Jump to content

Древний закон

Jus antiquum — это период в юридической истории католической церкви , охватывающий период от зарождения церкви до декрета Грациана распространение , то есть с 33 года нашей эры примерно до 1150 года. В первые 10 веков существования церкви наблюдалось большое канонические коллекции, в основном собранные частными лицами, а не церковной властью как таковой. [1]

Древние церковные ордена

[ редактировать ]

Никогда, и тем более в первые века, не было попыток создать единую систему законодательства для всей христианской церкви. Различные общины управляли собой главным образом в соответствии со своими обычаями и традициями, которые, однако, обладали некоторым единообразием, обусловленным их тесной связью с естественным и божественным законом. Как ни странно, те документы, которые имеют наибольшее сходство с небольшим собранием канонических правил, такие как Дидахе , Дидаскалия и Каноны Ипполита , не сохранились и не находят места в собраниях канонов, несомненно, по той причине, что что это не официальные документы. Даже Апостольские конституции ( см. ), расширение Дидахе и Дидаскалии , после оказания определенного влияния, были отвергнуты собором в Трулло (692).

Таким образом, единственным псевдоэпиграфическим документом, сохранившимся в праве Греческой Церкви, является небольшой сборник из восьмидесяти пяти так называемых « Апостольских канонов » ( см. ). Составители в своих нескольких сборниках собрали лишь отдельные решения, не являвшиеся результатом заранее определенного плана, данного соборами или некоторыми великими епископами. [2]

Эти компиляции начались на Востоке. Похоже, что в нескольких различных округах каноны, принятые местными собраниями, [а] были добавлены к законам Никейского собора , которые повсеместно принимались и соблюдались. [2]

На Востоке

[ редактировать ]

Греческая коллекция

[ редактировать ]

Первым примером, по-видимому, является провинция Понт , где после двадцати канонов Никеи были помещены двадцать пять канонов Анкирского собора (314 г.) и пятнадцать канонов Неокесарийского собора (315–320 гг.). Эти тексты были приняты в Антиохии , куда были дополнительно добавлены двадцать пять канонов так называемого собора в энкении этого города (341).

Вскоре после этого Пафлагония внесла двадцать канонов, принятых на Гангреском соборе (состоявшемся, согласно Восточному синодику [ он ] в 343 году), [б] и Фригии собора — пятьдесят девять канонов Лаодикийского (345–381?), или, вернее, сборника, известного как труд этого собора. Сборник был настолько хорошо и так широко известен, что все эти каноны были пронумерованы последовательно, и, таким образом, на Халкидонском соборе (451 г.) некоторые из Антиохийских канонов были зачитаны под номером, присвоенным им в сборнике всего. Далее оно было увеличено двадцатью восемью (тридцатью) канонами Халкидона ; примерно в то же время были добавлены четыре правила Константинопольского собора 381 года, под названием которых появились и три (или семь) других правил более позднего времени. и так называемые Апостольские каноны В тот же день во главе группы были поставлены . В таком состоянии была греческая коллекция, когда она была переведена и представлена ​​на Западе. [2]

В течение VI века коллекция была дополнена уже существовавшими, но до сих пор изолированными документами, в частности, каноническими письмами нескольких великих епископов, Дионисия Александрийского , святого Василия и других. Именно в это время стал известен латинский сборник Дионисия Эксигуса ; и так же, как он предоставил место греческим соборам в своем сборнике, так от него были заимствованы каноны соборов, которых не было в греческом сборнике, - двадцать канонов Сардики (343 г.), в греческом тексте, который значительно различается. из латыни; и Карфагенский собор 410 г., который более или менее полностью включил в 105 канонов решения африканских соборов. Вскоре после этого состоялся собор в Трулло (692 г.), также называемый Quinisextum , поскольку он считался дополнительным к двум соборам (5-му и 6-му вселенским) в Константинополе (553 и 680 гг.), которые не установили никаких дисциплинарных канонов. Это собрание разработало 102 канона, которые стали частью западного права гораздо позже, по инициативе Папа Иоанн VIII .(872–881). [2]

Окончательная форма

[ редактировать ]

