Луи Флес
Луи Флес | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Леви Джейкоб Флес 19 октября 1871 г. Масслёйс , Нидерланды |
Умер | 24 мая 1940 г. Амстердам , Нидерланды | (68 лет)
Псевдоним | Доктор В. Боттема К.Аз. |
Занятие | Бизнесмен, писатель, активист |
Период | 1918–1939 |
Жанр | научно-популярная литература |
Предмет | Еврейская ассимиляция , антисионизм , нацизм , бизнес |
Известные работы | Запрещенная речь по радио Гитлер , реформатор или преступник Долой сионизм! |
Супруг | Ципора Селин ван Страатен |
Дети | Мина, Розина, Генриетта, Клара, Бартольд , Джордж |
Родственники | Майкл Джон Флес (внук) Барт Берман (внук) Хелен Берман (с внуком) Тейс Берман (правнук) Джорджио ван Стратен (внучатый племянник жены) |
Леви Джейкоб «Луи» Флес (19 октября 1872 – 24 мая 1940) был голландским бизнесменом, активистом и писателем. Он наиболее известен своими статьями и выступлениями против сионизма , нацизма и организованной религии. Самопровозглашенный вольнодумец , Флес был ярым сторонником гуманизма и еврейской ассимиляции . Его отношения с Голландской социал-демократической рабочей партией были более проблематичными. Хотя он в целом поддерживал идеалы социализма , он также много писал о своих разногласиях с партией. После жизни, наполненной личной трагедией и преданностью политической и общественной активности, Флес покончил жизнь самоубийством в мае 1940 года, всего через несколько недель после немецкой оккупации Нидерландов.
Семейная жизнь
[ редактировать ]
Луи Флес родился в Масслуисе , Нидерланды, 19 октября 1871 года в еврейской семье. Его отец, Якоб Леви Флес, работал огранщиком алмазов, а мать, Саартье ван Блейдештайн, владела чулочно-носочным магазином, что поместило юного Луи прямо в недавно расширяющийся класс купцов. [ 1 ] После смерти его отца в 1873 году его мать вышла замуж за человека по имени Свааб. После смерти матери в 1878 году Луи был принят и воспитан семьей отчима. [ 2 ] Будучи успешным владельцем бизнеса, Свааб взял юного Луи в свою компанию вскоре после того, как мальчик окончил начальную школу. [ 3 ]
13 августа 1896 года Флес женился на Зиппоре ван Стратен в городе Роттердам . У них было шестеро детей; Мина, Розина, Генриетта, Клара, Бартольд и Джордж . Бартольд стал успешным литературным агентом в Нью-Йорке в США . Георгий работал переводчиком в Советском Союзе во время режима Иосифа Сталина . В 1938 году Георгий был арестован как политический диссидент из-за своих симпатий к троцкистам . [ 2 ] Узнав об аресте Джорджа, Луи отправился в Москву, но не смог найти сына до истечения срока его визы. Джордж умер в тюрьме в 1939 году. [ 2 ] Примерно в это же время из США пришло известие о том, что дочь Розина умерла вскоре после родов. [ 2 ]
Флес был широко известен как противник нацизма, когда немецкая армия оккупировала Нидерланды в мае 1940 года. Несмотря на это, для многих членов его семьи стало шоком, когда 25 мая 1940 года Леви Якоб «Луи» Флес покончил жизнь самоубийством с помощью таблеток приобрела у фармацевта в Кеппеле . [ 2 ] Похоронен в Амстердаме на кладбище Зоргвлид . [ 3 ]
Бизнес
[ редактировать ]Флес начал работать в офисе своего отчима вскоре после окончания начальной школы. Однако вскоре он занялся собственным бизнесом. Перед сдачей экзамена по бухгалтерскому учету он давал уроки французского, английского и немецкого языков. Это позволило ему стать бухгалтером Банка Амстердама . [ 4 ]
Взяв за основу этот опыт, Флес вскоре основал свою собственную компанию. [ 3 ] [ 4 ] У Fles & Company было множество интересов, и все они были связаны с удовлетворением потребностей других предприятий. Сюда входили реклама и издательское дело, а также импорт и продажа высококачественных пишущих машинок Adler немецкого производства. [ 4 ] [ 5 ] Появление весьма успешной линии офисной мебели помогло компании расшириться и открыть филиалы по всей территории Нидерландов. [ 2 ] [ 4 ]
Рост нацизма в Германии создал как моральные, так и практические проблемы для импортеров немецких товаров. В 1933 году Флес опубликовал брошюру « Гитлер, гервормер мисдадигера?». ( Гитлер, реформатор или преступник? ), в котором он призвал к бойкоту ввоза всех немецких товаров. [ 6 ] Флес продал свой бизнес и вышел на пенсию в 1934 году. [ 2 ]
Активизм
[ редактировать ]Письмо
