Свободная мысль
Формирование | 12 октября 1856 г |
---|---|
Тип | Некоммерческая организация |
Цель | Пропаганда атеистического гуманизма [1] |
Штаб-квартира | Утрехт |
Область | Нидерланды |
Членство (2013) | 500 [2] |
Стул | Стэнли Бейкер |
Веб-сайт | www |
Часть серии о |
Неверие |
---|
Ассоциация вольнодумцев De Vrije Gedachte (DVG) (англ. Ассоциация вольнодумцев The Free Thought ), [3] — голландская атеистически - гуманистическая ассоциация вольнодумцев . [1] Он был основан в 1856 году и известен под названием Де Дагераад («Рассвет»). [4] прежде чем принять свое нынешнее название в 1957 году. [4] De Vrije Gedachte стремится использовать разум, естествознание и логику, чтобы освободить человечество от предрассудков, клерикального патернализма, догм и ложных истин. [1]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По словам Берта Гасенбека, Ханса Блома и Йо Набуурса, организованное движение за свободомыслие в Нидерландах началось с публикации « Изображений света и теней с внутренних территорий Явы» издательством Gebroeders Dag en Nacht («Изображения света и теней с внутренних территорий Явы, автор: «Братья дня и ночи», 1854). [5] Первоначально выпущенный анонимно, этот трактат врача и этнолога Франца Вильгельма Юнгхуна (1809–1864) повествует о вымышленном путешествии по в Ост-Индии голландскому острову Ява , во время которого разворачивается дискуссия между четырьмя учеными, представляющими материализм (Моргенруд, « Красное небо утром »). »), деизм (Даг, « День »), пантеизм (Авондруд, « Послесвечение ») и ортодоксальное христианство (Нахт, « Ночь ») соответственно. Первые три учёных полагаются на разум и начинают с природы как источника знаний об истине, которую в те времена называли «естественной религией». Такой подход привел их к отрицанию существования личного или сверхъестественного Бога . Поскольку это представляло собой прямой вызов (в то время в Нидерландах все еще доминирующему) положению христианства как религии откровения, спорная книга вызвала шквал критики. [6]
Поскольку издатель счел второе издание слишком рискованным, диссидентская амстердамская масонская ложа Post Nubila Lux («После облаков - свет»), членом которой Юнгхун был и где книга была тепло встречена, решила взять на себя ее публикацию. под руководством Франса Христиана Гюнста (1823–1885), несмотря на презрение посторонних. [7] В качестве продолжения Licht en schaduwbeelden Ложа решила основать журнал De Dageraad ( «Рассвет »), который впервые вышел 1 октября 1855 года. [4] Девиз журнала был: « Magna est veritas et praevalebit » («Могущественна истина, и она восторжествует»). [7]
12 октября 1856 года редакция журнала, в том числе Гюнст (издатель De Dageraad ), и первый председатель Рудольф Шарль д'Абленг ван Гиссенбург (1826–1904) основали в Амстердаме вольнодумскую ассоциацию De Dageraad («Рассвет»). ). [8] Всего к новому обществу присоединились 44 мужчины. Голосования не было, [9] и отчасти из-за симпатий д'Аблана к феминизму , именно во время его председательства (1856–1865) женщины были легко приняты. [10] Аналогичная ассоциация, De Lichtstraal («Луч света»), основанная в 1855 году Гусом Вейнандом ван дер Воо в Роттердаме с 20 членами и журналом с таким же названием, объединилась с De Dageraad в 1857 году. [11] Характер Де Дагераада все меньше и меньше был связан с масонством и все больше сосредотачивался на рационализме и естественных науках . [12]
Рост, кризис и восстановление
[ редактировать ]Ассоциация увеличила свое членство и влияние частично благодаря Хендрику Х. Хейсману (1821–1873), секретарю с 1859 года и председателю с 1865 года. Писатель Эдуард Дувес Деккер (Мультатули) , который формально так и не стал его членом, добился известности в этот период благодаря своим популярным страстным произведениям, критикующим общество. После этого ассоциация пострадала от внутренних споров: в 1867 году двадцать членов-деистов отделились и сформировали группу общественных активистов De Humaniteit («Гуманность»). Остальные члены ушли, а издание De Dageraad было прервано, что разорвало национальную связь между вольнодумцами. [12]
В попытке внедрить инновации ассоциация ненадолго сменила название на Het Vrije Onderzoek («Свободное расследование», 1873–1876) и в 1875 году совместно с De Humaniteit опубликовала Манифест, призывающий «всех свободных от веры в Нидерландах». объединить усилия для отделения церкви от государства ; плохая помощь со стороны правительства, а не церквей; и обязательное начальное образование . Два едва уцелевших объединения помирились. В 1878 году De Humaniteit (5 членов) объединилась с De Dageraad (11 членов), после чего значительно восстановилась. Публикация Де Дагераада продолжалась в теперь уже твердо атеистическом материалистическом тоне. Более того, структура ассоциации была демократизирована, она активно стремилась к публичности, а теперь политически и философски чрезвычайно разнообразный совет директоров приветствовал в свои ряды социального анархиста Фердинанда Домелу Ньювенхейса . К 1882 году число членов выросло до 357. [13]
