Пьер Гассенди
Пьер Гассенди | |
---|---|
![]() Пьер Гассенди Луи -Эдуард Риу | |
Рожденный | |
Умер | 24 октября 1655 г. | (63 года)
Образование | Университет Экс-ан-Прованса Авиньонский университет ( Th.D. , 1614 г.) |
Эра | Философия 17 века |
Область | Западная философия |
Школа | |
Учреждения | Университет Экс-ан-Прованса Королевский колледж |
Основные интересы | Философская логика , физика , этика |
Известные идеи | Calor Vitalis (жизненное тепло) |
![]() |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
![]() ![]() ![]() |
Пьер Гассенди (англ. Французский: [pjɛʁ gasɛ̃di] ; [5] также Пьер Гассенд , Петрус Гассенди, Петрус Гассендус ; 22 января 1592 — 24 октября 1655) — французский философ , католический священник , астроном и математик . [1] [6] [7] Занимая церковную должность на юго-востоке Франции, он также проводил много времени в Париже, где был лидером группы свободомыслящих интеллектуалов. Он также был активным учёным -наблюдателем , опубликовав первые данные о прохождении Меркурия лунный кратер Гассенди в 1631 году. Его именем назван .
Он написал множество философских трудов, причем некоторые из выработанных им положений считаются значительными, находя путь между скептицизмом и догматизмом . Ричард Попкин указывает, что Гассенди был одним из первых мыслителей, сформулировавших современное «научное мировоззрение», основанное на умеренном скептицизме и эмпиризме . Он вступил в противоречие со своим современником Декартом по поводу возможности определенного знания. Его самый известный интеллектуальный проект был попыткой примирить эпикурейский атомизм с христианством .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Гассенди родился в Шамтерсье , недалеко от Диня , во Франции , в семье Антуана Гассенда и Франсуазы Фабри. [8] Его раннее образование было поручено его дяде по материнской линии, Томасу Фабри, священнику церкви Шамтерсье. [9] Юный вундеркинд, в очень раннем возрасте он проявил академический потенциал и поступил в колледж (городскую среднюю школу) в Дине, где проявил особые способности к языкам и математике . В 1609 году он поступил в университет Экс-ан-Прованса , чтобы изучать философию у Филибера Фесае, О.Карма. [10] в Королевском колледже Бурбона (факультет искусств Университета Экса). [11] В 1612 году колледж Динь пригласил его читать лекции по теологии . Находясь в Дине, он отправился в Сенез , где получил незначительные распоряжения от епископа Жака Мартена. В 1614 году получил степень доктора богословия в Авиньонском университете . [12] и был избран богословом капитула кафедрального собора Динь. 1 августа 1617 года он получил священный сан от епископа Марселя Жака Турричеллы. [9] В том же году, в возрасте 24 лет, он принял кафедру философии в университете Экс-ан-Прованса и уступил кафедру теологии своему старому учителю Фесае. Гассенди, похоже, постепенно отошел от богословия. Однако он сохранил свою должность каноника-богослова в Дине, и в сентябре 1619 года, когда епископ Рафаэль Болонский завладел епархией Динь, Гассенди принял участие и произнес речь от имени капитула. [13]
Он читал лекции в основном по аристотелевской философии , придерживаясь, насколько это возможно, традиционных методов, а также с интересом следил за открытиями Галилея и Кеплера . Он познакомился с астрономом Жозефом Готье де ла Валлеттом (1564–1647), великим викарием архиепископства Экс. [14]
Священство
[ редактировать ]В 1623 году Общество Иисуса взяло на себя управление Эксским университетом. Они заполнили все должности иезуитами, поэтому Гассенди пришлось найти другое учреждение. [15] Он уехал, вернувшись в Динь 10 февраля 1623 года, а затем вернулся в Экс, чтобы стать свидетелем лунного затмения 14 апреля и присутствия Марса в Стрельце 7 июня, после чего он снова вернулся в Динь. [16] Он поехал в Гренобль от имени капитула Динь для подачи иска, причем весьма неохотно, поскольку работал над своим проектом по парадоксам Аристотеля. [17] В 1624 году он напечатал первую часть своих «Парадоксальных упражнений против Аристотеля» . Фрагмент второй книги позже появился в печати в Гааге (1659 г.), но Гассенди так и не написал оставшиеся пять, видимо, думая, что «Discussiones Peripateticae» оставляют Франческо Патрицци для него мало места.
