней, в течение которых комиссия заслушала показания 111 свидетелей. [37] Комиссия направила окончательные документы в Папскую курию, и 18 июля 1323 года Иоанн XXII официально канонизировал Фому Аквинского. [38]
Конфликт с Людовиком IV
[ редактировать ]Перед избранием Иоанна XXII началась борьба за корону Священной Римской империи между Людовиком IV Баварским и Фридрихом I Австрийским . [39] Изначально Джон был нейтральным и воздерживался от роли арбитра. [39] 25 ноября 1314 года Людовик, получив голоса пяти из семи выборщиков, был коронован королём германцев в Аахене архиепископом Майнца, тогда как накануне Фридрих получил только два голоса. [40] В ответ в апреле 1317 года Иоанн ввел новую концепцию vacante imperio , предоставляющую право управлять империей папе. [41] который содержался в папской булле Si fratrum . [42]
К 1322 году, столкнувшись с растущим движением гибеллинов в северной Италии, Иоанн поручил своему папскому легату Бертрану дю Пуже призвать к крестовому походу против Милана. [43] Людовик, действуя с имперскими полномочиями, послал армию для подкрепления Милана в начале 1323 года. [44] В ответ Иоанн подробно описал нарушения, совершенные Людовиком, и, не получив ответа, отлучил его от церкви 23 марта 1324 года, а затем свергнул его 11 июля. [45] Людовик созвал в Тренте совет итальянских гибеллинов , где Людовик заявил о своей поддержке францисканцев-спиритуалистов и осудил Иоанна как незаконнорожденного и еретического папу. [46] [45] Джон в ответ заявил, что любой город, который окажет Людовику гостеприимство, будет подвергнут интердикту . [45] Он принял посольство из Рима, которое выдвинуло ультиматум: либо вернуться в Рим, либо потерпеть подчинение Святого города Людовику IV. [45] Иоанн отправил своего папского легата Джованни Орсини в Рим, но Орсини было отказано во въезде. [45] В отместку Орсини наложил на Рим интердикт. [45]
Людовик вошел в Рим 17 января 1328 года. [47] В соборе Святого Петра он был рукоположен двумя сочувствовавшими ему кардинальскими епископами и коронован представителем Рима Шиарра делла Колонна. [47] Пьетро Райнальдуччи [а] был создан Антипапой Николаем V в мае 1328 года. Людовиком [50] В ответ Иоанн, используя смерть архиепископа Матиаса фон Бухегга для получения церковного и политического преимущества, назначил Генриха фон Вирнебурга архиепископом Майнца для оказания помощи в борьбе против императора. [51]
После коронации Людовиком Николая V францисканский генерал-министр Майкл Чезена, Бонагразия Бергамо и Уильям Оккам бежали из Авиньона. [52] В 1330 году антипапа Николай V подчинился, незадолго до смерти Папы. [53]
Францисканская бедность
[ редактировать ]Иоанн XXII был полон решимости подавить то, что он считал крайностями спиритуалов, которые горячо отстаивали мнение, что Христос и его апостолы не обладали абсолютно ничем, цитируя в поддержку своей точки зрения Папы Николая III буллу Exiit qui seminat . [54] 7 октября 1317 г. [55] Иоанн XXII обнародовал буллу Quorumdam exigit , разъясняя более ранние буллы, изданные Николаем III и Климентом V, Exiit qui seminat и Exivi de paradiso , и недвусмысленно заявляя, что послушание является большей добродетелью, чем целомудрие или бедность. [56] 26 марта 1322 года буллой Quianonnunquam он снял запрет на обсуждение Exiit qui Seminat. [57] и поручил экспертам изучить идею бедности, основанную на убеждении, что Христос и апостолы ничем не владели. Эксперты разошлись между собой, но большинство осудило эту идею на том основании, что она лишит церковь права иметь собственность. Францисканский капитул, состоявшийся в Перудже в июне 1322 года, ответил двумя энцикликами, в которых говорилось, что все решения, вынесенные Римской церковью, следует считать окончательными и не могут быть отменены, если они не ошибочны. [58] Буллой основателю канонов от 8 декабря 1322 г. [58] Иоанн XXII заявил, что смешно притворяться, что каждый кусок еды, данный монахам и съеденный ими, принадлежит папе, отказался принять в будущем право собственности на имущество францисканцев и предоставил им освобождение от правила, которое абсолютно запрещало владение чем-либо. даже совместно, тем самым вынуждая их признать собственность. 12 ноября 1323 года он издал буллу Quum internonnullos , в которой объявил «ошибочным и еретическим» учение о том, что Христос и его апостолы не имели никакого имущества. [59] [60]
