Свободомыслие
Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( ноябрь 2020 г. ) |
Свободомыслие (иногда пишется как свободная мысль ) — это неортодоксальная позиция или убеждение. [1]
Вольнодумец убеждения считает, что не должны формироваться на основе авторитета , традиции , откровения или догмы . [2] вместо этого его следует достигать другими методами, такими как логика , разум и эмпирическое наблюдение . [ нужна ссылка ] Согласно словарю английского языка Коллинза , вольнодумец — это «тот, кто психически свободен от общепринятых уз традиций или догм и мыслит независимо». В частности, в некоторых современных мыслях свобода мысли тесно связана с отказом от традиционных социальных или религиозных систем убеждений. [3] [2] [4] Когнитивное . применение свободы мысли известно как «свободомыслие», а практикующие свободу мысли известны как «вольнодумцы» [2] Современные вольнодумцы считают свободу мысли естественной свободой от всех негативных и иллюзорных мыслей, приобретенных от общества. [5]
Этот термин впервые вошел в употребление в 17 веке для обозначения людей, которые исследовали основы традиционных верований, которые часто принимались безоговорочно. Сегодня свободомыслие наиболее тесно связано с агностицизмом , деизмом , секуляризмом , гуманизмом , антиклерикализмом и религиозной критикой . [6] Оксфордский словарь английского языка определяет свободомыслие как «свободное проявление разума в вопросах религиозных убеждений, не ограниченное уважением к авторитетам; принятие принципов вольнодумца». Свободомыслящие считают, что знание должно быть основано на фактах, научных исследованиях и логике. Скептическое применение науки подразумевает свободу от интеллектуально ограничивающих эффектов предвзятости подтверждения , когнитивной предвзятости , общепринятой мудрости , популярной культуры , городских мифов , предрассудков или сектантства . [7]
Определение
[ редактировать ]Автор-атеист Адам Ли определяет свободу мысли как мышление, независимое от откровения, традиций, устоявшихся убеждений и авторитетов . [8] и считает его «более широким зонтиком», чем атеизм, «который охватывает радугу неортодоксальности, религиозного инакомыслия, скептицизма и нетрадиционного мышления». [9] [10]
Основное резюмирующее эссе «Этика веры британского математика и философа XIX века Уильяма Кингдона Клиффорда » звучит так: «Всегда, везде и для кого-либо неправильно верить во что-либо при недостаточных доказательствах». [11] Эссе стало сплоченным кличем вольнодумцев, когда оно было опубликовано в 1870-х годах, и было описано как момент, когда вольнодумцы заняли высокие моральные позиции. [12] Клиффорд сам был организатором собраний свободной мысли, движущей силой Конгресса либеральных мыслителей, состоявшегося в 1878 году.
Что касается религии , вольнодумцы обычно считают, что доказательств существования сверхъестественных явлений недостаточно. [13] По данным Фонда свободы от религии , «никто не может быть вольнодумцем, кто требует соответствия Библии, вероисповеданию или мессии . Для вольнодумца откровение и вера недействительны, а ортодоксия не является гарантией истины». и «Свободомыслящие убеждены, что религиозные утверждения не выдержали испытаний разума. Верой в неправду не только ничего не добьешься, но и можно потерять все, если принесем незаменимый инструмент разума на алтарь суеверий. Большинство вольнодумцы считают религию не только ложной, но и вредной». [14]
Однако философ Бертран Рассел написал следующее в своем эссе 1944 года «Ценность свободной мысли» : [15]
Свободомыслящим делают не его убеждения, а то, как он их придерживается. Если он придерживается их потому, что старшие говорили ему, что они истинны, когда он был молод, или если он придерживается их потому, что в противном случае он будет несчастен, его мысль несвободна; но если он придерживается их потому, что после тщательного размышления он находит баланс доказательств в их пользу, тогда его мысль свободна, какими бы странными ни казались его выводы.
По мнению Рассела, вольнодумец не обязательно является атеистом или агностиком, если он или она удовлетворяет этому определению:
Человек, свободный в любом отношении, свободен и от чего-то; от чего свободен мыслитель? Чтобы быть достойным этого имени, он должен быть свободен от двух вещей: силы традиции и тирании собственных страстей. Никто не свободен полностью ни от того, ни от другого, но по мере эмансипации человека он заслуживает называться свободомыслящим.
Фред Эдвордс , бывший исполнительный директор Американской гуманистической ассоциации , предполагает, что по определению Рассела либеральные религиозные деятели , бросающие вызов устоявшимся ортодоксальным взглядам, могут считаться вольнодумцами. [16]
С другой стороны, по мнению Бертрана Рассела , атеисты и/или агностики не обязательно являются вольнодумцами. В качестве примера он приводит Сталина , которого сравнивает с « папой »:
меня интересует доктрина современной Коммунистической партии и российского правительства, которому она предана. Согласно этой доктрине, мир развивается по линии Плана, называемого «Диалектический Материализм» , впервые открытого Карлом Марксом , воплощенного в практике великого государства Лениным , а теперь изо дня в день разъясняемого Церковью, в которой Сталин является Папа. […] Свободное обсуждение должно быть предотвращено везде, где существует возможность сделать это; […] Если эта доктрина и эта организация восторжествуют, свободное исследование станет таким же невозможным, как это было в средние века, и мир снова погрузится в фанатизм и мракобесие.
В 18 и 19 веках многие мыслители, считавшиеся вольнодумцами, были деистами , утверждая, что природу Бога можно познать только путем изучения природы, а не из религиозного откровения. В 18 веке «деизм» был таким же «грязным словом», как и «атеизм», и их христианские оппоненты часто клеймили деистов либо как атеистов, либо, по крайней мере, как вольнодумцев. [17] [18] Деисты сегодня считают себя вольнодумцами, но сейчас, возможно, менее заметны в движении за свободу мысли, чем атеисты.