Некоторое время он провел со своим покровителем Николя Пейреском . После 1628 года Гассенди путешествовал по Фландрии и Голландии , где встретил Исаака Бекмана и Франсуа Люлье . [17] [18] Он вернулся во Францию в 1631 году. В 1634 году капитул собора Динь почувствовал отвращение к расточительному поведению провоста Блеза Оссета, и они проголосовали за его замену. Они получили разрешение парламента Экса от 19 декабря 1634 года, который согласился на его низложение и избрание Гассенди ректором капитула кафедрального . Гассенди был официально назначен на должность 24 декабря 1634 года. Он занимал пост провоства до своей смерти в 1655 году. [19]
За это время он написал несколько произведений по настоянию Марина Мерсенна . Они включали его исследование мистической философии Роберта Фладда , [20] сочинение о паргелии , [21] и некоторые наблюдения о транзите Меркурия .
1640-е годы
[ редактировать ]Затем Гассенди провел несколько лет, путешествуя по Провансу с герцогом Ангулемским , губернатором региона. В этот период он написал только одно литературное произведение, « Жизнь Пейреска», смерть которого в 1637 году, казалось, глубоко его огорчила; [22] он часто переиздавался и переводился на английский язык. Он вернулся в Париж в 1641 году, где встретил Томаса Гоббса . [23] Он давал несколько неформальных занятий по философии, набирая учеников или учеников; по данным биографа Гримареста, в их число входили Мольер , Сирано де Бержерак (участие которого в занятиях оспаривается), [24] Жан Эсно и Клод-Эммануэль Шапель , сын Люлье. [25] [26]
В 1640 году Мерсенн вовлек его в полемику с Рене Декартом . Его возражения против основных положений Декарта появились в печати в 1641 году; они появляются как пятый набор возражений в работах Декарта. [27] и в виде отдельного издания под названием Disquisitio Metaphysica. [28] с возражениями. [29] Хотя Декарту часто приписывают открытие проблемы разума и тела , Гассенди, реагируя на дуализм разума и тела Декарта, был первым, кто ее сформулировал. [30] Склонность Гассенди к эмпирической школе спекуляций здесь проявляется более явно, чем в любом другом его сочинении. Жан-Батист Морен атаковал свой «De motu impresso a Motore Translato» (1642 г.). [22] В 1643 году Мерсенн также пытался заручиться поддержкой немецкого социнианца и защитника религиозной толерантности Марцина Руара . Руар подробно ответил, что он уже читал Гассенди, но выступает за то, чтобы оставить науку науке, а не церкви. [31]
В 1645 году он занял кафедру математики в Королевском колледже в Париже и несколько лет читал лекции с большим успехом. Помимо противоречивых сочинений по физическим вопросам, в этот период появились первые из работ, по которым его помнят историки философии. В 1647 году он опубликовал хорошо принятый трактат De vita, moribus, et doctrina Epicuri libri Octo . Два года спустя появился его комментарий к десятой книге Диогена Лаэртского . [32] В том же году он опубликовал более важный комментарий Syntagma philosophiae Epicuri . [33]
В 1648 году плохое здоровье вынудило его отказаться от лекций в Королевском колледже. Примерно в это же время он примирился с Декартом после многих лет холодности благодаря добрым услугам Сезара д'Эстре . [34]
Смерть и мемориал
[ редактировать ]Он путешествовал по югу Франции в компании своего протеже , помощника и секретаря Франсуа Бернье , еще одного ученика из Парижа. Он провел почти два года в Тулоне , где климат ему подходил. В 1653 году он вернулся в Париж и возобновил свою литературную деятельность, живя в доме Монмора , публикуя в том же году жизни Коперника и Тихо Браге . Однако болезнь, от которой он страдал, — заболевание легких — прочно овладела им. Его силы постепенно угасали, и он умер в Париже в 1655 году. Его бронзовая статуя (работы Жозефа Рамуса) была установлена по подписке в Дине в 1852 году. Его именем назван большой кратер на Луне. [35]
Научные достижения
[ редактировать ]В рамках продвижения эмпирических методов и своих антиаристотелевских и антикартезианских взглядов он был ответственен за ряд научных «новинок»:
- В 1629 году он объяснил паргелию кристаллами льда.
