Jump to content

Свободная мысль

Свободная мысль
Свободная мысль
Формирование 12 октября 1856 г .; 167 лет назад ( 12 октября 1856 г. )
Тип Некоммерческая организация
Цель Пропаганда атеистического гуманизма [1]
Штаб-квартира Утрехт
Область
Нидерланды
Членство (2013)
500 [2]
Стул
Стэнли Бейкер
Веб-сайт www .свободная мысль .nl

Ассоциация вольнодумцев De Vrije Gedachte (DVG) (англ. Ассоциация вольнодумцев The Free Thought ), [3] — голландская атеистически - гуманистическая ассоциация вольнодумцев . [1] Он был основан в 1856 году и известен под названием Де Дагераад («Рассвет»). [4] прежде чем принять свое нынешнее название в 1957 году. [4] De Vrije Gedachte стремится использовать разум, естествознание и логику, чтобы освободить человечество от предрассудков, клерикального патернализма, догм и ложных истин. [1]

Происхождение

[ редактировать ]
Обложка первого De Dageraad .

По словам Берта Гасенбека, Ханса Блома и Йо Набуурса, организованное движение за свободомыслие в Нидерландах началось с публикации « Изображений света и теней с внутренних территорий Явы» издательством Gebroeders Dag en Nacht («Изображения света и теней с внутренних территорий Явы, автор: «Братья дня и ночи», 1854). [5] Первоначально выпущенный анонимно, этот трактат врача и этнолога Франца Вильгельма Юнгхуна (1809–1864) повествует о вымышленном путешествии по в Ост-Индии голландскому острову Ява , во время которого разворачивается дискуссия между четырьмя учеными, представляющими материализм (Моргенруд, « Красное небо утром »). »), деизм (Даг, « День »), пантеизм (Авондруд, « Послесвечение ») и ортодоксальное христианство (Нахт, « Ночь ») соответственно. Первые три учёных полагаются на разум и начинают с природы как источника знаний об истине, которую в те времена называли «естественной религией». Такой подход привел их к отрицанию существования личного или сверхъестественного Бога . Поскольку это представляло собой прямой вызов (в то время в Нидерландах все еще доминирующему) положению христианства как религии откровения, спорная книга вызвала шквал критики. [6]

Поскольку издатель счел второе издание слишком рискованным, диссидентская амстердамская масонская ложа Post Nubila Lux («После облаков - свет»), членом которой Юнгхун был и где книга была тепло встречена, решила взять на себя ее публикацию. под руководством Франса Христиана Гюнста (1823–1885), несмотря на презрение посторонних. [7] В качестве продолжения Licht en schaduwbeelden Ложа решила основать журнал De Dageraad ( «Рассвет »), который впервые вышел 1 октября 1855 года. [4] Девиз журнала был: « Magna est veritas et praevalebit » («Могущественна истина, и она восторжествует»). [7]

12 октября 1856 года редакция журнала, в том числе Гюнст (издатель De Dageraad ), и первый председатель Рудольф Шарль д'Абленг ван Гиссенбург (1826–1904) основали в Амстердаме вольнодумскую ассоциацию De Dageraad («Рассвет»). ). [8] Всего к новому обществу присоединились 44 мужчины. Голосования не было, [9] и отчасти из-за симпатий д'Аблана к феминизму , именно во время его председательства (1856–1865) женщины были легко приняты. [10] Аналогичная ассоциация, De Lichtstraal («Луч света»), основанная в 1855 году Гусом Вейнандом ван дер Воо в Роттердаме с 20 членами и журналом с таким же названием, объединилась с De Dageraad в 1857 году. [11] Характер Де Дагераада все меньше и меньше был связан с масонством и все больше сосредотачивался на рационализме и естественных науках . [12]

Рост, кризис и восстановление

[ редактировать ]

Ассоциация увеличила свое членство и влияние частично благодаря Хендрику Х. Хейсману (1821–1873), секретарю с 1859 года и председателю с 1865 года. Писатель Эдуард Дувес Деккер (Мультатули) , который формально так и не стал его членом, добился известности в этот период благодаря своим популярным страстным произведениям, критикующим общество. После этого ассоциация пострадала от внутренних споров: в 1867 году двадцать членов-деистов отделились и сформировали группу общественных активистов De Humaniteit («Гуманность»). Остальные члены ушли, а издание De Dageraad было прервано, что разорвало национальную связь между вольнодумцами. [12]

В попытке внедрить инновации ассоциация ненадолго сменила название на Het Vrije Onderzoek («Свободное расследование», 1873–1876) и в 1875 году совместно с De Humaniteit опубликовала Манифест, призывающий «всех свободных от веры в Нидерландах». объединить усилия для отделения церкви от государства ; плохая помощь со стороны правительства, а не церквей; и обязательное начальное образование . Два едва уцелевших объединения помирились. В 1878 году De Humaniteit (5 членов) объединилась с De Dageraad (11 членов), после чего значительно восстановилась. Публикация Де Дагераада продолжалась в теперь уже твердо атеистическом материалистическом тоне. Более того, структура ассоциации была демократизирована, она активно стремилась к публичности, а теперь политически и философски чрезвычайно разнообразный совет директоров приветствовал в свои ряды социального анархиста Фердинанда Домелу Ньювенхейса . К 1882 году число членов выросло до 357. [13]