Характеристики
[ редактировать ]Среди вольнодумцев, чтобы идея считалась истинной, она должна быть проверяемой, проверяемой и логичной. Многие вольнодумцы склонны быть гуманистами , которые основывают мораль на человеческих потребностях и находят смысл в человеческом сострадании , социальном прогрессе , искусстве, личном счастье, любви и развитии знаний . Как правило, вольнодумцы любят думать самостоятельно, склонны к скептицизму, уважают критическое мышление и разум, остаются открытыми для новых концепций и иногда гордятся своей индивидуальностью . Они будут определять истину для себя – на основе полученных знаний, полученных ответов, полученного опыта и достигнутого таким образом баланса. Свободомыслящие отвергают конформизм ради конформизма, посредством чего они создают свои собственные убеждения, рассматривая то, как устроен мир вокруг них, и обладают интеллектуальной честностью и смелостью мыслить за пределами принятых норм , которые могут или не могут привести их к вере в некоторые более высокая мощность . [19]
Символ
[ редактировать ]Анютины глазки служат давним и непреходящим символом свободной мысли; литература Американского светского союза начала использовать его в конце 1800-х годов. Причина, по которой анютины глазки являются символом свободной мысли, кроется как в названии цветка, так и в его внешнем виде. Свое название анютины глазки получили от французского слова pensée , что означает «мысль». Предположительно, он получил это название потому, что некоторые считают, что цветок имеет сходство с человеческим лицом, а в середине-конце лета он кивает вперед, как будто глубоко задумавшись. [20] В 1880-х годах, следуя примерам вольнодумцев во Франции, Бельгии, Испании и Швеции, он был предложен в Соединенных Штатах как «символ религиозной свободы и свободы совести». [21]
История
[ редактировать ]Домодернистское движение
[ редактировать ]Критическая мысль процветала в эллинистическом Средиземноморье, в хранилищах знаний и мудрости в Ирландии и в иранских цивилизациях (например, в эпоху Хайяма (1048–1131) и его неортодоксальных суфийских Рубаят стихов ). Более поздние общества добились успехов в свободе мысли, такие как китайцы (обратите внимание, например, на возрождение мореплавания династии Южная Сун 1127–1279 гг.), [22] от еретиков -мыслителей эзотерической алхимии и астрологии до эпохи Возрождения и протестантской Реформации , пионером которой стал Мартин Лютер . [23] [24]
Французский врач и писатель Рабле прославлял «раблезианскую» свободу, а также хорошие пиршества и питье (выражение и символ свободы разума) вопреки лицемерию конформистской ортодоксальности в своем утопическом Телемском аббатстве (от θέλημα: свободная «воля» ), устройство которого было «Делай, что хочешь» :
Так же и Гаргантюа установил его. Во всех их правилах и строжайших предписаниях их ордена необходимо было соблюдать только один пункт: делай, что хочешь; потому что свободные люди... поступают добродетельно и избегают порока. Они называют это честью.
Когда герой Рабле Пантагрюэль отправляется к «Оракулу Див(ин)е Бутылки», он усваивает урок жизни в одном простом слове: «Тринч!» , Напиток! Наслаждайтесь простой жизнью, учитесь мудрости и знаниям, будучи свободным человеком. Гаргантюа Помимо каламбуров, иронии и сатиры, пролог- метафора инструктирует читателя «сломать кость и высосать наполненный веществом костный мозг» (« la substantifique moëlle »), ядро мудрости.
Современные движения
[ редактировать ]1600 год считается знаковым в эпоху современной свободной мысли. год казни в Италии Джордано Бруно , бывшего монаха -доминиканца инквизицией Это был . [25] [26] [27]
Австралия
[ редактировать ]До Второй мировой войны в Австралии был высокий уровень протестантизма и католицизма. Послевоенная Австралия стала высоко секуляризованной страной. Дональд Хорн , один из известных общественных интеллектуалов Австралии , считал, что рост благосостояния в послевоенной Австралии повлиял на снижение посещаемости церкви и общее отсутствие интереса к религии. «Церкви больше не имеют большого значения для большинства австралийцев. Если и существует счастливая вечная жизнь, то она доступна каждому... Для многих австралийцев удовольствия этой жизни достаточно удовлетворяют, и религия не предлагает ничего особенного», - сказал Хорн в своей эпохальной работе. Счастливая страна (1964). [28]
Бельгия
[ редактировать ]Université Libre de Brussels и Vrije Universiteit Brussel вместе с двумя кружками свободных исследований (голландским и франкоязычным) защищают свободу критической мысли, светской философии и этики , отвергая при этом аргументы авторитетов .
Канада
[ редактировать ]В 1873 году горстка секуляристов основала самую раннюю известную светскую организацию в английской Канаде — Ассоциацию свободомыслия Торонто. Реорганизованная в 1877 году и снова в 1881 году, когда она была переименована в Светское общество Торонто, группа сформировала ядро Канадского светского союза, созданного в 1884 году для объединения вольнодумцев со всей страны. [29]
Значительное число первых членов, по-видимому, принадлежало к образованной рабочей «аристократии», включая Альфреда Ф. Джури, Дж. Ика Эванса и Дж. И. Ливингстона, которые все были ведущими профсоюзными активистами и секуляристами. Второй президент ассоциации Торонто, Т. Филлипс Томпсон , стал центральной фигурой в рабочем движении и движении социальных реформ в городе в 1880-х и 1890-х годах и, возможно, выдающимся трудовым интеллектуалом Канады конца девятнадцатого века. К началу 1880-х годов разрозненные организации свободомыслия действовали по всему южному Онтарио и некоторым частям Квебека , получая поддержку как в городах, так и в сельской местности.
Главным органом движения за свободу мысли в Канаде была «Секулярная мысль» (Торонто, 1887–1911). Основанный и редактируемый в течение первых нескольких лет английским вольнодумцем Чарльзом Уоттсом (1835–1906), он перешел под редакцию типографа и издателя из Торонто Джеймса Спенсера Эллиса в 1891 году, когда Уоттс вернулся в Англию. В 1968 году была создана Гуманистическая ассоциация Канады (HAC), которая стала объединяющей группой гуманистов, атеистов и вольнодумцев, а также отстаивала вопросы социальной справедливости и противостояла религиозному влиянию на государственную политику, особенно в борьбе за то, чтобы сделать доступ к абортам бесплатным. и законно в Канаде.