- В 1631 году Гассенди стал первым человеком, наблюдавшим прохождение планеты через Солнце, увидев прохождение Меркурия , Кеплером предсказанное . В декабре того же года он наблюдал за транзитом Венеры , но это событие произошло, когда в Париже была ночь.
- Использование камеры-обскуры для измерения видимого диаметра Луны.
- Падение камня с мачты корабля (в Де моту ) сохраняет горизонтальный импульс, устраняя препятствие вращению Земли .
- Измерение скорости звука (с точностью около 25%), показывающее, что она не зависит от высоты звука.
- Удовлетворительная интерпретация эксперимента Паскаля Пюи -де-Дом с барометром в конце 1640-х годов; это предполагает возможность создания вакуума.
- Вслед за Эпикуром он утверждал и защищал (в «Syntagma philosophiae Epicuri», 1649, см. «Философские сочинения» ниже) представление о том, что материя состоит из атомов.
В дополнение к этому он работал над определением долготы по лунным затмениям и над улучшением таблиц Рудольфина . Он обратился к проблеме свободного падения в книгах «De motu» (1642 г.) и «Deпропорция как гравитационное решение ускорения» (1646 г.). [36]
Сочинения
[ редактировать ]
Эдвард Гиббон назвал его «величайшим философом среди литераторов и величайшим литератором среди философов».
Анри Луи Абер де Монмор опубликовал собрание сочинений Гассенди, в первую очередь Syntagma philosophicum (Опера, I и II), в 1658 году (6 томов, Лион). Николаус Авераниус опубликовал еще одно издание, также в 6 томах ин-фолио, в 1727 году. Первые два полностью составляют его Syntagma philosophicum ; третий содержит его критические сочинения об Эпикуре , Аристотеле , Декарте , Роберте Фладде и Герберте Черберийском , а также отдельные статьи по некоторым проблемам физики ; четвертый — его Institutio astronomica и его Commentarii de rebus celestibus ; пятый, его комментарий к десятой книге Диогена Лаэртского , биографии Эпикура, Николя-Клода Фабри де Пейреска , Тихо Браге , Николая Коперника , Георга фон Пейербаха и Региомонтануса , с некоторыми трактатами о ценности древних денег, о Римский календарь и по теории музыки с приложенным большим и многословным отрывком под названием Notitia ecclesiae Diniensis ; шестой том содержит его переписку . Жития , особенно Коперника, Тихо и Пейреска, получили большую похвалу.
Упражнения
[ редактировать ]« Exercitationes » привлекли большое внимание, хотя в них мало или вообще ничего нет, кроме того, что другие уже выдвинули против Аристотеля. В первой книге ясно и с большой энергией разъясняются пагубные последствия слепого принятия аристотелевских изречений для физических и философских исследований; но, как это происходит со многими антиаристотелевскими работами этого периода, возражения показывают обычное незнание собственных сочинений Аристотеля. [ нужна ссылка ] . Вторая книга, содержащая обзор диалектики или логики Аристотеля , повсюду отражает рамизм по тону и методу. Одно из возражений Декарту стало известным благодаря изложению его Декартом в приложении к возражениям к «Размышлениям» .
Наблюдения
[ редактировать ]Его книга Animadversiones , опубликованная в 1649 году, содержит перевод Диогена Лаэртиуса , Книги X об Эпикуре, и появилась с комментарием в форме Syntagma philosophiae Epicuri . [36] Его труды по Эпикуру имеют историческое значение, но его критиковали за то, что он придерживался доктрин, которые, возможно, несовместимы с его яркими проявлениями эмпиризма.
