Агностический атеизм
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Агностический атеизм – или атеистический агностицизм – это философская позиция, которая охватывает как атеизм , так и агностицизм . Атеисты-агностики являются атеистами, потому что они не верят в существование какого-либо божества, и являются агностиками, потому что они утверждают, что существование божественной сущности или сущностей либо непознаваемо в принципе, либо в настоящее время фактически неизвестно.
Атеиста-агностика можно противопоставить теисту-агностику , который верит, что одно или несколько божеств существуют, но утверждает, что существование или несуществование таковых неизвестно или не может быть известно. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]
Одно из самых ранних определений агностического атеизма дано теологом и философом Робертом Флинтом в его лекции Кроалла 1887–1888 годов (опубликованной в 1903 году под названием «Агностицизм »).
Однако атеист может быть и нередко является агностиком. Существует агностический атеизм или атеистический агностицизм, и сочетание атеизма с агностицизмом, которое можно так назвать, не является редкостью. [5]
Если человек не смог найти никакой веской причины верить в существование Бога, то совершенно естественно и разумно, что он не должен верить в существование Бога; а если так, то он атеист... если он пойдет дальше и после исследования природы и пределов человеческого знания, придя к заключению, что существование Бога не подлежит доказательству, перестанет в него верить на том основании, что он не может знать, что это правда, он агностик и одновременно атеист – агностик-атеист – атеист, потому что агностик... хотя, следовательно, ошибочно отождествлять агностицизм и атеизм, это одинаково ошибочно чтобы разделить их так, как если бы одно исключало другое... [5]
В 1885 году Роберт Г. Ингерсолл , широко известный как «Великий агностик», объяснил свой сравнительный взгляд на агностицизм и атеизм следующим образом: [6]
Агностик – атеист. Атеист – агностик. Агностик говорит: «Я не знаю, но я не верю, что есть какой-либо Бог». Атеист говорит то же самое.
Эпистемологические аргументы
[ редактировать ]Эпистемологический , или агностический, атеизм утверждает, что люди не могут познать Бога или определить существование Бога. Основой гносеологического атеизма является агностицизм, принимающий разнообразные формы. В философии имманентности божественность неотделима от самого мира, включая сознание человека, и сознание каждого человека замкнуто в субъекте . Согласно этой форме агностицизма, это ограничение перспективы предотвращает любой объективный вывод от веры в бога к утверждениям о его существовании.
Рационалистический принимает только агностицизм Канта и Просвещения знания, выведенные с помощью человеческой рациональности; эта форма атеизма утверждает, что боги в принципе неразличимы и, следовательно, о их существовании невозможно знать. Скептицизм , основанный на идеях Юма , утверждает, что уверенность ни в чем невозможна, поэтому никогда нельзя знать наверняка, существует бог или нет. Юм, однако, считал, что такие ненаблюдаемые метафизические концепции следует отвергнуть как «софистику и иллюзию». Отнесение агностицизма к атеизму оспаривается; его также можно рассматривать как самостоятельное, основное мировоззрение.
Другие аргументы в пользу атеизма, которые можно классифицировать как эпистемологические или онтологические , включая логический позитивизм и игностицизм , утверждают бессмысленность или непонятность основных терминов, таких как «Бог», и таких утверждений, как «Бог всемогущ». Теологический нокогнитивизм утверждает, что утверждение «Бог существует» не выражает суждения, но бессмысленно или когнитивно бессмысленно. С обеих сторон спорили о том, можно ли отнести таких людей к той или иной форме атеизма или агностицизма. Философы А. Дж. Эйер и Теодор М. Дрейндж отвергают обе категории, заявляя, что оба лагеря принимают утверждение «Бог существует»; вместо этого они помещают нонкогнитивизм в отдельную категорию. [7] [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрисон, Александр Джеймс (1894). Восхождение веры: или основания уверенности в науке и религии . Лондон: Ходдер и Стротон. п. 21. ОСЛК 7234849 . ОЛ 21834002М .
Пусть агностический теизм означает тот вид агностицизма, который допускает божественное существование; Агностический атеизм для такого рода агностицизма, который думает, что это не так.
- ^ Смит, Джордж Х (1979). Атеизм: дело против Бога . Книги Прометея. стр. 10–11. ISBN 9780879751241 .
