Jump to content

Пьер Гассенди

Пьер Гассенди
Пьер Гассенди
Луи -Эдуард Риу
Рожденный ( 1592-01-22 ) 22 января 1592 г.
Умер 24 октября 1655 г. ( 1655-10-24 ) (63 года)
Образование Университет Экс-ан-Прованса
Авиньонский университет ( Th.D. , 1614 г.)
Эра Философия 17 века
Область Западная философия
Школа
Учреждения Университет Экс-ан-Прованса
Королевский колледж
Основные интересы
Философская логика , физика , этика
Известные идеи
Calor Vitalis (жизненное тепло)

Пьер Гассенди (англ. Французский: [pjɛʁ gasɛ̃di] ; [5] также Пьер Гассенд , Петрус Гассенди, Петрус Гассендус ; 22 января 1592 — 24 октября 1655) — французский философ , католический священник , астроном и математик . [1] [6] [7] Занимая церковную должность на юго-востоке Франции, он также проводил много времени в Париже, где был лидером группы свободомыслящих интеллектуалов. Он также был активным учёным -наблюдателем , опубликовав первые данные о прохождении Меркурия лунный кратер Гассенди в 1631 году. Его именем назван .

Он написал множество философских трудов, причем некоторые из выработанных им положений считаются значительными, находя путь между скептицизмом и догматизмом . Ричард Попкин указывает, что Гассенди был одним из первых мыслителей, сформулировавших современное «научное мировоззрение», основанное на умеренном скептицизме и эмпиризме . Он вступил в противоречие со своим современником Декартом по поводу возможности определенного знания. Его самый известный интеллектуальный проект был попыткой примирить эпикурейский атомизм с христианством .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Гассенди родился в Шамтерсье , недалеко от Диня , во Франции , в семье Антуана Гассенда и Франсуазы Фабри. [8] Его раннее образование было поручено его дяде по материнской линии, Томасу Фабри, священнику церкви Шамтерсье. [9] Юный вундеркинд, в очень раннем возрасте он проявил академический потенциал и поступил в колледж (городскую среднюю школу) в Дине, где проявил особые способности к языкам и математике . В 1609 году он поступил в университет Экс-ан-Прованса , чтобы изучать философию у Филибера Фесае, О.Карма. [10] в Королевском колледже Бурбона (факультет искусств Университета Экса). [11] В 1612 году колледж Динь пригласил его читать лекции по теологии . Находясь в Дине, он отправился в Сенез , где получил незначительные распоряжения от епископа Жака Мартена. В 1614 году получил степень доктора богословия в Авиньонском университете . [12] и был избран богословом капитула кафедрального собора Динь. 1 августа 1617 года он получил священный сан от епископа Марселя Жака Турричеллы. [9] В том же году, в возрасте 24 лет, он принял кафедру философии в университете Экс-ан-Прованса и уступил кафедру теологии своему старому учителю Фесае. Гассенди, похоже, постепенно отошел от богословия. Однако он сохранил свою должность каноника-богослова в Дине, и в сентябре 1619 года, когда епископ Рафаэль Болонский завладел епархией Динь, Гассенди принял участие и произнес речь от имени капитула. [13]

Он читал лекции в основном по аристотелевской философии , придерживаясь, насколько это возможно, традиционных методов, а также с интересом следил за открытиями Галилея и Кеплера . Он познакомился с астрономом Жозефом Готье де ла Валлеттом (1564–1647), великим викарием архиепископства Экс. [14]

Священство

[ редактировать ]

В 1623 году Общество Иисуса взяло на себя управление Эксским университетом. Они заполнили все должности иезуитами, поэтому Гассенди пришлось найти другое учреждение. [15] Он уехал, вернувшись в Динь 10 февраля 1623 года, а затем вернулся в Экс, чтобы стать свидетелем лунного затмения 14 апреля и присутствия Марса в Стрельце 7 июня, после чего он снова вернулся в Динь. [16] Он поехал в Гренобль от имени капитула Динь для подачи иска, причем весьма неохотно, поскольку работал над своим проектом по парадоксам Аристотеля. [17] В 1624 году он напечатал первую часть своих «Парадоксальных упражнений против Аристотеля» . Фрагмент второй книги позже появился в печати в Гааге (1659 г.), но Гассенди так и не написал оставшиеся пять, видимо, думая, что «Discussiones Peripateticae» оставляют Франческо Патрицци для него мало места.