Франция
[ редактировать ]Во Франции эта концепция впервые появилась в публикации в 1765 году, когда Дени Дидро , Жан ле Рон д'Аламбер и Вольтер включили статью о свободе мысли в свою энциклопедию . [30] Концепция свободы мысли распространилась настолько широко, что даже в таких отдаленных местах, как Йотунхеймен в Норвегии жили такие известные вольнодумцы, как Йо Йенде . , к 19 веку [31]
Франсуа-Жан Лефевр де ла Барр (1745–1766) был молодым французским дворянином, известным тем, что его пытали и обезглавили, прежде чем его тело было сожжено на костре Вольтера вместе с Философским словарем . Часто говорят, что Ла Барра казнили за то, что он не приветствовал римско-католическую религиозную процессию, но элементы дела были гораздо более сложными. [32]
Во Франции Лефевр де ла Барр широко считается символом жертв христианской религиозной нетерпимости ; Ла Барра вместе с Жаном Каласом и Пьером-Полем Сирвеном защищал Вольтер. Вторая статуя, заменяющая де ла Барра, стоит рядом с базиликой Святого Сердца Иисуса в Париже на вершине холма Монмартр (который сам назван в честь Храма Марса ), самой высокой точки Парижа и улицы 18-го округа Парижа недалеко от Сакре. -Кёр также назван в честь Лефевра де ла Барра.
В XIX веке появилось особое понятие Libre-Pensée («свободная мысль»), писатель Виктор Гюго одним из его основных ранних сторонников стал . Французские вольнодумцы ( Libre-Penseurs ) связывают свободу мысли, политический антиклерикализм и социалистические взгляды. Основной организацией, сохраняющей эту традицию по сей день, является Национальная федерация свободных мыслей , созданная в 1890 году.
Германия
[ редактировать ]В Германии в период 1815–1848 и до Мартовской революции усилилось сопротивление граждан против догматов церкви. В 1844 году под влиянием Йоханнеса Ронге и Роберта Блюма выросла вера в права человека, толерантность среди людей и гуманизм , и к 1859 году они учредили Bund Freireligiöser Gemeinden Deutschlands (буквально Союз свободных религиозных общин Германии ), объединение людей, которые считают себя религиозными, но не придерживаются какой-либо установленной и узаконенной церкви или священнического культа. Этот союз существует и сегодня и входит в качестве члена в головную организацию свободных гуманистов. В 1881 году во Франкфурте-на-Майне Людвиг Бюхнер основал Deutscher Freidenkerbund ( Союз немецких вольнодумцев ) как первую немецкую организацию атеистов и агностиков. В 1892 году Freidenker-Gesellschaft , а в 1906 году — Deutscher Monistenbund . были образованы [33]
Свободомыслящие организации разработали « Jugendweihe » (буквально «посвящение молодежи »), светскую церемонию « конфирмации » и атеистические погребальные обряды. [33] [34] Союз вольнодумцев за кремацию был основан в 1905 году, а Центральный союз вольнодумцев немецкого пролетариата - в 1908 году. Эти две группы объединились в 1927 году, став в 1930 году Немецкой ассоциацией свободомыслия. [35]
все больше «буржуазных» организаций пришли в упадок После Первой мировой войны , а «пролетарские» свободомыслящие группы стали разрастаться, превращаясь в организации социалистических партий. [33] [36] Европейские социалистические группы свободомыслия сформировали Интернационал пролетарских вольнодумцев (ИПФ) в 1925 году. [37] Активисты агитировали за выход немцев из своей церкви и за секуляризацию начальных школ; между 1919–1921 и 1930–1932 годами более 2,5 млн немцев, по большей части сторонники социал-демократических и коммунистических партий, отказались от членства в церкви. [38] Конфликт развился между радикальными силами, включая Советский Союз воинствующих безбожников и социал-демократическими силами в Западной Европе во главе с Теодором Хартвигом и Максом Сиверсом . [37] В 1930 году советские и союзные делегации после забастовки взяли на себя управление ИПФ и исключили из него бывших лидеров. [37] После прихода Гитлера к власти в 1933 году большинство организаций свободомыслия были запрещены, хотя к некоторым правым группам, которые работали с так называемыми Völkische Bünde (буквально «этническими» объединениями нацисты терпимо относились с националистической, ксенофобской и очень часто расистской идеологией). до середины 1930-х годов. [33] [36]
Ирландия
[ редактировать ]В XIX веке общепринятое мнение было шокировано Джорджем Энсором (1769–1843). [39] [40] В его «Обзоре чудес, пророчеств и тайн Ветхого и Нового Заветов » (1835 г.) утверждается, что религия откровения и ее богословы не только не являются источником нравственного учения, но и рассматривают вопросы морали как «второстепенные» — как «мирские». и чисто философская» тема. [41]
Нидерланды
[ редактировать ]В Нидерландах свободная мысль существовала в организованной форме с момента основания организации De Dageraad (теперь известной как De Vrije Gedachte ) в 1856 году. Среди наиболее известных ее подписчиков в XIX веке были Йоханнес ван Влотен , Мультатули , Адриан Герхард и Домела Ньювенхейс .
В 2009 году Франс ван Донген основал Атеистически-Секулярную партию, которая придерживается весьма ограничительного взгляда на религию и публичное религиозное выражение.
С XIX века свободомыслие в Нидерландах стало более известным как политическое явление, по крайней мере, благодаря трем течениям: либеральному свободомыслию, консервативному свободомыслию и классическому свободомыслию. Другими словами, партии, которые идентифицируют себя как свободомыслящие, склонны отдавать предпочтение недоктринальным, рациональным подходам к предпочитаемым ими идеологиям и возникли как светская альтернатива как клерикально ориентированным партиям, так и партиям, ориентированным на профсоюзов. Общими темами среди свободомыслящих политических партий являются «свобода», «свобода» и « индивидуализм ».
