Номоканон
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
![]() |
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
![]() |
Номоканон nomos ( греч . Νομοκανών , Nomokanōn ; от греческого так «закон» и kanon «правило») — совокупность церковных законов , состоящая из элементов как гражданского права, и канонического права . Номоканоны составляют часть канонического права Восточно -Католических Церквей (через Восточно-Католическое каноническое право ) и Восточной Православной Церкви .
Византийские номоканоны
[ редактировать ]Номоканон Иоанна Схоластика
[ редактировать ]Первый номоканон, датированный шестым веком, приписывается, хотя и без уверенности, Иоанну Схоластику , чьи каноны он использует и дополняет. Он составил (около 550 г.) чисто канонический сборник в 50 названиях, а позднее составил отрывок из Юстиниана . «Новелл» в 87 главах [ 1 ] которые касаются церковных вопросов. К каждому из 50 титулов были добавлены тексты императорских законов на ту же тему, а также 21 дополнительная глава, почти все заимствованные из 87 глав Иоанна. [ 2 ]
Номоканон в 14 наименованиях
[ редактировать ]Второй номоканон датируется периодом правления византийского императора Ираклия (610–641), когда латынь была заменена греческим языком в качестве официального языка имперских законов. Он был создан путем слияния Collectio tripartita (сборника имперских законов Юстиниана) и канонической синтагмы (церковных канонов). Впоследствии этот сборник будет известен как Номоканон в 14 названиях .
Номоканон Фотия
[ редактировать ]Номоканон в 14 титулах номоканон долгое время пользовался уважением и перешел в Русскую Церковь , но постепенно был вытеснен Номоканоном Фотия в 883 году.
Великим систематическим составителем Восточной Церкви, занимающим положение, сходное с положением Грациана на Западе , был Фотий, Константинопольский Патриарх IX века. Его сборник, состоящий из двух частей — хронологически упорядоченной компиляции синодальных канонов и редакции Номоканона — сформировал и до сих пор представляет собой классический источник древнего церковного права для Греческой Церкви. [ 3 ]
Он содержал Номоканон в 14 титулах, с добавлением 102 канонов Трулланского Собора , 17 канонов Константинопольского Собора 861 года , [ 4 ] и три канона, замененные Фотием канонами Константинопольского Собора 869 года . Номоканон в 14 названиях был дополнен более поздними имперскими законами.
Весь этот сборник был прокомментирован около 1170 года Теодором Бальсамоном , [ 5 ] Греческий Патриарх Антиохии, проживающий в Константинополе. Номоканон Фотия дополнил Педалион ( греч . Πηδάλιον «руль»), своего рода Corpus Juris Восточной Православной Церкви, напечатанный в 1800 году Патриархом Неофитом VII .
Номоканон Фотия сохранился в законе Восточной Православной Церкви и был включен в Синтагму , изданную Раллисом и Потлисом (Афины, 1852–1859). [ 6 ]
Номоканон Святого Саввы
[ редактировать ]
Номоканон святого Саввы , или по-сербски Законоправило ( Савино Законоправило ), был первой сербской конституцией и высшим кодексом в Сербской Православной Церкви ; оно было завершено в 1219 году. Этот правовой акт получил широкое развитие. Номоканон святого Саввы представлял собой сборник гражданского права , основанный на римском праве. [ 7 ] [ 8 ] и каноническое право , основанное на Вселенских соборах . Его основной целью была организация функционирования молодого Сербского королевства и Сербской церкви .
Во времена династии Неманичей (1166–1371) правители сербского средневекового государства не могли создать свод законов, который регулировал бы отношения в государстве и церкви. Сербские правители правили едиными законодательными актами и указами. Чтобы преодолеть эту проблему и организовать правовую систему, после обретения религиозной независимости святой Савва завершил свое Законоправило в 1219 году.
Законоправило было принято в Болгарии , Румынии и России . Оно было напечатано в Москве в 17 веке. Итак, римско-византийское право распространялось в Восточной Европе через Законоправило . В Сербии он считался сводом божественного закона и был реализован в Кодексе Душана ( сербский : Dušanov zakonik ).
Во время сербской революции в 1804 году священник Матея Ненадович установил Номоканон Святого Саввы как кодекс освобожденной Сербии. Он также был реализован в Гражданском кодексе Сербии в 1844 году. Законоправило до сих пор используется в Сербской Православной Церкви как высший церковный кодекс.
Восточно-сирийская традиция
[ редактировать ]Номоканоны Церкви Востока по автору:
- Ишобохт (8 век), автор « Сочинения о законах» (персидский)
- Габриэль Басрский (конец 9 века), автор Сборника судебных решений (сирийский)
- Элия ибн Убайд (начало X века), автор Номоканона Arabus (арабский язык)
- Ибн аль-Тайиб (11 век), автор Закона христианства (арабский)
- Абдишо бар Бриха (ум. 1318), автор Номоканона ( сирийский)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ О канонической коллекции см. Voellus and Henri Justel , «Bibliotheca juris canonici», Париж, 1661, II, 449 кв.; для 87 глав, Питра , «Juris ecclesiastici Græcorum historia et Monumenta», Рим, 1864, II, 385)
- ^ Воеллус и Юстеллус, соч. соч., II, 603.
- ^ Джастин Тейлор, эссе «Каноническое право в эпоху отцов» (опубликовано в журналах Джордана Хайта, TOR и Дэниела Дж. Уорда, OSB, «Чтения, случаи, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание» (Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, 1990), стр. 61.
- ^ «Фотианские соборы Константинополя (861, 867, 879)» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1908 год . Проверено 24 октября 2013 г.
- ^ Номоканон с комментарием Бальсамона в Voellus и Justellus, II, 815; ПГ, Гражданский, 441.
- ^ ПГ, лок. соч.; Беверидж, «Синодикон», Оксфорд, 1672 г.
- ^ «СП Скотт: Гражданское право» . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ «::: Библиотека римского права (последнее обновление: 20 июля 2012 г.)» . Архивировано из оригинала 31 августа 2012 г. Проверено 10 мая 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Власто, А.П. (1970) Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековую историю славян Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-10758-7 .
- Позднесредневековые Балканы: критический обзор конца двенадцатого века
Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Номоканон» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Номоканон ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.