Jump to content

Ересь в католической церкви

Ересь определяется Католической церковью как «упрямое отрицание или упрямое сомнение после принятия крещения некоторой истины, в которую следует верить божественной и католической верой ». [1] Термин «ересь» означает как веру в себя, так и отношение к этой вере. [2]

Определение и характеристики

[ редактировать ]

Определение

[ редактировать ]

Ересь имеет особое значение в Католической церкви, когда она применяется к чьим-то убеждениям. человека Есть четыре элемента, которые составляют формальную ересь : [3]

  1. рассматриваемое лицо должно было иметь действительное христианское крещение
  2. человек утверждает, что все еще является христианином
  3. человек публично и упрямо отрицает или положительно сомневается в истине, которую Католическая церковь считает открытой Богом (через Священное Писание или Священное предание )
  4. неверие должно быть морально виновным , то есть должен быть отказ принять то, что, как известно, является доктринальным императивом.

Следовательно, чтобы стать еретиком и таким образом потерять общение с Католической Церковью и, следовательно, больше не быть католиком, нужно отрицать или подвергать сомнению истину, которой учит Католическая Церковь, как открытую Богом, и в то же время знать, что Католическая Церковь учит этому. Однако, если человек отрицал или подвергал сомнению такую ​​доктрину, но добросовестно , католическая церковь не считает этого человека формальным еретиком, хотя это является выражением материальной ереси . [3]

Канон 751 церкви Латинской 1983 года Кодекса канонического права , обнародованный Папой Иоанном Павлом II в 1983 году, определяет ересь следующим образом: «Ересь — это упрямое отрицание или сомнение после принятия крещения некоторой истины, в которую следует верить. по божественной и католической вере ». Ереси противопоставляется отступничество – «полное отречение от христианской веры» – и раскол – «отказ от подчинения Верховному Понтифику или от общения с подвластными ему членами Церкви ». [4] Это определение и контраст повторно используются в Катехизисе Католической Церкви . Катехизис , которая представляет также противопоставляет ересь недоверчивости собой «пренебрежение открытой истиной или умышленный отказ согласиться с ней». [5]

Формальная и материальная ересь

[ редактировать ]

Католическая церковь различает формальную и материальную ересь. Разница заключается в субъективном расположении еретика к своему мнению. [2]

Еретик, который осознает, что его вера противоречит католическому учению, и тем не менее свободно и добровольно продолжает упорно цепляться за свою веру , [2] «кто отрицает необходимую истину из-за преодолимого невежества или из-за ошибки, допущенной из-за плохой или сомнительной веры», [6] формальный еретик. Такого рода ересь греховна , потому что в этом случае еретик свободно и сознательно придерживается мнения, которое, по словам Католической энциклопедии , «разрушительно для добродетели христианской веры [...] нарушает единство и бросает вызов Божественному авторитет Церкви» и «наносит удар по самому источнику веры». [2]

Под материальной ересью понимается мнение, объективно противоречащее учению Церкви , которое само по себе является еретическим, но высказывается человеком, не знающим, что это убеждение является еретическим. Следовательно, человек, придерживающийся материальной ереси, не может быть еретиком в строгом смысле этого слова. [7] Материальная ересь — это мнение, которое таково, что, придерживаясь его, кто-то «отрицает истину, которой должна придерживаться божественная и католическая вера, но он является таковым из-за непобедимого невежества или из-за ошибки, которую придерживается добросовестно . Добросовестность в заблуждающемся Человек есть благоразумное суждение, посредством которого заблуждающийся думает, что он не заблуждается, а, напротив, что он владеет истиной». [6] Мнение материального еретика может привести к тем же объективным результатам, что и формальная ересь, но еретик не совершает греха, придерживаясь его. [2]

Явная, оккультная, публичная и частная ересь

[ редактировать ]

Католическая церковь различает явных , оккультных , публичных и частных еретиков: [8] [примечание 1]

Явный еретик — это тот, чья ошибка или сомнение в вере не могут быть скрыты никаким оправданием. Но оккультным еретиком считается тот, чья ошибка или сомнение в вере остается достаточно скрытой.
Публичный еретик — это тот, кто открыто придерживается какой-либо еретической секты . Но частный еретик – это человек, который открыто не принадлежит к какой-либо еретической секте.