Швейцария
[ редактировать ]С введением кантональных церковных налогов в 1870-х годах антиклерикалы начали самоорганизовываться. был основан «клуб вольнодумцев» Около 1870 года в Цюрихе . Во время дебатов по церковному закону Цюриха в 1883 году профессор Фридрих Саломон Фёгелин и член городского совета Кунц предложили разделить церковь и государство . [42]
Турция
[ редактировать ]В последние годы Османской империи голос свободной мысли был услышан благодаря работам таких выдающихся людей, как Ахмет Риза , Тевфик Фикрет , Абдулла Джевдет , Кылычзаде Хакки и Джелал Нури Илери . Эти интеллектуалы повлияли на ранний период Турецкой Республики . Мустафа Кемаль Ататюрк – фельдмаршал , революционный государственный деятель, писатель и основатель светского с 1923 года до своей смерти в 1938 году – турецкого национального государства , занимавший пост его первого президента был практиком их идей. Он провел множество реформ , которые модернизировали страну. Источники отмечают, что Ататюрк был религиозным скептиком и вольнодумцем. Он был недоктринерским деистом. [43] [44] или атеист , [45] [46] [47] который был антирелигиозным и антиисламским в целом. [48] [49] По словам Ататюрка, турецкий народ не знает, что такое ислам на самом деле, и не читает Коран . На людей влияют арабские предложения, которые они не понимают, и из-за своих обычаев они ходят в мечети. Когда турки прочитают Коран и подумают об этом, они выйдут из ислама. [50] Ататюрк описал ислам как религию арабов в своей работе под названием Vatandaş için Medeni Bilgiler, руководствуясь своими критическими и националистическими взглядами. [51]
Ассоциация атеизма ( Ateizm Derneği ), первая официальная атеистическая организация на Ближнем Востоке и Кавказе, была основана в 2014 году. [52] Он служит поддержке нерелигиозных людей и вольнодумцев в Турции, подвергающихся дискриминации по признаку своих взглядов. В 2018 году в некоторых СМИ сообщалось, что «Атеизм Дернеги» закроется из-за давления на ее членов и нападок со стороны проправительственных СМИ, однако сама ассоциация дала разъяснение, что это не так и что она по-прежнему активна. . [53]
Великобритания
[ редактировать ]Термин «вольнодумец» появился в конце 17-го века в Англии для обозначения тех, кто выступал против института церкви и буквальной веры в Библию . Убеждения этих людей были основаны на идее, что люди могут понять мир, рассматривая природу. Такие позиции были впервые официально задокументированы в 1697 году Уильямом Молинье в широко разрекламированном письме Джону Локку , а более широко — в 1713 году, когда Энтони Коллинз написал свой «Рассуждение о свободомыслии», получивший значительную популярность. Это эссе нападает на духовенство всех церквей и является призывом к деизму .
Журнал Freethinker впервые вышел в Великобритании в 1881 году; он продолжал печататься до 2014 года и до сих пор существует как интернет-издание.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Движение за свободу мысли впервые организовалось в Соединенных Штатах как «Ассоциация свободной прессы» в 1827 году в защиту Джорджа Хьюстона, издателя « Корреспондента» , первого журнала библейской критики в эпоху, когда осуждение за богохульство еще было возможно. Хьюстон помог основать общину оуэнитов в Хаверстроу, штат Нью-Йорк, в 1826–1827 годах. Недолговечный «Корреспондент» был заменен « Free Enquirer» , официальным органом сообщества Роберта Оуэна « Новая Гармония» в Индиане, под редакцией Роберта Дейла Оуэна и Фанни Райт между 1828 и 1832 годами в Нью-Йорке. В это время Роберт Дейл Оуэн стремился привнести философский скептицизм движения «Свободная мысль» в Рабочую партию Нью-Йорка. The Free Enquirer Ежегодные гражданские празднования дня рождения Пейна, проводимые после 1825 года, наконец, объединились в 1836 году в первую национальную организацию вольнодумцев, «Моральное и философское общество Соединенных Штатов по всеобщему распространению полезных знаний». Он был основан 1 августа 1836 года на национальном съезде в лицее Саратога-Спрингс Исааком С. Смитом из Буффало , штат Нью-Йорк, в качестве президента. Смит также был кандидатом от Партии равных прав на пост губернатора Нью-Йорка в 1836 году, а также был кандидатом от Рабочей партии на пост лейтенанта-губернатора Нью-Йорка в 1830 году. Моральное и философское общество опубликовало «Маяк » под редакцией Гилберта Вейла. [54]
Под влиянием революций 1848 года в немецких государствах XIX век стал свидетелем иммиграции немецких вольнодумцев и антиклерикалистов в Соединенные Штаты (см. «Сорок восемь» ). В Соединенных Штатах надеялись, что смогут жить по своим принципам, без вмешательства правительства и церковных властей. [56]
Многие вольнодумцы поселились в оплотах немецких иммигрантов, включая Сент-Луис , Индианаполис , Висконсин и Техас , где они основали город Комфорт , штат Техас, а также другие. [56]
Эти группы немецких вольнодумцев называли свои организации Freie Gemeinden , или «свободные общины». [56] Первое Свободное сообщество было основано в Сент-Луисе в 1850 году. [57] Другие последовали в Пенсильвании, Калифорнии, Вашингтоне, Нью-Йорке, Иллинойсе, Висконсине, Техасе и других штатах. [56] [57]
Свободомыслящие, как правило, были либералами, поддерживая такие идеалы, как расовое, социальное и половое равенство, а также отмену рабства. [56]
« Золотой век свободомыслия » в США наступил в конце 1800-х годов. Доминирующей организацией была Национальная либеральная лига , образованная в 1876 году в Филадельфии. Эта группа преобразовалась в 1885 году в Американский светский союз под руководством выдающегося оратора-агностика Роберта Г. Ингерсолла . После смерти Ингерсолла в 1899 году организация пришла в упадок, отчасти из-за отсутствия эффективного руководства . [58]
Свободомыслие в Соединенных Штатах пришло в упадок в начале двадцатого века. К началу двадцатого века большинство общин свободомыслия распались или присоединились к другим основным церквям. Самой продолжительной непрерывно действующей общиной свободомыслия в Америке является Свободная конгрегация округа Саук, штат Висконсин, которая была основана в 1852 году и действует по состоянию на 2020 год. [update]. В 1955 году он присоединился к Американской унитарной ассоциации (ныне Унитарная универсалистская ассоциация ). [59] Д. М. Беннетт был основателем и издателем «Искателя истины» в 1873 году, радикального американского периодического издания, посвященного свободе мысли и реформам.