В книге он утверждает свою максиму, что «в интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах» ( nihil est in intellectu quod non prius fuerit in sensu ), но он утверждает, что способность воображения ( фантазия ) является аналогом чувства, потому что оно включает в себя материальные образы и, следовательно, является по своей сути материальным, и что оно по существу одинаково как у людей, так и у животных. Однако он также признает, что классический признак человечества, интеллект , который он утверждает как нематериальный и бессмертный, приходит к пониманию понятий и истин, которого невозможно было бы достичь никаким усилием ощущения или воображения (соч. II. 383). Он иллюстрирует способность формировать «общие понятия»; концепция универсальности (ib. 384), которую, по его словам, животные никогда не могут принять, хотя они используют фантазию так же верно, как и люди; понятие Бога , которого, по его словам, мы можем представить как телесного , но понимать как бестелесного; и, наконец, рефлекс, посредством которого разум делает явления и операции внутри себя объектами своего внимания.
Английский эпикурейец Уолтер Чарлетон в 1654 году выпустил английскую бесплатную адаптацию этой книги, Physiologia Epicuro-Gassendo-Charletonia . [36]
Философская синтагма
[ редактировать ]Syntagma philosophicum подразделяется, согласно обычной манере эпикурейцев , на логику (которая у Гассенди, как и у Эпикура , является истинно канонической), физику и этику.
Логика содержит очерк истории науки De origine et varietate Logicae и подразделяется на теорию правильного постижения ( bene imaginari ), теорию правильного суждения ( bene proponere ), теорию правильного вывода ( bene colligere ), теорию правильный метод ( bene ordinare ). В первой части содержатся сугубо эмпирические положения, которыми Гассенди впоследствии пренебрегает или упускает из виду. Чувства, единственный источник познания, предположительно дают нам непосредственное познание отдельных вещей; фантазия (которую Гассенди принимает за материал в природе) воспроизводит эти идеи; понимание сравнивает эти идеи, каждую в отдельности, и формулирует общие идеи. Тем не менее он признает, что чувства дают знание — не о вещах, а только о качествах, и что мы приходим к идее вещи или субстанции посредством индуктивного рассуждения . Он считает, что истинный метод исследования — это аналитический, восходящий от низших понятий к высшим; тем не менее, он видит и признает, что индуктивное рассуждение, как это было задумано Фрэнсисом Бэконом , опирается на общее утверждение, которое само по себе не доказано индукцией. Вся доктрина суждения, силлогизма и метода смешивает аристотелевские и рамистские понятия.
Во второй части «Синтагмы» , физической, проявляется наиболее яркое противоречие между фундаментальными принципами Гассенди. Одобряя эпикурейскую физику, он отвергает эпикурейское отрицание Бога и частного провидения . Он приводит различные доказательства существования нематериального, бесконечного, высшего Существа, утверждает, что это Существо является творцом видимой вселенной, и решительно защищает доктрину предвидения и особого провидения Бога. В то же время он придерживается, в противоположность эпикурейству, учения о нематериальной разумной душе , наделенной бессмертием и способной к свободному определению . Фридрих Альберт Ланге [37] утверждал, что вся эта часть системы Гассенди не содержит ничего его собственного мнения, а вводится исключительно из соображений самообороны.
Позитивное изложение атомизма имеет много привлекательного, но гипотеза « calor vitalis » (жизненного тепла), разновидности anima mundi (мировой души), которую он вводит в качестве физического объяснения физических явлений, по-видимому, не слишком бросается в глаза. осветить особые проблемы, для решения которых он призывает его. Его теория о том, что вес, необходимый для атомов, обусловлен внутренней силой, побуждающей их к движению, никоим образом не совместима с его общей доктриной механических причин.
В третьей части, этике, помимо дискуссии о свободе, которая в целом неопределенна, есть немногое, кроме более мягкой формулировки эпикурейского морального кодекса. Конечная цель жизни — счастье, а счастье — это гармония души и тела ( транкиллитас аними и индолентиа корпорис ). Вероятно, думает Гассенди, совершенное счастье недостижимо в этой жизни, но оно может быть в жизни грядущей.
Просмотры
[ редактировать ]По словам Габриэля Даниэля , Гассенди был немного пирронистом в вопросах науки; но это было неплохо. [38] Он выступал против магического анимизма Роберта Фладда и судебной астрологии . [39] [40] Он стал недоволен перипатетической системой, ортодоксальным подходом к натуральной философии, основанным на трудах Аристотеля . Гассенди разделял эмпирическую тенденцию того времени. Он внес свой вклад в возражения против аристотелевской философии, но отложил публикацию своих собственных мыслей.
