Юридическая история католической церкви
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Католическая церковь использует старейшую постоянно действующую правовую систему на Западе . [1] намного позже, чем римское право , но предшествовало развитию современных европейских традиций гражданского права . Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: jus antiquum , jus novum , jus novissimum и Кодекс канонического права . [2] По отношению к Кодексу историю можно разделить на jus vetus (все законы, существовавшие до Кодекса) и jus novum (закон Кодекса, или jus codicis ). [2] Восточное каноническое право развивалось отдельно.
Латинское каноническое право
[ редактировать ]Древний закон
[ редактировать ]Самыми древними сборниками канонического законодательства являются некоторые очень ранние апостольские документы, известные как церковные постановления : например, Didache ton dodeka apostolon или «Учение двенадцати апостолов», датируемое концом первого или началом в. 2 ст.; Постановление Апостольской Церкви ; Дидаскалия ; , или «Учение апостолов» Апостольские правила и апостольские постановления . Эти коллекции никогда не имели никакой официальной ценности, как и любые другие коллекции этого первого периода. Однако Апостольские каноны и, через них, Апостольские конституции какое-то время имели влияние, поскольку более поздние сборники опирались на эти самые ранние источники церковного права. [3]
Именно на Востоке после Миланского эдикта терпимости Константина I (313 г.) возникли первые систематические сборы. Мы не можем так обозначить хронологические сборники канонов соборов IV и V веков (314–451); древнейший систематический сборник, составленный неизвестным автором в 535 году, не сохранился. Важнейшими сборниками этой эпохи являются Синагогический канонон , или сборник Иоанна Схоластика (Joannes Scholasticus), составленный в Антиохии около 550 года, и Номоканоны , или сборники гражданских законов, затрагивающих религиозные вопросы ( номос ) и церковных законов ( канон). ). Одна из таких смешанных коллекций датируется VI веком и ошибочно приписывается Иоанну Схоластику; другой, относящийся к VII веку, был переписан и значительно расширен раскольническим вселенским патриархом Фотием (883 г.).
В Западной Церкви один сборник канонов, Collectio Dionysiana , имел влияние далеко за пределами страны, в которой он был составлен. Этот сборник был работой Дионисия Эксигуса , составившего несколько сборников, которые сейчас идут под названием Дионисиана . Дионисий, судя по всему, выполнил большую часть своей работы вскоре после 600 года. [4] Его коллекции содержат его собственный латинский перевод канонов древних соборов третьего, четвертого и пятого веков, выдержки из (вероятно) искусственно созданного собрания африканских канонов (которое Дионисий называет Registrum ecclesiae Carthaginensis , ср. Церковь Карфагена ), и собрание (38) папских писем ( Epistolæ decretales ), датируемых периодом правления Папы Сириция (384–398) до правления Анастасия II (умер в 498 г.). Влияние этой итальянской коллекции чрезвычайно выросло в течение седьмого и восьмого веков, особенно в Англии и Франции. Он постоянно расширялся и модифицировался, самой известной модификацией была версия, предположительно отправленная Папой Адрианом I Карлу Великому в 774 году и поэтому известная сегодня как Коллекция Дионисия-Адриана .
