Jump to content

Указ Грациана

(Перенаправлено с Грациана (юриста) )
Страница из средневековой рукописи Decretum Gratiani .

Decretum Gratiani , также известный как Concordia discordantium canonum или Concordantia discordantium canonum или просто Decretum , представляет собой сборник канонического права, составленный и написанный в 12 веке в качестве юридического учебника юристом, известным как Грациан . Он образует первую часть собрания из шести юридических текстов, которые вместе стали известны как Corpus Juris Canonici . Он использовался в качестве основного источника права канонистами Римско -католической церкви до тех пор, пока Декреталии , обнародованные Папой Григорием IX в 1234 году, не приобрели юридическую силу, после чего он стал краеугольным камнем Corpus Juris Canonici , действовавшего до 1917 года. [1]

В первой половине XII века Грациан , clusinus episcopus , [2] вероятно, юрист церковного форума и учитель, рубрикатор монастыря Святых Набора и Феликса (согласно болонскому Одофреду Денарису [13 век]), а с 18 века считается камальдольским монахом, [3] написал работу, которую он назвал Concordia discordantium canonum , а другие озаглавили Novacollectio, Decreta, Corpus juris canonici или более общепринятое название Decretum Gratiani , живой текст, характеризующийся несколькими редакционными стадиями. Он сделал это, чтобы избежать трудностей, которые мешали изучению и судебному применению практического внешнего богословия ( theologia practica externa ), т. е. изучению и судебному использованию канонического права. Несмотря на свою высокую репутацию и широкое распространение, Декретум никогда не признавался Церковью в качестве официального сборника. [4]

Так называемая vulgata или вульгатная версия (продвинутая редакционная стадия) Декретума разделена на три части ( министерия , переговоры , сакрамента ).

  • Первая часть разделена на 101 различие ( disferencees ), первые 20 из которых образуют введение в общие принципы канонического права ( tractatus decretalium ); остальная часть составляет трактат ordinandorum , относящийся к церковным лицам и функциям.
  • Вторая часть содержит 36 причин ( causæ ), разделенных на вопросы ( questiones ), и касается церковного управления, процедурных вопросов и брака. Quaestio 3 Causa 33 о покаянии ( De penitentia ) рассматривается отдельно и подразделяется на 7 различий.
  • Третья часть De consecratione посвящена сакраментальному и литургическому праву и содержит 5 различий.

Каждое различие или вопрос содержит dicta Gratiani , или максимы Грациана, и каноны . Грациан сам ставит вопросы и выдвигает трудности, на которые отвечает, цитируя auctoritates , т. е. каноны соборов, декреталии пап, тексты Священного Писания или отцов. Это каноны ; вся оставшаяся часть, даже краткое изложение канонов и хронологические указания, называется максимами или dicta Gratiani .

Многие авторитаты были включены в Декретум более поздними авторами. Это Палеи , называемые так от Паукапалеи , имени главного комментатора Декретума . Римские ревизоры XVI века (1566–1582) исправили текст «Указа» и добавили множество критических замечаний, обозначенных словами Correctores Romani .

Ссылаясь на Декретум

[ редактировать ]

Декретум цитируется со ссылкой на более крупные единицы различия или причину и вопрос, а затем на конкретный канон или изречение. Для ясности различия Causa 33, quaestio 3 второй части именуются как De penitentia (или De pen. ), а различия третьей части — как De consecratione (или De cons. ). Часть обычно не включается, так как форма цитирования для каждой разная.

Стили цитирования Декретума со временем менялись, и в целом их можно разделить на современные, устаревшие и устаревшие формы. [5]

Современная форма

[ редактировать ]

В этой форме, распространенной с двадцатого века, все единицы обозначаются арабскими цифрами, от самой большой до самой маленькой.