Поселения немецких вольнодумцев располагались в:
- Берлингтон , округ Расин , штат Висконсин [56]
- Бельвиль , округ Сент-Клер , Иллинойс
- Кастелл , округ Ллано , Техас
- Комфорт , округ Кендалл , Техас
- Давенпорт , округ Скотт , штат Айова [60]
- Фон-дю-Лак , округ Фон-дю-Лак , Висконсин [56]
- Фрелсбург , округ Колорадо , Техас
- Германн , округ Гасконад , штат Миссури
- Джефферсон , округ Джефферсон , штат Висконсин [56]
- Индианаполис , Индиана [61]
- Латиум , округ Вашингтон , Техас
- Манитовок , округ Манитовок , Висконсин [56]
- Мейерсвилл , округ Девитт , Техас
- Милуоки , Висконсин [56]
- Милхейм, округ Остин , Техас
- Ошкош , округ Виннебаго, штат Висконсин [56]
- Рэтклифф, округ Девитт , Техас
- Саук-Сити , округ Саук , Висконсин [56] [59]
- Шелби , округ Остин, Техас
- Систердейл , округ Кендалл , Техас
- Сент-Луис , Миссури
- Таскалуса , округ Кендалл, Техас
- Ту-Риверс , округ Манитовок, Висконсин [56]
- Уотертаун , округ Додж , штат Висконсин [56]
Анархизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Анархизм |
---|
Традиция США
[ редактировать ]Свободомыслие повлияло на развитие анархизма в США . [62] В США, [ когда? ]
«Свободная мысль была по своей сути антихристианским , антиклерикальным движением, цель которого заключалась в том, чтобы сделать человека политически и духовно свободным решать для себя религиозные вопросы. Ряд авторов « Свободы» были видными фигурами как в области свободы мысли, так и в анархизме. Американский анархист-индивидуалист Джордж Макдональд [(1857–1944)] был соредактором журнала «Свободомыслие» , а какое-то время «Искатель истины» Э.К. Уокер был соредактором журнала о свободомыслии и свободной любви «Люцифер, Светоносец» . " [63]
«Многие анархисты были ярыми вольнодумцами; перепечатки из газет о свободе мысли, таких как «Люцифер», «Светоносец» , «Свободомыслие» и «Искатель истины» появились в «Либерти» ... Церковь рассматривалась как общий союзник государства и как репрессивная сила. само по себе». [63]
Европейская традиция
[ редактировать ]В Европе аналогичное развитие произошло во французских и испанских индивидуалистических анархистских кругах:
«Антиклерикализм, как и в остальном либертарианском движении, является еще одним из частых элементов, которые приобретут актуальность в связи с тем, насколько (Французская) республика начнет конфликтовать с церковью... Антиклерикальный дискурс, часто призываемый французским индивидуалистом Андре Лоруло [(1885–1963)], окажет свое влияние в Estudios (испанское индивидуалистическое анархическое издание). Будет нападка на институционализированную религию из-за ответственности, которую она несла в прошлом за негативные события. , за его иррациональность, которая делает его контрапунктом философского и научного прогресса. Будет критика прозелитизма и идеологических манипуляций, которые случаются как с верующими, так и с агностиками». [64]
Эти тенденции продолжились во французском индивидуалистическом анархизме в творчестве и активизме Шарля-Огюста Бонтана (1893–1981) и других. В испанских индивидуалистических анархистских журналах Ética и Iniciales.
«Существует сильный интерес к публикации научных новостей, обычно связанный с определенной атеистической и антитеистической одержимостью, философией, которая также будет способствовать указанию на несовместимость между наукой и религией, верой и разумом. Таким образом, будет много разговоров о теориях Чарльза Дарвина или об отрицании существования души » . [65]
В 1901 году каталонский анархист и вольнодумец Франческ Феррер-и-Гуардия основал «современные» или прогрессивные школы в Барселоне вопреки образовательной системе, контролируемой католической церковью . [66] Заявленная цель школ заключалась в том, чтобы « обучить рабочий класс в рациональной, светской и непринужденной обстановке». Будучи ярым антиклерикалом, Феррер верил в «свободу образования», образование, свободное от власти церкви и государства. [67] [ не удалось пройти проверку ] Идеи Феррера в целом послужили источником вдохновения для создания ряда современных школ в Соединенных Штатах. [66] Куба , Южная Америка и Лондон . Первый из них начался в Нью-Йорке в 1911 году. Феррер также вдохновил итальянскую газету Università popolare , основанную в 1901 году. [66]
Свободомыслие в масонстве
[ редактировать ]Этот раздел может быть слишком длинным и чрезмерно подробным. ( июль 2024 г. ) |
Масонство сыграло важную роль в распространении движения свободомыслия. масонские ложи в Европе 18 века служили площадками для просветительского мышления и обсуждения новых идей, помогая распространять философию свободомыслия. Неформальный, секретный характер лож позволял интеллектуалам и элитам собираться и обсуждать радикальные темы вдали от внимания церкви и государства. [68]
Масонство привлекло множество вольнодумцев и стало центром движения в эпоху Просвещения из-за его акцента на инклюзивном членстве, логике , рационализме и религиозной терпимости . [69] Происхождение масонства из гильдий каменщиков означало, что его символика и ритуалы основывались на концепциях Тривиума и Квадривиума , они включают в себя мастерство грамматики , риторики , логики, а затем мастерство арифметики , геометрии , музыки и астрономии , а также других искусств, таких как механические искусства. , отражая идеалы Просвещения с целью сделать своих членов хозяевами своих мыслей и мнений, тем самым сделав их вольнодумцами. [70] Это отличало масонство от других братских орденов, ориентированных на рыцарство или христианскую мораль. [69]
Рационализм и наука
[ редактировать ]Из-за того, что масонство использует обширные символы и аллегории, связанные с математикой, геометрией и архитектурой, передающие важность разума и науки, [70] а центральный масонский символ компаса и квадрата олицетворял логику и строгость. [71] а также ссылки на «Великого Архитектора Вселенной», эти концепции были интерпретированы вольнодумцами эпохи Просвещения как деистический научный творец.
Влиятельные ранние спекулятивные масонские сочинения Джеймса Андерсона и Жана-Теофила Дезагулье часто цитировали Исаака Ньютона и продвигали ньютоновские научные идеи. [71] Дезагулье был близким другом и учеником Ньютона, в дальнейшем распространяя теории Ньютона в ложах. [71] Учебники и лекции по геометрии были обычным явлением в первых ложах, что соответствовало интересу Просвещения к математике и естественным наукам. [70]
Многоуровневая система ритуалов инициации масонства аллегорически использовала инструменты, этапы и концепции архитектуры и механики, чтобы символизировать просвещение и самосовершенствование посредством образования и разума. [70] Это перекликалось с верой вольнодумцев в совершенствование общества посредством распространения знаний.
