Диспенсация (католическое каноническое право)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
В юриспруденции канонического права Католической церкви диспенсация — это освобождение от непосредственных обязательств закона в определенных случаях. [1] Его цель — смягчить трудности, часто возникающие в результате строгого применения общих законов к конкретным случаям, а его суть — сохранить закон, приостановив его действие в таких случаях. [2]
Концепция
[ редактировать ]Поскольку законы, направленные на благо всего общества, могут не подходить для определенных случаев или лиц, законодатель имеет право (иногда даже обязанность) отказаться от [примечание 1] закон. [1]
Диспенсация не является постоянной властью или особым правом, как в случае с привилегией . [1] Если причина устроения полностью прекращается, то устроение также полностью прекращается. [3] [4] [5] Если непосредственная основа права отменяется, то и право прекращается. [3]
Действительность, законность, «справедливая и разумная причина»
[ редактировать ]Должна быть «справедливая и разумная причина» [6] для предоставления льготы. Решение о том, что является «справедливым и разумным», основано на конкретной ситуации и важности закона, от которого следует отказаться. [6] Если причина не является «справедливой и разумной», то разрешение является незаконным и, если оно издано кем-либо, кроме законодателя рассматриваемого закона или его начальника, оно также недействительно . [6] Если неясно, существует ли достаточно «справедливая и разумная причина», разрешение является законным и действительным. [7]
История
[ редактировать ]В канонической теории права распределяющая власть является следствием законодательной. Распределяющая власть, как и законодательная, раньше принадлежала генеральным советам и даже провинциальным синодам . Но на Западе, с постепенной централизацией власти в Римской курии , она в конечном итоге стала принадлежать Папе Римскому как верховному законодателю Католической церкви . [2]
Несмотря на частые кризисы в дипломатических отношениях между Святым Престолом и светскими правительствами в позднем Средневековье , авторитет папства как распространителя благодати и духовных лицензий оставался в основном неоспоримым. В начале тринадцатого века Папа Иннокентий III (1198–1216) способствовал расширению папской политической власти. Он подчеркнул, что «поскольку до него не было ни одного Папы, Папа имеет plenitudo potestatis («полнота власти») внутри Церкви». Поскольку Церковь охватывала все человечество, средневековые юристы привыкли к тому, что мы могли бы назвать общим суверенитетом, и свободно признавали, что Папа обладает юрисдикцией, совпадающей со светскими суверенами. Светские князья могли управлять своими собственными законами, но князья Церкви, и особенно Папа Римский, управляли каноническим правом (поскольку оно подвергалось просто человеческому контролю).
В декреталии «Пропосьют» Иннокентий III провозгласил, что папа может, если того потребуют обстоятельства, отказаться от канонического права de jure , обладая всей полнотой власти. Свою точку зрения он основывал на Princeps legibus solutus est («принц не связан законами»). Поскольку папа был выше закона, время или прецедент не ограничивали его власть, и он мог обойтись без любого закона.
Такое устроение было, строго говоря, не законодательным, а скорее судебным, квазисудебным или исполнительным актом. Разумеется, это также действовало при условии, что его юрисдикция по отмене законов ограничивалась теми законами, которые находились в пределах его юрисдикции или компетенции. «[T] его принцип был бы обычным явлением для любого, кто учился в Болонье».
Благодаря этой диспенсационной власти папа мог освободить духовенство и мирян от обязательств канонического права во всех случаях, которые не противоречили ius divinum , и даже в некоторых случаях, когда это противоречило. Эта власть чаще всего использовалась для того, чтобы миряне могли вступать в брак, несмотря на препятствия, связанные с родством или родством, а также для того, чтобы дать возможность лицам, работающим в условиях незаконности (например, незаконнорожденных , рабов или несовершеннолетних), принимать заказы или становиться постоянными клиентами.
Выдаваемые льготы были разделены на три категории:
- Первые две категории — правила, касающиеся процедуры принятия священного сана , и диспенсации, касающиеся владения бенефициями , — применялись только к духовенству, а также об освобождении от религиозных обетов для членов католических монашеских орденов .
- Третья категория, брачные устроения, т. е. относительно брака, касалась только мирян, поскольку духовенство соблюдало целомудрие .
- Помимо трех основных классов диспенсации, Римская курия была готова предоставить различные положительные уступки претендентам, от отдельных лиц до более крупных организаций, хотя первое случается редко. Это множество устроений, факультетов и индультов включало разрешение есть мясо во время Великого поста , празднование должностей в часовнях непринужденности и частных ораториях , а также присвоение ученых степеней. Эти разрешения, касающиеся ученых степеней, в основном выдавались в соответствии с каноническим правом, как указано в конституции Папы Бонифация VIII, начиная с Cum ex eo .