Различия обозначаются прописной буквой «D.», причины — прописной «C.», вопросы — строчной «q.», а каноны — строчной «c.». Грациана Изречения обозначаются строчной буквой «dac» ( dictum ante canonem , для комментария, предшествующего канону) или «dpc» ( dictum post canonem , для комментария, следующего за каноном).

Примеры:

  • [Часть I] Д. 23 с.7
  • [Часть II] К. 15 кв. 2 в. 4
  • [Часть II] C. 23 q. 8 дпк 25
  • [Часть II, О покаянии ] Д. 3 де гл. в. 24
  • [Часть III] Д. 2 минусов. в. 82

Устаревшая форма

[ редактировать ]

Эта форма, широко используемая в период семнадцатого и начала двадцатого веков, обычно начинается со ссылки на наименьшую единицу арабскими цифрами, за которой следует различие или причина римскими цифрами и (при необходимости) вопрос арабскими цифрами, например «ок. 5». , C.3 q.1".

Устаревшая форма

[ редактировать ]

Это форма, использовавшаяся писателями Средневековья и раннего Нового времени, вышедшая из употребления после восемнадцатого века. Основные подразделения ( Distinctio , Causa , quaestio ) обозначались (обычно римскими) цифрами. Поскольку нумерация капитулы Декретума стала стандартной только в шестнадцатом веке, каноны цитировались по их вступительным словам. Два или более канона, начинающиеся с одного и того же слова/фразы, можно отличить числами, например, In Christo ii .

Примеры (с использованием тех же ссылок, что и выше):

  • XXIII р-н. епископ
  • хв в. II Феликс
  • XXIII вопрос. § viii приведен здесь
  • iii на всём пер[итенсе].
  • те из минусов. Во Христе

Ранние комментаторы могли также называть первые несколько канонов по номерам (например, cap. iij для третьего канона отличия) или несколько последних канонов как cap. антепенульт. ( «capitulum antepenultimum» , т. е. предпоследний), кап. пятый. (или пер., или пе. , предпоследний) и кап. плавник. ( «capitulum Finale» ) или кап. ульт. (последний).

Грациан

Грациан ( средневековая латынь : Gratianus ) был каноническим юристом из Этрурии , вероятно, действовавшим в бывшем феодальном государстве Матильды Тосканской (в основном в Тоскане и регионе Эмилия ), а также в Реймсе (1131), Риме , Болонье , Венеции (1143). и Кьюзи . Его расцвет пришелся на вторую четверть двенадцатого века. Он умер 10 августа примерно в середине XII века в качестве епископа Кьюзи в Тоскане . О нем мало что известно. [6]

Иногда его ошибочно называют Франциском Грацианом. [7] Йоханнес Грациан, [3] или Джованни Грациано. Долгое время считалось, что он родился около 1100 года в Фикулле в Умбрии , на основании хроники выдающихся людей 14-го века, приписываемой представителю могущественной семьи Колонна , имевшей владения в Фикулле . Говорят, что он стал монахом в Камальдоли , а затем преподавал в монастыре Святого Феликса в Болонье и посвятил свою жизнь изучению теологии и канонического права. [8] но современные ученые не придают этим традициям доверия.