В 1880-х годах «Dageradianen» («Dawnians», также называемые «Dageraadsmannen» или «Dawnmen» и «Dageraadsvrouwen» или «Dawnwomen» соответственно) все больше сосредоточивались на философском материализме и атеизме под влиянием Эрнста Геккеля , Людвига Бюхнера , Чарльза Дарвин и голландец Якоб Молешотт (впоследствии почетный член [14] ), в то время как все больше и больше свободомыслящих феминисток, таких как Алетта Джейкобс , Вильгельмина Друкер , Элиза Хайтон (секретарь и главный редактор De Dageraad ) и Тития ван дер Туук (член правления), выходили на первый план и сделали эмансипацию женщин центральной темой. . [15] Более того, философ 17 века Спиноза стал кумиром для многих членов ассоциации. [16]
Межвоенный период
[ редактировать ]В период 1903–1933 годов число членов Де Дагераада выросло с 613 до 2700, с 40 региональными отделениями. [17] Поначалу среди вольнодумцев существовало большое недоверие к парламентской демократии , поскольку принятие всеобщего избирательного права в 1917/1919 годах значительно укрепило позиции конфессионалистских политических партий . Более того, коммунисты и социал-демократы , в число которых входили несколько самопровозглашенных вольнодумцев, похоже, не желали нападать на религию в Палате представителей , потому что они не хотели исключать себя из формирования правящей коалиции с Римско-католической государственной партией . Чтобы противостоять теперь более христианской политике, некоторые вольнодумцы приняли участие в нескольких небольших антиклерикальных и ранних фашистских протестных партиях, которые первоначально смотрели на Муссолини как на «бывшего социалиста и борца за религию». [18] В 1920 году главное правление Де Дагераада отказалось основать политическую партию, официально связанную с ассоциацией, чтобы предотвратить распри в ее рядах. [19]
Два года спустя, независимо от Де Дагераада, некоторыми из ее членов, которые хотели вести борьбу со всем, что «имеет небольшое сходство с Бог и служение Богу». [20] Оно сопротивлялось капитализму и милитаризму под лозунгом «Нидерланды из-под власти церкви», выступало за полное отделение церкви от государства и бесплатное государственное образование . Хотя католики постоянно пачкали предвыборные плакаты или срывали их со стен, Избирательной ассоциации удалось получить 1100 голосов (0,4%) в округе Амстердама. [21] После участия в пяти округах на выборах 1925 года со средним результатом всего 0,12% на округ партия снова исчезла. С другой стороны, большинство вольнодумцев быстро утратили симпатию к фашизму, когда он перерос в насильственное движение, охватившее католицизм и капитализм. Чтобы разоблачить оппортунизм Муссолини и папы Пия XI (который вскоре после этого подписал Латеранский договор ), Де Дагераад в 1928 году опубликовал речь Муссолини 1904 года, в которой он опроверг существование Бога. [21] Столкнувшись с ростом тоталитарных форм фашизма и коммунизма, Дагерадианен начал все больше и больше защищать парламентскую демократию, хотя как крайности, так и анархизм . в ассоциации продолжали быть представлены [22]
В 1921 году в уставе Де Дагераада (статья 2) впервые говорилось, что вольнодумцы «с точки зрения разума» ставят себя «на атеистическую точку зрения». Министр внутренних дел Хемскерк ( Антиреволюционная партия ) отказался дать королевское разрешение на эту поправку к уставу в 1924 году, потому что атеизм противоречил бы морали и общественному порядку и привел бы к анархии . После ожесточенных дебатов в Палате представителей христианское конфессионалистское большинство сплотилось в поддержку министра. Журнал «Свободомыслие» De Vrijdenker высмеивал, что христианство не имеет монополии на мораль, а Де Дагераад призывал людей покинуть церковь через Comité Kerkafscheiding («Комитет по отступничеству») и предлагал помочь тем, кто хотел прекратить свое членство (к которому 3250 люди ответили в 1925 году). В конце концов ассоциация решила, что королевское разрешение все-таки важно, и назначила специального профессора философии права Лео Полака переписать устав. Акцент на борьбе с религиозными догмами и непререкаемым авторитетом был сохранен, но слово «атеистический» опущено; эти подзаконные акты были приняты правительством в 1927 году. [23] [24]
