Покаянные каноны
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( декабрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Покаянные каноны — это религиозные правила, установленные соборами или епископами относительно покаяния , совершаемого за различные грехи. Эти каноны, собранные, адаптированные к последующей практике и дополненные соответствующими указаниями, составили ядро Покаянных книг (см. Нравственное богословие ).
Все они принадлежат древней покаянной дисциплине и сохраняют лишь исторический интерес; если писатели классического периода и продолжают их цитировать, то только в качестве примеров и для возбуждения грешников к покаянию напоминанием им о прежней строгости. В определенном смысле они выживают, поскольку предоставление индульгенций основано на периодах покаяния, годах, днях и карантинах. Покаянные каноны можно разделить на три класса, соответствующие покаянной дисциплине Востока, Рима или англосаксонских церквей.
Покаянные каноны Востока
[ редактировать ]На Востоке характерной чертой покаяния не было умерщвление плоти и благочестивые дела, хотя это и предполагалось; епитимья, налагаемая на грешников, представляла собой более длительный или короткий период исключения из причастия и мессы, к которому их постепенно допускали к различным покаянным «станциям» или классам, числом три; ибо «плачущие» ( proschlaiontes, flentes ), упоминаемые время от времени, еще не были допущены к покаянию; они были великими грешниками, которым приходилось ждать своего признания вне церкви. После принятия кающиеся становились «слушателями» ( achrooeenoi, audientes ) и помогали в богослужении до окончания уроков и проповеди ; затем «поверженные ниц» ( hypiptontes, prostrati ), потому что епископ, прежде чем исключить их, молился над ними, возлагая на них свои руки, когда они лежали ниц; наконец , систанты, консистенции , которые помогали на всей службе, но не причащались . Покаяние закончилось для остальных верующих. Эти различные периоды составляли в общей сложности три, пять, десять, двенадцать или пятнадцать лет, в зависимости от тяжести грехов.
Эта дисциплина, которая была быстро смягчена, перестала соблюдаться к концу четвертого века. Относительные покаянные правила содержатся в каноническом послании св. Григория Чудотворца соборе (ок. 263; PG, X, 1019), Анкирском (314), Неокесарийском (314–20), Никейском (325) и трех канонических соборах. письма св. Василия Амфилохию . (Еп. 188, 199, 217 в PG, XXXII, 663, 719, 794) Они перешли в греческие сборники и покаянные книги. Те, что были установлены соборами, были переданы на Запад в различных переводах, но были неправильно поняты или не были реализованы.
Покаянные каноны Рима
[ редактировать ]Римская покаянная дисциплина не признавала различных «станций» или классов; за этим исключением это было похоже на дисциплину Востока. Покаянные упражнения не были подробно урегулированы, а собственно так называемое наказание заключалось в исключении из причастия на более или менее длительный период. Но практика допуска к покаянию только один раз, которая удерживала кающихся в установленном порядке, сохранялась дольше.
Самые древние западные каноны касаются допуска или исключения из публичного покаяния; например, решение Калликста (Тертуллиан, «De pudic.», i) признать прелюбодеев, решение св. Кирилла и Карфагенского собора (251) (Эп. 56) признать лапси или отступников, хотя Собор Эльвиры (ок. 300, Кан. 1, 6, 8 и т. д.) еще отказывался признать весьма великих грешников. Другие каноны этого собора предусматривали епитимью продолжительностью в несколько лет.
После Эльвиры и Арльского собора 314 г. покаянные каноны встречались довольно редко. Их больше в соборах и декреталиях пап после конца четвертого века — Сириций, Иннокентий и позднее св. Лев. Они значительно сокращают продолжительность покаяния и более милостивы к лапси или отступникам. Эти тексты вместе с переводами Восточных соборов вошли в западные канонические сборники.
Покаянные каноны англосаксонской и ирландской церквей.
[ редактировать ]Более поразительным в покаянных канонах англосаксонского и ирландского происхождения является особая фиксация покаянных действий, налагаемых на грешника для обеспечения возмещения, и их продолжительность в днях, карантинах ( carina ) и годах; они заключались в более или менее строгих постах, простираниях, лишении всего, что в противном случае дозволялось бы; также милостыня, молитвы, паломничества и т. д.
Эти каноны, неизвестные нам в своих первоисточниках, содержатся в многочисленных так называемых покаянных книгах ( Libri Poenitentiales ) или сборниках, созданных и вошедших в моду с седьмого века.
Эти каноны и покаянная дисциплина, которую они представляют, были введены на континенте англосаксонскими миссионерами и поначалу были встречены неблагоприятно (Шалонский собор, 814 г.; Париж, 829 г.); в конце концов, однако, они были приняты и постепенно смягчены. (См. СБОРНИК ДРЕВНИХ КАНОНОВ.)
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Покаянные каноны ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.