При правильном рассмотрении агностицизм не является третьей альтернативой теизму и атеизму, поскольку он касается другого аспекта религиозной веры. Теизм и атеизм относятся к наличию или отсутствию веры в бога; агностицизм относится к невозможности знания о боге или сверхъестественном существе. Термин «агностик» сам по себе не указывает, верит ли человек в бога или нет. Агностицизм может быть теистическим или атеистическим.
- ^ Баркер, Дэн (2008). Безбожник: как евангелистский проповедник стал одним из ведущих атеистов Америки . Нью-Йорк: Улисс Пресс. п. 96. ИСБН 9781569756775 . ОЛ 24313839М .
Люди неизменно удивляются, когда я говорю, что я одновременно атеист и агностик, как будто это каким-то образом ослабляет мою уверенность. Обычно я отвечаю вопросом типа: «Ну, ты республиканец или американец?» Эти два слова служат разным понятиям и не являются взаимоисключающими. Агностицизм обращается к знанию; атеизм обращается к вере. Агностик говорит: «Я не знаю, что Бог существует». Атеист говорит: «Я не верю, что Бог существует». Вы можете сказать обе вещи одновременно. Некоторые агностики атеисты, некоторые теисты.
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 2 апреля 2015 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флинт, Роберт (1903). Агностицизм: Лекция Кроалла за 1887–88 гг . Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 49–51. ОЛ 7193167М .
- ^ Джейкоби, Сьюзен (2013). Великий агностик . Издательство Йельского университета. п. 17. ISBN 978-0-300-13725-5 .
- ^ Дрейндж, Теодор М. (1998). « Атеизм, агностицизм, нокогнитивизм ». Интернет-неверные , Светская веб-библиотека . Проверено 7 апреля 2007 г.
- ^ Айер, AJ (1946). Язык, истина и логика . Дувр. стр. 115–116. В сноске Айер приписывает эту точку зрения «профессору Х. Х. Прайсу ».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]![]() | Этот « Дальнейшее чтение раздел » , возможно, нуждается в очистке . ( Август 2023 г. ) |
- Хоу, Фредерик Р. Вызов и ответ. Гранд-Рапидс: Корпорация Зондерван, 1982. ISBN 0-310-45070-5
- Мартин, Майкл. Теизм. MSN Encarta, 2000. Корпорация Microsoft.
- Мартин, Майкл. Атеизм: философское оправдание. Филадельфия: Temple UP, 1992. ISBN 0-87722-943-0
- Смит, Джордж Х. Атеизм: дело против Бога. 1-е изд. Амхерст: Книги Прометея, 1980. ISBN 0-87975-124-X
- Штейн, Гордон. Энциклопедия неверия. Амхерст: Книги Прометея, 1985. ISBN 0-87975-307-2
- Агностицизм . Забытые книги. стр. 164–. ISBN 978-1-4400-6878-2 .
- Ричард Докинз , «Бедность агностицизма», в «Иллюзии Бога» , «Черный лебедь», 2007 ( ISBN 978-0-552-77429-1 ).
- Робин Ле Пуадевен (28 октября 2010 г.). Агностицизм: очень краткое введение . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-957526-8 .
- Томас Х. Хаксли (4 февраля 2013 г.). Место человека в природе . Публикации Courier Dover. стр. 1–. ISBN 978-0-486-15134-2 .
- Дэвид Юм (1779). Диалоги о естественной религии . Пингвин Букс, Лимитед. стр. 1 –.
- Иммануил Кант (28 мая 2013 г.). Критика чистого разума . Издательство Локи. ISBN 978-0-615-82576-2 .
- Сорен Кьеркегор (1985). Философские фрагменты . Религия-онлайн.org. ISBN 978-0-691-02036-5 . Проверено 9 февраля 2014 г.
- Джордж Х. Смит (1979). Атеизм – Дело против Бога (PDF) . ISBN 0-87975-124-Х . Проверено 9 февраля 2014 г.
- Берман, Дэвид (1990). История атеизма в Великобритании: от Гоббса до Рассела . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-04727-7 .
- Брэдло, Чарльз , Анни Безант и другие. (1884) Атеистическая платформа: 12 лекций . Лондон: Издательство Free Thought. [1]
- Бакли, MJ (1990). У истоков современного атеизма . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-04897-1 .
