Амфилохий Иконийский
Святой Амфилохий | |
---|---|
![]() Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, из Менологиона Василия II | |
Рожденный | что. 339/340 Кесария , Каппадокия (современный Кайсери , Турция ) |
Умер | Iconium , Phrygia (modern-day Konya , Turkey) |
Почитается в | Римско-католическая церковь Восточная православная церковь |
Праздник | 22 ноября в Католической церкви, 23 ноября в Восточной Православной Церкви. |
Покровительство | Konya |
Амфилохий Иконийский ( греч . Ἀμφιλόχιος Ἰκονίου ) был христианским епископом четвертого века, сыном каппадокийской знатной семьи, родившимся, возможно, в Кесарии , ок. 339/340, умер, вероятно, в 394–403 годах. [ 1 ] Его почитают как святого 22 ноября в Римско-католической церкви. [ 2 ] и 23 ноября в Православной Церкви. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Отец Амфилохия был выдающимся юристом, а мать Ливия отличалась мягкостью и мудростью. [ 1 ] Вероятно, он приходился двоюродным братом Григорию Назианзину и воспитывался в особой религиозной атмосфере христианской аристократии своей родной провинции. Он изучал право в Антиохии у Либания , практиковал в Константинополе , но вскоре удалился, чтобы вести религиозную жизнь поблизости от своего друга и родственника, «богослова» Назианза. [ 1 ]
Вскоре он вошел в круг влияния Василия Кесарийского и, по-видимому, какое-то время был членом христианского «Города бедных», построенного Василием в Кесарии. В начале 374 г. он был епископом важного престола Икония , вероятно, поставленного туда Василием, которому он продолжал помогать в каппадокийских церковных делах до смерти Василия (379 г.). С тех пор он оставался в близких отношениях с Григорием Назианзином и сопровождал его на Константинопольский собор (381 г.), где Иероним встречался и беседовал с ним (De Vir. Ill., ок. 133) . [ 1 ]
В истории богословия он занимает видное место благодаря своей защите божественности Святого Духа от македонян . Именно ему Василий посвятил свой труд «О Святом Духе». Он написал аналогичное произведение, ныне утерянное. Мы знаем, однако, что он прочитал его Иерониму по случаю их встречи в Константинополе. [ 1 ]
Его отношение к арианству иллюстрирует известный анекдот о его аудиенции у Феодосия I и его сына Аркадия . Когда Император упрекнул его за игнорирование присутствия сына, он напомнил ему, что Господь вселенной ненавидит тех, кто неблагодарен по отношению к Его Сыну, своему Спасителю и Благодетелю. [ 1 ]
Он был очень энергичным против мессалианцев и способствовал истреблению этой группы. [ 1 ] Василий, назначивший его на свое епископство, был высокого мнения об Амфилохии. В следующем поколении Феодорит очень лестно описал его: [ 4 ] и его цитируют соборы еще в 787 году. [ 1 ] Иероним также включает его как одного из каппадокийцев в список христианских образцов светской эрудиции. [ 5 ] Поскольку Амфилохий начал изучать богословие только после того, как стал епископом, его работа сохраняет определенную простоту. По словам Жоржа Флоровского, в его богословских трудах становится очевидным, что у него не было философского образования или особого интереса к ним. Его творчество зависело от его потребностей как пастора и учителя в борьбе с ересью. Тем не менее, Флоровский также хвалит свои произведения как «вдохновленные спокойной и искренней верой» и его гомилетическое использование риторики, описывая их как «напоминающие Григория Богослова». [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Большая часть работ Амфилохия утеряна. Сохранилось восемь проповедей, в том числе самая старая известная проповедь на праздник Очищения Господня ( In Occursum Domini ). Речь в середине Пятидесятницы ( в Mesopentocostem ) относится к празднику середины Пятидесятницы . Его стиль и забота об исторической точности ставят Амфилохия на место предшественника Иоанна Златоуста , который, возможно, находился под его влиянием. [ 7 ] Помимо его проповедей, существуют также послание к Иконийскому собору 376 г. и дидактический труд (сомнительной подлинности) Epistula Iambica ad Seleucum. Ложный «Ямб Селевку» представляет собой ранний и важный каталог канонических сочинений; другие ложные фрагменты, ходящие под его именем, взяты из библейских бесед, догматических писем и спорных сочинений. [ 8 ] [ 1 ] Полемический трактат Против ложного аскетизма» Амфилохия Иконийского « прямо направлен против верований и обычаев « энкратитов » и « апотактитов » сельской Ликаонии . Кажется, оно написано во второй половине 370-х годов.
его единственная подлинная дошедшая до нас работа: По словам Барденхауэра , [ 9 ] «Epistola Synodica», письмо против македонской ереси от имени епископов Ликаонии , вероятно, адресованное епископам Ликии . [ 10 ] [ 1 ]
Мысль
[ редактировать ]Богословие Амфилохия обычно следует по стопам своих каппадокийских коллег и определяет Троицу через ипостасные свойства Сына как зарождения и Духа как исхождения. Однако он вносит новаторство в обозначении ипостасей новой фразой «способ бытия» ( τρόποι τῆς ὺπάρξεως ). Это выражение не использовалось каппадокийскими отцами и было шагом к пониманию Троицы языком, направленным не на сущность, а на отношения. К началу пятого века эта фраза стала общепринятой в теологическом использовании. [ 11 ]
Помимо своей тринитарной мысли, Амфилохий также предвосхитил более позднее богословское использование своей христологической терминологии «ипостась». Настаивая на человеческой природе Христа, он пришел к выводу, что Христос имел две воли и две природы. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шахан, Томас Джозеф (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Календарь святых — 22 ноября» .
- ^ «Святитель Амфилохий, епископ Иконийский» .
- ^ Хист. Эккл., IV, х; В, xvi.
- ^ Иероним, Послание LXX
- ^ Жорж Флоровский, Восточные отцы четвертого века, стр.234.
- ^ Жорж Флоровский, Восточные отцы четвертого века, стр. 233-234.
- ^ PG, XXXIX, 13-130.
- ^ Патрологии, стр. 249.
- ^ Goldhorn, S. Basil., Opp. Sel. Dogm., 630-635.
- ^ Жорж Флоровский, Восточные отцы четвертого века, стр. 234-235.
- ^ Жорж Флоровский, Восточные отцы четвертого века, с. 235.
Издания
[ редактировать ]- Г. Фикер, Амфилохия , Часть I (Лейпциг, 1906).
- К. Датема, Amphilochii Iconiensis Opera , Turnhout, Brepols 1978 (Corpus Christianorum, Series Graeca, 3).
Исследования
[ редактировать ]- К. Холл, Амфилохий Иконийский в его отношениях с великими каппадокийцами (Тюбинген, 1904).
- К. Бонис, «Ереси, с которыми боролся Амфилохий», «Относительно ложного аскетизма», Греческое православное богословское обозрение , 9,1 (1963), 79–96.
- Э. Россин, «Амфилохий Иконийский и библейский канон «Contra Haereticos»», Studia Patavina 43,2 (1996), 131–157.