Протестовали влиятельные члены ордена, такие как генерал-министр Майкл Чезена , английский провинциал Уильям Оккам и Бонагратия Бергамо . В ответ на аргумент своих оппонентов о том, что булла Николая III Exiit qui Seminat буллу Quia quorundam : была фиксированной и безотзывной, Иоанн XXII издал 10 ноября 1324 года [58] в котором он заявил, что из слов буллы 1279 года нельзя заключить, что у Христа и апостолов ничего не было, добавив: «Действительно, скорее можно заключить, что евангельская жизнь, прожитая Христом и апостолами, не исключала некоторых владений в общим, поскольку жизнь «без собственности» не требует, чтобы живущие таким образом не имели ничего общего». [61] Буллой Quia vir reprobus Михаила Чезенского от 16 ноября 1329 года Иоанн ответил на обращение . [62]
Споры о блаженном видении
[ редактировать ]В период с ноября 1331 по март 1332 года Иоанн XXII произнес четыре сомнительных проповеди относительно блаженного видения . [28] Иоанн утверждал, что те, кто умер в вере, не увидели присутствия Бога до Страшного Суда . [63] Это вызвало богословские споры относительно блаженного видения . Он продолжал этот аргумент какое-то время в проповедях, будучи папой, хотя никогда не учил этому в официальных документах. В январе 1334 года, в полную оппозицию Иоанну XXII, богословский факультет Сорбонны заявил, что после смерти блаженные души воскресают к блаженному видению. [64] Людовик, почувствовав возможность сместить его, вступил в сговор с кардиналом Наполеоном Орсини с целью свергнуть Иоанна на Вселенском соборе. [28] Иоанн, которого многие считают богословски некомпетентным, [65] отступил от своей позиции за день до своей смерти, согласившись, что те, кто умирает в благодати, действительно сразу же наслаждаются блаженным видением. [66] [28]
Роль в подавлении колдовства
[ редактировать ]Идея о колдовстве, казалось, находилась на ранней стадии, в то время как Корс утверждает, что у Иоанна XXII была личная причина намереваться остановить колдовство. Корс указывает на тот факт, что Папа Иоанн стал жертвой покушения с помощью отравления и колдовства. [17] Таким образом, участие Папы Иоанна в подавлении колдовства официально можно проследить до его папской буллы Super illius specula 1326 года , в которой он изложил описание тех, кто занимается колдовством. Папа Иоанн также предостерег людей не только от изучения магии или преподавания ей, но и от более «отвратительного» акта применения магии. Папа Иоанн заявил, что любой, кто не прислушается к его «самому милосердному» предупреждению, будет отлучен от церкви. [67] Папа Иоанн официально объявил колдовство ересью, и поэтому его можно было судить инквизицией. Хотя это было официальное постановление церкви, первый приказ Папы Иоанна, касающийся магии, которую пытала инквизиция, был в письме, написанном в 1320 году кардиналом Вильгельмом Санта-Сабины. [17] Письмо было адресовано инквизиторам Каркасона и Тулузы. В письме кардинал Уильям заявляет, что с разрешения Папы Иоанна Инквизиторы должны были расследовать деятельность ведьм «любыми доступными средствами», как если бы ведьмы были любыми другими еретиками. Далее в письме описывались действия тех, кого будут считать ведьмами, и расширяли полномочия Инквизиции по судебному преследованию всех без исключения случаев, которые соответствуют любой части описания, изложенного в письме. [68]
См. также
[ редактировать ]- Бернар Жарр – католический кардинал
- Spondent Pariter - папский декретал, изданный Папой Иоанном XXII, запрещающий мошенническую алхимию.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уикленд 1972 , с. 161.
