Jump to content

Обычай (католическое каноническое право)

В каноническом праве Католической церкви обычай это многократное и постоянное совершение определенных действий в течение определенного периода времени, которые с одобрения компетентного законодателя приобретают тем самым силу закона. [1] Обычай – это неписаный закон, введенный постоянными действиями верующих с согласия законного законодателя. [2] Исторически сложилось так, что некоторые ритуальные и нормативные обычаи записывались в текстах, известных как обычаи, для использования как в определенных соборах и религиозных орденах , так и для распространения среди связанных церковных общин. [3]

Обычай можно рассматривать как факт и как закон. На самом деле это просто частое и свободное повторение действий, касающихся одного и того же; как закон, оно является результатом и следствием этого факта. Отсюда и его название, происходящее от consuesco или consuefacio и обозначающее частоту действия. [2]

Для того чтобы обычай стал источником права, он должен быть одобрен компетентным законодателем. Обычай в каноническом праве не просто создается людьми посредством постоянного совершения ими определенного действия, но это постоянное совершение определенного действия с намерением создать обычай, который одобряется компетентным законодателем, тем самым приобретая силу закона. Это происходит из-за католического экклезиологического учения о конституции Католической Церкви. [1] в котором говорится, что Христос образовал Церковь посредством божественной передачи власти иерархическим властям; Церковь создана не по согласию управляемых , а по непосредственной воле Христа.

Отделы таможни

[ редактировать ]
  1. Если рассматривать по степени, то обычай является всеобщим, если принят всей Церковью; или общий (хотя и в другом аспекте частный), если он наблюдается во всей стране или провинции; или особенным, если оно существует среди меньших, но совершенных обществ; или наиболее особенный ( specialissima ), если среди частных лиц и несовершенных обществ. Последние не могут возвести обычай в законный закон. [2]
  2. В зависимости от продолжительности обычай бывает предписывающим или непредписывающим. Первые подразделяются в зависимости от количества времени, необходимого для того, чтобы обычай факта стал обычаем права, на обычные (т. е. десять или сорок лет) и незапамятные. [2]
  3. По способу введения обычай бывает судебным или внесудебным. Первый – это результат судебно-медицинской экспертизы или прецедента. Это имеет большое значение в церковных кругах, поскольку одни и те же прелаты обычно являются и законодателями, и судьями, т. е. папой и епископами. Внесудебный обычай вводится народом, но его санкция становится тем легче, чем больше число ученых или выдающихся людей его придерживаются. [2]
  4. Если рассматривать обычай в отношении к закону, то он соответствует закону ( juxta legem ), когда он интерпретирует или подтверждает существующий закон; или вне закона ( prœter legem ), когда не существует письменного законодательства по этому вопросу; или противоречит закону ( contra legem ), когда он отступает от уже действующего закона или отменяет его. [2]
[ редактировать ]

Истинной действенной причиной церковного обычая , поскольку он образует закон, является исключительно согласие компетентной законодательной власти. Все церковные законы подразумевают духовную юрисдикцию, которая принадлежит только иерархии, и, следовательно, верующие не имеют законодательной власти ни по божественному праву , ни по каноническому уставу. Поэтому для того, чтобы придать обычаю силу церковного закона, необходимо явное или молчаливое согласие церковной власти. Это согласие считается законным, когда в соответствии с общим законом и предшествующим ему разумные обычаи получают одобрение. Таким образом, церковный обычай радикально отличается от гражданского обычая. Ибо хотя и то, и другое возникает из известного заговора и согласия между народом и законодателями, однако в Церкви вся юридическая сила обычая должна быть получена из согласия иерархии, тогда как в гражданском состоянии народ сам составляет одно целое. реальных источников юридической силы обычаев. Обычай, как факт, должен исходить из сообщества или, по крайней мере, из действия большего числа, составляющего сообщество. Эти действия должны быть свободными, единообразными, частыми, публичными и совершаться с целью наложения обязательства. Использование, о котором есть вопрос. также должно носить разумный характер. Обычай либо вводит новый закон, либо отменяет старый. Но закон по самому своему понятию есть установление разума, и поэтому ни один закон не может быть составлен неразумным обычаем. Более того, поскольку существующий закон не может быть отменен иначе, как по уважительной причине, отсюда следует, что обычай, призванный отменять старый закон, должен быть разумным, поскольку в противном случае отсутствовала бы необходимая справедливость. Обычай, рассматриваемый как факт, является неразумным, если он противоречит божественному закону, положительному или естественному; или когда это запрещено соответствующей церковной властью; или когда это повод для греха и противоречит общему благу. [2]