Некоторое время он провел со своим покровителем Николя Пейреском . После 1628 года Гассенди путешествовал по Фландрии и Голландии , где встретил Исаака Бекмана и Франсуа Люлье . [17] [18] Он вернулся во Францию ​​в 1631 году. В 1634 году капитул собора Динь почувствовал отвращение к расточительному поведению провоста Блеза Оссета, и они проголосовали за его замену. Они получили разрешение парламента Экса от 19 декабря 1634 года, который согласился на его низложение и избрание Гассенди ректором капитула кафедрального . Гассенди был официально назначен на должность 24 декабря 1634 года. Он занимал пост провоства до своей смерти в 1655 году. [19]

За это время он написал несколько произведений по настоянию Марина Мерсенна . Они включали его исследование мистической философии Роберта Фладда , [20] сочинение о паргелии , [21] и некоторые наблюдения о транзите Меркурия .

1640-е годы

[ редактировать ]

Затем Гассенди провел несколько лет, путешествуя по Провансу с герцогом Ангулемским , губернатором региона. В этот период он написал только одно литературное произведение, « Жизнь Пейреска», смерть которого в 1637 году, казалось, глубоко его огорчила; [22] он часто переиздавался и переводился на английский язык. Он вернулся в Париж в 1641 году, где встретил Томаса Гоббса . [23] Он давал несколько неформальных занятий по философии, набирая учеников или учеников; по данным биографа Гримареста, в их число входили Мольер , Сирано де Бержерак (участие которого в занятиях оспаривается), [24] Жан Эсно и Клод-Эммануэль Шапель , сын Люлье. [25] [26]

В 1640 году Мерсенн вовлек его в полемику с Рене Декартом . Его возражения против основных положений Декарта появились в печати в 1641 году; они появляются как пятый набор возражений в работах Декарта. [27] и в виде отдельного издания под названием Disquisitio Metaphysica. [28] с возражениями. [29] Хотя Декарту часто приписывают открытие проблемы разума и тела , Гассенди, реагируя на дуализм разума и тела Декарта, был первым, кто ее сформулировал. [30] Склонность Гассенди к эмпирической школе спекуляций здесь проявляется более явно, чем в любом другом его сочинении. Жан-Батист Морен атаковал свой «De motu impresso a Motore Translato» (1642 г.). [22] В 1643 году Мерсенн также пытался заручиться поддержкой немецкого социнианца и защитника религиозной толерантности Марцина Руара . Руар подробно ответил, что он уже читал Гассенди, но выступает за то, чтобы оставить науку науке, а не церкви. [31]

В 1645 году он занял кафедру математики в Королевском колледже в Париже и несколько лет читал лекции с большим успехом. Помимо противоречивых сочинений по физическим вопросам, в этот период появились первые из работ, по которым его помнят историки философии. В 1647 году он опубликовал хорошо принятый трактат De vita, moribus, et doctrina Epicuri libri Octo . Два года спустя появился его комментарий к десятой книге Диогена Лаэртского . [32] В том же году он опубликовал более важный комментарий Syntagma philosophiae Epicuri . [33]

В 1648 году плохое здоровье вынудило его отказаться от лекций в Королевском колледже. Примерно в это же время он примирился с Декартом после многих лет холодности благодаря добрым услугам Сезара д'Эстре . [34]

Смерть и мемориал

[ редактировать ]