В 1880-х годах «Dageradianen» («Dawnians», также называемые «Dageraadsmannen» или «Dawnmen» и «Dageraadsvrouwen» или «Dawnwomen» соответственно) все больше сосредоточивались на философском материализме и атеизме под влиянием Эрнста Геккеля , Людвига Бюхнера , Чарльза Дарвин и голландец Якоб Молешотт (впоследствии почетный член [14] ), в то время как все больше и больше свободомыслящих феминисток, таких как Алетта Джейкобс , Вильгельмина Друкер , Элиза Хайтон (секретарь и главный редактор De Dageraad ) и Тития ван дер Туук (член правления), выходили на первый план и сделали эмансипацию женщин центральной темой. . [15] Более того, философ 17 века Спиноза стал кумиром для многих членов ассоциации. [16]

Межвоенный период

[ редактировать ]
Групповой портрет на 70-летии Де Дагераада в 1926 году.

В период 1903–1933 годов число членов Де Дагераада выросло с 613 до 2700, с 40 региональными отделениями. [17] Поначалу среди вольнодумцев существовало большое недоверие к парламентской демократии , поскольку принятие всеобщего избирательного права в 1917/1919 годах значительно укрепило позиции конфессионалистских политических партий . Более того, коммунисты и социал-демократы , в число которых входили несколько самопровозглашенных вольнодумцев, похоже, не желали нападать на религию в Палате представителей , потому что они не хотели исключать себя из формирования правящей коалиции с Римско-католической государственной партией . Чтобы противостоять теперь более христианской политике, некоторые вольнодумцы приняли участие в нескольких небольших антиклерикальных и ранних фашистских протестных партиях, которые первоначально смотрели на Муссолини как на «бывшего социалиста и борца за религию». [18] В 1920 году главное правление Де Дагераада отказалось основать политическую партию, официально связанную с ассоциацией, чтобы предотвратить распри в ее рядах. [19]

Два года спустя, независимо от Де Дагераада, некоторыми из ее членов, которые хотели вести борьбу со всем, что «имеет небольшое сходство с Бог и служение Богу». [20] Оно сопротивлялось капитализму и милитаризму под лозунгом «Нидерланды из-под власти церкви», выступало за полное отделение церкви от государства и бесплатное государственное образование . Хотя католики постоянно пачкали предвыборные плакаты или срывали их со стен, Избирательной ассоциации удалось получить 1100 голосов (0,4%) в округе Амстердама. [21] После участия в пяти округах на выборах 1925 года со средним результатом всего 0,12% на округ партия снова исчезла. С другой стороны, большинство вольнодумцев быстро утратили симпатию к фашизму, когда он перерос в насильственное движение, охватившее католицизм и капитализм. Чтобы разоблачить оппортунизм Муссолини и папы Пия XI (который вскоре после этого подписал Латеранский договор ), Де Дагераад в 1928 году опубликовал речь Муссолини 1904 года, в которой он опроверг существование Бога. [21] Столкнувшись с ростом тоталитарных форм фашизма и коммунизма, Дагерадианен начал все больше и больше защищать парламентскую демократию, хотя как крайности, так и анархизм . в ассоциации продолжали быть представлены [22]

В 1921 году в уставе Де Дагераада (статья 2) впервые говорилось, что вольнодумцы «с точки зрения разума» ставят себя «на атеистическую точку зрения». Министр внутренних дел Хемскерк ( Антиреволюционная партия ) отказался дать королевское разрешение на эту поправку к уставу в 1924 году, потому что атеизм противоречил бы морали и общественному порядку и привел бы к анархии . После ожесточенных дебатов в Палате представителей христианское конфессионалистское большинство сплотилось в поддержку министра. Журнал «Свободомыслие» De Vrijdenker высмеивал, что христианство не имеет монополии на мораль, а Де Дагераад призывал людей покинуть церковь через Comité Kerkafscheiding («Комитет по отступничеству») и предлагал помочь тем, кто хотел прекратить свое членство (к которому 3250 люди ответили в 1925 году). В конце концов ассоциация решила, что королевское разрешение все-таки важно, и назначила специального профессора философии права Лео Полака переписать устав. Акцент на борьбе с религиозными догмами и непререкаемым авторитетом был сохранен, но слово «атеистический» опущено; эти подзаконные акты были приняты правительством в 1927 году. [23] [24]

Вольнодумцы в Роттердаме протестуют против переписи населения 1930–31 годов.