Членство в церкви

[ редактировать ]

Роберт Беллармин и большинство современных католических богословов (таких как Пальмьери , Бийо , Штрауб [ де ] и Мерш [ Викиданные ] ) считают, что оккультные еретики «остаются членами Церкви, потому что потеря членства в Церкви, так же, как и ее приобретение, ввиду видимости Церкви , может быть результатом только внешних юридически установленных фактов»; Людвиг Отт считает это мнение «более вероятным». [10]

По мнению Отта, явные еретики, даже если они являются еретиками только материально , не являются частью католической церкви. Он добавляет, что явные материальные еретики «не принадлежат к телу Церкви, то есть к правовому государству Церкви. Однако это не мешает им духовно принадлежать Церкви по их желанию принадлежать Церкви (votum Ecclesiae) и через это достигнув оправдания и спасения ». [10]

Салаверри и Николау кратко излагают богословские взгляды: [11]

Можно сказать , что формальные и явные еретики не являются членами Церкви, это, можно сказать, единогласное мнение среди католиков.

а) То, что формальные, но оккультные , еретики не являются членами Церкви, защищается некоторыми авторами, такими как Суарес , Молина , Биллюарт [ фр ] , Франзелин , Мишелич [ Викиданные ] , Штольц , Фраги [ ит ] , Журне , Запелена [ Викиданные ] и некоторые другие. Но более распространено противоположное мнение .

б) То, что просто материальные еретики, даже если они явные , являются членами Церкви, утверждают Франзелин , Де Гроот [ nl ] , Д'Эрбиньи , Каперан [ Викиданные ] , Терриен и некоторые другие. противоположное мнение Но более распространено .

Салаверри и Николау, со своей стороны, считают, что материальные (пусть и явные) еретики наряду с оккультными еретиками являются частью Католической церкви. [12]

в Католической церкви существует четыре степени ереси Согласно Католической энциклопедии, : [2]

  1. Упорная приверженность доктрине, противоречащей принципу веры, четко определенному Католической Церковью, является ересью в чистом виде, ересью первой степени.
  2. Если рассматриваемая доктрина не была четко определена или не была четко предложена как догмат веры в обычном, авторитетном учении Католической Церкви, мнение, противоположное ей, называется sendentia haeresi proxima , то есть мнением, приближающимся к ереси.
  3. Далее, доктринальное предложение, даже не противоречащее общепринятой догме , может все же включать в себя логические следствия, противоречащие открытой истине. Такое положение не является еретическим, это propositio theologice erronea , то есть ошибочное в богословии.
  4. Наконец, неприятие какого-либо догмата веры не может быть строго доказуемо, а может достигать лишь определенной степени вероятности. В этом случае доктрина называется sendentia de haeresi подозреваемой, haeresim sapiens (ученый еретик); то есть мнение, подозреваемое в ереси или смакующее ее

Существуют и другие классификации богословских порицаний .

На этой иллюстрации 1711 года к Index Librorum Prohibitorum изображен Святой Дух , снабжающий огнем сжигающие книги.

определил ересь тринадцатом веке Фома Аквинский как «разновидность неверности людей, которые, исповедуя веру Христову В , извращают ее догматы ». Фома Аквинский продолжает: [2]

Правильная христианская вера состоит в добровольном согласии со Христом во всем, что истинно принадлежит Его учению. Есть, следовательно, два пути отклонения от христианства: первый — через отказ верить в Самого Христа, что есть путь неверия, общий для язычников и иудеев ; другой, ограничивая веру определенными пунктами учения Христа, выбранными и оформленными по своему усмотрению, что является путем еретиков. Таким образом, предметом как веры, так и ереси является залог веры , то есть совокупность истин, открытых в Писании и Предании , как она предложена нашей вере Церковью. Верующий принимает весь залог, предложенный Церковью; еретик принимает только те ее части, которые заслуживают его собственного одобрения.