Он путешествовал по югу Франции в компании своего протеже , помощника и секретаря Франсуа Бернье , еще одного ученика из Парижа. Он провел почти два года в Тулоне , где климат ему подходил. В 1653 году он вернулся в Париж и возобновил свою литературную деятельность, живя в доме Монмора , публикуя в том же году жизни Коперника и Тихо Браге . Однако болезнь, от которой он страдал, — заболевание легких — прочно овладела им. Его силы постепенно угасали, и он умер в Париже в 1655 году. Его бронзовая статуя (работы Жозефа Рамуса) была установлена ​​по подписке в Дине в 1852 году. Его именем назван большой кратер на Луне. [35]

Научные достижения

[ редактировать ]

В рамках продвижения эмпирических методов и своих антиаристотелевских и антикартезианских взглядов он был ответственен за ряд научных «новинок»:

  • В 1629 году он объяснил паргелию кристаллами льда.
  • В 1631 году Гассенди стал первым человеком, наблюдавшим прохождение планеты через Солнце, увидев прохождение Меркурия , Кеплером предсказанное . В декабре того же года он наблюдал за транзитом Венеры , но это событие произошло, когда в Париже была ночь.
  • Использование камеры-обскуры для измерения видимого диаметра Луны.
  • Падение камня с мачты корабля (в Де моту ) сохраняет горизонтальный импульс, устраняя препятствие вращению Земли .
  • Измерение скорости звука (с точностью около 25%), показывающее, что она не зависит от высоты звука.
  • Удовлетворительная интерпретация эксперимента Паскаля Пюи -де-Дом с барометром в конце 1640-х годов; это предполагает возможность создания вакуума.
  • Вслед за Эпикуром он утверждал и защищал (в «Syntagma philosophiae Epicuri», 1649, см. «Философские сочинения» ниже) представление о том, что материя состоит из атомов.

В дополнение к этому он работал над определением долготы по лунным затмениям и над улучшением таблиц Рудольфина . Он обратился к проблеме свободного падения в книгах «De motu» (1642 г.) и «Deпропорция как гравитационное решение ускорения» (1646 г.). [36]

Сочинения

[ редактировать ]
Римский календарь

Эдвард Гиббон ​​назвал его «величайшим философом среди литераторов и величайшим литератором среди философов».

Анри Луи Абер де Монмор опубликовал собрание сочинений Гассенди, в первую очередь Syntagma philosophicum (Опера, I и II), в 1658 году (6 томов, Лион). Николаус Авераниус опубликовал еще одно издание, также в 6 томах ин-фолио, в 1727 году. Первые два полностью составляют его Syntagma philosophicum ; третий содержит его критические сочинения об Эпикуре , Аристотеле , Декарте , Роберте Фладде и Герберте Черберийском , а также отдельные статьи по некоторым проблемам физики ; четвертый — его Institutio astronomica и его Commentarii de rebus celestibus ; пятый, его комментарий к десятой книге Диогена Лаэртского , биографии Эпикура, Николя-Клода Фабри де Пейреска , Тихо Браге , Николая Коперника , Георга фон Пейербаха и Региомонтануса , с некоторыми трактатами о ценности древних денег, о Римский календарь и по теории музыки с приложенным большим и многословным отрывком под названием Notitia ecclesiae Diniensis ; шестой том содержит его переписку . Жития , особенно Коперника, Тихо и Пейреска, получили большую похвалу.

Упражнения

[ редактировать ]

« Exercitationes » привлекли большое внимание, хотя в них мало или вообще ничего нет, кроме того, что другие уже выдвинули против Аристотеля. В первой книге ясно и с большой энергией разъясняются пагубные последствия слепого принятия аристотелевских изречений для физических и философских исследований; но, как это происходит со многими антиаристотелевскими работами этого периода, возражения показывают обычное незнание собственных сочинений Аристотеля. [ нужна ссылка ] . Вторая книга, содержащая обзор диалектики или логики Аристотеля , повсюду отражает рамизм по тону и методу. Одно из возражений Декарту стало известным благодаря изложению его Декартом в приложении к возражениям к «Размышлениям» .