С 11 века некоторые города центрально-северной Италии, такие как Ареццо , Пиза , Болонья, были центрами изучения римского права после того, как Corpus Juris Civilis был заново открыт в Западной Европе. Во второй половине XI и начале XII веков римское право в основном изучалось и применялось только в городах (резиденциях епархии), в которых существовала императорская префектура, где имперские и церковные юристы (и суды) сосуществовали (например, Пиза и Болонья ) при взаимном вмешательстве. Однако с первых этапов редактирования Декретума становится ясно, что Грациан мало знал римское право и что он обладал большим чувством глубины в спорах, рассматриваемых в церковных органах, особенно в апелляционных решениях, рассматриваемых в Римском праве. курия. Поэтому некоторые ученые сегодня исключают, что он обучался римскому праву Юстиниана и что (в начале своей карьеры) он работал в основном в определенных городах (таких как Ареццо , Пиза или Болонья). ), где римское право было известно и применялось в течение многих лет, вполне вероятно, что он происходил из епископского города, в котором вся юрисдикция, как гражданская, так и церковная, рассматривалась единственным присутствующим судом: церковным. Возможно, также по этой причине он чувствует необходимость создать юридическое произведение, которое будет применяться только в церковных судах и только для дел, касающихся канонического права, положив конец смешению гражданской и церковной юрисдикции. Не случайно Данте Алигьери пишет, что помог «тому и другому форуму», то есть отделил каноническую юрисдикцию от гражданской. [9] Работа Грациана была попыткой, используя ранний схоластический метод, примирить, казалось бы, противоречивые каноны предыдущих столетий. Грациан цитировал множество авторитетных источников, включая Библию , папское и соборное законодательство, отцов церкви, таких как Августин Гиппопотам В своих попытках примирить каноны , и светское право. Грациан нашел место в среди врачей дантовом раю Церкви: [10]

Следующий флеймлет исходит из улыбки Грациана, того, кто оказал церковной и гражданской сфере такую ​​помощь, которая приемлема в раю. [11]

Его уже давно называют Pater Juris Canonici ( лат . «Отец канонического права»), этот титул он разделяет со своим преемником святым Раймондом Пеньяфортским . Грациан был отцом и первым учителем scientia nova , который он сам придумал: нового канонического права или ius novum . Многие из его учеников стали известными канонистами.

Текстовая история

[ редактировать ]

Вульгатная версия сборника Грациана была завершена в какой-то момент после Второго Латеранского собора 1139 года, который он цитирует. Исследования Андерса Винрота установили, что сохранились некоторые рукописи ранней версии текста Грациана, которая значительно отличается от основной текстовой традиции. [12] С более поздними комментариями и дополнениями работа была включена в Corpus Juris Canonici . Декретум быстро стал стандартным учебником для студентов , изучающих каноническое право по всей Европе, но так и не получил официального признания со стороны папства. Только Codex Juris Canonici 1917 года вывел его из употребления. [13]

Еще в 1997 году ученые обычно определяли дату завершения строительства в 1140 году, но такая точность датировки невозможна после Андерса Винрота . новаторской стипендии [14] Исследование Уинрота показывает, что Декретум существовал в двух опубликованных редакциях . [15] Первый датируется где-то после 1139 года, а второй датируется не позднее 1150 года. Между двумя редакциями есть несколько основных различий:

  • Первая редакция представляет собой более последовательную и аналитическую работу.
  • Во второй редакции гораздо больший упор делается на главенство и власть папы.
  • Вторая редакция включает выдержки из римского права, взятые непосредственно из Corpus Juris Civilis , тогда как первая редакция не демонстрирует существенного знакомства с римской юриспруденцией.

Эти различия привели Уинрота к выводу, что к 1140 году римское право не было настолько развито, как считали ученые. Он также утверждал, что вторая редакция была написана не первоначальным автором первой редакции (которого он называет Грацианом 1), а скорее другим юристом, разбирающимся в римском праве. [16] Однако тезис Винрота о двух Гратианах остается спорным. [17]

Иллюстрация из рукописи произведения XIII века, показывающая виды кровных родственников и общего происхождения, которые делали брак невозможным и признавали браки недействительными. С тех пор оно было изменено, и теперь троюродные братья и сестры могут вступать в брак.