[ редактировать ]Самые ранние опубликованные брошюры Флеса « Есть ли место для прописи в современном бухгалтерском учете?» ( Могут ли тетради выполнять функцию в современном бухгалтерском учете? ) (1918) и «Эффективность» (1922) были связаны с миром бизнеса. [ 2 ] [ 4 ] Однако Луи Флес более известен своими обширными работами о политике, религии и образовании. Еще в 1917 году Де Гроен Амстердаммер опубликовал свою критику того, как Социал-демократическая рабочая партия (СДАП) позволяла церквям влиять на голландскую систему образования. В этой статье он обвинил СДАП в «принесении детей в жертву политике». [ 3 ]
Более поздние произведения продолжали критиковать как политические, так и религиозные власти. В книге Kalenderhervorming, Sjabbat en Kerk ( Календарная реформа, Шаббат и церковь ) (1930) Флес впервые заметил, что приверженность культурным и религиозным практикам, которые отличают еврейский народ от окружающей голландской культуры, служит подпиткой антисемитского нарратива о евреях как об иностранцах. . Затем он предложил альтернативные виды деятельности, которыми могли бы заняться семьи, например, посещение музея или другие образовательные мероприятия. [ 2 ] и предостерег своего читателя: «Durf vrij te denken» : «Осмелитесь мыслить свободно». [ 7 ] Он подробно изложил эти идеи в книге Water en vuur ( Вода и огонь ) (1931). Религия, писал Флес, так же противоположна социализму , как вода огню. Здесь Флес повторил свое обвинение в том, что правительство слишком многое поручает религиозным, особенно католическим , властям, особенно в области образования детей. [ 8 ]

В 1933 году Флес использовал псевдоним доктор В. Боттема К. Аз, чтобы опубликовать «Гитлер, один из авторов мифа». ( Гитлер, реформатор или преступник? ). [ 3 ] [ 4 ] Здесь Флес перечислил и описал обращение с евреями при нацистском режиме и заявил, что «любые отношения с Германией в области торговли, искусства, науки, спорта и дорожного движения должны быть прекращены, чтобы Германия была раздавлена экономически и иным образом. " [ 2 ] Позже Флес применил это мнение на практике. Он продал свой бизнес, который во многом зависел от продажи импортных немецких товаров. [ 2 ] а в 1936 году входил в состав комитета по планированию De Olympiade Onder Dictatuur (Олимпиады под диктатурой), которая служила противовесом летним Олимпийским играм, проводившимся в Берлине. [ 2 ] [ 9 ]
Кроме того, Флес вел переписку с другими ведущими мыслителями своего времени, включая расширенные дебаты с Анри Полаком о природе социализма и решительной оппозиции Флеса сионизму . [ 2 ] [ 3 ] Флес чувствовал себя голландцем и считал, что сионизм еще больше отделяет евреев от их голландских соседей-неевреев, одновременно укрепляя имидж еврея как иностранца. Вместо этого Флес выступал за ассимиляцию с культурами, в которых оказались евреи. Он поддержал смешанные браки, чтобы ускорить этот процесс. [ 2 ] [ 3 ] Флес собрал многие свои мысли из этой переписки в брошюру 1939 года « Weg Met Het Zionisme!» ( Долой сионизм! ).
Вещание
[ редактировать ]
Флес стал сотрудничать с Vrijdenkers Radio Omroep (VRO) (Радиовещание вольнодумцев), которое было создано в 1928 году как информационно-просветительская программа ассоциации вольнодумцев De Dageraad («Рассвет») . В 1929 году недавно созданная голландская комиссия по контролю за радиовещанием назвала материалы группы подрывными. [ 2 ] и начал внимательно следить за его передачами. Радиовыступление Флеса Los van de kerk ( «Свободный от церкви ») было вообще запрещено, а многие другие передачи подверглись цензуре за их подрывное содержание, хотя позже они нашли аудиторию в печатном виде. [ 2 ] [ 3 ]
В 1933 году Флес подал иск секретарю Комиссии по контролю за радиовещанием по поводу отсутствия поддержки ВРО со стороны правительства. Он указал, что перепись 1930 года показала, что число «невоцерковленных» граждан резко возросло, и, поскольку это была целевая аудитория ВРО, она должна получить соразмерную поддержку. Однако в том же году ограничения на содержание вещания были резко ужесточены, а в 1936 году лицензия ВРО на вещание была отозвана. Однако документы организации показывают, что Флес был избран в генеральный совет ВРО, а это свидетельствует о том, что организация продолжала работать над восстановлением права на вещание. [ 10 ]
Олимпиада под диктатурой
