Указ Грациана
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Decretum Gratiani , также известный как Concordia discordantium canonum или Concordantia discordantium canonum или просто Decretum , представляет собой сборник канонического права, составленный и написанный в 12 веке в качестве юридического учебника юристом, известным как Грациан . Он образует первую часть собрания из шести юридических текстов, которые вместе стали известны как Corpus Juris Canonici . Он использовался в качестве основного источника права канонистами Римско -католической церкви до тех пор, пока Декреталии , обнародованные Папой Григорием IX в 1234 году, не приобрели юридическую силу, после чего он стал краеугольным камнем Corpus Juris Canonici , действовавшего до 1917 года. [1]
Обзор
[ редактировать ]В первой половине XII века Грациан , clusinus episcopus , [2] вероятно, юрист церковного форума и учитель, рубрикатор монастыря Святых Набора и Феликса (согласно болонскому Одофреду Денарису [13 век]), а с 18 века считается камальдольским монахом, [3] написал работу, которую он назвал Concordia discordantium canonum , а другие озаглавили Novacollectio, Decreta, Corpus juris canonici или более общепринятое название Decretum Gratiani , живой текст, характеризующийся несколькими редакционными стадиями. Он сделал это, чтобы избежать трудностей, которые мешали изучению и судебному применению практического внешнего богословия ( theologia practica externa ), т. е. изучению и судебному использованию канонического права. Несмотря на свою высокую репутацию и широкое распространение, Декретум никогда не признавался Церковью в качестве официального сборника. [4]
Так называемая vulgata или вульгатная версия (продвинутая редакционная стадия) Декретума разделена на три части ( министерия , переговоры , сакрамента ).
- Первая часть разделена на 101 различие ( disferencees ), первые 20 из которых образуют введение в общие принципы канонического права ( tractatus decretalium ); остальная часть составляет трактат ordinandorum , относящийся к церковным лицам и функциям.
- Вторая часть содержит 36 причин ( causæ ), разделенных на вопросы ( questiones ), и касается церковного управления, процедурных вопросов и брака. Quaestio 3 Causa 33 о покаянии ( De penitentia ) рассматривается отдельно и подразделяется на 7 различий.
- Третья часть De consecratione посвящена сакраментальному и литургическому праву и содержит 5 различий.
Каждое различие или вопрос содержит dicta Gratiani , или максимы Грациана, и каноны . Грациан сам ставит вопросы и выдвигает трудности, на которые отвечает, цитируя auctoritates , т. е. каноны соборов, декреталии пап, тексты Священного Писания или отцов. Это каноны ; вся оставшаяся часть, даже краткое изложение канонов и хронологические указания, называется максимами или dicta Gratiani .
Многие авторитаты были включены в Декретум более поздними авторами. Это Палеи , называемые так от Паукапалеи , имени главного комментатора Декретума . Римские ревизоры XVI века (1566–1582) исправили текст «Указа» и добавили множество критических замечаний, обозначенных словами Correctores Romani .
Ссылаясь на Декретум
[ редактировать ]Декретум цитируется со ссылкой на более крупные единицы различия или причину и вопрос, а затем на конкретный канон или изречение. Для ясности различия Causa 33, quaestio 3 второй части именуются как De penitentia (или De pen. ), а различия третьей части — как De consecratione (или De cons. ). Часть обычно не включается, так как форма цитирования для каждой разная.
Стили цитирования Декретума со временем менялись, и в целом их можно разделить на современные, устаревшие и устаревшие формы. [5]
Современная форма
[ редактировать ]В этой форме, распространенной с двадцатого века, все единицы обозначаются арабскими цифрами, от самой большой до самой маленькой.
Различия обозначаются прописной буквой «D.», причины — прописной «C.», вопросы — строчной «q.», а каноны — строчной «c.». Грациана Изречения обозначаются строчной буквой «dac» ( dictum ante canonem , для комментария, предшествующего канону) или «dpc» ( dictum post canonem , для комментария, следующего за каноном).
Примеры:
- [Часть I] Д. 23 с.7
- [Часть II] К. 15 кв. 2 в. 4
- [Часть II] C. 23 q. 8 дпк 25
- [Часть II, О покаянии ] Д. 3 де гл. в. 24
- [Часть III] Д. 2 минусов. в. 82
Устаревшая форма
[ редактировать ]Эта форма, широко используемая в период семнадцатого и начала двадцатого веков, обычно начинается со ссылки на наименьшую единицу арабскими цифрами, за которой следует различие или причина римскими цифрами и (при необходимости) вопрос арабскими цифрами, например «ок. 5». , C.3 q.1".