Остаются некоторые разногласия относительно того, в какой степени Гассенди был приверженцем так называемого libertinage érudit , ученого свободомыслия , которое характеризовало Тетреду , парижский кружок, к которому он принадлежал вместе с Габриэлем Ноде и двумя другими ( Эли Диодати и Франсуа де Ла Мот Ле Вайер ). Гассенди, по крайней мере, принадлежал к фидеистическому крылу скептиков, утверждая, что отсутствие определенных знаний предполагает место для веры. [41]
В своем споре с Декартом он, по-видимому, действительно считал, что свидетельства чувств остаются единственным убедительным свидетельством; однако он утверждает, что естественно с учетом его математического образования, что доказательства разума абсолютно удовлетворительны.
Вегетарианство
[ редактировать ]Гассенди признал, что, хотя полная реализация постоянного стремления к высшему удовольствию через общение с Богом может и не произойти в течение жизни, он выступал против потребления мяса, считая его серьезным препятствием на пути к достижению божественного видения. Опираясь на Священные Писания и мир природы, он представлял восстановленный рай, где люди и животные сосуществовали бы в мирной власти, в отличие от тирании, проявляющейся в забое животных ради удовольствия. [2]
Гассенди поддержал свои доводы в пользу вегетарианства аргументами из медицины, истории и Священных Писаний. Вдохновленный вегетарианцами-неоплатонистами и раннехристианскими мыслителями, он привел вегетарианство в соответствие с христианскими доктринами, подчеркивая бессмертие души. Гассенди, католический священник, выступал за растительную диету без догматизма, утверждая, что решения в этой жизни имеют решающее значение для подготовки тела и разума к следующей. Он восхищался исторической добродетелью практикующих вегетарианство и призывал ученых извлекать и следовать лучшим идеям всей истории, утверждая, что, особенно среди гуманистов, следует принять вегетарианский образ жизни. [2]
Сам Гассенди не был вегетарианцем , но признавался, что «если бы я был мудр, я бы отказался от этой пищи понемногу и питался исключительно дарами земли... Я не сомневаюсь, что я был бы счастливее дольше и более постоянно в лучшем здоровье». [42]
Ранний комментарий
[ редактировать ]Самюэль Сорбьер , ученик, [43] рассказывает о жизни Гассенди в первом собрании сочинений Жозефа Бужереля « Жизнь де Гассенди» (1737; 2-е изд., 1770); как и Жан Филибер Дамирон , «Мемуары о Гассенди» (1839). Краткое изложение его философии дал его друг, знаменитый путешественник Франсуа Бернье ( Abrégé de la philosophie de Gassendi , 8 тт., 1678 г.; 2-е изд., 7 тт., 1684 г.).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фишер, Сол (28 августа 2014 г.). «Пьер Гассенди». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вер Клэйборн Чаппелл (редактор), Кембриджский компаньон Локка , Cambridge University Press, 1994, стр. 56.
- ^ Питер Харрисон , Падение человека и основы науки , издательство Кембриджского университета, стр. 220: «В вторичной литературе велись серьезные дискуссии о влиянии теологического волюнтаризма Бойля на его подход к натурфилософии».
- ^ Карузо 1981 , с. 443.
- ^ Леон Уорнер (1987). Словарь французского произношения в его текущем стандарте (на французском языке) (3-е изд.). Жамблу: Ж. Дюкюло, SA ISBN 978-2-8011-0581-8 .
- ^ Бранделл, Барри (1987). Пьер Гассенди . Синтезирующая историческая библиотека. Том. 30. дои : 10.1007/978-94-009-3793-2 . ISBN 978-94-010-8187-0 – через link.springer.com.
- ^ «Брунделл, Б., Пьер Гассенди от аристотелизма к новой естественной философии, D. Reidel Publishing, 1987» (PDF) .
- ^ Хоккей, Томас (2009). Биографическая энциклопедия астрономов . Издательство Спрингер . ISBN 978-0-387-31022-0 . Проверено 22 августа 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фиске, с. 249.