Обычай также должен иметь законное предписание. Такое предписание достигается путем продолжения рассматриваемого деяния в течение определенного периода времени. Ни один канонический закон не определил положительно, каков этот срок, и поэтому его определение остается на усмотрение канонистов. Авторы обычно считают, что для легализации обычая по закону или помимо него достаточно десятилетнего срока; в то время как за обычай, противоречащий закону, многие требуют истечения сорока лет. Причина необходимости такого длительного периода, как сорок лет, заключается в том, что сообщество лишь медленно убедится в целесообразности отмены старого закона и принятия нового закона. Однако можно смело следовать мнению, согласно которому десяти лет достаточно для установления обычая, даже противоречащего закону. На практике римские конгрегации почти не терпят и не допускают каких-либо обычаев, даже древних, противоречащих священным канонам. При введении закона по давности предполагается, что обычай был введен добросовестно или, по крайней мере, по незнанию противоположного закона. Если же обычай вводится путем попустительства, то добросовестность не требуется, ибо, по сути, недобросовестность должна, по крайней мере вначале, предполагаться. Однако, поскольку, когда речь идет о попустительстве, надлежащий законодатель должен знать об образовании обычая и, тем не менее, не противодействовать ему, когда он может легко это сделать, тогда предполагается, что противоположное право должно быть отменено непосредственно путем молчаливой отмены законодатель. Обычай, противоречащий добрым нравам, естественному или божественному Позитивное право всегда следует отвергать как злоупотребление, и оно никогда не может быть легализовано. [2]

Сила обычая

[ редактировать ]

Последствия обычая варьируются в зависимости от характера действия, вызвавшего его введение, то есть в зависимости от того, соответствует ли действие ( juxta ), соответствует ли оно ( prœter ) или противоречит ( contra ) писаному закону. [2]

  1. Первый не представляет собой новый закон в строгом смысле этого слова; его эффект заключается, скорее, в подтверждении и усилении уже существующего закона или в его интерпретации. Отсюда аксиома юристов: обычай — лучший толкователь законов. Действительно, обычай, рассматриваемый как факт, является свидетелем истинного смысла закона и намерения законодателя. Если затем к неопределенной юридической фразе обязательно придается определенный смысл, она приобретает статус подлинного толкования закона и как таковая приобретает истинную обязательную силу. Вернц ссылается на этот же принцип, чтобы объяснить, почему часто повторяющаяся в церковных документах фраза «существующая церковная дисциплина, одобренная Святым Престолом » указывает на истинную норму и обязательный закон. [2]
  2. Второй вид обычаев имеет силу нового закона, обязательного для всего сообщества как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Если не будет доказано специальное исключение, сила такого обычая распространяется на введение запретительных, разрешительных и предписывающих законов, а также на карательные и аннулирующие постановления. [2]
  3. В-третьих, обычай, противоречащий закону, влечет за собой отмену, полностью или частично, уже существующего постановления, поскольку он имеет силу нового и более позднего закона. Что касается уголовного церковного законодательства, то такой обычай может непосредственно снимать совесть, в то время как обязанность подчиняться наказанию за нарушение старой заповеди может сохраняться, при условии, что рассматриваемое наказание не будет ни порицанием, ни столь суровым наказанием, как это необходимо предполагает. серьезная ошибка. С другой стороны, этот вид обычая может также снимать наказание, предусмотренное тем или иным законом, в то время как сам закон остается обязательным в отношении его соблюдения. [2]

Извечный обычай, если будет доказано, что обстоятельства изменились настолько, что этот обычай стал разумным, имеет право отменить или изменить любой человеческий закон, даже если к нему первоначально было добавлено положение, запрещающее любой обычай, противоречащий этому. Древнему обычаю придается также необычайная сила создания презумпции существования апостольской привилегии при условии, что указанная привилегия не будет причислена к злоупотреблениям и обладателем предполагаемой привилегии будет лицо, законно способное приобрести рассматриваемую вещь без предварительно получив на это специальное и прямое апостольское разрешение. Феррарис отмечает, что ни один извечный обычай, если он не подтвержден апостольской привилегией, явной или предполагаемой, не может иметь никакой силы для отмены церковных свобод или иммунитетов, поскольку и каноническое, и гражданское право объявляют такой обычай неразумным по самой своей природе. . В целом можно сказать, что действующий обычай, как в конституции, так и в отмене законов, производит те же последствия, что и законодательный акт. [2]

О Тридентских декретах

[ редактировать ]