Современное использование
[ редактировать ]По состоянию на начало двадцатого века реальная практика Римско-католической церкви основывалась на решениях Тридентского собора , который оставил средневековую теорию нетронутой, пытаясь защититься от ее злоупотреблений. Предложение галликанских и испанских епископов подчинить папскую диспенсационную власть согласию Церкви на Вселенском соборе было отвергнуто, как и даже каноны самого Тридентского собора, поскольку они затрагивали реформирование нравственности или церковной дисциплины, были установлены «спасая авторитет Святого Престола» (Sess. xxv. cap. 21, de ref.). В то же время в отношении всех диспенсаций, как папских, так и других, было установлено, что они должны предоставляться только по справедливым и неотложным причинам или ввиду определенной пользы для Церкви (urgens justaque causa et major quandoque utilitas ), и во всех случаях бесплатно. Выплата денег за диспенсацию ipso facto делала диспенсацию недействительной (Sess. xxv. cap. 18, de ref.). [2]
В Церкви существует несколько уровней власти, компетентных выполнять различные требования канонического права. местные Ординарии Например, имеют право устранять различные канонические препятствия для таинства бракосочетания. Пасторы могут предоставить отдельным лицам освобождение от воскресной обязанности (посещать мессу или от обязанности воскресного отдыха от подневольного труда) по их просьбе и при наличии уважительной причины, тогда как епархиальные епископы могут предоставить общие разрешения для всех, кто находится на их территории, как и все епископы. США сделали это в конце марта 2020 года в ответ на пандемию коронавируса . Некоторые устроения зарезервированы за Святым Престолом , например, в отношении препятствия рукоположению отступников .
Право распределять полномочия принадлежит первоначальному законодателю, его преемникам или начальникам, а также тем лицам, которым они делегировали это право. Поскольку нет начальника над папой, он может поэтому отказаться от всех канонических законов : универсальных законов, введенных им самим, его предшественниками или генеральными соборами, и частных законов, принятых пленарными и провинциальными советами, епископами и подобными прелатами. Как правило, Папа делегирует свои полномочия различным конгрегациям Римской курии , которым поручено предоставлять разрешения по вопросам, входящим в сферу их компетенции. [8]
Папское устроение
[ редактировать ]Папское устроение — это зарезервированное право Папы , которое позволяет отдельным лицам быть освобожденными от действия определенного канонического закона . Диспенсации делятся на две категории: общие и супружеские. Брачные разрешения могут заключаться либо в разрешении брака, либо в его расторжении. Полномочия Папы освобождать человека или ситуацию от закона проистекают из его положения как Наместника Христа, что подразумевает божественную власть и знание, а также юрисдикцию. [10]
Первый брак Генриха VIII Английского с Екатериной Арагонской потребовал разрешения папы, поскольку он нарушил каноническое право о родстве , поскольку она была вдовой старшего брата Генриха Артура, принца Уэльского . Это было достигнуто успешно, но когда он позже пожелал развестись с ней, он не смог получить еще одного, что привело к его разрыву с Римом . Их дочь Мария Тюдор , ревностная католичка, позже обратилась за тайным разрешением, освобождающим ее от подчинения основным правилам протестантской религии, когда ее отец оказывал давление под угрозой смерти. [ нужна ссылка ]
В раннем Средневековье, особенно в XI-XII веках, церковь разработала каноническое право о родстве и кровном родстве (первое обозначало только брачные связи, второе - генетическое), чтобы охватить очень отдаленные отношения, так что очень высокая Часть браков между небольшой и взаимосвязанной европейской элитой нуждалась в дорогостоящих разрешениях со стороны Папы или епископа. Это было признано злоупотреблением, и позже охватываемые отношения были сокращены. В 1059 году одиннадцатый канон Римского Собора признал, что родство, а также кровное родство не могут распространяться до седьмой степени, высшей точки ограничений. Иннокентий III на Четвертом Латеранском соборе (1215 г.) ограничил как родство, так и родство, требующее устроения, до четвертой степени, а Тридентский собор (Sess. XXIV, c. iv, De Ref.) в XVI веке ограничил юридическое действие. внебрачных связей до второй степени близости.
Брачное разрешение
[ редактировать ]Брачное разрешение – это смягчение в конкретном случае препятствия, запрещающего или аннулирующего брак. Оно может быть предоставлено: (а) в пользу предполагаемого брака или для узаконивания уже заключенного брака; (b) в секретных делах, или в публичных делах, или в обоих случаях; (c) только in foro interno или in foro externo (последнее включает также первое). Право раздачи in foro interno не всегда ограничивается тайными случаями (casus occulti).Эти выражения ни в коем случае не тождественны.
Информация в этом разделе касается римско-католического канонического права начала 20 века. Рассматриваемое каноническое право было значительно изменено Кодексом канонического права 1917 года и Кодексом канонического права 1983 года , и его не следует рассматривать как отражающее нынешнюю ситуацию.
Общие полномочия диспансеризации
[ редактировать ]Папа и курия
[ редактировать ]Папа не может освободиться от препятствий, основанных на Божественном законе , за исключением, как описано выше, в случае обетов , обручений и незавершенных браков, а также действительных и оконченных браков неофитов до крещения . Однако в сомнительных случаях он может авторитетно принять решение относительно объективной ценности сомнения. В отношении препятствий, возникающих из церковного права, Папа обладает полной властью. Каждое такое разрешение, данное им, действительно, и когда он действует по достаточному мотиву, оно также является законным.