- ^ Уикленд 1972 , с. 162.
- ^ Уикленд 1972 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Уикленд, 1972 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с Уикленд, 1972 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Уикленд, 1972 , с. 166.
- ^ Уикленд 1972 , с. 167.
- ^ Уикленд 1972 , с. 168.
- ^ Уикленд 1972 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Роуэлл 1994 , стр. 1–2.
- ^ Бернхэм 2008 , с. 40.
- ^ Левилен 2002 , стр. 848.
- ^ Jump up to: а б Менаше 1998 , с. 280.
- ^ Ролло-Костер 2015 , с. 45.
- ^ Плагер 2005 , с. 144.
- ^ Weakland 1968 , стр. 285–286.
- ^ Jump up to: а б с Корс и Питерс 2001 , с. 118.
- ^ Бруннер 2011 , с. 231.
- ^ Кусато и Гельтнер 2009 , с. 139.
- ^ Эпштейн 2007 , с. 133.
- ^ Рубин 1991 , с. 157.
- ^ Экхарт 1981 , с. 77.
- ^ Орчард 2006 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и Тайс 2018 , с. 110.
- ^ Милани 2018 , с. 251.
- ^ Тайс 2018 , с. 111.
- ^ Ричардсон 2009 , с. XXI.
- ^ Jump up to: а б с д МакБрайен 2000 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1956 , стр. 2.
- ^ Ватт 1956 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1956 , стр. 3.
- ^ Ватт 1956 , стр. 3–4.
- ^ Кадр 1998 , с. 79.
- ^ Ватт 1956 , стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с Герулайтис 1967 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д и Герулайтис 1967 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Герулайтис 1967 , с. 39.
- ^ Герулайтис 1967 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Уилсон 2016 , с. 69.
- ^ Касселл 2004 , с. 34.
- ^ Уилкс 2008 , с. 255.
- ^ Скотт 2016 , с. 57.
- ^ Битти 2007 , с. 26.
- ^ Партнер 2022 , с. 316.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Касселл 2004 , с. 35.
- ^ Берр 2001 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б Касселл 2004 , с. 36.
- ^ Хороший 2015 , с. 263.
- ^ Берр 2001 , с. 277.
- ^ Уильямс 1998 , с. 44.
- ^ Пфайль 1910 , стр. 1–2.
- ^ Ростовщичество 2022 , стр. 120.
- ^ Дюваль-Арну 2002 , с. 1040.
- ^ Бернхэм 2008 , с. 73.
- ^ Греко 2013 , с. 149.
- ^ Бернхэм 2008 , с. 46.
- ^ МакКлюр 2017 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Ди Кристо 2022 , с. 75.
- ^ Шац 1996 , стр. 117–118.
- ^ Тирни 1972 , с. 181.
- ^ Ди Кристо 2022 , с. 77.
- ^ Бретт 2003 , с. 52.
- ^ Юхас 2015 , стр. 117–118.
- ^ Юхас 2015 , с. 118.
- ^ Портье, Уильям Л. (1988). «Иоанн XXII и папский педагогический авторитет», Джеймс Хефт, С.М. « Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор» . 52 (4): 763–768. дои : 10.1353/th.1988.0014 . ISSN 2473-3725 .
- ^ Юхас 2015 , с. 119.
- ^ Корс и Питерс 2001 , с. 82.
- ↑ Уильям, кардинал Санта-Сабины, письмо от 22 августа 1320 г. инквизиторам Каркассона и Тулузы. Латинский текст в Hansen, Quellen, стр. 4–5. Тр. EP
Источники
[ редактировать ]- Битти, Блейк Р. (2007). Angelus pacis: дипломатическая миссия кардинала Джованни Гаэтано Орсини, 1326–1334 гг . Средневековое Средиземноморье. Том. т. 67. Лейден Бостон: Brill. ISBN 978-9047411000 . OCLC 290558761 .