Наблюдения

[ редактировать ]

Его книга Animadversiones , опубликованная в 1649 году, содержит перевод Диогена Лаэртиуса , Книги X об Эпикуре, и появилась с комментарием в форме Syntagma philosophiae Epicuri . [36] Его труды по Эпикуру имеют историческое значение, но его критиковали за то, что он придерживался доктрин, которые, возможно, несовместимы с его яркими проявлениями эмпиризма.

В книге он утверждает свою максиму, что «в интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах» ( nihil est in intellectu quod non prius fuerit in sensu ), но он утверждает, что способность воображения ( фантазия ) является аналогом чувства, потому что оно включает в себя материальные образы и, следовательно, является по своей сути материальным, и что оно по существу одинаково как у людей, так и у животных. Однако он также признает, что классический признак человечества, интеллект , который он утверждает как нематериальный и бессмертный, приходит к пониманию понятий и истин, которого невозможно было бы достичь никаким усилием ощущения или воображения (соч. II. 383). Он иллюстрирует способность формировать «общие понятия»; концепция универсальности (ib. 384), которую, по его словам, животные никогда не могут принять, хотя они используют фантазию так же верно, как и люди; понятие Бога , которого, по его словам, мы можем представить как телесного , но понимать как бестелесного; и, наконец, рефлекс, посредством которого разум делает явления и операции внутри себя объектами своего внимания.

Английский эпикурейец Уолтер Чарлетон в 1654 году выпустил английскую бесплатную адаптацию этой книги, Physiologia Epicuro-Gassendo-Charletonia . [36]

Философская синтагма

[ редактировать ]

Syntagma philosophicum подразделяется, согласно обычной манере эпикурейцев , на логику (которая у Гассенди, как и у Эпикура , является истинно канонической), физику и этику.

Логика содержит очерк истории науки De origine et varietate Logicae и подразделяется на теорию правильного постижения ( bene imaginari ), теорию правильного суждения ( bene proponere ), теорию правильного вывода ( bene colligere ), теорию правильный метод ( bene ordinare ). В первой части содержатся сугубо эмпирические положения, которыми Гассенди впоследствии пренебрегает или упускает из виду. Чувства, единственный источник познания, предположительно дают нам непосредственное познание отдельных вещей; фантазия (которую Гассенди принимает за материал в природе) воспроизводит эти идеи; понимание сравнивает эти идеи, каждую в отдельности, и формулирует общие идеи. Тем не менее он признает, что чувства дают знание — не о вещах, а только о качествах, и что мы приходим к идее вещи или субстанции посредством индуктивного рассуждения . Он считает, что истинный метод исследования — это аналитический, восходящий от низших понятий к высшим; тем не менее, он видит и признает, что индуктивное рассуждение, как это было задумано Фрэнсисом Бэконом , опирается на общее утверждение, которое само по себе не доказано индукцией. Вся доктрина суждения, силлогизма и метода смешивает аристотелевские и рамистские понятия.

Во второй части «Синтагмы» , физической, проявляется наиболее яркое противоречие между фундаментальными принципами Гассенди. Одобряя эпикурейскую физику, он отвергает эпикурейское отрицание Бога и частного провидения . Он приводит различные доказательства существования нематериального, бесконечного, высшего Существа, утверждает, что это Существо является творцом видимой вселенной, и решительно защищает доктрину предвидения и особого провидения Бога. В то же время он придерживается, в противоположность эпикурейству, учения о нематериальной разумной душе , наделенной бессмертием и способной к свободному определению . Фридрих Альберт Ланге [37] утверждал, что вся эта часть системы Гассенди не содержит ничего его собственного мнения, а вводится исключительно из соображений самообороны.

