Близость (католическое каноническое право)

![]() |
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
![]() |
В каноническом праве католическом близость является препятствием для заключения брака пары из-за отношений, которые каждая из сторон имеет в результате родственных отношений, возникших в результате другого брака , или в результате внебрачных сношений . Отношения, которые создают препятствия, со временем менялись. Браки и сексуальные отношения между людьми, состоящими в родственных отношениях, рассматриваются как инцест .
Сегодня актуальным принципом католической церкви является то, что «близость не порождает близость», то есть между родственниками одного супруга и родственниками другого супруга нет близости. Канон 109 Кодекса канонического права Католической церкви предусматривает, что близость является препятствием для брака пары и представляет собой отношения, которые «возникают из действительного брака, даже если он не завершен, и существуют между мужчиной и кровным человеком». родственниками женщины и между женщиной и кровными родственниками мужчины». [1] Кроме того, родство «исчисляется таким образом, что кровное родство мужчины связано по родству с женщиной по той же линии и в той же степени, и наоборот». [2]
Историческое развитие
[ редактировать ]Закон Моисея
[ редактировать ]В Библии еврейской Левит 18:8–18 и 20:11–21 содержат запреты на сексуальные отношения между парой, состоящей в кровнородственных отношениях, а также ряд запретов на определенные родственные отношения, например, Левит 18:8 (отцовский брак). жена), 18:14 (жена брата отца), 18:16 (жена брата), 18:18 (сестра жены), 20:11–12 (жена отца, невестка), 20:14 (женщина и ее мать), 20:19 (сестра матери или отца) и 20:21 (жена брата). брата Запрещен брак с вдовой , но не с сестрой умершей жены. [3] Однако в качестве исключения Второзаконие 25: 5–10 требует, чтобы брат женился на вдове своего брата, если брат умер бездетным, в так называемом левиратном браке . [3]
Римское право
[ редактировать ]Римское гражданское право запрещало браки при наличии четырех степеней родства. [4] но не имел никакого отношения к браку. Однако правило заключалось в том, что, если возникал вопрос о родстве, на каком бы уровне кровного родства ни соединялась пара, считался тот же уровень, что и рассматриваемое родство. Римские гражданские законы запрещали любые браки между родителями и детьми, как по восходящей, так и по нисходящей линии до бесконечности . Усыновление считалось тем же, что и близость, поскольку приемный отец не мог жениться на неэмансипированной дочери или внучке, даже если усыновление было расторгнуто. [5] Рабы как таковые не могли вступить в законный брак, но в случае освобождения подпадали под действие общих правил. Кроме того, брак, заключенный в пределах запрещенных степеней родства или родства, если он заключен добросовестно , из-за незнания каких-либо препятствий, может оставаться в силе, и любые дети от этого союза считались законными . [6]
Историческое католическое каноническое право
[ редактировать ]Считая себя не связанной заповедями Ветхого Завета , ранняя христианская церковь следовала римскому гражданскому праву как закону страны . [7] Христианские императоры время от времени изменяли правила и распространяли гражданско-правовые препятствия на первую степень сопутствующего родства. Церковь распространила препятствия на отношения, возникающие в результате незаконных половых сношений. Собор Эльвиры ( ок. 300 г. ) запретил брак вдовца с сестрой его умершей жены. [8] Запрет постепенно становился все более обширным. К началу 9 века Западная церковь увеличила количество запрещенных степеней родства с четырех до семи. Метод расчета родственных связей также был изменен: теперь он просто подсчитывает количество поколений до общего предка. [9] Церковь также запретила родство с теми же семью степенями. Хотя препятствие родству близко, но не так убедительно, как препятствие кровного родства, причиной того, что запрещенные степени родства рассматриваются так же, как и кровное родство, является близость к кровным родственникам в самом акте полового акта. [8]
До Четвертого Латеранского собора (1215 г.) Церковь признавала две дополнительные формы родства. Во-первых, когда мужчина женился на вдове, ее родственники, а также родственники ее бывшего мужа считались родственниками мужчины и обращались с ними так, как если бы они были его кровными родственниками. Во-вторых, если первый муж женщины был вдовцом, то кровные родственники его первой жены становились родственниками женщины, а при последующем ее замужестве - родственниками нового мужа по родству. Также родственниками по родству считались дети женщины от умершего мужа, а также дети ее мужа от умершей жены. Так что последующие браки сводных братьев и сестер несли те же запреты, как если бы они были кровными родственниками. Установленный принцип гласил: «сродство порождает сродство». [8]
Четвертый Латеранский собор отменил правило родства второго типа, и появилась новая аксиома: «родство не порождает родство», и это принцип, которого придерживается современная католическая церковь. [8] Он также ограничил запреты как на родство, так и на кровное родство четвертой степенью, но сохранил тот же метод расчета, отсчитывая от общего предка. [10] ( Тридентский собор 1545–1563) ограничил препятствие к браку по причине родства в случаях, когда родство создается вне брака (например, силой или внебрачным сношением), второй степенью родства. [8]
