Сборник канонов в четырех частях
Сборник канонов в четырех частях | |
---|---|
![]() Лист 3v из Штутгартской рукописи, показывающий начало первой книги Четырехчастной книги. | |
Также известен как | Четырехсторонний |
Язык | средневековая латынь |
Дата | что. 850 |
Рукопись(и) | девять |
Первое печатное издание | нет полного издания |
Жанр | сборник канонического права |
Предмет | покаяние , церковная дисциплина |
Источники | коллекции Дачериана и Ременсис ; Халитгара Покаяние |
![]() |
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
![]() |
Collectio canonum Quadripartita (также известный как Collectio Vaticana или, чаще, Quadripartita ) — раннесредневековый сборник права , написанный около 850 года в церковной провинции Реймс канонического . Он состоит из четырех книг (отсюда и современное название «quadripartita», или «четырехчастный»). Quadripartita — епископское руководство по каноническому и покаянному праву. Это был популярный источник знаний о покаянном и каноническом праве во Франции , Англии и Италии в девятом и десятом веках, что особенно повлияло на книгу Режино чрезвычайно важную Libri duo de synodalibus causis («Две книги, касающиеся епархиальных дел»). Даже в тринадцатом веке Quadripartita переписывалась писцами и цитировалась канонистами, составлявшими свои собственные сборники канонического права.
Эту работу не следует путать с латинским переводом древнеанглийского права начала XII века, известным как Quadripartitus .
Фон
[ редактировать ]Взаимодополняющие акты исповеди и покаяния, первоначально высокоритуальные действия, совершаемые только один раз в жизни и на публичных мероприятиях, в раннем средневековье превратились в дисциплинарную систему, известную как частное (или «тайное») покаяние, в которой верующих поощряли. регулярно и тайно исповедоваться в своих грехах перед священником или духовником, который затем назначал соответствующий период наказания. В средние века частная пенитенциарная система становилась все более сложным и ритуализированным учреждением. Однако в своей самой ранней форме — то есть в том виде, в каком она практиковалась примерно в шестом-восьмом веках — эта система зависела от передачи основных списков грехов (часто сексуального характера, но также диетических, уголовных и светских) и их соответствующие наказания. Эти краткие списки грехов составили жанр текстов, известный как «покаянный справочник» (или просто «покаянный»). Пенитенциалы впервые использовались в качестве дисциплинарного инструмента ирландскими и британскими монахами, жившими в замкнутых, крайне аскетических религиозных общинах, но вскоре распространились на Англию и Францию, где они приобрели разнообразные и более величественные формы. К восьмому веку в каянниках основное внимание было уделено мирским грехам; теперь они широко использовались светскими священниками для выслушивания исповеди прихожан-мирян, а также епископами в качестве инструментов морального наставления. С их популярностью могло соперничать только их разнообразие; по мере того как число руководств в обращении росло, росли и расхождения между ними. Это вызвало в начале девятого века негативную реакцию против разнообразия покаявшихся и разнообразия дисциплинарных и богословских «ошибок», которые они пропагандировали. Ряд франкских соборов потребовали, чтобы законы старых пенитенциарных учреждений были приведены в соответствие с принятыми каноническими нормами церкви, что нашло отражение в более консервативных Collectiones canonum (сборники канонического права) составляются в то время. Частично в результате таких усилий по стандартизации старые пенитенциалы в конечном итоге вышли из употребления и были заменены большими сборниками покаянного и канонического права, которые доминировали во Франции и Италии в десятом и одиннадцатом веках.