Однако из соображений общественного благосостояния он не может осуществлять эту власть лично, за исключением весьма исключительных случаев, когда речь идет об определенных конкретных препятствиях. К таким случаям относятся ошибка, насилие, священный сан, неравноправие в вероисповедании, публичное конъюгицид, кровное родство по прямой линии или в первой степени (равной) боковой линии и первая степень родства (от законного сношения) по прямой линии. Как правило, папа осуществляет свою диспенсационную власть через римские конгрегации и трибуналы.
Примерно до 1900-х годов Датария была самым важным каналом для заключения браков, когда препятствие было публично или собиралось стать достоянием общественности в течение короткого времени. in foro Однако Святая Канцелярия имела исключительный контроль externo над всеми препятствиями, связанными с вопросами веры или юридически связанными с ними, например, неравенство в вероисповедании, mixta religio , священные ордена и т. д. Распределяющая власть in foro interno принадлежала Penitentiaria, и в случае с бедняками или квазибедняками та же самая Конгрегация имела право распоряжаться общественными препятствиями in foro externo. Пенитенциарии считали нищими во всех странах за пределами Италии тех, чей совокупный капитал, приносивший фиксированный доход, не превышал 5370 лир (около 1050 долларов); и квазибедняки - те, чей капитал не превышал 9396 лир (около 1850 долларов). Она также имела право провозглашать общие индульты, затрагивающие общественные препятствия, как, например, индульта от 15 ноября 1907 года. Пропаганде Фиде были поручены все разрешения, как in foro inferno, так и in foro externo, для стран, находящихся под ее юрисдикцией, как и Конгрегация. чрезвычайных церковных дел для всех зависящих от него стран, например, России, Латинской Америки и некоторых апостольские викариаты и префектуры Апостольские .
3 ноября 1908 года в обязанности этих различных конгрегаций были внесены важные изменения вследствие принятия Апостольской конституции «Sapienti», в которой Папа Пий X реорганизовал Римскую курию. Власть по устранению общественных препятствий в случае бедняков или квази-бедняков была передана от Датарии и Пенитенциарии недавно созданной Римской Конгрегации , известной как Congregatio de Disciplinâ Sacramentorum , причем Пенитенциарии сохранили власть по распределению оккультных препятствий только in foro interno. Святая канцелярия сохранила свои полномочия, но четко ограничила их тремя направлениями: (1) неравенство в вероисповедании; (2) микста религия; (3) привилегия Полины .
Конгрегация пропаганды верности оставалась каналом обеспечения разрешений для всех стран, находящихся под ее юрисдикцией, но, поскольку ради исполнительного единства требовалось подчиняться во всех вопросах, касающихся брака, различным Конгрегациям, компетентным действовать в этом отношении, ее функцией стала функция посредник. В Америке, США, Канаде и Ньюфаундленде , а также в Европе Британские острова были изъяты из пропаганды и помещены под общее право стран с иерархией. Конгрегация по чрезвычайным церковным делам утратила все свои полномочия; следовательно, страны, до сих пор подпадавшие под его действие, должны обратиться либо к Святой Канцелярии, либо к Congregatio de Disciplinâ Sacramentorum в зависимости от характера препятствия.
Полномочия любой Конгрегации приостанавливаются на время вакансии Святого Престола , за исключением полномочий Апостольской тюрьмы на внутреннем форуме ( in foro interno ), которые на это время даже увеличиваются. Полномочия Конгрегации, хотя и приостановлены, могут быть использованы в случаях острой необходимости.
Епархиальные архиереи
[ редактировать ]Мы будем рассматривать сначала их фиксированные постоянные способности, как обычные, так и делегированные, а затем их обычные и временные способности. В силу своей обычной власти (юрисдикции) епископы могут освобождаться от тех запретных препятствий церковного права, которые не принадлежат Папе. Зарезервированными препятствиями такого рода являются бракосочетания, обет вечного целомудрия и обеты, данные в епархиальных религиозных институтах , mixta religio, публичная демонстрация и торжественное благословение на бракосочетании в запрещенные времена, vetitum или интердикт, наложенный на брак папой, или митрополитом в случае апелляции. Епископ может также освободиться от препятствий для движения следующим образом:
- С молчаливого согласия Святого Престола он может освобождать in foro interno от тайных препятствий, из-за которых Папа имеет обыкновение осуществлять свою власть по разрешению, в трех случаях: (а) в уже заключенных и заключенных браках, когда возникает острая необходимость (т. е. когда заинтересованные стороны не могут быть разлучены без скандала или опасности для своих душ, и нет времени обращаться к Святому Престолу или его представителю) – однако необходимо, чтобы такой брак был заключен в законной форме перед Церковью. и что по крайней мере одна из договаривающихся сторон не знала о препятствии; (б) в браках, которые собираются заключать и которые называются затруднительными (perplexi) случаями, т. е. когда все готово, промедление было бы дискредитирующим или вызвало бы скандал; (c) когда существует серьезное сомнение в факте существования препятствия; в этом случае диспенсация, по-видимому, остается в силе, даже несмотря на то, что с течением времени препятствие становится очевидным и даже публичным. В случаях, когда закон вызывает сомнения, разрешение не требуется; но епископ может, если сочтет нужным, достоверно заявить о существовании и достаточности такого сомнения.