В 1928 году, после того как социалистическая ВАРА отказалась от сотрудничества, Де Дагераад впервые получил радиоэфир через основание Vrijdenkers Radio Omroepvereeniging (VRO, «Ассоциация радиовещания вольнодумцев»). Она значительно выросла: в 1933 году ее членство достигло 9000 человек, что намного больше, чем сама ассоциация и ее журнал. [25] 29 сентября 1928 года ВРО впервые было разрешено вещание в качестве эксперимента под наблюдением правительственной комиссии. Однако вскоре после того, как председатель Ян Ховинг начал свою речь на спорную тему «Муссолини как вольнодумец и подавлятель свободы мысли», трансляция была прервана комиссией, которая позже заявила, что он оскорбил «премьер-министра подружился с нацией Нидерландов» и нанес ущерб репутации «главы Римско-католической церкви». Акт цензуры был широко осужден другими СМИ слева направо, и в конечном итоге министру пришлось признать, что вмешалось слишком быстро, предоставив ВРО разрешение продолжить вещание. [26] Прошло еще несколько лет, прежде чем ВРО получило официальное и регулярное эфирное время: летом 1932 года ему был выделен час в первую субботу каждого месяца. Комиссия по радио признала право вольнодумцев выражать свое неверие в Бога, но также установила, что их передачи не могут быть оскорбительными для верующих. Нарушение этого правила приведет к цензуре некоторых отрывков или целых эпизодов. [27]
«Де Дагераад» заслужил известность благодаря своим передачам, вызвав сопротивление, особенно со стороны католических организаций, которые тщетно пытались запретить ассоциацию. Однако в 1932 году конфессионалистское большинство в парламенте приняло закон о богохульстве , который, хотя и был направлен в первую очередь против коммунистов, также серьезно ограничивал деятельность вольнодумцев. В следующем году государственным служащим было запрещено членство в Де Дагерааде, а публикации ассоциации были запрещены в общественных зданиях. [28] Яростная критика Ховинга нацистской Германии , которая в то время все еще была союзником голландского правительства, и критика религии Лео Полака привели к усилению цензуры со стороны правительства. [29] [30] [31] а в 1936 году права на вещание ВРО были полностью аннулированы. [32] В период с 1933 по 1936 год около четверти выпусков ВРО подверглись частичной цензуре, а еще четверть были полностью отменены. [33]
Католические группы и Национал-социалистическое движение в Нидерландах (NSB) становились все более враждебными по отношению к Де Дагерааду. После статьи в Volk en Vaderland от 16 октября 1936 года под названием «Богохульники», в которой газета NSB потребовала объявить передачи VRO вне закона, несколько десятков членов NSB ( WA ) жестоко сорвали большое собрание вольнодумцев в Утрехте 26 октября. [34] Отрицая какую-либо связь с действиями НСБ, парламентарии-конфессионалисты вскоре призвали правительство запретить вещание ВРО, на что министр внутренних дел де Вильде согласился 16 ноября и вступил в силу с 1 января 1937 года. [35] Журнал Де Дагераада De Vrijdenker продолжал выступать против зверств, совершенных нацистской Германией, и предостерегать от них, включая публикацию длинного списка убитых немецких евреев.
Как только Германия вторглась в Нидерланды в мае 1940 года, Де Дагераад немедленно приказал всем местным отделениям распустить и уничтожить их архивы, в то время как издание De Vrijdenker было прекращено, а список подписчиков уничтожен. Совет продолжал собираться тайно, но фактически ассоциация исчезла. Еврейский атеист Луи Флес покончил жизнь самоубийством вскоре после начала оккупации; Еврейский атеист Лео Полак был депортирован в Заксенхаузен, где и умер в 1941 году; Антон Констандсе был депортирован в Бухенвальд , позже заключен в тюрьму Камп Синт-Михильсгестель , но выжил. [36]
Послевоенное восстановление
[ редактировать ]После войны Де Дагераад был восстановлен в должности и быстро выздоровел, чему способствовал тот факт, что перед войной он занял откровенную антифашистскую позицию. Было основано несколько местных отделений и журналов, главный совет снова собрался 17 июня 1945 года. На конференции 27–28 октября 1945 года присутствовало около 1150 членов и было представлено 9 отделений. Новый журнал De Vrijdenker , в редакцию которого входили такие известные вольнодумцы, как Антон Констандсе и Пит Спигт, вскоре набрал более 2300 подписчиков (1 июня 1946 г.), а год спустя — 2645. [37] Де Дагераад стремился к сотрудничеству с недавно основанными Humanistisch Verbond (HV, «Гуманистическая лига») и Humanitas (на латыни «Человечество»). [4] С 1957 года ассоциация продолжала действовать под названием: De Vrije Gedachte (Vereniging tot bevordering van zelfstandig denken) («Свободная мысль (Ассоциация содействия независимой мысли)»), а ее журнал был переименован в Bevrijdend denken («Освобождающее мышление») . "). Несмотря на значительную конкуренцию между De Vrije Gedachte, которая придерживалась борьбы с церковью и религией, и HV, которая в первую очередь заботилась о предоставлении невоцерковленным равного места в обществе, большинство членов DVG полагали, что сотрудничество необходимо, что побудило совет выступать за двойное членство; [38] однако слияние с HV было отклонено. [39]
