Ересь в католической церкви
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Ересь определяется Католической церковью как «упрямое отрицание или упрямое сомнение после принятия крещения некоторой истины, в которую следует верить божественной и католической верой ». [1] Термин «ересь» означает как веру в себя, так и отношение к этой вере. [2]
Определение и характеристики
[ редактировать ]Определение
[ редактировать ]Ересь имеет особое значение в Католической церкви, когда она применяется к чьим-то убеждениям. человека Есть четыре элемента, которые составляют формальную ересь : [3]
- рассматриваемое лицо должно было иметь действительное христианское крещение
- человек утверждает, что все еще является христианином
- человек публично и упрямо отрицает или положительно сомневается в истине, которую Католическая церковь считает открытой Богом (через Священное Писание или Священное предание )
- неверие должно быть морально виновным , то есть должен быть отказ принять то, что, как известно, является доктринальным императивом.
Следовательно, чтобы стать еретиком и таким образом потерять общение с Католической Церковью и, следовательно, больше не быть католиком, нужно отрицать или подвергать сомнению истину, которой учит Католическая Церковь, как открытую Богом, и в то же время знать, что Католическая Церковь учит этому. Однако, если человек отрицал или подвергал сомнению такую доктрину, но добросовестно , католическая церковь не считает этого человека формальным еретиком, хотя это является выражением материальной ереси . [3]
Канон 751 церкви Латинской 1983 года Кодекса канонического права , обнародованный Папой Иоанном Павлом II в 1983 году, определяет ересь следующим образом: «Ересь — это упрямое отрицание или сомнение после принятия крещения некоторой истины, в которую следует верить. по божественной и католической вере ». Ереси противопоставляется отступничество – «полное отречение от христианской веры» – и раскол – «отказ от подчинения Верховному Понтифику или от общения с подвластными ему членами Церкви ». [4] Это определение и контраст повторно используются в Катехизисе Католической Церкви . Катехизис , которая представляет также противопоставляет ересь недоверчивости собой «пренебрежение открытой истиной или умышленный отказ согласиться с ней». [5]
Формальная и материальная ересь
[ редактировать ]Католическая церковь различает формальную и материальную ересь. Разница заключается в субъективном расположении еретика к своему мнению. [2]
Еретик, который осознает, что его вера противоречит католическому учению, и тем не менее свободно и добровольно продолжает упорно цепляться за свою веру , [2] «кто отрицает необходимую истину из-за преодолимого невежества или из-за ошибки, допущенной из-за плохой или сомнительной веры», [6] формальный еретик. Такого рода ересь греховна , потому что в этом случае еретик свободно и сознательно придерживается мнения, которое, по словам Католической энциклопедии , «разрушительно для добродетели христианской веры [...] нарушает единство и бросает вызов Божественному авторитет Церкви» и «наносит удар по самому источнику веры». [2]
Под материальной ересью понимается мнение, объективно противоречащее учению Церкви , которое само по себе является еретическим, но высказывается человеком, не знающим, что это убеждение является еретическим. Следовательно, человек, придерживающийся материальной ереси, не может быть еретиком в строгом смысле этого слова. [7] Материальная ересь — это мнение, которое таково, что, придерживаясь его, кто-то «отрицает истину, которой должна придерживаться божественная и католическая вера, но он является таковым из-за непобедимого невежества или из-за ошибки, которую придерживается добросовестно . Добросовестность в заблуждающемся Человек есть благоразумное суждение, посредством которого заблуждающийся думает, что он не заблуждается, а, напротив, что он владеет истиной». [6] Мнение материального еретика может привести к тем же объективным результатам, что и формальная ересь, но еретик не совершает греха, придерживаясь его. [2]
Явная, оккультная, публичная и частная ересь
[ редактировать ]Католическая церковь различает явных , оккультных , публичных и частных еретиков: [8] [примечание 1]
Явный еретик — это тот, чья ошибка или сомнение в вере не могут быть скрыты никаким оправданием. Но оккультным еретиком считается тот, чья ошибка или сомнение в вере остается достаточно скрытой.
Публичный еретик — это тот, кто открыто придерживается какой-либо еретической секты . Но частный еретик – это человек, который открыто не принадлежит к какой-либо еретической секте.