В 1928 году, после того как социалистическая ВАРА отказалась от сотрудничества, Де Дагераад впервые получил радиоэфир через основание Vrijdenkers Radio Omroepvereeniging (VRO, «Ассоциация радиовещания вольнодумцев»). Она значительно выросла: в 1933 году ее членство достигло 9000 человек, что намного больше, чем сама ассоциация и ее журнал. [25] 29 сентября 1928 года ВРО впервые было разрешено вещание в качестве эксперимента под наблюдением правительственной комиссии. Однако вскоре после того, как председатель Ян Ховинг начал свою речь на спорную тему «Муссолини как вольнодумец и подавлятель свободы мысли», трансляция была прервана комиссией, которая позже заявила, что он оскорбил «премьер-министра подружился с нацией Нидерландов» и нанес ущерб репутации «главы Римско-католической церкви». Акт цензуры был широко осужден другими СМИ слева направо, и в конечном итоге министру пришлось признать, что вмешалось слишком быстро, предоставив ВРО разрешение продолжить вещание. [26] Прошло еще несколько лет, прежде чем ВРО получило официальное и регулярное эфирное время: летом 1932 года ему был выделен час в первую субботу каждого месяца. Комиссия по радио признала право вольнодумцев выражать свое неверие в Бога, но также установила, что их передачи не могут быть оскорбительными для верующих. Нарушение этого правила приведет к цензуре некоторых отрывков или целых эпизодов. [27]

Митинг протеста против антисемитизма и преследований евреев в 1935 году.

«Де Дагераад» заслужил известность благодаря своим передачам, вызвав сопротивление, особенно со стороны католических организаций, которые тщетно пытались запретить ассоциацию. Однако в 1932 году конфессионалистское большинство в парламенте приняло закон о богохульстве , который, хотя и был направлен в первую очередь против коммунистов, также серьезно ограничивал деятельность вольнодумцев. В следующем году государственным служащим было запрещено членство в Де Дагерааде, а публикации ассоциации были запрещены в общественных зданиях. [28] Яростная критика Ховинга нацистской Германии , которая в то время все еще была союзником голландского правительства, и критика религии Лео Полака привели к усилению цензуры со стороны правительства. [29] [30] [31] а в 1936 году права на вещание ВРО были полностью аннулированы. [32] В период с 1933 по 1936 год около четверти выпусков ВРО подверглись частичной цензуре, а еще четверть были полностью отменены. [33]

Католические группы и Национал-социалистическое движение в Нидерландах (NSB) становились все более враждебными по отношению к Де Дагерааду. После статьи в Volk en Vaderland от 16 октября 1936 года под названием «Богохульники», в которой газета NSB потребовала объявить передачи VRO вне закона, несколько десятков членов NSB ( WA ) жестоко сорвали большое собрание вольнодумцев в Утрехте 26 октября. [34] Отрицая какую-либо связь с действиями НСБ, парламентарии-конфессионалисты вскоре призвали правительство запретить вещание ВРО, на что министр внутренних дел де Вильде согласился 16 ноября и вступил в силу с 1 января 1937 года. [35] Журнал Де Дагераада De Vrijdenker продолжал выступать против зверств, совершенных нацистской Германией, и предостерегать от них, включая публикацию длинного списка убитых немецких евреев.

Как только Германия вторглась в Нидерланды в мае 1940 года, Де Дагераад немедленно приказал всем местным отделениям распустить и уничтожить их архивы, в то время как издание De Vrijdenker было прекращено, а список подписчиков уничтожен. Совет продолжал собираться тайно, но фактически ассоциация исчезла. Еврейский атеист Луи Флес покончил жизнь самоубийством вскоре после начала оккупации; Еврейский атеист Лео Полак был депортирован в Заксенхаузен, где и умер в 1941 году; Антон Констандсе был депортирован в Бухенвальд , позже заключен в тюрьму Камп Синт-Михильсгестель , но выжил. [36]

Послевоенное восстановление

[ редактировать ]
День памяти Лео Полака в 1951 году, организованный Де Дагераадом и HV.

После войны Де Дагераад был восстановлен в должности и быстро выздоровел, чему способствовал тот факт, что перед войной он занял откровенную антифашистскую позицию. Было основано несколько местных отделений и журналов, главный совет снова собрался 17 июня 1945 года. На конференции 27–28 октября 1945 года присутствовало около 1150 членов и было представлено 9 отделений. Новый журнал De Vrijdenker , в редакцию которого входили такие известные вольнодумцы, как Антон Констандсе и Пит Спигт, вскоре набрал более 2300 подписчиков (1 июня 1946 г.), а год спустя — 2645. [37] Де Дагераад стремился к сотрудничеству с недавно основанными Humanistisch Verbond (HV, «Гуманистическая лига») и Humanitas (на латыни «Человечество»). [4] С 1957 года ассоциация продолжала действовать под названием: De Vrije Gedachte (Vereniging tot bevordering van zelfstandig denken) («Свободная мысль (Ассоциация содействия независимой мысли)»), а ее журнал был переименован в Bevrijdend denken («Освобождающее мышление») . "). Несмотря на значительную конкуренцию между De Vrije Gedachte, которая придерживалась борьбы с церковью и религией, и HV, которая в первую очередь заботилась о предоставлении невоцерковленным равного места в обществе, большинство членов DVG полагали, что сотрудничество необходимо, что побудило совет выступать за двойное членство; [38] однако слияние с HV было отклонено. [39]

Плакат общественного конгресса DVG по «пригодному для жизни миру» в 1973 году.