- На основании декрета Конгрегации инквизиции или Святой Канцелярии (20 февраля 1888 г.) епархиальные епископы и другие ординарии (особенно апостольский викарий , апостольский администратор и апостольский префект , обладающие юрисдикцией над выделенной территорией, а также генеральный викарий в спиритуалибусе и ) капитулярный викарий может освобождать при очень срочной ( gravissimum ) смертельной опасности от всех препятствий (тайных или публичных) церковного закона, за исключением священства и родства (от законного сношения) по прямой линии. Однако они могут воспользоваться этой привилегией только в пользу лиц, действительно живущих в реальном сожительство или состоящих в чисто гражданском браке, и только тогда, когда нет времени для обращения к Святому Престолу. Они также могут узаконить детей от таких союзов, за исключением детей, рожденных в результате прелюбодеяния или кощунства. В указ 1888 г. включено и воспрепятствование тайной деятельности. Таким образом, этот указ разрешает (по крайней мере до тех пор, пока Святой Престол не издаст другие инструкции) в случае сожительства или гражданского брака отказаться от присутствия священника и двух свидетелей, требуемых Указом «Ne temere» в срочном порядке. крайние случаи заключения брака. Канонисты не пришли к единому мнению относительно того, обладают ли епископы этими полномочиями в силу своей обычной власти или путем общего делегирования закона. Нам кажется более вероятным, что только что описанные под №1 принадлежат им как ординарии, а те, что под №2, делегированы. Таким образом, они имеют право делегировать первое; для субделегирования последних надо руководствоваться пределами, установленными указом 1888 года и его толкованием от 9 июня 1889 года. нет времени обращаться к епископу.
Помимо фиксированных вечных способностей, епископы также получают от Святого Престола обычные временные индульты на определенный период времени или на ограниченное число случаев. Эти способности предоставляются по фиксированным «формулам», в которые Святой Престол время от времени или, если этого требуют обстоятельства, вносит некоторые небольшие изменения. Эти способности требуют широкой интерпретации. Тем не менее, при их толковании полезно иметь в виду действующее законодательство Конгрегации, из которой они исходят, чтобы не распространять их применение за пределы мест, лиц, числа случаев и препятствий, установленных в данном индульте. Способности, делегированные епископу, никоим образом не ограничивают его обычные способности; и (по сути) способности, присвоенные одной Конгрегацией, не влияют на способности, предоставленные другой. Когда в одном и том же деле возникает несколько совершенно разных препятствий и одно из них превышает полномочия епископа, он не может отказаться ни от одного из них.
Даже если у епископа есть способности для каждого препятствия, взятого отдельно, он не может (если только он не обладает способностью, известной как de cumulo ) использовать свои различные способности одновременно в случае, когда, поскольку все препятствия являются публичными, одно из них превышает его обычные способности. епископу нет необходимости делегировать свои полномочия генеральным викариям; с 1897 года они всегда предоставлялись епископу как ординарному, а следовательно, и генеральному викарию. Что касается других священников, декрет Священной Канцелярии (14 декабря 1898 г.) провозгласил, что в будущем временные способности могут быть всегда субделегированы, если индульт прямо не заявит иное. Эти способности действительны со дня их предоставления в Римской курии. На практике срок их действия, как правило, не истекает со смертью Папы или епископа, которому они были переданы, а переходят к тем, кто занимает его место ( капитулярному викарию , администратору или следующему епископу). Способности, предоставленные на определенный период времени или в ограниченном количестве случаев, прекращаются по истечении этого периода или количества; но, ожидая их продления, епископ, за исключением случаев преступной халатности, может продолжать использовать их временно. Епископ может использовать свои обычные способности только в пользу своих подданных. Супружеская дисциплина Указа Ne temere (2 августа 1907 г.) рассматривает как таковых всех лиц, имеющих истинное каноническое место жительства или постоянно проживающих в течение одного месяца на его территории, а также ваги или лиц, которые нигде не имеют постоянного места жительства и не могут претендовать на непрерывное пребывание в течение одного месяца. Когда супружеское препятствие является общим для обеих сторон, епископ, распределяя свой подданный, распределяет и другого.
Капитальные викарии и генеральные викарии
[ редактировать ]Капитальный викарий или вместо него законный администратор пользуется всеми распределяющими полномочиями, которыми обладает епископ в силу своей обычной юрисдикции или делегирования закона; по действительной дисциплине он пользуется даже теми обычными полномочиями, которые были предоставлены умершему епископу на определенный период времени или на ограниченное число случаев, даже если индульт должен был быть составлен от имени епископа N. Что касается фактической практики Святого Престола, то же самое можно сказать и о конкретных индультах (см. ниже). Генеральный викарий в силу своего назначения обладает всеми обычными полномочиями епископа в отношении запрещенных препятствий, но требует специального мандата, чтобы предоставить ему полномочия по гражданскому праву для устранения препятствий. Что же касается обычных временных способностей, то, поскольку они теперь адресованы ординарным, они также принадлежат ipso facto генеральному викарию, пока он занимает эту должность. Он также может использовать отдельные индульты, когда они адресованы ординарному, а когда они не адресованы так, епископ всегда может субделегировать его, если только в индульте прямо не указано иное.