Устаревшая форма
[ редактировать ]Это форма, использовавшаяся писателями Средневековья и раннего Нового времени, вышедшая из употребления после восемнадцатого века. Основные подразделения ( Distinctio , Causa , quaestio ) обозначались (обычно римскими) цифрами. Поскольку нумерация капитулы Декретума стала стандартной только в шестнадцатом веке, каноны цитировались по их вступительным словам. Два или более канона, начинающиеся с одного и того же слова/фразы, можно отличить числами, например, In Christo ii .
Примеры (с использованием тех же ссылок, что и выше):
- XXIII р-н. епископ
- хв в. II Феликс
- XXIII вопрос. § viii приведен здесь
- iii на всём пер[итенсе].
- те из минусов. Во Христе
Ранние комментаторы могли также называть первые несколько канонов по номерам (например, cap. iij для третьего канона отличия) или несколько последних канонов как cap. антепенульт. ( «capitulum antepenultimum» , т. е. предпоследний), кап. пятый. (или пер., или пе. , предпоследний) и кап. плавник. ( «capitulum Finale» ) или кап. ульт. (последний).
Автор
[ редактировать ]Грациан ( средневековая латынь : Gratianus ) был каноническим юристом из Этрурии , вероятно, действовавшим в бывшем феодальном государстве Матильды Тосканской (в основном в Тоскане и регионе Эмилия ), а также в Реймсе (1131), Риме , Болонье , Венеции (1143). и Кьюзи . Его расцвет пришелся на вторую четверть двенадцатого века. Он умер 10 августа примерно в середине XII века в качестве епископа Кьюзи в Тоскане . О нем мало что известно. [6]
Иногда его ошибочно называют Франциском Грацианом. [7] Йоханнес Грациан, [3] или Джованни Грациано. Долгое время считалось, что он родился около 1100 года в Фикулле в Умбрии , на основании хроники выдающихся людей 14-го века, приписываемой представителю могущественной семьи Колонна , имевшей владения в Фикулле . Говорят, что он стал монахом в Камальдоли , а затем преподавал в монастыре Святого Феликса в Болонье и посвятил свою жизнь изучению теологии и канонического права. [8] но современные ученые не придают этим традициям доверия.
С 11 века некоторые города центрально-северной Италии, такие как Ареццо , Пиза , Болонья, были центрами изучения римского права после того, как Corpus Juris Civilis был заново открыт в Западной Европе. Во второй половине XI и начале XII веков римское право в основном изучалось и применялось только в городах (резиденциях епархии), в которых существовала императорская префектура, где имперские и церковные юристы (и суды) сосуществовали (например, Пиза и Болонья ) при взаимном вмешательстве. Однако с первых этапов редактирования Декретума становится ясно, что Грациан мало знал римское право и что он обладал большим чувством глубины в спорах, рассматриваемых в церковных органах, особенно в апелляционных решениях, рассматриваемых в Римском праве. курия. Поэтому некоторые ученые сегодня исключают, что он обучался римскому праву Юстиниана и что (в начале своей карьеры) он работал в основном в определенных городах (таких как Ареццо , Пиза или Болонья). ), где римское право было известно и применялось в течение многих лет, вполне вероятно, что он происходил из епископского города, в котором вся юрисдикция, как гражданская, так и церковная, рассматривалась единственным присутствующим судом: церковным. Возможно, также по этой причине он чувствует необходимость создать юридическое произведение, которое будет применяться только в церковных судах и только для дел, касающихся канонического права, положив конец смешению гражданской и церковной юрисдикции. Не случайно Данте Алигьери пишет, что помог «тому и другому форуму», то есть отделил каноническую юрисдикцию от гражданской. [9] Работа Грациана была попыткой, используя ранний схоластический метод, примирить, казалось бы, противоречивые каноны предыдущих столетий. Грациан цитировал множество авторитетных источников, включая Библию , папское и соборное законодательство, отцов церкви, таких как Августин Гиппопотам В своих попытках примирить каноны , и светское право. Грациан нашел место в среди врачей дантовом раю Церкви: [10]
Следующий флеймлет исходит из улыбки Грациана, того, кто оказал церковной и гражданской сфере такую помощь, которая приемлема в раю. [11]
Его уже давно называют Pater Juris Canonici ( лат . «Отец канонического права»), этот титул он разделяет со своим преемником святым Раймондом Пеньяфортским . Грациан был отцом и первым учителем scientia nova , который он сам придумал: нового канонического права или ius novum . Многие из его учеников стали известными канонистами.