Помимо « Дионисианы», Италия также произвела два латинских перевода греческих соборов V века, известные как Corpus canonum Africano-Romanum и Collectio prisca , оба из которых сейчас утеряны, хотя значительная их часть сохранилась в двух очень больших итальянских коллекциях, известных как «Дионисиана». Collectio canonum Quesnelliana и Collectio canonum Sanblasiana соответственно. В Италии также была произведена популярная коллекция подделок пятого века, известная сегодня как Симмахеи подделки . Африка располагала коллекцией конца четвертого века, известной как Breviarium Hipponense , а также коллекцией начала пятого века, известной как Codex Apiarii causae ; также Breviatio canonum , или сборник канонов соборов Фульгенция Ферранда (умер около 546 г.), и Concordia canonum Крескония Африканского , адаптация «Дионисианы » (около 690 г.). В Галлии было создано множество важных коллекций, таких как коллекция, известная сегодня как Concilium Arelatense secundum , а в начале VI века - Статут Ecclesiæ antiqua , ошибочно отнесенный к Африке. Также из Галлии/Франции находятся коллекции, известные сегодня как Collectio Canonum Quadripartita и Libri Duo de Synodalibus Causis, составленные Регино из Прюма . Галлия/Франция также выпустила два чрезвычайно важных сборника, известных как Collectio canonum vetus Gallica (составленный в Лионе около 600 г.) и Collectio canonum Dacheriana (около 800 г.), последний назван так по имени его редактора Люка д'Ашери. Collectio canonum Hibernensis или ирландский сборник канонов, составленный в VIII веке, оказал влияние как на Англию , Галлию , так и (правда, гораздо позже) на Италию. [5] В отличие почти от любого другого региона, Англия никогда не создавала «национальную» коллекцию, хотя английский персонал играл важную роль в копировании и распространении ирландских и итальянских коллекций в Германии и Франции. [6] Около 700 года в Англии или Германии появился сборник покаянных канонов, приписываемый Феодору Тарсийскому , архиепископу Кентерберийскому (умер в 690 г.). Этот сборник ознаменовал собой крупный прогресс в развитии покаянно-канонических сборников, которые уже веками разрабатывались, особенно в ирландской церкви. Сборники, подобные тому, что приписывают Феодору, были известны как покаянные и часто были довольно короткими и простыми, скорее всего потому, что они предназначались как справочники для духовников. С седьмого по одиннадцатый век в Европе ходило множество таких книг, и каждая покаянная книга содержала правила, точно указывающие, сколько покаяния требуется за тот или иной грех. По-разному эти покаяния, в основном островного происхождения, повлияли на более крупные коллекции канонического права, разрабатываемые на континенте. [7]
Иберия (то есть Испания) владела « Капитулой Мартини» , составленной около 572 года Мартином, епископом Браги (в Португалии), и огромным и влиятельным «Collectio Hispana», датируемым примерно 633 годом, приписываемым в 9 веке Исидору Севильскому . В 9 веке возникло несколько апокрифических сборников, а именно. те из Бенедикта Левиты , Псевдо-Исидора (также Исидора Меркатора , Пеккатора, Мерката) и Капитулы Ангилрамни . Анализ противоречий, которые порождают эти три сборника, можно найти в другом месте (см. «Ложные декреталии »). Псевдоисидоровский сборник, подлинность которого долгое время признавалась, оказал значительное влияние на церковную дисциплину, однако не видоизменив ее в основных принципах. Среди многочисленных сборников более позднего времени можно упомянуть Collectio Anselmo dedicata , составленную в Италии в конце 9 века, Libellus de ecclesiasticis disciplinis Регино Прумского (умер в 915); Коллекционарий канонум Бурхарда из Вормса (умер в 1025 г.); собрание младшего Ансельма Лукки , составленное к концу XI века; Collectio trium partium , Decretum и Panormia Ива Шартрского (умер в 1115 или 1117 году); Liber de misericordia et justitia Альгеруса Льежского, умершего в 1132 году; Сборник в 74 названиях – все сборники, которые Грациан использовал при составлении своего Декретума .
Юс Новум
[ редактировать ]Период канонической истории, известный как Jus Novum («новый закон») или средний период, охватывает время от Грациана до Тридентского собора (середина XII – XVI веков). [2]
Различные соборные каноны и папские указы были собраны в сборники, как неофициальные, так и официальные. В 1000 году не было ни одной книги, в которой была бы сделана попытка обобщить весь свод канонического права, систематизировать его полностью или частично. [8] Однако существовало множество сборников постановлений соборов и великих епископов. Эти сборники обычно имели только региональную силу и обычно были организованы в хронологическом порядке по типу документа (например, письма пап, каноны соборов и т. д.), а иногда и по общей теме. [8] До конца 11 века каноническое право было сильно децентрализовано и зависело от множества различных кодификаций и источников, будь то местные соборы, вселенские соборы, местные епископы или епископы Рима . [8]
Первый по-настоящему систематический сборник был собран камальдольским монахом Грацианом в XI веке и широко известен как Decretum Gratiani («Указ Грациана»), но первоначально назывался «Согласование несогласованных канонов». [9] ( Конкорданция Дискордантиум Канонум ). Каноническое право значительно возросло с 1140 по 1234 год. После этого оно замедлилось, за исключением законов местных советов (область канонического права, нуждающаяся в изучении), и было дополнено светскими законами. [10] В 1234 году Папа Григорий IX обнародовал первый официальный сборник канонов , названный Decretalia Gregorii Noni или Liber Extra . За этим последовали Liber Sextus (1298) Бонифация VIII , Clementines (1317) Климента V , Extravagantes Joannis XXII и Extravagantes Communes , все из которых следовали той же структуре, что и Liber Extra . Все эти сборники вместе с Decretum Gratiani вместе называются Corpus Juris Canonici . После завершения Corpus Juris Canonici последующее папское законодательство публиковалось в периодических томах под названием Bullaria .