В 1949 году DVG и HV основали Фонд А.Х. Герхарда, которому только после долгой борьбы удалось в 1959 году обеспечить уход за пожилыми людьми, невоцерковленными и неверующими. [40] В начале 1960-х годов De Vrije Gedachte пережила относительно спящую фазу, потеряв многих своих членов, сократив свою деятельность и издавая нерегулярные и некачественные журналы, которые четыре раза меняли названия. В конце 1960-х годов произошло небольшое возрождение благодаря новым молодым членам, которые сопротивлялись миру, организованному старым поколением. Они протестовали против войны во Вьетнаме и создали свою собственную культуру, основанную на поп-музыке , силе цветов и сексуальном освобождении . DVG сыграл важную роль в переосмыслении сексуальной морали, содействии эмансипации женщин и уменьшении влияния церквей; он часто сотрудничал с Голландским обществом сексуальной реформы (NVSH) в деятельности по половому просвещению . [37] В 1978 году ассоциация изменила свое полное название на Vrijdenkersvereniging De Vrije Gedachte («Ассоциация вольнодумцев «Свободная мысль»). Были согласованы новые подзаконные акты, посвященные атеизму и сотрудничеству с другими гуманистическими организациями.
Смена тысячелетия
[ редактировать ]Из-за внесения поправки в Mediawet («Закон о СМИ») в мае 1995 года Комиссариат по средствам массовой информации лишил De Vrije Gedachte часового телевизионного эфира и 15 минут эфирного времени на радио, которые ему выделялись каждый год; 12 000 сторонников не удовлетворяли новому требованию в 90 000 человек. [41] После протеста и отказа Humanistisch Verbond сотрудничать, поскольку оно сочло DVG «слишком радикальным», Комиссариат оставил в силе это решение. [42] С сентября 1995 года DVG активно работает в Интернете. [43] В июле 1996 года HV и DVG все-таки решили сотрудничать, образовав Humanistische Omroep . [32] 25 октября того же года вместе с Humanitas и Университетом гуманистических исследований они основали Гуманистический исторический центр (HHC). В ходе проекта «Метаморфоза» 2003–2005 годов HHC оцифровал более 100 000 публикаций вольнодумцев. [44]
В конце 1990-х годов все региональные отделения ДВГ были распущены, и какое-то время казалось, что сама ассоциация исчезнет, но частично из-за подъема ислама , особенно после терактов 11 сентября , снова возникла необходимость в прочном атеистическая позиция в обществе. [45] DVG присоединилась к Humanistische Alliantie («Гуманистический альянс»), национальному объединению гуманистических организаций, основанному в 2001 году, но поскольку они сочли эту коалицию слишком постмодернистской и умеренной, вольнодумцы почти не участвовали в ее деятельности. [44] Под председательством Антона ван Хоффа, который считал, что «борьба против религии и другого ненаучного шарлатанства» грозит исчезнуть вместе с «смягченными» гуманистическими группами, [2] они покинули Альянс в 2014 году и вместо этого стремились сотрудничать, в частности, с Stichting Skepsis и Vereniging tegen de Kwakzalverij . [46]
Цель
[ редактировать ]С момента своего основания в 1856 году в устав De Dageraad/De Vrije Gedachte вносились поправки в 1866, 1910, 1921, 1927 и 1978 годах. В 2006 году Питер Деркс выделил шесть компонентов, которые ассоциация всегда пыталась продвигать: (1) правда , разум и наука; (2) свобода выражения мнений и толерантность; (3) атеизм и гуманизм; (4) отделение церкви от государства; (5) развитие человеческой личности; (6) солидарность с другими людьми. [47] В нынешнем уставе De Vrije Gedachte говорится следующее: [48]
# Выступает за строгое разделение церкви и государства ;
- Стремится защитить образование и преподавание от идеологической обработки ;
- Всегда будет способствовать критическому , любознательному и научному подходу ;
- Развенчает ; религию , лженауку и заблуждения прочие
- Выступает за свободу выражения мнений ;
- Уважает достоинство человека как существа, чье существование единственно и ограничено;
- Признает полное самоопределение человека;
- Уважает других живых существ и окружающую среду .