Текстовая история
[ редактировать ]Вульгатная версия сборника Грациана была завершена в какой-то момент после Второго Латеранского собора 1139 года, который он цитирует. Исследования Андерса Винрота установили, что сохранились некоторые рукописи ранней версии текста Грациана, которая значительно отличается от основной текстовой традиции. [12] С более поздними комментариями и дополнениями работа была включена в Corpus Juris Canonici . Декретум быстро стал стандартным учебником для студентов , изучающих каноническое право по всей Европе, но так и не получил официального признания со стороны папства. Только Codex Juris Canonici 1917 года вывел его из употребления. [13]
Еще в 1997 году ученые обычно определяли дату завершения строительства в 1140 году, но такая точность датировки невозможна после Андерса Винрота . новаторской стипендии [14] Исследование Уинрота показывает, что Декретум существовал в двух опубликованных редакциях . [15] Первый датируется где-то после 1139 года, а второй датируется не позднее 1150 года. Между двумя редакциями есть несколько основных различий:
- Первая редакция представляет собой более последовательную и аналитическую работу.
- Во второй редакции гораздо больший упор делается на главенство и власть папы.
- Вторая редакция включает выдержки из римского права, взятые непосредственно из Corpus Juris Civilis , тогда как первая редакция не демонстрирует существенного знакомства с римской юриспруденцией.
Эти различия привели Уинрота к выводу, что к 1140 году римское право не было настолько развито, как считали ученые. Он также утверждал, что вторая редакция была написана не первоначальным автором первой редакции (которого он называет Грацианом 1), а скорее другим юристом, разбирающимся в римском праве. [16] Однако тезис Винрота о двух Гратианах остается спорным. [17]
Эта область исследований затруднена незнанием личности составителя и существованием рукописей с сокращенными версиями текста или вариантными версиями, не представленными в двух редакциях Винрота. Одним из них является рукопись Св. Галла, Stiftsbibliothek , 673 (=Sg), [ нужны дальнейшие объяснения ] Ларраинзара который, как утверждают некоторые, содержит самый ранний известный проект ( боррадор ) Декретума , [18] но который, как утверждали другие ученые, содержит аббревиатуру первой редакции, дополненную текстами, взятыми из второй редакции. [19]
Критика
[ редактировать ]Во время реформации такие люди, как Мартин Лютер, резко критиковали претензии папского первенства в Декретуме . [20] Одна из главных забот Лютера заключалась в Distinctio 40 (глава « Si papa »), которая гласит:
Если папа потерпит неудачу и пренебрегает братским спасением, если он окажется бесполезным, нерадивым в своих делах и притом молчаливым от добра, что еще больше оскорбит его, и тем не менее приведет с собой бесчисленные народы, как с первым рабом ада, с самим собой к будут бичеваться многими язвами навеки. Ни один смертный не может позволить себе обличить грехи этого человека, потому что он сам должен судить всех. [21] [22] [23] [24]
Дополнительные проблемы [25] [26] [27] о папском первенстве в контексте 2 Фессалоникийцам 2:4 были подняты вопросы относительно Distinctio 96, главы 7, которая гласит:
Совершенно ясно показано, что понтифик не может быть связан светской властью, которую благочестивый князь Константин называет, очевидно, богом, так как ясно, что и Бог не может быть судим человеком. [28] [29]
Источники
[ редактировать ]Источниками Грациана были римское право, Библия , сочинения отцов церкви (или приписываемые им) , папские декреталии , акты церковных соборов и синодов . В большинстве случаев Грациан получал материал не путем непосредственного чтения источников, а через промежуточные сборники. Благодаря исследованиям современных ученых (в частности, Шарля Мунье, Тита Ленгерра и Питера Ландау) теперь известно, что Грациан использовал относительно небольшое количество сборников в составе большей части Декретума :
- Ансельм (II) из канонического собрания Лукки, первоначально составленного около 1083 года и существующего в четырех основных редакциях: A, B, Bb и C. Питер Ландау предполагает, что Грациан, вероятно, использовал рукопись, содержащую расширенную форму редакции A, которую он называет редакция А';
- Collectio tripartita, приписываемый Иво Шартрскому , датируемый обычно 1095 годом;
- Панормия ; Иво Шартрского , также обычно датируемая 1095 годом, хотя некоторые ученые выступают за более позднюю дату, а некоторые даже ставят под сомнение авторство Иво
- Григория Святого Гризогоно , Поликарп завершенный спустя некоторое время после 1111 года;
- Collectio canonum trium librorum (Сборник в трех книгах), вдохновленный доктринами Пасхалия II и реформой Церкви, составленный в Италии (вероятно, в Пистойе , Тоскана , анонимным римским канонистом) между 1111 и 1123 годами. [30] или 1124; [31]
- Lex Romana Visigothorum ;
- светские тексты, такие как Платон ;
- Glossa ordinaria к Библии.