Членство в церкви
[ редактировать ]Роберт Беллармин и большинство современных католических богословов (таких как Пальмьери , Бийо , Штрауб и Мерш ) считают, что оккультные еретики «остаются членами Церкви, потому что потеря членства в Церкви, так же, как и ее приобретение, ввиду видимости Церкви , может быть результатом только внешних юридически установленных фактов»; Людвиг Отт считает это мнение «более вероятным». [10]
По мнению Отта, явные еретики, даже если они являются еретиками только материально , не являются частью католической церкви. Он добавляет, что явные материальные еретики «не принадлежат к телу Церкви, то есть к правовому государству Церкви. Однако это не мешает им духовно принадлежать Церкви по их желанию принадлежать Церкви (votum Ecclesiae) и через это достигнув оправдания и спасения ». [10]
Салаверри и Николау кратко излагают богословские взгляды: [11]
Можно сказать , что формальные и явные еретики не являются членами Церкви, это, можно сказать, единогласное мнение среди католиков.
а) То, что формальные, но оккультные , еретики не являются членами Церкви, защищается некоторыми авторами, такими как Суарес , Молина , Биллюарт , Франзелин , Мишелич , Штольц , Фраги , Журне , Запелена и некоторые другие. Но более распространено противоположное мнение .
б) То, что просто материальные еретики, даже если они явные , являются членами Церкви, утверждают Франзелин , Де Гроот , Д'Эрбиньи , Каперан , Терриен и некоторые другие. противоположное мнение Но более распространено .
Салаверри и Николау, со своей стороны, считают, что материальные (пусть и явные) еретики наряду с оккультными еретиками являются частью Католической церкви. [12]
Степени
[ редактировать ]в Католической церкви существует четыре степени ереси Согласно Католической энциклопедии, : [2]
- Упорная приверженность доктрине, противоречащей принципу веры, четко определенному Католической Церковью, является ересью в чистом виде, ересью первой степени.
- Если рассматриваемая доктрина не была четко определена или не была четко предложена как догмат веры в обычном, авторитетном учении Католической Церкви, мнение, противоположное ей, называется sendentia haeresi proxima , то есть мнением, приближающимся к ереси.
- Далее, доктринальное предложение, даже не противоречащее общепринятой догме , может все же включать в себя логические следствия, противоречащие открытой истине. Такое положение не является еретическим, это propositio theologice erronea , то есть ошибочное в богословии.
- Наконец, неприятие какого-либо догмата веры не может быть строго доказуемо, а может достигать лишь определенной степени вероятности. В этом случае доктрина называется sendentia de haeresi подозреваемой, haeresim sapiens (ученый еретик); то есть мнение, подозреваемое в ереси или смакующее ее
Существуют и другие классификации богословских порицаний .
История
[ редактировать ]определил ересь тринадцатом веке Фома Аквинский как «разновидность неверности людей, которые, исповедуя веру Христову В , извращают ее догматы ». Фома Аквинский продолжает: [2]
Правильная христианская вера состоит в добровольном согласии со Христом во всем, что истинно принадлежит Его учению. Есть, следовательно, два пути отклонения от христианства: первый — через отказ верить в Самого Христа, что есть путь неверия, общий для язычников и иудеев ; другой, ограничивая веру определенными пунктами учения Христа, выбранными и оформленными по своему усмотрению, что является путем еретиков. Таким образом, предметом как веры, так и ереси является залог веры , то есть совокупность истин, открытых в Писании и Предании , как она предложена нашей вере Церковью. Верующий принимает весь залог, предложенный Церковью; еретик принимает только те ее части, которые заслуживают его собственного одобрения.
Тогдашний католический священник Мартин Лютер сделал комментарии, которые позже были резюмированы в булле Exsurge Domine противоречит Духу 1520 года как: «Haereticos comburi est contra voluntatem Spiritus» (« Сжигать еретиков »). Это краткое изложение было одним из утверждений, специально порицаемых в этой папской булле. [13] [14] Когда Лютер не принял буллу и не дал широкого отречения от своих сочинений, он был отлучен от церкви в последующей папской булле 1521 года Decet Romanum Pontificem . [ нужна ссылка ]
Янсенизм был богословским движением раннего Нового времени, популярным во Франции в середине семнадцатого века, которое считало, что только определенной части человечества предначертано быть спасенным. Ересь, согласно римско-католической доктрине, заключалась в отрицании роли свободной воли в принятии и использовании благодати .