- Буде, Жан-Патрис и Жюльен Тери (2012). «Суд над Иоанном XXII против архиепископа Экс-Робера де Мовуазена: астрология, запрещенные искусства и политика (1317–1318)» , в Jean XXII et le Midi ( Cahiers de Fanjeaux , 45), Тулуза, Privat, 2012, стр. 159–235.
- Браун, Жаклин (1991). «Декларация об указе Иоанна XXII об Exercrabilis и ранней истории Роты», Бюллетень средневекового канонического права, 47 (ns Vol. 21), стр. 47–139.
- Бретт, Аннабель С. (2003). Свобода, право и природа: права личности в позднейшей схоластической мысли . Издательство Кембриджского университета.
- Бруннер, Мелани (2011). «Бедность и благотворительность: Папа Иоанн XXII и канонизация Людовика Анжуйского». Францисканские исследования . 69 .
- Буэно, Ирен (2015). Определение ереси: инквизиция, теология и папская политика во времена Жака Фурнье . Брилл.
- Бернхэм, Луиза А. (2008). Такой великий свет, такой великий дым: бегины-еретики из Лангедока . Издательство Корнельского университета.
- Берр, Дэвид (2001). Духовные францисканцы: от протеста к преследованиям в столетие после Святого Франциска . Издательство Пенсильванского университета.
- Касселл, Энтони К. (2004). Споры о монархии: историческое исследование с сопровождающими переводами «Монархии» Данте Алигьери, «Опровержение монархии» Гвидо Вернани, составленной Данте и буллой Папы Иоанна XXII, Si Fratrum . Издательство Католического университета Америки.
- Кусато, Майкл Ф.; Гельтнер, Гай (2009). Защитники и критики францисканской жизни: очерки в честь Джона В. Флеминга . Брилл. ISBN 978-9004176300 .
- Ди Кристо, Массимилиано Траверсино (2022). На фоне суверенитета и абсолютизма: теология Божьей власти и ее влияние на западную правовую традицию, 1100–1600 гг . Брилл.
- Дюваль-Арну, Луи (2002). «Николай V». В Левиллене, Филиппе (ред.). Папство: Энциклопедия . Том. 2: Гай-Прокси. Рутледж.
- Экхарт, Мейстер (1981). Колледж, Эдмунд ; Макгинн, Бернард (ред.). Мейстер Экхарт, «Основные проповеди, комментарии, трактаты и защита: основные проповеди, комментарии, трактаты и защита» . Паулист Пресс. п. 77. ИСБН 978-0-8091-2370-4 .
- Эпштейн, Стивен А. (2007). Потерянная чистота: переход границ в Восточном Средиземноморье, 10:00–1400 . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Фрейм, Робин (1998). Ирландия и Британия, 1170–1450 гг . Хэмблдон Пресс.
- Герулайтис, Леонардас В. (1967). «Канонизация святого Фомы Аквинского». Виварий . 5 (1). Брилл: 25–46. дои : 10.1163/156853467X00041 .
- Грико, Холли Дж. (2013). « В некотором роде даже больше, чем раньше»: подходы к пониманию святого Людовика Анжуйского, францисканского епископа Тулузы». В Гельтнере, Гай; Лестер, Энн Э.; Янсен, Кэтрин Людвиг (ред.). Центр и периферия: исследования власти в средневековом мире в честь Уильяма Честера Джордана . Брилл. стр. 135–156.
- Юхас, Гергеи (2015). Перевод воскресения: дебаты между Уильямом Тиндейлом и Джорджем Джоем в историческом и теологическом контексте . Брилл.
- Корс, Алан С.; Питерс, Эдвард, ред. (2001). Колдовство в Европе, 1100–1700: Документальная история (2-е изд.). Издательство Пенсильванского университета.
- Ламберт, Малькольм (1992). Средневековая ересь: народные движения от григорианской реформы к реформации . Издательство Блэквелл. п. 209. ИСБН 978-0-631-17431-8 .
- Левиллен, Филипп, изд. (2002). «Иоанн XXII». Папство: Энциклопедия . Том. 2: Гай-Прокси. Рутледж.
- МакБрайен, Ричард П. (2000). Жития Пап . ХарперКоллинз.