В период Каролингов возникли два разных, но пересекающихся контекста использования покаянных средств. Первым из них был пастырский контекст исповеди между священником и прихожанином . Вторым был административный и/или академический контекст, в котором книги покаянного права обычно служили епископам в их роли администраторов местных епархий, судей на судебных синодах и студентов, изучающих моральную философию и каноническое право. Естественно, покаянное покаяние, требуемое епископом, сильно отличалось от того, которое требовалось духовнику-священнику, и именно в этом епископском контексте покаянные покаяния превратились из простых руководств в обширные сборники покаянных, дисциплинарных и административных законов. К девятому веку главы из покаянных пособий вошли во многие влиятельные сборники канонического права, которые затем копировались и компилировались на континенте. По крайней мере, начиная с пятого и шестого веков, сборники канонического права могли похвастаться тем, что они были хранилищами древних и авторитетных соборных и папских решений христианской церкви. По сути, эти сборники поначалу резко контрастировали с ранними покаяниями, чьи списки грехов и соответствующие покаяния не были ни древними, ни авторитетными. Однако со временем жанры Collectio и Penitential смешались воедино. Поскольку сборники канонического права подверглись пересмотру и отказались (или, по крайней мере, усложнили) свои притязания на античный авторитет за счет включения более новых и менее авторитетных законов, в них стало более распространенным включение покаянных канонов. Коллекции стали больше походить на пенитенциалы, даже несмотря на то, что пенитенциалы повсеместно начали приобретать характеристики (размер, систематизация, папские и соборные законы) более «формальных» коллекций . Проблемы текстовой стабильности и жанра еще больше усугублялись тем фактом, что ни один кодекс или сборник канонического права не претендовал на статус признанного стандарта. Именно в этом контексте меняющихся родовых и текстовых границ во Франции была разработана Quadripartita .
Состав
[ редактировать ]Первая книга посвящена жизни, проповеди, суждениям и обязанностям священников; во второй и третьей книгах подробно обсуждаются цель и использование частной исповеди и покаяния, а также природа греха; четвертая книга содержит около 400 коротких глав, взятых из соборных, папских, святоотеческих, покаянных и монашеских источников, касающихся всевозможных дисциплинарных вопросов. Книги 3 и 4 значительно длиннее, чем книги 1 и 2. Ученые разделили Quadripartita на ряд составных частей, включая дарственное письмо («DL»), краткий список использованных авторитетных источников («Auctoritätenkataog», или «AK»). ), список или реестр названий каждой книги («R1», «R2», «R3», «R4»), общее предисловие («GP»), предисловия к книгам 2–4 («P2–4») , текст или каноны четырех книг («T1–4») и эпилога («Ep»).
Источники
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2011 г. ) |
Рукописи и передача
[ редактировать ]Есть девять дошедших до нас рукописей, содержащих Quadripartita , датируемых начиная с девятого века и заканчивая двенадцатым веком, географически простираясь от Италии до Англии. Сигла, приведенная ниже ( Z , M и т. д.), введена Майклом Эллиотом. [1]
Поехали | Рукопись | Содержание |
---|---|---|
С | Антверпен , Музей Плантена-Моретуса, M 82 (66), листы 52–100 (написаны в первой половине двенадцатого века на северо-востоке Франции) | Четырехсторонний (П4, Т4 – Ер); декреты Глава Антверпена ; канонические отрывки |
М | Монте-Кассино , Archivio dell'Abbazia, Cod. 541 (ранее 552) (написано в начале одиннадцатого века на юге Италии) | Кресконий , Конкорд ; богословский материал (вероучения и т. д.); послания/декреталии; Дионисийский сборник (аббревиатура); Дачерская коллекция (Б) ; Четырехсторонний (P4, R4, T4 – Ep); главы о крещении |
В | Оксфорд , Бодлианская библиотека , Бодли 718 (написано во второй половине десятого века, в Шерборне , Кентербери или Эксетере ) | Penitentiale Ecgberhti Гербальда, (с капитулом епископов который я вставил); конфессиональные приказы ; Четырехсторонние (R2, Т2 – П3, R3, Т3 – П4, R4, Т4 – Еп); три соборных канона ; Ирландская коллекция (отрывки) |
С | Штутгарт, Württembergische Landesbibliothek, MS HB VII 62 (написано в конце девятого века в районе Боденского озера ) | Четырёхдольная (DL, АК – ГП, R1, Т1 – П2, R2, Т2 – П3, R3, Т3 – П4, R4, Т4 – Ер); несколько святоотеческих отрывков |