Приходские священники и другие священнослужители
[ редактировать ]Приходской священник по общему праву может освободиться только от интердикта, наложенного на брак им самим или его предшественником. Некоторые известные канонисты наделяют его полномочиями освобождаться от тайных препятствий в так называемых затруднительных ( perplexi ) случаях, т. е. когда нет времени обращаться к епископу, но с обязательством последующего обращения ad cautelam, т. е. для большей безопасности; аналогичная власть приписывается ими духовникам. Это мнение кажется весьма вероятным, хотя Penitentiaria продолжает предоставлять своим обычным факультетам особые полномочия для таких случаев и несколько ограничивает их использование.
Особые индульгенты устроения
[ редактировать ]Когда возникает необходимость добиться разрешения, превышающего обычные полномочия, или когда имеются особые причины для прямого обращения к Святому Престолу, процедура осуществляется посредством ходатайства (ходатайства) и частного рескрипта . Просьба не обязательно должна быть составлена просителем или даже по его просьбе; однако оно не станет действительным до тех пор, пока он не примет его. Хотя, поскольку действует Конституция «Sapienti», все верующие могут напрямую обращаться к римским конгрегациям, просьба обычно направляется через обычное место (место рождения или место жительства человека, или, поскольку Указ «Ne temere» — место жительства одного из петиционеры), который передает его соответствующей Конгрегации письмом или через своего аккредитованного агента; но если возникает вопрос о сакраментальной тайне, он отправляется непосредственно в Пенитенциарию или передается представителю епископа под запечатанной обложкой для передачи в Пенитенциарию. В прошении должны быть указаны имена (семейные и христианские) просителей (за исключением секретных дел, направляемых в Пенитенциарию), имя Ординария, пересылающего его, или имя священника, которому в секретных случаях должен быть передан рескрипт. быть отправленным; возраст сторон, особенно в делах, затрагивающих кровное родство и близость; их религия, по крайней мере, когда один из них не католик; характер, степень и количество всех препятствий (если прибегают к помощи Congregatio de Disciplinâ Sacramentorum или Священной Канцелярии в случае публичного препятствия и в то же время в Penitentiaria в случае секретного препятствия, необходимо, чтобы последнее известно о препятствовании со стороны общественности и о том, что было обращение за помощью к компетентной Конгрегации). Прошение должно также содержать причины, изложенные для предоставления разрешения, и другие обстоятельства, указанные в Инструкции Propaganda Fide от 9 мая 1877 г. (больше нет необходимости ни для действительности, ни для правомерности разрешения соблюдать параграф, касающийся кровосмесительного половой акт, даже когда, вероятно, именно это и считалось единственной причиной предоставления разрешения). Когда возникает вопрос о родстве во второй степени, граничащей с первой, прошение должно быть написано собственноручно епископом. Он также должен подписать заявление о бедности, сделанное заявителями, когда испрашивается разрешение на получение разрешения от Penitentiaria. в форме бедняка ; если ему каким-либо образом препятствуют это сделать, он обязан поручить священнику подписать его от своего имени. Ложное заявление о бедности впредь ни в коем случае не лишает законной силы диспенсацию; но авторы ложного заявления по совести обязаны возместить любую неоправданно удержанную сумму (постановление Римской курии от 12 июня 1908 г.). Дальнейшую информацию по многим уже кратко описанным пунктам см. в специальных канонических трудах, где находятся все необходимые указания относительно того, что следует выражать, чтобы избежать ничтожности. Когда на просьбу влияет (в существенном пункте) обрепция или субрепция, возникает необходимость просить о так называемом «реформаторском указе» на случай, если запрошенная услуга еще не была предоставлена курией, или о письмах, известных как « Perinde ac valere», если услуга уже оказана. Если после всего этого будет обнаружена дополнительная существенная ошибка, необходимо подать заявку на получение букв, известных как «Perinde ac valere super perinde ac valere». [11]
Рескрипты о диспенсациях обычно составляются в форме commissâ mixtâ , т. е. они поручаются исполнителю, который тем самым обязан приступить к их исполнению, если он обнаружит, что причины соответствуют заявленным ( si vera sint exposita ). Канонисты разделились во мнениях относительно того, содержат ли рескрипты в форме commissa mixtâ благосклонность, предоставляемую с момента их отправки, или они должны быть предоставлены, когда фактически происходит казнь. Гаспарри считает общепринятой практикой, что достаточно, если предполагаемые причины действительно верны на момент подачи петиции. Однако несомненно, что исполнитель, требуемый рескриптами Penitentiaria, может безопасно выполнить свою миссию, даже если папа умрет до того, как он приступит к ее исполнению. Душеприказчиком, назначаемым в случае публичных препятствий, обычно является рядовой, который направляет просьбу, а в случае тайных препятствий - утвержденный духовник, выбранный просителем. За исключением случаев, когда это специально уполномочено, делегированное лицо не может законно выполнить разрешение, пока оно не увидит оригинал рескрипта. Там обычно предписывается, чтобы доводы, изложенные заявителями, были проверены. Эта проверка, которая обычно больше не является условием действительного исполнения, может быть произведена, в случае публичных препятствий, во внесудебном порядке или путем субделегирования. In foro interno это может сделать