Религиозная толерантность
[ редактировать ]В отличие от большинства современных братских орденов, масонство не требовало от своих членов следования определенному религиозному вероучению. [69] Эта открытость позволила людям разных вероисповеданий, в том числе вольнодумцам и деистам, присоединиться к местным ложам по всей Европе и Америке в эпоху Просвещения. Используя религиозные образы и темы, масонство намеренно избегало догматических споров и сосредоточивало свои моральные уроки на общих ценностях добродетели, милосердия и праведности. [69]
Эта религиозная терпимость привлекала мыслителей эпохи Просвещения, таких как Вольтер , который рассматривал организованную религию как поддержку репрессивных традиционных монархов и препятствование свободе мысли. [72] Бенджамин Франклин в своих трудах восхвалял масонские принципы «либеральности, терпимости и единства в главном, оставляя каждому брату свое мнение по второстепенным вопросам». [73]
Политический либерализм
[ редактировать ]Многие вольнодумцы эпохи Просвещения воспринимали устоявшуюся религию как поддержку традиционных монархий и угнетение свободы мысли. [72] Следовательно, секретность и иерархическая инициативная структура масонства встревожили некоторые авторитарные государства, опасавшиеся, что это может поощрять либеральные революционные идеи. [71]
Однако большинство масонских лож в основном стремились продвигать мораль, коммуникабельность и филантропию, а не радикальную политику. [69] Ценности свободомыслия, свободы, равенства и противостояния тирании также прославлялись в масонских ритуалах и сочинениях. [70] Этот интеллектуальный дух, вероятно, способствовал тому, что многие масоны поддерживали движения за независимость и выступали в качестве отцов-основателей Соединенных Штатов. [74]
В XIX и XX веках некоторые авторитарные государства также подозревали масонство в поощрении либеральной философии свободомыслия и подавляли масонские ложи.
Стремление к мастерству
[ редактировать ]Основная цель инициатической системы масонства — направить интеллектуальное и моральное развитие людей к мастерству и просветлению. [70] Масонские ритуалы и степени символически изображают переход от ученика к товарищу и к мастеру масону как метафору независимого обучения и самосовершенствования с целью стать самим собой Мастером, то есть полным вольнодумцем. [71]
Достижение мастерства представляется как освобождение разума человека от зависимости от авторитетов и догм , чтобы он мог автономно рассуждать и иметь обоснованное мнение. [74] Совершенствование человеческой природы посредством образования и свободы является ключевой темой. Это согласуется со взглядами вольнодумцев на самостоятельное мышление с использованием логики и эмпиризма.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Свободная мысль - Определение свободной мысли Мерриам-Вебстер» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 года . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Свободомыслящий - определение вольнодумца Мерриам-Вебстером» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Определение СВОБОДНОМЫСЛИТЕЛЯ в американском английском | Словарь английского языка Коллинза» .
- ^ «Глоссарий | Международный гуманистический и этический союз» . Архивировано из оригинала 17 января 2013 г. Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ «Безконтракты» . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 12 июня 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Сага о свободомыслии и его пионерах: религиозная критика и социальная реформа» . Американская гуманистическая ассоциация . 22 декабря 2023 г. . Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ «Кто такие вольнодумцы?» . Freethinkers.com . 13 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «Что такое свободомыслие?» . Дневной атеизм . 26 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Адам Ли (октябрь 2012 г.). «9 великих вольнодумцев и религиозных диссидентов в истории» . Большое Думай . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Богдан, Х.; Снук, Дж., ред. (2014). «Масонство и европейское Просвещение восемнадцатого века». Справочник масонства . Брилл. стр. 321–335.
- ^ Клиффорд, Уильям К. «5. Этика веры». У Левина, Ноя (ред.). Философия западных религий . НГЭ Даль Пресс. стр. 18–21. Архивировано из оригинала 31 января 2022 г. Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Беккер, Лоуренс и Шарлотта (2013). Энциклопедия этики (статья об «агностицизме») . Рутледж. п. 44. ИСБН 9781135350963 .
- ^ Гастингс, Джеймс (1 января 2003 г.). Энциклопедия религии . Кессинджер. ISBN 9780766136830 .
- ^ «Что такое вольнодумец? - Фонд «Свобода от религии» . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Рассел, Бертран (1944). Ценность свободы мысли: как стать искателем истины и разорвать цепи умственного рабства . Публикации Холдемана-Юлиуса. Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «Сага о свободомыслии и его пионерах» . Американская гуманистическая ассоциация . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Джеймс Э. Форс, Введение (1990) к отчету Уильяма Стивенса о росте деизма в Англии (1696 г.)
- ^ Эвелинг, Фрэнсис, изд. (1908). «Деизм» . Католическая энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 10 октября 2012 г.
Деисты были теми, кого сегодня назвали бы вольнодумцами, и под этим именем их нередко называли; и их можно полностью классифицировать только по той основной позиции, которую они приняли, а именно. в согласии сбросить оковы авторитетного религиозного учения в пользу свободных и чисто рационалистических спекуляций... Деизм во всех своих проявлениях противопоставлялся нынешнему и традиционному учению богооткровенной религии.
- ^ «ОБЩЕЕ МЕСТО Рут Келли и Лиама Бирна» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 02 января 2019 г. Проверено 1 января 2019 г.
- ^ "архив.ф" . архив.ph . Архивировано из оригинала 23 мая 2012 г. Проверено 2 января 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Энни Лори Гейлор. «Анютины глазки свободомыслия — новое открытие забытого символа свободомыслия» . www.leicestersecularsociety.org.uk . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Теобальд, Ульрих. «Династия Сун宋, 960-1279» . www.chinaknowledge.de . Архивировано из оригинала 19 мая 2019 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Готлиб, М. (2021). Еврейская Реформация: перевод Библии и немецкий иудаизм среднего класса как духовное предприятие . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 4. ISBN 978-0-19-933638-8 . Архивировано из оригинала 19 января 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Наме, ЧП (2019). Герман Коэн и кризис либерализма: очарование публичной сферы . Новая еврейская философия и мысль. Издательство Университета Индианы. п. 62. ИСБН 978-0-253-03977-4 . Архивировано из оригинала 19 января 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Гатти, Хилари (2002). Джордано Бруно и наука эпохи Возрождения: сломанные жизни и организационная власть . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 18–19. ISBN 978-0801487859 . Проверено 21 марта 2014 г.