Секуляризм
[ редактировать ]По мнению Деркса, свободомыслие не обязательно ведет к атеизму, но оно стремится к плюриформному обществу. По мнению Деркса, это включает в себя разделение церкви и государства в том смысле, что правительство не отдает предпочтения какой-либо конкретной жизненной позиции (сторонникам и организациям) . Это означает, что государство может либо не поддерживать какую-либо религиозную или жизненную организацию (финансово), либо поддерживать их всех в равной степени, например, предоставляя эфирное время церквям, а также гуманистам и вольнодумцам в системе общественного вещания Нидерландов или субсидируя как религиозное образование, так и гуманистическую деятельность. образование. [47] Еще одним важным вопросом для ассоциации является защита образования и преподавания от идеологической обработки; он хочет помешать детям навязать им одну единственную систему убеждений, прежде чем они разовьют интеллектуальные способности, позволяющие критически рассматривать их для себя. [48]
Скептицизм
[ редактировать ]Целью De Vrije Gedachte является борьба с догмами , предрассудками и ненаучным подходом. При его основании в 1856 году его члены все еще искали руководства своего рода естественной теологии , а в 1920-х годах они перешли к позитивистско-эмпиристскому взгляду на мир. В течение 20-го века росло осознание того, что сами вольнодумцы также не «владеют» разумом и истиной, а в 21-м веке онтологические и этические суждения резко рассматриваются в свете неуверенности и условности. [47]
Свобода выражения мнений и толерантность
[ редактировать ]По мнению Деркса, свободомыслие помогает приблизиться к истине. Чтобы иметь возможность свободно мыслить, свобода выражения мнения , свободное расследование, свобода объединений , свобода собраний и толерантность необходимы . Все соответствующие возможности относительно того, как мир устроен, работает или должен работать, могут быть рассмотрены, обсуждены, исследованы и аргументированы, несмотря на потенциальное отвращение, которое может возникнуть в отношении определенных идей. В конце концов, истинное знание достигается не отдельным человеком в одиночку, а путем свободного обмена мыслями с другими. Все идеи могут быть предложены и подвергнуты критике, ни одно мнение не может быть исключено. [47]
Атеизм и гуманизм
[ редактировать ]Исторически вопрос о том, является ли свободомыслие на самом деле атеистическим или нет, был спорным. [47] [49] Ранние дагерадианены все еще часто считали себя деистами или пантеистами, но по мере развития науки их доля уменьшалась. С 1921 по 1927 год ассоциация прямо называла себя «атеистической» в своем уставе, но поскольку правительство считало, что отсутствие христианской морали нарушит общественный порядок, и поэтому отказывалось от одобрения, оно снова удалило это слово. [24] С 1978 года De Vrije Gedachte позиционирует себя как атеистически-гуманистическое объединение: атеистическое, потому что отвергает любую концепцию Бога из-за отсутствия доказательств существования сверхъестественных существ , гуманистическое, потому что в центре внимания находится человеческая личность, и исходит из идеи, что человек создал Бога, а не наоборот. [47] [48] Хотя опровергнуть существование Бога считается теоретически невозможным, на практике быть агностиком также невозможно , и в повседневной жизни человек не рассматривает возможность существования Бога. [47]
Развитие человеческой личности
[ редактировать ]Рационально ища истину, свободно думая, проводя свободные дискуссии и проверяя учения и авторитеты, вольнодумцы стремятся к полному развитию человеческой личности с упором на моральное и рациональное сознание . Это включает, среди прочего, атеистическое мировоззрение, выбор солидарности с другими людьми и осознание того, что жизнь конечна и является единичным явлением. Кроме того, физическое и эмоциональное развитие считается важным для здоровой и счастливой жизни. Именно потому, что жизнь конечна, она уникальна и ценна, и ее следует пережить в полной мере. Эмоционально человеку необходимо справиться с сомнением, потому что для поиска истины необходим критический анализ своих собственных убеждений и отказ от них, если они окажутся ложными. [47]
Солидарность
[ редактировать ]Свободомыслящие стремятся к общему счастью человечества, а не только к своему собственному. Чтобы добиться этого, в первые 150 лет своего существования De Vrije Gedachte боролась за свободу выражения мнений, отделение церкви от государства, возможность кремации , воспитание и образование детей, свободных от религиозных догм, расширение возможностей развода и прав чернорабочие . Одновременно оно протестовало против «репрессивных» религий и церквей, двойных сексуальных стандартов , милитаризма , антисемитизма , фашизма и авторитарного правительства . [47]
Деятельность
[ редактировать ]Журналы