Эта область исследований затруднена незнанием личности составителя и существованием рукописей с сокращенными версиями текста или вариантными версиями, не представленными в двух редакциях Винрота. Одним из них является рукопись Св. Галла, Stiftsbibliothek , 673 (=Sg), [ нужны дальнейшие объяснения ] Ларраинзара который, как утверждают некоторые, содержит самый ранний известный проект ( боррадор ) Декретума , [18] но который, как утверждали другие ученые, содержит аббревиатуру первой редакции, дополненную текстами, взятыми из второй редакции. [19]

Во время реформации такие люди, как Мартин Лютер, резко критиковали претензии папского первенства в Декретуме . [20] Одна из главных забот Лютера заключалась в Distinctio 40 (глава « Si papa »), которая гласит:

Если папа потерпит неудачу и пренебрегает братским спасением, если он окажется бесполезным, нерадивым в своих делах и притом молчаливым от добра, что еще больше оскорбит его, и тем не менее приведет с собой бесчисленные народы, как с первым рабом ада, с самим собой к будут бичеваться многими язвами навеки. Ни один смертный не может позволить себе обличить грехи этого человека, потому что он сам должен судить всех. [21] [22] [23] [24]

Дополнительные проблемы [25] [26] [27] о папском первенстве в контексте 2 Фессалоникийцам 2:4 были подняты вопросы относительно Distinctio 96, главы 7, которая гласит:

Совершенно ясно показано, что понтифик не может быть связан светской властью, которую благочестивый князь Константин называет, очевидно, богом, так как ясно, что и Бог не может быть судим человеком. [28] [29]

Источники

[ редактировать ]

Источниками Грациана были римское право, Библия , сочинения отцов церкви (или приписываемые им) , папские декреталии , акты церковных соборов и синодов . В большинстве случаев Грациан получал материал не путем непосредственного чтения источников, а через промежуточные сборники. Благодаря исследованиям современных ученых (в частности, Шарля Мунье, Тита Ленгерра и Питера Ландау) теперь известно, что Грациан использовал относительно небольшое количество сборников в составе большей части Декретума :

  • Ансельм (II) из канонического собрания Лукки, первоначально составленного около 1083 года и существующего в четырех основных редакциях: A, B, Bb и C. Питер Ландау предполагает, что Грациан, вероятно, использовал рукопись, содержащую расширенную форму редакции A, которую он называет редакция А';
  • Collectio tripartita, приписываемый Иво Шартрскому , датируемый обычно 1095 годом;
  • Панормия ; Иво Шартрского , также обычно датируемая 1095 годом, хотя некоторые ученые выступают за более позднюю дату, а некоторые даже ставят под сомнение авторство Иво
  • Григория Святого Гризогоно , Поликарп завершенный спустя некоторое время после 1111 года;
  • Collectio canonum trium librorum (Сборник в трех книгах), вдохновленный доктринами Пасхалия II и реформой Церкви, составленный в Италии (вероятно, в Пистойе , Тоскана , анонимным римским канонистом) между 1111 и 1123 годами. [30] или 1124; [31]
  • Lex Romana Visigothorum ;
  • светские тексты, такие как Платон ;
  • Glossa ordinaria к Библии.

использовались и другие источники Известно, что при составлении отдельных разделов Декрета :

  • Исидора Севильского . Этимологии DD 1-9 (так называемый «Трактат о законах »);
  • Льежского Алжира Книга милосердия и справедливости для C. 1;
  • Sententiae magistri A. для De penitentia и некоторых других разделов.
Скромная копия тринадцатого века со знаменитой рукописи Decretum Gratiani . Хранится в библиотеке Гентского университета . [32]

Сам Грациан назвал свою работу Concordia Discordantium Canonum – «Согласие несогласных канонов». Название подходящее: Грациан пытался согласовать между собой явно противоречивые каноны, обсуждая различные интерпретации и принимая решение в качестве судьи по делу. Этот диалектический подход позволил другим профессорам права работать с Декретумом и разрабатывать свои собственные решения и комментарии. Эти легисты известны как декретисты .