Ибо Бруно утверждал для философа принцип свободы мысли и исследования, который подразумевал совершенно новую концепцию власти: концепцию индивидуального интеллекта в его серьезном и постоянном стремлении к автономному исследованию… Невозможно понять рассматриваемую проблему и оценить справедливо позиция, которую Бруно занял своей жизнью, не приняв во внимание вопрос свободы мысли и свободы выражения мнений. Его настойчивость в том, чтобы поставить этот вопрос в центр как своей работы, так и своей защиты, является причиной того, почему Бруно остается такой значимой фигурой современного мира. Если существует, как утверждают многие, неразрывная связь между наукой и свободой исследования, то Бруно был среди тех, кто гарантировал будущее вновь возникающих наук, а также утверждал в более широком смысле общий принцип свободы мысли и выражения.
- ^ Монтано, Аньелло (24 ноября 2007 г.). Антонио Гаргано (ред.). Le deposizioni davanti al трибунал инквизиции . Неаполь: Ла Читта дель Соле. п. 71.
В Риме Бруно был заключен в тюрьму на семь лет и подвергнут тяжелому суду, в ходе которого подробно анализировались все его философские идеи. Бруно, который в Венеции был готов отказаться от некоторых тезисов, становился все более решительным и 21 декабря 1599 года заявил, что он «не желает раскаиваться в том, что у него слишком мало средств для покаяния, и фактически не знает, в чем каяться». Объявленный нераскаявшимся еретиком и отлученный от церкви, он был заживо сожжен на Кампо деи Фьори в Риме 17 февраля 1600 года. На костре вместе с Бруно сожжены надежды многих, в том числе философов и добросовестных ученых, таких как Галилей, который думал, что они могли совместить религиозную веру и научные исследования, будучи при этом принадлежащими к церковной организации, провозглашающей себя хранителем абсолютной истины и поддерживающей культурную воинственность, требующую постоянной приверженности и подозрительности.
- ^ Биркс, Джеймс (11 ноября 1997 г.). «Джордано Бруно» . Мобил Алабама Предвестник . Архивировано из оригинала 16 мая 2019 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
Для меня Бруно является величайшим мучеником как за свободомыслие, так и за критическое исследование… Критические сочинения Бруно, в которых указывалось на лицемерие и фанатизм внутри церкви, а также на его вспыльчивый характер и недисциплинированное поведение, легко сделали его жертвой религиозных и философских взглядов. нетерпимость 16 века. Бруно был отлучен от церкви католической, лютеранской и кальвинистской церквями за свои еретические убеждения. Католическая иерархия признала его виновным в неверности и многих ошибках, а также в серьезных преступлениях ереси... Бруно был сожжен на костре за свою пантеистическую позицию и космическую перспективу.
- ^ Баттроуз, Ларри. Спорт, грог и благочестие [ постоянная мертвая ссылка ] , Австралиец . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Рамзи Кук , Регенераторы: социальная критика в поздневикторианском английском языке, Канада (Торонто: University of Toronto Press, 1985), стр. 46–64.
- ^ «Результаты поиска в энциклопедии ARTFL» . 1751–1772. п. 472. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Йендесхайм» . МЕМИМ . 2016. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
- ^ Григорий, Мария Ефросини (2008). Эволюционизм во французской мысли восемнадцатого века . Питер Лэнг. п. 192. ИСБН 9781433103735 .
- ^ Jump up to: а б с д Бок, Хайке (2006). «Секуляризация современного образа жизни? Размышления о религиозности Европы раннего Нового времени». В Ханне Мэй (ред.). Религиозность в секуляризованном мире . VS Verlag fnr Sozialw. п. 157. ИСБН 978-3-8100-4039-8 .
- ^ Риз, Дагмар (2006). Растущая женщина в нацистской Германии . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 160. ИСБН 978-0-472-06938-5 .
- ^ Рейнхальтер, Хельмут (1999). «Свободомыслящие». В Бромили Джеффри Уильям; Фальбуш, Эрвин (ред.). Энциклопедия христианства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 978-90-04-11695-5 .
- ^ Jump up to: а б Кайзер, Йохен-Кристоф (2003). Кристель Гертнер (ред.). Атеизм и религиозное безразличие . Том Организованный атеизм. ВС Паблишинг. ISBN 978-3-8100-3639-1 .
- ^ Jump up to: а б с Перис, Дэниел (1998). Штурмующие небеса: Советский Союз воинствующих безбожников . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 110–11 . ISBN 978-0-8014-3485-3 .
- ^ Ламберти, Марджори (2004). Политика образования: учителя и школьная реформа в Веймарской Германии (Монографии по истории Германии) . Провиденс: Книги Бергана. п. 185. ИСБН 978-1-57181-299-5 .
- ^ Страчан, Джон; Джонс, Стивен Э. (01 апреля 2020 г.). Британская сатира, 1785–1840, Том 1 . Рутледж. п. 144. ИСБН 978-1-000-71299-5 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Дадди, Томас (2012). История ирландской мысли . Рутледж. стр. 118–119. ISBN 978-1-134-62352-5 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Энсор, Джордж (1835). Обзор чудес, пророчеств и тайн Ветхого и Нового Заветов, а также морали и утешения христианской религии . Лондон: Джон Брукс. стр. 88, 91, 103. Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «История фрайденкера» . Сайт ФАС (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ Решат Касаба, «Ататюрк», Кембриджская история Турции: Том 4: Турция в современном мире , Cambridge University Press, 2008; ISBN 978-0-521-62096-3 стр. 163 ; по состоянию на 27 марта 2015 г.
- ^ Политический ислам в Турции Гарет Дженкинс, Пэлгрейв Макмиллан, 2008, стр. 84 ; ISBN 0230612458
- ^ Атеизм , серия «Краткие выводы», Джулиан Баггини, Sterling Publishing Company, Inc., 2009; ISBN 1402768826 , с. 106.