В 1949 году DVG и HV основали Фонд А.Х. Герхарда, которому только после долгой борьбы удалось в 1959 году обеспечить уход за пожилыми людьми, невоцерковленными и неверующими. [40] В начале 1960-х годов De Vrije Gedachte пережила относительно спящую фазу, потеряв многих своих членов, сократив свою деятельность и издавая нерегулярные и некачественные журналы, которые четыре раза меняли названия. В конце 1960-х годов произошло небольшое возрождение благодаря новым молодым членам, которые сопротивлялись миру, организованному старым поколением. Они протестовали против войны во Вьетнаме и создали свою собственную культуру, основанную на поп-музыке , силе цветов и сексуальном освобождении . DVG сыграл важную роль в переосмыслении сексуальной морали, содействии эмансипации женщин и уменьшении влияния церквей; он часто сотрудничал с Голландским обществом сексуальной реформы (NVSH) в деятельности по половому просвещению . [37] В 1978 году ассоциация изменила свое полное название на Vrijdenkersvereniging De Vrije Gedachte («Ассоциация вольнодумцев «Свободная мысль»). Были согласованы новые подзаконные акты, посвященные атеизму и сотрудничеству с другими гуманистическими организациями.

Смена тысячелетия

[ редактировать ]

Из-за внесения поправки в Mediawet («Закон о СМИ») в мае 1995 года Комиссариат по средствам массовой информации лишил De Vrije Gedachte часового телевизионного эфира и 15 минут эфирного времени на радио, которые ему выделялись каждый год; 12 000 сторонников не удовлетворяли новому требованию в 90 000 человек. [41] После протеста и отказа Humanistisch Verbond сотрудничать, поскольку оно сочло DVG «слишком радикальным», Комиссариат оставил в силе это решение. [42] С сентября 1995 года DVG активно работает в Интернете. [43] В июле 1996 года HV и DVG все-таки решили сотрудничать, образовав Humanistische Omroep . [32] 25 октября того же года вместе с Humanitas и Университетом гуманистических исследований они основали Гуманистический исторический центр (HHC). В ходе проекта «Метаморфоза» 2003–2005 годов HHC оцифровал более 100 000 публикаций вольнодумцев. [44]

В конце 1990-х годов все региональные отделения ДВГ были распущены, и какое-то время казалось, что сама ассоциация исчезнет, ​​но частично из-за подъема ислама , особенно после терактов 11 сентября , снова возникла необходимость в прочном атеистическая позиция в обществе. [45] DVG присоединилась к Humanistische Alliantie («Гуманистический альянс»), национальному объединению гуманистических организаций, основанному в 2001 году, но поскольку они сочли эту коалицию слишком постмодернистской и умеренной, вольнодумцы почти не участвовали в ее деятельности. [44] Под председательством Антона ван Хоффа, который считал, что «борьба против религии и другого ненаучного шарлатанства» грозит исчезнуть вместе с «смягченными» гуманистическими группами, [2] они покинули Альянс в 2014 году и вместо этого стремились сотрудничать, в частности, с Stichting Skepsis и Vereniging tegen de Kwakzalverij . [46]

С момента своего основания в 1856 году в устав De Dageraad/De Vrije Gedachte вносились поправки в 1866, 1910, 1921, 1927 и 1978 годах. В 2006 году Питер Деркс выделил шесть компонентов, которые ассоциация всегда пыталась продвигать: (1) правда , разум и наука; (2) свобода выражения мнений и толерантность; (3) атеизм и гуманизм; (4) отделение церкви от государства; (5) развитие человеческой личности; (6) солидарность с другими людьми. [47] В нынешнем уставе De Vrije Gedachte говорится следующее: [48]

# Выступает за строгое разделение церкви и государства ;

  1. Стремится защитить образование и преподавание от идеологической обработки ;
  2. Всегда будет способствовать критическому , любознательному и научному подходу ;
  3. Развенчает ; религию , лженауку и заблуждения прочие
  4. Выступает за свободу выражения мнений ;
  5. Уважает достоинство человека как существа, чье существование единственно и ограничено;
  6. Признает полное самоопределение человека;
  7. Уважает других живых существ и окружающую среду .
Этот плакат из ок. 1920 называет Де Дагераада «Ассоциацией по продвижению свободной мысли».

Секуляризм

[ редактировать ]

По мнению Деркса, свободомыслие не обязательно ведет к атеизму, но оно стремится к плюриформному обществу. По мнению Деркса, это включает в себя разделение церкви и государства в том смысле, что правительство не отдает предпочтения какой-либо конкретной жизненной позиции (сторонникам и организациям) . Это означает, что государство может либо не поддерживать какую-либо религиозную или жизненную организацию (финансово), либо поддерживать их всех в равной степени, например, предоставляя эфирное время церквям, а также гуманистам и вольнодумцам в системе общественного вещания Нидерландов или субсидируя как религиозное образование, так и гуманистическую деятельность. образование. [47] Еще одним важным вопросом для ассоциации является защита образования и преподавания от идеологической обработки; он хочет помешать детям навязать им одну единственную систему убеждений, прежде чем они разовьют интеллектуальные способности, позволяющие критически рассматривать их для себя. [48]