Позитивное изложение атомизма имеет много привлекательного, но гипотеза « calor vitalis » (жизненного тепла), разновидности anima mundi (мировой души), которую он вводит в качестве физического объяснения физических явлений, по-видимому, не слишком бросается в глаза. осветить особые проблемы, для решения которых он призывает его. Его теория о том, что вес, необходимый для атомов, обусловлен внутренней силой, побуждающей их к движению, никоим образом не совместима с его общей доктриной механических причин.

В третьей части, этике, помимо дискуссии о свободе, которая в целом неопределенна, есть немногое, кроме более мягкой формулировки эпикурейского морального кодекса. Конечная цель жизни — счастье, а счастье — это гармония души и тела ( транкиллитас аними и индолентиа корпорис ). Вероятно, думает Гассенди, совершенное счастье недостижимо в этой жизни, но оно может быть в жизни грядущей.

Просмотры

[ редактировать ]

По словам Габриэля Даниэля , Гассенди был немного пирронистом в вопросах науки; но это было неплохо. [38] Он выступал против магического анимизма Роберта Фладда и судебной астрологии . [39] [40] Он стал недоволен перипатетической системой, ортодоксальным подходом к натуральной философии, основанным на трудах Аристотеля . Гассенди разделял эмпирическую тенденцию того времени. Он внес свой вклад в возражения против аристотелевской философии, но отложил публикацию своих собственных мыслей.

Остаются некоторые разногласия относительно того, в какой степени Гассенди был приверженцем так называемого libertinage érudit , ученого свободомыслия , которое характеризовало Тетреду , парижский кружок, к которому он принадлежал вместе с Габриэлем Ноде и двумя другими ( Эли Диодати и Франсуа де Ла Мот Ле Вайер ). Гассенди, по крайней мере, принадлежал к фидеистическому крылу скептиков, утверждая, что отсутствие определенных знаний предполагает место для веры. [41]

В своем споре с Декартом он, по-видимому, действительно считал, что свидетельства чувств остаются единственным убедительным свидетельством; однако он утверждает, что естественно с учетом его математического образования, что доказательства разума абсолютно удовлетворительны.

Вегетарианство

[ редактировать ]

Гассенди признал, что, хотя полная реализация постоянного стремления к высшему удовольствию через общение с Богом может и не произойти в течение жизни, он выступал против потребления мяса, считая его серьезным препятствием на пути к достижению божественного видения. Опираясь на Священные Писания и мир природы, он представлял восстановленный рай, где люди и животные сосуществовали бы в мирной власти, в отличие от тирании, проявляющейся в забое животных ради удовольствия. [2]

Гассенди поддержал свои доводы в пользу вегетарианства аргументами из медицины, истории и Священных Писаний. Вдохновленный вегетарианцами-неоплатонистами и раннехристианскими мыслителями, он привел вегетарианство в соответствие с христианскими доктринами, подчеркивая бессмертие души. Гассенди, католический священник, выступал за растительную диету без догматизма, утверждая, что решения в этой жизни имеют решающее значение для подготовки тела и разума к следующей. Он восхищался исторической добродетелью практикующих вегетарианство и призывал ученых извлекать и следовать лучшим идеям всей истории, утверждая, что, особенно среди гуманистов, следует принять вегетарианский образ жизни. [2]

Сам Гассенди не был вегетарианцем , но признавался, что «если бы я был мудр, я бы отказался от этой пищи понемногу и питался исключительно дарами земли... Я не сомневаюсь, что я был бы счастливее дольше и более постоянно в лучшем здоровье». [42]

Ранний комментарий

[ редактировать ]