Иоганнес Грациан был монахом, преподававшим богословие в монастыре в Болонье . [11] Он подготовил всеобъемлющий и понятный сборник канонического права. Он разрешил противоречия и неточности в действующем законе. [12] В 1140-х годах его труд стал доминирующим юридическим текстом. [13] Папство оценило и одобрило декрет Грациана . Декретум , сформировал ядро канонического права на котором была построена более крупная правовая структура. [12] [ нужны разъяснения ] До Грациана не существовало «юриспруденции канонического права» (системы юридического толкования и принципов). Грациан — основоположник канонической юриспруденции, что заслуживает титула «Отец канонического права». [14]
Сочетание логических, моральных и политических элементов способствовало систематизации, которая сильно отличалась от просто доктринального или догматического анализа правовых норм, какими бы сложными и последовательными они ни были. Каноническое право как система было больше, чем просто правилами; это был процесс, диалектический процесс адаптации правил к новым ситуациям. Это было неизбежно хотя бы из-за ограничений, наложенных на его юрисдикцию, и, как следствие, конкуренции, с которой он столкнулся со стороны сосуществовавших с ним светских правовых систем. [15]
В тринадцатом веке Римская церковь начала собирать и систематизировать свое каноническое право, которое после тысячелетия развития превратилось в сложную и трудную систему толкования и перекрестных ссылок. Официальными сборниками были Liber Extra (1234 г.) Папы Григория IX , Liber Sextus (1298 г.) Бонифация VIII и «Клементины» (1317 г.), подготовленные для Климента V, но опубликованные Иоанном XXII . Они были адресованы университетам папскими письмами в начале каждого сборника, и эти тексты стали учебниками для начинающих юристов-канонистов. В 1582 году была составлена компиляция Декретума, Экстра, Секста, Клементинов и Экстравагантов (то есть декреталей пап от Иоанна XXII до Папы Сикста IV ).
Последнее право
[ редактировать ]После Тридентского собора около 1580 года была предпринята попытка обеспечить новый официальный сборник церковных законов, когда Григорий XIII поручил эту задачу трем кардиналам. Работа продолжалась во время понтификата Сикста V , была завершена при Клименте VIII и была напечатана (Рим, 1598 г.) как: Sanctissimi Domini nostri Clementis papæ VIII Decretales , иногда также Septimus liber Decretalium . Этот сборник, никогда не одобренный ни Климентом VIII, ни Павлом V , был отредактирован (Фрайбург, 1870 г.) Сентисом. В 1557 году итальянский канонист Павел Ланселот безуспешно пытался добиться от Павла IV для четырех книг его Institutiones juris canonici (Рим, 1563) авторитета, равного тому, которым его модель, Institutiones императора Юстиниана когда-то пользовались в Риме . Империя. Частное лицо, Пьер Матье Лионский, также написал Liber Septimus Decretalium , включенную в приложение к франкфуртскому (1590 г.) изданию Corpus Juris Canonici . Эта работа была внесена в Индекс.
Закон Кодекса
[ редактировать ]Пио-бенедиктинский закон
[ редактировать ]На Первом Ватиканском соборе несколько епископов потребовали новой кодификации канонического права, и после этого несколько канонистов попытались скомпилировать трактаты в форме полного кодекса канонического законодательства, например, де Луиза (1873 г.), Пилле (1890 г.), Пеццани (1894), Деше (1894), Колломиати (1898–1901). Пий X решил предпринять эту работу своим указом « Arduum sane munus » (19 марта 1904 г.) и назначил комиссию кардиналов для составления нового « Corpus Juris Canonici » по образцу кодексов гражданского права . Кодекс 1917 года Юрис Каноничи (CIC, Кодекс канонического права) был первым экземпляром нового кодекса, полностью переписанного систематическим образом и сокращенного до одной книги или «кодекса» для простоты использования. Он вступил в силу 29 мая 1918 года. В нем было 2414 канонов.