Теперь, во втором из своих канонов, собор в Трулло признал и санкционировал вышеупомянутый греческий сбор; оно перечисляет все свои статьи, настаивает на признании этих канонов и в то же время запрещает прибавление других. Согласно такому определению, собрание содержит следующие документы: во-первых, восемьдесят пять апостольских канонов , конституции которых были отменены как претерпевшие еретические изменения; во-вторых, каноны соборов Никеи, Анкиры , Неокесарии , Гангры , Антиохии, Лаодикии, Константинополя (381 г.), Эфеса (дисциплинарные правила этого собора касаются приема несториан и не были доведены до Запада), Халкидон, Сардика, Карфаген (тот 419 г., по Дионисию), Константинополь (394 г.); в-третьих, ряд канонических посланий следующих великих епископов — Дионисия Александрийского , Петра Александрийского (мученика) , Григория Чудотворца , Афанасия , Василия Кесарийского , Григория Нисского , Григория Назианзина. , Амфилохий Иконийский , Тимофей Александрийский , папа Феофил Александрийский , Кирилл Александрийский и Геннадий Константинопольский ; упоминается и канон Киприана Карфагенского (Мученика), но с пометкой, что он действителен только для Африки. С добавлением двадцати двух правил Вселенского Никейского собора (787 г.) это даст нам все содержание официального собрания Греческой Церкви; с тех пор оно осталось неизменным. Закон Греческой церкви на самом деле был скорее делом рук византийских императоров. [2]

Номоканон

[ редактировать ]

У сборника было несколько комментаторов; нам достаточно упомянуть лишь комментарии Фотия (883 г.), Зонары (1120 г.) и Вальсамона (1170 г.). Сборник, в котором тексты просто воспроизводятся в хронологическом порядке, явно неудобен; около 550 г. Иоанн Схоластик , патриарх Константинопольский, составил методическую классификацию их по пятидесяти главам. Наконец, следует упомянуть еще один вид компиляций, используемых до сих пор в Греческой Церкви и носящих название номоканонических , потому что в них, наряду с церковными канонами, вставлены императорские законы по каждому предмету: главные из них — один, носящий имя Иоанна Схоластика , принадлежащее, однако, более позднему времени, и имя Фотия (883 г.). [2]

На Западе

[ редактировать ]

Каноническое право других Восточных Церквей не оказало заметного влияния на собрания Западной Церкви, поэтому нам нет нужды говорить о нем здесь. Начиная с V века, определенная унификация церковного права стала происходить в сфере Константинопольской кафедры, но лишь позже аналогичный результат пришел на Запад. В течение нескольких столетий нет упоминаний ни о каких сборниках канонов, кроме местных, да и те не встречаются до V века; нам придется спуститься к 8-му или даже 9-му веку, прежде чем мы обнаружим хоть какой-то след объединения. Этот процесс был единым результатом передачи различных коллекций из одного региона в другой. [2]

Коллекции Северной Африки

[ редактировать ]

Самая замечательная и самая однородная, а также, без сомнения, самая древняя из этих местных коллекций — это коллекция Африканской церкви . Он образовался, так сказать, автоматически, благодаря проводимым практически ежегодно пленарным собраниям африканского епископата, на которых было принято прежде всего зачитывать каноны предыдущих соборов. Это придало сборнику официальный характер. Ко времени нашествия вандалов этот сборник включал каноны Карфагенского собора при Грате (около 348 г.) и Генефлия (390 г.), всю серию двадцати или двадцати двух пленарных соборов, состоявшихся во время епископства Аврелия, и наконец, советы, проходившие в Визакене. Из последних мы имеем лишь фрагменты, а ряд соборов при Аврелии весьма неполный. Африканский сборник не дошел до нас напрямую: у нас есть два его неполных и запутанных сборника, в двух сборниках: сборнике « Испана» и сборнике Дионисия Exiguus. Дионисию известен только совет 419 г. по делу Апиария; но в этом единственном тексте воспроизведены более или менее полно почти все соборы сборника; это был знаменитый Concilium Africanum , так часто цитируемый в средние века, который признавался и греками. Испанский сборник делит африканские каноны между семью соборами Карфагена и одним Милевским собором; но во многих случаях оно приписывает их не тому источнику; например, под названием Четвертого Карфагенского собора он приводит Statuta Ecclesiae antiqua , арлезианскую компиляцию святого Цезаря, что привело к ряду неверных ссылок. К середине VI века карфагенский диакон Фулгенций Ферранд составил Breviatio canonum . [с] методическое расположение африканской коллекции по порядку предметов. Из него мы узнаем, что каноны Никейского и других греческих соборов, вплоть до Халкидонского, были известны и в Африке. [2]