использовались и другие источники Известно, что при составлении отдельных разделов Декрета :
- Исидора Севильского . Этимологии DD 1-9 (так называемый «Трактат о законах »);
- Льежского Алжира Книга милосердия и справедливости для C. 1;
- Sententiae magistri A. для De penitentia и некоторых других разделов.
Влияние
[ редактировать ]Сам Грациан назвал свою работу Concordia Discordantium Canonum – «Согласие несогласных канонов». Название подходящее: Грациан пытался согласовать между собой явно противоречивые каноны, обсуждая различные интерпретации и принимая решение в качестве судьи по делу. Этот диалектический подход позволил другим профессорам права работать с Декретумом и разрабатывать свои собственные решения и комментарии. Эти легисты известны как декретисты .
... Согласие несогласных канонов или Декретум служило функции предоставления канонистам текста, подобного Corpus Iuris Civilis для гражданских лиц или Библии для богословов. [33]
Эти комментарии назывались глоссами . Издания, напечатанные в 15, 16 или 17 веках, часто наряду с текстом включали глоссы. Сборники глоссариев назывались «глиссарным аппаратом» или Lectura in Decretum (см. также глоссатор ). Систематические комментарии назывались Суммаэ . Некоторые из этих «Суммэ» вскоре также были в обращении и приобрели такую же известность, как и сам « Декретум» . Ранними комментаторами были Паукапалея и магистр Роланд . Самыми важными комментаторами, вероятно, были Руфин Болонский (умер до 1192 г.) и Хугуччо (умер в 1210 г.). Менее известным был комментарий Симона Бизиньяно , состоявший из «Глоссов к Декретуму» и « Суммы Симониса» .
Питер Ломбард заимствовал и адаптировал Декретум при обсуждении покаяния в своих «Приговорах» (ок. 1150 г.). [34]
Значение в западном праве
[ редактировать ]Благодаря своему влиянию как источника канонического права, Декретум оказал влияние на юристов XII века на развитие западных правовых систем и их правил доказывания, которые в каноническом праве (в том числе в Декретуме) не включали судебное разбирательство по судебному разбирательству. испытаниями и битвами. [35]
Тот же автор, Вудс, назвал Декретум «первым всеобъемлющим и систематическим юридическим трактатом в истории Запада и, возможно, в истории человечества – если под «всеобъемлющим» понимать попытку охватить практически весь закон данной конкретной страны». государственного устройства, и если под «систематическим» понимать явное усилие кодифицировать этот закон как единый орган, в котором все части рассматриваются как взаимодействующие, образующие единое целое». Декретум . внес прямой вклад в развитие западного права в таких областях, как брак, собственность и наследование Предпочтительные конкретные концепции включали согласие на брак и противоправное намерение при определении того, является ли определенное действие преступлением. [35] Corpus Juris Civilis и Digesta были «всеобъемлющими» и предшествовали ему, как и «систематические» институты , но охватывали только « частное право ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Декреталии Григория IX» . Кодекс канонического права — IntraText . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Реали, Франческо (редактор), Грациано да Кьюзи и ла ваша опера , 2009, стр. 63-73 и стр. 244 нашел и переоценил Календарь Сиенской церкви, принадлежащий Библиотеке Интронатов Сиены (Ms FI2, ф. 5v), в котором в Каролине крохотное письмо с датой, которую можно разместить максимум в середине XII век, гласит следующее (по Августу III Idus Obiit... ): et gratianus clusinus episcopus ; Реали отмечает, что текст соответствует другому достоверному источнику XII века, в котором автор Декретума (написавший работу в 1130 году) упоминается как «Gratianus clusinus episcopus» (Робертус де Монте, Кроника, Бетман [изд. ], MGH Scriptores VI, Hanover 1844, p. 490) и что другие источники двенадцатого и тринадцатого веков также говорят о Грациане как о епископе или как о епископе Кьюзи.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Хов, Альфонс (1909). «Иоганнес Грациан» . Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон Ко . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ Каттнер, Стефан (23–27 июля 1984 г.). «Исследование Грациана: Акта и повестка дня». В Линехане, Питер (ред.). Труды Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права, Кембридж . Памятник Юрису Каноничи. Серия C: Субсидии. Ватикан: Библиотека Ватикана (опубликовано в 1988 г.). стр. 3–26. ISBN 8821005704 .