Т | Трир, Городская библиотека, MS 1084/115, листы 103r–128v. [ постоянная мертвая ссылка ] (написано в одиннадцатом веке, вероятно, в провинции Трир) | Quadripartita (DL, AK – GP, R1, T1 – P2, R2, T2 – P3, R3, T3 [только главы 1–10]) |
Х | Ватикан , Апостольская библиотека Ватикана , Ват. лат. 1347 г. (написано примерно между 850 и 875 гг. в Реймсе или недалеко от него) | Кресконий, Конкорд (фрагментарно); богословский материал ( вероучения и т.п.); послания/декреталии; Дачерская коллекция (Б) ; Четырехсторонний (P4, R4, T4 – Ep) |
И | Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Ват. лат. 1352 г. (написано во второй половине одиннадцатого века в Италии ) | Quadripartita (DL – GP, R1, T1 – P2, R2, T2 – P3, R3, T3 – P4, R4, Burchard , Decretum (отрывки), T4 – Ep); Бурхард, Декретум (отрывки) |
V | Вандом , Муниципальная библиотека, 55 (s. xi, Вандом) | Четырехсторонние (ДЛ, АК – ГП, R1, Т1 – П2, R2, Т2 – R4, Т4 – Еп); Гарбальд, Капитул епископов I ; Сборник канонов из 53 наименований. |
В | Вена , Австрийская национальная библиотека , латынь 1286 г. (написано в первой половине двенадцатого века в Австрии ) | Четырехсторонняя (DL, AK – GP, R1, T1 – P2, R2, T2 – P3, R3, T3 – P4, R4, T4 – Ep) |
В приведенной выше таблице показано, что « Четырехпартия» часто распространялась в неполной форме, без сомнения, в результате текстовой травмы и экспериментов, которые анонимные сборники обычно испытывали со стороны средневековых канонистов. Из девяти сохранившихся сегодня рукописей, содержащих Quadripartita, шесть содержат коллекцию без полного комплекта из четырех книг. Из рукописных свидетельств видно, что некоторые экземпляры распространялись без Книги 1 ( О ), некоторые — без Книги 3 ( Vd ), а некоторые — без Книги 4 ( Tr ). Однако чаще всего вся коллекция из четырех книг кажется переданной в целости и сохранности ( St , V 11 , W ). В некоторых экземплярах передавалась только Книга 4 ( An ), которую иногда можно было найти прикрепленной к концу Collectio Dacheriana ( Mc , V 10 ). Эта сложная текстовая передача, а также широкое распространение сборника во Франции, Германии, Италии и Англии между девятым и двенадцатым веками свидетельствуют о универсальности «Квадрипартиты » и ее популярности как руководства по покаянному и каноническому праву в начале Среднего Средневековья. Возраст.
Авторство
[ редактировать ]Сейчас « Четырехпартия » считается анонимным произведением. Однако, начиная с седьмого века, Quadripartita по-разному приписывалась Храбану Маурусу , из Йорка и Халитгару из Камбре (только в O Quadripartita Экгберту напрямую связана с произведениями названного автора Экгберта).
Прием
[ редактировать ]Разнообразие форм, в которых распространялась Quadripartita , а также разнообразие текстов и контекстов, с которыми она связана в дошедших до нас рукописях, говорят о живом, хотя и неравномерном и несанкционированном приеме. Однако помимо того, что можно почерпнуть непосредственно из сохранившихся рукописных свидетельств, теперь известно, что Quadripartita существенно повлияла как минимум на девять, а возможно, и на десять сборников канонического права, составленных между девятым и тринадцатым веками, особенно на северо-востоке Франции. и регион вокруг Трира. [2] Это:
- Collectio Mediolanensis II , написанный во второй половине девятого века недалеко от Реймса. [3]
- Регино из двух книг Прюма о синодальных делах , написанных ок. 906 в Трире [4]
- Коллекция Wigorniensis (также известная как Excerptiones pseudo-Ecgberhti ), написанная ок. 1005 в Англии [5]
- Collectio Sinemuriensis , написанный вскоре после 1067 года в Реймсе. [6]
- Коллекция Brugensis , написанная в конце одиннадцатого века, неопределенного происхождения. [7]
- Collectio tripartita, обычно приписываемый Иво Шартрскому , написанный около 1100 года в Шартре. [8]
- сборник Кембриджа, Колледж Корпус-Кристи 442 , написанный после 1100 года на севере Франции. [9]
- коллекция Трира, Stadtbibliothek, MS 1098/14, написанная в двенадцатом веке в Трире. [10]
- коллекция Парижа, Национальная библиотека, nouv. акк. лат. 352, написано в конце тринадцатого века на севере Франции. [11]
- и (возможно) Collection 5 librorum , написанный около 1020 года в центральной или южной Италии. [12]
Издания
[ редактировать ]« Четырехпартия » никогда не подвергалась критическому редактированию и не печаталась полностью. Однако, начиная с семнадцатого века, появился ряд частичных изданий. На сегодняшний день полностью напечатаны только книги 3 и 4: [13]
- Книга 2, глава 1.