Самюэль Сорбьер , ученик, [43] рассказывает о жизни Гассенди в первом собрании сочинений Жозефа Бужереля « Жизнь де Гассенди» (1737; 2-е изд., 1770); как и Жан Филибер Дамирон , «Мемуары о Гассенди» (1839). Краткое изложение его философии дал его друг, знаменитый путешественник Франсуа Бернье ( Abrégé de la philosophie de Gassendi , 8 тт., 1678 г.; 2-е изд., 7 тт., 1684 г.).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фишер, Сол (28 августа 2014 г.). «Пьер Гассенди». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вер Клэйборн Чаппелл (редактор), Кембриджский компаньон Локка , Cambridge University Press, 1994, стр. 56.
  3. ^ Питер Харрисон , Падение человека и основы науки , издательство Кембриджского университета, стр. 220: «В вторичной литературе велись серьезные дискуссии о влиянии теологического волюнтаризма Бойля на его подход к натурфилософии».
  4. ^ Карузо 1981 , с. 443.
  5. ^ Леон Уорнер (1987). Словарь французского произношения в его текущем стандарте (на французском языке) (3-е изд.). Жамблу: Ж. Дюкюло, SA ISBN  978-2-8011-0581-8 .
  6. ^ Бранделл, Барри (1987). Пьер Гассенди . Синтезирующая историческая библиотека. Том. 30. дои : 10.1007/978-94-009-3793-2 . ISBN  978-94-010-8187-0 – через link.springer.com.
  7. ^ «Брунделл, Б., Пьер Гассенди от аристотелизма к новой естественной философии, D. Reidel Publishing, 1987» (PDF) .
  8. ^ Хоккей, Томас (2009). Биографическая энциклопедия астрономов . Издательство Спрингер . ISBN  978-0-387-31022-0 . Проверено 22 августа 2012 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фиске, с. 249.
  10. ^ Бугерель (1737), с. 6.
  11. ^ Фердинанд Белен (1896). История древнего университета Прованса, или История знаменитого университета Экса: точка. 1409–1679 (на французском языке). Париж: А. Пикард и др. стр. 183, 340–341.
  12. ^ «Пьер Гассенди — Биография» . История математики .
  13. ^ Фиске, с. 250.
  14. ^ Бугерель (1737), стр. 8-9. Словарь научной биографии , Гассенди (Gassend), Пьер , дата обращения: 2 августа 2017 г.
  15. ^ Джей Джей О'Коннор и Э.Ф. Робертсон, Пьер Гассенди , получено: 2 августа 2017 г. [ самостоятельный источник ]
  16. ^ Бугерель, с. 15.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Страница проекта Галилео . Бугерель, с. 15.
  18. Проект «Архимед» , Гассенди, Пьер (на самом деле Пьер Гассенд). Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Фиске, стр. 248, 252, 256.
  20. Эпистолярное упражнение, в котором раскрыты основные принципы философии Роберта Фладда , 1631 год.
  21. ^ Послание к Паргелиям .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гассенди - Пьер Гассенди - Биография - Информация - Ссылки - Доктор Роберт А. Хэтч» .
  23. ^ Патрисия Спрингборг (редактор), Кембриджский спутник «Левиафана» Гоббса (2007), стр. 422.
  24. ^ «www.paulvates.com» . www.paulvates.com .
  25. ^ «LoveToKnow: Советы, которым можно доверять» . Архивировано из оригинала 25 января 2009 г. Проверено 7 января 2009 г.
  26. ^ «Энциклопедия Агоры» .
  27. ^ Нолан, Лоуренс (28 августа 2021 г.). «Онтологический аргумент Декарта». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
  28. ^ Гассенди, Пьер (1644). Disquistico метафизика, или Сомнения и настойчивые утверждения против метафизики Ренато Декарта и ответы (на латыни). Врин.
  29. ^ Декарт, Рене; Ариу, Роджер; Кресс, Дональд А. (10 марта 2006 г.). Размышления, возражения и ответы . Издательство Хакетт. стр. ix. ISBN  978-1-60384-350-8 .
  30. ^ Коттингм, Стутхоф, Мердок, Том. II, Кубок 1984 г., стр. 234–237.
