Модалистический монархианизм
Модалистическое монархианство , также известное как модализм или единства , является христианской теологией, поддерживающей единство Бога , а также божественность Иисуса христология . Как форма монархианства , оно контрастирует с тринитаризмом . Последователи модалистического монархианства считают себя строго монотеистами, подобными евреям и мусульманам . Модалисты считают Бога абсолютно единым и верят, что Он открывает Себя творению через разные «способы» (или «проявления»), такие как Отец , Сын и Святой Дух , не ограничивая Своих способов или проявлений. [1] [2] Термин «модализм» был впервые использован ученым-тринитаристом Адольфом фон Гарнаком , ссылаясь на это убеждение.
С этой точки зрения понимается, что все Божество обитало в Иисусе с момента воплощения как проявления Яхве Ветхого Завета. Термины «Отец» и «Сын» затем используются для описания различия между трансцендентностью Бога и воплощением (Богом в имманентности ). [3] Наконец, поскольку Бог есть дух , считается, что Святой Дух следует понимать не как отдельную сущность, а скорее как описание Бога в действии.
Модалистическое монархианство тесно связано с савеллианством и патрипассианством , двумя древними теологиями, осужденными как ересь в Великой Церкви и последующей государственной церкви Римской Империи . [4] [5]
История
[ редактировать ]Богослов и историк церкви Адольф фон Гарнак впервые использовал термин модализм для описания доктрины, в которую верили в конце 2-го и 3-го веков. [6] В тот период христианские богословы пытались прояснить отношения между Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. [7] Заботясь о защите абсолютного единства Бога, модалисты, такие как Ноэт , Праксей и Савеллий, объясняли божественность Иисуса Христа и Святого Духа как единого Бога, открывающего себя разными способами или способами: [8]
- Бог, явленный как творец и законодатель, назван «Отцом»;
- Бог, явленный как Спаситель в Иисусе Христе, назван «Сыном»;
- Бог, явленный как Тот, кто освящает и дарует вечную жизнь, называется «Духом».
К IV веку сложился консенсус в пользу учения о Троице , а модализм вообще считался ересью . [4] [5]
С приходом пятидесятничества возрожденное богословие превратилось в центральный принцип пятидесятничества-единственника . Пятидесятники-единственники учат божественности Иисуса и понимают его как проявление Яхве , Бога Ветхого Завета, во плоти и Святого Духа, или Бога в действии. [1] [9] Они также крестят исключительно во имя Иисуса или Иисуса Христа; таким образом, Отец, Сын и Святой Дух считаются титулами, относящимися к единому Богу, а не описаниями отдельных личностей, а Иисус рассматривается как одно имя для этих титулов. [10]
Текущие приверженцы
[ редактировать ]Модалистическое монархианство принимается в рамках пятидесятничества единства. Большая часть богословия движения пытается начать с ветхозаветного понимания Бога, чтобы понять, что думали об Иисусе первые апостолы. Он также стремится избежать использования богословских категорий, созданных платоновско - аристотелевской эпистемологией , предпочитая скорее рассказывать историю искупления через повествование. [11] Таким образом, различие, обнаруженное у авторов Нового Завета между Богом-Отцом и Иисусом, понимается как попытка отождествить Бога-Отца и Иисуса вместе, а не разделить их больше, чем это необходимо.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернард, Дэвид (1993). «Отец, Сын и Святой Дух». Единство Бога . Word Aflame Press. ISBN 978-0-912315-12-6 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 года.
Библия говорит об Отце, Сыне и Святом Духе как о различных проявлениях, ролях, способах, титулах, атрибутах, отношениях с человеком или функциях единого Бога, но это не относится к Отец, Сын и Святой Дух как три личности, личности, воли, разумы или Боги. Бог — Отец всех нас и, в уникальном смысле, Отец человека Иисуса Христа. Бог явил Себя во плоти в личности Иисуса Христа, названного Сыном Божьим. Бога также называют Святым Духом, что подчеркивает Его деятельность в жизни и делах человечества. Бог не ограничивается этими тремя проявлениями; однако в славном откровении единого Бога Новый Завет не отступает от строгого монотеизма Ветхого Завета. Скорее, Библия представляет Иисуса как Отца, Сына и Святого Духа. Иисус — не просто проявление одной из трех личностей Божества, но Он — воплощение Отца, Иеговы Ветхого Завета. Воистину, в Иисусе обитает вся полнота Божества телесно.
- ^ «Определение модалистического монархианства» . Мерриам-Вебстер . Мерриам-Вебстер , Инк . Проверено 16 октября 2021 г.
Монархианство, утверждающее, что Иисус Христос не был отдельной личностью Троицы, а был скорее одним из трех последовательных форм или проявлений Бога.
- ^ «Монархианство | Христианство» . Британская энциклопедия . Проверено 16 октября 2021 г.
Модалистическое монархианство возражало против «субординационизма» некоторых отцов церкви и утверждало, что имена Отец и Сын были лишь разными обозначениями одного и того же субъекта, единого Бога, который «в отношении тех отношений, в которых Он прежде находился в мир называется Отцом, но по отношению к Его явлению в человечестве называется Сыном». Ему учил Праксей, священник из Малой Азии, в Риме около 206 г., и ему противостоял Тертуллиан в трактате Adversus Praxean (ок. 213 г.), который стал важным вкладом в учение о Троице.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Савеллианство» . Католические ответы . Проверено 16 октября 2021 г.
В 382 году Римский собор под председательством Папы Дамаса I осудил ересь, заявив: «Мы предаем анафеме и тех, кто следует ошибке Савеллия, утверждая, что один и тот же Один и Отец, и Сын» (Фолиант Папы Дамасия, 2). .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Савеллианство» . Знамя Истины США . 18 мая 2016 г. Проверено 16 октября 2021 г.
Итак, откровения Отца и Сына, по Савеллию, принадлежали прошлому, и Церковь теперь была Церковью Духа, и после скончания веков был бы просто Бог, который не был бы ни Отцом, ни Сыном, ни Дух. Его учение справедливо осуждалось Церковью, понимавшей, что оно подрывает самые основы христианства.
- ^ МакГрат 2013 , с. 56.
- ^ МакГрат 2013 , с. 54.
- ^ МакГрат 2013 , с. 57.
- ^ Бернард, Дэвид К. (1993). «Иисус есть Бог». Единство Бога . Word Aflame Press. ISBN 978-0-912315-12-6 . Архивировано из оригинала 15 января 2008 года.
Иисус — это все, чем Библия описывает Бога. Он обладает всеми атрибутами, прерогативами и характеристиками Самого Бога. Проще говоря, все, чем является Бог, является Иисусом. Иисус – единый Бог. Нет лучшего способа подвести итог всему этому, чем сказать вместе с вдохновенным апостолом Павлом: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» (Колоссянам 2:9-10).
- ^ Джилл, Кеннет. «Разделение ради единства» . Христианская история . Христианство сегодня . Проверено 16 октября 2021 г.
Так звучал один из гимнов пятидесятников-единственников, для которых Иисус был именем Отца, Сына и Святого Духа. Их желание вернуть себе мантию апостольской церкви началось с вопросов о правильной формуле водного крещения. Но вскоре они поставили под сомнение даже учение о Троице.
- ^ Норрис 2009 , с. 27.
Источники
[ редактировать ]- МакГрат, Алистер Э. (2013). Историческое богословие: Введение в историю христианской мысли (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-470-67286-0 .
- Норрис, Дэвид С. (2009). Я есть: пятидесятническое богословие единства . Хейзелвуд, Миссури: Word Aflame Press. ISBN 9781567227307 . OCLC 312444348 .