[ редактировать ]За год до основания ассоциации De Dageraad первый номер ежемесячного журнала De Dageraad . 1 октября 1855 года вышел [4] Вначале журнал De Dageraad под влиянием Юнгхуна придерживался довольно автономного, деистического подхода, в то время как само объединение было открыто для атеистов, пантеистов, материалистов, либералов, социалистов и консерваторов в философском, религиозном или политическом смысле. Радикальный председатель д'Аблэн пытался издавать еще три журнала в 1858 году: Verbond der Vrije Gedachte («Лига свободной мысли» для ассоциации), De Rechtbank des onderzoeks («Следственный суд» для библейской критики ) и Tijdgenoot op het gebied der Rede («Современник на территории разума», по философским вопросам). Из-за нехватки средств в следующем году все три были объединены под названием Bliksemschicht der XIXe eeuw («Молния XIX века»), после чего снова исчезли. В 1867 году De Dageraad в конечном итоге стал официальным журналом ассоциации. [50] В 1859 году Эдуард Доувес Деккер использовал свой псевдоним Мультатули впервые в этической притче « Gelofsbelydenis » («Кредо») в «De Dageraad» , [51] а в 1861 году он опубликовал « Het gebed van den onwetende » («Молитва невежественных») о своем обращении в веру , что сделало его известным и любимым среди дагерадианцев. [52]
Несколько раз в 1868 г. и в период 1870–1879 гг. издание прерывалось. [11] В эти годы свободомыслящие публикации разделились на отдельные региональные журналы; Гаагская газета De Toekomst («Будущее») считалась полуофициальной газетой Де Дагераада в 1870–1872 годах. [53] После того, как ассоциация пережила экономический кризис, Де Дагераад продолжил работу в октябре 1879 года с подзаголовком Maandschrift tot beijing по социальным и моральным проблемам («Ежемесячный обзор для обсуждения социальных и моральных проблем»). [54] В 1906 году он был переименован в De Vrije Gedachte («Свободная мысль»). [55] в 1920 году национальная газета была включена в издание De Vrijdenker («Вольномыслящий», 1913–1940) амстердамского отделения, которое затем стало национальным изданием. [56] Поскольку распространение De Vrijdenker считалось слишком опасным при нацистском правлении из-за его твердой довоенной антифашистской позиции, оно было немедленно прекращено, когда нацистская Германия оккупировала Нидерланды в мае 1940 года. [57]
«Де Врейденкер» была восстановлена в 1945 году, выходила еженедельно и обсуждала всевозможные политические и социальные темы, от эмансипации женщин до защиты окружающей среды, от образования до деколонизации. [40] В течение следующего десятилетия три журнала ассоциации сменяли друг друга, каждый из которых издавался нерегулярно на материалах низкого качества (папки с трафаретом на серой бумаге): Bevrijdend Denken («Освобождающее мышление», 1959–1963), Ratio (лат. «Разум», 1964–1964). 1965) и Rede (по-голландски «Разум», 1964–1970). [58] De Vrije Gedachte издает журнал De Vrije Gedachte , переименованный в 2006 году в De Vdenker , время от времени с 1970 года. [59] [60]
Вольнодумцы в пабе
[ редактировать ]«Свободомыслящие в пабе» (голландский: Vrijdenkersborrels , ранее называвшееся Vrijdenkerscafés ; сравнимо со «Скептиками в пабе» ) — это ежемесячные встречи, предназначенные для вольнодумцев и людей, интересующихся свободомыслием, где они могут встретиться и провести непринужденные дискуссии с напитком в неформальной обстановке. по широкому кругу (и актуальных) тем: от науки до прав человека. [61] Инициатива исходила от Ричарда Дуйнсти и Жюля Браберса в октябре 2012 года. [62] «Свободомыслящие в пабе» не зависят от национальной ассоциации.
- существует Vrijdenkkersborrel С 14 января 2013 года в Утрехте , где, среди прочего, читали лекции председатель Антон ван Хофф и историк Барт Леувенбург. [63] [64]
- Vrijdenkersborrel Tafel van de Rede («Таблица разума») действует в Девентере с 9 ноября 2013 года (соорганизатором выступает Partij van de Rede – ASP, «Партия разума»). [65]
- С 12 мая 2014 года проводится Haagse Verlichtingsborrel (« Гаагский паб Просвещения»), где лекции читали многие эксперты, в том числе врач Сеес Ренкенс ( Ассоциация против Квакзалвери ), математик Ян Виллем Ниенхейс ( Stichting Skepsis ) и подполковник Норберт. де Кутер (военный капеллан-гуманист). [66] [67] [68]
- С 18 мая 2015 года существует Rotterdamse Verlichtingsborrel (« Роттердамский паб просветления»). [69]
Лекция Антона Констансе и вольнодумец года
[ редактировать ]Лекция Антона Констандсе - это «лекция, доступная всем, кто интересуется, в которой приглашенный докладчик, обращающийся к воображению, обсуждает текущую тему, которая имеет определенную связь с телом мысли или находит свое начало в нем» De Vrije Gedachte. По этому же случаю с 2006 года также награждается « Вольномыслитель года» (Vrijdenker van het Jaar). В прошлом следующие люди читали лекции или были названы «Вольномыслящими годами» соответственно: [70] [71]
Лекция Антона Констандсе
| Вольнодумец года
|
Другая деятельность
[ редактировать ]- Ежегодно в мае или июне проводится Vrijdenkersdag («День вольнодумцев»).