... Согласие несогласных канонов или Декретум служило функции предоставления канонистам текста, подобного Corpus Iuris Civilis для гражданских лиц или Библии для богословов. [33]

Эти комментарии назывались глоссами . Издания, напечатанные в 15, 16 или 17 веках, часто наряду с текстом включали глоссы. Сборники глоссариев назывались «глиссарным аппаратом» или Lectura in Decretum (см. также глоссатор ). Систематические комментарии назывались Суммаэ . Некоторые из этих «Суммэ» вскоре также были в обращении и приобрели такую ​​​​же известность, как и сам « Декретум» . Ранними комментаторами были Паукапалея и магистр Роланд . Самыми важными комментаторами, вероятно, были Руфин Болонский (умер до 1192 г.) и Хугуччо (умер в 1210 г.). Менее известным был комментарий Симона Бизиньяно , состоявший из «Глоссов к Декретуму» и « Суммы Симониса» .

Питер Ломбард заимствовал и адаптировал Декретум при обсуждении покаяния в своих «Приговорах» (ок. 1150 г.). [34]

Значение в западном праве

[ редактировать ]

Благодаря своему влиянию как источника канонического права, Декретум оказал влияние на юристов XII века на развитие западных правовых систем и их правил доказывания, которые в каноническом праве (в том числе в Декретуме) не включали судебное разбирательство по судебному разбирательству. испытаниями и битвами. [35]

Тот же автор, Вудс, назвал Декретум «первым всеобъемлющим и систематическим юридическим трактатом в истории Запада и, возможно, в истории человечества – если под «всеобъемлющим» понимать попытку охватить практически весь закон данной конкретной страны». государственного устройства, и если под «систематическим» понимать явное усилие кодифицировать этот закон как единый орган, в котором все части рассматриваются как взаимодействующие, образующие единое целое». Декретум . внес прямой вклад в развитие западного права в таких областях, как брак, собственность и наследование Предпочтительные конкретные концепции включали согласие на брак и противоправное намерение при определении того, является ли определенное действие преступлением. [35] Corpus Juris Civilis и Digesta были «всеобъемлющими» и предшествовали ему, как и «систематические» институты , но охватывали только « частное право ».