- Граф Р.П. Селборн, Древние факты и вымыслы, касающиеся церквей и десятины , второе издание с приложением (Лондон, 1892 г.), 329–30.
- Книга 2, главы 17–52.
- Х. Спелман, изд., Советы, декреты, законы, конституции в отношении церквей британского мира... от зарождения там христианской религии до наших дней... Том. I: ... от первых веков Христа до прихода норманнов... (Лондон, 1639) , 276–78 (печать из О ).
- Королевское собрание всех генеральных и провинциальных советов , 37 томов (Париж, 1644 г.), 17, 512–16 (переиздание Спельмана).
- П. Лаббе и Г. Коссар, ред., Sacrosancta concilia, ad regiam editionem stricta quæ nunc quarta parte prodit auctior , 17 томов (Париж, 1671–1672), 6 , столбцы 1601–04 (переиздание Королевской коллекции ).
- Ж. Ардуэн, изд., Acta conciliorum et epistolae decretales, ac конституции summorum pontificum , 11 томов (Париж, 1726, за 1714–1715), III , 1976–79 (переиздание Лаббе-Коссара).
- Г. Д. Манси, изд., Новое и обширное собрание священных соборов , 31 том (Флоренция, 1759–1798); представитель в 53 томах с дополнительными материалами Ж. Б. Мартина (Париж, 1901–1927; переиздание Граца, 1960–1961), XII , 459–482 (переиздание Лаббе-Коссара).
- Ж.-П. Минь, изд., Patrologiae cursus completus sive bibliotheca Universalis ... omnium SS. отцы, врачи и церковные писатели, процветавшие от апостольской эпохи до времен Иннокентия III... первая серия (латиница) (Париж, 1844–1855), XXXIX , столбцы 431Б–436А (переиздание мансийского).
- Книга 3 (из ныне утерянной рукописи)
- Г. Колвенер, изд., Работы Магненция Грабани Маури, бывшего аббата Фулденси, которые можно найти в шести отдельных томах, сначала собранных благодаря энергии Иакова Памелиуса... но теперь обнаруженных благодаря заботе... Антониус де Энен , 6 томов в 3 (Кёльн 1626–1627), VI, 130–55.
- Минь, изд., Patrologiae latina , CXII , cols 1333–1398C (переиздание Colvener).
- Книга 4 (из т. 10 и т. 11 )
- Рихтер, изд., Древний сборник канонов .
- начальные и явные значения всей коллекции, найденные в St, были опубликованы
- Л. Фаулера-Магерла Clavis canonum , проанализированный как сборник «QU».
Кроме того, разное время печатались дарственное письмо, предисловия всех четырех книг и эпилог:
- Колвенер, редактор, опера Грабани Маури ,
- напечатал P3 из ныне утерянной рукописи.
- Э. Мартен и У. Дюран, ред., Большая коллекция древних, догматических и моральных исторических сочинений и памятников , 9 томов (Париж 1724–1733; переиздание в Нью-Йорке, 1968) , I, столбцы 70E–76D,
- напечатал ДЛ, АК, ГП, П2, Р3, П3, Р3 из Тр .