Особый вопрос был поставлен некоторыми канонистами о том, могут ли законы Тридентского Собора быть изменены или отменены обычаем , хотя бы и незапамятным, или же все подобные противоположные обычаи не следует отвергать как злоупотребления. Некоторые из этих авторов ограничивают свое отрицание ценности противоположных обычаев обычными, некоторые также и древними обычаями. Несомненно, общим принципом канонического права является то, что обычай может изменять дисциплинарные уставы даже Вселенских соборов. Основная причина отклонения этого принципа в пользу, в частности, постановлений Тридента заключается в том, что любой противоречащий обычай, безусловно, был бы неразумным и, следовательно, неоправданным. Однако ни в коем случае не очевидно, что все подобные противоположные обычаи обязательно должны быть неразумными, как это ясно из того факта, что некоторые авторы допускают, а другие отрицают ценность древних обычаев в помещениях, даже когда они соглашаются отвергать силу обычные обычаи. [2]

В действительности не существует декрета Священной Конгрегации Собора , который бы заявлял абсолютно и вообще, что все обычаи, противоречащие законам Тридентского Собора, недействительны. Более того, Трибунал Роты допустил применение древних обычаев, противоречащих дисциплинарным постановлениям Трента, а Священная Конгрегация Совета терпела их, по крайней мере, во второстепенных вопросах. Ярким примером официальной точки зрения Рима является заявление Священной канцелярии (11 марта 1868 г.) о том, что Тридентский указ о тайных браках даже после его обнародования был отменен в некоторых регионах по противоположному обычаю (Collect. SC de Prop. Fid. , п. 1408). Утверждение Тридентского собора папой Пием IV (26 января 1564 г.; 17 февраля 1565 г.) отменяет все противоречащие существующим обычаям; однако папские письма не содержат ничего, что могло бы лишить законной силы будущие обычаи. Из-за сравнительно недавней даты Тридентского собора и настойчивости Святого Престола в соблюдении его постановлений нелегко возникнуть противоположному обычаю, но всякий раз, когда выполняются условия законного обычая, нет никаких оснований почему декреты Тридента должны быть более неприкосновенными, чем декреты любых других Вселенский собор . [2]

Прекращение обычая

[ редактировать ]

Следует отвергнуть любой обычай, существование которого как таковое не может быть доказано юридически. Обычай является фактом, и поэтому его существование должно быть проверено так же, как проверяется существование других предполагаемых фактов. В этом отношении большую ценность имеют постановления синодов, показания епархиального Ординария и других лиц, достойных доверия. Доказательства считаются тем более убедительными, чем ближе они к общественным и официальным памятникам. Если возникает вопрос о доказательстве древнего обычая, свидетели должны быть в состоянии подтвердить, что они сами были осведомлены о рассматриваемом вопросе в течение по крайней мере сорока лет, что они слышали, как их прародители называли его чем-то всегда соблюдалось, и что ни они, ни их отцы никогда не знали ничего противоположного. Если факт существования предполагаемого обычая недостаточно доказан, он должен быть отвергнут как источник права. Обычаи могут быть отменены компетентным церковным законодателем таким же образом и по тем же причинам, как отменяются другие постановления. Более поздний общий закон, противоречащий общему обычаю, аннулирует последний, но особый обычай не может быть отменен общим законом, если только не будет вставлено соответствующее положение. Даже такого аннулирующего пункта будет недостаточно для отмены древних обычаев. Последние должны быть упомянуты явно, поскольку считается, что они не подлежат включению в какую-либо общую юридическую фразу, какими бы широкими ни были ее термины. Обычаи также могут быть отменены противоположными обычаями или же они могут утратить свою юридическую силу уже в силу того факта, что они выйдут из употребления. Наконец, достоверное заявление о том, что обычай абсолютно противоречит добрым нравам и вредит интересам иерархии или верующих, лишает его предполагаемой юридической ценности. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Мец, Что такое каноническое право? , стр. 39
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фаннинг, «Обычай (в каноническом праве)».
  3. ^ Дрисколл, Майкл С. (2006). «Разговор народов». В Уэйнрайте, Джеффри ; Вестерфилд Такер, Карен Б. (ред.). Оксфордская история христианского богослужения . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 204-205. ISBN  978-0-19-513886-3 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Мец, Рене. Что такое каноническое право? (Нью-Йорк: Hawthorn Books, 1960). Перевод с французского Майкла Деррика.
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Фаннинг, Уильям Х.В. (1908). « Обычай (в каноническом праве) ». В Herbermann, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. БОДУЭН, Обычай в Юре Канон. (Лувен, 1888 г.); ВЕРНЦ, Jus Decretalium (Рим, 1898 г.), I; ЛАУРЕНТИЙ, Учреждения Juris Eccl. (Фрайбург, 1903 г.); ФЕРРАРИС, Каноническая библиотека. (Рим, 1886 г.), II.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ddd3daf0ad12aae35e5a7a1a14007c98__1712080080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/98/ddd3daf0ad12aae35e5a7a1a14007c98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Custom (Catholic canon law) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)