Закон Иоганна-Полина
[ редактировать ]В 1959 году Папа Иоанн XXIII объявил вместе со своим намерением созвать Второй Ватиканский собор и Синод Римской епархии, что Кодекс 1917 года будет полностью пересмотрен. [16] [17] В 1963 году комиссия, назначенная для выполнения этой задачи, решила отложить реализацию проекта до завершения совета. После закрытия Второго Ватиканского собора в 1965 году стало очевидно, что Кодекс необходимо будет пересмотреть в свете документов и богословия Второго Ватиканского собора. После десятилетий обсуждений и многочисленных черновиков проект был почти завершен после смерти Павла VI в 1978 году. Работа была завершена во время понтификата Папы Иоанна Павла II . Пересмотренный 1983 года Кодекс канонического права был обнародован апостольской конституцией Sacrae Disciplinae Leges 25 января 1983 года и вступил в силу 27 ноября 1983 года. [18] Субъектами Кодекса Юрис Каноничи 1983 года (CIC, Кодекс канонического права) являются 1,2 миллиарда католиков мира, принадлежащих к тому, что сам Кодекс называет Латинской церковью . В нем 7 книг и 1752 канона.
Восточное каноническое право
[ редактировать ]От канонической традиции Латинской церкви отличается традиция восточно-католических церквей. Самые ранние восточные сборники канонического права назывались номоканонами и представляли собой сборники как канонического , так и гражданского права .
В начале двадцатого века, когда Восточные Церкви начали возвращаться к полному общению со Святым Престолом , Папа Тинотенда Мудзвити создал Священную Конгрегацию Восточной Церкви , чтобы сохранить права и традиции Восточно-Католических Церквей .
С начала двадцатого века восточно-католическое каноническое право находилось в процессе кодификации. Некоторые из этих реформ восточного канонического права были обнародованы Папой Пием XII . Кульминацией усилий по кодификации стало Папой Иоанном Павлом II обнародование в 1990 году Кодекса Canonum Ecclesiarum Orientalium (CCEO, Кодекс канонов Восточных Церквей ), который включает в себя определенные различия в иерархических, административных и судебных форумах для 23 юридических лиц. особых Восточно-католические церкви , каждой из которых было предложено издать кодексы конкретных законов, специфичные для каждой церкви, чтобы все каноническое право католической церкви было кодифицировано .
Хронология
[ редактировать ]Древний закон
[ редактировать ]- Начиная с апостольского периода, католическая церковь использовала разные сборники законов , но разработка единого сборника, который можно было бы использовать во всех судах, не развивалась до средневековья .
- 1059 г. – Николай II издает указ, предоставляющий кардиналам право избирать Папу. [19]
Jus Novum
[ редактировать ]- Книги Corpus Juris Canonici были заимствованы из Грациана работы Decretum Gratiani и интегрированы с папскими декреталиями, написанными с 1200 по 1500 год.
- 1210 - Иннокентий III обнародует Compilatio tertia (составленный Петром Беневентаном). [20]
- 1225 - Гонорий III обнародует Compilatio quinta (составленный Танкредом Болонским). [20]
- 1234 г. - Григорий IX обнародует Декреталии (составленные св. Раймоном Пеньяфортским ). [20]
- 1298 г. - 3 марта 1298 г. Бонифаций VIII опубликовал аналогичный кодекс, названный Liber Sextus (кодифицированный комиссией ученых-юристов). [20]
- 1317 — Иоанн XXII добавил к нему последний официальный сборник канонического права, Liber Septimus Decretalium , более известный под названием «Конституции Клементиса V» или просто «Клементины» . 25 октября 1317 года [20]
- 1319 г. - Иоанн XXII обнародовал свои « Экстраваганты» в августе 1319 г. [20]
Право последнее
[ редактировать ]- 1566 г. - Пий V начинает проект по унификации свода законов. Он хотел обеспечить использование аутентичных и надежных версий юридических книг , чтобы отправление правосудия не зависело от версии Грациана , которую использовал тот или иной канонический суд. Он собрал комитет из великих ученых канонического права, который стал известен как Correctores Romani . Корректорами руководил из Антонио Агустин Испании. Папа Пий V не дожил до завершения этого проекта.
- 1582 - Григорий XIII приказывает переиздать весь Corpus Iuris Canonici в том виде, в котором он был составлен на тот момент. [21] (действовал до 1917 г.)
Закон кода
[ редактировать ]- 1904 - Пий X назначает комиссию по составлению кодекса канонического права для Латинской церкви.
