Победимое и непобедимое невежество
преодолимое невежество В католической моральной теологии — это невежество, которое человек может устранить, приложив разумное усердие в данных обстоятельствах. Оно контрастирует с непобедимым невежеством , которое человек либо совершенно неспособен устранить, либо может сделать это только чрезмерными усилиями ( т. е . усилиями, выходящими за рамки обычных обязанностей). [1]
Доктрина победимого невежества
[ редактировать ]Преступно оставаться умышленно неосведомленным о вопросах, которые человек обязан знать. [2] В то время как непобедимое невежество устраняет вину, преодолимое невежество в лучшем случае смягчает ее и может даже усугубить вину. Вина действия, совершенного по преодолимому незнанию, должна измеряться степенью усердия или небрежности, проявленной при совершении этого действия. [3] Человек несет моральную ответственность за свое невежество и за действия, вытекающие из него. [2] Если в устранении невежества было проявлено недостаточное усердие, это называется просто преодолимым; это может уменьшить вину до такой степени, что грех станет простительным . Когда для устранения невежества прилагается мало усилий или вообще не прилагается никаких усилий, невежество называется грубым или тупым ; это устраняет лишь небольшую часть вины или вообще не снимает ее. Намеренно поощряемое невежество подвергается воздействию или изучается ; это может усилить чувство вины. [1]
Незнание может быть: [3]
- О праве, когда человек не знает о существовании самого закона или, по крайней мере, о том, что конкретный случай подпадает под его положения.
- Действительно, когда неизвестно не отношение чего-либо к закону, а сама вещь или какое-либо обстоятельство.
- Наказание, когда лицо не осознает, что за конкретное преступление применена санкция. Это особенно следует учитывать, когда речь идет о более серьезном наказании.
Доктрина непобедимого невежества
[ редактировать ]«Непобедимое невежество освобождает от всякой вины. Действие, совершенное в незнании закона, запрещающего его, или обстоятельств дела, не является добровольным действием». С другой стороны, преступно оставаться умышленным невежеством в вопросах, которые человек обязан знать (преодолимое невежество). В этом случае человек несет моральную ответственность за свое невежество и за действия, вытекающие из него. Вина, связанная с преступлением, совершенным по незнанию, меньше, чем она была бы, если бы деяние было совершено с полным осознанием, поскольку в этом случае преступление является менее добровольным. [2]
Протестантский взгляд
[ редактировать ]Протестанты отклонились от католической доктрины в этой области во время Реформации. Мартин Лютер считал, что непобедимое невежество является лишь уважительным оправданием для преступлений против человеческого закона. По его мнению, люди не знают божественного закона из-за первородного греха , за который все несут вину. [2] Жан Кальвин согласился с тем, что незнание закона Божьего всегда преодолимо. [2]
См. также
[ редактировать ]- Судьба необученных
- Будущий испытательный срок
- Крещение желанием
- Умышленная слепота
- Добродетельный язычник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Невежество - непобедимое и непобедимое (This Rock: июль/август 1999 г.)» . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джордж Хейворд Джойс, «НЕПОБЕДИМОЕ НЕВЕЖЕСТВО», в книге Джеймса Гастингса, Джона А. Селби и Луи Х. Грея (ред.), Энциклопедия религии и этики (Эдинбург; Нью-Йорк: T. & T. Clark; Сыновья Чарльза Скрибнера, 1908–1926), с. 403.
- ^ Jump up to: а б «Незнание» . Католическая энциклопедия .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пий IX, распространении О ложных учений , 10 августа 1863 г.
- Мортимер, Р.Г. (1947). «В: СОЗНАНИЕ» . Элементы морального богословия . Адам и Чарльз Блэк.