Римская церковь в еще большей степени, чем остальные, управляла собой в соответствии со своими обычаями и традициями. До конца V века единственным каноническим документом неримского происхождения, который оно официально признавало, была группа Никейских канонов, под названием которых включались и Сардикские каноны. Латинская версия других греческих соборов (тот, который Дионисий называет prisca ) была известна, но она не использовалась в каноническом смысле. Местное право было основано на обычаях и папских грамотах, называемых декреталиями . Последние были двух родов: одни были адресованы епископам церковной провинции, непосредственно подчинявшейся папе; остальные были опубликованы в ответ на вопросы, заданные с разных сторон; но в обоих случаях доктрина одна и та же. [2]

Дионисий Младший и его коллекция

[ редактировать ]

В начале VI века Римская церковь приняла двойной сборник, хотя и частного происхождения, составленный в то время монахом Дионисием, известным под именем Дионисий Эксигус, который он сам принял в знак смирения. . Он был скифом по рождению и прибыл в Рим лишь после 496 г., его образованность была значительной для своего времени, и ему мы обязаны использованием христианской эпохи и новым способом отсчета Пасхи. По просьбе Стефана, епископа Салонского, он взял на себя задачу сделать новый перевод с оригинального греческого текста канонов греческого сборника. Рукопись, которую он использовал, содержала только первые пятьдесят апостольских канонов; он перевел их, и таким образом они стали частью закона Запада. Эта часть труда Дионисия не была добавлена ​​позднее; со второй частью было иначе. В нем воплотились документы, содержащие местное право, а именно 39 декреталей пап от Сириция (384–398) до Анастасия II. (496–498). Естественно, этот сборник последовательно дополнялся по мере появления новых декреталей. Сборник, образованный путем объединения этих двух частей, оставался единственным официальным кодексом Римской церкви до тех пор, пока не начались работы, предпринятые в результате реформаторского движения в 11 веке. [2]

Дионисий-Адриан

[ редактировать ]

В 774 году папа Адриан I подарил двойное собрание скифского монаха будущему императору Карлу Великому как каноническую книгу Римской Церкви ; это то, что называется Дионисио-Адрианой . Это был важный этап в истории централизации канонического права; сборник был официально принят Франкской церковью по решению собора Экс-ла-Шапель 802 года и с этого времени признавался и цитировался как liber canonum . Если мы примем во внимание, что Африканская церковь, которая уже значительно пострадала от нашествия вандалов, была в этот период почти полностью разрушена арабами, а судьба Испании была немногим лучше, то легко понять, почему сборник Дионисия стал кодексом почти всей Западной церкви, за исключением англосаксонских стран; хотя и здесь это было известно. [2]

Другие сборники канонов итальянского происхождения, составленные до X века, важны благодаря документам, которые они сохранили для нас, но, поскольку они не оказали большого влияния на развитие канонического права, мы можем пройти мимо они закончились. [2]

В Галлии

[ редактировать ]

Будучи введенным в Галлию, «Дионисио-Адриана» не заменил какого-либо другого общепризнанного собрания канонов. В этой стране Церковь не была централизована вокруг главной кафедры, которая могла бы обеспечить единство в каноническом праве, как и в других вопросах; даже политические территориальные разделения были очень нестабильными. Единственным каноническим центром активной деятельности была церковь Арля, которая имела значительное влияние на окружающий регион в V и VI веках. [2]

Коллекция Кенеля

[ редактировать ]

Главная коллекция, известная по всей Галлии до Дионисия-Адрианы.представлял собой так называемый сборник Кенеля, названный в честь его первого редактора. [д] Это богатая, хотя и плохо организованная коллекция, содержащая 98 документов — восточные и африканские каноны и папские письма, но никаких галльских соборов; так что это не сборник местных законов. Мы могли бы ожидать найти такой сборник, учитывая многочисленные и важные советы, проводившиеся в Галлии, но их решения оставались разбросанными среди большого количества сборников, ни один из которых никогда не имел широкого распространения или официального характера. [2]

Местные советы

[ редактировать ]