[ редактировать ]Когда Олимпийские игры 1936 года в Берлине были объявлены закрытыми для евреев и других групп, которые нацистское правительство считало нежелательными, Флес был среди группы голландских бизнесменов и политиков, которые организовали De Olympiade Onder Dictatuur («Олимпиаду под диктатурой»), чтобы продемонстрировать художников Нидерландов и в знак протеста против политики Третьего рейха . [ 2 ] [ 9 ] В число организаторов выставки входили друг и корреспондент Флеса Анри Полак , а также другие голландские лидеры левого толка. [ 3 ] Комитет ясно дал понять, что их выставка была направлена не только на демонстрацию голландского мастерства, но и на протест против манипулирования нацистами искусством и наукой в политических целях. К участию были приглашены художники из соседних стран и даже немецкие художники, бежавшие от нацистского режима. Инициалы самого имени означают DOOD , что по-голландски означает «смерть». [ 2 ] [ 9 ]
Передвижная выставка открылась 1 августа 1936 года и вызвала много споров. В Амстердаме было запрещено использование общественных зданий, а в Роттердаме шоу закрыли всего через несколько дней. Девятнадцать работ были сочтены правительством Нидерландов слишком оскорбительными для Гитлера и были сняты с выставки. Сам немецкий консул охарактеризовал это событие как «чистую провокацию», показав, что усилия комитета не ускользнули от официального внимания Германии. Многие организаторы и участники попали в тюрьму или были казнены после того, как немецкие войска оккупировали Нидерланды в 1940 году. [ 9 ]
В 1996 году, в честь 60-летия DOOD, Муниципальный архив Амстердама разрешил выставить ряд работ с оригинальной выставки в Музее спорта в Берлине , Германия. [ 9 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Есть ли место для прописей в современном бухгалтерском учете? ( Могут ли тетради выполнять функцию в современном бухгалтерском учете? ) (1918)
- Эффективность (1922)
- Календарная реформа, суббота и церковь ( Календарная реформа, суббота и церковь ) (1930)
- Мой ответ главному раввину И. Маарсену ( Мой ответ главному раввину И. Маарсену ) (1930)
- СДАП ( Исповедь 1930)
- Вода и огонь ( Water and Fire ) (1931)
- Образование без религии ( Образование без религии ) (1932)
- Открытое письмо г-ну Дж. Ф. Анкерсмиту в Амстердам ( Open Letter to Mr. J. F Ankersmit Amsterdam ) (1932)
- Гитлер, реформатор или преступник? ( Гитлер, реформатор или преступник? ) (1933)
- : Свобода от церкви ( Запрещенная речь по радио 1933)
- Религия, государственная школа и сионизм ( Religion, Public School and Zionism ) (1935)
- Долой сионизм! ( Долой сионизм! ) (1939)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гусь, Эвелин. «Бутылка, Леви» . Биографический словарь социализма и рабочего движения в Нидерландах . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ганс, EE (1999). Маленькие различия, из которых состоит жизнь. Историческое исследование еврейских социал-демократов и социалистических сионистов в Нидерландах . Университет Амстердама. ISBN 9789050001281 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Бутылка, Леви» . БВСА . Биографический словарь социализма и рабочего движения в Нидерландах. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Люди > Леви Джейкоб Бутылка» . в еврейский Амстердам . Joodsamsterdam.nl. Архивировано из оригинала 16 августа 2011 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ «Адлер» . Виртуальный музей пишущих машинок . Архивировано из оригинала 25 ноября 2014 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Бутылка, Леви (1933). Гитлер, реформатор или преступник? . Бутылка и компания. п. 87 . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Бутылка, Леви (1930). Календарная реформа, Шаббат и церковь . Амстердам, Нидерланды: Флес и компания. п. 67.
- ^ Бутылка, Леви (1931). Вода и Огонь . Амстердам: Флес и компания. стр. 9–15.
- ^ Jump up to: а б с д и Райдинг, Алан (23 апреля 1996 г.). «Голландцы воссоздают антинацистскую художественную выставку 1936 года» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 мая 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ Берт Гасенбек; Ганс Блом; Джо Набуурс (2006). Ни Бога, ни власти. История вольнодумского движения в Нидерландах . Амерсфорт: Бум. п. 142. ИСБН 9085063582 .
- 1872 рождения
- 1940 самоубийств
- 1940 смертей
- Еврейские антифашисты
- Голландские активисты атеизма
- Голландские бизнесмены
- Голландские писатели-публицисты
- Голландские евреи
- голландские социалисты
- Еврейские атеисты
- Еврейские социалисты
- Антисионистские евреи
- Писатели из Амстердама
- Люди из Масслёйса
- Самоубийства с помощью яда
- Самоубийства, связанные с наркотиками, в Нидерландах
- Самоубийства евреев во время Холокоста
- Голландские евреи, погибшие во время Холокоста