- Тайнер, Критические исследования , 334 с. 3,
- напечатал P4 и Ep от Mc .
- Вассершлебен, вклад в историю источников канонического права до Грациана , 4–5,
- напечатал P4 из V 10 и V 11 .
- Рихтер, изд., Древний сборник канонов ,
- напечатал DL, P2, P3 и Ep из Tr .
- Массен, История источников и литературы канонического права на Западе , 853 n 2 и 853–55,
- напечатаны ДЛ (частичный), АК и ГП (частичный) от W
- Селборн, Древние факты , 327–31,
- напечатаны DL, GP, R1, P2, P3, P4 и Ep из O и V 11
Примечания
[ редактировать ]- ^ «ASCL | Сборник из четырех частей» .
- ^ Керфф, Quadripartitus , 69–76.
- ^ Кери, Коллекции , 178–79.
- ^ Кери, Коллекции , 128–33.
- ^ Кросс-Хамер, ред., Сборник канонического права Вульфстана .
- ^ Кери, Коллекции , 203–04; Фаулер-Магерл, Ключ к канонам , 104–10.
- ^ Керри, Коллекции , 281–82; М. Бретт, «Мартин, Урбан II и коллекции, приписываемые Иво Шартрскому», Труды Восьмого Международного конгресса средневекового канонического права: Сан-Диего, Калифорнийский университет в Ла-Хойе, 21–27 августа 1988 г. , изд. С. Ходороу, Monumenta iuris canonici, субсидия 9 (Ватикан, 1992), 27–46, стр. 39–41).
- ^ Кери, Коллекции , 244–50.
- ^ Керри, Коллекции , 279; М. Бретт, «Мартин, Урбан II и коллекции, приписываемые Иво Шартрскому», Труды Восьмого Международного конгресса средневекового канонического права: Сан-Диего, Калифорнийский университет в Ла-Хойе, 21–27 августа 1988 г. , изд. С. Ходоров, Monumenta iuris canonici, субсидия 9 (Ватикан, 1992), 27–46, 44 n. 56.
- ^ Кери, Коллекции , 187; Г. Шмитц, изд., Капитулярный сборник Ансегиса , MGH capit. ns (Ганновер, 1996), 360–62.
- ^ Керфф, Quadripartitus , 75–6.
- ^ Кери, Коллекции , 157–60; Р.Э. Рейнольдс, «Южно-итальянское собрание в пяти книгах и его производные: собрание Валличеллианского тома XXI», Труды Восьмого международного конгресса средневекового канонического права: Сан-Диего, Калифорнийский университет в Ла-Хойе, 21–27 августа 1988 г. , изд. С. Ходороу, Monumenta iuris canonici, subsidia 9 (Ватикан, 1992), 77–91; М. Форнасари, изд., Collectio canonum in V libris , CCCM 6 (Turnhout, 1970), только издание книг 1–3. Вопрос о влиянии Quadripartita на этот сборник зависит от некоторых до сих пор незамеченных параллелей между ними, включая (но не обязательно ограничиваясь ими) Quadripartita 4.207–08 и 304, которые могут быть источниками для Collection 5 librorum 2.184–85 и 182. соответственно.
- ^ Керфф, Четырехсторонние , 35–8.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книга 4 Рихтера 1844 года (Google Книги)
- Транскрипция первой книги Quadripartita из Штутгарта HB VII 62
- Транскрипция второй книги Quadripartita из Бодли 718
- Транскрипция книги 3 Quadripartita из Бодли 718
- Транскрипция книги 4 Quadripartita из Бодли 718
Библиография
[ редактировать ]- Дж. Барон, изд., Сборник всех церковных законов, канонов, ответов или рескриптов, а также других памятников, касающихся управления, дисциплины и богослужения англиканской церкви... переведенных на английский язык с пояснительными примечаниями... Джон Джонсон. Новое издание. Том 1 (Оксфорд, 1850 г.; первоначально опубликовано в Лондоне, 1720 г.) , примечание к стр. 223.
- Дж. Барон, Отчет об англосаксонских документах в Концилиях Уилкинса (частное издание, 1859 г.) , 8.