диспенсация
[ редактировать ]Поскольку правила родства берут свое начало в церковном, а не божественном законе , препятствия могут быть устранены компетентной церковной властью. Папа , или епископ могут разрешить брак если будут нарушены правила родства. [8]
Современные христианские позиции
[ редактировать ]Действующий канонический закон Латинской церкви в каноне 1092 гласит, что родство в любой степени по прямой линии лишает законной силы брак, например, между тестем и его невесткой или между свекровью и невесткой. ее зять. Однако кодекс не запрещает браки между людьми, связанными родством по боковой линии, позволяя вдове или вдовцу выйти замуж за родного брата, сестру или двоюродного брата своего умершего супруга. [11] Кодекс канонов Восточных Церквей Восточно -Католической Церкви в Каноне 809 гласит, что родство лишает законной силы брак по прямой линии в любой степени, а также по боковой линии до второй степени, тем самым запрещая кому-либо вступать в брак со своим братом или сестрой по родству. закон без предварительного разрешения. [12]
Современные законы Англиканской церкви относительно родства можно найти в Книге общих молитв , которая время от времени пересматривалась. Закон 1907 года о браке сестры покойной жены устранил препятствия для женитьбы на сестре покойной жены. Ограничения были также смягчены Законом о браке 1949 года. 1 и Закона о браке (запрещенных степенях родства) 1986 года. 1. [13] [14] Англиканская община разрешает браки, выходящие за пределы второй степени родства. [15]
Запреты на отношения Восточной Православной Церкви из-за родства следуют Левит 18:8 (жена отца), 18:14 (жена брата отца), 18:16 (жена брата), 18:18 (сестра жены), 20:11–12 ( жена отца, невестка), 20:14 (женщина и ее мать), 20:19 (сестра матери или отца) и 20:21 (жена брата). Однако греческие патриархи и епископы могут предоставлять диспенсации с определенной степенью свободы или предпочитать придерживаться буквы закона. [16] В Церкви Востока мало ограничений на близость, порождающую близость. Армянская Апостольская Церковь ограничивает родство четвертой степенью, а политика восточного православия в целом очень близка к римско-католическим канонам. [8] Консервативные лютеране также запрещают браки между людьми, имеющими близкую степень родства, даже если это не запрещено государством. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1983 Codex Juris Canonici , Новый английский перевод (Вашингтон, округ Колумбия: Общество канонического права Америки, 1999), кан. 1092 §1
- ^ 1983 Codex Juris Canonici , Новый английский перевод (Вашингтон, округ Колумбия: Общество канонического права Америки, 1999), кан. 109 §2
- ^ Jump up to: а б Патрик Колкухун, Краткое изложение римского гражданского права, иллюстрированное комментариями и параллелями из мозаики, канона, мусульманского, английского и иностранного права (Лондон: Wm. Benning & Co., 1849), стр. 518 и нс. 10–13
- ^ Патрик Колкухун, Краткое изложение римского гражданского права, иллюстрированное комментариями и параллелями из мозаики, канонического, мусульманского, английского и иностранного права (Лондон: Wm. Benning & Co., 1849), стр. 513
- ^ Патрик Колкухун, Краткое изложение римского гражданского права, иллюстрированное комментариями и параллелями из мозаики, канонического, мусульманского, английского и иностранного права (Лондон: Wm. Benning & Co., 1849), стр. 514
- ^ Патрик Колкухун, Краткое изложение римского гражданского права, иллюстрированное комментариями и параллелями из мозаики, канонического, мусульманского, английского и иностранного права (Лондон: Wm. Benning & Co., 1849), стр. 510
- ^ Брендан Ф. Браун, «Канонический закон о браке», Virginia Law Review , Vol. 26, № 1 (ноябрь 1939 г.), с. 82 н. 54
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Родство (в каноническом праве)» . www.newadvent.org . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Констанс Б. Бушар, «Родственное родство и благородные браки в десятом и одиннадцатом веках», Speculum , Vol. 56, № 2 (апрель 1981 г.), стр. 269–70.
- ^ История средневекового канонического права в классический период, 1140–1234; От Грациана к декреталиям Папы Григория IX , изд. Вильфрид Хариманн; Кеннет Пеннингтон (Издательство Католического университета Америки, 2008), стр. 350
- ^ Каноническое право стало проще Могут ли родственники мужа жениться в церкви?
- ^ Древний | title=Католическая группа борется за соблюдение своих уникальных правил брака
- ^ «Закон о браке (запрещенных степенях родства) 1986 года (пункт 16)» . База данных статутного права Великобритании. Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Уилл Адам, Правовая гибкость и миссия церкви: диспенсация и экономия в церковном праве (Фарнхэм, Суррей, Англия; Берлингтон, Вермонт: Эшгейт, 2011), стр. 72 и н. 32
- ↑ Книга общих молитв. Архивировано 12 июня 2014 г. в Wayback Machine , Англиканская церковь Канады (1962), с. 562.
- ^ Эрнст Бенц, Восточная православная церковь: ее мысль и жизнь (Пискатауэй, Нью-Джерси: AldineTransaction, 2009), стр. 69
- ^ Статья в христианской циклопедии о препятствиях для брака.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Бертселл, Ричард Лалор (1907). « Близость (в каноническом праве) ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.