- ^ Бугерель (1737), с. 6.
- ^ Фердинанд Белен (1896). История древнего университета Прованса, или История знаменитого университета Экса: точка. 1409–1679 (на французском языке). Париж: А. Пикард и др. стр. 183, 340–341.
- ^ «Пьер Гассенди — Биография» . История математики .
- ^ Фиске, с. 250.
- ^ Бугерель (1737), стр. 8-9. Словарь научной биографии , Гассенди (Gassend), Пьер , дата обращения: 2 августа 2017 г.
- ^ Джей Джей О'Коннор и Э.Ф. Робертсон, Пьер Гассенди , получено: 2 августа 2017 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ Бугерель, с. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Страница проекта Галилео . Бугерель, с. 15.
- ↑ Проект «Архимед» , Гассенди, Пьер (на самом деле Пьер Гассенд). Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Фиске, стр. 248, 252, 256.
- ↑ Эпистолярное упражнение, в котором раскрыты основные принципы философии Роберта Фладда , 1631 год.
- ^ Послание к Паргелиям .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гассенди - Пьер Гассенди - Биография - Информация - Ссылки - Доктор Роберт А. Хэтч» .
- ^ Патрисия Спрингборг (редактор), Кембриджский спутник «Левиафана» Гоббса (2007), стр. 422.
- ^ «www.paulvates.com» . www.paulvates.com .
- ^ «LoveToKnow: Советы, которым можно доверять» . Архивировано из оригинала 25 января 2009 г. Проверено 7 января 2009 г.
- ^ «Энциклопедия Агоры» .
- ^ Нолан, Лоуренс (28 августа 2021 г.). «Онтологический аргумент Декарта». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ Гассенди, Пьер (1644). Disquistico метафизика, или Сомнения и настойчивые утверждения против метафизики Ренато Декарта и ответы (на латыни). Врин.
- ^ Декарт, Рене; Ариу, Роджер; Кресс, Дональд А. (10 марта 2006 г.). Размышления, возражения и ответы . Издательство Хакетт. стр. ix. ISBN 978-1-60384-350-8 .
- ^ Коттингм, Стутхоф, Мердок, Том. II, Кубок 1984 г., стр. 234–237.
- ^ Мурр, Сильвия, изд. (1997) (на французском языке), Гассенди и Европа , Париж: Врин, ISBN 978-2-7116-1306-9 .
- ^ О жизни, нравах и удовольствиях Эпикура, или Наблюдения над десятой книгой Диога. Лаэр Лион, 1649 г.; последнее издание, 1675 г.
- ^ Лион, 1649; Амстердам, 1684 год.
- ^ Десмонд М. Кларк, Декарт: Биография (2006), с. 377.
- ^ «ВАЖНОЕ РУКОВОДСТВО ПО АСТРОНОМИИ — Карта Луны» (PDF) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фишер, Сол (2009). «Пьер Гассенди» . Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ История материализма , 3-е изд., i. 233.
- ^ Ричард Попкин , История скептицизма от Эразма до Спинозы (1979), с. 104.
- ^ Кейт Томас , Религия и упадок магии (1973), с. 418 и с. 770.
- ^ «Юбервег» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 г. Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Эймсбери, Ричард Фидеизм, Стэнфордская энциклопедия философии, 26 сентября 2012 г.
- ^ Шапиро, Лаура (27 февраля 2007 г.). «Мясо против картофеля» . Сланец . ISSN 1091-2339 . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Скептицизм – Лекция 7б» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 г. Проверено 9 августа 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Комментарий семнадцатого по девятнадцатый век
- Бугерель, Жозеф (1737). Жизнь Пьера Гассенди (на французском языке). Париж: Imprimerie de Jacques Vincent.
- Иоганн Готлиб Буле , История современной философии , (1802) iii. 1, 87-222
- Жан Филибер Дамирон , Мемуары по истории философии 17 века (1864 г.)
- Фейербах, Людвиг (1833). История современной философии от Бэкона от Верулама до Бенедикта Спинозы . Ансбах: К. Брюгель. стр. 127–150 . Проверено 5 февраля 2012 г.