Скептицизм

[ редактировать ]

Целью De Vrije Gedachte является борьба с догмами , предрассудками и ненаучным подходом. При его основании в 1856 году его члены все еще искали руководства своего рода естественной теологии , а в 1920-х годах они перешли к позитивистско-эмпиристскому взгляду на мир. В течение 20-го века росло осознание того, что сами вольнодумцы также не «владеют» разумом и истиной, а в 21-м веке онтологические и этические суждения резко рассматриваются в свете неуверенности и условности. [47]

Свобода выражения мнений и толерантность

[ редактировать ]

По мнению Деркса, свободомыслие помогает приблизиться к истине. Чтобы иметь возможность свободно мыслить, свобода выражения мнения , свободное расследование, свобода объединений , свобода собраний и толерантность необходимы . Все соответствующие возможности относительно того, как мир устроен, работает или должен работать, могут быть рассмотрены, обсуждены, исследованы и аргументированы, несмотря на потенциальное отвращение, которое может возникнуть в отношении определенных идей. В конце концов, истинное знание достигается не отдельным человеком в одиночку, а путем свободного обмена мыслями с другими. Все идеи могут быть предложены и подвергнуты критике, ни одно мнение не может быть исключено. [47]

Атеизм и гуманизм

[ редактировать ]
De Vrije Gedachte — атеистическая организация.

Исторически вопрос о том, является ли свободомыслие на самом деле атеистическим или нет, был спорным. [47] [49] Ранние дагерадианены все еще часто считали себя деистами или пантеистами, но по мере развития науки их доля уменьшалась. С 1921 по 1927 год ассоциация прямо называла себя «атеистической» в своем уставе, но поскольку правительство считало, что отсутствие христианской морали нарушит общественный порядок, и поэтому отказывалось от одобрения, оно снова удалило это слово. [24] С 1978 года De Vrije Gedachte позиционирует себя как атеистически-гуманистическое объединение: атеистическое, потому что отвергает любую концепцию Бога из-за отсутствия доказательств существования сверхъестественных существ , гуманистическое, потому что в центре внимания находится человеческая личность, и исходит из идеи, что человек создал Бога, а не наоборот. [47] [48] Хотя опровергнуть существование Бога считается теоретически невозможным, на практике быть агностиком также невозможно , и в повседневной жизни человек не рассматривает возможность существования Бога. [47]

Развитие человеческой личности

[ редактировать ]

Рационально ища истину, свободно думая, проводя свободные дискуссии и проверяя учения и авторитеты, вольнодумцы стремятся к полному развитию человеческой личности с упором на моральное и рациональное сознание . Это включает, среди прочего, атеистическое мировоззрение, выбор солидарности с другими людьми и осознание того, что жизнь конечна и является единичным явлением. Кроме того, физическое и эмоциональное развитие считается важным для здоровой и счастливой жизни. Именно потому, что жизнь конечна, она уникальна и ценна, и ее следует пережить в полной мере. Эмоционально человеку необходимо справиться с сомнением, потому что для поиска истины необходим критический анализ своих собственных убеждений и отказ от них, если они окажутся ложными. [47]

Солидарность

[ редактировать ]

Свободомыслящие стремятся к общему счастью человечества, а не только к своему собственному. Чтобы добиться этого, в первые 150 лет своего существования De Vrije Gedachte боролась за свободу выражения мнений, отделение церкви от государства, возможность кремации , воспитание и образование детей, свободных от религиозных догм, расширение возможностей развода и прав чернорабочие . Одновременно оно протестовало против «репрессивных» религий и церквей, двойных сексуальных стандартов , милитаризма , антисемитизма , фашизма и авторитарного правительства . [47]

Деятельность

[ редактировать ]
Весенние выпуски The Freethinker за 2015 год .

За год до основания ассоциации De Dageraad первый номер ежемесячного журнала De Dageraad . 1 октября 1855 года вышел [4] Вначале журнал De Dageraad под влиянием Юнгхуна придерживался довольно автономного, деистического подхода, в то время как само объединение было открыто для атеистов, пантеистов, материалистов, либералов, социалистов и консерваторов в философском, религиозном или политическом смысле. Радикальный председатель д'Аблэн пытался издавать еще три журнала в 1858 году: Verbond der Vrije Gedachte («Лига свободной мысли» для ассоциации), De Rechtbank des onderzoeks («Следственный суд» для библейской критики ) и Tijdgenoot op het gebied der Rede («Современник на территории разума», по философским вопросам). Из-за нехватки средств в следующем году все три были объединены под названием Bliksemschicht der XIXe eeuw («Молния XIX века»), после чего снова исчезли. В 1867 году De Dageraad в конечном итоге стал официальным журналом ассоциации. [50] В 1859 году Эдуард Доувес Деккер использовал свой псевдоним Мультатули впервые в этической притче « Gelofsbelydenis » («Кредо») в «De Dageraad» , [51] а в 1861 году он опубликовал « Het gebed van den onwetende » («Молитва невежественных») о своем обращении в веру , что сделало его известным и любимым среди дагерадианцев. [52]