Последним случаем казни еретика стал случай школьного учителя Каэтано Риполя , обвиненного в деизме ослабевающей испанской инквизицией и повешенного 26 июля 1826 года в Валенсии после двухлетнего суда. [15]
Современный римско-католический ответ протестантизму
[ редактировать ]Некоторые из доктрин протестантизма , которые католическая церковь считает еретическими, включают: sola scriptura , sola fide , универсальное священство всех верующих и отрицание пресуществления . [16]
В своей книге «Значение христианского братства » кардинал Ратцингер писал:
Трудность в способе дать ответ очень глубока. В конечном счете это связано с тем, что в католической мысли нет подходящей категории для явления современного протестантизма (то же самое можно сказать и об отношении к разделенным церквям Востока). Очевидно, что старая категория «ересь» уже не имеет никакой ценности. Ересь для Священного Писания и ранней Церкви включает в себя идею личного решения против единства Церкви, а характеристикой ереси является pertinacia, упрямство того, кто упорствует в своем личном пути. Однако это нельзя считать подходящим описанием духовной ситуации христианина-протестанта. В ходе своей уже многовековой истории протестантизм внес важный вклад в реализацию христианской веры, выполняя положительную функцию в развитии христианского послания и, прежде всего, часто порождая искреннюю и глубокую веру в веру. отдельный христианин-некатолик, чье отделение от католического утверждения не имеет ничего общего с упорством, свойственным ереси. Возможно, здесь мы можем перевернуть поговорку о Святой Августин : старый раскол становится ересью. Сам ход времени меняет характер разделения, так что старое разделение существенно отличается от нового. То, что когда-то было справедливо осуждено как ересь, не может впоследствии просто стать истиной, но может постепенно развить свою положительную церковную природу, с которой человек представляется как его церковь и в которой он живет как верующий, а не как еретик. Однако такая организация одной группы в конечном итоге оказывает влияние на всю группу. Вывод неизбежен: протестантизм сегодня представляет собой нечто иное, чем ересь в традиционном смысле слова, явление, истинное богословское место которого еще не определено. [17]
См. также
[ редактировать ]- Ересь в христианстве
- Список ересей в католической церкви
- Приговор и приговор
- Отлучение от церкви в католической церкви
Примечания
[ редактировать ]- ^ Используемая терминология может различаться в зависимости от автора. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Свод канонического права, Канон 751» . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 г. Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Ересь» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . 1912 год . Проверено 6 марта 2017 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б «Словарь: ЕРЕСЬ» . www.catholiccultural.org . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Кодекс канонического права – Книга III – Обучающая функция Церкви (Канн. 747–755)» . www.vatican.va . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ « ССС , 2089» . Ватикан.ва.
- ^ Jump up to: а б Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III - Глава I - Статья III - Тезис 26 - §1047». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. п. 422. ИСБН 978-0-9912268-7-0 . OCLC 942788647 .
- ^ Одерберг, Дэвид С. (2011). «ереси» . В Куриане, Джордж Т. (ред.). Энциклопедия христианской цивилизации . Том. 1. Молден: Уайли-Блэквелл. п. 1119. дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0652 . ISBN 9781405157629 .
