Презумпция (католическое каноническое право)
![]() |
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
![]() |
Презумпция в каноническом праве Католической Церкви — это термин, обозначающий разумное предположение относительно чего-то сомнительного. [1] [2] почерпнутые из доводов и явлений, которые в силу обстоятельств могут быть приняты в качестве доказательства. Именно на этом предположении основана наша общая поговорка: «Владение – девять пунктов закона». Презумпция имеет свое место в каноническом праве только тогда, когда отсутствуют положительные доказательства, и все же необходимо сформулировать какое-то суждение. Само по себе оно никогда не является абсолютным доказательством, поскольку лишь предполагает, что что-то истинно. Канонисты делят презумпцию на: [2]
- презумпция права ( juris ) или то, что вытекает из какой-либо правовой заповеди или авторитета, выраженного в законе или основанного на прецедентах или сходствах, и
- презумпция судьи или человека ( judicis или hominis ), когда закон ничего не говорит по этому поводу и мнение должно быть сформировано в соответствии с тем, как обстоятельства и признаки могли бы повлиять на благоразумного человека или судью.
Канон 1584 г.
[ редактировать ]Канон 1584 Кодекса канонического права 1983 года определяет действующую каноническую юриспруденцию в отношении презумпции:
Презумпция — это вероятное предположение по поводу неопределенного вопроса; одна — это презумпция права, которая устанавливается самим законом; другой — человеческий, который формулирует судья. [3]
Этот канон Кодекса 1983 года устраняет различие между относительной и абсолютной юридической презумпцией, которое присутствовало в Кодексе канонического права 1917 года . [3]
Разновидности презумпции
[ редактировать ]Существует несколько разновидностей презумпции права. Основу этих правовых презумпций следует искать в естественных выводах, сделанных из обычных событий повседневной жизни, и в рассмотрении мотивов, которые обычно руководят людьми в данных обстоятельствах. Общие правила сформулированы таким образом: «То, что естественно, предполагается присущим данному человеку или конкретному случаю»; «Изменения не следует предполагать»; «Презумпция должна формироваться с благоприятной стороны». Что касается последствий, то когда речь идет о презумпции права, это абстрагируется от необходимости доказывания; не так презумпция hominis. Судья может следовать первому варианту в гражданских делах, даже если остаются сомнения, но не второму. Первый возлагает бремя доказывания на противника, а второй – нет. Наконец, первое считается само по себе эквивалентным доказательству, тогда как второе нуждается в подтверждении чем-то посторонним. [2]
Презумпция права
[ редактировать ]Юридическая презумпция ( presumptio juris). [1] ) — это презумпция, закрепленная в позитивном каноническом праве ( ab ipsa lege [3] ). Согласно Кодексу канонического права 1917 года , [3] юридическая презумпция была разделена на два вида: juris tantum , «которая является относительной и опровергаемой как прямыми, так и косвенными доказательствами обратного», и juris et de jure или абсолютная презумпция, которая может быть опровергнута только косвенными доказательствами (подрывая факт(ы). на чем основана презумпция). [1] Это различие между подразделениями юридической презумпции: относительной ( juris simpliciter ) и абсолютной ( juris et de jure ) не было продолжено в Кодексе канонического права 1983 года и было исключено. [3]
Только право
[ редактировать ]Таким образом, это называется презумпцией права ( juris tantum ), когда вещь считается таковой до тех пор, пока не доказано обратное. Отсюда юридическая формула: «Каждый считается невиновным, пока его вина не доказана» ; «Однажды плохое всегда плохо» (т.е. в одном и том же виде злодеяний, если исправление не является бесспорным); «То, что известно в отдаленном месте, известно и в соседнем месте» и тому подобное. [2]
Юрис и де-юре
[ редактировать ]Это называется презумпцией juris et de jure, когда закон столь решительно поддерживает презумпцию, что она считается достоверной в ходе судебного разбирательства. Против такой презумпции не принимаются никакие доказательства, кроме очевидной истины. Таким образом, вещи, описанные в описи, составленной опекуном, считаются принадлежащими имуществу умершего, и более поздние показания самого опекуна об обратном обычно не принимаются. [2]
Презумпция естественного права
[ редактировать ]Естественные презумпции ( presumptiones juris naturales ) подпадают под определение presumptio hominis . По общепринятому мнению канонистов, «презумпции hominis и naturae , поскольку они моральны, противостоят презумпциям juris или юридическим презумпциям». [4]
Презумпции естественного права — это презумпции, которые не сформулированы в позитивном каноническом праве и как таковые не составляют правовые презумпции. Некоторые презумпции естественного права были включены в нормы права . Иногда судьи используют презумпции естественного права в качестве основы для судебных презумпций. [3]
Судья или человек
[ редактировать ]Что касается презумпции judicis или hominis , то она обозначается следующим образом: [2]
- Его называют яростным, когда вероятность очень сильно подтверждается самыми насущными предположениями. Таким образом, незаконной считалось рождение, произошедшее через одиннадцать месяцев после смерти мужа. Сильная презумпция считается эквивалентом полного доказательства в гражданских делах не слишком большой важности. Относительно того, должно ли оно иметь достаточный эффект в уголовных делах, чтобы вызвать осуждение обвиняемого, канонисты не согласны.
- Оно называется вероятным, когда возникает из менее важных и лишь менее вероятных предположений и указаний. Такая презумпция рассматривается лишь как полудоказательство, если только она не подкреплена публичными слухами, и в этом случае она считается достаточным доказательством.
- Наконец, его называют опрометчивым или безрассудным, если он опирается на недостаточные догадки или маловероятные аргументы. Такая презумпция должна быть полностью отвергнута как доказательство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Делла Рокка, Руководство по каноническому праву , стр. 395.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фаннинг, «Презумпция (в каноническом праве)».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кориден, Кодекс канонического права , стр. 988 (комментарий к канону 1584).
- ^ Делла Рокка, Руководство по каноническому праву , стр. 396,
цитируя Августина, Комментарий к новому кодексу канонического права, Vol. VII (Сент-Луис: 1923), стр. 269.
Библиография
[ редактировать ]- Кориден, Джеймс А., Томас Дж. Грин, Дональд Э. Хейнчель (редакторы). Кодекс канонического права: текст и комментарии (Нью-Йорк: Paulist Press, 1985). По заказу Общества канонического права Америки .
- Делла Рокка, Фернандо. Руководство по каноническому праву (Милуоки: The Bruce Publishing Company, 1959), перевод Ансельма Тэтчера.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Фаннинг, Уильям Х.В. (1911). « Презумпция (в каноническом праве) ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.