Тогдашний католический священник Мартин Лютер сделал комментарии, которые позже были резюмированы в булле Exsurge Domine противоречит Духу 1520 года как: «Haereticos comburi est contra voluntatem Spiritus» (« Сжигать еретиков »). Это краткое изложение было одним из утверждений, специально порицаемых в этой папской булле. [13] [14] Когда Лютер не принял буллу и не дал широкого отречения от своих сочинений, он был отлучен от церкви в последующей папской булле 1521 года Decet Romanum Pontificem . [ нужна ссылка ]

Янсенизм был богословским движением раннего Нового времени, популярным во Франции в середине семнадцатого века, которое считало, что только определенной части человечества предначертано быть спасенным. Ересь, согласно римско-католической доктрине, заключалась в отрицании роли свободной воли в принятии и использовании благодати .

Последним случаем казни еретика стал случай школьного учителя Каэтано Риполя , обвиненного в деизме ослабевающей испанской инквизицией и повешенного 26 июля 1826 года в Валенсии после двухлетнего суда. [15]

Современный римско-католический ответ протестантизму

[ редактировать ]

Некоторые из доктрин протестантизма , которые католическая церковь считает еретическими, включают: sola scriptura , sola fide , универсальное священство всех верующих и отрицание пресуществления . [16]

В своей книге «Значение христианского братства » кардинал Ратцингер писал:

Трудность в способе дать ответ очень глубока. В конечном счете это связано с тем, что в католической мысли нет подходящей категории для явления современного протестантизма (то же самое можно сказать и об отношении к разделенным церквям Востока). Очевидно, что старая категория «ересь» уже не имеет никакой ценности. Ересь для Священного Писания и ранней Церкви включает в себя идею личного решения против единства Церкви, а характеристикой ереси является pertinacia, упрямство того, кто упорствует в своем личном пути. Однако это нельзя считать подходящим описанием духовной ситуации христианина-протестанта. В ходе своей уже многовековой истории протестантизм внес важный вклад в реализацию христианской веры, выполняя положительную функцию в развитии христианского послания и, прежде всего, часто порождая искреннюю и глубокую веру в веру. отдельный христианин-некатолик, чье отделение от католического утверждения не имеет ничего общего с упорством, свойственным ереси. Возможно, здесь мы можем перевернуть поговорку о Святой Августин : старый раскол становится ересью. Сам ход времени меняет характер разделения, так что старое разделение существенно отличается от нового. То, что когда-то было справедливо осуждено как ересь, не может впоследствии просто стать истиной, но может постепенно развить свою положительную церковную природу, с которой человек представляется как его церковь и в которой он живет как верующий, а не как еретик. Однако такая организация одной группы в конечном итоге оказывает влияние на всю группу. Вывод неизбежен: протестантизм сегодня представляет собой нечто иное, чем ересь в традиционном смысле слова, явление, истинное богословское место которого еще не определено. [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Используемая терминология может различаться в зависимости от автора. [9]
  1. ^ «Свод канонического права, Канон 751» . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 г. Проверено 22 января 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Ересь» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . 1912 год . Проверено 6 марта 2017 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ Jump up to: а б «Словарь: ЕРЕСЬ» . www.catholiccultural.org . Проверено 22 января 2023 г.
  4. ^ «Кодекс канонического права – Книга III – Обучающая функция Церкви (Канн. 747–755)» . www.vatican.va . Проверено 22 января 2023 г.
  5. ^ « ССС , 2089» . Ватикан.ва.
  6. ^ Jump up to: а б Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III - Глава I - Статья III - Тезис 26 - §1047». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. п. 422. ИСБН  978-0-9912268-7-0 . OCLC   942788647 .
  7. ^ Одерберг, Дэвид С. (2011). «ереси» . В Куриане, Джордж Т. (ред.). Энциклопедия христианской цивилизации . Том. 1. Молден: Уайли-Блэквелл. п. 1119. дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0652 . ISBN  9781405157629 . Поскольку ересь является выбором, элемент намерения имеет важное значение для виновности. Богословы обычно различают «формальную» и «материальную» ересь. Различие заключается в ереси, а именно. высказывание, выражающее предложение, которое на самом деле противоречит догме и формальному элементу, а именно. высказывание положения с полным осознанием того, что оно противоречит вере и что церковь выдвинула противоположное в качестве догмы. Следовательно, богословски необразованный человек, отрицающий, скажем, Успение Пресвятой Богородицы ( определенное в 1950 году ), не зная, что оно является догмой, высказался о ереси, но, строго говоря, никоим образом не является еретиком. Если ему укажут, что Успение есть догмат, а он все равно будет отрицать его, хотя предъявленное ему доказательство ясно, то он совершит формальную ересь, т. е. ересь в строгом смысле слова. Даже если человек сомневается в представленных ему доказательствах существования догмы, пока его правило веры состоит в том, чтобы верить всему, чему учит церковь, его нельзя назвать еретиком, даже если он отрицает догму. де-файд предложение. Другими словами, не обязательно быть богословски хорошо образованным или информированным, чтобы избежать ереси. Даже самый простой крестьянин, как любят выражаться богословы, может иметь веру и избегать всякой ереси, просто имея внутреннее расположение, не противоречащее привычному внешнему действию, верить всему, чему учит церковь. Отсюда термин «материальный еретик» подобен термину «резиновая утка»: материальный еретик не является еретиком, он несет ответственность лишь за высказывание, которое по своему содержанию объективно противоречит вере. Более того, каноническое право требует упорства , то есть упорного отказа принять церковное учение, а не разового отрицания или выражения сомнения. Это соответствует наставлению св. Павла в письме к Титу (3:10): «Человек еретик [ хаерети'кон ] после первого и второго вразумления избегай, зная, что такой человек развратился и грешит , будучи осужденным по своему собственному приговору».
  8. ^ Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III — Глава I — Статья III — §1047». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. стр. 422–3. ISBN  978-0-9912268-7-0 . OCLC   942788647 .
  9. ^ ван Ноорт, Герард Корнелис (1959) [1957]. «Глава II – Статья I». Догматическое богословие . Том. 2: Церковь Христа. Перевод Кастелота, Джона Джозефа; Мерфи, Уильям Роберт. Вестминстер, Мэриленд: The Newman Press. п. 237. Родовые термины положения [ Членами Церкви являются все и только те, кто принял таинство крещения и не отделен от единства исповедания веры или от иерархического единства. ] (особенно вторая ее часть) охватывают самые разные категории людей: «формальные» и «материальные» еретики; «публичные» и «оккультные» — еретики; «формальные» и «материальные» раскольники; «полное» и «частичное» отлучение от церкви; и т. д. Поскольку богословы не все едины в обсуждении некоторых из этих категорий, они расходятся в некоторых богословских ярлыках, которые они прикрепляют к каждой категории, рассматриваемой отдельно.
  10. ^ Jump up to: а б Отт, Людвиг (nd) [195X]. «Книга четвертая — Часть 2 — Глава 5 — §19 — 3». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 311. ИСБН  978-1-929291-85-4 .
  11. ^ Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III - Глава I - Статья III - Тезис 26 - §1052». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. стр. 424–5. ISBN  978-0-9912268-7-0 . OCLC   942788647 .
  12. ^ Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III - Глава I - Статья III - Тезис 26 - §1055». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. стр. 425–6. ISBN  978-0-9912268-7-0 . OCLC   942788647 . В первой части мы говорим : еретики, отступники и раскольники, формальные и явные , тем самым отделяются от Церкви. [...]
    Поэтому здесь мы не рассматриваем дальнейшие вопросы, которые дискутируются среди католических авторов о еретиках, отступниках и раскольниках, которые являются чисто материальными или оккультными.
  13. ^ Фредерик, Поль (1900). Corpus Documentorum Inquisitionis Haereticae Pravitatis Neerlandicae: Сборник документов папской и епископальной инквизиции в Нидерландах (на голландском языке). Том. 4. Вуйльстеке.
  14. ^ Бейнтон, Роланд Х. (1950). Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера . Абингдон-Коксбери Пресс. , стр. 145–147.
  15. ^ «Daily TWiP — Испанская инквизиция сегодня казнит свою последнюю жертву в 1826 году» . 26 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 г. Проверено 8 июня 2013 г.
  16. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Протестантизм» . www.newadvent.org . Проверено 22 января 2023 г.
  17. ^ Ратцингер, Джозеф (1993). Значение христианского братства . Игнатиус Пресс. п. 88. ИСБН  9780898704464 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3e1c4b79d8848e7fc9c78dda3491160__1694814420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/60/b3e1c4b79d8848e7fc9c78dda3491160.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heresy in the Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)