- ^ Брандейдж, Джеймс (2014). Средневековое каноническое право . Лондон и Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. стр. 192–3.
- ^ энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). 1911. с. 378–379. » .
- ^ энциклопедия Британская Том. XI (9-е изд.). 1880. с. 60 »
- ^ Нунан, Джон Т. (1979). «Здесь спал Грациан: меняющаяся личность отца систематического изучения канонического права». Традицио . 35 : 145–172. дои : 10.1017/S0362152900015038 . S2CID 148787058 .
- ^ Реали, Франческо, «У истоков европейского гражданского права» , в Studia Gratiana 30 (2020), 27–114.
- ^ «4. Солнце» . Рай Данте (конспект лекций). Техасский университет в Остине . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ↑ Данте , Paradiso , Canto X , по состоянию на 25 июня 2013 г.
- ^ Винрот (Кембридж, 2004), 138
- ^ Кромптон (2006): 174
- ^ Хартманн и Пеннингтон, История средневекового канонического права в классический период , стр. 7.
- ^ Винрот, (Кембридж, 2004), 3
- ^ Винрот, (Кембридж, 2004), 146–174.
- ^ См. последний раз Атрию Ларсон, Мастер покаяния: Грациан и развитие покаянной мысли и закона, ок. 1120-1215 , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета, 2013, приводя доводы в пользу еще большей сложности добавления и адаптации текста Декретума .
- ^ Ларраинзар, Карлос (1999). «Эль-боррадор де ла 'Конкордия' де Грасиано: Санкт-Галлен, Stiftsbibliothek MS 673 (=Sg)». Ius Ecclesiae: Международный журнал канонического права (на испанском языке) (11): 593–666.
- ^ Ленхерр, Титус, Титус «Является ли рукопись 673 Библиотеки аббатства Санкт-Галлена (Sg) проектом указа Грациана?: Попытка получить ответ на основе наблюдений по D.31 и D.32» (неопубликованный документ). Архивировано в 2012–2004 гг. -02 в Wayback Machine ; Грациана Андерс Винрот, «Недавние работы по созданию декретума », Бюллетень средневекового канонического права , № 26 (2004–2006): 1–29; Джон Вэй, «Пересмотр Святого Галла, Stiftsbibliothek 673 (Sg) в свете источников различий 5–7 De penitentia », Бюллетень средневекового канонического права , ns 27 (2007): 141–180.
- ^ Лютер, Мартин (1659). Лаутербах, Антониус; Аурифабер, Джон (ред.). Дрис Мартини Лютери Коллоквиум Менсалия . Перевод Белла, Генри. Уильям Дю-Гар. п. 409.
- ^ Грациан (1582 г.). Указ Грациана дополнен и иллюстрирован примечаниями вместе с глоссами Григория XIII, pont. макс. издается по заказу (на латинице). В домах римлян. п. 259.
- ^ Грациан (1512 г.). «Цифровая библиотека — Мюнхенский центр оцифровки» . daten.digitale-sammlungen.de (на латинице). Базилик. п. Фолио 41 . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Грациан Указ Грациана с обыкновенной глоссой Варфоломея Бриксенского и глоссами . Ватикан п. 33 в.
- ^ Давенант, Джон; Олпорт, Иосия (1831). Изложение послания апостола Павла к Колоссянам . Гамильтон, Адамс и компания. п. 285.
- ^ Евангелие и великое отступничество; или папство в отличие от чистого христианства в свете истории и Священного Писания . Общество религиозных трактатов. 1799. с. 111.
- ^ Труды преосвященного отца в Боге Джерваса Бабингтона, покойного епископа Вустера . 1615. с. 237.
- ^ Кларк, Т. (1621). Смертельная рана папы: стремление разрешить всех людей в главных и принципиальных вопросах, которые сейчас ведутся в споре между папистами и против . Томас Снодэм. п. 3.