- В 2009, 2011, 2012 и 2013 годах по инициативе Флориса ван ден Берга организация De Vrije Gedachte и Центр исследований Нидерландов совместно провели в июне День атеизма. [80] [81]
Известные (бывшие) участники
[ редактировать ]Ян Ховинг | Антон ван Хофф |
Стулья
[ редактировать ]Стулья De Dageraad (1873–1876: Het Vrije Onderzoek), после 1957 года De Vrije Gedachte. [82]
|
|
Алетта Джейкобс | Мультатули |
Другие
[ редактировать ]
|
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Что такое свободомыслие?» . Свободная мысль . 15 декабря 2009 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Уилфред ван де Полл (20 июня 2013 г.). «Гуманиты? Мягче, чем когда-либо» . Верность . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ "Английский" . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 7 февраля 2014 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История Ассоциации» . Свободная мысль . 15 декабря 2009 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Ни Бог, ни Власть , с. 29.
- ^ Я иду, мистер. 30.
- ^ Jump up to: а б То же, стр. 30–31.
- ^ До 1861 года он все еще называл себя Рудольфом Чарльзом Мейером, см. God noch autoriteit , стр. 173.
- ^ Голосование — это система голосования, которая определяет, может ли кто-либо быть принят в ассоциацию.
- ^ Я иду, мистер. 174.
- ^ Jump up to: а б Я иду, господин. 32.
- ^ Jump up to: а б То же, стр. 32–33.
- ^ То же, стр. 38–41.
- ^ Jump up to: а б Ван Херваарден, Дж. (2003). Между святым Иаковом и Эразмом: исследования религиозной жизни позднего средневековья . Брилл. п. 656. ИСБН 9004129847 . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Босх, Минеке (2009). Алетта Джейкобс 1854–1929 . Амстердам: De Bezige Bij. стр. 1843–1861. ISBN 978-9460030321 . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Тен Боккель, Гиды и гении , стр. 15–19.
- ^ Ни Бог, ни Власть , с. 55.
- ^ Я иду, мистер. 152.
- ^ То же, стр. 152–153.
- ^ «Избирательная ассоциация вольнодумцев в парламент» (PDF) . Историки.нл . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б То же, стр. 153–154.
- ^ Я иду, мистер. 154.
- ^ Гасенбек, А. (2011). Лучше мертвый лев, чем живая собака; о значении вольнодумца и гуманиста Льва Полака (1880–1941) . (Гуманистическое наследие, 15). Бреда: Бумажный Тигр.
- ^ Jump up to: а б Ни Бог, ни Власть, с. 159.
- ^ Я иду, мистер. 138.
- ^ То же, стр. 138–139.
- ^ Я иду, мистер. 139.
- ^ Я иду, мистер. 140.
- ^ Джо Набуурс (2009). «Сопротивление диктатуре» . Гуманистический канон . Гуманистическая ассоциация . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ ван Хофф, Антон (декабрь 2012 г.). «В хорошей компании» (PDF) . Свободомыслящий . 43 (10): 43.
- ^ Человек Ведман (2009). «Лео Полак (1880–1941)» . Гуманистический канон . Гуманистическая ассоциация . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фред Ламмерс (17 июля 1996 г.). « Свободная мысль остается критически важной» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Ни Бог, ни Власть , с. 141.
- ^ Я иду, мистер. 169.
- ^ То же, стр. 141–142.
- ^ То же, стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б Я иду, господин. 72.
- ^ То же, стр. 73–74.
- ^ То же, стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б Я иду, господин. 76.
- ^ «Комиссия по СМИ стирает свободу мысли из эфира» . Верность . 11 мая 1995 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Комиссариат перманентно лишает вольнодумцев эфирного времени на радио и телевидении» . Верность . 25 августа 1995 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «ИНТЕРНЕТ» . Траув . 11 сентября 1995 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ни Бог, ни Власть , с. 84.
- ^ Корт ван де Вельде (1 октября 2002 г.). «Агностики прискорбно трусливы» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ ван Хофф, Антон (февраль 2015 г.). «Кольцо разума не подделать». Свободомыслящий . 46 (1):33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Питер Деркс, « Суть свободомыслия. Размышления после ста пятидесяти лет свободномыслящей организации » в: «Ни Бог, ни власть» (2006) 263–273.
- ^ Jump up to: а б с «Что такое свободомыслие?» . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 15 декабря 2009 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Герман Филипс (8 ноября 2011 г.). «Герман Филипс Вольнодумец 2011 года» . Гуманистическое радиовещание . Гуманистический Альянс . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Ни Бог, ни Власть , с. 34.
- ^ Энциклопедия Encarta Винклер Принс (1993–2002) св «Мультатули. §1. Жизнь и работа». Корпорация Microsoft/Спектр.