- ^ Исламизм: документальное и справочное руководство , Джон Калверт Джон, издательская группа Greenwood, 2008; ISBN 0313338566 , с. 19.
- ^ ...Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель светской Турецкой Республики. Он сказал: «У меня нет религии, и временами я желаю, чтобы все религии оказались на дне моря…» Философ-антипод: Интервью по философии в Австралии и Новой Зеландии , Грэм Оппи, Lexington Books, 2011, ISBN 0739167936 , с. 146.
- ^ Фил Цукерман, Джон Р. Шук, Оксфордский справочник по секуляризму, Oxford University Press, 2017, ISBN 0199988455 , с. 167.
- ^ Тарик Рамадан, Ислам и арабское пробуждение, Oxford University Press, 2012, ISBN 0199933731 , с. 76.
- ^ «Что Ататюрк думал об исламе? - Новости Турции – Радикал» . 22 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2017 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^
Еще до принятия религии арабов турки были великой нацией. После принятия религии арабов эта религия не привела к объединению арабов, персов и египтян с турками в единую нацию. (Эта религия) скорее ослабила национальную связь турецкой нации, притупила национальное волнение. Это было очень естественно. Потому что цель религии, основанной Мухаммедом, над всеми народами заключалась в том, чтобы подтолкнуть к включению арабской национальной политики. (Афет Инан, Медени Билгилер ве М. Кемаль Ататюрк'юн Эль Язылары, Тюрк Тарих Куруму, 1998, стр. 364.)
- ^ «Основана первая атеистическая ассоциация в Турции» . turkishatheist.net . 3 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 г. . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ «Ассоциации атеистов Турции угрожает враждебность и отсутствие интереса | Ахваль» . Ахваль . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Хьюгинс, Уолтер (1960). Джексонианская демократия и рабочий класс: исследование рабочего движения Нью-Йорка 1829–1837 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 36–48.
- ^ Брандт, Эрик Т. и Тимоти Ларсен (2011). «Возвращение к старому атеизму: Роберт Г. Ингерсолл и Библия». Журнал Исторического общества . 11 (2): 211–38. дои : 10.1111/j.1540-5923.2011.00330.x .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Свободомыслящие в Висконсине» . Словарь истории Висконсина. 2008. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 г. Проверено 27 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Демерат, Нью-Джерси III и Виктор Тиссен, «О плевании против ветра: организационная нестабильность и американское безверие», Американский журнал социологии , 71: 6 (май 1966 г.), 674–87.
- ^ «Национальная либеральная лига» . Тропа свободомыслия . free Thought-trail.org. Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «История Свободной Конгрегации округа Саук: История «вольнодумцев»» . Свободная Конгрегация округа Саук. Апрель 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 г. Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Уильям Роба; Фредрик И. Андерсон (редактор) (1982). Соединено рекой: Quad Cities . Давенпорт: Ли Энтерпрайзис. п. 73.
{{cite book}}
:|author2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Тёрнеры, сорок восемь и вольнодумцы» . Фонд свободы от религии. Июль 2002 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 27 июля 2008 г.
- ^ Кениг, Бриджит Энн (2000). Американский анархизм: политика гендера, культуры и сообщества от Хеймаркета до Первой мировой войны . Том. 2. Калифорнийский университет, Беркли. п. 315 . Проверено 11 апреля 2021 г.
[...] части анархистского движения в Соединенных Штатах на самом деле возникли из кругов свободной мысли [...].
- ^ Jump up to: а б «Журнал либертарианских исследований» (PDF) . Институт Мизеса . 30 июля 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2013 г. Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Ксавье Тен (2007). «Индивидуалистический анархизм в Испании (1923–1939)» (PDF) . п. 143. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2012 г. Получено 0 января 2023 г.
- ^ Ксавье Тен (2007). «Индивидуалистический анархизм в Испании (1923–1939)» (PDF) . п. 152. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2012 г. Получено 0 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Джеффри Дж. Фидлер (весна – лето 1985 г.). «Современное школьное движение Франсиско Феррера: «За правду и справедливость» ». История образования ежеквартально . 25 (1/2): 103–32. дои : 10.2307/368893 . JSTOR 368893 . S2CID 147119437 .
- ^ «Современная школа Франсиско Феррера» . Флаг.blackened.net. Архивировано из оригинала 7 августа 2010 г. Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Фитцпатрик, М.; Джонс, П.; Неллвольф, К.; Маккалман, И. (2004). Мир Просвещения . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д и Джейкоб, Маргарет К. (1991). Жизнь в эпоху Просвещения: масонство и политика в Европе восемнадцатого века . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стивенсон, Дэвид (1988). Истоки масонства . Издательство Кембриджского университета. стр. 179–203.
- ^ Jump up to: а б с д и Берман, Рик (2012). Основы современного масонства . стр. 57–63.
- ^ Jump up to: а б Израиль, Джонатан (2006). Просвещение оспаривается . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–28.
- ^ Франклин, Бенджамин (2004). Автобиография Бенджамина Франклина . Дуврские публикации. п. 106.
- ^ Jump up to: а б Буллок, Стивен С. (2011). Революционное Братство .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александр, Натан Г. (2019). Раса в безбожном мире: атеизм, раса и цивилизация, 1850–1914 гг . Нью-Йорк/Манчестер: Издательство Нью-Йоркского университета/Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1526142375
- Александр Натан Г. «Разжимая когти орла: Марк Твен, американское свободомыслие и реакция на империализм». Журнал позолоченного века и прогрессивной эпохи 17, вып. 3 (2018): 524–545.
- Бери, Джон Бэгнелл . (1913). История свободы мысли . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
- Джейкоби, Сьюзен . (2004). Вольнодумцы: история американского секуляризма . Нью-Йорк: Метрополитен Букс. ISBN 0-8050-7442-2
- Патнэм, Сэмюэл Портер . (1894). Четыреста лет свободомыслия . Нью-Йорк: Компания Искателей Истины.
- Ройл, Эдвард . (1974). Викторианские неверные: истоки британского секуляристского движения, 1791–1866 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-0557-4
- Ройл, Эдвард. (1980). Радикалы, секуляристы и республиканцы: популярное свободомыслие в Великобритании, 1866–1915 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-0783-6
- Племя, Дэвид . (1967). 100 лет свободомыслия . Лондон: Элек Букс.