  1. ^ «Декреталии Григория IX» . Кодекс канонического права — IntraText . Проверено 24 мая 2020 г.
  2. ^ Реали, Франческо (редактор), Грациано да Кьюзи и ла ваша опера , 2009, стр. 63-73 и стр. 244 нашел и переоценил Календарь Сиенской церкви, принадлежащий Библиотеке Интронатов Сиены (Ms FI2, ф. 5v), в котором в Каролине крохотное письмо с датой, которую можно разместить максимум в середине XII век, гласит следующее (по Августу III Idus Obiit... ): et gratianus clusinus episcopus ; Реали отмечает, что текст соответствует другому достоверному источнику XII века, в котором автор Декретума (написавший работу в 1130 году) упоминается как «Gratianus clusinus episcopus» (Робертус де Монте, Кроника, Бетман [изд. ], MGH Scriptores VI, Hanover 1844, p. 490) и что другие источники двенадцатого и тринадцатого веков также говорят о Грациане как о епископе или как о епископе Кьюзи.
  3. ^ Перейти обратно: а б Ван Хов, Альфонс (1909). «Иоганнес Грациан» . Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон Ко . Проверено 19 сентября 2014 г.
  4. ^ Каттнер, Стефан (23–27 июля 1984 г.). «Исследование Грациана: Акта и повестка дня». В Линехане, Питер (ред.). Труды Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права, Кембридж . Памятник Юрису Каноничи. Серия C: Субсидии. Ватикан: Библиотека Ватикана (опубликовано в 1988 г.). стр. 3–26. ISBN  8821005704 .
  5. ^ Брандейдж, Джеймс (2014). Средневековое каноническое право . Лондон и Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. стр. 192–3.
  6. ^ «Грэтиан, Фрэнсис » . энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). 1911. с. 378–379.
  7. ^ «Фрэнсис Грациан » энциклопедия Британская Том. XI (9-е изд.). 1880. с. 60
  8. ^ Нунан, Джон Т. (1979). «Здесь спал Грациан: меняющаяся личность отца систематического изучения канонического права». Традицио . 35 : 145–172. дои : 10.1017/S0362152900015038 . S2CID   148787058 .
  9. ^ Реали, Франческо, «У истоков европейского гражданского права» , в Studia Gratiana 30 (2020), 27–114.
  10. ^ «4. Солнце» . Рай Данте (конспект лекций). Техасский университет в Остине . Проверено 3 февраля 2023 г.
  11. Данте , Paradiso , Canto X , по состоянию на 25 июня 2013 г.
  12. ^ Винрот (Кембридж, 2004), 138
  13. ^ Кромптон (2006): 174
  14. ^ Хартманн и Пеннингтон, История средневекового канонического права в классический период , стр. 7.
  15. ^ Винрот, (Кембридж, 2004), 3
  16. ^ Винрот, (Кембридж, 2004), 146–174.
  17. ^ См. последний раз Атрию Ларсон, Мастер покаяния: Грациан и развитие покаянной мысли и закона, ок. 1120-1215 , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета, 2013, приводя доводы в пользу еще большей сложности добавления и адаптации текста Декретума .
  18. ^ Ларраинзар, Карлос (1999). «Эль-боррадор де ла 'Конкордия' де Грасиано: Санкт-Галлен, Stiftsbibliothek MS 673 (=Sg)». Ius Ecclesiae: Международный журнал канонического права (на испанском языке) (11): 593–666.
  19. ^ Ленхерр, Титус, Титус «Является ли рукопись 673 Библиотеки аббатства Санкт-Галлена (Sg) проектом указа Грациана?: Попытка получить ответ на основе наблюдений по D.31 и D.32» (неопубликованный документ). Архивировано в 2012–2004 гг. -02 в Wayback Machine ; Грациана Андерс Винрот, «Недавние работы по созданию декретума », Бюллетень средневекового канонического права , № 26 (2004–2006): 1–29; Джон Вэй, «Пересмотр Святого Галла, Stiftsbibliothek 673 (Sg) в свете источников различий 5–7 De penitentia », Бюллетень средневекового канонического права , ns 27 (2007): 141–180.
  20. ^ Лютер, Мартин (1659). Лаутербах, Антониус; Аурифабер, Джон (ред.). Дрис Мартини Лютери Коллоквиум Менсалия . Перевод Белла, Генри. Уильям Дю-Гар. п. 409.
  21. ^ Грациан (1582 г.). Указ Грациана дополнен и иллюстрирован примечаниями вместе с глоссами Григория XIII, pont. макс. издается по заказу (на латинице). В домах римлян. п. 259.
  22. ^ Грациан (1512 г.). «Цифровая библиотека — Мюнхенский центр оцифровки» . daten.digitale-sammlungen.de (на латинице). Базилик. п. Фолио 41 . Проверено 3 февраля 2023 г.
  23. ^ Грациан Указ Грациана с обыкновенной глоссой Варфоломея Бриксенского и глоссами . Ватикан п. 33 в.
  24. ^ Давенант, Джон; Олпорт, Иосия (1831). Изложение послания апостола Павла к Колоссянам . Гамильтон, Адамс и компания. п. 285.