- 1917 – Бенедикт XV обнародует полный кодекс, Кодекс канонического права 1917 года ( лат . Codex Iuris Canonici ). [22]
- 1918 г. – Кодекс 1917 г. вступает в силу. [22]
- 1959, 25 января [23] - Иоанн XXIII объявляет, что Кодекс 1917 года будет полностью пересмотрен. [16] [17]
- 1963, 28 марта - создана «Папская комиссия по пересмотру Кодекса канонического права». [23]
- 1963, 12 ноября – Решено отложить работу по пересмотру Кодекса 1917 года до конца II Ватиканского собора. [23]
- 1965, 20 ноября – Павел VI открывает работу Папской комиссии по пересмотру Кодекса канонического права. [23]
- 1983 — Иоанн Павел II обнародует Кодекс канонического права 1983 года . [24] отмена Кодекса 1917 года [25]
- 1990 — Иоанн Павел II обнародует Кодекс канонов Восточных Церквей ( лат . Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium ).
- 1998 — Иоанн Павел II провозглашает motu proprio Ad Tuendam Fidem , внося поправки в некоторые каноны CIC 1983 года и CCEO 1990 года. [26]
- 2009 - Бенедикт XVI обнародует motu proprio Omnium in Mentem , внося поправки в некоторые каноны CIC 1983 года и CCEO 1990 года. [27]
- 2015 - Папа Франциск реформирует брачные процессы , связанные с объявлением недействительности брака , провозглашая motu proprio Mitis Iudex Dominus Iesus, внося поправки в Кодекс канонического права 1983 года , и motu proprio Mitis et misericors Iesus, внося поправки в Кодекс канонов восточных церквей. [28]
- 2016, 15 сентября – Папа Франциск издает motu proprio De Concordia inter codices и вносит поправки в некоторые каноны Кодекса канонического права 1983 года, чтобы привести их в соответствие с дисциплинами Кодекса канонов восточных церквей.
- 2017, 3 сентября – Папа Франциск издает motu proprio Magnum principium , внося поправки в один канон (838), предоставляющие епископским конференциям полномочия в отношении литургических переводов. [29]
- 2019 – Папа Франциск вносит поправки в канонический закон, требуя от лидеров местного религиозного ордена увольнять членов своего «религиозного дома», которые отсутствовали в течение 12 месяцев и не общались с ними. [30] [31] [32] [33] [34]
- 2019, 19 марта – Папа Франциск издает motu proprio Communis vita . [35] введение ipso facto увольнения монашествующих, незаконно отсутствующих в течение целого года в своем монашеском доме, и полная замена канонов 694 и 795 на vacatio legis от 10 апреля 2019 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвард Н. Питерс , CanonLaw.info , по состоянию на 1 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Руководство по каноническому праву, с. 13, №8
- ^ Поль Фурнье и Габриэль Ле Бра, История канонических коллекций на Западе от ложных декреталей до указа Гратьена , 2 тома. (Париж, 1931), том I, с. 16–17
- ^ О спорной дате дионисийских сборников см. Э. Зехрауер, изд., Два папы в Риме: конфликт между Лаврентием и Симмахом (498–514) , исследования и тексты, источники и исследования древнего мира 16 (Мюнхен, 1993), с. 121.
- ^ Дэвид Н. Дамвилл, «Ирландия, Бретань и Англия: передача и использование Collectio canonum Hibernensis », в Кэтрин Лоран и Хелен Дэвис (ред.), Ирландия и Бретань: двадцать веков истории , Материалы конференции в Ренне, март 29–31, 1993 (Ренн, 1994), стр. 84–85.
- ^ М. Эллиот, Коллекции канонического права в Англии, около 600–1066 гг.: Рукописные доказательства , неопубликованное. Кандидатская диссертация (Университет Торонто, 2013).
- ^ Фурнье и Ле Бра, История канонических коллекций на Западе , том I, стр. 51–62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Закон и революция, с. 116
- ^ Закон и революция, с. 240
- ^ NYTimes.com, Соседи и жены» Рецензия на книгу « от 13 ноября 1988 г., по состоянию на 27 июня 2013 г.
- ^ «Католическая энциклопедия: Иоганнес Грациан» . www.newadvent.org . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Европа в эпоху высокого средневековья, стр. 127–128.
- ^ Европа в эпоху высокого средневековья, с. 116
- ^ Кеннет Дж. Пеннингтон, CL701, Школа канонического права CUA, «История канонического права, день 1» , около 0:25:30, по состоянию на 15 августа 2014 г.