- М. Бейтсон, «Предполагаемое латинское покаяние Эгберта и пропавшая работа Халитгара Камбре», The English Historical Review 9 (1894), 320–26.
- Дж. и П. Баллерини, труды Санкти Льва Великого римского понтифика, после рецензии Пасхазиуса Квеснелли на несколько наиболее превосходных рукописей. кодексы, с которыми он не ознакомился, точные, исправленные и неопубликованные, увеличенные ... , 3 тома, изд. Дж. и П. Баллерини (Венеция, 1753–1757), III, столбцы 272–73; представитель Patrologiae Latina , 56 , столбцы 300D–302A.
- Дж. Э. Кросс и А. Хамер, ред., Сборник канонического права Вульфстана , англосаксонские тексты 1 (Кембридж, 1999) , 32–3.
- П. Фурнье и Ж. Ле Бра, История западных канонических сборников от ложных декреталей до декрета Гратьена. Полет. I: от каролингской реформы к григорианской реформе , Bibliothèque de l'histoire du droit 4 (Париж, 1931; респ. Аален, 1972), 110.
- Линда Фаулер-Магерл, Clavis canonum: избранные коллекции канонического права до 1140 года. Доступ с обработкой данных , MGH Hilfsmittel 21 (Ганновер, 2005), 59–60.
- А. В. Хаддан и В. Стаббс, ред., Советы и церковные документы, относящиеся к Великобритании и Ирландии , 3 тома (том II в 2 частях), (Оксфорд, 1869–73; переиздание 1964 г.), I, xv – xvi , III , 413–16.
- Ф. Керфф, «Четырехпартий: справочник по церковной реформе Каролингов». Традиция, источники и рецепция , источники и исследования права в средние века 1 (Зигмаринген, 1982).
- Л. Кери, Канонические коллекции раннего средневековья (ок. 400–1140): библиографический справочник по рукописям и литературе , История средневекового канонического права 1 (Вашингтон, округ Колумбия, 1999) , 167–69.
- Р. Коттье, Покаянные книги Халитгара Камбре и Храбана Мавра. Их традиция и их источники , вклады в историю и источники Средневековья 8 (Берлин, 1980), 183–84.
- Коттье, «Антверпенская рукопись Quadripartitus 1.IV», Бюллетень средневекового канонического права 6 (1976), 65–7.
- Ж. Ле Бра, «Вандомская рукопись Quadripartitus», Revue des Sciences Religions 11 (1931), 266–69.
- Ф. Массен, История источников и литературы канонического права на Западе. Том I: сборники законов до середины 9 века (Грац, 1870; переп. Грац, 1956) , 852–63.
- Э. Л. Рихтер, изд., Древнее собрание канонов, использованное Reginus Prumiensis при составлении книг по синодальным делам. Из апографа трески. РС. НДС. 1347 г. с краткой критической заметкой (Марбург, 1844 г.) .
- Х. Дж. Шмитц, изд., Автобусные книги и автобусная дисциплина церкви, представленные на основе рукописных источников (Майнц, 1883; переиздание Грац, 1958) , 716–19.
- Граф Р.П. Селборн, Древние факты и вымыслы, касающиеся церквей и десятины , второе издание с приложением (Лондон, 1892 г.), 235–41 и 327–31 (первое издание, в котором отсутствуют некоторые соответствующие материалы, доступно через Google Книги ).
- А. Тейнер, Disquisitiones Criticales en praecipaus canons et decretals Collections or, sylloges Gallandianae, продолжение сборников канонов dissertations de vetustis (Рим, 1836) , 334–37.
- К. Фогель, Les 'libri paentientales' , Typologie des source du moyen âge occidental 27 (Turnhout, 1978), 80–3.
- FWA Вассершлебен, вклад в историю источников канонического права до Гратиана (Лейпциг, 1839 г.) , 3–10.
- FWA Wasserschleben, изд., Reginonis Abbot Prumiensis Libri duo de Synodalis causi et церковные дисциплины (Лейпциг, 1840 г.) , x – xi].