- МакКлюр, Джулия (2017). Францисканское изобретение Нового Света . Пэлгрейв Макмиллан.
- Менаш, София (1998). Клемент В. Издательство Кембриджского университета.
- Милани, Гильяно (2018). «От одного конфликта к другому». В Бланшей, Сара Р. (ред.). Спутник средневековой и ренессансной Болоньи . Брилл.
- Молла, Гийом (1967). «Жан XXII и главы соборов». Архивы папской истории . 5 : 340–344. JSTOR 23563551 .
- Нольд, Патрик (2003). Папа Иоанн XXII и его кардинал-францисканец: Бертран де ла Тур и апостольский спор о бедности . Оксфорд.
- Окер, Кристофер (2022). Гибридная Реформация: социальная, культурная и интеллектуальная история соперничающих сил . Издательство Кембриджского университета.
- Партнер Питер (2022 г.). Земли Святого Петра: Папское государство в средние века и раннее Возрождение . Издательство Калифорнийского университета.
- Пфайль, Фриц (1910). Битва между Герлахом Нассау и Генрихом фон Вирнебургом за архиепископство Майнца (на немецком языке). Дармштадт.
- Плагер, Карстен (2005). Англия и авиньонские папы: практика дипломатии в Европе позднего средневековья . Тейлор и Фрэнсис.
- Ричардсон, Кэрол М. (2009). Возвращение Рима: кардиналы в пятнадцатом веке . Брилл.
- Ролло-Костер, Жоэль (2015). Авиньон и его папство, 1309–1417: Папы, институты и общество . Издательство Rowman & Littlefield.
- Роуэлл, Южная Каролина (1994). Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Рубин, Мири (1991). Корпус-Кристи: Евхаристия в культуре позднего средневековья . Издательство Кембриджского университета.
- Шац, Клаус (1996). Папское первенство: от истоков до наших дней . Литургическая пресса. стр. 117–118. ISBN 978-0-8146-5522-1 .
- Скотт, Джон А. (2016). Политическое чистилище Данте . Издательство Пенсильванского университета.
- Тирни, Брайан (1972). Истоки папской непогрешимости, 1150–1350: исследование концепций непогрешимости, суверенитета и традиций в средние века . Лейден, Нидерланды: Э.Дж. Брилл. п. 181 .
- Тайс, Валери (2018). «Новая резиденция папства: Бенедикт XII, Авиньон и Комтат Венасен». В Буэно, Ирен (ред.). Папа Бенедикт XII (1334–1342): хранитель православия . Издательство Амстердамского университета.
- Валуа, Ноэль (1914). «Жак Дюз (Папа Иоанн XXII)» . Литературная история Франции . 34 :391–630 . Проверено 29 июня 2016 г. (на французском языке)
- Верже, Жак (2006). «Университеты». В Джонсе, Майкл (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. ВИ: гр. 1300–ок. 1415. Издательство Кембриджского университета. стр. 66–81.
- Ватт, Дж. А. (1956). «Переговоры между Эдуардом II и Иоанном XXII относительно Ирландии». Ирландские исторические исследования . 10, № 37 (март) (37). Издательство Кембриджского университета: 1–20. дои : 10.1017/S0021121400016138 . S2CID 164105712 .
- Уикленд, Джон Э. (1968). «Административная и финансовая централизация при Папе Иоанне XXII, 1316–1334». Католический исторический обзор . 54 (1): 39–54. JSTOR 25018107 .
- Уикленд, Джон Э. (1972). «Иоанн XXII до понтификата, 1244–1316: Жак Дюэс и его семья». Archivum Historiae Pontificiae . 10 . Григорианская библейская пресса: 161–185. JSTOR 23564073 .
- Уильямс, Джордж Л. (1998). Папская генеалогия: семьи и потомки пап . МакФарланд и Компания Инк.
- Уилсон, Питер Х. (2016). Сердце Европы: История Священной Римской империи . Издательство Гарвардского университета.
- Уилкс, Майкл (2008). Проблема суверенитета в позднем средневековье: Папская монархия с Августином Триумфальным и публицистами . Издательство Кембриджского университета.