духовник в самом процессе выслушивания признаний сторон. Если расследование не выявляет существенной ошибки, исполнитель провозглашает диспенсацию, т. е. он объявляет, обычно в письменной форме, особенно если он действует in foro externo, декрет, который распределяет просителей; если рескрипт уполномочивает его, он узаконивает и детей. Хотя исполнитель и может передоверить подготовительные действия, он не может, если только это прямо не указано в рескрипте, передоверить фактическое исполнение указа, если только он не передоверит другому Ординару. Если препятствие является общим и известно обеим сторонам, казнь должна быть произведена для обеих сторон; поэтому в случае in foro interno духовник одной из сторон передает после исполнения рескрипт духовнику другой. Исполнитель должен внимательно соблюдать положения, перечисленные в постановлении, поскольку некоторые из них представляют собой условия sine quâ non для действительности распоряжения. Как правило, эти положения, влияющие на действительность, можно распознать по условному союзу или наречию исключения, с которого они начинаются (например, dummodo, «при условии, что»; et non aliter, «не иначе»), или по абляционному абсолюту. Однако когда оговорка предписывает только то, что уже является обязательным по закону, она имеет лишь силу напоминания. В этом вопросе также полезно обратить внимание на stylus curiœ, то есть юридическую лексику римских конгрегаций и трибуналов, и проконсультироваться с известными авторами.
Причины предоставления льгот
[ редактировать ]Следуя принципам, изложенным для устроений в целом, брачное устроение, предоставленное без достаточной причины, даже самим Папой, было бы незаконным; чем сложнее и многочисленнее препятствия, тем серьезнее должны быть мотивы для их устранения. Необоснованная диспенсация, даже если она предоставлена Папой, является недействительной в случае, затрагивающем Божественный закон; и если оно предоставлено другими епископами или настоятелями в случаях, затрагивающих обычное церковное право. Более того, поскольку невозможно предположить, что Папа желает действовать противозаконно, из этого следует, что, если ложные обвинения побудили его предоставить диспенсацию, даже в вопросах обычного церковного права, такое разрешение недействительно. Отсюда необходимость различать в устроениях мотив или определяющие причины ( causœ motivœ ) и импульсивные или просто влияющие причины ( causœ impulsivœ ). За исключением случаев, когда предоставленная информация является ложной, а тем более, когда он действует спонтанно ( motu proprio ) и «с определенным знанием», всегда предполагается, что начальник действует исходя из справедливых мотивов. Можно отметить, что если папа отказывается предоставить диспенсацию на определенном основании, то нижестоящий прелат, должным образом уполномоченный на диспенсацию, может предоставить диспенсацию в том же случае на других основаниях, которые, по его мнению, являются достаточными. Канонисты не пришли к единому мнению относительно того, может ли он признать это на том же основании, поскольку он по-разному оценивает силу последнего.
Среди достаточных оснований для заключения брака мы можем выделить канонические причины, т. е. классифицированные и считающиеся достаточными в соответствии с общим правом и канонической юриспруденцией, и разумные причины, т. е. не предусмотренные номинально в законе, но заслуживающие справедливого рассмотрения с учетом обстоятельств или частные случаи. Инструкция, изданная Propaganda Fide (9 мая 1877 г.), перечислила шестнадцать канонических причин. «Формуляр Датарии» (Рим, 1901 г.) дал двадцать восемь, которых достаточно либо по отдельности, либо одновременно с другими, и которые действуют как норма для всех достаточных причин; это: малость места или мест; малость места в сочетании с тем, что за его пределами невозможно иметь достаточного приданого; отсутствие приданого ; недостаточность приданого невесты; большее приданое; увеличение приданого на одну треть; прекращение семейных распрей ; сохранение мира ; заключение мира между князьями или государствами; избегание судебных процессов по поводу наследства, приданого или какой-либо важной деловой сделки; тот факт, что невеста является сиротой или находится на попечении семьи; возраст невесты старше двадцати четырех лет; трудность найти другую партнершу из-за немногочисленности знакомых мужчин или трудности, которые испытывает последняя при приезде к себе домой; надежда защитить веру католических родственников; опасность конфессионально-смешанного брака; надежда на обращение некатолической партии; сохранение имущества в семье; сохранение знатного или почетного рода; превосходство и заслуги сторон; следует избегать клеветы или предотвращать скандалы; уже имевший место половой акт между заявителями или изнасилование ; опасность гражданского брака; о браке перед протестантским священником о подтверждении брака, который был недействителен; наконец, все разумные причины, признанные таковыми, по мнению Папы (например, общественное благо), или особые разумные причины, побуждающие просителей и доведенные до сведения Папы, то есть мотивы, которые в силу социального статуса просителей являются уместными. должны оставаться необъяснимыми из уважения к их репутации. Эти различные причины были изложены в самых кратких выражениях. Чтобы достичь их точной силы, необходимо некоторое знакомство с стилусом и соответствующими работами уважаемых авторов, всегда избегая преувеличенного формализма. Этот список причин ни в коем случае не является исчерпывающим; Святой Престол, предоставляя диспенсацию, будет учитывать любые веские обстоятельства, которые делают диспенсацию действительно оправданной.