Поскольку ересь является выбором, элемент намерения имеет важное значение для виновности. Богословы обычно различают «формальную» и «материальную» ересь. Различие заключается в ереси, а именно. высказывание, выражающее предложение, которое на самом деле противоречит догме и формальному элементу, а именно. высказывание положения с полным осознанием того, что оно противоречит вере и что церковь выдвинула противоположное в качестве догмы. Следовательно, богословски необразованный человек, отрицающий, скажем, Успение Пресвятой Богородицы ( определенное в 1950 году ), не зная, что оно является догмой, высказался о ереси, но, строго говоря, никоим образом не является еретиком. Если ему укажут, что Успение есть догмат, а он все равно будет отрицать его, хотя предъявленное ему доказательство ясно, то он совершит формальную ересь, т. е. ересь в строгом смысле слова. Даже если человек сомневается в представленных ему доказательствах существования догмы, пока его правило веры состоит в том, чтобы верить всему, чему учит церковь, его нельзя назвать еретиком, даже если он отрицает догму. де-файд предложение. Другими словами, не обязательно быть богословски хорошо образованным или информированным, чтобы избежать ереси. Даже самый простой крестьянин, как любят выражаться богословы, может иметь веру и избегать всякой ереси, просто имея внутреннее расположение, не противоречащее привычному внешнему действию, верить всему, чему учит церковь. Отсюда термин «материальный еретик» подобен термину «резиновая утка»: материальный еретик не является еретиком, он несет ответственность лишь за высказывание, которое по своему содержанию объективно противоречит вере. Более того, каноническое право требует упорства , то есть упорного отказа принять церковное учение, а не разового отрицания или выражения сомнения. Это соответствует наставлению св. Павла в письме к Титу (3:10): «Человек еретик [ хаерети'кон ] после первого и второго вразумления избегай, зная, что такой человек развратился и грешит , будучи осужденным по своему собственному приговору».
- ^ Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III — Глава I — Статья III — §1047». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. стр. 422–3. ISBN 978-0-9912268-7-0 . OCLC 942788647 .
- ^ ван Ноорт, Герард Корнелис (1959) [1957]. «Глава II – Статья I». Догматическое богословие . Том. 2: Церковь Христа. Перевод Кастелота, Джона Джозефа; Мерфи, Уильям Роберт. Вестминстер, Мэриленд: The Newman Press. п. 237.
Родовые термины положения [ Членами Церкви являются все и только те, кто принял таинство крещения и не отделен от единства исповедания веры или от иерархического единства. ] (особенно вторая ее часть) охватывают самые разные категории людей: «формальные» и «материальные» еретики; «публичные» и «оккультные» — еретики; «формальные» и «материальные» раскольники; «полное» и «частичное» отлучение от церкви; и т. д. Поскольку богословы не все едины в обсуждении некоторых из этих категорий, они расходятся в некоторых богословских ярлыках, которые они прикрепляют к каждой категории, рассматриваемой отдельно.
- ^ Jump up to: а б Отт, Людвиг (nd) [195X]. «Книга четвертая — Часть 2 — Глава 5 — §19 — 3». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 311. ИСБН 978-1-929291-85-4 .
- ^ Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III - Глава I - Статья III - Тезис 26 - §1052». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. стр. 424–5. ISBN 978-0-9912268-7-0 . OCLC 942788647 .
- ^ Салаверри, Иоахим; Николау, Микаэле (2015) [195X]. «Книга III - Глава I - Статья III - Тезис 26 - §1055». Сумма священных теологий . Том. ИБ: О Церкви Христовой, О Священном Писании. Перевод Бейкера, Кеннета. Рэмси, Нью-Джерси: Сохраняйте веру. стр. 425–6. ISBN 978-0-9912268-7-0 . OCLC 942788647 .
В первой части мы говорим : еретики, отступники и раскольники, формальные и явные , тем самым отделяются от Церкви. [...]
Поэтому здесь мы не рассматриваем дальнейшие вопросы, которые дискутируются среди католических авторов о еретиках, отступниках и раскольниках, которые являются чисто материальными или оккультными. - ^ Фредерик, Поль (1900). Corpus Documentorum Inquisitionis Haereticae Pravitatis Neerlandicae: Сборник документов папской и епископальной инквизиции в Нидерландах (на голландском языке). Том. 4. Вуйльстеке.
- ^ Бейнтон, Роланд Х. (1950). Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера . Абингдон-Коксбери Пресс. , стр. 145–147.
- ^ «Daily TWiP — Испанская инквизиция сегодня казнит свою последнюю жертву в 1826 году» . 26 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 г. Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Протестантизм» . www.newadvent.org . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Ратцингер, Джозеф (1993). Значение христианского братства . Игнатиус Пресс. п. 88. ИСБН 9780898704464 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маршнер, Уильям Х. (1 декабря 1976 г.). «Членство в Церкви: фундаментальные вопросы» . Вера и разум . II (3). Христианский колледж . Проверено 28 января 2023 г.
- Керпер, Майкл (сентябрь – октябрь 2013 г.). «Что является и не является ересью?» (PDF) . Журнал «Притча» . Манчестерская епархия . п. 10.