- ^ Гарольд Дж. Берман, «Закон и революция: формирование западной правовой традиции», стр. 254
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иоанн XXIII, обращение к Questa festiva (25 января 1959 г.), AAS 51 (1959), стр. 68–69
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б CanonLaw.info, «Законодательная история Кодекса канонического права 1983 года» ; по состоянию на 7 июня 2013 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (25 января 1983 г.). «Апостольская конституция священных дисциплинарных законов » . Издательство Ватикана Проверено 8 апреля 2007 г.
- ^ Берман, Закон и революция , с. 605
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Кен Пеннингтон, Кодификация с 1225 по 1900 год. Архивировано 29 декабря 2015 г. на Wayback Machine , по состоянию на 7 декабря 2015 г.
- ^ Эдвард Н. Питерс , «Кодекс канонического права 1917 года» (Сан-Франциско: Ignatius Press, 2001), стр. 6 ( Пьетро Гаспарри к CIC 1917 года) Предисловие
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бенедикт XV, ап. Конст. Providentissima Mater Ecclesia от 27 мая 1917 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кориден, Кодекс канонического права , с. 948
- ^ Иоанн Павел II, ап. Конст. Законы священной дисциплины
- ^ Кодекс 1983 г., канон 6 §1, 1°
- ↑ Иоанн Павел II, В защиту веры , по состоянию на 16 июля 2015 г.
- ^ Бенедикт XVI, Все в уме , по состоянию на 16 июля 2015 г.
- ↑ Папа Франциск реформирует церковный закон в судебных процессах о недействительности брака , Радио Ватикана, по состоянию на 8 сентября 2015 г.
- ^ Франциск (9 сентября 2017 г.), Magnum Principium (Motu Proprio), Ватикан: Libreria Editrice Vaticana , получено 11 марта 2018 г.
- ^ Ноль (26 марта 2019 г.). «Папа издает Motu Proprio «Communis Vita», чтобы ограничить отсутствие священников в общинах» . ЗЕНИТ – англ . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Папа Франциск: Motu proprio «Communis vita», религиозное «незаконно отсутствующее и недоступное» отстраняется от ордена на год | AgenSIR» . 26 марта 2019 г.
- ^ Брокгауз, Ханна. «Папа Франциск меняет каноническое право для верующих, покинувших общину» . Католическое информационное агентство . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ https://cruxnow.com/vatican/2019/03/26/pope-amends-canon-law-on-religious-who-abandon-their-community/ [ только URL ]
- ^ «Папа вносит поправки в канонический закон о верующих, покидающих свою общину» . TheCatholicSpirit.com . 26 марта 2019 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ↑ Папа Франциск: Новые правила религиозной жизни , VaticanNews.va, по состоянию на 26 марта 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гарольд Дж. Берман . Право и революция: формирование западной правовой традиции . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1983. ISBN 0-674-51776-8
- Джеймс А. Брандейдж. Средневековое каноническое право . Лондон: Рутледж, 1995.
- Джеймс А. Брандейдж. Средневековые истоки юридической профессии: канонисты, гражданские лица и суды . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2010.
- Джеймс А. Кориден, Томас Дж. Грин и Дональд Э. Хайншель, ред. Кодекс канонического права: текст и комментарии . Нью-Йорк: Paulist Press, 1985. По заказу Общества канонического права Америки .
- Джон Дж. Кофлин. Каноническое право: сравнительное исследование с англо-американской теорией права . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010.
- Фернандо Делла Рокка. Руководство по каноническому праву . Пер. Ансельм Тэтчер. Милуоки: Издательство Брюса, 1959.
- Р. Х. Гельмгольц. Дух классического канонического права . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии, 1996.
- Уилфрид Хартманн и Кеннет Пеннингтон, ред. История канонического права в классический период, 1140–1234: от Грациана до декреталей папы Григория IX . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2008.
- Уилфрид Хартманн и Кеннет Пеннингтон, ред. История судов и процедур в средневековом каноническом праве . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2016.
- Кристон Р. Ренни. Средневековое каноническое право , новое изд. Лидс, Англия: Arc Humanities Press, 2018.
- К. Ван де Виль. История канонического права . Издательство Питерс, 1990.
- Джон Витте-младший и Фрэнк С. Александр, ред. Христианство и право: Введение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Фрэнсис Дж. Шефер (1913). « Влияние церкви на гражданское право ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.