Было бы невозможно перечислить здесь все галльские соборы, внесшие вклад в каноническое право этой страны; мы упомянем только следующее: Арль (314 г.), имеющий большое значение; ряд советов в округе Арль, завершенных Statuta Ecclesiae antiqua Святого Цезаря; советы провинции Тур; собрания епископата трех королевств вестготов в Агде (506 г.), франков в Орлеане (511 г.) и бургундов в Эпаоне (517 г.); несколько советов королевств франков, главным образом в Орлеане; и, наконец, синоды середины VIII века, под влиянием св. Бонифация. Очевидно, импульс к единству должен был прийти извне; оно началось с союза Каролингов и папства и было подчеркнуто признанием liber canonum . [2]

В Испании

[ редактировать ]

В Испании, напротив, наблюдается сильная централизация вокруг Толедского престола. Таким образом, мы находим испанское каноническое право, воплощенное в сборнике, который, хотя, возможно, и не был официальным, был распространен и получен повсеместно; это была испанская коллекция Hispana . [2]

Испана

[ редактировать ]

Коллекция хорошо составлена ​​и включает почти все важные канонические документы. В первой части содержатся советы, упорядоченные по регионам, в которых они проводились: греческие соборы, согласно переводу итальянского происхождения, но известные под названием Испания ; Африканские советы, галльские советы и испанские советы. Последние, образующие местную секцию, далее делятся на несколько классов: во-первых, синоды, проводившиеся при Римской империи, главным из которых был синод Эльвиры (ок. 300 г.); Далее следуют тексты, принадлежавшие королевству свевов после обращения этих варваров святым Мартином Брагским: это два собора Браги (563 и 572 гг.) и своего рода свободный перевод или адаптация канонов свевов. Греческие советы, созданные Мартином Брагским; этот документ в последнее время часто цитируется под названием Capitula Martini papae ; в-третьих, решения советов Вестготской церкви после ее обращения в католицизм. Почти все эти соборы проводились в Толедо, начиная с великого собора 589 года. Серия продолжалась до 694 года и была прервана только мусульманским вторжением. Наконец, вторая часть В Испании , как и в коллекции Дионисия, содержатся папские декреталии. [2]

С середины IX века эта коллекция стала еще более знаменитой; ибо, как мы знаем, оно послужило основой знаменитого сборника Лжедекреталей. [2]

Великобритания и Ирландия

[ редактировать ]

Церкви Великобритании и Ирландии еще дольше оставались вне централизующего движения. Их вклад в более позднюю систему канонического права состоял в двух вещах: Penitentials и влиянии ирландского собрания, поскольку другие источники местного права не были известны ни предшественникам Грациана, ни самому Грациану. [2]

Пенитенциарии

[ редактировать ]

«Покаяния» — это сборники, предназначенные для помощи исповедникам при расчете епитимий, налагаемых за различные грехи, в соответствии с дисциплиной, действующей в англосаксонских странах. Все они имеют англосаксонское или ирландское происхождение, и хотя некоторые из них были составлены на континенте под влиянием островных миссионеров, кажется вполне очевидным, что Римского покаянного дома никогда не существовало. [и] Однако их авторство сложно и неопределенно, поскольку коллекции в значительной степени корректировались и переделывались в соответствии с требованиями практики. Среди наиболее важных мы можем упомянуть тех, кто носил имена Винниан (ум. 589), Гильдас (ум. 583), Теодор Кентерберийский (ум. 690), Достопочтенный Беда (ум. 735) и Эгберт Йоркский (732–732). 767); «Покаяния», приписываемые святому Колумбану, основателю Люксейля и Боббио (ум. 615), и Кумеану (Кумине Аилбхе, аббату Ионы); в Франкском королевстве наиболее интересным произведением является «Покаяние Халитгара, епископа Камбре с 817 по 831 год». После позднейшего нравственного богословия (а это уже касается книг Халитгара и Рабана Мавра) канонические сборники стали включать в себя большее или меньшее количество покаянных канонов. [2]

Ирландская коллекция

[ редактировать ]

Ирландская коллекция, [ф] хотя он и не внес никаких важных документов в право Западной Церкви, но по крайней мере подал канонистам пример цитирования мест из Священного Писания и писаний Отцов. Кажется, эта коллекция датируется VIII веком; Помимо обычных источников, автор включил несколько документов местного происхождения, начиная с мнимого синода Святого Патрика. [2]

Ложные декреталии

[ редактировать ]