Несколько раз в 1868 г. и в период 1870–1879 гг. издание прерывалось. [11] В эти годы свободомыслящие публикации разделились на отдельные региональные журналы; Гаагская газета De Toekomst («Будущее») считалась полуофициальной газетой Де Дагераада в 1870–1872 годах. [53] После того, как ассоциация пережила экономический кризис, Де Дагераад продолжил работу в октябре 1879 года с подзаголовком Maandschrift tot beijing по социальным и моральным проблемам («Ежемесячный обзор для обсуждения социальных и моральных проблем»). [54] В 1906 году он был переименован в De Vrije Gedachte («Свободная мысль»). [55] в 1920 году национальная газета была включена в издание De Vrijdenker («Вольномыслящий», 1913–1940) амстердамского отделения, которое затем стало национальным изданием. [56] Поскольку распространение De Vrijdenker считалось слишком опасным при нацистском правлении из-за его твердой довоенной антифашистской позиции, оно было немедленно прекращено, когда нацистская Германия оккупировала Нидерланды в мае 1940 года. [57]

«Де Врейденкер» была восстановлена ​​в 1945 году, выходила еженедельно и обсуждала всевозможные политические и социальные темы, от эмансипации женщин до защиты окружающей среды, от образования до деколонизации. [40] В течение следующего десятилетия три журнала ассоциации сменяли друг друга, каждый из которых издавался нерегулярно на материалах низкого качества (папки с трафаретом на серой бумаге): Bevrijdend Denken («Освобождающее мышление», 1959–1963), Ratio (лат. «Разум», 1964–1964). 1965) и Rede (по-голландски «Разум», 1964–1970). [58] De Vrije Gedachte издает журнал De Vrije Gedachte , переименованный в 2006 году в De Vdenker , время от времени с 1970 года. [59] [60]

Вольнодумцы в пабе

[ редактировать ]
Гаагский световой напиток, январь 2015 г.

«Свободомыслящие в пабе» (голландский: Vrijdenkersborrels , ранее называвшееся Vrijdenkerscafés ; сравнимо со «Скептиками в пабе» ) — это ежемесячные встречи, предназначенные для вольнодумцев и людей, интересующихся свободомыслием, где они могут встретиться и провести непринужденные дискуссии с напитком в неформальной обстановке. по широкому кругу (и актуальных) тем: от науки до прав человека. [61] Инициатива исходила от Ричарда Дуйнсти и Жюля Браберса в октябре 2012 года. [62] «Свободомыслящие в пабе» не зависят от национальной ассоциации.

Лекция Антона Констансе и вольнодумец года

[ редактировать ]
Пол Схеффер читает лекцию Антона Констандсе, 2015 г.
Фабиан ван Лангевелде удостоил Карин Испанек звания «Вольномыслитель года 2015».

Лекция Антона Констандсе - это «лекция, доступная всем, кто интересуется, в которой приглашенный докладчик, обращающийся к воображению, обсуждает текущую тему, которая имеет определенную связь с телом мысли или находит свое начало в нем» De Vrije Gedachte. По этому же случаю с 2006 года также награждается « Вольномыслитель года» (Vrijdenker van het Jaar). В прошлом следующие люди читали лекции или были названы «Вольномыслящими годами» соответственно: [70] [71]

Лекция Антона Констандсе

Вольнодумец года

Другая деятельность

[ редактировать ]

Известные (бывшие) участники

[ редактировать ]
Ян Ховинг Антон ван Хофф

Стулья De Dageraad (1873–1876: Het Vrije Onderzoek), после 1957 года De Vrije Gedachte. [82]