- Фиске, Оноре (1864). Папская Франция: Метрополис Экс: Динь , 1-я часть: Динь и Рье (Париж: Этьен Репо, 1864 г.).
- К. Гюттлер , «Гассенд или Гассенди?» в архиве для истории д. Филос. х. (1897), стр. 238–242.
- Ф. К. Кифль , Теория познания П. Гассенди и его позиция в отношении материализма (1893) и «Скептицизм Гассенди» в Philos. год VI. (1893)
- Генрих Риттер , История философии , (1851) X. 543-571.
- Пьер-Феликс Тома , Философия Гассенди (Париж, 1889 г.)
- Комментарий двадцатого и двадцать первого веков
- Карузо, Эстер (1981). «О номинализме Гассенди». Критический журнал истории философии . 36 (4): 438–450. JSTOR 44022083 .
- Альберти Антонина (1988). Ощущение и реальность. Эпикур и Гассенди , Флоренция, Лео Ольшки. ISBN 88-222-3608-4
- Оливье Блох (1971). Философия Гассенди. Номинализм, материализм и метафизика , Гаага, Мартинус Нийхофф, ISBN 90-247-5035-0
- Джордж Сидни Бретт (1908). Философия Гассенди , Лондон, Макмиллан
- Барри Бранделл (1987). Пьер Гассенди. От аристотелизма к новой натуральной философии Дордрехт, Шпрингер.
- Франц Даксекер (2004). Физик и астроном Кристоф Шайнер: биография, письма, труды , Инсбрук, публикации Инсбрукского университета 246, ISBN 3-901249-69-9
- Сол Фишер (2005). Философия и наука Пьера Гассенди , Лейден/Бостон, Brill. ISBN 978-90-04-11996-3
- Линн Сумида Джой (1987). Гассенди-атомщик: защитник истории в эпоху науки , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52239-0
- Антония Лолордо (2007). Пьер Гассенди и рождение ранней современной философии , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86613-2
- Марко Мессери (1985). Причина и объяснение. Физика Пьера Гассенди , Милан, Франко Анджели. ISBN 88-204-4045-8
- Маргарет Дж. Ослер (1994). Божественная воля и механическая философия: Гассенди и Декарт о непредвиденных обстоятельствах и необходимости в сотворенном мире , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-46104-9
- Рольф В. Пустер (1991). Британский прием Гассенди на примере Джона Локка , Фроммана-Хольцбуга. ISBN 3-7728-1362-3
- Лиза Т. Сарасон (1996). Этика Гассенди: свобода в механистической вселенной. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Чистая прихватка (1974). Исследования понятия философии и науки Пьера Гассенди: (1592–1655) , Майзенхайма (ам-Глан), Хайна. ISBN 3-445-01103-6
- Пьер Гассенди (1654 г.). Жизнь Коперника (1473–1543). Человек, который не изменил мир , с примечаниями Оливера Тилла, XulonPress, 2002 г., ISBN 1-59160-193-2 Жизнь Коперника (1473-1543)
- Третичные источники
- свободном доступе : Адамсон, Роберт (1911). « Гассенди, Пьер ». Британская энциклопедия . Полет. 11 (11-е изд.). стр. 503–504. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Пьером Гассенди, на Викискладе?
Работы Пьера Гассенди или о нем в Wikisource
Цитаты, связанные с Пьером Гассенди, в Wikiquote
- Работы Пьера Гассенди в Открытой библиотеке
- Фишер, Сол. «Пьер Гассенди» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- О пропорции ускорения тяжелых падений (1646 г.)
- О счастье
- MathPages — вид Меркурия со стороны Солнца
- Хронология
- 1592 рождения
- 1655 смертей
- Атомщики
- Люди из Альп Верхнего Прованса
- Писатели 17 века на латыни
- Французские философы XVII века
- Французские католические богословы 17 века
- Французские математики XVII века.
- Академический состав Коллеж де Франс
- Эмпирики
- Астрологи 17 века
- Французские астрономы 17 века.
- Ученые католического духовенства
- Писатели о религии и науке
- Французские активисты вегетарианства
- Ученые из Прованса-Альп-Лазурного Берега
- Активисты из Прованса-Альп-Лазурного Берега