  25. ^ Евангелие и великое отступничество; или папство в отличие от чистого христианства в свете истории и Священного Писания . Общество религиозных трактатов. 1799. с. 111.
  26. ^ Труды преосвященного отца в Боге Джерваса Бабингтона, покойного епископа Вустера . 1615. с. 237.
  27. ^ Кларк, Т. (1621). Смертельная рана папы: стремление разрешить всех людей в главных и принципиальных вопросах, которые сейчас ведутся в споре между папистами и против . Томас Снодэм. п. 3.
  28. ^ «Цифровая библиотека — Мюнхенский центр оцифровки» . daten.digitale-sammlungen.de . Проверено 4 декабря 2022 г.
  29. ^ Грациан (1582 г.). Указ Грациана дополнен и иллюстрирован примечаниями вместе с глоссами Григория XIII, pont. макс. издается по заказу (на латинице). в домах римлян. п. 619
  30. ^ Вэй, Джон К. (2016). Грациан Богослов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 22. ISBN  978-0-8132-2803-7 .
  31. ^ Джасер, Кристиан (2013). Экклесия маледисенс . Тюбинген: Мор Зибек. п. 279. ИСБН  978-3-16-151927-7 .
  32. ^ «Декрет Грациана» . lib.ugent.be Проверено 26 августа 2020 г.
  33. ^ Донахью-младший, Кризис права? , стр. 16.
  34. См. Приложение B в книге «Ларсон, Мастер покаяния» .
  35. ^ Перейти обратно: а б Вудс, Томас Э. (2005). Как католическая церковь построила западную цивилизацию . Вашингтон, округ Колумбия: Регентство. ISBN  0-89526-038-7 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Брандейдж, Джеймс. Закон, секс и христианское общество в средневековой Европе. Издательство Чикагского университета, 1990.
  • Брандейдж, Джеймс. Средневековые истоки юридической профессии. Издательство Чикагского университета, 2008.
  • Донахью, Чарльз-младший. Кризис права? Размышления о церкви и законе на протяжении веков в журнале The Jurist 65 (2005) I-30.
  • Хартманн, Уилфрид и Кеннет Пеннингтон под редакцией. История средневекового канонического права в классический период, 1140–1234 гг.: От Грациана до декреталей Папы Григория IX (Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press, 2008).
  • Каттнер, Стефан. Исследование Грациана: Acta и Agenda , в материалах Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права, Кембридж, 23–27 июля 1984 г. , Линехан, Питер под редакцией (Monumenta Iuris Canonici. Series C: Subsidia), Ватикан, 1988, 3–26. .
  • Ландау, Питер. «График работы Грациана». In Iuri canonico promovendo: Festschrift для Гериберта Шмитца к его 65-летию . Регенсбург: Ф. Пустет, 1994. стр. 691–707.
  • Ландау, Питер. «Новое исследование канонических коллекций до Грациана и источников указа Грациана». Иус Коммуна 11 (1984): 1-29. Перепечатано там же. Каноны и декреталии . стр. 177*-205*
  • Ландау, Питер. «Источники и значение указа Грациана», Studia et Documenta Historiae et Juris 52 (1986): 218–235. Перепечатано там же. Каноны и декреталии . стр. 207*-224*.
  • Ларсен, Атрия А. Магистр покаяния: Грациан и развитие покаянной мысли и права в двенадцатом веке, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2014.
  • Ларсон, «Tractatus de penitentia» Атрии А. Грациан : новое латинское издание с английским переводом. Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press , 2016.
  • Ленхерр, Титус. Власть отлучения и низложения еретиков у Грациана и декретистов вплоть до Glossa ordinaria Иоанна Тевтонского . Санкт-Оттилиен: EOS Verlag, 1987.
  • Мюнье, Шарль. Святоотеческие источники церковного права VIII-XIII веков . Мюлуз 1957.
  • Нунан, Джон Т. «Здесь спал Грациан: меняющаяся личность отца систематического изучения канонического права». Традицио 35 (1979), 145–172.
  • Вэй, Джон К. Грациан Богослов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки , 2016.
  • Веркмайстер, Жан. Свадьба. Указ Гратьена (причины 27–36) . Париж: Серф, 2011.
  • Уинрот, Андерс. Создание декрета Грациана . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2004.
  • Уинрот, Андерс. «Недавняя работа по созданию декретума Грациана», Бюллетень средневекового канонического права 26 (2008).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d779d193cb553ab848fa67794f00a2a6__1712568840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/a6/d779d193cb553ab848fa67794f00a2a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Decretum Gratiani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)