В самой середине IX века значительно расширенное издание « Испаны» во Франции стало распространяться . К этому богатому собранию автор, принявший имя Исидора, святого епископа Севильи, добавил немалое количество уже существующих апокрифических документов, а также серию писем, приписываемых папам первых веков, от Климента до Сильвестра. и Дамасия включительно, восполнив таким образом пробел перед декреталем Сириция, который является первым подлинным в сборнике. В других папских посланиях лишь изредка обнаруживаются признаки изменения или фальсификации, а текст соборов полностью соблюдается. [г] Из того же источника и в тот же день пришли еще два поддельных документа: во-первых, сборник Капитуляриев в трех книгах, приписываемый некоему Бенедикту (Benedictus Levita), [час] дьякон церкви Майнца; этот сборник, в котором подлинным документам находит очень мало места, стоит по отношению к гражданскому законодательству точно на том же месте, что и Лжедекреталии по отношению к каноническому праву. Другой документ, более ограниченного объема, представляет собой группу Капитул, данных под именем Ангилрама, епископа Меца. Сегодня всеми признано, что эти три сборника происходят из одного и того же источника. Исследование исторических вопросов, связанных со знаменитыми Лжедекреталами, см. в статье «Псевдоисидоровы декреталии» ; здесь нам остается только рассмотреть их с точки зрения места, которое они занимают в формировании церковного права. Несмотря на некоторые колебания, касающиеся скорее официального характера, чем исторической достоверности писем, приписываемых папам прежних столетий, Лжедекреталии были приняты с доверием вместе с подлинными текстами, служившими для них паспортом. . Все более поздние коллекции без разбора пользовались содержимым этой обширной коллекции, будь то подлинные или поддельные, без малейших подозрений. Ложные декреталии не сильно изменили и не исказили Каноническое право, но они во многом способствовали ускорению его продвижения к единству. Ибо это были последние из хронологических сборников, т.е. те, которые дают тексты в том порядке, в котором они появились. С этого времени канонисты начали применять свое индивидуальное суждение, располагая свои собрания в соответствии с некоторым систематическим порядком, группируя свои материалы в более или менее удачные подразделения в соответствии с поставленной перед ними целью. Это было началом кодификации общего канонического права, в которой использованные источники как бы теряют свой локальный характер. Это становится еще более заметным из-за того, что в большом количестве дошедших до нас работ автор не ограничивается простым изложением и классификацией текстов; но он продолжает обсуждать этот вопрос, делая выводы и иногда излагая некоторые разногласия по этому поводу, точно так же, как Грациан сделал это более подробно позже. [2]

Систематические коллекции

[ редактировать ]

За этот период, продолжавшийся с конца IX до середины XII в., можно насчитать около сорока систематических сборников разной ценности и тиража, которые сыграли большую или меньшую роль в подготовке юридического ренессанса XII в. века, и большая часть из которых была использована Грацианом. [2]

Нам достаточно упомянуть лишь о главном из них — Collectio Anselmo dedicata неизвестного автора конца девятого века; Libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis , [я] составленный около 906 г. Регино, аббатом Прюма, и посвященный Хатто из Майнца, относительно весьма оригинальный трактат. [2]

Огромный сборник из двадцати книг Бурхарда, епископа Вормса (1112–1122), Decretum или Collectarium , [Дж] очень широко распространен и известен под именем Брокарда , из которого особенно примечательна 19-я книга, посвященная процессу исповеди. К концу XI века, под влиянием Гильдебранда, реформаторское движение дает о себе знать в нескольких сборниках канонов, призванных поддержать права Святого Престола и Церкви против притязаний императора. К этой группе принадлежит анонимный сборник, названный М. П. Фурнье первым руководством реформы. [2]

Ансельм Деусдедит

[ редактировать ]

Коллекция Ансельма, епископа Лукки. [к] в 13 книгах (1080–1086); кардинала Деусдедита, [л] в 4 книгах, посвященных Папе Виктору III. (1086–1087); и, наконец, Бонизо, [м] епископ Сутри, в 10 книгах (1089 г.). [2]

Иво Шартрский

[ редактировать ]