  31. ^ Мурр, Сильвия, изд. (1997) (на французском языке), Гассенди и Европа , Париж: Врин, ISBN   978-2-7116-1306-9 .
  32. ^ О жизни, нравах и удовольствиях Эпикура, или Наблюдения над десятой книгой Диога. Лаэр Лион, 1649 г.; последнее издание, 1675 г.
  33. ^ Лион, 1649; Амстердам, 1684 год.
  34. ^ Десмонд М. Кларк, Декарт: Биография (2006), с. 377.
  35. ^ «ВАЖНОЕ РУКОВОДСТВО ПО АСТРОНОМИИ — Карта Луны» (PDF) .
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фишер, Сол (2009). «Пьер Гассенди» . Стэнфордская энциклопедия философии.
  37. ^ История материализма , 3-е изд., i. 233.
  38. ^ Ричард Попкин , История скептицизма от Эразма до Спинозы (1979), с. 104.
  39. ^ Кейт Томас , Религия и упадок магии (1973), с. 418 и с. 770.
  40. ^ «Юбервег» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 г. Проверено 6 января 2009 г.
  41. ^ Эймсбери, Ричард Фидеизм, Стэнфордская энциклопедия философии, 26 сентября 2012 г.
  42. ^ Шапиро, Лаура (27 февраля 2007 г.). «Мясо против картофеля» . Сланец . ISSN   1091-2339 . Проверено 21 января 2024 г.
  43. ^ «Скептицизм – Лекция 7б» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 г. Проверено 9 августа 2023 г.
Комментарий семнадцатого по девятнадцатый век
Комментарий двадцатого и двадцать первого веков
  • Карузо, Эстер (1981). «О номинализме Гассенди». Критический журнал истории философии . 36 (4): 438–450. JSTOR   44022083 .
  • Альберти Антонина (1988). Ощущение и реальность. Эпикур и Гассенди , Флоренция, Лео Ольшки. ISBN   88-222-3608-4
  • Оливье Блох (1971). Философия Гассенди. Номинализм, материализм и метафизика , Гаага, Мартинус Нийхофф, ISBN   90-247-5035-0
  • Джордж Сидни Бретт (1908). Философия Гассенди , Лондон, Макмиллан
  • Барри Бранделл (1987). Пьер Гассенди. От аристотелизма к новой натуральной философии Дордрехт, Шпрингер.
  • Франц Даксекер (2004). Физик и астроном Кристоф Шайнер: биография, письма, труды , Инсбрук, публикации Инсбрукского университета 246, ISBN   3-901249-69-9
  • Сол Фишер (2005). Философия и наука Пьера Гассенди , Лейден/Бостон, Brill. ISBN   978-90-04-11996-3
  • Линн Сумида Джой (1987). Гассенди-атомщик: защитник истории в эпоху науки , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-52239-0
  • Антония Лолордо (2007). Пьер Гассенди и рождение ранней современной философии , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-86613-2
  • Марко Мессери (1985). Причина и объяснение. Физика Пьера Гассенди , Милан, Франко Анджели. ISBN   88-204-4045-8
  • Маргарет Дж. Ослер (1994). Божественная воля и механическая философия: Гассенди и Декарт о непредвиденных обстоятельствах и необходимости в сотворенном мире , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-46104-9
  • Рольф В. Пустер (1991). Британский прием Гассенди на примере Джона Локка , Фроммана-Хольцбуга. ISBN   3-7728-1362-3
  • Лиза Т. Сарасон (1996). Этика Гассенди: свобода в механистической вселенной. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
  • Чистая прихватка (1974). Исследования понятия философии и науки Пьера Гассенди: (1592–1655) , Майзенхайма (ам-Глан), Хайна. ISBN   3-445-01103-6
  • Пьер Гассенди (1654 г.). Жизнь Коперника (1473–1543). Человек, который не изменил мир , с примечаниями Оливера Тилла, XulonPress, 2002 г., ISBN   1-59160-193-2 Жизнь Коперника (1473-1543)
Третичные источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea9b16c780fb44ef0e1fed81eefb1404__1719607620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/04/ea9b16c780fb44ef0e1fed81eefb1404.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre Gassendi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)