- ^ Jump up to: а б Ни Бог, ни Власть , стр. 35–36.
- ^ Я иду, мистер. 38.
- ^ Я иду, мистер. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и Элен Бутин (26 августа 1995 г.). «Мысли остаются свободными, но эфирное время ушло» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Ни Бог, ни Власть , с. 144.
- ^ Я иду, мистер. 170.
- ^ Я иду, мистер. 77.
- ^ «The Freethinker – Ежемесячный журнал, заставляющий задуматься» . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 18 декабря 2014 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Эйлдерт Малдер (28 апреля 2008 г.). «Следует ли Балкененде посадить в тюрьму на год по статье 137?» . Верность . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Кафе Свободомыслящих» . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 29 апреля 2014 года . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ «Призыв организовать атеистическое кафе» . Сайт ДВГ . 23 октября 2012 года . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ Ричард Дуйнсти (27 августа 2014 г.). «Открытие нового сезона Freethinkerscafés» . Сайт ДВГ . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Кафе Свободомыслящих Утрехт» . Ланирд . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Таблица разума каждый четверг» . Девентер Центральный . Теперь Центральный. 5 ноября 2013 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ « Борьба без веры» на лекции». Альгемин Дагблад . 3 сентября 2014 г.
- ^ Лекс Сип (15 октября 2014 г.). «Отвечайте за свои нормы и ценности — Гаагский напиток просвещения» . Сайт ДВГ . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Гаагский напиток просвещения» . Ланирд . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «18 мая 2015 г. Напиток Просветления Роттердам» . Enlightenmentborrel.org . 24 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Лекция Антона Констанда» . Сайт ДВГ . 21 декабря 2009 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ «Свободомыслящий года» . Сайт ДВГ . 15 декабря 2009 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2010» . Сайт ДВГ . 9 августа 2010 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2011» . Сайт ДВГ . 20 июля 2011 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2012» . Сайт ДВГ . 2 октября 2012 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2013» . Сайт ДВГ . 2 сентября 2013 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лекция Антона Констандсе 2014» . Сайт ДВГ . 20 августа 2014 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фабиан ван Лангевельде (26 сентября 2015 г.). «Лекция Антона Констанда – обновление!» . Сайт ДВГ . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фабиан ван Лангевельде (6 сентября 2016 г.). «Лекция Антона Констандсе 2016» . Сайт ДВГ . Проверено 24 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Стэнли Баккер (7 октября 2017 г.). «Антон Констандсе Лезинг 2017» . Сайт ДВГ . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ КФИ (2012). «Программа Дня атеизма 2012» (PDF) . Свободная мысль . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ CFI, Нидерланды (июнь 2013 г.). «Праздник разума. День атеизма 2013» (PDF) . Свободомыслящий . 44 (5):25.
- ^ Ни Бог, ни Власть, с. 49.
- ^ Антон ван Хофф (22 августа 2011 г.). «Какая наглость требовать безбожного мемориала 11 сентября» . де Фольскрант . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ "Управление" . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 10 апреля 2014 года . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ "Управление" . Сайт ДВГ . Свободная мысль. 10 апреля 2014 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Франк ван Зийл (26 марта 2004 г.). «Могу ли я вообще это сказать?» . де Фольскрант . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Ни Бог, ни Власть , с. 170.
- ^ Луукский мост (2002 г.). «ФОРТУИН, Ян Антон» . Биографический словарь социализма и рабочего движения в Нидерландах . Международный институт социальной истории . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Джерри ван дер Лист (14 октября 2006 г.). «Взгляд на жизнь: мышление без догм». Эльзевир . Рид Эльзевир .
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия Encarta Винклер Принс (1993–2002) под названием «Свободная мысль». Корпорация Microsoft/Спектр.
- ^ Ни Бог, ни Власть , стр. 227–229.
- ^ «Спигт, Петрус (Пит) (1919–1990)» . Гуманистический исторический центр . Университет гуманитарных исследований . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Гасенбек, А. (Ред.). (2014). Пит Спигт. Гуманист среди вольнодумцев и вольнодумец среди гуманистов («Гуманистическое наследие», 18). Бреда: Бумажный Тигр.
Литература
[ редактировать ]- Файл Королевской библиотеки де Дагераад
- Архив МИСИ Де Дагераад
- Берт Гасенбек; Ганс Блом; Джо Набуурс (2006). Ни Бога, ни власти. История вольнодумского движения в Нидерландах . Амерсфорт: Бум. п. 336. ИСБН 9085063582 .
- Куйлман, Воутер (2005). Метаморфозы вольнодумцев (докторская диссертация) (PDF) . Утрехт: Университет гуманистических исследований . п. 82 . Проверено 6 февраля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с De Vrije Gedachte, на Викискладе?
- Официальный сайт (голландский)