В XII веке канонические произведения Иво Шартрского [н] имеют большое значение. Его «Панормия» , составленная около 1095 или 1096 года, представляет собой удобный и хорошо составленный сборник в 8 книгах; что касается «Декретума» , увесистого сборника в 17 книгах, то, по-видимому, имеется достаточно доказательств того, что это собрание материала, составленное Иво с учетом его «Панормии» . К 12 веку относится собрание рукописи. Сарагосы ( Цезарагустана ), на которую обратил внимание Антонио Агустин; кардинала Григория, названного им Поликарпом , в 8 книгах (около 1115 г.); и, наконец, Liber de misericordia et justitia Альгеруса, [the] scholasticus of Liége, в трёх книгах, составленных не позднее 1123 года. [2]

Но все эти труды должны были быть заменены Декретом Грациана . [2] который своей работой положил начало периоду, который впоследствии стал известен как период Jus novum в истории канонического права.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Советы, которые мы собираемся упомянуть, вплоть до IX века, публиковались несколько раз, особенно в больших сборниках Хардуэна, Манси и т. Д.; их можно найти собранными в одном небольшом томе в книге Bruns, Canones apostolorum et conciliorum (Берлин, 1839 г.). [2]
  2. ^ Дата этого совета ранее была неизвестна; он отнесен к 343 году в сирийском несторианском сборнике, недавно опубликованном М. Шабо, Synodicon Orientale , p. 278, примечание 4. [2]
  3. ^ Под редакцией Пьера Питу (Париж, 1588 г.), а затем Шиффле, Fulg. Металлургический завод (Дижон, 1694 г.); воспроизведено в Migne, Patr. лат. Том. 67, кол. 949 [2]
  4. ^ Опубликовано Кенелем в его издании произведений Святого Льва, том. ii. (Париж, 1675 г.); воспроизведено братьями Баллерини с учеными диссертациями, Opera S. Leonis , vol. III., Минь, PL 56. [2]
  5. Это доказано, несмотря на противоположные мнения Вассершлебена и Шмитца, г-ном Полем Фурнье, «Étude sur les Pénitentiels», в Revue d'histoire et de Litérature Religieuses , vol. VI. (1901), с. 289–317 и том. VII., 1902, стр. 59–70 и 121–127. [2]
  6. ^ Под редакцией Вассершлебена (Гиссен, 1874 г.). См. также П. Фурнье, «О влиянии ирландского сборника на формирование канонических сборников», в New Historical Review of French and Foreign Law , vol. XXIII, примечание I.
  7. ^ Сборник ложных декреталей был опубликован с длинным критическим предисловием П. Хиншиуса, Decretales Pseudo-Isidorianae et capitula Angilramni (Лейпциг, 1863). Для получения дополнительной информации см. Псевдоисидориевые декреталии . [2]
  8. ^ Последнее издание находится в Pertz, Monumenta Germaniae , vol. ii. часть ii. [2]
  9. ^ Под редакцией Вассершлебена (Лейпциг, 1840 г.); воспроизведено Минье, PL 132. [2]
  10. ^ Отредактировано несколько раз; в Мине, PL 140.
  11. ^ Неопубликовано [2]
  12. ^ Под редакцией монсеньора Пио Мартинуччи (Венеция, 1869 г.). Об этом сборнике см. Вольф фон Гланвелл, «Каноническое собрание кардинала Деусдедита» (Падерборн, 1905).
  13. ^ Неопубликовано. [2]
  14. ^ Несколько раз редактировалось; в Мине, PL 161. См. П. Фурнье, «Канонические коллекции, приписываемые Иву де Шартру», Bibliothèque de l'École des Chartres (1896 и 1897). [2]
  15. ^ Напечатано в Мартене, ноябрь. Тезаур. анекдот. том. в. полковник 1019. [2]
  1. ^ Капаррос, Э.; и др., ред. (2004). Кодекс канонического права с аннотациями: подготовлен под ответственность Института Мартина де Аспилкуэта (2-е (пересмотренное и обновленное 6-е изд. на испанском языке) изд.). Монреаль: Уилсон и Лафлер. п. 13. ISBN  1-890177-44-Х . OCLC   54079802 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Уолтер Джордж Фрэнк Филлимор (1911). « Каноническое право ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.

Библиография

[ редактировать ]
  • Капаррос, Э. и др. , «Кодекс канонического права с аннотациями: 2-е изд. Ред. и обновленное 6-е изд. на испанском языке». (Монреаль: Уилсон и Лафлер, 2004).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86d8d5ab4c9df0bbff7973d2b1ef87b0__1710261420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/b0/86d8d5ab4c9df0bbff7973d2b1ef87b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jus antiquum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)