- Булливант, Стивен; Майкл Руз, ред. (2013). Оксфордский справочник по атеизму . Оксфорд УП. ISBN 9780199644650 .
- Полетел, Энтони (2005). Бог и философия . Книги Прометея. ISBN 1-59102-330-0 .
- Том Флинн, изд. (2007). Новая энциклопедия неверия . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-59102-391-3 .
- Гаскин, JCA, изд. (1989). Разновидности неверия: от Эпикура до Сартра . • Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 0-02-340681-Х .
- Джермани, Алан (15 сентября 2008 г.). «Мистическая этика новых атеистов» . Объективный стандарт . 3 (3). Глен Аллен Пресс. Архивировано из оригинала 28 апреля 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
- Харбор, Дэниел (2003). Путеводитель по атеизму для умного человека . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-3229-9 .
- Харрис, Сэм (2 октября 2007 г.). «Проблема атеизма» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
- Хаусон, Колин (2011). Возражение Богу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-18665-0
- Джейкоби, Сьюзен (2004). Вольнодумцы: история американского секуляризма . Столичные книги. ISBN 978-0-8050-7442-0 .
- Крюгер, Делавэр (1998). Что такое атеизм?: Краткое введение . Нью-Йорк: Прометей. ISBN 1-57392-214-5 .
- Ледрю, С. (2012). «Эволюция атеизма: научные и гуманистические подходы». История гуманитарных наук . 25 (3): 70. дои : 10.1177/0952695112441301 . S2CID 145640287 .
- Ле Пуадевен, Р. (1996). Аргументы в пользу атеизма: введение в философию религии . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-09338-4 .
- Маки, Дж. Л. (1982). Чудо теизма: аргументы за и против существования Бога . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-824682-Х .
- Маритен, Жак (1952). Диапазон разума . Лондон: Джеффри Блес. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 г. Проверено 15 апреля 2013 г.
- Мартин, Майкл (1990). Атеизм: философское оправдание . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN 0-87722-943-0 . Проверено 9 апреля 2011 г.
Атеизм: философское оправдание.
- Майкл Мартин; Рики Моннье, ред. (2003). Невозможность Бога . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 1-59102-120-0 .
- Майкл Мартин; Рики Моннье, ред. (2006). Невероятность Бога . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 1-59102-381-5 .
- МакТаггарт, Джон; МакТаггарт, Эллис (1930) [1906]. Некоторые догмы религии (Новое изд.). Эдварда Арнольда и компании Лондон: ISBN 0-548-14955-0 .
- Нильсен, Кай (1985). Философия и атеизм . Нью-Йорк: Прометей. ISBN 0-87975-289-0 .
- Нильсен, Кай (2001). Натурализм и религия . Нью-Йорк: Прометей. ISBN 1-57392-853-4 .
- Онфрей, Мишель (2007). Атеистический манифест . Нью-Йорк: Издательство Arcade Publishing. ISBN 978-1-55970-820-3 . Архивировано из оригинала 19 мая 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
- Оппи, Грэм (2006). Спор о богах . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-86386-4 . Архивировано из оригинала 19 мая 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
- Раффорд, Р.Л. (1987). «Атеофобия - введение». Религиозный гуманизм . 21 (1): 32–37.
- Робинсон, Ричард (1964). Ценности атеиста . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-824191-7 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
- Розенберг, Алекс (2011). Путеводитель атеиста по реальности: наслаждение жизнью без иллюзий. Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-08023-0
- Рассел, Пол (11 февраля 2013 г.). «Юм о религии» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. 2013 г.). Лаборатория метафизических исследований . Проверено 24 ноября 2013 г.
- Шарп, РА (1997). Моральные аргументы против религиозных убеждений . Лондон: СКМ Пресс. ISBN 0-334-02680-6 .
- Троуэр, Джеймс (1971). Краткая история западного атеизма . Лондон: Пембертон. ISBN 0-301-71101-1 .
- Уолтерс, Керри (2010). Атеизм: Руководство для растерянных. Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-2493-8
- Цукерман, Фил (2010). Общество без Бога: что наименее религиозные народы могут рассказать нам о удовлетворенности . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-9723-5 .
- Цукерман, Фил, изд. (2010). Атеизм и светскость . Санта-Барбара, Калифорния [ua]: Прегер. ISBN 978-0-313-35183-9 .