  • 1856–1864: Рудольф Шарль д'Аблэн ван Гиссенбург
  • 1864–1871: Хендрик Х. Хейсман
  • 1871–1873: (деятельность Де Дагераада прекращена)
  • 1873–1879 (?): В. Дж. Шерлер.
  • 1879–1888: Питер Фровейн
  • 1889–1906: Хендрик де Врис
  • 1907–1909: Питер Фровейн
  • 1909–1917: Уиллем Хейверс
  • 1917–1921: Ян Ховинг
  • 1921–1923: К. Штатгальтер
  • 1923–1938: Ян Ховинг
  • 1938–1940: Маартен ван ден Бринк
  • 1945–1948: Маартен ван ден Бринк
  • 1948–1950: Ян де Ронд
  • 1951–1954: Мартин Паулиссен
  • 1954–1959: Оэне Ноорденбос
  • 1960–1980: Ян Герард Рауш
  • 1980–1996: Ян Вис
  • 1996–2005: Роэл Бор
  • 2005–2009: Лекс Хагенаарс
  • 2009–2015: Антон ван Хофф [83]
  • 2015–2018: Фабиан ван Лангевельде [84]
  • 2018 – настоящее время: Стэнли Баккер [85]
Алетта Джейкобс Мультатули
  1. ^ Jump up to: а б с «Что такое свободомыслие?» . Свободная мысль . 15 декабря 2009 года . Проверено 13 января 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Уилфред ван де Полл (20 июня 2013 г.). «Гуманиты? Мягче, чем когда-либо» . Верность . Проверено 26 марта 2015 г.
  3. ^ "Английский" . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 7 февраля 2014 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «История Ассоциации» . Свободная мысль . 15 декабря 2009 года . Проверено 13 января 2015 г.
  5. ^ Ни Бог, ни Власть , с. 29.
  6. ^ Я иду, мистер. 30.
  7. ^ Jump up to: а б То же, стр. 30–31.
  8. ^ До 1861 года он все еще называл себя Рудольфом Чарльзом Мейером, см. God noch autoriteit , стр. 173.
  9. ^ Голосование — это система голосования, которая определяет, может ли кто-либо быть принят в ассоциацию.
  10. ^ Я иду, мистер. 174.
  11. ^ Jump up to: а б Я иду, господин. 32.
  12. ^ Jump up to: а б То же, стр. 32–33.
  13. ^ То же, стр. 38–41.
  14. ^ Jump up to: а б Ван Херваарден, Дж. (2003). Между святым Иаковом и Эразмом: исследования религиозной жизни позднего средневековья . Брилл. п. 656. ИСБН  9004129847 . Проверено 15 января 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Босх, Минеке (2009). Алетта Джейкобс 1854–1929 . Амстердам: De Bezige Bij. стр. 1843–1861. ISBN  978-9460030321 . Проверено 15 января 2015 г.
  16. ^ Тен Боккель, Гиды и гении , стр. 15–19.
  17. ^ Ни Бог, ни Власть , с. 55.
  18. ^ Я иду, мистер. 152.
  19. ^ То же, стр. 152–153.
  20. ^ «Избирательная ассоциация вольнодумцев в парламент» (PDF) . Историки.нл . Проверено 10 февраля 2015 г.
  21. ^ Jump up to: а б То же, стр. 153–154.
  22. ^ Я иду, мистер. 154.
  23. ^ Гасенбек, А. (2011). Лучше мертвый лев, чем живая собака; о значении вольнодумца и гуманиста Льва Полака (1880–1941) . (Гуманистическое наследие, 15). Бреда: Бумажный Тигр.
  24. ^ Jump up to: а б Ни Бог, ни Власть, с. 159.
  25. ^ Я иду, мистер. 138.
  26. ^ То же, стр. 138–139.
  27. ^ Я иду, мистер. 139.
  28. ^ Я иду, мистер. 140.
  29. ^ Джо Набуурс (2009). «Сопротивление диктатуре» . Гуманистический канон . Гуманистическая ассоциация . Проверено 11 февраля 2015 г.
  30. ^ ван Хофф, Антон (декабрь 2012 г.). «В хорошей компании» (PDF) . Свободомыслящий . 43 (10): 43.
  31. ^ Человек Ведман (2009). «Лео Полак (1880–1941)» . Гуманистический канон . Гуманистическая ассоциация . Проверено 11 февраля 2015 г.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Фред Ламмерс (17 июля 1996 г.). « Свободная мысль остается критически важной» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
  33. ^ Ни Бог, ни Власть , с. 141.
  34. ^ Я иду, мистер. 169.
  35. ^ То же, стр. 141–142.
  36. ^ То же, стр. 169–170.
  37. ^ Jump up to: а б Я иду, господин. 72.
  38. ^ То же, стр. 73–74.
  39. ^ То же, стр. 75–76.
  40. ^ Jump up to: а б Я иду, господин. 76.
  41. ^ «Комиссия по СМИ стирает свободу мысли из эфира» . Верность . 11 мая 1995 года . Проверено 13 января 2015 г.
  42. ^ «Комиссариат перманентно лишает вольнодумцев эфирного времени на радио и телевидении» . Верность . 25 августа 1995 года . Проверено 13 января 2015 г.
  43. ^ «ИНТЕРНЕТ» . Траув . 11 сентября 1995 года . Проверено 13 января 2015 г.
  44. ^ Jump up to: а б Ни Бог, ни Власть , с. 84.
  45. ^ Корт ван де Вельде (1 октября 2002 г.). «Агностики прискорбно трусливы» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
  46. ^ ван Хофф, Антон (февраль 2015 г.). «Кольцо разума не подделать». Свободомыслящий . 46 (1):33.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Питер Деркс, « Суть свободомыслия. Размышления после ста пятидесяти лет свободномыслящей организации » в: «Ни Бог, ни власть» (2006) 263–273.
  48. ^ Jump up to: а б с «Что такое свободомыслие?» . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 15 декабря 2009 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
  49. ^ Герман Филипс (8 ноября 2011 г.). «Герман Филипс Вольнодумец 2011 года» . Гуманистическое радиовещание . Гуманистический Альянс . Проверено 16 марта 2015 г.
  50. ^ Ни Бог, ни Власть , с. 34.
  51. ^ Энциклопедия Encarta Винклер Принс (1993–2002) св «Мультатули. §1. Жизнь и работа». Корпорация Microsoft/Спектр.
  52. ^ Jump up to: а б Ни Бог, ни Власть , стр. 35–36.
  53. ^ Я иду, мистер. 38.