Расходы на диспансеризацию
[ редактировать ]( Тридентский собор сессия XXIV, глава v, De ref. matrim.) постановил, что диспенсации должны быть бесплатными. Епархиальные канцелярии обязаны подчиняться этому закону (многие папские документы, а иногда и статьи в индультах напоминают им об этом) и не требовать и не принимать ничего, кроме скромного вклада в расходы канцелярии, санкционированного Инструкцией, утвержденной Иннокентием XI о 8 октября 1678 года и известен как Иннокентийский налог ( Taxa Innocentiana ). Россе считает, что законно также, когда епархия бедна, требовать оплаты расходов, которые она несет на устроение. Иногда Святой Престол предоставляет более широкую свободу в этом вопросе, но почти всегда с предупреждением, что все доходы из этого источника должны использоваться для какой-либо хорошей работы, а не идти в епархиальную курию как таковую. Отныне в каждом рескрипте, требующем исполнения, будет указана сумма, которую епархиальная курия уполномочена собрать для его исполнения.
В Римской курии расходы, понесенные просителями, подразделяются на четыре группы:
- расходы (expensee) на перевозку (почтовые расходы и т.п.), а также вознаграждение аккредитованному агенту, если он принят на работу. Эта плата устанавливается соответствующей Конгрегацией;
- налог (taxa), который будет использоваться для покрытия расходов, понесенных Святым Престолом при организованном управлении диспенсациями;
- компонендум штраф (милостыня), который должен быть , или благотворительный уплачен Конгрегации и использован ею на благочестивые нужды;
- милостыню, возложенную на просителей и раздаваемую ими в добрых делах.
Деньги, выплачиваемые по первым двум главам, строго говоря, не влияют на безвозмездность милостыни. Они представляют собой справедливую компенсацию расходов, которые просители причиняют курии. Что касается милостыни и компонендума, то, помимо того, что они не приносят пользы ни папе, ни членам курии лично, а используются в благочестивых целях, они оправданы либо в качестве штрафа за проступки, которые, как правило, дать повод для устроения или в качестве сдерживающего фактора для сдерживания слишком большого количества прошений, часто основанных на несерьезных основаниях. И если продолжать настаивать на тридентском запрете, то можно с полным основанием сказать, что папа имеет право отменять постановления соборов и является лучшим судьей о причинах, которые узаконивают такую отмену. Обычай налога и компонендума не является ни единым, ни универсальным в Римской курии.
Эквивалент светского права
[ редактировать ]Разрешение является каноническим эквивалентом лицензии. [12] что, согласно Юридическому словарю Блэка , представляет собой разрешение сделать что-то, что обычно было бы незаконным, если бы компетентный орган не дал разрешения. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В отличие от английской идиомы «отказаться от», каноническая идиома - «отказаться от».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Закон Христов Том. Я, стр. 284
- ^ Jump up to: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Диспенсация ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 313–315. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б Закон Христов Том. Я, стр. 285
- ↑ Canon 93 , Кодекс канонического права 1983 г., по состоянию на 5 июня 2013 г.
- ^ NewAdvent.org "Dispensation" , по состоянию на 5 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Канон 90 §1 Кодекса канонического права 1983 г.; по состоянию на 5 июня 2013 г.
- ^ Канон 90 §2 , Кодекс канонического права 1983 г.; по состоянию на 5 июня 2013 г.
- ^ "Что такое каноническое право?" стр. 47
- ^ Отец Уильям П. Сондерс, Прямые ответы .
- ^ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Устроение
- ^ См. Гаспарри, «Tractatus de matrimonio» (2-е изд., Рим, 1892 г.), I, нет. 362.
- ^ Юридический словарь Блэка, 5-е издание; стр. 423
- ^ Юридический словарь Блэка, 5-е издание; стр. 829
Источники
[ редактировать ]- Дэвид Чембер, Реестры факультета, 1534–1549: Календарь первых двух реестров факультета архиепископа Кентерберийского (Clarendon Press, 1966)
- Сэр Эдвард Кок , 4-й Институт законов Англии 337 (Garland Publg. 1979)
- Уилфрид Хупер, «Суд факультетов», 25 английских исторических преподобных . 670 (1910)
- Ноэль Кокс, Dispensations, «Привилегии и присвоение статуса выпускника: с особым упором на Ламбетские степени», Journal of Law and Religion , 18 (1), 249–274 (2002–2003)
- Габриэль Ле Бра, Шарль Лефевр и Жаклин Рамбо, «Классическая эпоха, 1140–1378: источники и теория права», том. 7, 487–532 (Сирей, 1965)
- Фрэнсис Окли, «Якобская политическая теология: абсолютная и обычная власть короля», 29 Journal of History of Ideas , 323 (1968).