- ^ «Цифровая библиотека — Мюнхенский центр оцифровки» . daten.digitale-sammlungen.de . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Грациан (1582 г.). Указ Грациана дополнен и иллюстрирован примечаниями вместе с глоссами Григория XIII, pont. макс. издается по заказу (на латинице). в домах римлян. п. 619
- ^ Вэй, Джон К. (2016). Грациан Богослов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 22. ISBN 978-0-8132-2803-7 .
- ^ Джасер, Кристиан (2013). Экклесия маледисенс . Тюбинген: Мор Зибек. п. 279. ИСБН 978-3-16-151927-7 .
- ^ «Декрет Грациана» . lib.ugent.be Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Донахью-младший, Кризис права? , стр. 16.
- ↑ См. Приложение B в книге «Ларсон, Мастер покаяния» .
- ^ Перейти обратно: а б Вудс, Томас Э. (2005). Как католическая церковь построила западную цивилизацию . Вашингтон, округ Колумбия: Регентство. ISBN 0-89526-038-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Брандейдж, Джеймс. Закон, секс и христианское общество в средневековой Европе. Издательство Чикагского университета, 1990.
- Брандейдж, Джеймс. Средневековые истоки юридической профессии. Издательство Чикагского университета, 2008.
- Донахью, Чарльз-младший. Кризис права? Размышления о церкви и законе на протяжении веков в журнале The Jurist 65 (2005) I-30.
- Хартманн, Уилфрид и Кеннет Пеннингтон под редакцией. История средневекового канонического права в классический период, 1140–1234 гг.: От Грациана до декреталей Папы Григория IX (Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press, 2008).
- Каттнер, Стефан. Исследование Грациана: Acta и Agenda , в материалах Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права, Кембридж, 23–27 июля 1984 г. , Линехан, Питер под редакцией (Monumenta Iuris Canonici. Series C: Subsidia), Ватикан, 1988, 3–26. .
- Ландау, Питер. «График работы Грациана». In Iuri canonico promovendo: Festschrift для Гериберта Шмитца к его 65-летию . Регенсбург: Ф. Пустет, 1994. стр. 691–707.
- Ландау, Питер. «Новое исследование канонических коллекций до Грациана и источников указа Грациана». Иус Коммуна 11 (1984): 1-29. Перепечатано там же. Каноны и декреталии . стр. 177*-205*
- Ландау, Питер. «Источники и значение указа Грациана», Studia et Documenta Historiae et Juris 52 (1986): 218–235. Перепечатано там же. Каноны и декреталии . стр. 207*-224*.
- Ларсен, Атрия А. Магистр покаяния: Грациан и развитие покаянной мысли и права в двенадцатом веке, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2014.
- Ларсон, «Tractatus de penitentia» Атрии А. Грациан : новое латинское издание с английским переводом. Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press , 2016.
- Ленхерр, Титус. Власть отлучения и низложения еретиков у Грациана и декретистов вплоть до Glossa ordinaria Иоанна Тевтонского . Санкт-Оттилиен: EOS Verlag, 1987.
- Мюнье, Шарль. Святоотеческие источники церковного права VIII-XIII веков . Мюлуз 1957.
- Нунан, Джон Т. «Здесь спал Грациан: меняющаяся личность отца систематического изучения канонического права». Традицио 35 (1979), 145–172.
- Вэй, Джон К. Грациан Богослов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки , 2016.
- Веркмайстер, Жан. Свадьба. Указ Гратьена (причины 27–36) . Париж: Серф, 2011.
- Уинрот, Андерс. Создание декрета Грациана . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2004.
- Уинрот, Андерс. «Недавняя работа по созданию декретума Грациана», Бюллетень средневекового канонического права 26 (2008).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Указом Грациана, на Викискладе?
- Квальони, Диего (2002). «ГРАЗИАНО» . Биографический словарь итальянцев , том 59: Грациано-Гросси Гонди (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Полный латинский текст из Указа Баварской государственной библиотеки магистра Грациана. Второе лейпцигское издание, вышедшее под опекой Эмилия Людовика Рихтера, признало достоверность книг, написанных от руки, и римского издания, и было снабжено критической заметкой Эмилия Фридберга. Лейпциг, Б. Таухниц, 1879 г. (Свод канонического права; 1)
- Критическое издание находится в разработке. Архивировано 31 января 2014 г. в Wayback Machine , в настоящее время содержит только части более короткой первой редакции Decretum под редакцией Андерса Винрота.
- Введение Отто Верварта в каноническое право
- Дом Грациана
- Институт средневекового канонического права Стефана Каттнера в Мюнхене