  54. ^ Я иду, мистер. 40.
  55. ^ Jump up to: а б с д и Элен Бутин (26 августа 1995 г.). «Мысли остаются свободными, но эфирное время ушло» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
  56. ^ Ни Бог, ни Власть , с. 144.
  57. ^ Я иду, мистер. 170.
  58. ^ Я иду, мистер. 77.
  59. ^ «The Freethinker – Ежемесячный журнал, заставляющий задуматься» . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 18 декабря 2014 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  60. ^ Jump up to: а б Эйлдерт Малдер (28 апреля 2008 г.). «Следует ли Балкененде посадить в тюрьму на год по статье 137?» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
  61. ^ «Кафе Свободомыслящих» . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 29 апреля 2014 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  62. ^ «Призыв организовать атеистическое кафе» . Сайт ДВГ . 23 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2015 г.
  63. ^ Ричард Дуйнсти (27 августа 2014 г.). «Открытие нового сезона Freethinkerscafés» . Сайт ДВГ . Проверено 10 февраля 2015 г.
  64. ^ «Кафе Свободомыслящих Утрехт» . Ланирд . Проверено 10 февраля 2015 г.
  65. ^ «Таблица разума каждый четверг» . Девентер Центральный . Теперь Центральный. 5 ноября 2013 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  66. ^ « Борьба без веры» на лекции». Альгемин Дагблад . 3 сентября 2014 г.
  67. ^ Лекс Сип (15 октября 2014 г.). «Отвечайте за свои нормы и ценности — Гаагский напиток просвещения» . Сайт ДВГ . Проверено 10 февраля 2015 г.
  68. ^ «Гаагский напиток просвещения» . Ланирд . Проверено 10 февраля 2015 г.
  69. ^ «18 мая 2015 г. Напиток Просветления Роттердам» . Enlightenmentborrel.org . 24 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
  70. ^ «Лекция Антона Констанда» . Сайт ДВГ . 21 декабря 2009 года . Проверено 10 марта 2015 г.
  71. ^ «Свободомыслящий года» . Сайт ДВГ . 15 декабря 2009 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  72. ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2010» . Сайт ДВГ . 9 августа 2010 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  73. ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2011» . Сайт ДВГ . 20 июля 2011 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  74. ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2012» . Сайт ДВГ . 2 октября 2012 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  75. ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2013» . Сайт ДВГ . 2 сентября 2013 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  76. ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2014» . Сайт ДВГ . 20 августа 2014 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  77. ^ Jump up to: а б Фабиан ван Лангевельде (26 сентября 2015 г.). «Лекция Антона Констанда – обновление!» . Сайт ДВГ . Проверено 2 ноября 2015 г.
  78. ^ Jump up to: а б Фабиан ван Лангевельде (6 сентября 2016 г.). «Лекция Антона Констандсе 2016» . Сайт ДВГ . Проверено 24 сентября 2016 г.
  79. ^ Jump up to: а б Стэнли Баккер (7 октября 2017 г.). «Антон Констандсе Лезинг 2017» . Сайт ДВГ . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
  80. ^ КФИ (2012). «Программа Дня атеизма 2012» (PDF) . Свободная мысль . Проверено 28 мая 2014 г.
  81. ^ CFI, Нидерланды (июнь 2013 г.). «Праздник разума. День атеизма 2013» (PDF) . Свободомыслящий . 44 (5):25.
  82. ^ Ни Бог, ни Власть, с. 49.
  83. ^ Антон ван Хофф (22 августа 2011 г.). «Какая наглость требовать безбожного мемориала 11 сентября» . де Фольскрант . Проверено 15 января 2015 г.
  84. ^ "Управление" . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 10 апреля 2014 года . Проверено 1 мая 2015 г.
  85. ^ "Управление" . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 10 апреля 2014 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
  86. ^ Франк ван Зийл (26 марта 2004 г.). «Могу ли я вообще это сказать?» . де Фольскрант . Проверено 15 января 2015 г.
  87. ^ Ни Бог, ни Власть , с. 170.
  88. ^ Луукский мост (2002 г.). «ФОРТУИН, Ян Антон» . Биографический словарь социализма и рабочего движения в Нидерландах . Международный институт социальной истории . Проверено 15 января 2015 г.
  89. ^ Джерри ван дер Лист (14 октября 2006 г.). «Взгляд на жизнь: мышление без догм». Эльзевир . Рид Эльзевир .
  90. ^ Jump up to: а б с Энциклопедия Encarta Винклер Принс (1993–2002) под названием «Свободная мысль». Корпорация Microsoft/Спектр.
  91. ^ Ни Бог, ни Власть , стр. 227–229.
  92. ^ «Спигт, Петрус (Пит) (1919–1990)» . Гуманистический исторический центр . Университет гуманитарных исследований . Проверено 15 января 2015 г.
  93. ^ Гасенбек, А. (Ред.). (2014). Пит Спигт. Гуманист среди вольнодумцев и вольнодумец среди гуманистов («Гуманистическое наследие», 18). Бреда: Бумажный Тигр.

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94fe402f06fcc360d6c4afd76a1ac2b9__1721710080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/b9/94fe402f06fcc360d6c4afd76a1ac2b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De Vrije Gedachte - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)