- Кеннет Пеннингтон, Принц и закон, 1200–1600: Суверенитет и права в западной правовой традиции (U. Cal. Press, 1993)
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Генри Кэмпбелл Блэк (и редакторы). Юридический словарь Блэка (с произношением), пятое издание (Сент-Пол Минн: West Publishing Co., 1979).
- Херинг, Бернард, C.S.R. Закон Христа, Том I: Общее моральное богословие (Вестминстер, Мэриленд: The Newman Press, 1961) тр. Эдвин Г. Кайзер, C.PP.S.
- Мец, Рене. Энциклопедия католицизма двадцатого века , Vol. 80: Что такое каноническое право? (Нью-Йорк: Hawthorn Books, 1960) тр. Майкл Деррик.
- Филлипс, Уолтер Элисон (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). стр. 313–315.
- Кодекс канонического права 1983 года . Цифровая библиотека IntraText
- Католическая энциклопедия . NewAdvent.org
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Жюль Бессон (1913). « Диспенсация ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . I. Диспенсации в целом: СУАРЕС, De legibus (Неаполь, 1882 г.), Bk. VI, x кв. и Opera Omnia (Париж, 1856 г.), VI; ПИРР КОРРАДИУС, Практика апостольских домостроительств (Венеция, 1699 г.); КОНИНГС-ПУТЦЕР, Комментарий к апостольским способностям (Нью-Йорк, 1898 г.), pt. 1; комментаторы Декреталей, особенно ШМАЛЬЦГРУБЕР, Jus ecclesiasticum Universale (Рим, 1843 г.), Bk. Я. тит. те; ВЕРНЦ, Jus decretalium (Рим, 1905), I, тит. iv, 138; ФОН ШЕРЕР, Handbuch des Kirchenrechts (Грац, 1898), I, 172; ХИНШИУС Система д. кат. Кирхен нет. (Берлин, 1869), И. 744, 789; моральные теологии, согласно трактату De legibus , особенно ST. АЛЬФОНС ЛИГУОРИ, Моральное богословие (Рим, 1905), I, iv, Дуб. 4; Д'АННИБАЛЕ, Summula Theologiœ Moralis (Рим, 1908), I, tr. III, 220; БАЛЛЕРИНИ, Opus Morale (Прато, 1889), I, 363; ОЖЕТТИ, Краткий обзор моральных вопросов и папского права (Рим, 1904 г.), св. Дозирование; Томассен, Ancienne et nouvelle science de l'Eglise touchant les benefices (Париж, 1725 г.), II, стр. II, 1, 3, XXIV-XXIX; СТИГЛЕР, Dispensation, Dispensationwesen и Dispensationsrecht в его Kirchenrecht (Майнц, 1901). Я, и в Архиве ф. кат. Кирхенр., 77, 3; ФИБАГ, О природе и силе устроений в соответствии с принципами права. Каноничи (Бреслау, 1867 г.).
II. Брачные разрешения: ПИРР КОРРАДИУС, op. соч.; DE JUSTIS, De dispensas. свадьба (Венеция, 1769 г.); ДЖОВИНЕ, De dispensas. свадьба (Неаполь, 1863 г.); ПЛАНШАР, Брачные подачки. (Ангулем, 1882 г.); ФЕЙЕ, Де препятствовал. и раздача. свадьба (Лувен, 1885 г.); ЗИТЕЛЛИ, De dispensas. свадьба (Рим, 1887 г.); ВАН ДЕ БУРГТ, De dispensas. свадьба (Буа-ле-Дюк, 1865 г.); ПОМПЕН, De dispensas. и подтверждение брака. (Амстердам, 1897 г.); РУССЕ, «О таинстве брака» (Сен-Жан де Морьен, 1895), IV, 231; КОНИНГС-ПУТЦЕР, соч., 174 кв., 376 кв.; САНЧЕС, Де С. matrimonii сакраменто (Витербо, 1739 г.), Bk. VIII; ГАСПАРРИ, Тракт. канонический брак (Париж, 1892 г.), I, iv, 186; МАНСЕЛЛА, Де препятствовал. свадьба (Рим, 1881), 162; ЛЕЙТНЕР, Лерб. де кат. Эхерехтс (Падерборн, 1902), 401; ШНИЦЕР, Кэт. Эхерехт (Фрайбург, 1898 г.), 496; САНТИЛЕЙТНЕР, Prolectiones juris canonici (Ratisbon, 1899), IV, приложение I; ВЕРНЦ, Jus Decretalium (Рим, 1908), IV, тит. xxix FREISEN Geschichte des kanon. Eherechts bis zum Verfall der Glossenlitteratur (Тюбинген, 1888 г.) и в Католическом архиве. Кирченр., LXXVII, 3 кв., и LXXVIII, 91; ЭСМЕЙН, «Брак по каноническому праву» (Париж, 1891 г.), II, 315; ЖИСМАН, Брачное право Восточной церкви (Вена, 1864), 190, 712.